19 апреля, вторник
14 апреля, четверг
8 февраля, вторник
18 декабря 2021, суббота
7 декабря 2021, вторник
23 ноября 2021, вторник
7 ноября 2021, воскресенье
22 октября 2021, пятница
6 октября 2021, среда
25 августа 2021, среда
10 августа 2021, вторник
1 февраля 2021, понедельник
27 января 2021, среда
6 декабря 2020, воскресенье
8 ноября 2020, воскресенье
30 октября 2020, пятница
23 октября 2020, пятница
4 сентября 2020, пятница
28 августа 2020, пятница
4 августа 2020, вторник
Государственные программы в контексте истории страны, особенно на этапе её становления, всегда выступают в роли своеобразных опознавательных знаков. Это расстановка приоритетов, важные акценты и первые результаты. Как менялись и совершенствовались ориентиры за 30 лет независимости нашей страны – рассмотрим во второй части экскурса в историю отечественных государственных программ.
Возрастет или нет конкуренция за квартиры по программе «Доступное жилье-2020»? Какими теперь будут механизмы реализации новых квадратных метров? Что будет с теми, кто начал копить деньги в ЖССБК, но теперь не подходит под новые требования? Это небольшая часть вопросов, которые сегодня задают казахстанцы после принятых изменений в программе. Принятые изменения в программе направлены на совершенствование механизма реализации жилья
UPD: Уважаемые читатели! По данной теме редакция подготовила новые материалы, с которыми можно ознакомиться по ссылкам Аренда с выкупом: госпрограмма шаг за шагом и Арендное жилье с последующим выкупом в 2016 году: условия и цены
№ 9. Государственная программа жилищного строительства «Нұрлы жер», начало – 2018 год
Строительная отрасль является одной из активно развивающихся отраслей отечественной экономики – доля ВВП в 2018 году составляла 6,2%, при этом жилищное строительство обеспечивало 11% от этого показателя. Предыдущие госпрограммы развития жилищного строительства в 2005–2007 и 2008–2010 годах показали свою эффективность. Обеспечение доступным и качественным жильем стало приоритетной задачей в формате новой Программы, переведённой в статус государственной в 2018 году. «Нұрлы жер» предусматривает повышение доступности и интеграции в неё других действующих программ. Планы амбициозны: жилищная программа нацелена на обеспечение жильем 1,5 млн семей до 2030 года.
- Введено в эксплуатацию около ста тысяч квадратных метров жилья, или 15 тысяч квартир.
- Около 200 тысяч семей получили возможность улучшить свои жилищные условия.
- Привлечены частные инвестиции в размере 1729,4 млрд тенге.
2017 год стал первым годом масштабной реализации в Казахстане новой жилищной государственной программы «Нурлы жер». Что же на этот раз предлагает правительство народу? Как бесквартирные казахстанцы и те, кто мечтает улучшить свои жилищные условия, смогут решить этот проблемный вопрос.
Новая жилищная госполитика имеет свои принципиальные особенности. Как рассказали порталу kn. kz в Министерстве национальной экономики РК (МНЭ), программа направлена на выработку новых подходов стимулирования жилищного строительства для повышения доступности жилья широким слоям населения и интеграции в нее вопросов жилья из действующих программ. В частности, в рамках «Нурлы жер» завершается реализация проектов жилищного строительства, начатых по госпрограмме «Нурлы жол» и Программе развития регионов до 2020 года.
Рассмотрим подробнее 5 главных нововведений программы.
О том, что думают эксперты о новой жилищной госпрограмме «Нурлы жер», читайте в данной статье.
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Как программа разделила людей
Реализацией программы, помимо акиматов, будут заниматься три оператора: АО «Жилстройсбербанк Казахстана» (ЖССБК), АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания» (КИК), и АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» (ФНСК). В этом картина осталась прежней. Одно из главных изменений касается того, что людей поделили на три группы. Приоритет в программе отдается гражданам из первой категории.
I группа лиц (она же самая основная). К ней относятся все, кто указан в 67 статье Закона «О жилищных отношениях» (пункт 1, подпункты 1-1, 2, 3). А именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, кандидаты в космонавты, космонавты, сотрудники специальных государственных органов и лица, занимающие государственные выборные должности.
А также в I группу зачислены граждане из социально уязвимых слоев населения: лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке, утверждаемом Правительством РК, пенсионеры по возрасту, оралманы, лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, ЧС природного и техногенного характера; многодетные семьи; семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка, неполные семьи.
Одно из главных изменений касается того, что людей поделили на три группы, приоритет в программе отдается гражданам из первой категории.
По поводу первого пункта у многих казахстанцев уже возникают вопросы. Например, почему госслужащие приравнены к инвалидам и сиротам? А депутаты Мажилиса (см. лица, занимающие государственные выборные должности) выступают на равных с пенсионерами и многодетными семьями? Каким образом социально уязвимые члены общества будут доказывать свою платежеспособность, и разве они смогут «тягаться» по уровню доходов с теми же госслужащими?
II группа лиц. Все категории без ограничений.
III группа лиц. Те, кто подходит под направление «Жилье для молодых семей» по линии «Жилстройсбербанка Казахстана». Такие претенденты должны соответствовать следующим требованиям: молодая семья, состоящая в браке не менее двух лет, и возраст обоих супругов не достиг 29 лет (на момент подачи заявления на участие в программе), а также неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый.
Все подробности программы расписаны в самом документе, который можно найти в Интернете. Указанная здесь таблица помогает увидеть только основные нюансы и не запутаться в деталях программы (см таблицу ниже ).
«Доступное жильё-2020»: для кого квартиры от КИК? >>>
Разъяснения от Жилстройсбербанка
Кто-то считает, что приоритеты в новой программе расставлены правильно. Даже выражают сожаление, что этого не было сделано раньше. Например, особое место в программе нынче занимают незащищенные слои населения. Плюсы состоят и в том, что принимать участие можно будет только по одному направлению программы.
Хотя после изменений прошло меньше двух месяцев, но уже очень многое подверглось критике. Например, говорят, что половину строящегося жилья по линии ЖССБК государство теперь забирает на свои нужды. За три года (до 2015 года) в Астане по линии банка собирались возвести 1500 квартир. Раньше на них могли претендовать все категории. Теперь 50 % из них (см. таблицу) акимат будет забирать для бюджетников, госслужащих, инвалидов и т. Тем, кто не попадает в этот список, нужно «бороться» за оставшуюся половину квартир.
Возмущения вызывает и требование по обязательной двухгодичной прописке в Астане и Алматы, если претендент решил брать квартиру в этих городах. Кто-то уверен: теперь увеличится спрос на фиктивную регистрацию в двух столицах. Есть и такие, кто говорит, что зря копили деньги в Жилстройсбербанке, потому что под условия программы они нынче не попадают.
Официальную позицию банка озвучила пресс-секретарь ЖССБК Наталья Ковалева:
— Общей очереди на участие в программе «Доступное жилье-2020» среди вкладчиков АО «Жилстройсбербанк Казахстана» нет. Заявления о желании участвовать в программе принимаются на конкретный жилой дом или комплекс. Обычно эти заявления принимаются в течение не менее двух месяцев после выхода соответствующего объявления. В каких-то регионах наблюдается достаточно высокий спрос, но в некоторых он относительно невысок. Это связано с тем, что собственное жилье все-таки достаточно дорогая покупка, требующая определенного уровня доходов.
В соответствии с новыми изменениями в программе от 31 марта 2014 года в дальнейшем 50 % квартир в строящемся жилье по направлению «Жилье для всех категорий населения» будут реализованы среди очередников местных исполнительных органов (МИО). Исходя из этого, можно подумать, что жилья для остальных клиентов банка станет в 2 раза меньше и спрос возрастет. Однако необходимо учитывать и то, что значительно изменились и требования к участникам программы. Прежде всего, это отсутствие жилья в течение последних 5 лет, а для приобретения жилья в городах Астана и Алматы — также проживание в этих городах в течение последних 2-х лет.
То есть повышенные требования теперь «отсекут» часть претендентов. В связи с чем, считают в ЖССБК, говорить о конкуренции среди вкладчиков преждевременно. К тому же многие клиенты банка уже являются очередниками в акиматах. Первые выводы, говорит пресс-секретарь, можно будет делать после начала приема заявлений на новых условиях.
— Тем, кто соответствует новым требованиям программы и желает приобрести жилье в рамках программы необходимо подать заявления в период их приема. А для того, чтобы набрать больше баллов и иметь преимущество, нужно заключать договоры о жилстройсбережениях и начинать копить. Наличие накоплений значительно увеличивает как шанс приобрести жилье, так и возможность в последующем платить по кредиту.
С начала реализации программы по 1 апреля 2014 года в республике было построено или находятся на стадии строительства примерно 16 тысяч квартир. За это же время ЖССБК принял более 31 тысячи заявлений от желающих приобрести эти квартиры.
Руководство банка не отрицает, что теперь появятся вкладчики, которые не будут соответствовать новым условиям. Получается, выбор у таких клиентов небольшой: либо закрывать свои депозиты, либо через ЖССБК покупать коммерческое жилье. Последний вариант означает, что накопить придется большую сумму. Стоимость «квадрата» от застройщиков выше, чем по доступному жилью. Но в банке подчеркивают — у несостоявшихся участников программы все равно сохраняются значительные финансовые преимущества.
— Ставки вознаграждения по жилищным займам Жилстройсбербанка составляют от 3,5 до 5% годовых в тенге и не зависят ни от каких факторов, — комментирует Наталья Ковалева. — В совокупности с накоплениями наших клиентов для них становится доступным желанное жилье, даже если при другом варианте кредитования через ипотеку оно казалось недоступным. Рынок нового жилья в Казахстане развивается не только по программе «Доступное жилье — 2020». Строительные компании прикладывают немало сил, чтобы найти таких платежеспособных покупателей, как клиенты Жилстройсбербанка. ЖССБК также самостоятельно активно развивает сотрудничество со строительными компаниями по различным направлениям.
Большая часть клиентов банка не являются участниками программы. То есть покупают жилье «на рынке». Несмотря на это, уверяет руководство, многочисленные факты возврата займов говорят о том, что они для населения доступны.
Перед началом строительства каждого дома по программе акимат и Жилстройсбербанк подписывают документы, где указывается порядок распределения квартир между ними. По направлению «Жилье для всех категорий населения» квартиры должны быть разделены поровну. В программе указано, что они должны быть равнозначными. А в случае нечетного количества квартир, остаток закрепляется за ЖССБК.
— Никакой путаницы в работе по новым условиям программы не произойдет, — говорит Наталья Ковалева. — Между Жилстройсбербанком и местными исполнительными органами будет осуществляться обмен необходимой информацией и взаимодействие по всем вопросам. Сейчас как раз идет работа по согласованию деталей этой работы.
Как купить квартиру от ЖССБК: просто о сложном >>>
Можно ли доверять акиматам?
Если внимательно посмотреть таблицу (или прочитать программу), нельзя не заметить, что 90% строящегося жилья теперь будут распределяться местными исполнительными органами. Народ к такой перспективе относится, мягко говоря, скептически. Дескать, раньше были недовольны «Жилстройсбербанком», а теперь в списки «избранных» акиматом вообще не попадешь.
О том, как будет обеспечиваться прозрачность при распределении квартир, рассказал руководитель управления строительства и работы с финансовыми институтами Департамента архитектуры, градостроительства и строительства Министерства регионального развития РК Бакытжан Качаков:
— Во-первых, акиматы должны публиковать на собственных интернет-ресурсах сформированные списки претендентов в течение 5 рабочих дней с даты утверждения. Здесь же указываются критерии отбора: дата заявления, наличие баллов, категория участника программы. Во-вторых, решение о включении в список определяется жилищной комиссией большинством голосов. Голосование жилищной комиссии актуально в случае наличия равенства баллов участников направления «Жилье для молодых семей» по линии ЖССБК и в случае наличия равного стажа работы участников направления «Жилье АО «КИК». Кроме того, важным для всех участников программы остается его достаточная платежеспособность.
— Количество претендентов на жилье будет равняться числу квартир. Какой-то дополнительной очередности не предполагается, — объясняет Бакытжан Качаков. — Платежеспособность участников определяет оператор (ЖССБК, КИК или С-К). Если она окажется недостаточной, акимат направляет другого претендента на доступное жилье.
Адресная справка с места жительства о двухгодичной регистрации и справка, подтверждающая отсутствие недвижимости и фактов отчуждений имущества последние 5 лет, выдаются по месту жительства в ЦОНах, либо через веб-портал электронного правительства.
То, что акиматы будут распределять жилье, в Минрегионразвития, наоборот, называют важным плюсом принятых изменений. Местные исполнительные органы будут осуществлять мониторинг по всем направлениям программы.
— То есть в случае выявления фактов включения одного лица в претенденты на получение жилья одновременно в группы I, II и III, данное лицо исключается из одного из списков соответственно требованиям программы, — заключил Бакытжан Качаков.
Цены на жильё после изменений
По линии ЖССБК жилье 4 класса комфортности в городах Атырау, Усть-Каменогорск, Актау будет стоить 100 тысяч тенге за кв. метр, в остальных регионах — 90 тысяч тенге, в Астане и Алматы — 120 тысяч тенге.
По линии КИК в городах Атырау, Усть-Каменогорск, Актау жильё 4 класса комфортности — 115 тысяч тенге, в остальных регионах — 110 тысяч тенге, в Астане и Алматы — 120 тысяч тенге.
По линии «Самрук-Казына», указывают в Минрегионразвития, базовая цена прямой продажи в первый год не превысит 180 тысяч тенге в Астане, Алматы, Атырау, Актау и в их пригородах, в других регионах республики — не более 144 тысяч тенге.
Основные аспекты измененной программы «Доступное жильё-2020»
ЖССБК жилье выделяется по двум направлениям: «Для всех категорий населения» и «Жилье для молодых семей»
Казахстанская ипотечная компания
Фонд недвижимости «Самрук-Казына»
I группа
II группа
III группа
I группа
II группа
I группа
В каком направлении участвует группа
«Жилье для всех категорий населения»
«Жилье для всех категорий населения»
«Жилье для молодых семей». Жилье АО «ИО «КИК»
Все категории лиц, но приоритетными являются: работники гос. юрид. лиц, работники негос. организаций, которые осущ-т деят-ть в сфере: мед. услуг, за искл. косметологических, в сфере дошкольного воспитания и обучения, образования, деят-ть в сфере науки, спорта (кроме спорт. -зрелищ. мероприятий комм. характера), культуры и искусства (за искл. шоу-бизнеса). Жилье АО «ФН «Самрук-Казына»
Способы реализациижилья
Через систему жилстройсбережений для выкупа в собственность или в аренду с последующим выкупом
Через систему жилстройсбережений в аренду с последующим выкупом
В аренду с последующим выкупом по истечении срока аренды, согласно условиям АО «ИО «КИК»
Выкуп в собственность за счет личных средств, систему жилстройсбережений, кредиты банков второго уровня или в аренду с последующим выкупом по истечении срока аренды, либо в случае досрочного выкупа, согласно условиям фонда недвижимости
Требования к участникам программы
Подтвердить платежеспособность
Иметь гражданство РК или статус оралмана, иметь регистрацию в Астане и Алматы в течение последних 2-х лет, в случае претендования на получение жилья в данных городах. Отсутствие жилья у членов семьи, отсутствие фактов преднамеренного ухудшения путем обмена, продажи (дарения и т. ) своего жилья в течение последних 5 лет. Подтвердить платежеспособность. Иметь гражданство РК или статус оралмана, регистрацию в Астане и Алматы в течение последних 2-х лет, в случае желания получить жилье в данных городах. По другим регионам иметь регистрацию в населенном пункте, в котором участник желает получить жилье. Отсутствие жилья у членов семьи, отсутствие фактов преднамеренного ухудшения путем обмена, продажи (дарения и т. ) своего жилья в течение последних 5 лет. Подтвердить платежеспособность
Подтвердить платежеспособность
Иметь гражданство РК или статус оралмана, регистрацию в Астане и Алматы в течение последних 2-х лет, в случае желания получить жилье в данных городах. По другим регионам иметь регистрацию в населенном пункте, в котором участник желает получить жилье. Отсутствие жилья у членов семьи, отсутствие фактов преднамеренного ухудшения путем обмена, продажи (дарения и т. ) своего жилья в течение последних 5 лет. Подтвердить платежеспособность
Подтвердить платежеспособность, либо быть готовыми выкупить жилье за счет собственных или заемных средств
Процентное распределение построенного жилья по группам
50%
50%
70%
30%
100%
Кто занимается распределением жилья среди участников
Акимат
ЖССБК по старой системе присвоения баллов
Акимат
Акимат
Акимат
Акимат
Cоветы заёмщику: как облегчить ипотечное бремя
Арендное жилье от государства
Население и СМИ восприняли слова президента как факт создания новой жилищной программы по предоставлению социального жилья, и даже дали ей название по аналогии с экономической политикой государства — «Нурлы жол». На самом деле, как нам пояснили в Министерстве национальной экономики РК, реализация социального жилья будет производиться в рамках Программы развития регионов до 2020 года.
«Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015–2019 годы не является новой жилищной программой. Объявленная президентом 11 ноября 2014 года новая экономическая политика «Нурлы жол» — это продолжение начатых программ реализации в экономике нашей страны, в том числе в рамках действующей Программы развития регионов до 2020 года. Главой государства просто поручено пересмотреть подходы к строительству социального арендного жилья (с правом выкупа, без права выкупа), в том числе возможность предоставления жилья для приобретения под минимальные проценты и без первоначального взноса», — пояснили в ведомстве в ответе на официальный запрос. «Для реализации намеченных целей, эффективного освоения выделенных средств, а также исполнения поручений главы государства правительством предусмотрены новые подходы в реализации доступного жилья для населения путем увеличения объемов строительства арендного жилья как наиболее перспективного и доступного инструмента на жилищном рынке. Новые механизмы (подходы) строительства арендного жилья включены в Программу развития регионов до 2020 года», — говорится в сообщении.
Социальное жильё будет предоставляться без первоначального взноса под 1-2% годовых.
Согласно справочной информации к заседанию Общественного совета от 2 марта 2015 года, опубликованной на официальном сайте Национальной палаты предпринимателей Казахстана, в настоящее время в очереди на получение жилья из коммунального жилищного фонда состоят более 300 тысяч человек. Из них максимальное количество очередников зафиксировано в Астане — 32,5 тысячи человек, наименьшее их количество приходится на Жамбылскую область — 11,5 тысячи человек. На четыре агломерации (Астана, Алматы, Шымкент, Актобе), определенные Программой развития регионов, приходится 31% от общего количества очередников.
50% квартир по аренде с выкупом для молодых семей
Из упомянутых выше 300 тысяч претендентов на жилье из коммунального жилищного фонда более 130 тысяч человек — это многодетные и неполные семьи, семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов и т. , 124 тысячи человек — бюджетники и государственные служащие, 43 тысячи — дети-сироты. Такие данные предоставили в МНЭ РК.
При распределении арендных квартир на льготных условиях приоритет будет отдаваться именно социально-уязвимым слоям населения, состоящим на учете в местных исполнительных органах, а именно:
- многодетным семьям;
- неполным семьям;
- семьям, имеющим или воспитывающим детей-инвалидов;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- государственным служащим, работникам бюджетных организаций;
- военнослужащим и сотрудникам специальных государственных органов;
- оралманам.
50% жилья будет отдано молодым семьям в возрасте до 35 лет и состоящим в браке не менее 3 лет.
— Очень важно отметить, что все жилье будет распределяться только среди очередников. То есть мы берем и формируем списки претендентов на эту программу только из тех лиц, которые по состоянию на 11 ноября — это дата Послания главы государства — находились в очередях в рамках местных исполнительных органов, то есть зафикисировались как граждане, требующие улучшения своих жилищных условий или не имеющие абсолютно жилья, — отметил глава АО НУХ «Байтерек» Куандык Бишимбаев, выступая на заседании фракции НДП «Нур Отан».
При этом, по его словам, 50% жилья будет отдано молодым семьям в возрасте до 35 лет и состоящим в браке не менее 3 лет. Пропорции между другими категориями очередников будут уточняться. Постановка на учет и требования к постановке определяются жилищным законодательством. При реализации жилья также будет учитываться очередность соответствующих категорий.
Жилье для молодой семьи от государства: мечты или реальность? >>>
Как подать заявление на участие в программе социального арендного жилья
Подать заявление на предоставление арендного жилья можно двумя способами — через веб-портал электронного правительства и на бумажных носителях.
При подаче заявления через веб-портал электронного правительства такие документы, как адресная справка, свидетельство о рождении детей, о браке, смерти и т. , уже имеются в информационных базах государственных органов и выгружаются автоматически к заявлению участника программы. Это позволяет исключить образование очередей при приеме заявлений и документов, а также необходимость их сбора.
При подаче заявления на бумажном носителе необходимо иметь при себе следующий перечень документов:
- документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи;
- свидетельства о заключении брака (расторжении брака), о смерти супруга/супруги, рождении детей, заявление о том, что заявитель в браке не состоит;
- справка о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности, или арендного жилья с выкупом по территории Республики Казахстан;
- адресная справка о регистрации заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи по месту жительства, подтверждающая проживание в соответствующем населенном пункте;
- справка с места работы заявителя (для I категории лиц, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 67 Закона РК «О жилищных отношениях»);
- справка, подтверждающая наличие инвалидности или тяжелых форм некоторых хронических заболеваний члена семьи;
- сведения о постановке на учет нуждающихся в жилище с указанием номера очередности на момент подачи заявления на участие в программе;
- справка, подтверждающая получение дохода заявителем.
Данный список необходим для подтверждения участником нуждаемости в жилище, в соответствии с которой была осуществлена постановка на учет.
Жильё от Казахстанской ипотечной компании: где, когда и как >>>
185 тысяч тенге стоит квадрат квартиры по аренде с выкупом в Алматы и Астане
Новые механизмы в жилищной программе, по поручению Нурсултана Назарбаева, начали действовать на территории Казахстана с 1 января 2015 года. Планируется, что объемы социального арендного жилья, возведенного дополнительно, достигнут практически 1,5 миллиона квадратных метров. На эти цели по решению главы государства из республиканского бюджета в течение 2015–2016 годов выделена сумма в размере 180 миллиардов тенге. Из них 35 миллиардов потратят на подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры в виде целевых трансфертов акиматам областей, городов Астаны и Алматы и 145 миллиардов — непосредственно на строительство и приобретение социальных квартир.
Как сообщил глава АО «Байтерек» Куандык Бишимбаев на одном из брифингов, до 2020 года планируется увеличить сумму финансирования программы до 250 миллиардов тенге за счет возврата арендных платежей и займов на фондовом рынке.
Общая площадь квартиры, выделяемой в аренду с выкупом, не должна превышать 80 квадратных метров с допустимым отклонением не более 5%. Общая площадь жилища в аренду без выкупа с допустимым отклонением не более 10% не должна превышать по:
- 1-комнатной квартире — 20 кв.м;
- 2-комнатной квартире — 30 кв.м;
- 3-комнатной квартире — 45 кв.м.
При этом базовая стоимость строительства 1 «квадрата» общей площади жилища в Астане и Алматы будет составлять до 185 тысяч тенге, в остальных регионах — до 150 тысяч тенге. Окончательная стоимость строительства жилья будет определяться на основе положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию жилых домов и заключений экспертов, имеющих соответствующий аттестат.
Приобретаемые квадратные метры в Астане и Алматы будут выкупать по цене до 200 тысяч тенге, в остальных регионах — по 165 тысяч тенге за единицу площади. При этом приоритет будет отдаваться квартирам с малыми площадями. Приобретение готовых жилых домов осуществляется согласно законодательству о государственных закупках по предложениям потенциальных застройщиков по ценам и условиям Программы. Окончательная стоимость строительства/приобретения жилого объекта будет определена после подведения итогов государственных закупок.
Механизм приобретения готового жилья у застройщиков, по словам руководства «КИК», является нововведением в решении жилищного вопроса в государственных масштабах.
— Мы вводим новшество. Чтобы программа максимально быстро начала работать, мы будем закупать готовое жилье во всех регионах страны. В первую очередь это агломерации — города Алматы, Астана, Актобе и Шымкент, — сообщил на брифинге в Алматы председатель правления АО «ИО Казахстанская ипотечная компания» Азамат Ибадуллаев.
Предполагается, что АО «ИО «КИК» будет собственником построенного/приобретенного объекта жилья до момента его выкупа арендатором (при выкупе) и собственником арендного жилья без права выкупа.
Как купить квартиру от ФН «Самрук-Казына»? >>>
Более 1,483 миллиона кв. м арендного жильядо 2020 года
В рамках реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» по жилищному направлению на 2015–2019 годы ожидаемый ввод жилья до 2020 года составит более 1,483 миллиона кв. м, это более 29 тысяч квартир. В том числе в 2015 году — 487 тысяч кв. м, в 2016 году – 428 тысяч кв. м, в 2017 году – 232 тысячи кв. м, в 2018 году – 153 тысячи кв. м и в 2019 году – 183 тысячи кв. Такие данные предоставили в Министерстве национальной экономики РК в ответ на официальный запрос.
В марте этого года первые 1357 казахстанских семей уже получили ключи от арендных квартир. Среди очередников Астаны, Алматы, Семея, Костаная и Кокшетау распределили 76,5 тысячи квадратных метров. В частности:
- в Астане 86 квартир общей площадью 7583 кв.м (по ул. Сагынак, ТОО «Елорда даму»);
- в Алматы 803 квартиры площадью 43 520 кв.м (95 квартир в Турксибском районе — ТОО «ПКС Алматы»,708 квартир в ЖК «Асыл Арман» — ТОО «Элит строй»);
- в Кокшетау 337 квартир общей площадью 19 500 кв.м (ЖК «Жансая» — Кокшетауская топливная база);
- в Костанае 11 квартир площадью 749 кв.м (ЖК «Арман», 3 — ТОО «БК Строй»);
- в Семее 120 квартир площадью 5215 кв.м (ЖК по ул. Шугаева — «Семмелиорация»).
До конца I полугодия планируется сдать в аренду еще 1222 квартиры общей площадью 64,7 тысячи кв. м в городах Астана, Актобе, Шымкент и Костанай.
Кроме того, ведется строительство 16 объектов (Шымкент — 8 домов, Семей — 2 дома, Тараз — 1 дом, Кызылорда — 5 домов).
Всего в 2015 году запланировано построить/приобрести и сдать в аренду 9740 квартир.
Как упоминалось выше, на 2016 год запланировано строительство и приобретение 428 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Строительство ряда объектов начнется уже в текущем году.
Почём аренда с выкупом для народа?
В Министерстве экономики обращают внимание, что ежемесячный арендный платеж, вследствие новых подходов к жилищной программе, снижен относительно предыдущей редакции Программы развития регионов за счет привлечения средств Национального фонда Республики Казахстан.
К примеру, арендная плата для двухкомнатной квартиры площадью 50 кв. м будет составлять:
Таблица 1. Ежемесячный арендный платеж для 2-комнатной квартиры площадью 50 кв
(на основании данных, предоставленных МНЭ РК)
Условие
Астана/Алматы
Другие регионы
С выкупом
не более 56 тысяч тенге
не более 47 тысяч тенге
Без выкупа
не более 28 тысяч тенге
не более 23 тысяч тенге
Если говорить об усредненных данных в целом по стране, то их озвучил на брифинге в Алматы председатель правления АО «ИО «КИК» Азамат Ибадуллаев. При условии постепенного выкупа жилья в течение 20 лет за однокомнатную квартиру площадью 33 кв. м необходимо будет ежемесячно вносить 34 тысячи тенге, платеж за двухкомнатные апартаменты площадью от 45 кв. м составит 46 тысяч тенге. Трехкомнатная квартира площадью от 62 кв. м обойдется арендатору в 63 тысячи тенге в месяц.
При условии, если квартира не выкупается, а арендуется на 10 лет, ежемесячные платежи будут ниже более чем в два раза. Впрочем, как и площадь самих квартир. Аренда за однокомнатное социальное жилье площадью 20 кв. м в среднем по стране составит 10 тысяч тенге, за двухкомнатное площадью 30 кв. м — 15 тысяч тенге, а за трехкомнатное площадью 45 кв. м — 23 тысячи тенге ежемесячно.
Таблица 2. Средние цены на социальные арендные квартиры по Казахстану (в рамках «Нурлы жол»)
Условие
1-комнатная
2-комнатная
3-комнатная
С выкупом (на срок 20 лет)
34 тысячи тенгеS-33 кв. м
46 тысяч тенгеS-45 кв. м
63 тысячи тенгеS-62 кв. м
Без выкупа (на срок 10 лет)
10 тысяч тенгеS-20 кв. м
15 тысяч тенгеS-30 кв. м
23 тысячи тенгеS-45 кв
Самые выгодные условия по линии КИК
За наличие льготных условий, действующих с начала 2015 года в Программе развития регионов в рамках новой экономической политики «Нурлы жол», жилищную программу называют уникальной. Претендентам на социальное арендное жилье, реализуемое по линии КИК, не нужно давать имущественные и залоговые гарантии, более того — это запрещено законодательно. Им достаточно лишь подтвердить свою платежеспособность.
У участника будет право выбора арендовать жилье с выкупом или без. При этом квартиры предоставляются напрямую — без посредников и без первоначального взноса, информируют в Министерстве национальной экономики РК.
Срок аренды с выкупом предусматривается до 20 лет, в отдельных случаях при недостаточности доходов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, срок может быть увеличен до 30 лет.
Выкуп жилья в собственность допускается по истечении 5 лет аренды. Правда, при этом предусмотрены ограничительные сроки по дальнейшей реализации выкупленного жилья в собственность, предупреждают в ведомстве.
— Не допускается отчуждение участникам приобретенного арендного жилья в течение двух лет со дня его приобретения. Введен запрет на сдачу арендного жилья в субаренду, дарение или обмен жилья арендаторами, — проинформировала на заседании Общественного совета по контролю за реализацией государственной программы строительства/приобретения социального арендного жилья заместитель председателя Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева.
Аренда жилья без выкупа предоставляется на срок до 10 лет. В течение этого времени участник программы может проживать в квартире, оплачивая арендные платежи, и дожидаться получения жилья из коммунального жилищного фонда либо в иных случаях улучшения жилищных условий. При этом по данному жилью предусматривается индексация арендных платежей 1 раз в три года. Кроме того, существует возможность пролонгации аренды сроком до 5 лет в случае потери трудоспособности участником программы, а также многодетным семьям. Каждый случай будет индивидуально рассматриваться жилищной комиссией при акимате.
Могут ли выселить из арендного жилья?
Как пояснили в Министерстве экономики РК, с потенциальными арендаторами, прошедшими отбор, заключаются договоры аренды, содержащие порядок выселения арендатора и членов его семьи из арендного жилья в случае невнесения арендных платежей, а также неисполнения обязательств по договору аренды.
Арендатор, помимо арендных платежей, обязан также нести расходы на содержание имущества, в том числе налог на имущество, земельный налог, коммунальные и прочие эксплуатационные расходы.
— Если человек потерял платежеспособность, он будет выселен, и на эту квартиру будет претендовать следующий, кто стоит в очереди в местных исполнительных органах, но нововведение в том, что мы возместим ему те платежи, которые он вносил туда все время, за исключением дисконта, то есть эксплуатационных расходов, — добавил председатель правления АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания» Азамат Ибадуллаев.
Частных застройщиков будут стимулировать строить жилье
Согласно программе «Нурлы жер», предлагается внедрить инструмент субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым банками частным застройщикам.
Субсидирование осуществляется только по кредитам, выданным БВУ по ставке вознаграждения, не превышающей уровень базовой ставки Нацбанка более чем на 5%, действующей на момент принятия решения о субсидировании, рассказывают в ЖССБ. Начиная с 2017 года, из республиканского бюджета ежегодно будут выделяться субсидии в размере 7% годовых от ставки вознаграждения по кредитам застройщиков, которые будут направляться через финансового агента АО «ФРП «Даму».
Требования к застройщику по программе «Нурлы жер»
Застройщику будут предоставляться займы на следующих условиях:
- срок кредитования — до 3 лет;
- целевое назначение — строительство жилья;
- максимальный срок субсидирования — до 3 лет.
Срок субсидирования должен соответствовать сроку кредитования.
При получении займа, субсидированного в рамках данного направления, частный застройщик обязан предложить не менее 50% построенного жилья вкладчикам Жилстойсбербанка по фиксированным ценам реализации 1 квадратного метра:
- до 260 тыс. тенге в городах Астане, Алматы и их пригородных зонах;
- до 220 тыс. тенге в остальных регионах.
Для этих целей АО «ФРП «Даму» осуществляет своевременное информирование ЖССБК по проектам жилищного строительства, реализуемым в рамках данного направления. Условия реализации жилья вкладчикам ЖССБК определяются внутренними документами банка, а также соглашением о сотрудничестве между ЖССБК и застройщиком.
В рамках этой программы банки также не взимают какие-либо комиссии, за исключением случаев, предусмотренных порядком предоставления субсидии для возмещения части ставки вознаграждения по займам, выданным БВУ застройщикам.
Из «однушки» в «трешку»: 3 способа купить квартиру большей площади для молодой семьи >>>
Продолжится строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений
В целях увеличения предложения доступного жилья для вкладчиков Жилстройсбербанка, в том числе очередников, состоящих на учете в местных исполнительных органах (МИО), будет продолжено дальнейшее строительство кредитного жилья. В ЖССБ подробно рассказали о строительстве и покупке жилья в рамках данного направления программы «Нурлы жер».
Цены квартир в Астане, Алматы и регионах по «Нурлы жер» и их характеристики
Механизм финансирования строительства будет осуществляться путем выпуска облигаций МИО с периодичностью до 2 лет с повторным направлением ранее выделенных средств на новые проекты строительства.
Ценовые параметры строительства и реализации кредитного жилья МИО за 1 квадратный метр в чистовой отделке:
- до 180 тыс. тенге в городах Астана, Алматы, Атырау, Актау (без стоимости инженерных сетей);
- до 140 тыс. тенге в остальных регионах (без стоимости инженерных сетей).
Общая площадь жилья не должна превышать 80 кв. метров с допустимым отклонением не более 5%. Допускается строительство жилья с площадями, превышающими допустимое отклонение, при возмещении затрат на их строительство за счет застройщика.
Какова роль Жилстройсбербанка в программе «Нурлы жер»
Жилстройсбербанк кредитует участников программы, являющихся вкладчиками банка. Выкуп жилья осуществляется участником за счет жилищных, предварительных и промежуточных жилищных займов, накопленных жилстройсбережений и/или собственных средств.
Порядок и условия кредитования участников программы определяются внутренними документами банка. Для гарантирования выкупа жилья вкладчиками ЖССБ с целью обеспечения повторного использования средств банк вправе выдавать банковские гарантии по обеспечению обязательств заемщика перед застройщиком/МИО. Для данных целей будут внесены изменения в Закон РК «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».
Предварительные и промежуточные жилищные займы по сниженным процентным ставкам предоставляются вкладчикам банка за счет остатка ранее предоставленных банку средств (при его наличии) на кредитование выкупа жилья в рамках госпрограммы «Нурлы жол» и Программы развития регионов до 2020 года.
Для обеспечения оборачиваемости средств, направляемых на строительство кредитного жилья, будут ежегодно с 2017 года выделяться банку по 24 млрд тенге в течение 5 лет.
Как будут распределяться квартиры по «Нурлы жер»
Как и прежде, не менее 50% построенного кредитного жилья через МИО в объекте строительства распределяется среди очередников, состоящих на учете в МИО, являющихся вкладчиками ЖССБ. В случае недостаточности количества заявителей среди очередников, состоящих на учете в МИО, подавших заявление на участие либо подтвердивших оценку платежеспособности, жилье распределяется среди других заявителей из числа вкладчиков банка.
Порядок и условия отбора, а также распределения жилья участникам Программы определяются внутренними документами банка на основе балльной системы. При отборе участников приоритетное право на приобретение жилья имеют вкладчики банка, набравшие большее количество баллов, исходя из определяемого банком оценочного показателя и (или) иных качественных характеристик договора о жилстройсбережениях вкладчика, участвующего в отборе.
В рамках данного направления допускается приобретение в собственность жилья не более 1 единицы на участника и членов его семьи.
Контроль над исполнением данного требования осуществляется на основании обязательного согласия заявителя о проверке участия заявителя и членов семьи по реализуемым объектам.
Требования к заявителям на кредитное жилье через МИО:
1) Гражданство Республики Казахстан или статус оралмана;
2) Подтверждение платежеспособности в порядке, предусмотренном внутренними документами банка;
3) Отсутствие на территории РК у заявителя на жилье и постоянно совместно проживающих с ним членов его семьи (супруги, несовершеннолетних детей), а также других членов семьи, включенных в состав семьи и указанных в заявлении, арендного жилья с выкупом или жилья на праве собственности (общей совместной собственности, доли в долевой собственности, составляющей общую совместную (долевую) собственность других членов семьи, указанных в настоящем подпункте, как единицу жилья), за исключением:
- наличия комнат в общежитиях полезной площадью менее 15 квадратных метров на каждого члена семьи;
- жилых домов саманного и каркасно-камышитового типа в аварийном состоянии, грозящем обвалом (обрушением), которое подтверждается соответствующей справкой МИО по месту нахождения данного жилища;
4) Отсутствие фактов преднамеренного ухудшения жилищных условий заявителем на жилье и постоянно совместно проживающими с ним членами его семьи (супругом (-ой), несовершеннолетними детьми), а также другими членами семьи, включенными в состав семьи и указанными в заявлении, путем обмена жилого помещения или отчуждения жилища, принадлежащего им на праве собственности, в течение последних 5 лет на территории Республики Казахстан.
В случаях наличия нераспределенного жилья в объекте строительства и отсутствия заявителей по данному объекту, соответствующих вышеуказанным требованиям, нераспределенное жилье реализуется вкладчикам банка, не отвечающим требованиям вышеуказанных подпунктов 3) и 4), в соответствии с внутренними документами банка. То есть квартиру по данному направлению программы может приобрести вкладчик, у которого уже имеется недвижимость на праве собственности.
Для очередников, состоящих на учете в МИО, требуется подтверждение постановки на учет нуждающихся в жилище и статуса, нуждающегося в жилье в соответствии с действующим законодательством РК.
При этом МИО завершают строительство и реализацию начатых и предусматриваемых объектов в рамках госпрограммы «Нурлы жол» и Программы развития регионов до 2020 года в соответствии с условиями и требованиями данных программ, а также заключенных соглашений до их полной реализации.
Программа включает в себя строительство индивидуальных домов
Как рассказали в Жилстройсбербанке, участниками данного направления будут являться граждане, состоящие в очереди на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ИЖС (далее – очередники).
ИЖС занимает значительную долю в общем объеме ежегодного ввода жилья. Так, 2015 году из 8,9 млн кв. метров введенного жилья доля ИЖС составила 4,4 млн кв. метров. За 11 месяцев 2016 года из 9,0 млн кв. метров введенного жилья, объем ИЖС составил 5,0 млн кв. метров.
Параметры строительства
Для дальнейшего стимулирования строительства индивидуальных жилищ государством будет продолжено финансирование строительства инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) к районам застройки ИЖС.
Для стимулирования развития ИЖС предусматриваются:
- Распространение МИО типовых проектов строительства малоэтажных жилых домов. Данные проекты должны предоставляться гражданам бесплатно;
- Отведение площадок под ИЖС массивами в соответствии с утвержденными генеральными планами и проектами детальной планировки;
- Обеспечение площадок ИКИ до начала строительства жилых домов;
- Предоставление гражданам земельных участков в установленном законодательством порядке.
В рамках данного направления приоритетом будет строительство индивидуальных жилых домов в едином архитектурном стиле (по примеру большинства ведущих мировых городов) в областных центрах через единого застройщика. При этом МИО вправе определить применение данного проекта в пригородных к областным центрам территориях, в малых и моногородах с высоким потенциалом развития.
Стоимость строительства 1 кв. метра жилья не должна превышать 120 тыс. тенге (без учета стоимости ИКИ). При реализации построенного дома в общую стоимость включаются затраты на ИКИ.
Как будут реализовываться частные дома по «Нурлы жер»
Очередники, участвующие в пилотном проекте, вправе самостоятельно выкупить готовый дом с земельным участком и подведенной ИКИ или получить заем в банке для его покупки.
Для приобретения индивидуального дома через Жилстройсбербанк предусматриваются займы по сниженным процентным ставкам. В целях снижения конечному заемщику ставки вознаграждения по займу до 5% годовых, государством будут предоставлены субсидии до 7% годовых от ставки кредитования по предварительным и промежуточным жилищным займам в рамках направления «Повышение доступности ипотечного кредитования», на срок не более 5 лет. По истечении 5 лет, по предварительным или промежуточным жилищным займам, а также при переходе на жилищный заем субсидирование ставки вознаграждение прекращается.
Для данных целей ЖССБК привлекает заемные средства на рынке. Условия привлечения заемных средств и кредитования заемщиков по данному направлению программы определяются внутренними документами банка.
Программа предусматривает следующий механизм взаимодействия банка с МИО при обеспечении очередников индивидуальными домами с земельными участками реализуется в следующем порядке:
- МИО объявляет о реализации пилотного проекта очередникам и формирует списки в соответствии с заявляемыми параметрами дома;
- МИО выдает очереднику направление с указанием параметров дома для прохождения оценки платежеспособности в ЖССБК;
- ЖССБК проводит оценку платежеспособности очередников и представляет информацию об очередниках, подтвердивших платежеспособность;
- МИО формирует окончательный список очередников и организовывает строительство домов;
- После оформления сделок купли-продажи с очередниками и регистрации договоров в уполномоченном органе МИО передает ЖССБК правоустанавливающие и идентификационные документы для оформления займа очередникам;
- ЖССБК выдает займы очередникам под залог ИЖС, соответствующего требованиям ЖССБК, с земельными участками, переданными МИО очередникам в долгосрочное временное возмездное землепользование;
- Последующая передача земельных участков в собственность очередников осуществляется МИО при полной оплате стоимости строительства.
По результатам реализации пилотного проекта будет принято решение о целесообразности его дальнейшего применения.
Госпрограмма от Жилстройсбербанка: если вы не стоите в очереди на жилье >>>
Построят еще больше арендного жилья для наиболее социально-уязвимых граждан
В 2017 году по Казахстану будет создан фонд арендного жилья без выкупа. Как рассказали порталу kn. kz в Министерстве национальной экономики, на строительство по новому направлению предусмотрено 25 млрд тенге.
В связи с принятием программы в конце декабря 2016 года, объемы ввода и средства по регионам будут доведены по итогам защиты проектов регионами в марте 2017 года.
Арендное жилье без выкупа будет предоставляться для социально-уязвимых слоев населения из числа очередников, состоящих на учете в МИО в порядке очередности, определенной в соответствии с действующим законодательством РК. Величина ежемесячного арендного платежа будет устанавливаться местными исполнительными органами, и будет доступна для самых социально незащищенных казахстанцев.
Планы строительства жилья по «Нурлы жер» на 2018 год
По информации Министерства нацэкономики, всего в 2017 году рамках «Нурлы жер» и «Нурлы жол» планировалось сдать 1662 тыс. м жилья, в том числе:
- кредитное жилье по линии МИО — 521,5 тыс. кв.м;
- арендное и кредитное жилье АО «Байтерек девелопмент» — 567 тыс. кв.м;
- арендное жилье с выкупом АО «ИО «КИК» — 190 тыс. кв.м;
- арендное жилье для социально уязвимых слоев населения — 150 тыс. кв.м;
- завершение строительства арендного жилья для очередников МИО и для молодых семей — 23,1 тыс. кв.м;
- коммерческое и арендное жилье с выкупом Фонда недвижимости «Самрук-Казына» — 210,4 тыс.кв.м.
В пресс-службе Жилстройсбербанка рассказали о более долгосрочных планах по программе «Нурлы жер».
Таблица 2. Планируемые объемы ввода жилья по Казахстану за 5 лет
Целевые индикаторы
2017
2018
2019
2020
2021
Объем ввода жилья за счет всех источников финансиро-вания, тыс. метров*,в том числе:
10 116
10 530
10 652
10 694
10 797
многоквартирное жилье
5116
5130
5172
5204
5297
индивидуальное жилье
5000
5400
5480
5490
5500
*Данные индикаторы уточняются от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы
Карима Апенова, информационная служба kn
№ 6. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы
Ранее наблюдались тенденции, требующие развития и модернизации инфраструктуры. Рост численности населения и уровня урбанизации показывал необходимость опережающего развития городской инфраструктуры. Рост экономики и экономических связей требовал нового уровня транспортных услуг. Казахстан с его транзитным потенциалом должен интегрироваться в международные потоки. Ситуация осложнялась следующими факторами: недостаток транспортных каналов между регионами, разный уровень промышленного развития регионов, дефицит трудовых ресурсов на севере страны и избыток на юге, неравномерное развитие системы жилищно-коммунальной и социальной сфер.
Задачи, сформулированные в Программе, заключались в формировании современной транспортной инфраструктуры и ее международной интеграции, развитие индустриальной, туристической инфраструктуры, укрепление энергоинфраструктуры, модернизация ЖКХ, поддержка отдельных секторов экономики. В период реализации программы должен сформироваться единый экономический рынок и созданы города-хабы для концентрации капитала и ресурсов.
По результатам первых пяти лет действия Программа «Нұрлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики.
- По данным Министерства нацэкономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.
- Впервые применён механизм государственно-частного партнёрства в строительстве автодорог. Построено и реконструировано 3 000 км автодорог республиканского значения, отремонтировано 25 000 км дорог. 88% дорожной инфраструктуры в республике приведены к хорошему и удовлетворительному состоянию.
- Реконструирована международная автомобильная магистраль Западная Европа – Западный Китай. Протяжённость автодорог с четырёхполосным движением увеличена до 8,2 тыс. км.
- Внедрена система взимания платы на автодорогах. Четыре платных участка общей протяженностью 682 км переведены на самосодержание.
- Завершено реформирование железнодорожной сети, оптимизированы маршруты и обновлены составы поездов. Внедрена новая технология контейнерных перевозок. Восстановлена работа вагоностроительного завода «Тулпар»: 130 рабочих мест на предприятии и 500 в поездных бригадах и обслуживающего персонала.
- Модернизирована инфраструктура аэропортов (в том числе построен новый пассажирский терминал в Нур-Султане) и наземной инфраструктуры, взлетно-посадочных полос;
- В сфере морского транспорта возведены три сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн и многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. Пропускная способность морских портов увеличена до 27 млн тонн.
- Реализованы проекты МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». На базе СЭЗ функционирует «Сухой порт».
- Построено 108 школ и 19 детских садов. Модернизирована инфраструктура ЖКХ.
- Создано более 500 тысяч рабочих мест.
№ 7. Государственная программа развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы
Не первая программа, направленная на развитие АПК в Казахстане, – ей предшествовали девять документов. Агропромышленный комплекс всегда был стратегическим сектором: продовольственная безопасность является основой для национальной. В Программе отражены перспективы развития: от локальных направлений сбыта и производительности труда до увеличения экспортных позиций на мировом рынке. Казахстан входит в число крупнейших экспортеров по зерну и муке. Сопредельные государства проявляют интерес к продовольственной продукции. Из негативных факторов отмечены: низкая доля продукции сельского хозяйства в ВВП страны (4,8%), низкая производительность труда на фоне высокой доли занятых (18%) и многочисленности сельского населения (43%), низкая доля экспорта, неразвитость инфраструктуры, в том числе практически отсутствует e-commerce, длительный срок окупаемости и недостаточное финансирование. С другой стороны, отражены возможности для увеличения объемов производства по всем видам с/х продукции и инвестиций, расширения географии и объемов экспорта, цифровизация отрасли.
Основные ожидаемые индексы в 2021 году по отношению к уровню 2015 года (с последовательным ростом в предыдущие годы):
- объём импорта продовольственных товаров – 2 105 млн долларов;
- объём экспорта переработанной с/х продукции – 2 400 млн долларов.
№ 8. Государственная программа развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016–2019 годы
Предыдущие госпрограммы укрепили потенциал системы здравоохранения. Программа «Денсаулық» призвана зафиксировать результаты и увеличить показатели. Кроме этого, документ стал основой для планомерного развития отрасли до 2050 года. В документе предполагалось внедрение новой политики по охране здоровья общества, модернизация системы здравоохранения и инфраструктуры, увеличение доступности и качества медицинских услуг.
Опубликованные итоги показывают эффективность в нескольких направлениях:
- внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий;
- продолжительность жизни выросла до 73 лет;
- уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи составил 47,84%;
- цены на лекарства и медицинские изделия отрегулированы. Расширен перечень бесплатных амбулаторных лекарств;
- снижается нагрузка на врачей ПСМП, дефицит кадров восполняется, в том числе за счёт повышения зарплаты медработникам;
- до 2025 года будет проведена интеграция действующих НИИ здравоохранения в университетские клиники.
№ 10. Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018–2022 годы
«Цифровой Казахстан» начался на «прагматичном старте». Создание такой экосистемы необходимо для развития экономики и улучшения качества жизни населения за счёт использования цифровых технологий. Цифровая трансформация – вопрос времени. Государство в данном случаев выступает в качестве «катализатора экосистемы, способного генерировать, адаптировать и внедрять в производство инновации».
Основной акцент Программы сделан на пяти ключевых направлениях:
- цифровизация традиционных отраслей экономики в целях повышения производительности труда и роста капитализации;
- преобразование инфраструктуры государства для предоставления услуг населению и бизнесу;
- развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных («Цифровой Шелковый путь»);
- развитие человеческого капитала, создание креативного общества и переход к экономике знаний;
- создание инновационной экосистемы для развития технологического предпринимательства с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством, внедрение инноваций в производство.
В рамках указанных пяти направлений сформированы 17 инициатив и более 100 мероприятий.
Основной результат от программы ожидается в течение следующего десятилетия. Однако «быстрые победы» мы видим и используем уже сейчас. В числе реализованных сервисов – электронное правительство, портал госзакупок, электронное лицензирование, налоговый и судебный кабинеты, электронный дневник, проекты e-commerce.
- Создано 120 тысяч рабочих мест.
- Привлечено 37,8 млрд инвестиций.
- Госуслуги автоматизированы на 83,7%. Средний срок оказания услуг сокращён в три раза.
- Упрощены процессы взаимодействия между госорганами и частным бизнесом, между населением и системами здравоохранения и образования.
- Происходит цифровизация финансовой сферы, налогового и таможенного администрирования, топливно-энергетического комплекса, промышленности, АПК, электронной торговли.
- Казахстан занял 40-е место в глобальном индексе кибербезопасности.
Благодаря «Нурлы жер» ипотека должна стать более доступной
В этом направлении вправе участвовать все банки второго уровня без ограничений, сообщают в МНЭ. В рамках программы предусматривается субсидировать ипотечные займы банков второго уровня, ставка которых не превышает 17% годовых. Предусматривается субсидирование до 7% ставки вознаграждения.
Как уточняют в пресс-службе Жилстройсбербанка, после субсидирования ставка вознаграждения для конечного заемщика должна составлять 10% годовых. При снижении базовой ставки Национального банка РК, размер субсидий будет сокращаться по вновь выдаваемым займам.
В реализации данного направления в новой роли выступает АО «ИО «Казахстанская ипотечная компания». КИК достроит начатые объекты по Казахстану и, согласно новой программе, с 2017 года через данного оператора, который будет выступать финансовым агентом, из республиканского бюджета ежегодно будут выделяться субсидии до 7% годовых от ставки вознаграждения по ипотечным жилищным займам.
Купить квартиру: оформление недвижимости, налоги, госпрограммы >>>
Требования к ипотечным заемщикам по программе «Нурлы жер»
В пресс-службе Жилстройсбербанка порталу kn. kz подробно рассказали об условиях участия заемщика в программе:
- срок кредитования — до 15 лет;
- первоначальный взнос на счете заемщика — от 30% от стоимости жилья;
- целевое назначение — покупка первичного жилья;
- максимальная сумма ипотечного жилищного займа, подлежащего субсидированию — до 20 млн тенге в городах Астане и Алматы и до 15 млн тенге в других регионах;
- максимальный срок субсидирования — 10 лет, но не более срока кредитования.
С помощью ипотечного калькулятора посчитаем, какова переплата для заемщика ипотеки «Нурлы жер» для квартиры стоимостью 10 млн тенге.
Таблица 1. Примерный расчет покупки квартиры по программе «Нурлы жер»
Стоимость квартиры
10 000 000
Первоначальный взнос
3 000 000 (30%)
Размер кредита
7 000 000
Ставка по займу
10%
Срок кредитования
10 лет
Ежемесячный платеж
92 500
Переплата
4 100 000
Как подчеркивают в Жилстройсбербанке, в рамках данной программы банки второго уровня (БВУ) не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с получением/обслуживанием займов/заключением договора субсидирования. Но это не относится к случаям, предусмотренным порядком предоставления субсидии для возмещения части ставки вознаграждения по ипотечным жилищным займам, выданным БВУ населению. При этом не допускается субсидирование ставки вознаграждения по ипотечным займам, направленным на потребительские цели, рефинансирование займа, приобретение нежилой недвижимости, земельного участка.
О том, как пройти временную регистрацию по месту жительства онлайн вы можете прочитать здесь.