Статья 56. Целевое обучение

Организаторы программы

Министерство труда и социальной защиты

Национальные проекты России

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской Федерации

Кто может обучаться?

Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;

Безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;

Работники, находящиеся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников;

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

Ветераны боевых действий, принимавшие участие (содействовавшие выполнению задач) в СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24.02.2022, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022, уволенные с военной службы (службы, работы);

Лица, принимавшие в соответствии с решениями органов публичной власти ДНР, ЛНР участие в боевых действиях в составе ВС ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР, начиная с 11.05.2014;

Члены семей лиц, погибших (умерших) ветеранов боевых действий СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24.02.2022, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022, а также лиц, принимавших участие в боевых действиях в ДНР и ЛНР, начиная с 11.05.2014, при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), либо умерших после увольнения с военной службы (службы, работы), если смерть таких лиц наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий);

Молодежь в возрасте до 35 лет включительно, относящиеся к категориям:

Как принять участие в программе?

Подать заявку на интересующую вас программу

В течение трёх дней после подачи заявки получить в центре занятости населения услугу по профессиональной ориентации, по итогам которой будет выдано подтверждение участия в программе, отказ или рекомендация по смене программы обучения

В случае получения рекомендации по смене программы обучения вы можете:
1) отозвать ранее поданную заявку и подать новую на рекомендованную программу;
2) отклонить рекомендацию. В этом случае перед началом обучения вам необходимо подписать с образовательной организацией договор, в соответствии с которым вы обязуетесь найти работу или открыть свое дело после завершения обучения

После успешной подачи заявки ожидайте её рассмотрения. Рассмотрение заявки на обучение может занимать до семи рабочих дней

Зачисление в группу обучения произойдет в течение 10 рабочих дней после одобрения заявки

Часто задаваемые вопросы

Для граждан, желающих принять участие в программе, доступны следующие виды обучения:

Какое направление обучения можно выбрать?

Для обучения вы можете выбрать любое направление, востребованное в вашем регионе (программа может быть изменена по итогам профессиональной ориентации).

Со списком направлений профессионального обучения, дополнительного
профессионального образования, доступных в вашем регионе, вы можете ознакомиться при
заполнении заявки
на обучение.

Где будет проходить обучение?
Можно ли обучаться дистанционно?

Очное обучение проходит на базе образовательных организаций, обладающих квалифицированными
педагогами и необходимым оборудованием. Вы можете обучаться дистанционно, если такое
обучение предусмотрено для конкретной программы.

Место и формат обучения (очный или дистанционный) вы сможете выбрать при заполнении заявки
на обучение.

Сколько времени нужно учиться?

Длительность обучения зависит от выбранной вами программы и графика обучения.
О длительности и графике обучения по выбранной вами программе вы будете проинформированы дополнительно.

Сколько стоит обучение?

Обучение проводится бесплатно.

Какие документы будут выданы по итогам обучения?

По окончании обучения выдаётся документ о квалификации в соответствии с видом образовательной программы. Также могут быть выданы дополнительные документы.
Информацию об этом можно посмотреть в карточке образовательной программы.
По вопросам выдачи документа о квалификации рекомендуем обратиться к обучающему центру (информация была направлена на вашу электронную почту после заполнения заявки на обучение).

Дополнительно вы можете обратиться к федеральному оператору, которого выбрали при заполнении заявки на обучение:

Сколько раз можно проходить обучение?

За время проведения проекта (2021-2024 годы) пройти обучение можно один раз. Если гражданин будет отчислен в процессе обучения (за неуспеваемость или непосещение занятий), он теряет возможность повторной подачи заявки.

Как отслеживать информацию по моей заявке?

Информацию можно посмотреть в личном кабинете в разделе «Моё обучение». Кроме того, при изменении статуса заявки приходит уведомление, а также направляются сведения по электронной почте.

Тысячи выпускников школ мечтают обучаться по целевому направлению. Данный формат поступления в университет (колледж) предусматривает бесплатное обучение, отдельный конкурс и стопроцентное трудоустройство после выпуска из вуза (ссуза). Но не всем удается найти потенциального работодателя, который захочет трудоустроить специалиста с высшим образованием, у которого нет стажа и опыта.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение – это программа вузов (сузов), предусматривающая возможность профессиональной подготовки кадров за государственный счет по выделенной квоте. Студент, поступивший в учебное заведение по указанной преференции, после получения диплома обязан в течение 3 лет выполнять трудовую функцию на предприятии, которое указано в договоре как работодатель. В случае нарушения правила выпускник должен компенсировать финансовые издержки коммерческой структуре, выплатив ей штраф.

Претенденты на целевое обучение не участвуют в общем конкурсе (для них организуется отдельный). Им проще поступить, чем абитуриентам, проходящим на общих основаниях, поскольку конкурс составляет 1,5–2 человека на место. Целевик получает возможность освоить профессию бесплатно, вуз (ссуз) – оплаченное работодателем место, а предприятие – квалифицированного сотрудника.

Правительство постоянно вносит правки в регламент, касающийся распределения квот по наиболее востребованным специальностям.

С 2019 года вопрос с поиском компании-работодателя решается исключительно абитуриентом и членами его семьи.

В 2021 году стали внедряться в практику изменения, суть которых сводится к следующему:

Вопрос квотирования мест для целевиков в текущем году регламентируется распоряжением Правительства №3303-р2 от 23.11.21 г.

На какие специальности дают целевое направление

Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.

В 2022 году в перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления, входят:

Как его получить

На начальном этапе абитуриент должен:

Основные сложности возникают на этапе поиска учреждения, руководство которого будет готово оформить в свой штат специалиста-новичка после его обучения. Этот процесс нужно начинать заранее и в каждой сфере профессиональной деятельности существует своя специфика квотирования рабочих мест.

В системе здравоохранения инициатива исходит от регионального министерства. Ежегодно в сентябре стартует мониторинг ситуации с новыми кадрами в поликлиниках и больницах, после чего формируется заявка в Минздрав. Рассмотрев ее, чиновники определяют количество квот и доводят информацию до региона. Списки с названием вузов, поддерживающих программы целевого обучения, публикуется на официальном интернет-ресурсе ведомства. Абитуриенту остается выбрать вакансию и заключить договор с медицинским учреждением.

Информацию о количествах квот в сфере образования, социального обслуживания, культуры, спорта и прочих профессиональных сфер можно получить на интернет-ресурсах соответствующих ведомств.

Оформление договорных отношений

Абитуриент, заключая договор с предприятием или учреждением, получает гарантию на целевое обучение. На стороне работодателя могут выступать госструктуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Условия соглашения обязывают компанию оплатить обучение будущего сотрудника, а абитуриента – в течение 3 лет после получения диплома проработать на предприятии, которое выступает в качестве работодателя. За нарушение договора стороны несут материальную ответственность.

Если абитуриент отказался работать на предприятии или не окончил вуз, он возмещает все издержки и расходы на обучение, которые понес работодатель. В случае, когда руководство предприятия отказывается оформлять на работу дипломированного специалиста, с которым был заключен договор, оно должно компенсировать ущерб пострадавшей стороне в трехкратном размере средней зарплаты по региону.

В документе также указывается вуз, специальность, по которой будет обучаться абитуриент. Договор стороны подписывают после сдачи экзаменов.

Правила поступления по целевому назначению

Процедура поступления для целевиков идентична той, что предусмотрена для обычных студентов, но для них проводится отдельный конкурс. Они сдают в приемную комиссию стандартный набор документов, приложив к ним заверенную копию договора с работодателем. Целевики претендуют на бесплатные места с учетом выделенных квот в конкретном университете. Они зачисляются первыми, вместе с победителями олимпиад и льготниками.

Плюсы и минусы целевого назначения

Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:

Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:

Оценивая перспективы обучения по целевому назначению, абитуриент должен обращать внимание не только на очевидные перспективы, но и на потенциальные риски. Размер ущерба, который придется возмещать, может быть существенным. Только при полной уверенности, что абитуриент будет работать по специальности, и желании построить карьеру у конкретного работодателя, он может планировать обучение по целевому назначению.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

С 01.05.2024 ст. 56 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.04.2023 N 124-ФЗ). Заключение договоров о целевом обучении будет осуществляться начиная с приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/25 учебный год.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

«Федеральные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ,

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

I. Федеральные основные образовательные программы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — бакалавриат

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — специалитет

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — магистратура

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

2. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

3. Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок

4. Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности

5. Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля

6. Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям

7. Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

8. Дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности

9. Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

10. Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

11. Дополнительные профессиональные программы в сфере частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

12. Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

13. Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)

14. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области противодействия коррупции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *