Паспорт нацпрограммы «Цифровая экономика» и шести федеральных проектов. Экспресс-анализ TAdviser
В конце января 2019 года произошло событие, которого давно ожидали специалисты и простые граждане, неравнодушные к теме цифровой экономики – в открытом (но не очень широком) доступе появились паспорт национальной программы «Цифровая экономика» и паспорта всех шести федеральных проектов, входящих в состав нацпрограммы.
Говорить об официальной, в полном смысле этого слова, публикации документов пока еще рано – материалы появились на сайте, созданном к проведению межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего 23-26 января 2019 года под Пермью, в санатории «Демидково».
Состав участников совещания был внушительным – вице-премьер Максим Акимов, руководитель Минкомсвязи Константин Носков и практически все его заместители, руководители региональных министерств информатизации. И именно поэтому статус материалов, опубликованных в связи с совещанием, можно считать если не полностью официальным, то вполне заслуживающим доверия.
Опубликован полный текст национальной программы «Цифровая экономика»
Паспорта федеральных проектов
На титульных листах всех паспортов указано, что они прошли утверждение в соответствующих «верхних» инстанциях: паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), а паспорта федеральных проектов — Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 декабря 2018 г. № 1).
Однако, для того, чтобы послужить полноценной нормативной основой для осуществления бюджетных расходов по программе «Цифровая экономика», все паспорта должны быть включены в НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ. Сведений о статусе подготовки такого НПА у TAdviser по состоянию на 5 февраля 2019 года нет, но можно не сомневаться, что рано или поздно такой документ все-таки появится.
Сейчас же продолжающее оставаться формально действующим распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р о программе «Цифровая экономика» фактически устарело, потому что его содержание уже не соответствует вновь разработанному паспорту национального проекта и паспортам федеральных проектов.
На то, что опубликованные версии паспортов, скорее всего, еще будут подвергаться правке, указывают и имеющиеся пробелы в документах, и некоторые шероховатости содержательного и технического плана:
- Во всех паспортах федеральных проектах отсутствуют реквизиты решения об утверждении паспорта (как уже сказано выше, по всей видимости, это должен быть НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ);
- Не для всех федеральных проектов указаны руководители соответствующих центров компетенции (ЦК). Так, отсутствуют сведения о руководителе ЦК для федерального проекта «Цифровое госуправление»;
- В большинстве паспортов федеральных проектов отсутствуют сведения об источниках финансирования (целевых статьях федерального бюджета), хотя, паспорта дорабатывались уже после принятия и опубликования Федерального закона о бюджете на 2019-2021 гг.;
- В некоторых паспортах остались следы проводившейся разработки. Так, например, из таблицы в самом конце паспорта проекта «Кадры для цифровой экономики» можно узнать, что в работе над паспортом принимали участие представители 82 (!) организаций – от федеральных министерств и госкорпораций до коммерческих структур (Росатом, Ростех, Ростелеком, Сбербанк, Крок, 1С, Яндекс и др.), образовательных и общественных организаций – и что в данной версии паспорта отсутствуют неучтенные разногласия между разработчиками или отклоненные предложения.
Есть и более серьезные недочеты, о которых будет сказано ниже.
Эксперты TAdviser ознакомились со всеми опубликованными паспортами и представляют краткий обзор их содержания и свои выводы.
Финансирование национальной программы
Хотя ключевые финансовые показатели национальной программы уже неоднократно публиковались (зачастую – на основе не окончательно утвержденных рабочих материалов, «утекавших» от разработчиков документов), TAdviser принял решение привести в обзоре сводную таблицу по финансовому обеспечению национальной программы и федеральных проектов в ее составе.
Насколько известно TAdviser, это первая столь подробная публикация по цифрам бюджетов «Цифровой экономики». И ее статус – не «утечка», а извлечение из материалов, доступных в официальном открытом источнике.
Табл. Финансовое обеспечение национальной программы «Цифровая экономика»
№ п/п
Наименование федерального проекта и источники финансирования
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн рублей)
Всего 2019 – 2024 (млн рублей)
2018201920202021202220232024
1Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе:2202972973072652652661 697
1. предусмотрено федеральным бюджетом220——-
1. дополнительные расходы федерального бюджета-2652652652652652661 591
1. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
1. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
1. внебюджетные источники-323242—106
2Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе:2 39194 696322 27089 799105 85989 53170 246772 401
2. предусмотрено федеральным бюджетом2 17710 00010 000
2. дополнительные расходы федерального бюджета-31 71448 12167 920105 85989 53170 246413 391
2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
2. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
2. внебюджетные источники21452 982274 14921 879—349 010
2. Предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете»)-13 46513 46018 534—45 459
3Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе:-10 86414 88624 95630 42031 85330 109143 088
3. предусмотрено федеральным бюджетом———
3. дополнительные расходы федерального бюджета-10 49913 31622 42130 42031 85330 109138 618
3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
3. внебюджетные источники-3651 5702 535—4 470
4Федеральный проект «Информационная безопасность», в том числе:3877 6479 67410 0801 05197977330 204
4. предусмотрено федеральным бюджетом365353535105
4. дополнительные расходы федерального бюджета4 7805 5344 8671 05197977317 984
4. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
4. внебюджетные источники222 8324 1055 178—12 115
4. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России*-10 12712 10820 677—42 912
5Федеральный проект «Цифровые технологии», в том числе:50541 66377 162139 31367 34265 99160 338451 809
5. предусмотрено федеральным бюджетом505
5. дополнительные расходы федерального бюджета21 47325 47241 57967 34265 99160 338282 195
5. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
5. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
5. внебюджетные источники20 19051 69097 734169 614
6Федеральный проект «Цифровое государственное управление», в том числе:3 72329 28430 91640 81453 07844 77536 838235 705
6. предусмотрено федеральным бюджетом3 7233 2273 0963 0969 419
6. дополнительные расходы федерального бюджета26 05727 82037 71853 07844 77536 838226 286
6. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
6. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
6. внебюджетные источники———
6. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России**-4 92117 46221 09426 76922 02822 147114 421
Всего по национальной программе за счет всех источников, в том числе:7 226212 964498 235365 574284 784255 422220 7171 837 696
федеральный бюджет:6 990108 050123 659177 901258 015233 394198 5701 099 589
предусмотренные расходы, включая расходы на обеспечение информатизации федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами6 99013 2623 1313 131—19 524
дополнительные расходы-94 788120 528174 770258 015233 394198 5701 080 065
предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете»)-13 46513 46018 534—45 459
расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России-15 04829 57041 77126 76922 02822 147157 333
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации———
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации———
внебюджетные источники23676 401331 546127 368000535 315
* Увеличение финансирования задач «Обеспечено целостное, устойчивое и безопасное функционирование российского сегмента сети Интернет», «Создана защищенная цифровая среда взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии» и «Определение функционала и архитектуры ресурса информирования и проверки угроз уровня web-приложений, создание корпоративных и отраслевых центров ГосСОПКА, оказание мер поддержки органам государственной власти субъектов по реализации требований №187-ФЗ и созданию решений для типовых объектов КИИ» возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России. ** Увеличение финансирования задачи «Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ» (в части мероприятий «Развитие системы «Мир» и обеспечение функционирования удостоверения личности гражданина Российской Федерации») возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России.
Несовпадение цифр в «Цифровой экономике»
Самый заметный при изучении паспортов федеральных проектов недостаток – это несоответствие нумерации сущностей (целей, задач, вех и т. ) внутри четырех из шести паспортов федеральных проектов номерам самих федеральных проектов, приведенным в паспорте национальной программы «Цифровая экономика».
Многокомпонентная структура нумерации любых сущностей в паспорте федерального проекта подразумевает (подробнее см. ниже – в разделе «Иерархия сущностей в планах мероприятий федеральных проектов»), что каждый номер сущности в должен начинаться с номера этого федерального проекта.
Изначально, в 2017 году была принята следующая нумерация базовых направлений (в том же порядке, в котором эти направления перечислены в распоряжении 1632-р):
- Нормативное регулирование
- Кадры и образование
- Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов
- Информационная инфраструктура
- Информационная безопасность
Однако, уже при разработке паспорта нацпрограммы «Цифровая экономика» федеральные проекты в ее составе были немного переименованы и перенумерованы по-другому:
- Нормативное регулирование цифровой среды
- Информационная инфраструктура
- Кадры для цифровой экономики
- Информационная безопасность
- Цифровые технологии (раньше направление называлось «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»
- Цифровое государственное управление.
Эта перенумерация, очевидно, произошла в связи с подписанием Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» — в нем первые 6 задач национальной программы «Цифровая экономика» перечислены именно в том порядке, в котором соответствующие федеральные проекты перечислены в паспорте нацпрограммы:
Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обеспечить в 2024 году:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;б) решение следующих задач:
создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
И именно в таком порядке были введены коды федеральных проектов для целевых статей расходов в федеральном бюджете — от D1 до D6.
Очевидно, работа над паспортами федеральных проектов была начата еще до того, как было принято решение о новой нумерации самих проектов – в результате, например, все сущности в паспорте проекта «Информационная инфраструктура» (номер 2 в паспорте нацпрограммы) имеют номера, начинающиеся с 05 (старый номер направления «Информационная инфраструктура» в соответствии с первой версией программы «Цифровая экономика»). Такая путаница случилась, как уже было сказано выше, с четырьмя федеральными проектами из шести – правильная нумерация оказалась только у проекта «Нормативное регулирование» (он и в старой структуре имел номер 1) и у вновь добавленного проекта «Цифровое госуправление» (ему был присвоен ранее отсутствовавший номер 6).
Очень странно, что такое визуально заметное несоответствие сохранилось в документах вплоть до их рассмотрения и утверждения на заседании Правкомиссии. Если же это несоответствие все-таки было обнаружено, но сознательно оставлено в паспортах федеральных проектов, то приходится констатировать, что реализация программы «Цифровая экономика» начинается с далеко не лучшего прецедента, по иронии судьбы связанного именно с цифрами.
Цели и показатели нацпрограммы и федеральных проектов
Принятая структура целеполагания в национальных программах и проектах такова, что на уровне национальной программы формулируемые цели должны соответствовать документу самого высокого уровня, в котором объявлены соответствующие национальные цели – в данном случае речь идет об Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (см. цитату из Указа выше).
В отношении программы «Цифровая экономика» в Указе сформулированы 3 цели – и все они протранслированы на уровень паспорта национальной программы. В самом паспорте сформулированы показатели, определенные, исходя из объявленных целей (см. Табл.
Табл. Цели и показатели национальной программы «Цифровая экономика»
№ п/п
Цель, целевой показатель, дополнительный показатель
Уровень контроля
1Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годомСовет
1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, процентыпрезидиум Совета
2Создание устойчивой и безопасной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйствСовет
2. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», процентыпрезидиум Совета
2. Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», процентыпрезидиум Совета
2. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количествопрезидиум Совета
2. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, процентыпрезидиум Совета
2. Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, часовпрезидиум Совета
3Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациямиСовет
3. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, процентыпрезидиум Совета
3. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения, процентыпрезидиум Совета
Уже при изучении вышеприведенной таблицы возникают первые вопросы:
- А где же дополнительные показатели, упоминающиеся в «шапке» таблицы? Налицо только целевые показатели, соответствующие трем главным целям нацпрограммы.
- Как предполагается увязывать целевые показатели нацпрограммы с целями и показателями федеральных проектов? Исходя из того, что объявлено шесть федеральных проектов, уже на уровне нацпрограммы следовало бы предусмотреть показатели для каждого из проектов, но их нет. Забегая вперед, можно констатировать, что только в одном паспорте федерального проекта из шести (проект «Информационная безопасность») предпринята попытка трансляции целей и показателей национальной программы на уровень федерального проекта. Во всех остальных паспортах увязка целей и показателей федеральных проектов с целями и показателями национальной программы, если и имеет место быть, то далеко не всегда она очевидна.
Для примера в Табл. 2 приведены цели и показатели федерального проекта «Информационная инфраструктура». Можно видеть, что ряд целей и показателей федерального проекта коррелирует с целями и показателями нацпрограммы, однако, явно эти корреляции в паспорте проекта не обозначены.
Табл. Цели и показатели федерального проекта «Информационная инфраструктура»
№№
Наименование проекта / цели / показателя
Значение
Федеральный проект 02 «Информационная инфраструктура»
Цели проекта
04. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок
04. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок
04. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры функционирования цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти на основе отечественных разработок
04. Создание экосистемы внедрения цифровых технологий в строительстве и управлении городским хозяйством «Умный город»
Показатели проекта
1. Доля домохозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к сети «Интернет»97%
2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (больницы и поликлиники), подключенных к сети «Интернет»100%
3. Доля фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к сети «Интернет»100%
4. Доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образование и/или среднего профессионального образования, подключенных к сети «Интернет»100%
5. Доля органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, подключенных к сети «Интернет», 100%100%
6. Доля автомобильных дорог федерального значения, обеспеченных подвижной радиотелефонной связью (обеспечение вызова экстренных служб)100%
7. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (в т. федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры), оснащённых сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных, 100%100%
8. Количество отраслей экономики, в которых внедрено использование сетей связи 5G5 ключевых отраслей экономики
9. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах8 федеральных округов
10. Мощность российских коммерческих ЦОД80 тыс. стойко-мест
11. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных5%
12. Доля информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, перенесенных в государственную единую облачную платформу по сервисной модели55%
13. Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления100%
14. Реализованы не менее 10 цифровых платформ для основных предметных областей экономики10
15. Доля российских данных дистанционного зондирования земли (далее – ДЗЗ) в общем объеме данных ДЗЗ, используемых в российских геоинформационных системах75%
16. Создана единая электронная картографическая основа (ЕЭКО), в том числе крупных масштабов, в целях наполнения государственной информационной системы ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО)100%
Во всех паспортах проектов, содержащих показатели (таковые отсутствуют только в проекте 01 «Нормативное регулирование» — со ссылкой на то, что соответствующие цели и показатели не определены на уровне нацпрограммы) имеются разделы, описывающие «методики» определения показателей. Слово «методики» не случайно взято в кавычки – в абсолютном большинстве случаев эти методики сводятся к достаточно примитивным арифметическим вычислениям, основывающимся на статистических данных, получаемых из различных ведомств. Конкретные источники этих данных (государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы) ни в одном из паспортов проектов не указаны.
Отдельно в части методик стоит федеральный проект «Информационная безопасность» — в нем разработка методик для определения показателей проекта включена в число мероприятий, реализуемых в ходе проекта. При этом план достижения контрольных значений всех показателей (которые непонятно как будут рассчитываться) для периода 2019-2024 гг. уже присутствует в паспорте проекта!
Иерархия сущностей в планах мероприятий федеральных проектов
Планы мероприятий по каждому федеральному проекту составлены в парадигме проектного управления, которой с недавнего времени снова стали уделять внимание на самых высоких уровнях – речь идет об иерархии и взаимосвязи сущностей «Цель – Задача – Веха — Мероприятие – Ожидаемый результат».
В каждом проекте определены цели, которых предполагается достичь (хотя и не без недостатков, о которых сказано выше) , задачи, решение которых необходимо для достижения каждой цели, контрольные вехи, по достижению которых отслеживается прогресс в движении к цели и мероприятия, реализация которых необходима для решения задач. Для каждого мероприятия также указывается отдельное контрольное событие – ожидаемый результат исполнения именно этого мероприятия.
Нумерация содержательных сущностей в паспорте проекта построена на вышеуказанной иерархии – на самом верху находятся цели (их номера имеют вид PP. GG, где PP – номер федерального проекта, а GG – номер цели в рамках проекта), а в самом низу – мероприятия, реализуемые в рамках задач, привязанных к целям (номера мероприятий имеют вид PP. TTT. MMM. AAA, где PP и GG имеют тот же смысл, что и выше, TTT – номер задачи в привязке к цели, MMM – номер контрольной вехи, AAA – номер мероприятия).
В принципе, структура нумерации логична, компактна и удобна в использовании для тех, кому придется иметь дело с планами «Цифровой экономики» на регулярной основе.
Однако, текстовые формулировки многих сущностей показывают, что технические исполнители документов, видимо, не всегда понимали, к какому конкретно уровню иерархии должна относиться та или иная формулировка. Именно из-за этого на уровне задач или мероприятий, например, неоднократно встречаются фактически формулировки контрольных вех или даже отдельных показателей проекта. В отдельных паспортах (например, в паспорте проекта «Цифровое госуправление») такая иерархическая «чехарда» носит массовый (практически – системный) характер.
Экспертов TAdviser удивила также одна особенность планов мероприятий, которая точно является не результатом технической ошибки, а, как говорят программисты, фичей – наименования контрольных вех (которые, судя по структуре нумерации, расположены в иерархии сущностей выше, чем мероприятия) в таблице расположены после групп мероприятий, относящихся именно к этим вехам. То есть, при изучении планов конкретная веха, достигаемая вследствие реализации группы мероприятий, становится видной только после списка мероприятий. Определенная проектная логика в этом, конечно, есть – вехи достигаются именно по результатам исполнения мероприятий, но на удобстве изучения планов такая структура представления отражается не в лучшую сторону.
В некоторых паспортах (например, в проекте «Цифровое госуправление») в плане мероприятий указаны сущности, не привязанные к конкретному уровню иерархии и не имеющие номера. Так, непосредственно за формулировкой цели 06. 01 «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в плане мероприятий следует строка без номера «Цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов», а далее в плане встречаются строки «Цифровая трансформация государственной (муниципальной) службы» и «Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ». По смыслу это непонятно что — то ли подцели в составе цели 06. 01, то ли задачи, решаемые для достижения цели (но на уровне иерархии задач для указанной цели присутствуют другие формулировки), то ли отдельные категории группировки мероприятий. Подобная неоднозначность приводит в некоторое замешательство.
Ключевые проекты и инициативы в составе федеральных проектов
Ровно в половине паспортов федеральных проектов (по странному нумерологическому совпадению это все проекты с четными номерами — «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Цифровое госуправление») присутствуют разделы с перечнями ключевых проектов и инициатив в составе соответствующих федеральных проектов, несущих в себе максимальный эффект для бизнеса и граждан.
В принципе, это полезная информация, хотя, и в этих перечнях можно заметить недостаток, о котором уже было сказано выше – несоответствие формулировок уровням иерархии сущностей в федеральных проектах.
Финансирование программы
Основная статья: Финансирование программы Цифровая экономика
Общие расходы программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взяты из внебюджетных источников.
Направления программы
Основная статья: Нормативное регулирование Цифровой экономики
Информационная инфраструктура
Основная статья: Информационная инфраструктура цифровой экономики России
Информационная безопасность
Основная статья: Информационная безопасность цифровой экономики России
Кадры и образование
Основная статья: Кадры и образование в цифровой экономике России
Сквозные технологии цифровой экономики
Основная статья: Сквозные технологии цифровой экономики
Сквозные технологии — это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков.