Суть государственных целевых программ

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Статья 28. Государственные программы Российской Федерации

1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.

6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.

ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В справочном материале содержатся:

1. Государственные программы и федеральные проекты, принятые в рамках государственных программ

2. Национальные проекты (программы) и федеральные проекты, принятые в рамках национальных проектов

3. Приоритетные программы и проекты

Направления национальных целей развития Российской Федерации:

1.1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

1.2. Возможности для самореализации и развития талантов

1.3. Комфортная и безопасная среда для жизни

1.4. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

1.5. Развитие науки, промышленности и технологий

1.6. Цифровая трансформация

1.7. Сбалансированное региональное развитие

1.8. Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества

Направления стратегического развития:

2.4. Жилье и городская среда

2.6. Безопасные и качественные автомобильные дороги

2.7. Производительность труда

2.8. Наука и университеты

2.9. Цифровая экономика

2.11. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

2.12. Международная кооперация и экспорт

2.13. Туризм и индустрия гостеприимства

2.14. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года

2.15. Комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года»

3.3. Ипотека и арендное жилье

3.4. ЖКХ и городская среда

3.5. Международная кооперация и экспорт

3.6. Производительность труда

3.7. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

3.8. Безопасные и качественные дороги

3.11. Реформа контрольной и надзорной деятельности

Введение

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;

· провести анализ социально-экономического развития Брянской области;

· дать характеристику реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы);

· выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП на территории и Брянской области.

Объектом исследования при выполнении курсовой работы является целевая государственная программа «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы).

Предметом исследования являются методы разработки и оценки целевых государственных программ.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.

Методы, используемые при написании курсовой работы:

Содержание курсовой работы иллюстрируют 6 рисунков, 4 диаграммы, 8 таблиц.

Количество использованных источников — 20.

Объем курсовой работы 42 страницы.

Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ

программа целевой экономический социальный

Одним из инструментов, широко используемым в системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Целевые государственные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства.

Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

Суть государственных целевых программ

Рисунок 1 — Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

Суть государственных целевых программ

Рисунок 2 — Классификация целевой программы по уровню проблем

Суть государственных целевых программ

Рисунок 3 — Классификация целевой программы по характеру проблем

Суть государственных целевых программ

Рисунок 4 — Классификация целевой программы по срокам реализации

Последнее время все активнее разрабатываются не только федеральные, но и региональные программы. В настоящее время в России происходит процесс децентрализации, когда многие вопросы передаются в ведение региональных и местных властей. Поэтому федеральные программы обязательно должны быть тесно увязаны с региональными.

Растет количество международных программ. Сейчас существуют благоприятные возможности для развития международных связей и участия в совместных программах и проектах с зарубежными специалистами по линии Всемирного банка, Европейского Союза и т.д., что позволяет использовать мировой опыт.

Однако при этом необходимо учитывать готовность организации к участию в разработке и осуществлению таких программ, в том числе наличие подготовленных кадров, соответствующей инфраструктуры управления, знание национальных особенностей менеджмента, законодательства и т.д.

Разработка и реализация целевых программ подкреплена нормативно-правовой базой.

Целевые комплексные
программы представляют собой плановые
документы, разрабатываемые на основе
программно-целевого метода планирования
для решения наиболее актуальных проблем.
Сущность этого метода заключается в
выборе целей социально-экономического
развития объекта, определении задач
для каждого этапа и конкретных мероприятий
по их достижению.

В практике нашей
страны целевые программы широко
использовались в качестве составной
части государственных планов экономического
и социального развития для решения
важнейших межотраслевых и региональных
проблем. Они представляли собой
директивный и адресный документ,
увязанный по ресурсам, исполнителям и
сроками осуществления комплекса
социально-экономических, производственных,
научно-исследовательских,
организационно-хозяйственных и других
заданий и мероприятий, направленных на
решение конкретной народнохозяйственной
проблемы наиболее эффективными путями
в установленные сроки. Однако в начале
90-х годов отрицательное отношение к
применению плановых начал в развитии
экономики негативно отразилось и на
применении целевых программ. Вопреки
зарубежной практике усиления
государственного влияния на экономику
в России началось вытеснение государства
из экономической сферы.

Анализ зарубежного
опыта государственного регулирования
позволил внести коррективы в практику
руководства экономикой нашей страны,
вернуться в чем-то к ее плановым началам.
Уже во второй половине 1992 г. Правительство
Российской Федерации постановлением
№ 638 установило порядок разработки и
реализации федеральных целевых программ.
Этот порядок просуществовал до 1995 г.,
затем он был уточнен и утвержден в новой
редакции.

Программы могут
быть федеральными, федерально-региональными,
региональными и местными.

По содержанию
целевые программы можно подразделить
на социально-экономические,
научно-технические, производственно-экономические,
экологические, организационно-хозяйственные
и т.п.

Объектами целевых
программ выступают отрасли промышленности,
регионы, социальная сфера, различные
направления научных исследований.
Существуют также отраслевые и межотраслевые
программы. Формирование подпрограмм
осуществляется путем выделения из
конечной цели программы промежуточных
целей.

Выделяются следующие этапы в работе с
целевыми программами: отбор проблем
для программной разработки; принятие
решения о разработке целевой программы
и ее формирование; экспертиза и оценка
целевой программы; утверждение целевой
программы; управление реализацией
целевой программы, а так же контроль за
ходом ее выполнения.

Утвержденные федеральные целевые
программы реализуются за счет средств
федерального бюджета, привлекаемых для
выполнения этих программ внебюджетных
источников, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов
на основе софинансирования. Решение
проблем, находящихся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, осуществляется
в основном за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации. К
внебюджетным источникам, привлекаемым
для финансирования целевых программ,
относятся: взносы участников реализации
программ, включая предприятия и
организации государственного и
негосударственного секторов экономики;
кредиты банков, средства фондов и
общественных организаций, зарубежных
инвесторов, заинтересованных в реализации
программ (или ее отдельных мероприятий),
и др.

Из общего числа целевых программ,
финансируемых с участием федерального
бюджета, примерно 1/4 и по количеству и
по доле в общем объеме федеральных
ассигнований приходится на программы
развития регионов, экологические
программы и программы по ликвидации
последствий радиационных катастроф.

Актуальной
остается задача конкретизации
внебюджетных источников финансирования
по каждой программы.

Основной недостаток целевых программ,
как средства планирования, заключается
в том, что их ресурсное обеспечение не
скоординировано друг с другом. По оценке
официальных источников результатом
является хроническое недофинансирование
большинства целевых программ. В результате
происходит распыление бюджетных средств,
а программные цели не достигаются.

В Челябинской области принят закон «О
государственном прогнозировании и
программах социально-экономического
развития», который повторяет в основном
положения федерального закона.

В области была разработана программа
социально-экономического развития на
1999-2005 г. В настоящее время принята
Концепция социально-экономического
развития области до 2015 года. Ежегодно
разрабатываются и представляются
Законодательному собранию прогнозы и
программы социально-экономического
развития на очередной год, с 2002 г.
разрабатываются и представляются
Законодательному собранию среднесрочные
прогнозы и программы на 3 года.

Кроме того, в области разработано 26
целевых программ, большинство из которых
носят социальных характер. Исключение
составляют программа развития
Интернет-экономики, программа развития
легкой промышленности, программа
развития малого предпринимательства.

Предприняты меры по координации
ресурсного обеспечения целевых программ.
Ежегодно законами о бюджете на очередной
финансовый год утверждается перечень
принятых к финансированию программ и
объемы финансирования.

На уровне муниципальных образований в
Челябинске Златоусте, Магнитогорске
некоторых других муниципальных
образованиях приняты нормативные акты,
регулирующие вопросы разработки
прогнозов и программ социально-экономического
развития.

В большинстве муниципальных образований
программы социально-экономического
развития составляются на один год,
перечень целевых программ является
незначительным, программы экономического
развития, как правило, отсутствуют.

Основная проблема прогнозирования и
программирования на региональном и
местном уровнях заключается в
нестабильности ситуации в стране,
непрерывном и непредсказуемом
реформировании практически всех сторон
общественной жизни.

Это не
позволяет на региональном и местном
уровнях составлять достоверные прогнозы
и программы. В Челябинской области
фактические показатели даже по годовым
программам социально-экономического
развития на 20-40% отличаются от прогнозных.

Соседние файлы в папке 28-09-2014_08-49-48

Государственные программы в Российской Федерации

Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Проект перечня государственных программ формируется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перечень определяет наименования государственных программ и ответственных исполнителей.

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Подпрограммы направлены на достижение целей и решение задач в рамках государственной программы.

Разработка проекта и реализация государственной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями. Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации они же осуществляют оценку проекта госпрограммы. Государственные программы Российской Федерации и вносимые в них изменения подлежат общественному обсуждению на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА и результатов их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) и предварительному обсуждению на общественных советах федеральных органов исполнительной власти, за исключением приложений к государственным программам, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера.

От разработки до завершения реализации программы проходят ряд этапов, а именно:

1. Выявление проблемы. Уточняется содержание проблемы и обосновывается необходимость ее решения программными методами. Учитывается значимость проблемы, невозможность решить ее за счет рыночных механизмов, принципиальная новизна и высокая эффективность мероприятий и т.д.

2. Разработка концепции. Формируется общая концепция и обосновываются наиболее эффективные варианты решения проблемы.

3. Подготовка предложений. Разрабатываются конкретные предложения по решению проблемы программными методами, определяются «потребители» программы и проводится финансово — экономический анализ.

4. Принятие решения. Правительство РФ или другие органы исполнительной власти принимают решение о начале разработки программы.

5. Разработка проекта программы. Проводится организационная работа по разработке проекта программы; определяются основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсы и исполнители.

6. Разработка мероприятий программы. Начинается работа по составлению непосредственного содержания программы, готовится бизнес план и составляется предварительная бюджетная заявка.

7. Проведение экспертизы. В соответствии с характером и типом программы проводится ее экспертиза: правовая, экологическая и т.д. Согласование проекта программы. Проводится согласование программы с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов РФ.

8. Принятие решения органом государственной власти (Правительство РФ, министерство, органы государственной власти субъекта РФ) о начале реализации программы в форме официального документа.

9. Реализация программы. Утверждаются ответственные за осуществление разделов программы, распределяются задачи и ресурсы, начинается осуществление мероприятий программы.

10. Оценка и мониторинг программы. Проводится оценка результатов и последствий программы, осуществляется контроль за ее реализацией и расходованием финансовых средств, при необходимости обсуждается вопрос о ее модификации.

11. Финансирование программы в процессе реализации программы осуществляется согласно бюджетной заявке.

Стандартный вариант структуры и содержания разделов государственной программы, как правило, состоит из нескольких блоков:

— содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

— основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации;

— система программных мероприятий: правовых, организационных, научно-исследовательских, кадровых, технических;

— ресурсное обеспечение программы, объем и источники финансирования;

— механизм реализации программы;

— организация управления программой и контроль над ходом реализации;

— оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий программы;

— паспорт программы.

В приложении к проекту государственной программы даются:

— пояснительная записка;

— бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием;

— предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год;

— лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Если программа имеет долгосрочный характер, то она непременно содержит:

— технико-экономическое обоснование;

— прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации;

— наименование заказчика программы;

— сведения о распределении объемов и источников финансирования.

Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации государственной программы, содержащим перечень мероприятий государственной программы, включая мероприятия подпрограмм и ведомственных целевых программ, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.

В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.

Для качественной реализации государственной программы важно организовать ее эффективное исполнение, обеспечить четкое распределение ролей и должное взаимодействие исполнителей, отладить информационные каналы, установить жесткий контроль за расходованием материально-финансовых ресурсов, интеллектуальных, временных и иных ресурсов.

Одним из приоритетных разделов госпрограммы является методика оценки ее эффективности. Данная методика должна быть основана на оценке достижения запланированных результатов, с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.

Следует отметить, что методика проведения оценки должна быть встроена в систему управления программой и увязана с проводимыми мероприятиями.

Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений.

Результат оценки эффективности исполнения государственной программы влияет на судьбу программы. Обычно имеется несколько вариантов, в том числе:

— успешное завершение программы;

— продолжение программы;

— модификация программы;

— прекращение программы при ее неудаче.

Достоверность предоставляемых сведений тщательно проверяется органами мониторинга реализации государственной программы.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально ? экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно ? технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

? рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;

? дать характеристику реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 — 2020 годы»;

? рассмотреть методику оценки эффективности Программы.

Объектом исследования при выполнении курсовой работы является республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 — 2020 годы»

Теоретические основы формирования целевых государственных программ

Слово «программа» означает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Лапуста, М. Г., Никольский, П.С. Современный финансово?кредитный словарь. ? М.: ИНФРА-М, 2009.

В экономике и управлении государством для достижения важнейших целей применяется программно ? целевой метод, что в первую очередь связано с интенсивным использованием методов системного анализа. Райзберг Б.А. Программно?целевое планирование и управление. ? М: Инфра?М, 2008.

В СССР первой масштабной целевой программой такого рода можно считать план ГОЭЛРО (государственной комиссии по электрификации России), разработанный в 1920 году на основе указаний В. И. Ленина. Первые же упоминания о собственно целевых программах встречаются в решениях ХХIV съезда КПСС (1971 г.), утверждающих «целостную концепцию качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающую требованиям современного уровня высокоразвитой советской экономики, ускорения научно ? технического прогресса».

На новом историческом этапе развития российского государства «первой ласточкой» по применению программно ? целевого метода стало постановление Правительства РФ от 26.06.95 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В рамках этого нормативного акта целевая программа представляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно ? исследовательских, опытно ? конструкторских, производственных, социально ? экономических, организационно ? хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, являющейся одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально ? экономическое развитие. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

Государственная целевая программа ? это документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий и задач, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно ? территориальной единицы.

