История Ленд-лиза
При этом закон прямо запрещал любую бесплатную передачу товаров, и США поставляло всю ленд-лизовскую продукцию в кредит, правда, на достаточно льготных условиях. СССР, изначально не входивший в программу, в первые же дни войны обратился в Вашингтон с просьбой продать необходимое вооружение, оборудование, материалы и перечислил 92 миллиона долларов. Так что первый арктический конвой, пришедший из Англии в Архангельск 31 августа, не имел отношения к ленд-лизу, доставив оплаченный груз.
В России исследованиями программы ленд-лиза многие годы занимается доктор экономических наук, сенатор Николай Рыжков, выпустивший две монографии. Как глава советского правительства в 1985-1990 годах он имел доступ к различным важным документам.
Участником программы ленд-лиза Советский Союз стал 11 июня 1942 года, подписав «Соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи, в ведении войны против агрессии», пишет автор. Также договорились задним числом распространить условия ленд-лиза на поставки с 1 октября 1941 года. Вообще в 1941-м при общем объеме закупленных грузов стоимостью в 741 миллион долларов наша страна получила по ленд-лизу товаров лишь на 541 000 долларов — или менее 0,1 процента.
Это притом что на Восточном фронте гитлеровское командование сосредоточило 600 своих дивизий — 85 процентов вооруженных сил Третьего рейха и его сателлитов. На остальные же фронты, где воевало 15 процентов нацистских войск, пришлось 99,9 процента ленд-лизовской помощи.
Кто ковал меч победы
Западные поставки из США, Канады и Великобритании увеличились только после Сталинградской и Курской битв, после коренного перелома в Великой Отечественной. В 1942-м Советский Союз получил уже 27,6 процента от всего объема ленд-лиза, а в 1943-1945 годах — 71,5.
При этом статистика, приведенная в другом исследовании Николая Рыжкова «Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы», изданном в 2011 году, констатирует: уже в 1942 году наши заводы выпустили 24 719 танков и САУ (самоходных артиллерийских установок), что в 10 раз больше, чем в 1940-м, и в четыре раза больше, чем в 1941-м.
Именно такой резкий рост и стал фундаментом будущих побед. Открытие в июне 1944-го второго фронта и увеличение в разы ленд-лизовских поставок лишь ускорили конец Третьего рейха.
Официально программа ленд-лиза была завершена 12 мая 1945 года с приходом в Кольский залив последнего арктического конвоя. Ее общая стоимость по ценам 1940 года составляла 50,1 миллиарда долларов. Главные получатели среди 42 стран, участвующих в программе ленд-лиза, были: Великобритания — 31,4 миллиарда долларов (69 процентов всей помощи), СССР — 11,3 (27,6), Франция — 3,2 (3).
Однако важно сравнить эти цифры с общим количеством такой же продукции, произведенной в стране для Красной Армии. Первое такое сравнение сделал председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в книге «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны», изданной в 1947 году. По его оперативным послевоенным расчетам, объем поставок по ленд-лизу составляет всего четыре процента ВВП страны.
С этими расчетами, конечно, не согласны американские эксперты. Бывший руководитель Администрации программы ленд-лиза (был такой орган в Вашингтоне в годы войны) и госсекретарь США Эдвард Стеттиниус в своей книге «Ленд-лиз — оружие победы» (1944 год, на русском — 2000 год) утверждает, что доля западных поставок — 10—12 процентов ВВП Союза. В свою очередь, британские аналитики оценивают ее в семь процентов. Николай Рыжков также считает справедливой цифру ленд-лизовских поставок в семь процентов ВВП СССР.
«Поставки по ленд-лизу были, несомненно, существенно весомым, но ни в коем случае не решающим фактором Победы. Ее обеспечили Красная Армия и труженики тыла. Все те, кто ковал меч Победы, которым в самое сердце и поразил коричневую чуму ХХ века», — приводит интернет-сайт Совета Федерации слова Николая Рыжкова на презентации его монографии «Великая Отечественная: ленд-лиз».
Оплатили кровью и золотом
Программа ленд-лиза для США была очень выгодным проектом, обеспечившим прорыв в социально-экономическом развитии страны и ее лидерство в послевоенном мире. Министр торговли Джонс, отмечает интернет-газета «Столетие», откровенно признавал: «Поставками в СССР мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали большую прибыль». Причем американцы намеревались получать ее и после войны.
В 1947 году США потребовали от СССР оплатить долг по ленд-лизу — 2,6 миллиарда долларов. Это возмутило руководителей Союза и они отказались платить. Америка стала снижать свои требования: в 1948-м запросили уже 1,3 миллиарда, в 1951-м — 800 миллионов, в 1972-м — 722 миллиона долларов.
Только в 1990 году президенты СССР и США договорились об уплате 674 миллионов долларов ленд-лизовского долга к 2030 году. А уже в 2006 году Россия как правопреемница СССР погасила все свои задолженности, в том числе и по ленд-лизу.
Комментарий
«Для нас война была «священной», для них — «правильной»
О значении и роли арктических конвоев и программы ленд-лиза — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, Герой России Андрей Красов.
— Последний день лета 1941-го стал особенным для Архангельска, да и для всей страны, когда порт встретил небывалый караван — семь транспортных судов и девять боевых кораблей эскорта. Такая флотилия, получившая название конвой, из Исландии, преодолев почти полторы тысячи миль, доставила в СССР более двадцати тысяч тонн стратегических грузов.
Восьмидесятилетие арктических конвоев — это напоминание о боевом содружестве флотов антигитлеровской коалиции, о самоотверженности и мужестве моряков. Каждый поход, а их было 78 — с учетом возвращающихся из СССР, из Исландии или Шотландии через Атлантический и Северный Ледовитый океаны, мог стать, а нередко и становился последним. Из почти 1400 судов —участников конвоев — фашисты потопили 101 — 85 транспортных и 16 боевых кораблей. Более 3000 тысяч английских моряков навсегда остались в морских глубинах. К чести британских военных, они сумели уничтожить вдвое больше — свыше 30 кораблей и подлодок, 80 фашистских самолетов.
Поэтому для меня ленд-лиз — это не политика и политики, а прежде всего моряки Севера и Тихого океана, доставлявшие стратегическое сырье, вооружение, боевую технику, оборудование, очень нужные Красной Армии и оборонным заводам.
Причина же противоречивости оценок ленд-лиза в том, что в России и на Западе по-разному воспринимают саму великую войну. И, как следствие, ленд-лиз.
Для нас она — народная, священная, унесшая 27 миллионов жизней. В США же, которые очень хотят превратиться в главного героя и победителя во Второй мировой войне, она — «правильная», «хорошая».
Значит, правы те исследователи, считающие, что негласная цель ленд-лиза — переложить всю тяжесть борьбы с нацизмом на СССР, затягивая открытие второго фронта. И затянули на два года — за это время безвозвратные и санитарные потери Красной Армии составили почти пять миллионов солдат и офицеров.
Союзники ничем не помогли разгрому фашистов под Москвой и Сталинградом, опасаясь, что поставленные ими оружие и техника достанутся немцам. Ленд-лизовские поставки потоком пошли только после коренного перелома в Великой Отечественной войне во второй половине 1943 года. А второй фронт был открыт еще спустя год.
Не совсем безвозмездноЗакон о ленд-лизе или точнее «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», был принят Конгрессом США в марте 1941 года и давал США «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, необходимые для ведения военных действий», если эти действия, являлись жизненно важными для обороны США. Под различными товарами и материалами понимались:— оружие,-военная техника,— боеприпасы,-стратегическое сырье,-амуниция,-продовольствие,-товары гражданского назначения для армии и тыла,— любая информация, имеющая важное военное значение. Примерная схема ленд-лиза предусматривала обязательное выполнение страной-получателем ряда условий:1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США. По всей, утраченной в бою технике и вооружениям, составлялся подробный документ, который направлялся в вышестоящий штаб для обобщения и отчета перед союзниками. 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад;3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией. 4) страны, претендовавшие на американскую помощь, обязаны были представлять США регулярный исчерпывающий финансовый отчет о безвозвратных потерях техники и вооружений. С помощью ленд-лиза администрация президента Ф. Рузвельта решала ряд неотложных внешнеполитических, экономических и внутренних задач. В первую очередь, эта схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 годов, и загрузить работой многие стагнирующие предприятия и концерны. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное давление на страны-получатели и политическую зависимость от ленд-лизовской помощи. В-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф. Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах». Первоначальный срок поставок по ленд-лизу был установлен до июня 1943 года, с дальнейшей ежегодной пролонгацией по мере необходимости.
Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений уже в конце мая 1940 года запросила союзная Англия, поскольку разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте. Но вот послевоенное списание «английских долгов», проходило на совсем иных условиях, чем для СССР. А всего поставки по программе ленд-лиза получали 42 страны мира.
Что, куда и сколькоПравительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:
основные маршруты поставок по ленд-лизу
Дальний Восток (через Владивосток)— 8 244 000 тонн (47,1%);2. Персидский залив (через Иран)— 4 160 000 тонн (23,8%);3. Северная Россия (через Мурманск) — 3 964 000 тонн (22,7%);4. Советский Север — 681 000 тонн (3,9%);5. Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%). Ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США.
Только цифрыПоставки по ленд-лизу конечно приблизили победу над врагом. Вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.
Например, в годы войны стрелкового оружия всех основных типов на предприятиях Советского Союза было произведено около 30 млн. единиц, в то время как с американских, британских и канадских заводов на вооружение в РККА поступило всего лишь около 152 тыс. единиц стрелкового оружия, т. 0,5%. Аналогичная картина наблюдалась и по всем типам артиллерийских систем всех калибров — 650 тыс. советских орудий и минометов против 10 тыс. заграничных, что составляло менее 1,5% от их общего числа. По танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 133 тыс. и 12 тыс. (9%);По боевым самолетам — 140 тыс. и 18 тыс. (13%).
И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь США всем союзникам, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9 млрд. долларов, то есть чуть больше 20% средств. В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд. (65%), Франция — 1,4 млрд (3%). , Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов.
С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 2 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 54 тыс. орудий и минометов, 5,5 тыс. танков и 8 тыс. боевых самолетов. Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 650 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась. В самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период. К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы только СССР, оказывал реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны», когда особой потребности в помощи союзников уже не было.
Часть IIТеперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза. Авиация из Америки в основном поставлялась по маршруту «АЛСИБ».
Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок»,
которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Пулеметы винтовочного калибра(7,62мм) оказывались совершенно бессильными против брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук.
Bell P-39 Airacobra
Причем первая партия «Аэрокобр» прибыла в Советский Союз в разукомплектованном виде, без какой-либо конструкторско-технической документации и без специфического американского «дюймового» инструмента и сборочной оснастки. Более того, самолеты были не новыми и двигатели имели полностью отработанный свой летный моторесурс. Нашим инженерам и техникам, пришлось «вслепую» собирать, восстанавливать и отлаживать эту американскую мат. часть. Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — например легкими танками «Валлентайн» и средними танками «Матильда», которую наши танкисты в последствии назвали — «Прощай, Родина». Тонкая броня, вкупе с пожароопасными бензиновыми двигателями и допотопной трансмиссией делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков с «фауст-патронами».
США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов:но реально прислали только 182 танка и 204 самолета. Та же история повторилась и в 1942 году:— по ленд-лизу за январь-октябрь 1942 года в СССР было поставлено всего 61 тыс. единиц стрелкового оружия, 530 орудий и минометов, 2700 танков и самоходок и 1700 самолетов. В то время как советская промышленность выпустила в этот год 6 млн. единиц стрелкового оружия, 290 тыс. орудий и минометов, 25 тыс. танков и самоходных орудий и 23 тыс. самолетов,Причем с ноября 1942 года, т. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки американских вооружений странным образом почему-то практически полностью прекратились. Летом 1942 года немецкая авиация и подлодки разгромили печально знаменитый караван PQ-17, брошенный на пол-пути следования (по странному приказу английского Адмиралтейства) британскими конвойными судами. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошла только треть британских транспортов, всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который был отправлен от британских берегов только в сентябре 1942 года. Новый очередной караван PQ-18 был отправлен только в середине декабря 1942 года и потерял по пути всего 10 транспортных судов из 37. Таким образом, за 3,5 месяца 1942-1943г. , когда на Волге шла кровопролитная Сталинградская битва, решающая в ходе всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих, в том числе и у Верховного Главнокомандующего РККА СССР — И. Сталина «закрались смутные сомнения» и возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом.
Между тем, с марта 1942 года, т. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы на производствах составляли старики, инвалиды, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 103 тыс. танков и самоходок, более 126 тыс. самолетов, более 800 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.
Willys MB (Виллис) — американский легковой армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). Данный автомобиль в РККА использовался в качестве командирского, разведывательного, связного и даже как легкий тягач. Он с легкостью мог буксировать легкую 45-мм противотанковую пушку с орудийным расчетом.
вот в такой транспортной таре поставлялись к нам Виллисы
Кстати, слышал, что на американских аукционах можно еще сейчас купить вот такие конструкторы с «Виллисами» в ящиках.
Studebaker US6 ( в СССР устоялось произношение «Студебекер», иногда просто «Студер») — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 годы. Он был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся в СССР по ленд-лизу.
Dodge WC-51 — американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.
Автомобили серии WC (от англ. Weapons Carrier — «носитель оружия») отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. В Красной Армии получил прозвище «Додж Три Четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны). Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.
слово тушенка написано через букву О
Ленд-лиз — не благотворительностьСуществует версия, что со стороны США ленд-лизовская помощь носила чуть ли не благотворительный характер и была безвоздмездна! Однако это не так, при ближайшем рассмотрении эта версия не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что уже в ходе войны в рамках так называемого «обратного ленд-лиза» Вашингтон получил необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных им материалов и вооружений. В частности, из СССР были отправлены 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды, значение которых в военной промышленности было крайне велико. Интересный факт: в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции в феврале 1944 года германская промышленность лишившись возможности пользоваться нашим никопольским марганцем, существенно снизилась бронестойкость 150-мм лобовой брони немецких «королевских тигров». Она стала держать удар советских артиллерийских снарядов намного хуже, чем аналогичный даже 100-мм броневой лист, который стоял раньше на обычных «тиграх». Кроме того, за союзные поставки СССР, не имевший запасов американской валюты, расплачивался с союзниками золотом. И эта плата к середине войны (1942-43г. ) составила 40 ТОНН ЗОЛОТА!Условия кредитов были таковы: СССР уплачивал 40% стоимости золотом или долларами и остальные 60% за счет кредита с окончательными выплатами через 5 лет после окончания боевых действий!,Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн советского драгоценного металла. Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно, да еще получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. долларов. Тоже интересный факт: В комплект поставки американских автомобилей входил инструмент, запчасти и даже специальная кожаная куртка для водителя, наподобие всем известной летной, шевретовой. Так вот наши водители вместе с автомобилем обязаны были возвращать и их, но старались их подменить чем-то похожим. А американцы, погрузив весь возвращенный автотранспорт и оборудование, пришедшее железнодорожным транспортом из европейской части СССР через всю страну во Владивосток, грузили на пароходы и баржи, выходили в открытое море-океан и сбрасывали с борта или просто открывали кингстоны, подрывали взрывчаткой ниже ватер-линии, затапливая корабли баржи с этим возвращенным ленд-лизовским грузом. На фоне безвоздмездного списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело откровенным грабежом. Поэтому И. Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг». Американцы были вынуждены признать, что немного «ошиблись», но в тоже время «накрутили» на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, официально признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 720 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США в 1973 году. После чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, известной всем «Поправки Г. Джексона и Ч. Вэника»). Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж. Буша и М. Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга. В итоге были согласованы новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов. Частью долга в лице Парижского клуба Россия полностью погасила только в августе 2006 года.
Мне кажется добавить о «бескорыстной» помощи союзников больше нечего!Американцы ничего даром (т. безвозмездно) никогда не делали, не делают сейчас и не будут делать в будущем!
Спасибо всем, кто все же дочитал до конца этот довольно продолжительный исторический мой экскурс. Значит мое время потраченное на сбор материалов, редактирование и обобщение — не пропало даром!Историю своей страны надо знать и чтить!