Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Сегодня я получила диплом по курсу, на котором училась в рамках программы «Содействие занятости». Эта программа позволяет тем, кто ищет работу, пройти дополнительное обучение или полную переподготовку, чтобы повысить шансы на карьерный успех. И все это — за счет государства, то есть бесплатно для самих обучающихся. А обучение модным профессиям нынче довольно дорогое, как мы знаем. Короче, шанс на миллион.

Расскажу о своем опыте: я подавала заявку как мама дошкольника, которая ищет работу.

Первый этап — подача заявления

С прошлого года я работаю как фрилансер (в разных проектах, без постоянного места) и зарегистрирована как самозанятая. И с одной стороны, хочется найти постоянную занятость, а с другой — перейти на более высокий профессиональный уровень. На портале программы я посмотрела, какие категории граждан могут подать заявку на программу. И среди прочих была подходящая для меня — мамы детей до 7 лет в поисках трудоустройства (моей дочери пять, и я ищу постоянную работу).

Кстати: Сейчас количество категорий сильно сократили, осталось всего две: те, чью работу приостановили, и безработные (зарегистрированные в службе занятости). По остальным категориям, как сообщается, исчерпаны квоты.

Теперь нужно было определиться с направлением и программой подготовки. Открыла каталог. Дело было в апреле 2022 года, и сейчас я бы выбрала другое направление, но это только потому что теперь выбор программ намного богаче. Впрочем, я потом не пожалела, что выбрала «Project manager в IT».

Анкета в заявке на обучение несложная. После ее отправки на имейл приходит письмо с просьбой подтвердить заявку на портале «Работа России». Здесь же, в письме, были ссылки на телеграм-бот поддержки от программы.

Совет: Обратите внимание на объем обучения в часах. Если он не превышает 144 часа, то с нуля на этой программе невозможно получить абсолютно новую профессию. Это «повышение квалификации». Но есть программы, где объем доходит до 256 часов — и это уже полноценное получение профессии. И дипломы будут разные. Короче, не ленитесь внимательно почитать описания.

Второй этап — подтверждение заявки

Портал «Работа России» почему-то неверно определяет местоположение пользователя. Это вызывало вопросы у тех, кто, как и я, пытался подтвердить заявку на обучение. Например, я живу в Томске. Сайт trudvsem.ru открывается у меня с заголовком «Образовательные программы в Марий Эл». Геотег не имеет значения в нашем случае. Да и поменять его просто. Но многих эта история напрягала, люди бежали в чат поддержки. Поддержка терпеливо объясняла, какие шаги нужно предпринять.

Кстати: В течение всего участия в «Содействии» — от подачи заявки до получения диплома — поддержка была очень внимательной, терпеливой и готовой помочь. Это было неожиданно и очень приятно. Я в принципе понимала, как все работает, и сложностей у меня почти не было. Но мои коллеги по обучению задавали очень много вопросов, выражали беспокойство по тому или иному поводу — и всегда находили ответы у поддержки.

Но вернемся к регистрации на портале «Работа России». Сразу скажу, что через смартфон у меня не получилось, все зависало и перескакивало. Но с ноутбука дело пошло как по маслу. Я скопировала название программы в поиск и нажала «Подать заявку».

Вход на портал — через Госуслуги. Все пошаговые инструкции присылают в письме. А дальше опять анкета. Поскольку я выбрала категорию «Женщины, имеющие детей дошкольного возраста и не состоящие в трудовых отношениях», понадобилось еще указать данные ребенка.

После подтверждения заявки в почту от «Содействия занятости» упало приглашение перейти в систему Flow. Это личный кабинет на портале, где нужно уточнить некоторые данные о себе и подгрузить сканы документов (все указано, что и как загружать). Кто-то в чате писал, что плохо грузится или зависает, но у меня все работало нормально.

Третий этап — визит в Центр занятости

Следующим шагом должен был стать визит в Центр занятости населения в моем городе. Это, наверное, самый раздражающий этап, потому что мы очень привыкли все делать удаленно. А тут надо куда-то ИДТИ НОГАМИ.

Нужно было дождаться звонка на номер, который я указала в анкете. Многие участники жаловались, что прошло более трех дней, а им никто так и не позвонил из ЦЗН. Видимо, очень много заявок было, кому-то звонили через пять дней или через неделю.

Мне позвонили на третий день. Пригласили на общую встречу по профориентации. Там рассказывали о программе «Содействие занятости» и проекте «Демография», а потом в группах мы обсуждали, почему каждый из нас выбрал ту или иную профессию. Небесполезно, поскольку при мне некоторые участники поменяли свое решение и им дали возможность переподать заявку на другие направления.

Заодно перед встречей можно было подать оригиналы моих документов — паспорт, свидетельство о рождении и две справки. Если интересно точнее, список нужных документов прилагается к каждой категории претендентов на обучение. Для некоторых категорий набор документов гораздо существеннее, но почти всё оформляется онлайн.

Совет: Имейте в виду: даже если для вашей категории не требуется вставать на учет как безработный (для матерей не требуется), самозанятость тоже нужно исключить. Я зарегистрирована как СЗ и хотя у меня нет регулярных налоговых отчислений, это было препятствием для подтверждения моего участия. Да, это нигде не оговорено в открытых документах, но это так. Самое интересное, что оформление самозанятости — один из вариантов успешного завершения программы обучения (как альтернатива трудоустройству в компанию). Но УЖЕ оформленная самозанятость — повод для ЦЗН отказать вам. Пришлось подать заявку в налоговую на «отключение» самозанятости. После зачисления я снова подала на регистрацию как СЗ.

Наконец — зачисление

Проверка документов, очевидно, занимает у ЦЗН определенное время. И в чатах поддержка не успевала успокаивать претендентов на обучение: очень уж некоторые волновались, что им не открывают следующий этап — заключение договора. В итоге вроде все получили свои бумаги. Их нужно было распечатать, подписать и отправить по почте на адрес компании, которая проводит обучение.

Через 12 дней после подачи первой заявки я была зачислена на курс: мне открыли доступ к обучающей платформе и включили в чат нашей группы. В ожидании первого практического занятия, которое должно было пройти онлайн в реальном времени, я начала смотреть записи лекций. Но про обучение можно писать отдельный рассказ.

обучение самым востребованным профессиям

Цель обучения это сохранение занятости, трудоустройство или открытие самозанятости, ИП

Каждый курс на 70% состоит из практики

Обучениепо краткосрочным программам

Преподаватели -практикующие эксперты

Помощь и поддержка после обучения

Получите образование совершенно бесплатно

«Содействие занятости» — это федеральный проект, цель которого помочь гражданам повысить квалификацию и востребованность на рынке труда, сменить профессиюили открыть свое дело в качестве ИП или самозанятого.

Обучение востребованным профессиям

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Дорожная карта мер господдержки

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Выберите одноиз востребованных направлений

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

1. Оставьте заявку в форме 2. Дождитесь звонка от нашего менеджера с пошаговой инструкцией по выполнению действий.

Поторопитесь принять участие: количество мест становится меньше.

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Ознакомьтесь с Постановлениями Правительства РФ о реализации проекта

Проект реализуется при поддержке

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Или повысить квалификацию. Выбор за вами

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Обучение по самым актуальным профессиям на рынке труда:от тренера до SMM-специалиста

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для большинства программ обучения нужен лишь доступв Интернет

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Лекции и семинары проводят преподаватели ведущих вузов и образовательных организаций России

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

После обучения вы получите удостоверение или диплом установленного образца

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Карьерная консультация, помощь с оформлением резюме и его передача компаниям-партнерам проекта

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Выберите подходящуюкатегорию участника

Получите новую профессию или повысьте квалификацию

Категории, выделенные , предназначены для лиц до 35 лет включительно

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста

Я мама ребенка до 7 лет и ищуработу

Я мама в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Безработный, состоящий в ЦЗН на учёте

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

*Граждане, не имеющие среднего профессионального и высшего образования

*Я ищу работу уже4 месяца с даты завершения обучения

Я могу потерять работу из-за ликвидации организации или сокращения

*Я прошел военную службу и ищу работу более 4 месяцев

*Для граждан в возрасте до 35 лет

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2022 года № 1545

— лица, получившие удостоверение беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, прибывшие в РФ с территории Украины, ЛНР и ДНР.

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Основное требования к участникам: гражданство Российской Федерации

Ваши карьерныеперспективы после обучения

После обучения вы оформляете и подтверждаете занятость в одном из 3 форматов: трудоустройство по ТК, оформление самозанятости, регистрация своего дела (ИП или ООО). Если вам нужна помощь с трудоустройством или оформлением занятости,в процессе обучения вы можете обратиться в наш Центр карьеры.

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для тех, кто не может найти работу или хочет ее сменить.

  • Получите рекомендации по составлению резюме
  • Найдите работодателя самостоятельно или среди компаний-партнеров проекта
  • Выйдите на стабильный доход
Читать также:  DDOS-GUARD

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для тех, кто давно хотел начать работать на себя.

  • Станьте самозанятым
  • Монетизируйте полученные навыки и увеличьте доход
  • Узнайте, как находить клиентов и эффективно продавать свои услуги

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Открыть свое дело. ИП, ООО — любая форма юрлица

  • Начните свое дело
  • Научитесь составлять качественный бизнес-план
  • Узнайте, как успешно вести и развивать свой бизнес

5 шагов к вашемукарьерному развитию

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Подтвердите заявку на портале Работа в России

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Трудоустройтесь или начните самостоятельную профессиональную деятельность

Вы сможете получать обратную связьот преподавателейи студентов в чате платформы или по видеозвонку

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Все учебные материалы, лекции и презентации доступны в любое время

Обучение проходит в офлайн или онлайн формате в зависимости от выбранной программы

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Более 75% наших выпускников начали свое дело и успешно трудоустроились

Станьте дипломированным специалистом

Мы обучаем по государственной лицензии и выдаем документы установленного образца

После прохождения обучения, в зависимости от выбранной программы, вы получите диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации в Университете профессионального образования. Документ станет подтверждением прохождения обучения и повысит вашу востребованность на рынке труда как специалиста.

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

  • Куприянова Юлия Сергеевна
  • Сафина Надежда ВладимировнаКомпетенция: «Английский язык»

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Часто задаваемые вопросы?

Сделайте свой выбор в пользу бесплатного образования и получите документ установленного образца, который сделает вас более конкурентоспособным на рынке труда

ЗАПИШИТЕСЬ В ПЕРВЫЙ ПОТОКо старте занятий мы сообщим дополнительно

Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения

Поддержка в сфере занятости

В 2023 г. в службах занятости оказывается дополнительное содействие гражданам, зарегистрированным для поиска работы. Помимо помощи гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, оказывается содействие гражданам:

— под риском увольнения (в связи с предстоящими ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников);

— переведенным на неполный рабочий день (смену, рабочую неделю) по инициативе работодателя;

— в отпуске без сохранения зарплаты;

— работодатель которых принял решение о простое;

— к работодателю которых применена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

В Москве до 1 июля 2023 г. постановка на регистрационный учет, его ведение, снятие с него граждан в целях поиска работы и безработных граждан, а также оказание госуслуг в сфере содействия занятости осуществляются с использованием региональной информационной системы. Служба занятости населения г. Москвы использует ее для ведения автоматизации процесса оказания госуслуг в этой сфере. Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.

Службы занятости оказывают помощь не только с временным трудоустройством и профобучением, но и в том числе с открытием собственного дела (включая единовременную финансовую помощь при регистрации юрлица, КФХ, регистрации в качестве ИП и постановке на учет как плательщика налога на профессиональный доход).

Зарегистрировать ООО или ИП через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» можно за один рабочий день. Регистрация общества в этот срок возможна, если соблюдены три условия:

— использован типовой устав;

— решение о создании ООО подготовлено в указанном сервисе;

— единственный учредитель является руководителем ООО.

В 2023 г. в случае приостановки работодателем производства (работы) работник может быть временно переведен на работу к другому работодателю по направлению центра занятости. Для этого требуется письменное согласие работника. Временный работодатель заключает с ним срочный трудовой договор с возможностью продления. На период временного перевода первоначально заключенный трудовой договор приостанавливается, но течение срока его действия не прерывается. После прекращения срочного трудового договора первоначальный договор возобновляет действие в полном объеме. Условия и порядок временного перевода установлены Правительством РФ. Минтруд России разъяснил вопросы взаимодействия центров занятости населения, работодателей и работников в рамках реализации такого временного перевода, а также вопросы оформления трудовых и иных связанных с ними отношений при этом переводе (в том числе вопросы передачи сведений в ПФР и Росстат, социального страхования и учета военнообязанных). Министерство также уточнило порядок заполнения работодателями формы N П-4.

В 2023 г. работодатели (юрлица и ИП) могут принимать на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, граждан РФ, Украины, ДНР, ЛНР и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, ДНР, ЛНР, вынужденно покинувших эти территории и прибывших в Россию в экстренном массовом порядке, без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации:

— при условии последующего подтверждения квалификации в соответствии с правилами, установленными работодателем с учетом мнения представительного органа работников;

— на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ по результатам независимой оценки квалификации. Лицам, которые успешно прошли такую оценку, свидетельства о квалификации выдаются в срок, не превышающий восемь рабочих дней со дня прохождения профессионального экзамена.

Перечень профессий, должностей, специальностей и перечень профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым возможно так заключить с указанными лицами трудовой договор, утвержден Минтрудом России.

Руководителям регионов поручено проводить оперативный мониторинг ситуации на рынке труда и реализовывать меры проактивной поддержки занятости населения.

Граждане, которые потеряли работу или находятся под риском увольнения, могут бесплатно пройти профобучение или получить дополнительное профобразование в рамках нацпроекта «Демография». Список доступных в регионе направлений для обучения размещен на портале «Работа России». Там же можно подать заявку на обучение.

В 2023 г. действуют правила получения юрлицами и ИП субсидий из бюджета СФР. Одна из целей — частичная компенсация затрат на выплату зарплаты нанятым работникам, которые, например, переехали из других субъектов РФ для трудоустройства по востребованным профессиям (должностям, специальностям) в организацию, включенную в специальный перечень. Перечни таких организаций и профессий утверждают высшие исполнительные органы субъектов РФ. Ознакомиться с ними можно на сайтах этих органов. Для работодателей, которые ведут хозяйственную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге, получение субсидии на указанную цель ограничено.

В Москве для трудоустройства работников иностранных компаний, которые приостановили свою деятельность или планируют сокращение сотрудников, открыт кадровый центр (флагманский центр «Моя работа») czn.mos.ru.

Указ Президента РФ от 16.03.2022 N 121,

Приказ Минтруда России от 21.12.2022 N 804н

Информация ФНС России «Сократился срок регистрации создания юрлиц и ИП»

Информация с официального сайт Минтруда России

Письмо Минтруда России от 01.06.2022 N 14-4/10/В-7208

Письмо Минтруда России от 27.10.2022 N 14-1/10/В-14878

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);

Читать также:  В Беларуси введена государственная помощь малому и среднему бизнесу

(см. текст в предыдущей редакции)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые форми­руются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического раз­вития. Кроме того, учитываются территориальные особеннос­ти, национальные традиции, специфика экономичес­кого и социального развития.

Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, ор­ганов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.

Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения.

Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;

2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;

3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;

4) профессиональное обучение безработных граждан;

5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;

6) профилактика дискриминации на рынке труда;

7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;

8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;

9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;

10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;

11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;

12) поддержка доходов безработных граждан.

Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.

На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы за­нятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.

Условно региональные программы можно разделить на три уровня.

1. Республиканская программа занятости населения. Содер­жит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы толь­ко на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).

2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).

3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, оп­ределённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).

Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обес­печение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждаю­щихся в социальной защите.

Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответс­твующие территориальные программы содействия занятости населения.

Ключевыми принципами формирования таких программ являются:

– принцип целевой ориентации (предполагается предварительное формирование целей государственной политики занятости в регионе, на достижение которых должны быть направлены мероприятия программы);

– принцип комплексности (учитывается весь комплекс проблем, связанных с проблемами занятости населения в регионе и состоянием регионального рынка труда в целом);

– принцип сопряженности (намеченные мероприятия по регулированию занятости населения сопрягаются с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках социально-экономической политики в регионе);

– принцип конкретности (учитываются конкретные показатели социально-экономического развития региона и их влияние на уровень занятости);

– принцип реальности (при планировании мероприятий исходят из возможности их финансового, материально-технического и организационного обеспечения на основе преимущественно собственных ресурсов);

– принцип эффективности (обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов);

– принцип оптимальности (обеспечение оптимального соотношения между активными и пассивными средствами политики занятости);

– принцип приоритетности (мероприятия программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов подлежат ранжированию по степени неотложности их выполнения);

– принцип предельно допустимого уровня безработицы (превышение допустимого уровня безработицы приводит к резкому росту напряженности и негативным социально-экономическим последствиям, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации);

– принцип адресности (мероприятия, предусмотренные программой, и соответствующие ресурсы разделяются по структурам, отвечающим за их реализацию);

– принцип управляемости (специальная система управления разработкой и реализацией программы занятости);

– принцип взаимосвязанности всех разделов и мероприятий программы.

Типовая региональная программа содействия занятости, обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.

Паспорт программы содействия занятости населения.

Введение: формируются концептуальные подходы к обеспече­нию занятости населения.

Раздел 1. Анализ и перспективы социально-экономического положения региона с учётом структурных преобразований.

Раздел 2. Рынок труда и занятость населения (в разрезе основных социально-демографических групп), перспективы развития.

Раздел 3. Содействие в трудоустройстве.

Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест.

Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы.

Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение незанятого и высвобождаемого населения.

Раздел 7. Организация общественных работ.

Раздел 8. Основные меры обеспечения занятости отдельных категорий населения, требующих особого внимания (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы и членов их семей, молодежи, женщин, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания).

Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда.

Раздел 10. Совершенствование управления занятостью насе­ления в регионе.

Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости на­селения на очередной год.

Раздел 12. Ресурсное обеспечение программы занятости.

Раздел 13. Эффективность обеспечения программы.

Раздел 14. Контроль за реализацией программы.

Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

— оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

— разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

Читать также:  Государственные программы и проекты москвы

— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

— организацию мероприятий активной политики занятости населения;

— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

— обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

— регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

— формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

— предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализация Программы предусматривает осуществление в два этапа.

В рамках первого этапа реализации Программы федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест.

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ.

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей.

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ.

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест.

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.

На втором этапе реализации Программы федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации.

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест.

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Региональные программы занятости населения — механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных.

По охвату территории Региональные программы занятости населения разделяются на государственные (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Региональные программы занятости населения состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.

Аналитический раздел раскрывает ситуацию на рынке труда, факторы, влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также прогнозную оценку рынку труда, специфику социально экономической ситуации. Здесь рассматриваются вопросы оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, процессы высвобождения работников, создание новых рабочих мест и ликвидация действующих. Сбор необходимой информации производится по утвержденным формам статистической отчетности, а расчеты по утвержденным правительством РФ методикам.

В целевом разделе на основании предыдущего определяются концепция политики занятости перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата, а также эффективность деятельности службы занятости.

Ресурсный раздел Программы рассматривает совокупность кадровых материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения. Здесь рассматриваются юридическое обеспечение — перечень законодательных нормативных актов, необходимых для практической реализации той или иной программы.

В организационном разделе рассматривается общая схема разработки и реализация Программы занятости с привлечением, кроме службы занятости, других организаций. Распределяются обязанности между ними, устанавливаются сроки их реализации, порядок контроля за выполнением программы и ее мероприятия.

Региональные программы содействия занятости представляют механизм государственного воздействия на региональные рынки труда. Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:

— расширение роли органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;

— осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

— минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;

— предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;

— обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.

Условно такие региональные программы можно разделить на три уровня:

1. республиканская программа занятости населения содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне. К ним, в частности, может относиться создание рабочих мест в экономически неблагополучных областях, снижение социальной напряженности в районах с критической ситуацией на рынке труда, определение общей концепции занятости и анализ рынка труда;

2. областная программа занятости населения определяет мероприятия по регулированию рынка труда уже на другом, более низком уровне административно-территориального деления. К ним можно отнести создание межтерриториальных учебных структур, выделение городов, районов приоритетного развития. На этом уровне анализируется рынок труда и прогнозируются показатели занятости с учетом их влияния на другие критерии социально-экономического развития области;

3. городская программа занятости представляет собой набор конкретных мероприятий, которые направлены на решение проблем отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определенностью и конкретностью. Они могут представлять собой совокупность мер, которые можно выполнить только с использованием своих ресурсов и реализовать с привлечением средств вышестоящего органа по трудоустройству; мероприятия, которые можно осуществить с привлечением местных органов власти и других структур.

Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования.

Перечень государственных программПравить

  • Портал государственных программ Российской Федерации. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
  • Статья 28 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

ЛитератураПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 13 правок.

ИсторияПравить

  • «Наука» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (15 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Цифровая экономика» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Производительность труда и поддержка занятости» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Международная кооперация и экспорт» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *