Структура финансирования государственных программ

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. , ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А , позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

  • Базовые нефтегазовые доходы, то есть 8 трлн рублей.
  • Прочие поступления — все, что кроме нефти и газа.
  • Расходы на обслуживание госдолга.
  • Сальдо предоставления бюджетных кредитов.

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Более того, в 2023 и 2024 годах потолок расходов решили еще немного сдвинуть вверх — на 2,9 и 1,6 трлн рублей соответственно. Это позволит финансировать заложенный в бюджете на эти годы дефицит.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Структура управления программой

Основная статья: Кто и как управляет развитием цифровой экономики

Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.

2019

Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ.

Кассовое исполнение расходов по «Цифровой экономике» по итогам 2019 года составило 73,3% (73,8 млрд рублей). Среди причин такого низкого показателя в Счётной палате назвали новую редакцию нацпрограммы, которая была утверждена через полгода с момента ее реализации в 2019 году, многочисленные изменения в программу, а также перераспределения расходов между результатами федеральных проектов (за 2019 год утверждено 33 запроса на изменение программы и 54 запроса на изменение федеральных проектов). Кроме того, повлияло несвоевременное принятие нормативных правовых актов (повлекло позднее заключение соглашений), длительность процедур по размещению закупок и, как следствие, позднее заключение заказчиками госконтрактов.

Из-за низкого кассового исполнения расходов по «Цифровой экономике» Минкомсвязи и подведомственные ему Россвязь, Роскомнадзор и Роспечать потратили лишь 77,1% от выделенных из федерального бюджета средств.

Структура финансирования государственных программ

Структура финансирования государственных программ

Половина запланированных результатов «Цифровой экономики» в 2019 году не достигнута

Также Счётная палата выявила отставание в реализации госпрограммы «Информационное общество». На выполнение этого проекта Минкомсвязи в 2019 году выделило 240 млрд рублей. Из них ведомство израсходовало 218,4 млрд рублей (91%). Из 74 целевых показателей не были достигнуты 12.

Исполнение бюджета по итогам первых девяти месяцев — на уровне 12,3%

11 ноября 2019 года стало известно, что по итогам первых девяти месяцев 2019 г. уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальную программу «Цифровая экономика» составил 12,3%. Это следует из доклада Счетной палаты по исполнению бюджета за указанный период. С учетом того, что в 2019 г. на эту нацпрограмму было выделено 108 млрд руб., к сентябрю 2019 г. из них было израсходовано только 13,3 млрд руб.

Среди национальных программ «Цифровая экономика» занимает по этому показателю 13, то есть последнее, место. По итогам первого полугодия 2019 г. она также была в этом рейтинге на последнем месте.

Средний уровень исполнения расходов по всем нацпрограммам составляет 52,1%. Это на 10,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета, который достигает 62,9%.

Пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков заявил, что низкий уровень исполнения бюджета «Цифровой экономики» объясняется ее сложной системой управления. По словам Новикова, специфика нацпрограммы предполагает внесение множества изменений.

Задержки в освоении бюджета

Структура финансирования государственных программ

Сокращение финансирования программы «Цифровая экономика» более чем в 2 раза — до 1,6 трлн рублей

11 февраля 2019 года стало известно, что Правительство опубликовало материалы Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, посвященные 12 национальным проектам. В числе прочих опубликована краткая справка по национальной программе «Цифровая экономика».

Структура финансирования государственных программ

Согласно справке, общие расходы этой программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взято из внебюджетных источников. Указанная сумма расходов более чем в два раза меньше той, чем была заложена в последний вариант программы (3,54 трлн руб.)

Структура финансирования государственных программ

В том числе значительно были сокращены расходы на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты» — до 451,8 млрд руб. (сокращение более чем в три раза) — и на федеральный проект «Цифровое государственное управление» — до 235,7 млрд руб (сокращение более чем в четыре раза).

Структура финансирования государственных программ

Из федерального проекта «Цифровое государственное управление» были исключены расходы на сумму 865 млн руб. По всей видимости, это уже включенные в федеральный бюджет расходы на информатизацию органов государственной власти. А расходы федерального проекта «Цифровые технологи и проекты» сократились на 1,04 трлн руб. — по всей видимости, за счет внебюджетного финансирования. Суммарно расходы по обоим федеральным проектам сократились на 1,87 трлн руб.

Структура финансирования государственных программ

2018

Как стало известно 23 ноября 2018 года в бюджете на следующие три года, который одобрила в третьем чтении Госдума, на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» в 2019-2021 гг. отведено порядка 403 млрд руб. Из них около 108 млрд руб. будет потрачено в 2019 г., чуть более 123 млрд руб. — в 2020 г., и почти 172 млрд руб. — в 2021 г. Об этом свидетельствуют приложения к закону о бюджете, размещенные на сайте системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД).

Если говорить отдельно о шести направлениях, которые составляют нацпрограмму, то средства распределились следующим образом. На информационную инфраструктуру будет потрачено около 152 млрд руб. за три года, на цифровое госуправление — чуть более 101 млрд руб., на цифровые технологии и проекты — 88,5 млрд руб., на кадры для цифровой экономики — более 46 млрд руб., на информационную безопасность — более 15 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды — 794 млн руб.

Если говорить конкретно о следующем 2019 г., то бюджетом предусмотрены такие расходы по данным шести направлениям. На информационную инфраструктуру будет потрачено около 41,7 млрд руб., на цифровое госуправление — 29,2 млрд руб., на цифровые технологии и проекты — 21,5 млрд руб., на кадры для цифровой экономики — 10,5 млрд руб., на информационную безопасность — 4,8 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды — 265 млн руб.

Что касается 2020-2021 гг., то на реализацию направлений нацпрограммы в бюджете определены следующие суммы. На информационную инфраструктуру зарезервированы 48 млрд руб. и 62 млрд руб. соответственно, на цифровое госуправление — 31 млрд руб. и 41 млрд руб., на цифровые технологии и проекты — 25,5 млрд руб. и 41,6 млрд руб., на кадры для цифровой экономики — 13,3 млрд руб. и 22,4 млрд руб., на информационную безопасность — 5,6 млрд руб. и 4,9 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды — по 265 млн руб.

По направлению «Информационная инфраструктура» на обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных в 2019-2021 гг. предусмотрено 500 млн руб., 2,8 млрд руб. и 4,4 млрд руб. соответственно. По этому же направлению на присоединение Чукотского автономного округа к единой сети электросвязи России зарезервировано 234 млн руб., 500 млн руб. и 4 млрд руб. в год.

Читать также:  Государственная программа рязанской области социальное и экономическое развитие населенных пунктов

В рамках направления «Цифровое госуправление» на обеспечение информационно-аналитического и экспертно-аналитического сопровождения в сфере контрольной и надзорной деятельности предусмотрено 153,4 млн руб. в год. На создание национальной системы управления данными в 2019-2021 гг. зарезервировано 510,5 млн руб., 502,8 млн руб. и 509,8 млн руб. соответственно.

Направление «Кадры для цифровой экономики» включает в себя такое мероприятие как проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий, на что в ближайшие три года планируется выделять более 470 млн руб. ежегодно.

В рамках этого же направления на развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в 2019 г. и 2020 г. предусмотрено около 1,8 млрд руб., а в 2021 г. — 2,7 млрд руб. На предоставление грантов физическим лицам на реализацию проектов в области цифровой экономики зарезервировано 250 млн руб. ежегодно. На тиражирование лучших практик по развитию цифровой грамотности школьников на базе русских школ за рубежом планируется потратить 309 млн руб. в 2019 г. и 340 млн руб. — в 2021 г. Сумма за 2020 г. в приложении к закону о бюджете отсутствует.

По направлению «Информационная безопасность» на доведение уровня безопасности объектов критической информационной инфраструктуры до установленных законодательством зарезервировано 150 млн руб. в 2020 г. и 100 млн руб. в 2021 г. Значение за 2019 г. не указано. На создание и функционирование Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, а также создание, эксплуатацию и развитие информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования предусмотрено в 2019-2021 гг. 597 млн руб., 699 млн руб. и 546 млн руб. соответственно.

На обеспечение защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности в условиях цифровой экономики планируется выделить 834 млн руб., 454 млн руб. и 409 млн руб. в год. Создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации обойдется в течение трех лет в 104 млн руб., 119 млн руб. и 139 млн руб. в год.

Государственная поддержка автономной некоммерческой организации «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» составит 34,7 млн руб. ежегодно.

По направлению «Цифровые технологии и проекты» на реализацию комплекса мер по поддержке разработки и внедрения российскими организациями технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений в целях повышения доступности российского ПО и программно-аппаратных комплексов для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в 2019-2021 гг. предусмотрено 2 млрд руб. ежегодно.

На разработку и реализацию дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий зарезервировано 2,1 млрд руб., 2,8 млрд руб. и 6 млрд руб. в год. Государственная поддержка компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий обойдется бюджету в 3 млрд руб., 2,5 млрд руб. и 5,5 млрд руб. в год.

Поддержка проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий составит в 2019-2021 гг. 11,7 млрд руб., 15,7 млрд руб. и 25,6 млрд руб. в год.

В сентябре 2018 года глава Минкомсвязи Константин Носков сообщал, что бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» в 2019–2024 гг. составит 2,16 трлн руб. В конце 2017 г. прежний глава Минкомсвязи Николай Никифоров говорил, что необходимый объем финансирования программы составит 520 млрд руб.

В начале августа 2018 г. РБК писал со ссылкой на имеющийся у него проект документа Минкомсвязи, что бюджет «Цифровой экономики» до 2024 г. может превысить 3,5 трлн руб. К тому моменту Николай Никифоров уже не занимал пост главы министерства — министром связи и цифрового развития стал Константин Носков.

Как распределяется 1 трлн рублей, выделяемый на цифровую экономику правительством РФ

16 октября 2018 года глава Минкомсвязи Константин Носков презентовал финальную версию нацпроекта «Цифровая экономика».

Главная его задача – совершение рывка в повышении качества жизни, модернизации экономики, госуправления, инфраструктуры на основе использования цифровых технологий, отметил Носков. В Минкомсвязи называют это единственным шансом для России стать глобальным мировым лидером в экономическом развитии. К 2024 году Россия будет стремиться к лидерству в области математического образования, экспорта ИКТ-продукции, доступности мобильного интернета, развивать научный потенциал в сфере цифровой экономики.

Расходы федерального бюджета на нацпроект «Цифровая экономика» до 2024 года составят 1 трлн 80 млрд рублей. Это финансирование планируется выделить дополнительно к ИКТ-расходам федеральных ведомств, которые каждый год составляют 110-120 млрд рублей.

Новый триллион распределится между Минкомсвязью и Минэкономразвития, как показано на слайде ниже. В 2019 году через Министерство цифрового развития будет направлено около 95 млрд рублей. Далее по годам будет увеличение – 120 млрд, 150 млрд, 250 млрд и так далее, пояснял ранее Константин Носков в интервью TAdviser.

Структура финансирования государственных программ

Распределение федеральных вложений в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Слайд из презентации Константина Носкова

Структура финансирования государственных программ

Некоторые отраслевые программы цифровизации. Слайд из презентации Константина Носкова

В дополнение к федеральным вложениям предполагается привлекать финансирование проектов в области цифровизации со стороны бизнеса и региональных органов власти.

В федеральном бюджете нашелся дополнительный триллион на нацпрограмму «Цифровая экономика»

По данным «Ведомостей», одобренный правительством в сентябре 2018 года паспорт проекта национальной программы «Цифровая экономика» предполагает затраты в размере 3,5 трлн руб., из которых 2 трлн руб. за 2018–2024 гг. должен потратить федеральный бюджет.

Структура финансирования государственных программ

Бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» составит 3,5 трлн руб.

820 млрд руб. федеральных средств, т.е. примерно по 117 млрд руб. в год, ранее уже были запланированы на информатизацию госорганов.

Под информатизацией госорганов подразумевается организация рабочих мест сотрудников министерств и ведомств, обеспечение их связью, развитие их собственных ИТ-систем и поддержку государственных информационных систем (ГИСы), объяснил «Ведомостям» директор центра компетенций по импортозамещению в ИТ-сфере Илья Массух.

Ранее планировалось, что объем федеральных средств, выделяемых на программу, составит порядка 1,15 трлн руб.

Запланированные на нацпрограмму расходы касаются только федерального бюджета и внебюджетных источников, но не включают региональные расходы.

План затрат в размере 2,6 трлн руб в период 2018-2024 гг. Таблица затрат

Ниже представлен расчет затрат на национальную программу «Цифровая экономика РФ», в соответствии с проектом, внесённым Минцифрой в правительство в августе 2018 года.

Финансовое обеспечение реализации национальной программы

Расходы на цифровую экономику в России оценили в 1,2 трлн рублей

21 августа 2018 года была названа новая оценка расходов на реализацию национальной программы «Цифровая экономика». Из федерального бюджета может быть выделено 1,2 трлн рублей, которые будут потрачены в течение пяти лет — с 2019 по 2024 годы, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы к совещанию у российского замминистра финансов Андрея Иванова.

Как уточняют источники газеты, проект затрат на цифровую экономику промежуточный — в нем предусмотрены деньги только на 2019–2021 годы. По словам участника совещания, после согласования с Минфином в проект могут внести существенные изменения.

Структура финансирования государственных программ

Бюджет национальной программы «Цифровая экономика», рассчитанной на 2019–2024 годы, может составить 1,2 трлн рублей

Больше всего инвестиций — 627,9 млрд рублей — потребуется на создание информационной инфраструктуры: сетей связи, дата-центров, внедрение новых платформ работы с данными. На цифровые технологии для госслужащих могут потратить 233,1 млрд рублей, на обучение чиновников и бизнеса — 138,9 млрд рублей, на информационную безопасность — 18 млрд рублей, на совершенствование российской правовой системы — 1,5 млрд рублей.

Директор центра компетенций по импортозамещению в ИТ-сфере Илья Массух сомневается, что на финансирование ИТ-безопасности хватит 18 млрд рублей. По его мнению, эти затраты должны составлять не менее 20% расходов на создание инфраструктуры. Массух надеется, что расходы увеличатся при подготовке федерального бюджета.

По сообщению «Ведомостей», источники внебюджетного финансирования еще будут искать. Составителям программы следует решить, как использовать государственно-частное партнерство, изменить законодательство и пр.

Бюджет программы «Цифровая экономика» оценен в 3,5 трлн рублей

7 августа 2018 года стал известен предварительный бюджет национальной программы «Цифровая экономика» — более 3,5 трлн рублей до 2024 года. Большая часть денег пойдет на развитие инфраструктуры, цифровизацию государственных услуг и здравоохранение.

О расходах на «Цифровую экономику» узнало издание РБК из проекта документа, который Минкомсвязи (отвечает за реализацию программы) должно внести в правительство 15 августа 2018 года.

Читать также:  Постановление "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"" было принято правительством Российской Федерации

Структура финансирования государственных программ

Расходы на цифровую экономику в России оценили в 3,5 трлн рублей

По словам одного из разработчиков программы, бюджет был готов в июне. В то же время он может быть скорректирован к моменту внесения в правительство. В связи с этим сумма в 3,5 трлн рублей может как вырасти, так и сократиться.

Самым дорогим направлением «Цифровой экономики» станет проект «Информационная инфраструктура», в рамках которого планируется создать глобальную спутниковую систему для покрытия всей планеты беспроводным доступом в интернет, а также развивать сети мобильной связи пятого поколения (5G) и интернет вещей. Расходы, по предварительным расчетам, составят 993 млрд рублей, из которых 688 млрд рублей нужно будет привлечь из федерального бюджета.

На реализацию проекта «Цифровое государство», который будет впоследствии переименован в «Цифровое государственное управление»; перевод госуслуг и госуправления в цифровой формат, потребуется 621 млрд рублей, направление должно полностью финансироваться из федерального бюджета.

Правительство выделило 3 млрд рублей на развитие цифровой экономики

В конце марта 2018 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении бюджетных ассигнований в размере 3,04 млрд рублей из резервного фонда правительства на финансирование первоочередных мероприятий по ряду направлений программы «Цифровая экономика». Они предназначены, в частности, для мероприятий в рамках направлений «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность».

Структура финансирования государственных программ

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение выделить средства для первоочередных мероприятий программы «Цифровая экономика» (фото — Life.ru)

Из указанной суммы наибольшие ассигнования выделены по линии Минкомсвязи: 1,604 млрд рублей для развития информационной инфраструктуры и 350 млн. рублей в качестве субсидий для реализации ряда мероприятий «Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ». Последнее — по плану мероприятий направления «Информационная безопасность».

По направлению информационной безопасности 13,6 млн. рублей также получит Минпромторг.

Для формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, закрепленных за «Росатомом», выделяется 505 млн. рублей.

По направлению информационной инфраструктуры 399,6 млн. рублей будут выделены Росреестру, 15,5 млн. рублей – Минэкономразвития, 15 млн. рублей – Минтрансу и 3 млн рублей – ФСБ России.

Ассигнования в размере 134 млн. рублей предназначены для Управления делами президента в качестве субсидий Аналитическому центру при правительстве РФ.

Контроль и блокировки сайтов

  • Цензура в интернете. Мировой опыт
  • Цензура (контроль) в интернете. Опыт Китая, Компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT)
  • Цензура (контроль) в интернете. Опыт России, Политика Роскомнадзора по контролю интернета, ГРЧЦ
  • Запросы силовиков на телефонные и банковские данные в России
  • Закон о регулировании Рунета
  • Национальная система фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ)
  • Как обойти интернет-цензуру дома и в офисе: 5 простых способов
  • Блокировка сайтов в России
  • Ревизор — система контроля блокировки сайтов в России

Информационная безопасность и киберпреступность

  • Киберпреступность в мире
  • Требования NIST
  • Глобальный индекс кибербезопасности
  • Кибервойны, Кибервойна России и США, Кибервойна России и Великобритании, Кибервойна России и Украины
  • Locked Shields (киберучения НАТО)
  • Киберпреступность и киберконфликты : Россия, Кибервойска РФ, ФСБ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Центр информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление К БСТМ МВД России, МВД РФ, Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФинЦЕРТ
  • Число киберпреступлений в России, Русские хакеры
  • Киберпреступность и киберконфликты : Украина, Киберцентр UA30, Национальные кибервойска Украины
  • Национальный центр по защите данных системы здравоохранения Норвегии (HelseCERT)
  • CERT NZ
  • CERT-UZ Отдел технической безопасности в структуре государственного унитарного Центра UZINFOCOM

* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT

2020

В 2020 году государственные инвестиции в федеральные проекты в области цифровизации составили 149 млрд рублей, что на 60% больше, чем годом ранее. Такой расчет приводится в аналитическом отчете InfraOne со ссылкой на данные единого портала бюджетной системы России и федерального бюджета.

В исследовании сказано, что, как и социальная инфраструктура, сфера информационно-коммуникационных технологий в 2020 году пользовалась повышенным вниманием властей. Несмотря на неоднократные пересмотры финансирования, связанные с реализацией антикризисных планов, в федеральные проекты, связанные с цифровизацией, государство в 2020 году вложило существенно больше, чем в 2019-м. А компании из этой сферы на росте интереса получили почти 380 млрд рублей дополнительной выручки, или более 10% годовой, подсчитали эксперты.

Структура финансирования государственных программ

По их прогнозам, обнародованным в начале июня 2021 года, в ближайший 3-летний период бюджетные расходы на «цифру» останутся высокими — на уровне 195-230 млрд рублей ежегодно — но в основном они пойдут на поддержку работы государственных систем, информационную безопасность и создание общей инфраструктуры. Поэтому как минимум до 2025 года потребность отрасли в частных инвестициях для реализации межотраслевых проектов (например, в транспорте, здравоохранении или «умном» городском благоустройстве) сохранится, считают в InfraOne.

В целом в 11 «цифровых» федеральных проектов в 2021 году планируется вложить 194,8 млрд рублей, включая 157 млрд рублей в рамках «Цифровой экономики». Это на 30% больше фактических расходов на эти цели в 2020 году.

Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. составит 552 млрд рублей

Финансирование национального проекта «Цифровая экономика» из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 552 млрд рублей. Об этом 1 октября сообщает ТАСС со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Согласно документу, в 2021 году на финансирование нацпроекта «Цифровая экономика» запланировано 150,2 млрд рублей, в 2022 году — 211,1 млрд рублей, в 2023 году — 190,7 млрд рублей.

Структура финансирования государственных программ

Таким образом бюджет «Цифровой экономики» сократится на 117 млрд рублей (17,5%) по сравнению с ранее утвержденным финансированием.

Самым затратным федеральным проектом «Цифровой экономики» в 2021-2023 годах станет «Цифровое государственное управление». На него планируется потратить 268,7 млрд рублей. Финансирование федпроекта «Информационная инфраструктура» составит 126,7 млрд рублей, «Цифровых технологий» — 80,6 млрд рублей.

На проект «Кадры для цифровой экономики» в 2021-2023 годах заложено 39,2 млрд рублей, на «Информационную безопасность» — 19,85 млрд рублей. На реализацию федерального проекта «Искусственный интеллект» планируется выделить 16,6 млрд рублей. «Нормативное регулирование цифровой среды» потребует финансирования в размере 542 млн рублей.

Структура финансирования государственных программ

Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. сокращают на 92,1 млрд рублей

В середине сентября 2020 года стало известно о решении правительства сократить расходы на реализацию ряда национальных программ, среди которых — «Цифровая экономика». Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета на ближайшую трехлетку.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на документ, финансовое обеспечение «Цифровой экономики» планируется уменьшить на 92,2 млрд рублей.

Структура финансирования государственных программ

Правительство сокращает бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. на 92,1 млрд рублей

Согласно документу, на финансирование федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в течение 2021-2023 годов направят около 16,5 млрд рублей. Законопроектом на затраты по проекту «Искусственный интеллект» предусмотрено на 2021 год 4,1 млрд рублей, на 2022 год — 6,5 млрд рублей, на 2023 год — 5,9 млрд рублей.

В 2021 году на нацпроекты выделят 2,245 трлн рублей, в 2022-м — 2,62 трлн рублей, в 2023-м — 2,8 трлн рублей. Кроме того, в 2021 году власти потратят на информационное сопровождение нацпроектов на 1,5 млрд рублей больше, чем предполагалось до корректировки планов.

Как ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов, сокращение финансирования национальных проектов позволит найти средства, в частности, на антикризисные меры и борьбу с коронавирусом COVID-19.

Минцифры решило увеличить бюджет «Цифровой экономики» до 2 трлн рублей

16 сентября 2020 года стало известно о решении Минцифры увеличить бюджет «Цифровой экономики» с 1,6 до почти 2 трлн рублей. Соответствующий проект паспорта национальной программы ведомство направило заинтересованным организациям. При этом оно попросило согласовать документ сразу в день получения.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на копию проекта паспорта «Цифровой экономики», финансирование программы предлагается увеличить во многом за счет внебюджетных источников — с 535 до 929,5 млрд рублей. Источники внебюджетных средств не указаны.

Структура финансирования государственных программ

Минцифры приняло решение увеличить бюджет «Цифровой экономики» до 2 трлн рублей

По предлагаемому паспорту, будет сокращено финансирование федеральных проектов «Нормативное регулирование цифровой среды» (до 1,4 с 1,6 млрд рублей), «Информационная инфраструктура» (до 744,7 с 772,4 млрд рублей), «Кадры для цифровой экономики» (до 135,9 млрд с чуть более 143 млрд рублей), «Информационная безопасность» (почти вдвое — до 17,1 с 30,2 млрд рублей).

Документ был направлен руководителю аналитического центра при правительстве Константину Калинину и гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Конвоиру от лица заместителя главы Минцифры Евгения Кислякова.

По мнению партнера и директора компании «Интеллектуальный резерв» Павла Мясоедова, одной из основных причин пересмотра расходов в рамках «Цифровой экономики» могли стать итоги режима самоизоляции из-за вспышки коронавируса COVID-19.

Читать также:  Постановление Правительства Ленинградской области от 2 февраля 2019 года № 360 О приложении к постановлению Правительства о внесении изменений во второе распоряжение Губернатора. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Ленинградской области

Сокращение финансирования на 11%

В распоряжении TAdviser попало письмо первого замминистра финансов РФ Татьяны Нестеренко к руководителю Федерального Казначейство Роману Артюхину, в котором Минфин со ссылкой на поручение премьер-министра Михаила Мишустина просит заблокировать бюджеты ряда ведомств на 2020 год для направления в резервный фонд.

Письмо датировано 17 апреля 2020 года. Общий объем бюджетных лимитов, подлежащих блокировке, составляет 55 млрд рублей.

Структура финансирования государственных программ

Деньги нацпроектов решено перераспределить в пользу резервного фонда

По национальной программе «Цифровая экономика» Минфин просит заблокировать бюджеты объемом 14,34 млрд рублей. Это более 11% от 124 млрд рублей, составляющих общий объем средств, которые планировалось израсходовать по нацпрограмме в 2020 году.

Какие мероприятия лишились денег

В частности, блокировке подлежат:

  • все 1,5 млрд рублей, запланированные в 2020 году на внедрение технологий 5G;
  • все 348 млн рублей на поддержку российских ИКТ-решений на зарубежных рынках и 184 из 200 млн, заложенные на формирование спроса на передовые российские технологии, продукты, сервисы и платформенные решения;
  • все 220 млн господдержки АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Ильи Массуха;
  • 214 из 525 млн на популяризацию цифровых госуслуг, а также 738 из 908 млн по статье о создании единого цифрового окна для обратной связи и жалоб на чиновников;
  • все 1,5 млрд рублей, заложенные на цифровизацию госуслуг в сфере обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • все 719,6 млн рублей на создание и обеспечение функционирования цифровой платформы «Образование в Российской Федерации для иностранцев»;
  • все 584,9 млн рублей, выделенные Россвязи на проведение научно-исследовательских работ по технологическому совершенствованию и регуляторным изменениям в сфере электросвязи и почтовой связи;
  • 309,8 из 1 млрд на создание национальной системы управления данными;
  • 80,7 из 146,3 млн на определение потребности секторов экономики, отечественных компаний и организаций в экспертной поддержке по проведению исследований и разработок по направлениям «сквозных» цифровых технологий при формировании новых продуктов и услуг;
  • 130 из 255,9 млн на обеспечение координации мероприятий по цифровой трансформации органов власти и функционирование центра компетенций по федпроекту «Цифровое государственное управление» (на базе Аналитического центра при Правительстве РФ);
  • все 3 млрд рублей на обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде;
  • 1,4 из 3,3 млрд на обеспечение покрытия сетями связи транспортной инфраструктуры страны;

Значительные в абсолютном выражении суммы блокируются по ряду инфраструктурных проектов:

  • 520,3 млн из 2,55 млрд, запланированные на обеспечение хранения и обработки информации госорганов в государственной единой облачной платформе, а также 330 млн из 2,2 млрд на внедрение в госорганах типового рабочего места госслужащего на базе отечественного ПО;
  • 973 млн из 9,6 млрд на создание сети беспроводной связи для социально значимых объектов;
  • 957 млн из 19,4 млрд на оказание услуг по подключению к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и (или) к сети «Интернет», и по передаче данных при осуществлении доступа к этой сети;

Что это означает для программы

Источник TAdviser, близкий к Минкомсвязи, говорит, что сокращение «Цифровой экономики» на 14 млрд рублей – это неболезненный компромисс.

На вопрос о том, советовался ли Минфин с Минкомсвязью при выборе мероприятий, подлежащих сокращению, собеседник TAdviser ответил положительно.

В дальнейшем, по словам собеседника TAdviser, программа сильно изменится по всем федеральным проектам. В проекте «Цифровые технологии», например, в качестве ответственных появятся госкомпании, которых до сих пор в паспорте проекта не было.

По новым федеральным проектам – по искусственному интеллекту и цифровизации регионов – пока непонятны источники финансирования, добавил собеседник.

Стоит ли ожидать большего сокращения расходов нацпрограммы, источник сказать затруднился, но отметил, что при увеличении объема заблокированных средств могут быть проблемы с ключевыми показателями эффективности, которые придется менять.

Сбудутся ли прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на  больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Нормативное регулирование Цифровой экономики

На конференции TAdviser IT Government Day, прошедшей 10 октября 2017 года, врио директора Дпартамента госуправления Минэкономразвития РФ Павел Малков рассказал о приоритетах и планах по разработке нормативного регулирования цифровой экономики. Подробнее здесь.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета в 2023 году, трлн рублей

Оборотные налоги и сборы

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до  в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

В результате в 2023 году только за счет дополнительных налогов и пошлин на газовиков власти планируют добрать в бюджет почти 0,5 трлн рублей. А налоговая нагрузка на производителей угля и удобрений вырастет на 150 млрд рублей. В декабре стало известно, что также под повышенный налог подпадут и производители алмазов.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

В Минфине это называют изъятием «части сырьевой сверхренты». Определяя размеры дополнительных налогов, там отталкиваются от «величины нормальной доходности» за предыдущие периоды и прогнозов рыночной конъюнктуры в будущем.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7  за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Рассматриваются и другие непопулярные меры. По данным РБК, иностранные компании из недружественных стран, которые хотят продать бизнес в России, должны будут уплатить в бюджет не менее 10% от суммы сделки. А Bloomberg пишет о планах собрать еще несколько десятков миллиардов рублей с госкомпаний в качестве дополнительных дивидендов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *