Форум
Регистрация
- Теги:
- Правительства Республики Казахстан
- Постановление
Обсуждение (0)Для того, чтобы участвовать в обсуждении Вам необходимо авторизоваться
Отправить на e-mail
Біздің жаңалықтарға жазылу үшін e-mail-ыңызды қалдырыңыз
Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы была принята Указом Президента Республики Казахстана № 110 от 29 июня 2011 года.
Цель Программы – гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.
Ключевыми задачи программы являются:
совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;
развитие инфраструктуры обучения государственному языку;
стимулирование процесса обучения государственному языку;
повышение престижа употребления государственного языка;
повышение востребованности государственного языка;
усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
совершенствование языковой культуры;
функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;
сохранение языкового многообразия в Казахстане;
изучение английского и других иностранных языков.
В результате реализации Государственной программы развития и функционирования языков Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:
увеличение доли взрослого населения, владеющего государственным языком по результатам сдачи «Казтест»: к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 95%;
увеличение доли выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 к 2017 году – до 70%, к 2020 году – до 100%;
увеличение доли казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации к 2014 году – до 53%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 70%;
повышение степени удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 75%, к 2020 году – до 90%;
увеличение доли упорядоченного терминологического фонда казахского языка к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 100%;
увеличение доли взрослого населения республики, владеющего русским языком к 2020 году – до 90%;
увеличение доли этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 90%;
увеличение доли населения республики, владеющего английским языком к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 15%, к 2020 году – до 20%;
увеличение доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 12%, к 2020 году — до 15%.
Все мероприятия, предусмотренные данной Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан Казахстана.
Немного о государственном языке.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев объявил о предстоящем усилении роли казахского языка: «Роль казахского языка как государственного языка усилится. Придет время, чтобы он стал языком межнационального общения».
В 2019 году завершена реализация Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020 – 2025 годы.
Целью программы является ведение гармоничной языковой политики, направленной на модернизацию казахского языка на основе латинографического алфавита, дальнейшее повышение языковой культуры и развитие языкового капитала, обеспечивая полноценную деятельность казахского языка.
Государство заинтересовано в обучении казахскому языку каждого гражданина. Для этого выделяются немалые средства.
Курсы по обучению казахскому языку
В настоящее время во всех регионах республики работает 99 государственных центров, где обучение проводится бесплатно. В центрах могут обучаться государственные служащие, сотрудники бюджетных организаций, безработные, пенсионеры, домохозяйки и граждане, переехавшие в РК на постоянное проживание. Отметим, что курсы предусмотрены для взрослого населения.
В 2019 году в центрах обучения языкам курсы казахского языка прошли 70757 человек. В целях внедрения новых информационных технологий в процесс обучения многие центры проводят курсы дистанционно в онлайн режиме. Для желающих изучать государственный язык самостоятельно создан веб-сервис «Тіл-құрал». Всего в рамках Государственной программы создано и функционирует более 20 подобных порталов.
Уровень владения казахским языком определяется по системе КАЗТЕСТ. В 2013-2019 году по данной системе тестирование прошли 364290 человек. В 2019 году тестированием охвачено 38461 человек, из них государственные служащие – 15835, сотрудники организаций, предоставляющие государственные услуги – 18647. Проверить свое знание казахского языка можно на официальном сайте www. kazakhtest.
Мероприятия по развитию государственного языка
В соответствии с планом мероприятий государственной программы в РК ежегодно проводятся республиканские конкурсы, такие как «Государственный язык и СМИ», «Тіл шебері», «Тілдарын», конкурс мастеров художественного чтения имени Абая, Дни тюркской, славянской письменности и культуры и другие разноформатные мероприятия.
Дистанционное обучение казахскому языку
Функционируют сайты, созданные в целях расширения сферы применения государственного языка: портал «Tilalemi. kz», ономастическая база «Atau. kz», орфографическая база «Emle. kz», база «Тermincom. kz», трехъязычный сайт «Tilmedia. kz», сайт для детей «Balatili. kz», веб-сервис для изучения государственного языка «Тіл-құрал» и «Qujat. kz» (Құжат. кз), с инструкциями по правильному заполнению отраслевых документов на казахском языке. Создан портал «Sozdikqor. kz», имеющий функцию онлайн-поиска слов и выражений, устаревших слов и заимствований, новых слов в различных отраслевых словарях и энциклопедиях с толкованиями. В 2019 году количество слов на базе портала превысило 400 тыс.
Как появляются новые слова в казахском языке?
Новые слова приобретают статус официального после утверждения Республиканской терминологической комиссией при Правительстве РК. В соответствии с Государственной программой Терминологической комиссией в 2019 году было утверждено 2700 терминов. В настоящее время упорядоченный терминологический фонд, утвержденный Комиссией, составляет 27000 терминов.
На базе сайта «Теrmincom. кz» запущена электронная площадка, которая информирует общественность о состоянии терминологии и основных принципах терминообразования. Также создана открытая электронная площадка для обсуждения терминов с населением. При Национальной терминологической комиссии создано 18 отраслевых терминологических секций.
Программа разработана с учетом текущей языковой ситуации, а также мнения и предложения экспертного сообщества, занимающегося вопросами языка, языкового строительства и языковой политики.
Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2019 года утверждена государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020 — 2025 годы, передает zakon.
Как отмечается, основой для реализации первого направления программы «Модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита» и третьего направления «Развитие языкового капитала граждан Казахстана» являются задачи, указанные в пунктах 6. 7 «Языковая модернизация» и 6. 8 «Инициатива обеспечения доступа к лучшим мировым знаниям» Стратегического планаразвития РК до 2025 года. Задачами Стратегического плана развития будет обеспечен максимальный охват населения возможностями обучения иностранным языкам, в особенности английскому.
Продолжится внедрение трехъязычия по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ на всех уровнях образования. В рамках программы будет осуществлен поэтапный перевод казахского алфавита на латинскую графику.
— В рамках данной инициативы важно обеспечить синтез позитивных элементов лучшей мировой практики с существующими культурно-образовательными моделями и стандартами. Для этого лучшие книги по общественным и гуманитарным наукам будут переведены на казахский язык, — отмечается в документе.
Также все направления Программы, особенно первое направление, включающее задачи по модернизации казахского языка путем перехода казахского алфавита на латинскую графику, предусматривают выполнение поручения Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. Назарбаева, данного в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости».
Программа также предусматривает осуществление задач, обозначенных в Послании главы государства К-Ж. Токаева от 2 сентября 2019 года народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана». Глава государства отметил, что на основе конкретных мер необходимо создать условия для развития языка и культуры этнических групп страны и усилить роль казахского языка как языка межнационального общения.
В этой связи в Программе предусмотрены необходимые меры для полноценного функционирования государственного языка, имеющего глубокую историческую, культурную и психологическую базу, как языка межэтнического общения на территории Казахстана.
Также Программа является основой создания благоприятных условий для развития языков и культуры этнических групп, в том числе приумножения лингвистического капитала граждан страны.
Как отмечается, программа разработана с учетом текущей языковой ситуации, а также мнения и предложения экспертного сообщества, занимающегося вопросами языка, языкового строительства и языковой политики.
При разработке Программы подробно проанализированы результаты реализации предыдущей программы — государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2019 годы, изучен опыт свыше 20 зарубежных стран в области правового регулирования государственной языковой политики.
Все мероприятия, предусмотренные Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора общегосударственной и национальной идентичности и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и лингвистических потребностей граждан.
Эффективность реализации Программы будет обеспечена путем совершенствования необходимой нормативно-правовой базы и интеграции основных программных целей и задач в стратегические планы государственных органов, а также комплексными мерами, предусмотренными в рамках данной Программы.
Система мероприятий Программы ориентирована в основном на взрослое население с частичным охватом граждан Республики Казахстан в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях.
