Законодательно-нормативная основа социально-экономического прогнозирования в РФ базируется, прежде всего, на положениях Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ, а также постановлениях Правительства РФ.
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Он включает следующие статьи.
Статья 1. Основные понятия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально — экономической политики государства.
Далее приводим названия статей. Текст Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ дается в приложении № 1.
Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу.
Статья 6. Заключительные положения.
В Постановлении Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 22 июля 2009 г. N 596 определен порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Постановление подписано В.В. Путиным. В нем выделены следующие разделы.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – прогноз).
2. Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа:
а) на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее – сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – основные параметры прогноза);
б) на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство Российской Федерации;
в) на третьем этапе Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации.
II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза.
III. Разработка прогноза.
IV. Уточнение прогноза.
Ранее в РФ были приняты два постановления, оба за подписью В. Черномырдина:
1. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 апреля 1995 г. № 331.
Суть постановления – «Министерству экономики Российской Федерации представить до 1 декабря 1995 г. в Правительство Российской Федерации уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 год».
2. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 июня 1993 г. № 553.
Суть постановления – «Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации с участием Министерства внешних экономических связей Российской Федерации разработать и представить до 25 сентября 1993 г. в Совет Министров – Правительство Российской Федерации прогноз платежного баланса Российской Федерации на 1994 год».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеева, И. А. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования / И. А. Асеева // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6.
2. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Бестужев-Лада, И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. – 2007. – № 4.
4. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.
5. Гольц, Г. А. Идейные, содержательные и информационные основы прогнозирования социально-экономических процессов / Г. А. Гольц // Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.
6. Госпорян, А. Моделирование в социальном обслуживании / А. Госпорян // Социальное обеспечение. – 2005. – № 2.
7. Дмитриева, О. Прогноз на бедность/ О. Дмитриева // Социальная защита. – 2004. – № 12.
8. Добров, Г.М. Рабочая книга по прогнозированию / Г.М. Добров. – М., 1998.
9. Загладин, В. Глобальное прогнозирование современности: научный и социальный аспекты / В. Загладин, И. Фролов. – М., 1981.
10. Капица, С.П. Модель динамики населения Земли и демографический переход / С.П. Капица // На пути к постиндустриальной цивилизации: материалы II Междунар. Кондратьевской конференции. – М., 1996.
11. Капица, С. Демография и будущее цивилизации / С. Капица // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 2.
12. Климентьев, А. Неутешительный прогноз // Вопросы социального обеспечения. – 2009. – № 12.
13. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации; Межрегион. ассоц. «Сибирское соглашение». — Новосибирск, 2006.
14. Кравченко, И. Доктрина С. Хантингтона: гипотеза или жесткий аларм-прогноз? / И. Кравченко // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 12.
15. Кризисный прогноз // Вопросы социального обеспечения. – 2008. – № 23.
16. Крутов, А. В. Политические классовые противоречия: прогноз развития / А. В. Крутов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.
17. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб. пособие для вузов / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
18. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегии / В.К. Левашов. – М., 2001.
19. Левашов, В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2008. № 12.
20. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М., 2007.
21. Математические модели исторической демографии (Как хаос на микроуровне порождает предсказуемую динамику на макроуровне) // Общественные науки и современность. – 2005. № 5.
22. Национальная доктрина России. Проблемы и приоритеты. – М., 1994.
23. Нормативное социальное прогнозирование. – М.: Наука, 1987.
24. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный Закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
25. Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / И.Б. Орлова. – М., 2001.
26. Основы экономического и социального прогнозирования / под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высшая школа, 1985.
27. Парсаданов, Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): учеб. пособие для вузов / Г.А. Парсаданов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
28. Поисковое социальное прогнозирование. – М.: Наука, 1984.
29. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993.
30. Ржаницына, Л. Правительственный прогноз на 2006 г. и на период до 2008 г.: социальная экспертиза параметров / Л. Ржаницына // Человек и труд. – 2005. – № 8.
31. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. – М., 2007.
32. Сафронова, В.М. Сущность и теоретико-методологические основы прогнозирования социальных процессов / В.М. Сафронова // Социальная работа: история и современность. Четвертые годичные научные чтения МГСУ. – М., 1999.
33. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов / В.М. Сафронова; Моск. гос. соц. ун-т. – М., 2002.
34. Скуфьина, Т. Социально-экономическое прогнозирование: проблемы науки и преподавания / Т. Скуфьина // Вопросы экономики. – 2005. – № 3.
35. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. – М., 2001.
36. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – Т. 1. – М., 1997.
38. Сухоруков, Н.М. Структурно-логический подход к прогнозированию и моделированию в социальной деятельности (из отечественного и зарубежного опыта) // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском Университете: Материалы конференции. – 1996.
39. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализа и прогнозирования: учеб. для вузов по специальности «Математические методы в экономике» / Н.П. Тихомиров; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М.: Экзамен, 2005.
40. Тощенко, Ж.Т. Социальное прогнозирование / Ж.Т. Тощенко, Н.А. Аитов, Н.И. Лапин. – М., 1982.
41. Управление проектами. – СПб., 1996.
42. Федотовская, Т. Демографическая ситуация и прогноз // Вопросы социального обеспечения / Т. Федотовская. – 2007. – № 17.
43. Фролов, А. К прогнозированию и проектированию социально-политических последствий кризиса: через призму ленинской методологии // Российский экономический журнал. – 2009. – № 3/4.
44. Шелов-Коведяев, Ф. В. Особенности национального планирования: как разорвать порочный круг анахронизмов / Ф. В. Шелов-Коведяев // Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.
45. Шумейко, В. И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз / В. И. Шумейко // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 2.
46. Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1995.
47. Яковлев, А.И. Всемирная информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А.И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июля 1995 года №115-ФЗ
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации
Принят Государственной Думой 23 июня 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Статья 1. Основные понятия
1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Полный текст доступен после авторизации.