Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Готовить себя к исполнению воинского долга
Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.
В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе — перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.
Воинская служба — обслуживание военной техники, походы и учения — трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.
И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.
Подготовка к воинской службе — это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.
Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».
Подумай, как воспитать в себе такие качества.
1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина.
2. Что такое военная служба?
3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?
2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?
3*. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.
4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.
5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?
Государственная программа вооружения (ГПВ)
Документ среднесрочного рланирования, определяющий сбалансированный по целям, задачам, заказчикам, ресурсам и срокам комплекс мероприятий, по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) необходимых и достаточных для решения задач ВС РФ и других войск по защите интересов России от внешних и внутренних угроз. Утверждается Президентом РФ.
Координация работ по формированию и обоснованию ГПВ возложена на Министерство обороны РФ. К её разработке привлекаются другие силовые министерства и ведомства, а также ряд министерств и ведомств оборонно-промышленного комплекса. ГПВ разрабатывается на 10 лет, а перерабатывается через 5 лет на основе Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, нормативных актов Президента и Правительства РФ, концептуальных документов по строительству и развитию Вооружённых Сил и других войск, а также решений Военно-промышленной комиссии. Мероприятия ГПВ должны быть сбалансированы с мероприятиями других планов и программ, затрагивающих сферу технического оснащения ВС РФ и других войск, а её финансовые показатели – с показателями федерального бюджета по годам программного периода. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение разработки ГПВ осуществляется в рамках научно-исследовательских работ с участием научно-исследовательских организаций Министерства обороны, других силовых структур и промышленности. В настоящее время формирование программы осуществляется в процессе многовариантных и итерационных исследований, обеспечивающих рациональное распределение выделенных ресурсов для достижения максимальной оснащённости и эффективности системы вооружения.
ГПВ состоит из программ вооружения по направлениям (видам) техники, которые включают разделы по типам вооружения. Развитие системы вооружения РВСН в программном периоде, в основном, определено в разделах программы вооружения стратегическими средствами. Создание научно-технического задела для разработки перспективных образцов вооружения обеспечивается за счёт мероприятий программы развития базовых и критических военных технологий. Программы вооружений и их разделы содержат обобщенные контрольные цифры по расходам на обеспечение их реализации, а также комплект тематических карточек по отдельным мероприятиям (для образцов, систем, комплексов работ). В тематических карточках указываются: название, шифр, назначение, сроки выполнения мероприятий, основные характеристики ВВСТ, объёмы необходимых ассигнований, объёмы закупаемой и ремонтируемой техники в натуральном выражении (в первую пятилетку по годам, на последующую – в целом). Кроме того, проводятся заказчики и исполнители (если они определены) мероприятий, источники и статьи финансирования.
Реализация заданий ГПВ осуществляется через государственный оборонный заказ, если в рамках программы или других нормативных актах не оговорено иное.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ РОССИИ
Государственная программа вооружения разрабатывается на 10 лет, поправки в ГПВ вносятся на основе изменений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности и других основополагающих документов в области обороны.
Утверждается закрытым указом президента России. ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении.
После распада СССР, в России были разработаны и приняты Государственные программы вооружения (ГПВ):
Принята в период первой чеченской кампании, выполнена примерно на 20% и ввиду кризисного состояния оборонного комплекса страны и дефолта экономики страны (1998), прекратила свое существование к началу 2000 года.
После бомбежек самолетами НАТО Сербии и начала второго вооруженного конфликта с Чечней приступили к формированию ГПВ 11 августа 2000 года. Спустя год программа была утверждена.
Минобороны требовало на ее исполнение 7,5 трлн. рублей, рассчитывая заменить в течение 10 лет 70% устаревших вооружений, сделав упор на высокоточные комплексы.
Правительство выделило только 2,5 трлн. рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия не позволили реализовать основные параметры программы.
ГПВ включала широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и закупку в единичных экземплярах вооружений.
Рост цен на нефть и укрепление геополитических амбиций России способствовали тому, что в 2006 году подписана ГПВ, в соответствии с которой на переоснащение ВС новой и модернизированной техникой планировалось истратить почти 5 трлн. рублей (по 500 млрд рублей каждый год).
После проработки уроков войны с грузинским агрессором (2008г), в руководстве страны и военном ведомстве заговорили о принятии новой ГПВ до 2020 года.
Экс-замминистра обороны по вооружению генерал-полковник Поповкин считал, что ГПВ-2015 должна быть ускоренно выполнена к 2011 году. Однако из заявлений заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Путилина следовало, что государственные вложения в серийное производство вооружений и военной техники на 2009 -2011 годы составят всего 1 трлн. рублей, т.е. гораздо меньше, чем заложено в ГПВ-2015.
В рамках ГПВ планировалось поставить флоту 24 надводных корабля, семь РПКСН типа «Борей» и еще шесть нестратегических подлодок.
Реально, до решения отказаться от ГПВ-2015, в боевой состав ВМФ вошли лишь МАК «Астрахань» проекта 21630 (2006), КВ «Стерегущий» проекта 20380 (2008) и СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540 (2009).
Ни одной «строевой» подлодки в Военно-морской флот за означенный период так и не поступило: «Юрий Долгорукий» подвела «Булава», «Северодвинск» достроить не успели, а «Санкт-Петербург» проекта 677 принят флотом в мае 2010 года в опытную эксплуатацию с недоработками по ряду систем.
Эта госпрограмма была провалена, как выяснилось, из-за неверного распределения финансирования — предполагалось, что большую часть средств российские военные получат во вторую пятилетку. Многие планы осуществлены не были.
Таким образом, не реализовав должным образом действующую в то время ГПВ, руководство Минобороны приступило к разработке новой программы вооружений.
Масштабное перевооружение армии совпадает с её масштабной реформой, которую уже сравнивают по размаху с наиболее радикальными военными реформами в истории страны – петровской в начале XVIII века и милютинской в третьей четверти XIX века.
Армия должна быть модернизирована, чтобы превратиться в современный надежный механизм, способный защищать интересы государства в условиях стремительно меняющегося мира.
Именно понимание задач армии и осознанная потребность государства в создании эффективной военной машины являются главным залогом реализации данной программы вооружений.
В 2011 году, когда была принята ГВП-2020, многие сомневались в ее выполнимости. Эксперты считали, что в условиях глобального экономического кризиса расходы на оборону в России, как и в других странах мира, сократятся на 30-40%.
Поэтому перспективы ГПВ-2020 представлялись весьма туманными.
Государство запланировало вложить в модернизацию Вооруженных Сил 23 триллиона рублей. 20 триллионов – это сама госпрограмма вооружения, три триллиона – это ФЦП ОПК.
По данным открытых источников, половину всех расходов ГПВ-2020 направлены на перевооружение ВМФ и ВВС (25% и 24% от общего объема ГПВ соответственно).
В отличие от ГПВ-2015, предусматривающей глубокую модернизацию войск, главная задача новой программы – кардинальное перевооружение армии.
К основным приоритетам действующей госпрограммы относятся стратегические ядерные силы, космические средства и средства разведки, связи.
Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году.
Однако, вопреки прогнозам экспертов, в первые годы выполнимость планов была на уровне 83-85%, в 2013-м — 93,5%, а в 2014-м — почти 95%. Такого показателя не было ни у одной Госпрограммы вооружений в постсоветский период.
Основные плановые показатели по выполнению ГПВ-2020 заложены на 2016–2020 годы.
Кризис на Украине и введение санкций в отношении России привели к тому, что нам пришлось в 2014 году разработать и утвердить два плана импортозамещения: замещение продукции из стран НАТО и из Украины.
Согласно решениям, принятым при формировании общего облика ГПВ-2020, на флотскую часть выделено в общем объеме около 5 трлн. рублей (на строительство новых кораблей планировалось выделить 47% от этой суммы).
Морская часть ГПВ-2020 в целом выглядела вполне обоснованной и целесообразной: речь велась о программе возрождения флота, ориентированного не столько на военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана, сколько на защиту морских рубежей России. И следует признать, что подобная постановка вопроса была единственно разумным вариантом развития ВМФ на время принятия ГПВ-2020.
В рамках ГПВ-2020, по различным открытым источникам, российский ВМФ должен был получить до 2020 года 100 надводных кораблей и подлодок.
Еще до принятия ГПВ-2020 (и даже в ходе ее реализации) программы военного судостроения неоднократно пересматривались. При этом как в Минобороны, так и в руководстве ВМФ России отсутствует единая точка зрения на вопросы развития флота.
В начале 2013 г. министр обороны Шойгу заявил о планируемых к постройке 24 подводных лодках и 54 боевых надводных кораблях, включая 15 фрегатов и 35 корветов.
В 2014 году утверждена программа военного кораблестроения до 2050 года, Обобщенных данных по количественному корабельному составу в открытых источниках нет.
Строительство боевых кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (по состоянию на 1 января 2018 г.) представлено в таблице 1.
Ремонт с модернизацией и переоборудование кораблей основных классов в рамках ГПВ-2020 (по состоянию на 1 января 2018 г.) представлены в таблице 2.
Как следует из таблиц 1 и 2, ввод в строй новых кораблей основных боевых классов согласно ГПВ-2020, равно как и ремонт, сорваны практически по всем показателям.
Дрейф цен в оборонке начался еще в начале ГПВ-2020, а после 2014-го принял обвальный характер. Особенно характерны в этом плане были флотские программы: по крупным кораблям бюджет постройки вырос на 60–70%, и это, не считая незавершенных ОКР по системам вооружения и оборудования.
Основные причины невыполнения программы – слабость судостроительной и судоремонтной базы еще с советских времен, а также слабость машиностроительной базы для судостроения.
Последнее привело к тому, что после введения в 2014 г. санкций, крупные надводные корабли лишились двигателей: газотурбинные производились на Украине, а дизельные для ряда проектов – в Германии.
Производство газотурбинных двигателей налажено на ПАО «ОДК-
Сатурн» (Рыбинск), часть дизельных двигателей планируется (по некоторым источникам) заменить на китайские, о качестве и ресурсе которых пока судить рано.
Итоговые результаты строительства флота по ГПВ-2020 (согласно данным открытых источников) представлены в таблице 3.
ГПВ-2027 (на период 2018 – 2027 годов).
Новую десятилетнюю программу вооружения в правительстве и Минобороны начали формировать в 2013 году. Она должна была с 2016 по 2020 год пересекаться с действующей ГПВ и дополнять ее.
Планировалось в декабре 2015 года представить президенту России разработанную программу вооружения на 2016 -2025 годы.
Из-за нестабильной экономической ситуации, утверждение новой Государственной программы вооружения, с согласия президента России, перенесли с 2015 года на 2018 год.
ГПВ-2027 была принята в январе 2018 года.
По данным Минобороны, всего на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн. рублей, из них 19 — на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн. рублей предусмотрен на создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники (такие расходы заложены впервые в истории российских ГПВ).
ГПВ-2027, к сожалению, не предусматривает строительство принципиально новых кораблей.
При этом наиболее значимым приобретением для ВМФ России должно стать принятие на вооружение и начало производства перспективной гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон».
Главной проблемой в реализации программ развития флота по-прежнему остается серьезный кризис судостроительной отрасли. Устаревшие технологии, проблемы управленческого характера и множество других причин не позволяют строить корабли с требуемой скоростью.
Скорость строительства современных российских АПЛ в целом сопоставима с показателями постройки современных британских и французских АПЛ, а дизельных субмарин – и вовсе существенно выше зарубежных, в то время как скорость строительства надводных кораблей очень низкая, в два и более раз ниже, чем у западных стран. К сожалению, системные проблемы российской судостроительной промышленности в ходе реализации ГПВ-2020 не были преодолены.
Эта ГПВ будет окончательно разработана в ближайшие два года и принята в конце 2023 года на срок до 2034 года.
Александр Каленюк Капитан первого ранга в отставке Военный аналитик
Государственная программа вооружений
на 2011-2020 годы
Разработка госпрограммы вооружений на
2011-2020 годы началась в 2010 году. 24 февраля
2011 года Министерство обороны Российской
Федерации приступило к реализации
госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы,
подписанной Президентом РФ 31 декабря
2010 года.
В ходе
формирования Государственной программы
вооружения на 2011-2020 годы современные
экономические возможности государства
наложили ограничение на ее финансовые
показатели. Так, запланированные объемы
ассигнований крайне неравномерно
распределены между двумя периодами
ГПВ-2020: 31% — на период 2011-2015 годов и 69% — на
период 2016-2020 годов, что привело бы к
снижению темпов переоснащения Вооруженных
Сил.
Для
решения данной проблемы был применен
механизм долгосрочного кредитования
предприятий — головных исполнителей
государственного оборонного заказа
под государственные гарантии Российской
Федерации. При этом выравнивание баланса
финансирования мероприятий ГПВ-2020
планируется осуществить за счет
предоставления кредитов в период
2011-2015 годов, а их погашения (выплаты
основного долга) в период 2016-2020 годов.
Применение
механизма долгосрочного кредитования
позволяет снизить риски невыполнения
мероприятий ГПВ-2020 и делает возможным
заключение долгосрочных контрактов
(до 2015-2018 гг.) по наиболее сложным и важным
образцам ВВТ: стратегическим ракетным
комплексам, надводным кораблям и
подводным лодкам, зенитным ракетным и
космическим комплексам.
Государственным оборонным заказом
предусмотрено 39 таких заданий, по ним
планируется заключить 42 государственных
контракта, в том числе 37 — в 2011 году. В
настоящее время уже заключено 32
государственных контракта (остались
незаключенными контракты по номенклатуре
ОАО «Объединенная судостроительная
корпорация» (ОСК)).
В целом
объем новой госпрограммы вооружений,
предположительно, составит более 20
триллионов рублей, из которых
непосредственно Министерство обороны
Российской Федерации получит 19 триллионов
рублей.
Следует
отметить, что закон о государственном
бюджете России на 2011-2013 годы был подписан
Президентом России 13 декабря 2010 года,
и получить дополнительное финансирование
под госпрограмму вооружений станет
возможно только путем внесения
соответствующих поправок в этот закон.
Госбюджет предполагает финансирование
военных проектов в 2011 году в размере
1,5 триллиона рублей и увеличение расходов
свыше 2 триллионов только с 2013 года.
В частности,
госпрограмма подразумевает создание
новой жидкостной межконтинентальной
баллистической ракеты, которая должна
сменить устаревшие РС-20 (российская
классификация — Р-36М, классификация НАТО
— SS-18 «Satan») и РС-18 (УР-100Н УТТХ, SS-19
«Stiletto»).
На закупки
нового вооружения Министерство обороны
России намерено потратить 80% выделенной
госпрограммой суммы и 10% — на модернизацию
имеющейся военной техники.
Конечной
целью реализации новой госпрограммы
вооружений является увеличение доли
новой техники, принятой на вооружение
России, до 70-80% с нынешних 10%. Главным
приоритетом станут стратегические
ядерные силы, на которые будет израсходовано
около 2 триллионов рублей.
Финансирование НИОКР подразумевает
разработку нового стратегического
бомбардировщика (перспективный
авиационный комплекс дальней авиации),
технический проект которого будет
окончательно сформирован к 2015 году.
Развитие
стратегических ядерных сил включает:
укрепление наземной ракетной
группировки и модернизацию стратегической
авиации — дальних бомбардировщиков
Ту-95 и Ту-160. Ранее сообщалось, что эти
самолеты, в частности, получат новые
системы прицельно-навигационного
комплекса и новую номенклатуру
высокоточного вооружения.
Министерство
обороны России намерено значительно
укрепить и расширить систему предупреждения
о ракетном нападении (СПРН). До 2018 года
планируется завершить модернизацию
наземного эшелона системы СПРН. ГПВ-2020
также предусмотрено развертывание
новых систем СПРН космического
базирования. Эти системы предназначены
для обнаружения стартов баллистических
ракет.
В части
перевооружения ВВС России, в ГПВ-2020
запланирована закупка 600 новых боевых
самолетов и тысячи боевых и транспортных
вертолетов.
Оперативно-стратегическое командование
Воздушно-космической обороны,
действующее в составе ВВС России, в
ближайшие десять лет получит десять
дивизионов зенитно-ракетных комплексов
(ЗРК) ПВО С-500, разработку которых
планируется завершить в 2013 году.
Ожидается, что серийное производство
комплексов ПВО С-500 начнется в 2014 году,
а ВС примут их на вооружение с 2015 года.
Кроме того, зенитные ракетные войска
пополнятся 56 дивизионами ЗРК С-400, четыре
из которых уже закуплены. ЗРК С-400,
согласно планам Министерства обороны
Российской Федерации, заменят половину
поставленных в настоящее время на боевое
дежурство ЗРК С-300.
Для
Военно-морского флота до 2020 года
планируется закупить 100 надводных и
подводных кораблей, включая 20
нестратегических подводных лодок, 8
стратегических АПЛ, 35 корветов и 15
фрегатов. Планируется покупка по меньшей
мере 30 корветов Проекта 20380, один из
которых служит в составе ВМФ с 2008 года,
а второй передан флоту в июле 2011 года.
В числе
фрегатов будут приобретены 6 кораблей
Проекта 11356М и 9 Проекта 22350. Первый
корабль последнего проекта – «Адмирал
флота Сергей Горшков» — был спущен на
воду в конце октября 2010 года. Ранее
сообщалось, что для Черноморского флота
России будут построены большие десантные
корабли проекта 11711, подводные лодки
проекта 636. Также объявлялось о планируемой
закладке малого ракетного корабля
проекта 21631 и корвета проекта 20380
«Проворный».
Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы
подразумевает выделение средств на
покупку у Франции двух готовых десантных
вертолетоносных кораблей-доков класса
«Мистраль» и строительство двух таких
же кораблей в России. Вертолетоносцы
планируется поставить в полной
комплектации за исключением вооружения
— вертолеты авиагруппы и вооружение
корабля будут российского производства.
До 2020
года Россия планирует создать собственную
экипировку «солдата будущего». Экипировка
будет предусматривать бронежилет,
каску, систему связи и современное
оружие.
Увеличение
объемов финансирования госпрограммы
вооружений — уже само по себе достижение
для Российской Федерации. Если все
задуманные планы будут реализованы, то
в предстоящие десять лет будет проведено
самое масштабное перевооружение
последних десятилетий, особенно по
сравнению с 1990-ми годами, когда новая
техника в войска практически не поступала.
Для
реализации планов необходимо
тщательно следить за процессом
ценообразования, чтобы не допустить
непомерного роста цен на военную
продукцию, учитывая большие объемы
закупки.
Программа
вооружений рассчитана на доведение
доли новой техники, принятой на вооружение
России, до 70-80%. Сейчас этот показатель
составляет около 10%. По оценке Президента
России Дмитрия Медведева, для более
эффективного переоснащения Вооруженных
Сил необходимо скорректировать
соотношение между расходами на содержание
техники и расходами на оснащение армии
в пользу последнего пункта.
Соседние файлы в папке ГАЙСАРОВА 0610.1 5 КУРС