Вместе с тем для достижения практических результатов данных мероприятий необходимы совместные усилия всех государственных органов и хозяйствующих субъектов республики, в том числе национальных компаний и финансовых организаций.
Программа предполагает следующее развитие отрасли:
— реализация мер по укреплению нормативной базы государственного языка и ее усовершенствование инструментальными методами (мотивация, поощрение и др. ); — расширение сферы использования в области науки и образования, экономики, финансов и управления, судопроизводства и законодательства, а также СМИ и интернет-пространстве;- поддержка мер по исследованию грамматических, лексико-фразеологических, в том числе терминологических и ономастических ресурсов казахского языка, а также популяризации новых научно-лингвистических знаний посредством научной, научно-популярной литературы, интернет-ресурсов, онлайн учебников, ортологических и других пособий;- реализация работ по расширению применения казахского языка на международных коммуникационных площадках и его преподаванию за рубежом;- осуществление мер по формированию, организации, регулированию и развитию латинографического пространства казахского языка на отечественных и международных коммуникационных площадках;- осуществление комплекса мер, направленных на укрепление статуса, расширение функционирования казахского языка как языка межэтнического общения на территории Казахстана;- создание условий для сохранения языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана.
Цель программы — ведение гармоничной языковой политики, направленной на модернизацию казахского языка на основе латинографического алфавита, дальнейшее повышение языковой культуры и развитие языкового капитала, обеспечивая полноценную деятельность казахского языка как государственного языка.
Модернизация казахского языка на основе латинографического алфавитаОртологическая кодификация казахского языка на основе латинографического алфавита. Совершенствование, унификация и кодификация отраслевой терминосистемы казахского языка на основе латинографическогоалфавита. Регулирование и стандартизация ономастического пространства на основе латинографического алфавита. Реализация проекта «Национальный корпус казахского языка».
Усиление роли государственного языка как языка межэтнического общения
Расширение функций и повышение культуры использования казахского языка в области образования. Повышение уровня владения казахским языком в организациях государственного и негосударственного сектора. совершенствование употребления казахского языка в области информатизации и коммуникации.
Регулирование функционирования государственного языка в области культуры, обслуживания населения, СМИ и бизнеса,повышение социального престижа. Расширение применения казахского языка в международной коммуникации.
Функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве. Развитие языков этнических групп. Приумножение лингвистического капитала казахстанцев.
Как предусматривает программа, доля участников письменной коммуникации, использующих латинографический алфавит, в 2022 году составит 10%, в 2023 году — 20%, в 2024 году — 30%, в 2025 году — 50%;- доля населения, владеющего государственным языком: в 2020 году — 90,5%, в 2021 году — 91%, в 2022 году — 92%, в 2023 году — 93%, в 2024 году — 94%, 2025 году — 95%;- доля казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации: в 2020 году — 74%, в 2021 году — 75%, в 2022 году — 76%, в 2023 году — 77%, в 2024 году — 78%, в 2025 — 79%;- доля населения, владеющего тремя языками (казахским, русским и английским): в 2020 году — 26%, в 2021 году — 27%, в 2022 году — 28%, в 2023 году — 29%, в 2024 году — 30%, в 2025 году — 31%
На реализацию Программы в 2020-2025 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством республики. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составляют 16 989,9 млн тенге.
Объем финансирования Программы на 2020-2025 годы будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством РК.
Постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Государственная программа по реализации
языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы (далее —
Программа) разработана в соответствии со статьями 7, 93 Конституции
Республики Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»;
Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденным Указом
Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636; Посланием Первого
Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. Назарбаева народу
Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый
политический курс состоявшегося государства» и программной статьей от 12
апреля 2017 года «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»; Посланием Главы
государства К. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог
— основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года.
Указанные нормативные документы определяют
основные цели и задачи настоящей Программы по вопросам, указанным ниже.
В статье 3 Конституции
Республики Казахстан определено: «Государственный язык в Республике Казахстан
— казахский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и
развития языков народа Казахстана». Также в статье 93 говорится: «В целях
реализации статьи 7 Конституции Правительство, местные представительные и
исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные,
материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения
государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии
со специальным законом». Эти положения Конституции являются главным
основанием для разработки и реализации настоящей Программы.
Основой для реализации первого направления
Программы «Модернизация казахского языка на основе латинографического
алфавита» и третьего направления «Развитие языкового капитала граждан
Казахстана» являются задачи, указанные в пунктах 6. 7 «Языковая модернизация»
и 6. 8 «Инициатива обеспечения доступа к лучшим мировым знаниям» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года. Данными задачами
Стратегического плана развития: будет обеспечен максимальный охват населения
возможностями обучения иностранным языкам, в особенности английскому. Продолжится внедрение трехъязычия по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ на
всех уровнях образования. В рамках программы будет осуществлен поэтапный
перевод казахского алфавита на латинскую графику. В рамках данной инициативы
важно обеспечить синтез позитивных элементов лучшей мировой практики с
существующими культурно-образовательными моделями и стандартами. Для этого
лучшие книги по общественным и гуманитарным наукам будут переведены на
казахский язык.
Также все направления Программы, особенно
первое направление, включающее задачи по модернизации казахского языка путем
перехода казахского алфавита на латинскую графику, предусматривают выполнение
поручения Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. Назарбаева, данного в программной
статье «Взгляд в будущее: модернизация
общественного сознания»: «Необходимо начать работу для поэтапного перехода
казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому
вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с
осторожностью все годы Независимости».
Программа предусматривает осуществление
задач, обозначенных в Послании Главы государства К. Токаева от 2 сентября 2019 года народу
Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и
процветания Казахстана». Глава государства отметил, что на основе конкретных
мер необходимо создать условия для развития языка и культуры этнических групп
страны и усилить роль казахского языка как языка межнационального общения.
В этой связи, в Программе предусмотрены
необходимые меры для полноценного функционирования государственного языка,
имеющего глубокую историческую, культурную и психологическую базу, как языка
межэтнического общения на территории Казахстана.
Также Программа является основой создания
благоприятных условий для развития языков и культуры этнических групп, в том
числе приумножения лингвистического капитала граждан страны.
Программа разработана с учетом текущей
языковой ситуации, а также мнения и предложения экспертного сообщества,
занимающегося вопросами языка, языкового строительства и языковой политики.
При разработке Программы подробно
проанализированы результаты реализации предыдущей программы — Государственной
программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на
2011-2019 годы, изучен опыт свыше 20 зарубежных стран в области правового
регулирования государственной языковой политики.
Намеченные в Программе цели и задачи
реализуются через План мероприятий, разрабатываемый уполномоченным
государственным органом на весь период реализации Программы и утверждаемый
постановлением Правительства Республики Казахстан.
Все мероприятия, предусмотренные
Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как
важнейшего фактора общегосударственной и национальной идентичности и
направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и лингвистических
потребностей граждан. Программа выстроена в строгом соответствии со статьей 7
Конституции и постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 февраля 2007
года № 3.
Эффективность реализации Программы будет
обеспечена путем совершенствования необходимой нормативно-правовой базы и
интеграции основных программных целей и задач в стратегические планы
государственных органов, а также комплексными мерами, предусмотренными в
рамках данной Программы.
Система мероприятий Программы ориентирована
в основном на взрослое население с частичным охватом граждан Республики
Казахстан в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных
заведениях.
Вместе с тем, для достижения практических
результатов данных мероприятий необходимы совместные усилия всех
государственных органов и хозяйствующих субъектов республики, в том числе
национальных компаний и финансовых организаций.
