Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

С 01.01.2025 в наименование ст. 7 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2022 N 169-ФЗ).

1. Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 467-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для:

а) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;

б) организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по производству и (или) первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и ее реализации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии подтверждения по истечении трех лет с даты заключения договора о предоставлении инвестиционного кредита, но не позднее даты окончания срока такого кредита доли дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год (далее — организации и индивидуальные предприниматели, реализующие инвестиционные проекты);

в) организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента Российской Федерации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

(в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;

12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(п. 12 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 236-ФЗ)

13) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции;

(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 280-ФЗ)

14) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками;

(п. 14 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 175-ФЗ)

15) поддержка и развитие сельского туризма.

(п. 15 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 318-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)

3. В качестве критерия отбора субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2011 N 260-ФЗ, от 15.10.2020 N 330-ФЗ)

4. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Льготное кредитование производства, переработки и (или) реализации сельскохозяйственной продукции по ставке не более 5%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Возмещение кредитной организации недополученных доходов происходит напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России. В федеральном бюджете предусмотрены финансивовые средства на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Постановление ПРФ от 29.12.2016 №1528.docx

Субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства

Выделение субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на предоставление средств:

а) сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв — по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого фунта;

б) сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее — молоко);

в) сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые включены в перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской на поддержку племенного животноводства: на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных — по ставке на 1 условную голову; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, — по ставке на 1 голову;

г) сельскохозяйственным товаропроизводителям: на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку элитного семеноводства по ставке на 1 гектар посевной площади, засеянной элитными семенами, под сельскохозяйственными культурами; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат покупателям семян, произведенных в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы», — в виде компенсации 70 процентов затрат. Покупателями семян, произведенных в рамках указанной Федеральной научно-технической программы, признаются юридические лица, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц; физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ в области семеноводства сельскохозяйственных культур — по ставке на 1 гектар посевных площадей, занятых оригинальным и элитным семенным картофелем, и (или) семенными посевами кукурузы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, и (или) семенными посевами подсолнечника для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, а также оригинальных и элитных семян, и (или) семенными посевами сахарной свеклы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1 и (или) семенными посевами овощных культур открытого грунта; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ — по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой льном-долгунцом и технической коноплей; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на приобретение семян кормовых культур, поставляемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (далее — районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), с учетом затрат на доставку — по ставке на 1 гектар посевных площадей, занятых кормовыми культурами на территории субъекта Российской Федерации, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на подготовку низкопродуктивной пашни (чистых паров) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, площадь которой составляет не менее 11 процентов в общей площади пашни на территории субъекта Российской Федерации, — по ставке на 1 гектар низкопродуктивной пашни; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие северного оленеводства, мараловодства и мясного табунного коневодства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие мясного животноводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного (крупный рогатый скот специализированных мясных пород, овцы и козы), за исключением племенных животных; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку производства сельскохозяйственными товаропроизводителями шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, реализующими такую продукцию перерабатывающим организациям, расположенным на территории Российской Федерации, — по ставке на 1 тонну реализованной шерсти; на возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, и (или) животноводства, и (или) товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), с учетом ставок для расчета размера субсидии, установленных планом сельскохозяйственного страхования на соответствующий год, и методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, утраты (гибели) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — методики в сфере сельскохозяйственного страхования) в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», — в размере, рассчитанном в соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Федерального закона; на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, — по ставке на 1 голову; д) научным и образовательным организациям — в виде грантов в форме субсидий на поддержку производства и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства по направлениям, указанным в подпунктах «в» (для научных и образовательных организаций, включенных в перечень, указанный подпункте «в» настоящего подпункта) и «г» настоящего пункта.

Читать также:  Кузбасса от 12.07.2022 № 458 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление ПРФ от 14 июля 2012 г. №717.docx

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусматривающие оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. 1. Средства предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде гранта «Агростартап» на конкурсной основе в соответствии с решениями региональной конкурсной комиссии на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства: по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности — в размере, не превышающем 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат; по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности, в случае если предусмотрено использование части средств гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство, — в размере, не превышающем 6 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат; по иным направлениям проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства — в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат; по иным направлениям проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае если предусмотрено использование части средств гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство, — в размере, не превышающем 4 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат. 2. Средства предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году: связанных с приобретением имущества в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членов (кроме ассоциированных членов) указанного сельскохозяйственного потребительского кооператива, — в размере, не превышающем 50 процентов затрат, но не более 3 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив; связанных с приобретением крупного рогатого скота в целях замены крупного рогатого скота, больного или инфицированного лейкозом, принадлежащего членам (кроме ассоциированных членов) указанного сельскохозяйственного потребительского кооператива на праве собственности, — в размере, не превышающем 50 процентов затрат, но не более 10 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив; связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции (за исключением продукции свиноводства) и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, — в размере, не превышающем 50 процентов затрат, но не более 10 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив; связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива (кроме ассоциированных членов).

