Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020
годы» (далее — Программа), является обновлённым вариантом раннее принятых
государственных программ патриотического воспитания граждан Российской
Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию
патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий
воспитания патриотизма в современных условиях.
Программа
предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского
общества в решении широкого спектра
проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики.
Программа имеет
государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные
группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического
воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.
Программа
опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия
в её реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления,
общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений,
творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм
собственности.
Содержание проблемы патриотического воспитания в
современных условиях и обоснование необходимости её решения на основе
инновационных технологий
Реализация государственных программ
патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года,
позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое
функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления
в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного
ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Этот духовный
ориентир предполагает возрождение героического прошлого России, обладающего
богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых
традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отчизны,
многогранных исторических, этнографических и культурных корней исторического
развития российского общества, опыта участников Великой Отечественной войны и
военных конфликтов. Весь ресурс, накопленный за героические годы борьбы и
труда, активно используется в целях патриотического воспитания граждан
Российской Федерации. Он и в дальнейшем будет являться основой разработки,
апробации и внедрения инновационных технологий формирования у современных
поколений граждан России идеалов и опыта служения Отечеству, готовности к его
защите.
Патриотическое
воспитание молодёжи в современных условиях требует интеграции и консолидации
социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в
целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития
России в мировом сообществе, что задаёт новые требования к институтам
социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны
опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и
технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем.
Вместе с тем,
наблюдающееся снижение в общественном
сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития
личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов
инновационного развития российского общества.
В этих условиях
становление и развитие системы патриотического воспитания молодёжи требует
инновационных решений. Их реализация должна создать возможности молодым людям
выбирать своё будущее, связывая его с перспективами страны, образом Родины –
России, в её прошлом, настоящем и будущем.
Перед системой
патриотического воспитания остро стоит проблема корректировки целей, задач,
содержания, форм, методов и технологий, учитывающих современные социальные
реалии и адекватных геополитической ситуации в мире. Преодоление такого
положения лежит в плоскости конкретизации деятельности государства и общества
по решению проблем формирования российской гражданской идентичности на основе
ценностей российского патриотизма, что даст возможность повышения сознания
каждого российского гражданина как творца будущего своей страны и защитника её
национальных интересов. Речь идёт о разработке и реализации инновационных
моделей патриотического воспитания на федеральном, региональном, муниципальном
и институциональном уровнях, которые должны соответствовать требованиям и
вызовам XXI века. Патриотическое воспитание создаст условия для реализации
каждым гражданином России выбора своего будущего, связывая его с перспективами
развития страны и региона проживания.
Программа
основывается на понимании патриотического воспитания как базового социального
фактора в укреплении российской государственности, консолидации российского
общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской
гражданской идентичности населением страны и перехода на инновационный путь её
развития. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в
структуре ценностей российского общества и государственной политики, что
позволит преодолеть некоторые трудности в развитии сложившихся систем
патриотического воспитания, создаст условия для развития его современных форм и
механизмов эффективного взаимодействия между ними.
Необходимость
совершенствования государственной политики в сфере патриотического воспитания
отвечает стратегической задаче модернизации страны на основе перехода на
инновационный путь общественного развития. При этом патриотическое воспитание
выступает духовной и социокультурной основой развития российского общества.
III. Цель и задачи Программы
Основной целью
Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического
воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями
функционирования патриотизма в российском обществе.
Для достижения
этой цели необходимо решить следующие задачи:
продолжить
совершенствование системы патриотического воспитания с учётом научной
разработки современных инновационных
технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях;
совершенствовать
нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение
функционирования системы патриотического воспитания;
шире привлекать
к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные
организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и
отдельных граждан;
повышать
качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить
их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
развивать и
совершенствовать систему военно-патриотического воспитания граждан, вырабатывать
перспективные формы и методы для повышения престижа военной и
правоохранительной служб;
развивать
материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных,
трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных
объединениях;
повышать вклад
(роль) средств культуры и массовой информации в патриотическом воспитании
граждан.
Решение
указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных
мероприятий согласно приложения №1 (мероприятия определяются федеральными органами
исполнительной власти, учреждениями, организациями и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации)
Основные направления реализации Программы
Программно-целевой и системно-правовой подходы
к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося
перехода мирового общества к глобальной информационной среде, насаждению
массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуального игрового
пространства, социального мифотворчества и т. , что актуализирует
необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически
сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны.
Программа
исходит из наличия в российском обществе и государстве сложившихся основ для
дальнейшего развития и совершенствования эффективной системы патриотического
воспитания граждан, воспитания у них любви к Отечеству, готовности проявить
свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни.
На реализацию
этих возможностей направлено осуществление комплекса мер на федеральном,
региональном и местном уровнях как ведомственного, так и межведомственного
характера.
Научно-теоретическая и методическая база патриотического воспитания с учётом
инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных
условиях.
продолжение
исследований в сфере сложившейся системы патриотического воспитания и
использование их результатов в практической деятельности;
разработку
учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания
с научным обоснованием воспитания патриотизма в современных условиях,
приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям;
разработка и
внедрение комплекса учебных и специальных программ и методик развития
инновационных форм и методов патриотической работы с молодёжью;
исследование и
использование наиболее эффективных форм и методов, всего многообразия
педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию различных
категорий граждан с учётом специфики сфер их жизни и деятельности;
изучение и
обобщение передового опыта в области патриотического воспитания с целью его
внедрения в практику патриотической работы.
Взаимодействие органов государственной власти и
гражданского общества в интересах патриотического воспитания
В целях
регламентации взаимодействия государственной власти и гражданского общества в
патриотическом воспитании предусматривается:
разработка
Стратегии патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2030 года;
развитие и
совершенствование законодательной и правовой базы патриотического воспитания
граждан в современных условиях;
развитие
инновационных форм и методов патриотической работы органов государственной
власти с молодёжью;
развитие
активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование
патриотического сознания граждан Российской Федерации;
взаимодействие
органов государственной власти и гражданского общества в совершенствовании
системы управления процессом патриотического воспитания;
проведение
экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления
особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других
категорий граждан Российской Федерации;
совершенствование
системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания.
привлечение
ветеранских организаций к работе с молодёжью, использование их опыта,
нравственного и духовного потенциала для сохранения преемственности боевых и
трудовых традиций.
Формирование
патриотического мировоззрения через развитие патриотически ориентированных
исторических знаний граждан Российской Федерации
Системой мер по
формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается:
повышение
интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и
празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов;
активизация
интересов к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к
героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических
подвигах защитников Отечества;
углубление
знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;
сохранение
исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным
деятелям;
повышение
качества работы образовательных учреждений по профессиональной ориентации
учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию;
стимулирование и
поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию
произведений патриотической направленности;
проведение
всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций,
посвященных славным историческим событиям России.
Повышение роли учреждений образования, культуры и
средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан
Системой мер по
информационному обеспечению в области патриотического воспитания
предусматривается:
совершенствование
механизмов и форм социального партнёрства организаций образования, культуры,
молодёжной политики, общественных объединений в пропаганде патриотизма;
обновление баз
данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, методических материалов
патриотической направленности в электронном пространстве, в том числе,
учреждений образования и культуры;
активное
использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой
информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов
негативного плана;
противодействие
всем попыткам дискредитации, девальвации, патриотических ценностей в средствах
массовой информации, литературе и искусстве;
содействие
расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической
печати, издаваемой литературы;
активизация
творческих усилий журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического
воспитания;
издание и
распространение военно-патриотической литературы, электронных и печатных
средств массовой информации, специализирующейся на военно-патриотической
тематике.
Военно-патриотическое воспитание граждан и формирование положительной мотивации
у молодёжи относительно прохождения военной и правоохранительной служб
формирование у
молодёжи допризывного возраста моральной и психологической готовности к защите
Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и
военного времени, высокой гражданской ответственности;
создание условий
для комплектования Вооруженных сил Российской Федерации морально,
психологически и физически подготовленными гражданами, обладающими
положительной мотивацией к прохождению военной и правоохранительной служб;
повышение
эффективности работы по воспитанию молодёжи на боевых и трудовых традициях
старшего поколения;
привлечение
традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан
потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга;
привитие
молодому поколению гордости, глубокого уважения и почитания символов
государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской
символики и исторических святынь Отечества;
внедрение
передового опыта в практику патриотического воспитания молодежи, формирование
позитивного отношения к военной и правоохранительной службам;
создание
военно-патриотических медиа–программ, активное использование возможностей
«Интернета» для работы с молодёжной аудиторией.
Механизм реализации Программы
Механизм
реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и
методов работы институтов государственной власти всех уровней, общественных
организаций в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания,
систему пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации и
координации деятельности всех структур гражданского общества.
Организационное
сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный
историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.
Головными
исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской
Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны
Российской Федерации, Российский
государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской
Федерации, которые осуществляют следующие функции:
разрабатывают
ведомственные программы патриотического
воспитания (с указание конкретных работ по выполнению Программы,
необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
организуют и
проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации
ведомственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают
реализацию ведомственных программ патриотического воспитания с постановкой
задач соисполнителям мероприятий Программы.
Федеральные
органы исполнительной власти – соисполнители Программы разрабатывают свои
ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют
следующие функции:
разрабатывают
государственные программы патриотического воспитания с учётом особенностей
каждого региона, организуют их реализацию;
проводят
совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению
общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического
воспитания;
обеспечивают
финансирование мероприятий программ за счёт средств бюджетов субъектов
Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.
Федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом
патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия
в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического
воспитания в целом. В качестве структур, осуществляющих эти функции, в
федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому
воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации –
региональные межведомственные координационные советы по патриотическому
воспитанию и допризывной подготовки граждан. Для исполнения функций рабочего
органа указанных советов создаются центры патриотического воспитания и
допризывной подготовки граждан.
Ресурсное обеспечение Программы
Ориентировочно
общий объем финансирования Программы в 2016-2020 годах составит _______ рублей,
в том числе _______ рублей за счет средств федерального бюджета, _______ рублей
за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих
союзов, организаций культуры, спортивных, научных и др. организаций участвующих
в патриотическом воспитании, а так же средств юридических и физических лиц,
поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.
Средства
федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органам
исполнительной власти, учреждениям и организациям согласно приложению №2 (в
пределах не менее предыдущих пятилетних программ).
Ежегодные объемы
финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета
уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов
исполнительной власти, учреждений и организаций в установленном порядке.
Финансирование
расходов федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций,
связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах
средств, выделяемых на текущую деятельность федеральных органов исполнительной
власти – исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах.
Финансирование
мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации
осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы
осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов)
согласно приложению № 3, включающих целенаправленность воспитательного
процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную
обоснованность и использование современных технологий воспитательного
воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результативность
реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан
Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга
во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать
общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело
процветания Отечества и отражается в докладах о результатах и основных
направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в
реализации Программы, в регулярных социологических опросах граждан.
Реализация
Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти,
военной организации государства, системы образования, правоохранительных
органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности
его граждан.
Конечным
результатом реализации Программы должны стать
положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране,
обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного
подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства и
обороноспособности страны, повышение международного авторитета России.
Перечень
обобщённых оценочных показателей
выполнения задач, поставленных в
государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
№ п. пПоказатели отчетности2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020г. Доля россиян,
гордящихся тем, что являются гражданами Российской Федерации (процентов)
2. Доля граждан,
участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к
общему количеству граждан (процентов)
3. Доля граждан,
положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому
воспитанию (процентов)
4. Количество
выполненных федеральными органами власти мероприятий по патриотическому
воспитанию по отношению к запланированному количеству (процентов)
5. Количество
награжденных организаций (единиц)
6. Количество
награжденных граждан (человек)
7. Численность
граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу (человек)
8. Количество обучаемых
в образовательных
учреждениях ДОСААФ России
(человек)
9. Количество
исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и степень их
внедрения в практику органов исполнительной власти и организаций
(штук/процентов)
10. Динамика
преступлений на почве экстремизма, межнациональных и межконфессиональных
отношений в молодежной среде
11. Процент охвата
детей и молодежи общественными объединениями и организациями от общего
количества молодых людей в возрасте 14-30 лет
12. Количество
студенческих отрядов (единиц) / численность студентов в отрядах (человек. )
13. Количество
подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания
(человек. )
14. Количество
действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских
и молодежных (единиц)
15. Количество
историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических
музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях
и т. , единиц)
16. Количество
оборонно-спортивных лагерей (единиц)
17. Количество
действующих и вновь созданных научных центров патриотического воспитания, а
также региональных опытно-экспериментальных площадок (единиц)
18. Количество
детских подростковых клубов по месту жительства и учебы и количество человек,
занимающихся в них (в среднем по 100
человек в клубе)