Программа предполагает следующее развитие
отрасли:
реализация мер по укреплению нормативной
базы государственного языка и ее усовершенствование инструментальными
методами (мотивация, поощрение и др. ), расширение сферы использования в
области науки и образования, экономики, финансов и управления, судопроизводства
и законодательства, а также СМИ и интернет-пространстве;
поддержка мер по исследованию
грамматических, лексико-фразеологических, в том числе терминологических и
ономастических ресурсов казахского языка, а также популяризации новых
научно-лингвистических знаний посредством научной, научно-популярной
литературы, интернет-ресурсов, онлайн учебников, ортологических и других
пособий;
реализация работ по расширению применения
казахского языка на международных коммуникационных площадках и его преподаванию
за рубежом;
осуществление мер по формированию,
организации, регулированию и развитию латинографического пространства
казахского языка на отечественных и международных коммуникационных площадках;
осуществление комплекса мер, направленных
на укрепление статуса, расширение функционирования казахского языка как языка
межэтнического общения на территории Казахстана;
создание условий для сохранения языков
этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана.
Цель: ведение гармоничной языковой
политики, направленной на модернизацию казахского языка на основе
латинографического
алфавита, дальнейшее повышение языковой
культуры и развитие языкового
капитала, обеспечивая полноценную
деятельность казахского языка как государственного языка
Модернизация казахского языка на основе
латинографического алфавита
1 Ортологическая кодификация казахского
языка на основе латинографического алфавита.
2 Совершенствование, унификация и
кодификация отраслевой терминосистемы казахского языка на основе
латинографического
3 Регулирование и стандартизация
ономастического пространства на основе латинографического алфавита.
4 Реализация проекта «Национальный корпус
казахского языка».
Усиление роли государственного языка как
языка межэтнического общения
1 Расширение функций и повышение культуры
использования казахского языка в области образования.
2 Повышение уровня владения казахским
языком в организациях государственного и негосударственного сектора.
3 Совершенствование употребления
казахского языка в области информатизации и коммуникации.
4 Регулирование функционирования
государственного языка в области культуры, обслуживания населения, СМИ и
бизнеса,
5 Расширение применения казахского языка
в международной коммуникации.
1 Функционирование русского языка в
коммуникативно-языковом пространстве.
2 Развитие языков этнических групп.
3 Приумножение лингвистического капитала
казахстанцев.
1) доля участников письменной коммуникации,
использующих латинографический алфавит в: в 2022 году — 10%, в 2023 году —
20%, в 2024 году — 30%, в 2025 году — 50%;
2) доля населения, владеющего
государственным языком: в 2020 году — 90,5%, в 2021 году — 91%, в 2022 году —
92%, в 2023 году — 93%, в 2024 году — 94%, 2025 году — 95%;
3) доля казахоязычного контента в
государственных средствах массовой информации: в 2020 году — 74%, в 2021 году
— 75%, в 2022 году — 76%, в 2023 году — 77%, в 2024 году — 78%, в 2025 — 79%;
4) доля населения, владеющего тремя языками
(казахским, русским и английским): в 2020 году — 26%, в 2021 году — 27%, в
2022 году — 28%, в 2023 году — 29%, в 2024 году — 30%, в 2025 году — 31%
Источники и объемы финансирования:
На реализацию Программы в 2020-2025 годах
будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие
средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие
затраты из государственного бюджета на
реализацию Программы составляют 16 989,9 млн. тенге.
Объем финансирования Программы на 2020-2025
годы будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на
соответствующие финансовые годы в соответствии с
Постановление вводится в действие со дня
его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Госпрограмма развития языков в Казахстане
В 2019 году, согласно государственной программе развития языков, 90% казахстанцев должны знать казахский. Однако сегодняшние реалии очень далеки от желаемого. Почему? Разбирается Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.
Главная цель Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы – это обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка. Сфера применения казахского языка в госорганах, делопроизводстве, СМИ, науке, прикладных исследованиях, отчасти и в повседневной жизни была явно недостаточной.
Необходимо отметить, что ситуация на момент принятия данной госпрограммы в 2010 году была весьма проблемной. В то время в СМИ, на конференциях, круглых столах шли ожесточенные дебаты в связи с разработкой и принятием «Доктрины национального единства».
Полномасштабное функционирование казахского языка в качестве государственного — общая цель, для достижения которой ставилось 8 задач и 9 целевых индикаторов. В числе наиболее важных – увеличение до 90% граждан, которые бы в 2019 году владели государственным языком.
Напомним также, что 10 лет назад, в 2009 году, состоялась перепись населения Казахстана, результаты которой в разрезе владения языками были опубликованы в 2010.
Данные о владении казахским языком опирались на самооценку граждан, а посему картина получилась несколько приукрашенной
По данным статистики, подавляющее большинство казахов, русских, украинцев, узбеков и представителей других этнических групп отметили, что они хорошо либо в совершенстве знают государственный язык.
Вероятно, все вышеозначенные факторы и сказались на постановке задачи по достижению очень высокой степени овладения казахским языков — в этом году 93–98% казахстанцев всех национальностей должны были знать, понимать и говорить на государственном языке.
Инструменты и инновации
Сама госпрограмма включает 3 блока, направления:
- овладение государственным языком,
- популяризация и расширение сферы применения государственного языка,
- повышение уровня языковой культуры казахстанцев.
Предлагались различные варианты и пути достижения поставленных целей, меры, проекты. В их числе разработка методологии, методик обучения государственному языку, расширение сети государственных и негосударственных центров обучения языку, повышение квалификации и обучение преподавателей казахского языка.
Кроме того планировалась организация бесплатных курсов при центрах по обучению государственному языку, стимулирование овладения государственным языком, PR-мероприятия, акции, формирующие престижность государственного языка, владения казахским языком, расширение казахского контента в СМИ, создание специальных обучающих программ, фильмов.
К числу инноваций в этой сфере можно отнести разработку методологии и методик обучения казахскому языку
Как в период реализации данной государственной программы, так и в целом в постсоветский период в Казахстане было разработано и предложено множество методик, специальных курсов обучения казахскому языку.
Многие из новых методик обучения казахскому языку презентовались как «чудо-техники», которые за две недели или за два месяца позволяли бы овладеть государственным языком если не в совершенстве, то как минимум на разговорном уровне. Однако, к сожалению, сколько-нибудь значимо на языковую среду они фактически не повлияли.
Желаемое за действительное
Госпрограмма была рассчитана на 2011–2019 годы и близится к завершению, но результаты очень далеки от заявленных индикаторов. Согласно госпрограмме планировалось, что в 2019 году казахским языком будет владеть 90% казахстанцев. Совершенно очевидно, что
в настоящее время казахским языком в достаточной мере владеют не более 2/3 населения страны
На чем основано подобное утверждение? Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало января 2019 года казахи составляли 67,9% от всего населения страны. При этом часть коренного населения в городах не владеют либо слабо владеют казахским языком.
Можно предположить, что данные различных исследований не отражают реальную картину, поскольку казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком при опросах мягко говоря лукавят, утверждая, что в доcтаточной мере владеют государственным языком.
Как мы уже писали, этот феномен очень ярко проявился в ходе последней переписи населения Казахстана 2009 года. Так, 98,3% респондентов-казахов указали, что понимают устную речь, свободно читают – 95,4%, свободно пишут – 93,2%.
Конечно, почти стопроцентное владение казахским языком, включая не только разговорный, но и письменный, это из разряда выдачи «желаемого за действительное». Видимо, в 2010 году, по горячим следам проведенной переписи населения, разработчики госпрограммы развития и функционирования языков на 2011–2019 годы как факт восприняли данные Переписи о почти стопроцентном владении государственного языка. Отсюда и завышенные цели программы, что 9 из 10 казахстанцев всех национальностей будут знать хорошо казахский язык в 2019 году.
Чего удалось добиться?
За годы независимости и особенно в последнее десятилетие, то есть в период реализации госпрограммы, казахский язык поступательно расширял сферы своего применения.
Каковы достижения на сегодняшний день? Во-первых, доминирующая часть граждан осознала необходимость овладения казахским языком, нигилизма в отношении госязыка уже нет.
Во-вторых, дети и молодежь весьма успешно овладевают казахским языком при дошкольном, школьном и вузовском образовании. Практически все городские казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком, определяют своих детей в казахские детсады и школы.
Заметен тренд, когда не только казахи, но и русские, украинцы, корейцы, представители других этнических групп также водят детей в казахские детсады.
Сегодня дети и молодежь в подавляющем большинстве владеют казахским языком
В-третьих, казахский язык успешно развивается в сфере культуры, прежде всего массовой культуры. Казахскоязычная эстрада, юмористические шоу на фоне других жанров и направлений переживают определенный бум.
Кроме того, вопреки утверждениям ряда представителей казахской творческой интеллигенции, в рассматриваемой сфере в последнее десятилетие заметен прогресс, который нельзя отрицать. Не только городские казахи, но и русские, представители других этнических групп в той или иной степени владеют разговорным казахским.
Персональная ответственность
Опыт реализации госпрограммы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы и многих других госпрограмм показывает, что необходима персональная ответственность первых лиц тех министерств и ведомств, на которые возложена реализация программ.
Уполномоченным органом по реализации госпрограммы развития и функционирования языков утверждено министерство культуры и спорта Республики Казахстан. Соисполнителями этой программы определены ряд других министерств. Сегодня среди основных соисполнителей – министерство образования и науки и министерство информации и общественного развития.
Так сложилось, что именно эти министерствам не очень «везет» в плане бесконечных структурных разделений, слияний, переформатирования, что также не способствует преемственности и персональной ответственности.
Структурная стабильность способствовала бы преемственности кадров, самих госпрограмм и их реализации, персональной ответственности руководителей, которые должны и могли бы довести начатое дело до конца.
Рекомендации
У экспертов разное видение решения проблем развития казахского языка. Полагаем, что итоги реализации госпрограммы, которая по срокам близится к завершению, актуализируют следующие направления.
Ключевое значение имеет освоение казахского языка с первых лет жизни ребенка
В семье, в детском саду, в начальных классах школы. Ребенок в этом случае не учит язык в разрезе грамматики, а осваивает его как родной или один из двух родных языков, набирает лексический запас, использует как средство общения. Специалисты уже давно доказали, что дети могут осваивать одновременно два языка как родные и это не доставляет им никаких проблем или трудностей.
В госпрограмме, на наш взгляд, несколько преувеличены значение, роль дистанционного обучения казахскому языку посредством интернет-уроков в режиме online. Язык – живое средство общения. Ничто не заменит занятий в аудитории, прямого общения на казахском языке слушателей курсов между собой.
Важно, чтобы люди не стеснялись ошибок, разговаривая по-казахски в повседневной жизни, на улицах, в магазинах — тогда освоение казахского разговорного пойдет значительно быстрее. Немаловажно, чтобы при этом те, кто знают казахский в совершенстве, позитивно и благожелательно относились к стремлению сограждан освоить разговорный казахский язык.
В госпрограмме много говорится о стимулах по освоению казахского языка, однако на деле никаких особых преференций не замечено и не практикуется. Поэтому крайне важно ввести какие-то конкретные поощрения за освоение языка, возможно небольшие надбавки, учет сертификатов, тестирования при продвижении по службе и карьерной лестнице.
важным является доступность обучения казахскому языку для взрослого населения
В госпрограмме в качестве одного из основных направлений в обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка указываются бесплатные курсы при центрах по обучению государственному языку. Однако они не приобрели широкий размах, рядовым гражданам о них ничего неизвестно. Подобных курсов очень мало, а информации о них по непонятным причинам практически нигде не представлена.
На наш взгляд, широкая сеть бесплатных курсов обучения казахскому языку, безусловно, способствовала бы функционированию государственного языка в полной мере.