Субсидии юридическим лицам на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса

Субсидия позволяет возместить за счет средств федерального бюджета часть прямых затрат, понесенных на создание и (или) модернизацию объектов АПК. Претендовать на получение этого вида поддержки могут предприятия, начавшие строительство и (или) модернизацию плодохранилищ, картофелехранилищ и овощехранилищ, тепличных комплексов, молочных ферм, свиноводческих комплексов, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, оптово-распределительных центров, начаты не более чем за 3 года, предшествующих году предоставления субсидии.

Приказ Минсельхоза РФ №479.docxПостановление ПРФ от 14 июля 2012 г. №717.docx

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.

Межбюджетные трансферты предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 г. включительно, до дня полного погашения обязательств заемщика в соответствии с кредитным договором (договором займа).

ППРФ от 6 сентября 2018 г. N 1063.docx

Субсидии производителям сельскохозяйственной техники с целью снижения ее стоимости для сельхозтоваропроизводителей

Субсидии предоставляются производителю:
в размере 15 процентов цены сельскохозяйственной техники (без учета налога на добавленную стоимость), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники;
в размере 20 процентов цены сельскохозяйственной техники (без учета налога на добавленную стоимость), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники;
По договорам купли-продажи и договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным с 15 августа 2018 г. до 15 декабря 2018 г., по которым производителем (дилером) и сельскохозяйственным товаропроизводителем или российской лизинговой компанией подписан акт приема-передачи (акт технической приемки) сельскохозяйственной техники до 31 декабря 2018 г., субсидии предоставляются:
в размере 25 процентов цены сельскохозяйственной техники (без учета налога на добавленную стоимость), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники;
в размере 30 процентов цены сельскохозяйственной техники (без учета налога на добавленную стоимость), но не более предельного размера субсидии на единицу сельскохозяйственной техники.

О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов см. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ.
О решениях Правительства РФ, вносящих изменения в объемы распределения бюджетных ассигнований, утвержденных данным документом,

В будущем году одним из приоритетов господдержки сельского хозяйства станут вопросы импортозамещения.

Достигнув пороговых значений показателей Доктрины продовольственной безопасности по зерну, сахару, растительному маслу, мясу, рыбе, страна остается импортозависимой по ряду направлений, которые напрямую влияют на насыщение внутреннего рынка. Есть проблемы с отечественными семенами основных сельхозкультур, племенным поголовьем птиц и животных, с некоторыми видами сельхозтехники, а также связанные с кормовой базой и ветеринарными препаратами.

В 2023 году господдержка АПК будет увеличена и составит 445,8 миллиарда рублей, эти средства пойдут на выполнение трех госпрограмм, сообщили в Минсельхозе России. Цель программ — решение вопросов по импортозамещению и комплексному развитию АПК и сельских территорий.

Структура расходов на АПК

По данным Минсельхоза России, бюджет госпрограмм по комплексному развитию сельских территорий и эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиорации увеличен: на первую планируется направить 59,9 миллиарда рублей, что на 7,4 миллиарда больше, а на вторую — 38,4 миллиарда, рост составил 13,2 миллиарда рублей.

Читать также:  Государственной программой патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 годы

В рамках госпрограммы АПК несколько сокращены объемы поддержки льготного кредитования экспортно ориентированных предприятий, субсидии производителям зерновых культур и предприятиям хлебопекарной промышленности. Но при необходимости финансирование будет увеличено. Источником, как и в 2022 году, станут экспортные пошлины.

«От общего объема средств, предусмотренных на госпрограмму АПК в 2023 году, половина — 173,4 миллиарда рублей — будет направлена на стимулирование инвестиционной деятельности, четвертая часть — 83,4 миллиарда рублей — на развитие отраслей и техническую модернизацию АПК. Еще 12 процентов средств, или 41,4 миллиарда рублей, планируется направить на поддержку экспорта. На субсидии производителям зерновых культур предусмотрено 10 миллиардов рублей», — сообщили в минсельхозе. Вырастут объемы поддержки таких направлений, как виноградарство и виноделие, закладка многолетних насаждений, племенное животноводство и мясное скотоводство, сельский туризм.

Есть и нововведения. Так, поддержка производства и реализации молока будет проводиться только в рамках стимулирующей субсидии, при этом ее совокупный объем в 2023 году увеличен более, чем на 2,7 миллиарда рублей. С 2023 года поддержка овощеводства вынесена из всех текущих субсидий в отдельный федеральный проект с объемом финансирования пять миллиардов рублей. В компенсирующей субсидии упрощен расчет лимитов на страхование. Введена новая субсидия — на один килограмм живой массы крупного рогатого скота не старше 24 месяцев, направленного на убой, и уточнены показатели по приобретению племенного молодняка.

Кроме того, правила предоставления субсидий на компенсацию части прямых понесенных затрат дополнены двумя направлениями — объекты по производству кормов для аквакультуры, а также приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции.

Развитие семеноводства

Один из актуальных вопросов импортозамещения — развитие собственной семеноводческой базы. Сейчас, по экспертным оценкам, доля импортных семян в российском растениеводстве составляет около 55 процентов для кукурузы, 65 процентов для картофеля, 73 процента для подсолнечника, более 80 процентов для овощей и 97 процентов для сахарной свеклы. При этом в Доктрине продовольственной безопасности обозначено, что доля отечественных семян в сельском хозяйстве страны к 2030 году должна составить не менее 75 процентов.

Правительство расширило комплекс мер поддержки отрасли. С 2023 года с 20 до 50 процентов должен увеличиться размер возмещения части затрат на создание или обновление селекционно-семеноводческих комплексов. Также расширится грантовая поддержка аграриев, участвующих в реализации комплексных научно-технических проектов, в том числе в области семеноводства технических культур.

«После введения санкций отрасль семеноводства испытывает дефицит оборудования. Нужна узкоспециализированная техника, семеноводческие комбайны. При этом большинства позиций такой техники пока нет в разрешенных к ввозу в рамках параллельного импорта. Нужен комплекс протекционистских мер для семеноводческих хозяйств. Надеемся, что новый, созданный в этом году департамент селекции и семеноводства Минсельхоза России, сможет консолидировать проблематику селекционно-семеноводческих хозяйств и проработает пути решения многих вопросов», — заявил «РГ» Александр Закускин, руководитель проектов по GR кукурузокалибровочного завода «Золотой початок».

Говоря о мерах поддержки семеноводства, эксперт отметил позитивные сдвиги. В их числе, помимо упомянутой поддержки создания и модернизации семеноводческих центров, обнуление ставки НДС на три-пять лет для семян сельхозрастений отечественной селекции с 2023 года. Важно и закрепление на законодательном уровне понятия «семена отечественной селекции» — именно такое понятие используется в Доктрине продовольственной безопасности. Законодательное закрепление определения позволит в дальнейшем оказывать господдержку именно производителям семян сортов (гибридов) отечественной селекции и объективно судить о выполнении параметров доктрины.

Импортозамещение в животноводстве

Пока высок и уровень импортозависимости от зарубежного генетического материала в животноводстве, отмечает в разговоре с «РГ» Надежда Орлова, завотделом экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований НИУ ВШЭ. «Наибольшая фактическая зависимость характерна для интенсивного индустриального птицеводства и свиноводства», — подчеркивает эксперт.

По словам Надежды Орловой, для развития собственного птицеводства необходимо поддерживать разработку готовых решений по массовому размножению кроссов и стабильности получаемого генетического поголовья, а также по созданию совместных предприятий с племенными репродукторами из Турции или Аргентины. «Эти страны еще не монополизированы европейскими и американскими производителями племенного поголовья птицы», — отмечает Надежда Орлова.

В качестве решения проблем для свиноводства экспертами предлагается введение программы по управлению качеством текущего поголовья и вывода из него худших по производительности и генетике животных.

Что касается крупного рогатого скота, то также стоят задачи повышения эффективности отечественной племенной работы на принципах геномной селекции.

Дело техники

До введения санкций примерно 50 процентов сельскохозяйственной техники приходилось на зарубежную, соответственно, ей были необходимы комплектующие и сервисное обслуживание.

После санкций ситуация осложнилась тем, что в России часть узлов и комплектующих не производится, поэтому нужна замена, отмечает в разговоре с «РГ» зампредседателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. «Разумно создать рабочую межфункциональную группу с участием минсельхоза, минпромторга, представителей машиностроительных предприятий и инжениринговых компаний, чтобы начать запуск основных технических узлов», — говорит эксперт.

При этом нельзя сказать, что какая-либо категория импорта создала непреодолимые трудности для сельхозпроизводителей в этом году. «Сельхозпроизводители в 2022 году были готовы к посевным и уборочным работам, отрасль не ощутила острой нехватки техники. Если наладится процесс параллельного импорта и будет урегулирован вопрос выдачи электронных паспортов для сельхозтехники, проблема будет решена и в следующем году», — рассказал «РГ» Михаил Фролов, партнер практики АПК компании «Технологии доверия».

При этом отечественные проекты в селекции, генетике и производстве техники являются капиталоемкими с длинными сроками реализации и, соответственно, окупаемости. Такие проекты активизируются, но процесс будет небыстрым, отмечает Михаил Фролов. Первые масштабные результаты можно будет увидеть примерно через пять лет.

Грант на развитие бизнеса и субсидии для сельского хозяйства – это финансовая помощь, предоставляемая правительством, некоммерческими организациями или частными фондами для поддержки малых и средних предприятий. Они могут использоваться для различных целей, включая расширение бизнеса, инновационные проекты, обучение и развитие кадров, маркетинг и рекламу. Получение иногда бывает конкурентным и требует соблюдения определенных критериев и условий.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Это финансовая поддержка, которую может предоставить организация или государственный орган, чтобы помочь развивать бизнес-проекты и создавать новые рабочие места.

Особые условия предоставляются для поддержки малых и средних предприятий, которые нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах для роста и расширения своей деятельности.

Гранты обычно направлены на различные цели:

Субсидии предоставляют как отдельным предпринимателям, так и бизнес-ассоциациям и организациям, которые предоставляют услуги для поддержки развития малого и среднего бизнеса.

В отличие от кредитов, такие типы спонсирования не требуют возврата денежных средств, что делает их более привлекательными для начинающих предпринимателей и тех, кто не имеет достаточной кредитной истории или гарантий для получения крупного банковского займа. Однако, это не значит, что денежные средства выдают «просто так».

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Для получения гранта требуется составить бизнес-план и соблюдать определенные условия, которые устанавливает инвестор.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Сегодня российское правительство крайне заинтересовано в развитии отечественного производства. Сельскому хозяйству здесь отводится отдельная роль. Это связано с множеством факторов, среди которых можно выделить три основных:

Правительство России видит потенциал роста на данном направлении, поэтому из бюджета готовы выделять немалые средства для развития сельского хозяйства, для поддержки фермеров на местах. Ну а начинающим предпринимателям стоит ознакомиться со всеми программами, чтобы выбрать наиболее подходящую.

В стране несколько программ поддержки фермеров. Подробнее о каждой будет написано ниже.

Программа «Агростартап» предоставляет финансовую помощь предприятиям агропромышленного комплекса.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Сколько денег дают? Животноводческие компании, планирующие выращивать крупный рогатый скот на молоко и мясо, могут получить субсидии в размере до 7 миллионов рублей. Другие агропредприятия – до 3 миллионов рублей. Потратить их надо за полтора года.

Потратить выделенные денежные средства можно на приобретение участка земли, производственного здания, специального оборудования и техники.  Также можно купить животных для разведения (но не свиней или птицу).

Получатели должны создать как минимум одно или два постоянных рабочих места, инвестировать не менее 10 % собственных средств и поддерживать рабочие места в течение пяти лет. Для подачи заявки необходимо представить несколько документов, включая план расходов и план проекта.

Право на получение помощи по программе «Агростартап» на развитие сельского хозяйства имеют физические лица, организации и предприятия, занимающиеся производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. К ним относятся:

Важно проверить конкретные критерии соответствия требованиям программы в регионе проживания фермера.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Что нужно будет сделать:

Форма подачи такой заявки утверждается на уровне регионов, нужно быть внимательным при оформлении.

Для тех, кто заинтересован в проектах сельского туризма, российское правительство предлагает программу помощи на развитие агротуризма.

