Нормативно-правовые основанияПравить
Разработан в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) после введения 273-ФЗ от 29.12.12 не актуально
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
Есенина Е. Методика разработки и организация экспертизы модельных проектов примерных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, учитывающих подходы к интенсификации освоения образовательных программ в образовательных организациях, реализующих программы СПО
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15. 2018 № 939
«Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»
Зарегистрирован 04. 2019 № 53679
Дата опубликования: 05. 2019
- Общее описание системы ФГОС
- Виды и содержание ФГОС
- Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
- Три поколения ФГОС: что меняется
- Как применяются ФГОС на практике
- Курсы для педагогов по ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Дата утверждения ФГОС СПО и номер приказа
Указание на макет ФГОС ТОП-50 в утвержденном ФГОС
Срок обучения (на базе 11 кл
Наличие, наименования и дата утверждения профессиональных стандартов (ПС)
Наличие, наименование компетенции
Статус профессии/специальности в обновленном проекте Перечней
Указан код по действующему перечню и предшествующему (при необходимости)
Отмечено «ТОП 50»,
Если ФГОС СПО уже был утвержден в новом макете
Указан срок обучения только на базе 11 кл, без учета наличия базовой или углубленной подготовки.
Это предлагаемый срок обучения для актуализации.
Может быть изменен рабочей группой по итогам анализа и обсуждения.
Указана информация об обсуждении проекта ФГОС в новом макете.
Был он утвержден или нет – необходимо проверить
Синим цветом указаны данные о профстандарте (профстандартах),
Красным цветом – о компетенциях Ворлдскиллс
Информацию необходимо проверить перед началом работы!!
Указано наличие ФГОС СПО в проекте нового перечня.
По итогам анализа рабочей группы могут быть даны иные предложения
(например, об исключении профессии при наличии аналогичной по содержанию специальности и т
Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2021 года; проверки требуют 5 правок.
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10. 2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Структура ФГОСПравить
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Реализация ФГОС в образовательном процессеПравить
Стандарты общего образования:
Стандарты высшего профессионального образования:
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
- структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
- общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
- общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
- академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
- порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Разработка ФГОСПравить
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).
Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:
- объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
- институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;
- Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.
Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.
Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.
История разработки образовательных стандартов в РоссииПравить
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:
- цели образования на каждой ступени обучения
- требования к базовому содержанию основных образовательных программ
- предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
- требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
- требования к условиям образовательного процесса
Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).
В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:
- из стандартов исчезал целевой блок;
- требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
- исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
Критика образовательных стандартовПравить
Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».
Критически относится к проблеме стандартизации образования И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.
СсылкиПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июля 2021 года; проверки требуют 18 правок.
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Полное среднее образование в школе длится 11 классов. Неполное среднее образование длится 9 классов.
Школы в России дают обучающимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
- II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
ИсторияПравить
Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковно-приходская школа была преобразована в 1919 году в начальную школу с 5-летним сроком обучения (с 1923 года — с 4-летним).
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была создана единая трудовая школа, в которой обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней:
- школа первой ступени для детей 8—11 лет (первые начальные 4 года обучения);
- школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).
С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю общеобразовательную школу.
В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение.
В 1933 году устанавливаются единые обязательные учебники по каждому предмету.
В 1934 году Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» закрепляется структура советской начальной и средней школы:
- начальная школа (с 1 по 4 классы);
- неполная средняя школа (с 5 по 7 классы);
- средняя школа (с 8 по 10 классы).
В 1940 году вводится плата за обучение для всех учащихся 8—10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ (отменяется в 1956 году).
А в 1943 году введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменяется в 1954 году).
В 1947 году постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» вводится преподавание логики и психологии в 9—10 классах средней школы (отменено в 1955 году).
В 1958 году установлено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 году. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.
В 1966 году вводятся новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — основы Советского государства и права.
В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
- начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения ( обучение c 1-го по 3-й классы) ;
- неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);
- средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).
Также на смену арифметике пришла математика, естествознание заменено курсом природоведения, которое стало изучаться сначала с 3-го класса, а с 1975 года — со 2 класса.
Реформа 1969 года сопровождалась сменой всего комплекта учебников для начальной и частично для средней школы.
В 1977 году новой Конституцией СССР законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования и право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего.
Вновь внедрение 11-летнего срока обучения началось в 1986 году, когда впервые были набраны классы, рассчитанные на этот срок. Эти классы были экспериментальными, но уже в следующем, 1987 году 11-летнее обучение было закреплено в нормативных документах. В 1989 году, когда для первого одиннадцатилетнего потока понадобилось освободить номер 4, во всех классах номер был единовременно увеличен на единицу (из третьего класса перешли в пятый, из четвёртого — в шестой, и т.
В дальнейшем параллельно действовали две программы: 10-летняя (продолжительность начальной школы — 3 года) и 11-летняя (продолжительность начальной школы — 4 года). Ученикам предоставлялась возможность выбора, по какой из этих программ им учиться. Все ученики проходили ряд классов, пронумерованных с 1 по 11, но в случае 10-летнего срока обучения при переходе с начальной на основную ступень пропускали номер 4, из третьего класса переходя в пятый.
Две программы сосуществовали в течение 24 лет. Начиная с 2001 года все вновь поступающие в школу обучаются только по 11-летней программе. Последние школьники, обучавшиеся 10 лет, были выпущены в 2010 году.
Старшие классыПравить
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России это чаще всего последние два года обучения: 10 и 11 классы.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучаемых ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Периодически обсуждается идея вернуть в учебный план для старших классов предмет НВП, рассматривавшийся во времена СССР как подготовка к службе в армии (этот предмет обычно вели отставные военные). Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по другим предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз. Количество предметов, выбранных для сдачи ЕГЭ, не ограничено.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В приложении к аттестату указываются итоговые оценки по всем изученным предметам.
Качество среднего образования в РоссииПравить
- Конституция Российской Федерации, статья 43. Конституция Российской Федерации.
- ФЗ №273 «Об образовании», статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». КонсультантПлюс.
- Алмаев Р.З. Некоторые штрихи к социокультурному портрету провинциального учителя Южного урала эпохи «Великого перелома» // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия, 2020. — С. 766.
- Алмаев Р. З. Некоторые штрихи к социокультурному портрету провинциального учителя Южного урала эпохи «Великого перелома» // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия, 2020. — С. 766.
- Медведева В. В глубинку за миллионом // Огонек. — 2020. — № 2 (5594). — С. 27.
- Медведева В. В глубинку за миллионом // Огонек. — 2020. — № 2 (5594). — С. 27 — 28.
- Кроме отличных отметок в табеле, требовалось также, чтобы экзаменационное сочинение по русскому языку и литературе было оценено как заслуживающее медали. Такой вердикт (и окончательное решение о её вручении) выносился региональным органом управления образованием.
- Условия получения золотой медали в 2021 году: кому вручают и что она дает. РИА Новости (20210125T1929). Дата обращения: 16 февраля 2021.
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2015 (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
- PISA-2018 КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ (3 февраля 2019). Дата обращения: 26 декабря 2019.
- PISA-2018 Результаты исследования в Москве в сопоставлении с результатами стран-участниц (3 февраля 2019). Дата обращения: 26 декабря 2019.
- Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA–2018 и их интерпретация. ВШЭ. Дата обращения: 26 декабря 2019.
- О формировании федерального перечня рекомендуемых учебников / Министерство образования и науки Российской федерации. — М., 2015. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2015. Архивировано 22 июня 2015 года.
В школах всегда существовало изучение второго (иностранного) языка. Это, в основном, английский, немецкий, французский, реже итальянский. В специализированных школах изучали 3-4 иностранных языка. Это английский, французский, латинский.
Образовательные стандарты и требования
Информация о материале
Создано: 24 декабря 2021
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться новый ФГОС НОО и ООО.
Создано: 11 октября 2021
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
ФГОС ООО
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
ФГОС СОО
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
ФГОС ОВЗ
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
- Общие положения — что включено, какова цель документа.
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
- Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
- Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС
Принято делить ФГОС на три поколения.
Первое поколение — 2004-2009 годы
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Второе поколение — 2009-2020 годы
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Третье поколение — с 2021 года
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
- четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
- список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
- конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
- указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
- время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
- данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
- Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
- Установить порядок изучения учебного материала.
- Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
- Включить в программу региональные материалы.
- Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
- В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
- место дисциплины в общем плане;
- содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
- все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
- указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Педагоги дошкольного образования тоже могут пройти обучение в Академии. Есть целый ряд программ переподготовки и повышения квалификации для воспитателей. Например, курс профессиональной переподготовки «Музыкальный руководитель» поможет получить диплом и начать работать учителем музыки в детском саду. Это позволит не только заниматься любимым делом, но и повысить свой ежемесячный доход за счет надбавок.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Структура федерального компонентаПравить
Выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
- цели изучения учебного предмета;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
- требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
Обязательный минимум содержанияПравить
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.
Требования к уровню подготовки выпускниковПравить
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Порядок реализации федерального компонентаПравить
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:
- федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;
- примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
- контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.
При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской Федерации.