Главной целью разработки государственных целевых программ является содействие реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно ? территориальных единиц. Эта цель достигается путем обеспечения концентрации финансовых, материально ? технических и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики; координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Разработка государственной целевой программы осуществляется при условиях:

? существование проблемы, решить которую невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нужна государственная поддержка;

? соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики;

? наличие реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы.

В современной литературе, посвященной управлению социально ? экономическими процессами, все более широко используются понятия «программно ? целевой подход», «программно ? целевой метод», «целевые программы».

В широком смысле слова программно ? целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. Лапуста, М. Г., Никольский, П.С. Современный финансово?кредитный словарь. ? М.: ИНФРА-М, 2009.

Программно ? целевой метод используется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы, т.е. проблема не устраняется в процессе естественного функционирования, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.

Программно ? целевой метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусмотренных программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой ? ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала.

Программно ? целевому методу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах.

Сердцевину программно ? целевого метода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе программных действий. Мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

Подобная согласованность достигается благодаря тому, что программно ? целевой метод опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели ? пути ? средства».

Еще одна характерная черта программно ? целевого метода управления решением сложных социально ? экономических проблем заключается в его приспособлении к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений. В процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных потребностей осуществляется не только их взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов. Такой анализ направлен

на поиск целереализующей системы программных действий, удовлетворяющей одному из двух следующих условий:

? достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки;

? достижение максимально возможного целевого эффекта при заданном (ограниченном) уровне затрат на решение программной проблемы.

Тенденция к расширению зоны применения программно ? целевого метода к решению территориальных проблем на муниципальном уровне носит все более выраженный характер. Администрации муниципальных образований видят в разработке и реализации муниципальных программ способ выхода из сложных, иногда критических ситуаций посредством осуществления программных действий в пределах подведомственной им территории. Псарева Т.В. Комплексные программы социально?экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации. ? Новосибирск, 2009.

Программа ? документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально ? экономических заданий и мероприятий, направленных на решение проблемы.

Понятие «целевая программа» представляет основную, исходную категорию программно ? целевого метода. В самом общем виде целевая программа представляет совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспеченно без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.

В этом определении подчеркиваются следующие признаки, свойства целевых программ:

? программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

? целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;

? комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

? ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;

? результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.

Сущность и содержание целевых программ проявляются не только в их признаках и свойствах, но и в той роли, которую они призваны играть в управлении экономикой, в планово ? управленческих функциях, реализуемых посредством разработки и реализации программ.

Основное назначение целевых программ ? ускорить социально ? экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер на данном этапе, в сложившихся условиях. Закон РФ от 20.О7.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально?экономического развития Российской Федерации»

Программы являются эффективным средством комплексного, всестороннего решения проблем, призваны обеспечивать возможность полного охвата всех мер, необходимых для решения проблем и согласования действий по достижению программных целей в пространстве и во времени.

Государственные целевые программы классифицируются по масштабам разработки и реализации, своей направленности и срокам реализации.

По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:

? на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;

? программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно ? территориальных единиц.

По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:

? экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств;

? программы регионального развития, имеющих государственное значение;

? научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;

? научно ? технические, разрабатываемых для решения важнейших научно ? технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

? социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения;

? национально ? культурные, направленные на решение проблем национально ? культурного развития, сохранения национально ? культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;

? экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;

? оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;

? правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:

? на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;

? среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;

? краткосрочные, срок реализации которых до 1 года.

Возможные источники финансирования реализации государственных программ (подпрограмм), а также порядок и форма указания соответствующих расходов при подготовке проектов государственных программ (подпрограмм) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

К таким источникам могут быть отнесены:

? средства федерального бюджета;

? средства бюджета субъекта Российской Федерации;

? средства бюджетов муниципальных образований;

? средства внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации);

? средства государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.

В случае если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также допускается возможность использования средств внебюджетных фондов, необходимо в аналитических целях указывать оценку объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы по установленной форме. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

Положения разработки и реализации целевых программ в условиях перехода к рынку

Недостатки
современной практики реализации целевых
программ в РФ:

Новые подходы к
разработке и реализации целевых программ:

Понятие, структура, виды

Целевые
программы
– своеобразный плановый документ, в
отличие от прогноза носят комплексный
характер, в них отражаются основные
этапы реализации поставленных целей,
дается их экономическая оценка.

Программа
– это адресный документ, где определен
увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам осуществления, комплекс
социально-экономических,
технико-производственных,
научно-исследовательских,
организационно-хозяйственных и социальных
мероприятий, обеспечивающих достижение
поставленных целей и требующих участия
многих отраслей и хозяйствующих органов.

Инициаторами
разработки программ могут выступать
юридические и физические лица, органы
законодательной и исполнительной
власти.

Существует
еще специфический вид программ –
президентские.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *