Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
от 22 февраля 2014 г. N 110
«Об утверждении государственной программы «Развитие образования и
науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы»
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от
25. 2017 № 29)
Постановлением КМ РТ от 30 ноября 2015 г. N 906 в преамбулу настоящего
постановления внесены изменения
В целях реализации постановления Кабинета Министров
Республики Татарстан от 31. 2012 N 1199 «Об утверждении Порядка
разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики
Татарстан», государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы», государственной программы
Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020
годы», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», Кабинет
Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу «Развитие
образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы» (далее —
Программа).
Определить государственным
заказчиком-координатором Программы
Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Министерству финансов Республики
Татарстан ежегодно при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на
очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы с учетом возможностей и в
пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
Министерству образования и науки
Республики Татарстан обеспечить исполнение мероприятий Программы и координацию деятельности по
ее реализации исполнительными органами государственной власти Республики
Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных образований
Республики Татарстан, заинтересованными организациями и учреждениями.
Признать с 1 января 2014 г. утратившим силу постановление Кабинета Министров
Республики Татарстан от 29. 2012 N 181 «Об утверждении
республиканской программы «Социальная адаптация выпускников детских домов
и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» на 2012-2014 годы».
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство
образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министра
Республики Татарстан
А. Песошин
Паспорт государственной программы
«Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы»
Наименование программы
Государственная программа «Развитие образования и
науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы» (далее — Программа)
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственные заказчики Программы
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан,Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан
Основные разработчики Программы
Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан,Министерство здравоохранения Республики Татарстан,
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,Министерство культуры Республики Татарстан,Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан,Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан,Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан,Академия наук Республики Татарстан,Совет муниципальных образований Республики Татарстан (по
согласованию),государственные и муниципальные автономные учреждения
образования Республики Татарстан (по согласованию),государственные и муниципальные бюджетные учреждения
образования Республики Татарстан (по согласованию)
Цель Программы
Обеспечение высокого качества образования в Республике
Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными
задачами развития общества и экономики Республики Татарстан
Задачи Программы
Модернизация образовательных программ в системах
дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на
достижение современного качества учебных результатов и результатов
социализации;создание современной системы оценки качества образования
на основе принципов открытости, объективности, прозрачности,
общественно-профессионального участия;обеспечение во взаимодействии с работодателями
опережающего развития человеческого потенциала региона и широких возможностей
для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на
протяжении всей жизни в интересах реализации социально-экономической стратегии развития
Республики Татарстан;создание условий для опережающего развития сектора
исследований, научных разработок и эффективной инновационной системы,
обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее
конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного
потенциала в один из основных ресурсов диверсифицированного экономического
роста
Сроки реализации Программы
2014-2020 годы
Перечень подпрограмм
1. Развитие
дошкольного образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации
работников данной сферы на 2014-2020 годы. Развитие
общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников
данной сферы на 2014-2020 годы. Развитие
дополнительного образования, включая образование детей-инвалидов, и повышение
квалификации работников данной сферы на 2014-2020 годы. Развитие
профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации
работников данной сферы на 2014-2020 годы. Развитие
системы оценки качества образования на 2014-2020 годы. Развитие
науки и научных исследований в Республике Татарстан на 2014-2020 годы7. Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной
и инженерной инфраструктуры государственной (муниципальной) собственности
Республики Татарстан
Объемы финансирования Программы с
разбивкой по годам и источникам
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств
федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составят
232337984,92 тыс. рублей, в том числе по годам:2014 год — 30831624,92 тыс. рублей (в том числе
на капитальные вложения — 3276380,30 тыс. рублей);2015 год — 40418421,5 тыс. рублей (в том числе
на капитальные вложения — 10270614,50 тыс. рублей);2016 год — 49120175,3 тыс. рублей (в том числе
на капитальные вложения — 19328400,20 тыс. рублей);2017 год — 27991940,80 тыс. рублей;2018 год — 27991940,80 тыс. рублей;2019 год — 27991940,80 тыс. рублей;2020 год — 27991940,80 тыс. рублей*
Ожидаемые конечные результаты
реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с
разбивкой по годам
Реализация программных мероприятий в полном объеме
позволит к 2020 году достичь:уменьшения доли выпускников
государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших
единый государственный экзамен, в общей численности выпускников
государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, до 0,5 процентов;увеличения доли детей, оставшихся без
попечения родителей, — всего, в том числе переданных не родственникам (в
приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство),
охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома,
патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях
всех типов, до 98,8 процента;увеличения отношения численности детей в
возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к
сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное
образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет,
находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, до
100 процентов;сохранения доли работников образования (учителей,
воспитателей, работников дошкольных образовательных организаций (далее —
ДОО), прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную
подготовку, в общей численности работников образования (учителей,
воспитателей, работников ДОО), на уровне 16,7 процентов;сохранения доли детей, охваченных
образовательными программами дополнительного образования детей, в общей
численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, до 94,8 процента;увеличения доли профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего
образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, до 25 процентов;увеличения доли государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям
обучения, в общем количестве государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций до 100 процентов;увеличения доли обучающихся в
государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях,
занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных
(муниципальных) общеобразовательных организациях до 98,9 процента;увеличения доли государственных (муниципальных)
образовательных организаций, реализующих программы общего образования,
имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных
(муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего
образования, до 89,2 процента;снижения доли государственных (муниципальных)
образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания
которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в
общей численности государственных (муниципальных) образовательных
организаций, реализующих программы общего образования, до 16 процентов;сохранения отношения среднемесячной заработной платы
педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной
заработной плате в Республике Татарстан на уровне 100 процентов;сохранения отношения среднемесячной заработной платы
педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных
организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате
общеобразовательных организаций Республики Татарстан на уровне 100 процентов;увеличения удельного веса численности
высококвалифицированных работников в сфере образования в общей численности
квалифицированных работников в сфере образования в регионе до 68,5 процента;снижения доли стоимости контрактов,
заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных способов закупок, в
общей стоимости заключенных контрактов, до 15 процентов;снижения доли выпускников
государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не
получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, до 0,5 процентов
*
Объемы финансирования носят прогнозный характер с учетом возможностей
соответствующих бюджетов
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Качество
дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
Качество дошкольного образования в целом представляет собой
многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы
и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Качество дошкольного образования определяется:
содержанием дошкольного образования,
требованиями к подготовке выпускников (результаты
образовательной деятельности),
созданием предметно-пространственной среды.
В целях обеспечения раннего раскрытия
способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию
информации, способности к нестандартным решениям, креативности,
изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному
обучению в Республике Татарстан расширена государственная поддержка дошкольного
образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных
и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.
Несмотря на то, что средний уровень подготовки российских, в
том числе и татарстанских, школьников по традиционным критериям превышает
средние международные показатели, а одаренные татарстанские школьники
показывают хорошие результаты на всероссийских и международных олимпиадах, для
отдельных районов республики и групп детей существуют риски неравенства в
доступе к качественному образованию. Речь идет, прежде всего, о слабо
населенных районах с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить
необходимый уровень и качество образования.
В последние годы в Республике Татарстан проведена масштабная
модернизация сети общеобразовательных организаций. В каждом муниципальном
образовании республики реализованы муниципальные целевые программы развития
организаций образования на период 2010-2012 годов.
Программами предусмотрено проведение мероприятий по
выстраиванию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем
реорганизации малокомплектных общеобразовательных организаций и присоединения
их к базовым школам.
Созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие
транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные
современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации
программ дистанционного обучения.
В муниципальных образованиях продолжается работа по созданию
оптимальной сети общеобразовательных организаций путем присоединения к лучшим
общеобразовательным организациям неконкурентоспособных малокомплектных школ. В
ряде районов (Азнакаевский, Актанышский, Кайбицкий, Камско-Устьинский,
Нурлатский, Рыбно-Слободский и др. ) за последние 10
лет число средних общеобразовательных школ уменьшилось в 2 раза. Однако
полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг
независимо от места жительства пока не удалось.
Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ
(как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные
результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает
выполнять функцию «социального лифта», начинает воспроизводить и
закреплять социальную и культурную дифференциацию.
Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом
обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении
и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей
необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные
занятия с отстающими школьниками, осуществлять психологическое и
социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. На практике такая группа
школ, напротив, испытывает дефицит ресурсов и стимулов.
Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей
адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность
общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной
социальной жизни и экономике.
Результаты международных сопоставительных исследований PISA
(Programme for International Student Assessment) показывают отставание
российских, в том числе и татарстанских, подростков от сверстников из
большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной
грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные
знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного
распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных
технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области
естественных наук и технологий.
Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде
(алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о
необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания,
формирования социальных компетенций и гражданских установок. Одной из мер,
помогающих снизить вышеуказанные тенденции, является создание на территории
Республики Татарстан специализированных кадетских общеобразовательных
учреждений: кадетских школ и кадетских школ-интернатов. Кадетское образование в
данном случае выступает как «социальный лифт» для детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, и как «первичный старт» для учащихся,
желающих связать своё будущее с военным делом.
В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания
общего образования: внедряются федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержден и введен в пилотном режиме (в 20 общеобразовательных
организациях Республики Татарстан) федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования. Тем не менее
остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как
естественные науки, иностранный язык, технологии. Это связано с тем, что
существующий механизм обновления содержания образования нуждается в
дополнительной настройке, в повышении гибкости и оперативности.
В последнее десятилетие в республике предпринят ряд шагов по
содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его
качества. В первую очередь, речь идет о повышении гибкости образовательных
программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных
государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти
стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных
организаций, возможность индивидуализации.
Однако эти новые возможности используются недостаточно,
прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы
профессионального образования остается закрытой для своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству
подготовки специалистов и рабочих кадров.
Необходимы целенаправленные усилия для преодоления
диспропорций.
Реализация прогноза развития системы
оценки качества образования в контексте отмеченных проблем в условиях
Республики Татарстан предполагает постановку и решение следующих задач:
формирование целостной и сбалансированной системы процедур и
механизмов оценки качества образования, реализуемых в республике, соотносимой с
федеральной оценочной системой;
создание в республике системы мониторинга
качества освоения основных образовательных программ в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего
образования (далее — ФГОС) и федеральных государственных требований (далее —
ФГТ);
справку
о федеральных государственных образовательных стандартах
обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности
информации о качестве образования и результатах работы образовательных
организаций;
усиление роли внешней государственно-общественной оценки
качества образования и достижения оптимального взаимодействия внутренней и
внешней оценки;
создание системы сбора и анализа информации об
индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор
образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и
технологий образования;
уменьшение отчетности и бюрократической
нагрузки на образовательные организации за счет принятия регламентов
представления информации вышестоящим органам и введения электронного паспорта
образовательной организации, обобщающего необходимую статистическую и иную
информацию о качестве образовательных результатах, ее деятельности,
формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки
качества образования, реализуемых в республике, соотносимой с федеральной
оценочной системой.
Развитие системы оценки качества образования и
информационной прозрачности системы образования предполагает обеспечение
надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и
работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для
достижения более высокого качества образования.
Кадры системы
образования
Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество
образования в Республике Татарстан, распространение современных технологий и методов
преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В 2011/2012 учебном году обеспеченность отрасли
педагогическими кадрами по Республике Татарстан составляла 99,6 процента
(городская местность — 99,7 процента, сельская — 99,6 процента). Образовательный уровень работников образования заметно вырос. По сравнению с
2010/2011 учебным годом средние республиканские показатели по наличию у учителей высшего образования повысились с 89,8 до 90,2
процента. Отток педагогических кадров продолжается. Из 4356 педагогических
работников (8,4 процента, в 2010 году — 7,2 процента), выбывших из
образовательных учреждений, 267 — молодые специалисты (6,1 процента от
численности выбывших), в 2010 году — 340 молодых специалистов (8,4 процента). Из направленных на работу молодых специалистов в 2011/2012 учебном году остался
работать в образовательных организациях 981 человек (87,8 процента), в
2010/2011 учебном году — 1116 человек (86,8 процента). Кадровый мониторинг по
Республике Татарстан отражает рост численности молодых педагогов. По сравнению
с 2009/2010 учебным годом доля молодых учителей со стажем до 5 лет от общего
числа работников образования увеличилась с 9,6 до 10,7 процента.
Важным фактором, определяющим привлекательность
педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение
заработной платы учителей стало одной из целей реализуемого с 2011 года проекта модернизации региональной системы общего образования
Республики Татарстан.
Рост заработной платы педагогов актуализирует введение
эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные
стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества
работы педагогов.
Учитывая эти обстоятельства, в республике в рамках
реализации Стратегии
развития образования в Республике Татарстан уже два года ведется активная и
последовательная работа комплексного характера, приоритетной целью которой
является кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития
системы общего образования.
Все учителя и руководители общеобразовательных организаций
получили персональные ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа к сети,
34 тыс. учителей общеобразовательных школ республики являются участниками 1940
сетевых педагогических сообществ в сети «Интернет» на сайте
Национального фонда подготовки кадров (www. openclass. ru). Доля школьных
учителей-предметников, достаточно уверенно владеющих навыками работы с
компьютерными программами, возросла до 65,3 процента. Реализация проекта
«Электронное образование» привела к росту охвата педагогических и
управленческих кадров сетевыми формами обучения на 75 процентов. В школу пришло
новое поколение молодых учителей по учебному предмету «Информатика». Формируется и функционирует в тестовом режиме новая система повышения
квалификации учителя на основе бюджетного именного сертификата и модульного
принципа обучения, в наибольшей степени отражающая профессионально-личностные
интересы педагогов. Программы повышения квалификации педагогов должны
обеспечивать формирование мотивации инновационного поведения педагога.
Особое место в ряду этих мероприятий занимает грантовое
движение (гранты «Наш лучший учитель», «Наш новый учитель»,
«Наш лучший директор» и т. ), направленное на повышение статуса
учителей республики, активизацию их успешной профессиональной деятельности на
основе материального стимулирования по результатам государственно-общественной
экспертизы профессионально-личностных достижений.
Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть
ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное
профессиональное развитие, создавать пространство для их карьерного роста.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня
подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей
мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых
рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы
педагогов и школ.
В этой сфере на региональном уровне реализован комплекс мер:
введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов
деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены
современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила
аттестации, реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том
числе на базе созданной сети стажировочных площадок.
В сфере профессионального образования в последние годы
происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и
снижение данного показателя для возрастных категорий 40-49 и 50-59 лет. Вместе
с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается
далекой от оптимальной. Одной из причин является
низкая заработная плата педагогических и научно-педагогических работников
профессиональных образовательных организаций среднего профессионального
образования.
Инфраструктура
системы образования
В результате реализации приоритетного национального проекта
«Образование», национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа», республиканских ведомственных и целевых программ существенно
обновлена инфраструктура общего образования.
Выделение средств на улучшение материально-технической базы
образовательных организаций, закупку оборудования способствовало росту
показателя доли обучающихся в современных условиях с 14 процентов в 2006 г. до 76
процентов в 2013 году.
Все школы республики подключены к сети «Интернет». Существенно улучшилось обеспечение школ современным
информационно-технологическим оборудованием. Реализация проекта по совершенствованию
организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях,
предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для
приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват
обучающихся горячим питанием. С этой целью в 2013 году закуплено современное
технологическое оборудование для школьных столовых на сумму
60 млн. рублей. Это позволило расширить ассортимент блюд школьного
рациона и обеспечить 95-процентную оснащенность оборудованием школьных столовых
в среднем по республике, а к 2020 году планируется довести этот показатель до
100 процентов.
При этом в некоторых школах республики сохраняется обучение
во вторую смену (в 2012/2013 учебном году — 162 школы), не обеспечено базовое
благоустройство.
Неравенство доступа учащихся к современным условиям обучения
создает угрозу для единства образовательного пространства республики.
Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню,
соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных
инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему
поддержку этой инфраструктуры.
В последние годы существенно увеличились вклады в
инфраструктуру профессионального образования. В соответствии с постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 22. 2013 N 592 «О мерах по реформированию
системы управления профессиональным образованием в Республике Татарстан»,
в ведение Министерства образования и науки Республики Татарстан перешло 20 профессиональных
образовательных организаций начального профессионального образования и 54
профессиональные образовательные организации. Однако основная часть
профессиональных образовательных организаций, реализующих профессиональную
подготовку квалифицированных рабочих и служащих, была передана без достаточных
вложений в развитие инфраструктуры.
Институциональные и
структурные реформы
Отличительными особенностями государственной политики в
сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и
проектных методов и существенное изменение законодательной базы.
Основными инструментами государственной
политики в сфере образования в Республике Татарстан в последние годы выступили Федеральная целевая программа
развития образования на 2011-2015 годы, приоритетный национальный проект
«Образование; комплекс мер по модернизации общего образования Республики
Татарстан на 2013 год и перспективу до 2020 года; стратегия развития образования
Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» —
«Будущее»; ведомственная целевая программа
«Государственная поддержка талантливой молодежи на 2013-2015 годы в рамках
реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан»; ведомственная целевая программа
«Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на
2013-2015 годы»; ведомственная
целевая программа «Развитие высшего профессионального
образования на 2013-2015 годы»; ведомственная
целевая программа «Развитие системы государственных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013-2015
годы»; ведомственная
целевая программа «Развитие системы специального
(коррекционного) образования на 2013-2015 годы»; ведомственная целевая программа
«Развитие среднего профессионального образования на 2013-2015 годы».
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в
образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его
уровнях стали выявление и конкурсная поддержка лидеров — «точек
роста» нового качества образования и внедрение новых моделей управления и
финансирования, ориентированных на результат.
Институционализация новых образовательных и организационных
моделей обеспечивалась за счет внесения изменений в законодательные акты.
В результате проведена комплексная
модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов
системы общего образования в Республике Татарстан, основные направления которой
были определены в 2000-е годы: нормативное подушевое финансирование образовательных
учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая
система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен,
государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме);
общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная
отчетность образовательных организаций.
Результатом является повышение ответственности руководителей
и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы
образования для общества.
Однако до сих пор не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования результатов деятельности
системы образования. В связи с этим не является совершенной и
региональная система оценки качества образования результатов
деятельности системы образования.
Для профессиональных образовательных учреждений среднего
профессионального образования наиболее существенными в последние годы были
мероприятия по развитию их сети и укреплению взаимодействия организаций
профессионального образования с рынком труда, в контексте передачи организаций
с федерального на региональный уровень подчинения. Это позволило заложить базу
для создания республиканской системы профессионального образования,
соответствующей потребностям Республики Татарстан и работодателей в
специалистах. До конца не решены задачи разработки и реализации эффективной
модели развития республиканской системы начального и среднего профессионального
образования, усиления роли профессиональных сообществ и работодателей в
развитии этой системы. Современный этап социально-экономического развития
Республики Татарстан, предусматривающий нацеленность на инновационное развитие
экономики, диктует необходимость подготовки высококвалифицированных и
конкурентоспособных работников, и с этой целью — совершенствования системы
профессионального образования, достижения баланса структур профессионального
образования и спроса на рабочую силу. В более эффективных решениях нуждаются
задачи совершенствования механизма взаимодействия рынка труда
и рынка образовательных услуг.
Республикой Татарстан взят курс на оптимизацию и укрупнение
системы образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования. За период с сентября 2007 года численность подведомственных
образовательных организаций сократилась с 98 до 72.
Наиболее эффективно работающие образовательные организации
изменили свой статус на профессиональные образовательные организации среднего
профессионального образования — колледжи и техникумы, осуществляющие
двухуровневую подготовку кадров с начальным и средним профессиональным
образованием, а также перешли на автономный режим работы. В рамках формирования
государственно-корпоративного заказа на подготовку кадров заключаются договоры
с работодателями, в том числе с такими крупными промышленными предприятиями
республики, как открытые акционерные общества «Казаньоргсинтез»,
«Нижнекамскнефтехим», «Казанькомпрессормаш»,
«КАМАЗ», «КАПО им. Горбунова», «Красный
Восток-Агро», и другими. Наибольшее количество подготовленных кадров
требуется для предприятий машиностроения, сельского хозяйства, строительства,
общественного питания.
Таким образом, учебные заведения мотивированы строить свою
деятельность и предлагать образовательные услуги по тем профессиям и в тех
объемах, которые заявлены работодателем-заказчиком кадров.
Ориентация на работодателя позволяет обеспечить высокий
уровень трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений
среднего профессионального образования.
Модернизация структуры и содержания профессионального
образования была связана с утверждением федеральных государственных
образовательных стандартов, отвечающих требованиям развития экономики страны, и
переходом на многоуровневое высшее образование — образовательные программы
подготовки бакалавров и магистров.
Приоритеты
государственной политики в сфере реализации Программы
В связи с введением Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» в
течение 2014-2016 годов будут разработаны и утверждены федеральные государственные
образовательные стандарты дошкольного образования, прикладного бакалавриата,
аспирантуры и ординатуры, внесены необходимые уточнения в утвержденные
федеральные государственные образовательные стандарты. Будут
разработаны и утверждены нормативные правовые акты, касающиеся организации
образовательного процесса с учетом повышения его качества: учебной и
производственной практик, производственного обучения обучающихся, осваивающих
основные профессиональные образовательные программы; организации образовательного
процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
С целью обеспечения информационной открытости
образовательных организаций будут приняты нормативные правовые акты, касающиеся
предоставления общественности информации об образовательной организации,
развития государственно-общественного управления, общественного контроля,
системного мониторинга и т.
Модернизации образовательного процесса будет способствовать
обновление санитарных и строительных норм и правил в соответствии с лучшей
международной практикой.
Будут разработаны правовые акты, обеспечивающие
межведомственное взаимодействие и государственно-частное партнерство в
образовании, в том числе создание интегрированных культурно-образовательных
организаций.
Наряду с этим планируется внесение изменений в нормативные
правовые акты, связанные с оплатой труда педагогических и научно-педагогических
работников, с внедрением общероссийской системы оценки качества образования и
отдельных механизмов внешней оценки качества образования на разных уровнях
образования.
Планируемые меры правового регулирования в сфере молодежной
политики направлены на дальнейшее совершенствование форм и методов реализации
государственной молодежной политики и обеспечивают достижение таких задач, как:
вовлечение молодежи в общественную деятельность;
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в
трудной жизненной ситуации;
формирование целостной системы продвижения инициативной и
талантливой молодежи;
обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными
общественными объединениями.
В основу Программы положены следующие документы:
Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
Стратегия
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р);
План
действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р);
Федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
(утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61);
Федеральная
целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
(утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 492 «О
федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы);
Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики»;
Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки».
Анализ рисков и меры
по управлению ими
К основным рискам реализации Программы относятся:
финансово-экономические риски: недофинансирование
мероприятий Программы, в том числе со стороны муниципалитетов, образовательных
организаций;
нормативные правовые риски: непринятие или несвоевременное
принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;
организационные и управленческие риски: недостаточная
проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка
управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации
Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
Финансово-экономические риски связаны с возможным
недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование
деятельности по достижению целей Программы.
Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров
о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы, через
институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством
планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и
оперативным внесением необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная
организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе
недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут
приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы,
несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы,
низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и
уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе
социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки
Программы на основе анализа данных мониторинга.
Важным средством снижения риска является проведение
аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также
опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
Механизм реализации Программы
Министерство образования и науки Республики Татарстан
является государственным заказчиком-координатором Программы.
Государственный заказчик-координатор выполняет следующие
функции:
координирует действия государственных заказчиков Программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов для мониторинга
реализации программных мероприятий;
согласовывает с государственными заказчиками Программы
возможные сроки исполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты, необходимые для реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку
и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств,
выделяемых на ее реализацию;
ежегодно подготавливает согласно Порядку разработки,
реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан
и перечня государственных программ Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Татарстан от 31. 2012 N 1199 «Об утверждении
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики
Татарстан» (далее — Порядок), предложения об уточнении перечня программных
мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты на программные
мероприятия, а также механизм реализации программы;
ежегодно подготавливает отчет о ходе реализации Программы
согласно приложению N 5
к Порядку.
Государственными заказчиками Программы являются
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство
здравоохранения Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи
Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство
лесного хозяйства Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Академия наук Республики
Татарстан (по согласованию),
Совет муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию),
государственные и муниципальные автономные учреждения образования Республики
Татарстан (по согласованию), государственные и муниципальные бюджетные учреждения
образования Республики Татарстан (по согласованию).
Министерство образования и науки Республики Татарстан в
соответствии с ежегодно принимаемым постановлением Правительства Российской
Федерации собирает заявки от государственных заказчиков Программы с
обоснованием объемов финансирования мероприятий (объектов) в рамках федеральных
целевых программ и направляет их в Министерство образования и науки Российской
Федерации.
В соответствии с заключенными соглашениями
о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и
Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках реализации Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы, комплекса мер по модернизации системы общего образования
Республики Татарстан, комплекса мер по модернизации системы дошкольного
образования Республики Татарстан, других федеральных целевых программ, участие
в которых возможно в период с 2014 по 2020 год, Министерство образования
и науки Республики Татарстан направляет в Министерство образования и науки
Российской Федерации отчетные данные о ходе реализации программ, реализующихся
на территории республики.
Государственные заказчики Программы
ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляют
отчеты государственному заказчику-координатору в рамках своей компетенции о
финансировании мероприятий в рамках Программы по форме в соответствии с приложением N 2 к
Порядку; государственные заказчики Программы ежеквартально, до 15 числа
месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию о реализации
Программы в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
направляет ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом,
в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и
аналитическую информацию о реализации Программы, а также об эффективности
использования финансовых средств с заполнением формы, представленной
в приложении N 5
к Порядку.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
направляет ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в
Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики
Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности
использования финансовых средств.
Оценка
социально-экономической эффективности Программы
Прогноз состояния сферы образования в Республике Татарстан
базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного
возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий,
так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных
Программой.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и
дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности
дошкольников будет расти численность детей школьного возраста. Во-вторых,
продолжит меняться структура расселения: будет уменьшаться количество жителей в
малонаселенных пунктах и увеличиваться население городов. При этом будет
увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В-третьих, недостаток предложения
на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в
том числе отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые
социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей,
образовательных организаций.
Особенностью сети организаций дошкольного образования станет
то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет
оказана республиканская и муниципальная поддержка вариативных форм дошкольного
образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей
дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до
13,5 года. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции
поддержки семей по вопросам раннего развития детей.
Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную
структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только
административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские
школы республики станут интегрированными социально-культурными учреждениями и
организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные
функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.
В городах школы будут включать ступени начальной, средней и
старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных
возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями
дополнительного образования, культуры и спорта.
Более подробно прогноз состояния сферы образования в
Республике Татарстан изложен в соответствующих разделах подпрограмм.
Постановлением
КМ РТ от 30 марта 2016 г. N 181 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
текст
раздела в предыдущей редакции
Ожидаемые результаты реализации Программы
Всем детям от 3 до 7 лет, зарегистрированным в очередности
по устройству в ДОО, будет предоставлена возможность получения дошкольного
образования в дошкольных образовательных организациях, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям
стандартов дошкольного образования,
всем детям школьного возраста обеспечено выполнение
государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего образования;
всем детям-инвалидам будет предоставлена возможность
освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного,
специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
всем обучающимся независимо от места жительства будет
обеспечен доступ к современным условиям обучения;
все старшеклассники получат возможность обучаться по
образовательным программам профильного обучения;
будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее
и наименее успешными школами;
средняя заработная плата педагогических работников
общеобразовательных организаций из всех источников составит не менее 100
процентов от средней заработной платы по экономике региона;
всем педагогам будет обеспечена возможность непрерывного
профессионального развития;
в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых
педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в
вузе;
улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах
(готовности обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего
общего образования;
будет обеспечено единство образовательного пространства
Республики Татарстан.
Повысится качество государственной и муниципальной услуги по
предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях регионального и
муниципального значения, а именно:
будет создана система стимулирования
деятельности организаций дополнительного образования детей в Республике
Татарстан;
разработан современный привлекательный имидж организаций
дополнительного образования детей как многофункциональных социальных центров;
обеспечено внедрение современных образовательных программ,
направленных на формирование социально активной личности ребенка;
получит дальнейшее развитие сеть организаций дополнительного
образования детей;
увеличится доля охвата учащихся услугами дополнительного
образования;
расширится использование современных
информационно-компьютерных технологий при организации образовательного процесса
в образовательных организациях республики;
расширится возможность обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Республики Татарстан.
Увеличится численность детей и подростков, задействованных в
различных формах внеурочной и внешкольной деятельности.
На 6 уровнях образования будут действовать механизмы внешней
оценки качества образования.
Не менее трех уровней профессионального образования будут
охвачены проводимыми на регулярной основе централизованными мониторинговыми
исследованиями трудоустройства и доходов выпускников образовательных
организаций профессионального образования.
В Республике Татарстан будет создан центр сертификации с
участием работодателей.
Республика Татарстан будет на регулярной основе участвовать
в международных сопоставительных исследованиях качества образования.
Будет сформирована научно-методическая инфраструктура для
анализа и оценки результатов международных сопоставительных исследований
качества образования и разработки предложений по повышению качества образования
в республике.
Все образовательные организации Республики Татарстан будут
обеспечивать доступность потребителям информации о своей деятельности на официальных сайтах.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе
индикативных показателей, представленных в следующей таблице:
Nп/п
Наименование
показателя
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в
общей численности выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, процентов
0,75
0,76
0,6
0,5
0,5
0,5
0,5
2. Доля детей, оставшихся без попечения
родителей, — всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи,
на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими
формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи),
находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов,
процентов
98,8
98,8
98,8
98,8
98,8
98,8
98,8
3. Отношение численности детей в возрасте от
3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме
численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование
в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в
очереди на получение в текущем году дошкольного образования, процентов
98
99
99
99
99
100
100
4. Доля работников образования (учителей,
воспитателей, работников ДОО), прошедших повышение квалификации и (или)
профессиональную подготовку, в общей численности работников образования (учителей,
воспитателей, работников ДОО), процентов
16,7
16,7
16,7
16,7
16,7
16,7
16,7
5. Доля детей, охваченных образовательными программами
дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в
возрасте 5-18 лет, процентов
105,3
103,2
101,0
98,3
94,8
94,8
94,8
6. Увеличение к 2020 году доли профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего
образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов
15
17
18
20
22
23
25
7. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных
организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем
количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций,
процентов
78
80
85
87
90
95
100
8. Доля обучающихся в государственных (муниципальных)
общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей
численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных
организациях, процентов
91,6
91,77
92,66
94,00
96,60
98,50
98,90
9. Доля государственных (муниципальных) образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, имеющих
физкультурный зал, в общей численности государственных (муниципальных)
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, процентов
79,0
81,24
88,8
88,9
89
89,1
89,2
10. Доля государственных (муниципальных) образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, здания
которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в
общей численности государственных (муниципальных) образовательных
организаций, реализующих программы общего образования, процентов
20,72
24,94
29
24
20
18
16
11. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических
работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате
в Республике Татарстан, процентов
100,3
98,1
100
100
100
100
100
12. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических
работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных
организаций к среднемесячной заработной плате организаций общего образования
Республики Татарстан, процентов
111,3
112,3
100
100
100
100
100
13. Удельный вес численности высококвалифицированных
работников в сфере образования в общей численности квалифицированных
работников в сфере образования в регионе, процентов
86
68
68,1
68,2
68,3
68,4
68,5
14. Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам
несостоявшихся конкурентных способов закупок, в общей стоимости заключенных
контрактов, процентов
17,0
19
15
15
15
15
15
15. Доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном)
общем образовании, процентов
0,75
0,76
0,6
0,5
0,5
0,5
0,5