Читать также:  Государственная программа изучения иностранных языков

Сколько денег дают? Малые и микропредприятия в сельскохозяйственном секторе могут получить поддержку в размере до 10 миллионов рублей.

Частные подсобные хозяйства исключены из этой программы.

Средства могут быть использованы по разным направлениям, но должны быть связаны хотя бы косвенно с развитием туризма в регионе. Например, можно построить капитальные объекты для размещения туристов, приобрести оборудование, подключить необходимые коммуникации или благоустроить территорию.

Получатели должны использовать средства в течение 18 месяцев и взять на себя обязательство работать над проектом не менее пяти лет. Программа требует софинансирования в размере от 10% до 25%, в зависимости от суммы гранта.

Придется представить подробный бизнес-план и выписку с банковского счета. Рекомендуется проконсультироваться с региональным сельскохозяйственным агентством по поводу конкретных требований к заявке.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Жители сельской местности могут претендовать на участие в программе «Семейная ферма», по которой можно получить до 30 миллионов рублей на расширение деятельности.

Для получения необходимо:

Субсидию можно использовать для приобретения оборудования и скота, строительства или покупки зданий для производства, а также для погашения до 20 % инвестиционного кредита.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Грант дополнительно требует совместного финансирования, при котором предприниматель покрывает 40 % расходов по проекту, а оставшиеся 60 % вкладывает государство. (На Дальнем Востоке региональные власти могут выделить до 70 % средств).

На каждые полученные 10 миллионов рублей придется открыть 1 рабочее место.

Грант на развитие семейной фермы должен быть потрачен в течение двух лет. При этом в ближайшие 5 лет нужно будет сохранять открытые рабочие места.

Необходимые документы для получения включают бизнес-план, регистрационные документы, налоговую информацию и письменное обязательство софинансировать проект. В некоторых регионах также может потребоваться вступление в сельскохозяйственный кооператив.

Сельскохозяйственные производители получают до 30 миллионов рублей на реализацию инвестиционного проекта в рамках программы «Агропрогресс», если они соответствуют определенным критериям.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Право на получение имеют малые предприятия и микропредприятия, но не фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств или кооперативы.

У предприятия должна быть своя история – перед получением субсидии необходимо проработать не менее 2 лет, причем именно в сельской местности.

Грант «Агропрогресс» целевой – используется для реализации инвестиционного проекта. В данном случает, государство может покрыть до 25 % общих затрат, а получатель должен внести не менее 5 % своих средств. Остальные 70 % – это целевой инвестиционный кредит под конкретный проект.

Средства могут быть использованы для приобретения зданий, оборудования, машин, транспортных средств и животных (не свиней).

С момента оформления, помощь от государства для представителей сельскохозяйственной отрасли необходимо использовать в течение двух лет. При этом игнорируются проекты, которые были начаты еще до получения данного гранта.

Заявители должны представить бизнес-план и другие документы, включая выписку с банковского счета и справку о положительном решении банка. За дополнительной информацией лучше обращаться к региональным властям, потому что бывают местные дополнения к условиям и требованиям.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Сельскохозяйственные кооперативы, которые существуют не менее года и получают более 70 % дохода от переработки или продажи сельскохозяйственной продукции, имеют право на получение крупной субсидии на развитие материально-технической базы.

Сколько денег дают? В рамках данной программы, государство готово выделить до 70 миллионов рублей.

Потратить их можно только на серьезные цели: покупка или возведение зданий для производства, хранения или переработки сельскохозяйственной продукции. Допускается покупка специализированной техники или оборудования.

Также программа покрывает до 20 % инвестиционного кредита и проценты за период до 18 месяцев.

Чтобы претендовать на получение денег, кооператив должен внести 40 % необходимых средств на реализацию проекта, за исключением Дальневосточного округа, где госорганы обещают покрыть до 70 % затрат на проект.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Средства должны быть потрачены в течение двух лет, а имущество, приобретенное на полученные средства, не может быть продано, сдано в аренду или обменено в течение пяти лет.

Для получения средств кооператив должен подать заявку, бизнес-план и различные документы, подтверждающие его юридический статус и финансовые возможности.

Кооператив также должен предоставить план расходов и письменные обязательства. В зависимости от регионального органа власти могут потребоваться и другие необходимые документы.

Подобные сельхоз субсидии, предоставляемые государством, могут стать решающим фактором в успешном развитии бизнеса в сельской местности. Ведь развитие материально-технической базы требует серьезных вложений. При этом, у небольших фирм и фермерских хозяйств обычно просто нет свободных средств для инвестиций.

Желающие получить помощь от государства на сельское хозяйство, должны внимательно изучить доступные программы государственной поддержки и выдвигаемые требования. Особое внимание стоит уделить требованиям в плане деятельности и целевому назначению. Например, многие пытаются оформить субсидию «Агростартап», планируя разводить свиней, что недопустимо.

После внимательного изучения условий программ и выбора, можно подать заявку в местные органы власти. Помощь на сельское хозяйство может быть предоставлена на развитие конкретного направления в аграрном секторе, а также на поддержку инновационных проектов.

Многие гранты предполагают софинансирование со стороны государства, но тут не нужно бояться. При участии в подобных программах, при наличии хорошего бизнес-плана, следует обращаться в банки, чтобы оформить льготный инвестиционный кредит.

Сегодня субсидии для сельского хозяйства становятся важным ресурсом для развития бизнеса в регионах, вдали от крупных городов.

Любому фермеру, владельцу подсобного хозяйства или руководителю кооператива, стоит обратить внимание на программы субсидий сельского хозяйства, предоставляемые государством. Все они различаются по условиям и требованиям, но подобрать подходящую программу не составит труда.

Одной из важных особенностей таких программ является размер субсидий сельского хозяйства, который зачастую может покрыть значительную часть стоимости всего проекта.

Прежде чем пытаться получить субсидию, лучше подготовить подробный бизнес-план, в котором продумать не только основную цель, но и каждую мелочь. Чем более детальным и продуманным будет планирование, тем проще получить деньги. Более того, у самого фермера будет четкое понимание, как правильно потратить субсидию от государства, чтобы в самое ближайшее время выйти на более высокие показатели прибыли.

Получить подробности обо всех доступных программах субсидий сельского хозяйства на 2023 год можно в региональных органах власти. Нередко в отдельных регионах запускают собственные проекты, где требования отличаются.

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Соискатели на получение гранта от государства должны помнить, что у бизнесмена или компании не должно быть долгов по налогам и сборам, все штрафы закрыты.

Все возможные гранты и субсидии для сельского хозяйства анонсируют в первом квартале текущего года. Готовиться лучше заранее, чтобы сразу после объявления конкурса подать свою заявку. Как правило, в регионах ограничен общий бюджет – то есть, деньги получат те, кто успеет раньше других подать заявку по всем правилам. Во второй половине года получить субсидию уже почти нереально.

Если все оформлено правильно, заявка одобрена, денежные средства поступают на счет фермера или фирмы. Далее их следует тратить исключительно в рамках тех целей, которые были расписаны в заявке. Нецелевое использование денег может иметь неприятные последствия – как минимум, придется вернуть выданный грант.

Владельцы личных подсобных хозяйств сегодня могут регистрироваться в качестве самозанятых, чтобы потом на законных основаниях реализовывать свою продукцию, не имея претензий со стороны налоговых органов.

Для них также предусмотрена помощь от государства, которая может покрыть часть затрат. Подать заявку на грант могут те, кто выращивает определенные овощи или занимается производством молока.

Для справки! Размер субсидии самозанятым напрямую зависит от объемов производства, и может отличаться в отдельных регионах.

Узнать о субсидиях для самозанятых лучше у представителей региональной власти. В большинстве случае обращаться могут только те, кто уже проработал в отрасли не менее 12 месяцев.

Как и в случае с фермерами и компаниями, нужно будет предоставить пакет бумаг: подтвердить статус самозанятого, показать отчеты о предыдущей деятельности. После получения гранта самозанятый должен будет предоставить договора купли-продажи, накладные или чеки, чтобы показать целевое использование выделенных средств.

Сегодня субсидии для сельского хозяйства и фермеров являются важным инструментом государственной поддержки развития аграрного сектора. При изучении списка условий и требования становится ясно, что помощь для представителей отрасли не ограничивается отдельными направлениями. Подходящую программу можно найти практически всем.

Сельхоз субсидии могут быть предоставлены как юридическим, так и физическим лицам. Фермеры и даже самозанятые также имеют право на получение субсидий для финансирования своей деятельности. Большинство программ предполагают софинансирование, а также открытие новых рабочих мест. При наличии проработанного бизнес-плана, проблем с получением помощи от государства не будет.

Записаться
на консультацию

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами проконсультируем по любым вопросам

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *