Запишите название о котором идет речь государственная программа по которой соединенные штаты америки

Ленд-лиз[2] (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединенных Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты, без оплаты. Все поставки по ленд-лизу оплачивало казначейство США, возврат оставшегося исправного оружия и техники должен был производиться после завершения военных действий (фактически, после разгрома Японии). Основными получателями поставок по акту о ленд-лизе стали страны Британского содружества наций и СССР.

Запишите название о котором идет речь государственная программа по которой соединенные штаты америки

Погрузка танков «Матильда» для СССР в ливерпульских доках (17 октября 1941 года)[1]

Запишите название о котором идет речь государственная программа по которой соединенные штаты америки

Акт о ленд-лизе давал президенту США полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, без предварительной оплаты. Закон о ленд-лизе[3] (англ. Lend Lease Act) полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов» (англ. An Act to Promote the Defense of the United States), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:

  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
  • в случае заинтересованности американской стороны неразрушенная и неутраченная техника и оборудование должны быть возвращены в США после войны[4].

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В историографии СССР умалчивалось о значимости поставок, в то время как союзники часто их преувеличивали.

Международные соглашения о ленд-лизе (1941—1945 годы)Править

Первоначально акт ленд-лиза был распространён на страны Британской империи и Китай. С ноября 1941 года его действие распространили на СССР, а к концу войны практически все союзники США стали получателями помощи по ленд-лизу.

В 1942 году США подписали с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и «Свободной Францией» ещё одно соглашение, так называемый обратный ленд-лиз  (англ.) (рус.. Согласно ему, уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы[5]. На 90 % (в стоимостном выражении) обратный лэнд-лиз обеспечивался Великобританией вместе с её колониями: это были как высокотехнологичные изделия военного назначения, так и обслуживание и снабжение (в том числе медикаментами) американских баз на территории Британских островов. Австралия и Новая Зеландия обеспечивали базы США на юге Тихого океана сельхозпродукцией. СССР поставил 300 тыс. тонн хромовой и 32 тыс. тонн марганцевой руд и большие запасы[сколько?] платины, золота, дерева и других материалов, в которых США остро нуждались.

По программе ленд-лиза в СССР было поставлено 17 500 тыс. тонн готовых изделий, станочное оборудование, полуфабрикаты, продовольствие и бензин, обошедшиеся казначейству США в 11,3 миллиарда долларов. С учётом помощи СССР от Великобритании и Канады эта сумма достигает 13 миллиардов долларов. По курсу 2015 года это составляет более 160 миллиардов долларов[6]. Состав поставок утверждался в согласовании с советской стороной.

Правительства СССР и США заключили «Соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», декларирующие намерения сторон[7]. Согласно этому соглашению, СССР имел право получать материалы, ресурсы и информацию на основе американского закона о ленд-лизе.

Программа ленд-лиза стала сворачиваться после капитуляции Германии и в августе 1945 года, после капитуляции Японии, была полностью прекращена[8][9]. Она являлась важным фактором победы: поставки были крайне важны на начальном этапе войны (когда осуществлялись эвакуация предприятий на восток и их запуск); одним из важных пунктов поступления был Мурманск (22,6 % поставок), а Кольский полуостров был отрезан блокадой Ленинграда. Однако основная часть (47,1 %) поступала через Тихий океан, перевозилась на советских судах во Владивосток мимо нейтральной СССР Японии, а также через оккупированный СССР Иран из Индии (23,8 % объёма поставок)[6]. Чтобы СССР транспортировал грузы под своим флагом, США передали ему 596 кораблей и судов[10][11].

Поскольку, согласно акту о ленд-лизе, поставки промышленного оборудования, оставшегося в СССР, должны быть оплачены, США пытались получить эту сумму, равную 2,7 миллиарда долларов. Советско-американские переговоры 1948—1949 года были безрезультатны, поскольку СССР был категорически не согласен с этой суммой. В 1951 году американское правительство дважды снижало сумму долга до 800 миллионов долларов. В итоге очередное соглашение о выплате долгов за поставки по ленд-лизу было подписано в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году был сделан платёж в 48 миллионов долларов, а потом выплаты долга приостановили, после того как США стали применять к СССР дискриминирующие меры в торговле (поправка Джексона-Вэника).

В 1990 году установили новый срок погашения долга по ленд-лизу в объёме 674 миллионов долларов — до 2030 года. После распада СССР Российская Федерация в апреле 1993 года взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США. Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года[12][13].

Объёмы поставок и значение ленд-лизаПравить

Материалы на общую сумму в 50,1 млрд долларов (около 750 млрд долларов в ценах 2018 года[14]) были отправлены нескольким десяткам стран-получателей, основными из которых были:

Получатель помощи млрд долларах, в ценах годов
1945 1990 2008
  Великобритания 31,4 233,18 384,12
  СССР 11,3 83,92 138,25
  Франция 3,2 23,76 39,15
  Китайская Республика 1,6 11,88 19,57

Послевоенные выплаты по ленд-лизу (например, аренда авиабаз), полученные США, составили 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов — от Великобритании и Британского Содружества и 700 млн долларов — от СССР. При этом встречный ленд-лиз из СССР в США составил всего 2,2 млн долларов[15].

Читать также:  Как получить деньги от государства на открытие бизнеса в 2023 году

Канада также имела программу ленд-лиза, аналогичную американской, поставки в рамках которой составили 4,7 млрд долларов, в основном в Великобританию и СССР[16].

Поставщиками грузов в СССР (в денежном выражении) являлись: США — поставлено на 11,3 млрд долларов (85,7 %), Великобритания — на 1,7 млрд долларов (12,8 %) и Канада — на 200 млн долларов (1,5 %)[17].

Преимущество в ВВП антигитлеровской коалиции над странами «оси» иллюстрирует следующая таблица, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд международных долларов в ценах 1990 года[~ 1].

График соотношения ВВП антигитлеровской коалиции и стран «оси» в течение 1938—1945 гг.

Валовой внутренний продукт по странам и годам.
Страна/Год 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Страны оси
Австрия 24 27 27 29 27 28 29 12
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117[~ 2]
Франция 130 116 110 93[~ 3]
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
Страны «оси» всего: 685 746 753 911 902 895 826 466
Страны антигитлеровской коалиции
СССР 359 366 417 359 274[~ 4] 305 362 343
Франция 186 199 164 101
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1094 1235 1399 1499 1474
Антигитлеровская коалиция всего: 1629 1600 1840 1797 1862 2065 2363 2341
Соотношение ВВП,
союзники/страны Оси:
2,38 2,14 2,44 1,97 2,06 2,31 2,86 5,02

Продовольственная помощь из Америки: счастливые британские школьницы машут руками на камеру, получив тарелки с яичницей и беконом. Лондон, 1941 год

К декабрю 1941 года суммарный ВВП СССР и Великобритании соотносился с ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Это обусловлено тем, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком зависимой от внешней торговли, и реальной угрозой осуществления планируемой Гитлером её оккупации.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился более чем на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн человек населения около 78 млн и главные промышленные центры остались на оккупированных территориях, а также под блокадой и у линии фронта.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР[~ 5].

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США[19][20].

С тяжёлым началом войны и необходимостью выиграть время для осуществления перебазирования вглубь страны военной и прочей промышленности ленд-лиз в СССР сначала был преимущественно в виде жизненно необходимых поставок американской и английской военной техники и оборудования в виде тысяч самолётов, бронетехники, военных и прочих судов, автомобилей, железнодорожной техники, сотен тысяч и миллионов тонн и единиц авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов для пистолет-пулемётов и пулемётов (отличавшихся от применявшихся в СССР калибров оружия), автомобильных покрышек, запчастей для танков, самолётов и автомобилей и тому подобного. Уже с 1943 года, когда перебазированная промышленность развернулась в полной мере, но продрезервы были исчерпаны, а руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (цветной металл и тому подобное), оборудование для промышленности и продукты ввиду продовольственного кризиса (смотри ниже)[21].

Ограничения в поставках вооружения со стороны США и Британии касались в основном в части поставок тяжёлых бомбардировщиков. От поставок четырёхмоторных бомбардировщиков с большой бомбовой нагрузкой и дальним радиусом действия союзники уклонялись под различными предлогами. Очевидно, в доступе СССР к данным вооружениям союзники видели угрозу в послевоенное время. Без сомнения, это в определённой мере работало против достижения победы над гитлеровской Германией: СССР имел ограниченные силы дальней бомбардировочной авиации и в условиях войны не мог даже восполнять потери в ней. Также совершенно секретный характер носили исследования по созданию ядерного оружия.

За исключением намного меньших (особенно от СССР) встречных поставок, ввиду того, что потерянные в ходе войны поставки военной техники и материалов не подлежали возмещению, ленд-лиз в итоге был оплачен получателями (в том числе от СССР и западных союзников) в очень малых долях (считанные проценты) и в основном с большой отсрочкой (спустя десятилетия). Однако, при этом не следует недооценивать важность такого «ответного ленд-лиза». Например, особенно ценным в условиях войны для США оказалось решение СССР о доступе США к технологии производства порохов для снарядов систем залпового огня («Катюш»). СССР имел приоритет и значительное преимущество в разработке такого вида оружия на то время. Хотя такое решение о передаче технологии производства было вынужденным для СССР, оно позволило наладить производство нужных порохов в США для «катюш». Тем самым США сумели решить важную в условиях военного времени задачу быстрого обеспечения и своей армии этим оружием, имевшим огромное значение в условиях Второй мировой войны.

Читать также:  Государственные программы обучения с выдачей диплома государственного образца и программы дополнительного образования в области цифровой экономики

Поставки в СССРПравить

Поставки из США

  • Переговоры по Первому протоколу поставки начались 29.09.1941 г. на Московской конференции и завершились подписанием 01.10.1941 г.
  • Второй протокол, известный как «вашингтонский», был подписан 06.10.1942 г.
  • Третий протокол, известный как «лондонский», был подписан 19.10.1943 г.
  • Четвёртый протокол поставки был подписан в Оттаве 17.04.1944 г.

Основным вышеперечисленным Протоколам поставки были подчинены несколько дополнительных программ, среди которых была «Арктическая программа» по снабжению советских арктических портов, программа «Аванпост» (Outpost) по строительству портов на Дальнем Востоке СССР, программа создания транссибирской системы воздушного транспорта (Northern Siberian Air Route Program), начавшая действовать в конце марта 1945 г., и «Проект Веха» (Project Milepost), обеспечивавший действия СССР на Дальнем Востоке.

Предметы снабжения по программе ленд-лиза, которые не были поставлены в СССР на момент окончания Второй мировой войны, но находились к этому времени на складах или в производстве, были предоставлены Советскому Союзу по так называемому «трубопроводному соглашению» (Pipeline Agreement), подписанному 15.10.1945. Поставки по этому соглашению СССР обязался оплатить в долларах и с небольшим процентом. Поставки по этому соглашению были оценены в , и они состояли только из промышленного оборудования и запчастей. В частности, было поставлено следующее: электрогенераторы, паровые котлы, двигатели, моторы, трансформаторы, кузнечно-прессовое оборудование, шахтное оборудование, различные станки (включая прецизионные и полуавтоматические). Эти поставки СССР оплатил не полностью.

Маршруты и объём поставок

Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был безопасным.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18−20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено грузов.

Грузы, поставлявшиеся союзниками в Советский Союз из Великобритании

Другой проблемой в военных поставках Британии был достаточно низкий уровень военной техники. Эта проблема в конце концов нашла отражение в переписке на высшем уровне между главами государств. Несмотря на то, что это было специально оговорено как «мелочи», в письме главы СССР И. В. Сталина премьер-министру Черчиллю было упомянуто о фактах некомплектности прибывающей авиатехники. Также СССР в определённой мере выражал недовольство, что поставки современной авиатехники были ограничены. Например, в 1941-42 гг. не осуществлялись поставки истребителей «Спитфайр». Недовольство также вызывал факт поставки в 1941-42 гг. запасов химического оружия.
В целом можно сказать, что поставки вооружения и материалов из Британии были ограничены в силу прежде всего тяжёлого экономического положения Британии, хотя и несравнимо более благоприятного в сравнении с СССР, но тем не менее ощутимо напряжённого в силу военно-морской блокады со стороны Германии и необходимости задействования сил против Германии и Италии на африканском фронте.

Грузы, поставлявшиеся в Советский Союз из США по годам

Всего Советский Союз получил помощи на , из них 41,15 % военного снаряжения. С расходами на перевозку помощь Соединённых Штатов достигла .

Номенклатура и значение поставок

Из-за того, что большинство верфей оказалось под оккупацией или блокадой и из-за длительного производственного цикла, в годы войны советское судостроение было практически остановлено, и советский флот получил по ленд-лизу почти все из около полутысячи новых судов, из которых около 80 % были военными — противолодочными катерами и кораблями, тральщиками, эсминцами и подводными лодками. Опять же надо иметь в виду, что все полученные по программе ленд-лиза военные корабли были возвращены после окончания боевых действий с Японией США (не надо путать в данном случае их с военными кораблями Италии и Германии, полученными в рамках раздела военных трофеев по соглашению с союзниками).

Также ввиду нахождения в оккупационной или прифронтовой зонах главных промышленных центров страны и того, что главные материальные и людские ресурсы были сосредоточены на производстве основных видов вооружений и боеприпасов, по ленд-лизу были получены высокие доли продукции машиностроения и приборостроения (как приборов и оборудования для военной техники и наземного обеспечения, так и средств и оборудования производственного назначения типа станков или народно-хозяйственного назначения типа тракторов), а также химической промышленности.

Подсчёт общей доли поставок по ленд-лизу в общем и военном производстве СССР является сложной задачей, так как многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор. Утверждение Н. А. Вознесенского в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», что в целом доля составила 4 % от советского производства, не вполне отражает действительность, так как по некоторым видам производства и снабжения эта доля выше в несколько и даже в десятки раз. Кроме того, довольно часто поставки по ленд-лизу включались в состав национального производства. Например, Казанский пороховой завод изготовил более пороха, в том числе порохов особой доставки (поставленных союзниками по ленд-лизу) за годы войны использовано порядка . Учитывая, что этот завод производил заряды для «Катюш», которые требовали другой состав пороха (менее плотного), не ясно, какая доля в производстве пороха в итоговом подсчёте была преобладающей. Такая же проблема подсчётов существовала почти на всех производствах СССР во время войны.

Читать также:  Оценка эффективности использования государственных средств

Долги по ленд-лизу и их выплатаПравить

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг за то, что союзники пожелали оставить у себя, для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года[51]. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали. Тем не менее, было оговорено списание и фактическое уничтожение военной техники. СССР принял решение о полном списании всей военной техники, полученной по ленд-лизу: танков, артиллерийских орудий, артиллерийских тягачей, военной авиа- и автотехники.

СССРПравить

Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учётом их износа, составляет 2,6 млрд $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд $.[52][53][54] На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн $ и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн $ с рассрочкой на 50 лет, американская — снизила до 1 млрд $ с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $.[55] По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946 года. В результате США согласились с предложениями СССР[источник не указан 1325 дней].

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году[56]. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга[~ 7]. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и сумма — 674 млн $[~ 8].

После распада СССР остро встал вопрос — к кому переходят обязательства по долгам бывшего СССР (включая долги по ленд-лизу).

4 декабря 1991 года 8 республик СССР, включая РСФСР, подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», который фиксировал долю каждой республики в долгах (и в активах) бывшего СССР. При этом российская доля была установлена на уровне 61,34 %. Договор, однако, был подписан только частью республик бывшего СССР; страны Прибалтики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан его так и не подписали[57][58].

В 1992—1994 годах, однако, Российская Федерация подписала со странами — правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом варианте», согласно которым РФ принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от полагавшейся им почти половинной доли во всех активах СССР (золотовалютные резервы, собственность за рубежом, собственность вооружённых сил и т. п.)[~ 9]. В связи с этим 2 апреля 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР[59][60].

Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд-лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом 21 августа 2006 года[61].

Великобритания и КанадаПравить

Объём долгов Великобритании перед США составил 4,33 млрд долларов США, перед Канадой — 1,19 млрд долларов США. Последний платёж в размере 83,25 млн долларов США (в пользу США) и 22,7 млн долларов США (Канада) был проведён 29 декабря 2006[62].

ФранцияПравить

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (известный как Соглашение Блюма — Бирнса)[63], урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

КитайПравить

Долг Китайской Республики (Тайваня) перед США за поставки по ленд-лизу составил 187 млн $. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику (КНР) единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договорённостей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу[64]. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

ИранПравить

Сумма к оплате иранского долга по ленд-лизу была определена американо-иранским соглашением, заключённым в декабре 1945 года — 8,5 млн долларов, которые Тегеран должен был выплатить частями начиная с 1946 года[65]. В том же месяце было заключено соглашение о продаже шахскому правительству по сниженной цене объектов американской федеральной собственности в Иране[65].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *