Минфин РФ предложил в 2021-2023 гг. на 50% урезать расходы на обеспечение интернетом и мобильной связью удаленных и небольших сел. Какие теперь у деревни шансы получить цифровые блага цивилизации? И какие проблемы создает их отсутствие?
Примерное время чтения: 3 минуты
Два триллиона на деревню. Как поможет госпрограмма калужским сёлам
/ АиФ
Госпрограмму социального развития сельских территорий подготовило федеральное правительство. Спасёт ли это деревню от вымирания и куда потекут финансовые потоки, выясняли «АиФ».
Программа выживания
Сельское население за последние 30 лет сократилось в два раза, утверждает глава молочно-мясного хозяйства Куйбышевского района Николай Яшкин.
«Вся инфраструктура села: и сады, и дороги, и водопровод, и газопровод, и спортплощадки, — все они устарели», — поясняет он.
В Куйбышевском районе, помимо сельхозпредприятия Николая Яшкина, есть ещё два крупных завода. Местных кадров не хватает. Сельское ПТУ закрылось, поэтому рабочих возят на вахту из Кирова. До сих пор не все центральные усадьбы бывших колхозов и совхозов в Бетлице газифицированы.
Для привлечения государственных субсидий на социальное развитие села Калужская область должна заявить в кратчайшие сроки свои проекты, сообщил депутат Государственной Думы Геннадий Скляр.
2,3 трлн. рублей предполагается выделить в стране на новую программу. 1,06 трлн. — из федерального бюджета, около 1 трлн. — из внебюджетных источников и порядка 174 млн. предоставят регионы.
Больше всего средств — 1,06 трлн. руб. — направят на жилищное строительство и повышение уровня благоустройства.
«Государственная программа утверждена правительством 31 мая. Мы уже всю область собрали, чтобы обсудить, каким образом сейчас представить в правительство свои проекты», — рассказал он.
Программа рассчитана на шесть лет. По задумке авторов проекта, эти меры должны сохранить численность жителей села, которая должна составлять не менее четверти от населения страны. Для этого предлагается построить новое жилье под льготную ипотеку и дороги к социальным и производственным объектам, проложить газ и водопровод, благоустроить зоны отдыха, спортивные и детские площадки.
Финансовый отбор
Каждому региону следует представить свои проекты комплексного благоустройства. Крупные объекты профинансируют на федеральном уровне. За остальные регионы должны взяться самостоятельно. Обязательное условие — социальное обустройство села должно сопровождать развитие производства. Господдержку получат не только крупные сельхозпредприятия, но и деревни с небольшими фермерскими хозяйствами.
«Одним благоустройством мы проблему эту не решим. На селе требуется повышение зарплаты», — считает руководитель животноводческого комплекса Николай Яшкин.
Конечно, он надеется, что федеральные средства будут направлены в район, где размещается его производство. Однако, по его словам, власть с фермерами на эту тему пока не говорит.
Эффект от реализации программы можно получить только при грамотном подходе, считает глава сельхозпредприятия Виктор Тарасенков:
«Надо строить недалеко от районного центра — километров 10 — чтоб можно было добираться на работу».
Кроме того, по мнению фермера, программе не хватает комплексного подхода. Она учитывает только интересы сельхозработников, обходя врачей и учителей, без которых не выживет село. Также Тарасенков уверен, что нужна поддержка для малых предприятий.
«Скоро в Калужской области сельскохозяйственные холдинги задавят мелкого производителя. Мы не выдержим конкуренции, как бы мы ни хотели», — комментирует фермер.
По расчётам Виктора Тарасенко, на развитие села регион получит 200-300 млн. субсидий в год. Этого, как считает глава сельхозпредприятия, хватит на благоустройство трёх-четырёх районов.
Перечень населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек, подпадающих под действие федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» сформирован и, как пояснили в Минцифры, до конца 2030 года все они будут обеспечены покрытием 4G. Голосование позволяет определить наиболее нуждающиеся из них, те, жители которых занимают максимально активную позицию. При этом, важным фактором является и региональная квота, которая для каждого субъекта федерации определена индивидуально. Жители Москвы и Санкт-Петербурга в голосовании участия не принимали.
Проголосовать можно было онлайн — на портале госуслуг и офлайн — обычной почтой — направить письмо было нужно на адрес Минцифры. Как сообщили в пресс-службе ведомства, за полтора месяца проголосовали более 700 тысяч человек, из них 85 тысяч голосов в Минцифры поступило по почте.
В большинстве населенных пунктов, принимающих участие в программе, сегодня есть очень серьезные проблемы со связью и даже транспортной доступностью. В зависимости от времени года зачастую единственным доступным транспортным средством может являться малая авиация. И обеспечение доступной связи — это возможность реализовать доступ и к цифровым сервисам государства, и к таким жизненно-важным сервисам, как телемедицина.
При этом значительное число населенных пунктов (по итогам голосования, в 2021 году их — 898) набрало достаточное число голосов, но не попало в список счастливчиков с формулировкой «не соответствуют условиям подключения». Организовать там подключение по стандартной схеме нет возможности по техническим или иным причинам, например из-за рельефа местности. Но и в их случае не все безнадежно — они смогут попасть в одну из региональных программ или же получить доступ в Интернет при помощи спутниковой связи — спутниковая группировка для этих целей так же создается в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика».
«Голосование завершилось 15 ноября. Нам потребовалось два месяца, чтобы разобрать десятки тысяч бумажных писем. Некоторые из них содержали около полутора тысяч голосов с указанием ФИО и подписью проголосовавшего. Все письма открывали и перепроверяли наши сотрудники вручную. Мы учли каждый голос», — сообщил замглавы Минцифры Дмитрий Ким.
Как ожидается, осенью на портале «Госуслуги» стартует новое голосование, участники которого смогут выбрать те населенные пункты, которые получат сеть 4G в 2023 году.
В ожидании сигнала
4G в этом году придет в архангельскую деревню Лопшеньга, расположенную на берегу Белого моря. Единственный вид транспорта здесь сегодня — Ан-2 или вертолет, дорог нет вообще. По словам руководителя Лопшеньгской школы Анны Пунанцевой, уверенный мобильный интернет ждут все жители деревни, а в первую очередь — педагоги, 18 учеников, их родители. В Лопшеньге не так давно появилась слабая мобильная связь. Местные жители даже начали отказываться от стационарных телефонов, о чем однако пожалели — сигнал надолго прерывается, особенно во время сильных метелей и штормов. Новая станция даст уверенную связь с Большой землей в любую погоду.
А вот архангельская деревня Теребино не вошла в список счастливчиков с формулировкой «не соответствуют условиям подключения». По словам местных жителей, мобильную связь здесь ловят из приграничной Вологодской области, где расположена ближайшая сотовая станция. Поэтому сигнал в деревне есть только в определенных точках и только в хорошую погоду. Жители Теребино и всех окрестных деревушек рассчитывают попасть в другую программу — региональную: 20 комплектов маломощных микросотовых базовых станций планируется установить в деревнях и селах Архангельской области в 2022 году.
Подготовила Татьяна Сухановская
С учетом технических возможностей
Власти Дагестана планируют в течение трех ближайших лет обеспечить высокоскоростным интернетом и качественной мобильной связью 543 населенных пункта численностью до 500 человек.
Как сообщили «РГ» в министерстве цифрового развития республики, в 2022 году качественная сотовая связь появится в 44 малонаселенных пунктах. Среди них село Цовкра Кулинского района.
Село Цовкра с населением около 500 человек знаменито тем, что здесь живут династии канатоходцев, некоторым более 100 лет. Здесь регулярно проводятся фестивали канатоходцев, многие гости любят делиться в соцсетях эффектными фото, поэтому качественная связь тут просто необходима.
В списке населенных пунктов, которые не соответствуют условиям подключения, — аул Цлак в Хивском районе. Тут проживают чуть более 100 жителей и нет развитой инфраструктуры.
В Минцифры Дагестана отметили, что голосования будут проводиться ежегодно и помогут определить приоритетные села для развития связи. Будут учитываться также технические возможности подключения.
Подготовил Тимур Алиев
Выбор населенных пунктов, которые необходимо подключить к Глобальной сети в первую очередь, проходил с 12 октября по 26 ноября. Почти 300 тысяч человек проголосовали по почте, еще 600 тысяч — онлайн на госуслугах.
Сельские населенные пункты подключают к интернету в рамках программы «Устранение цифрового неравенства» — это один из приоритетных проектов минцифры. По программе запланировано к 2030 году провести интернет во все села и деревни с населением от 100 до 500 человек. При этом Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года предполагает увеличение доли домашних хозяйств, имеющих доступ к Сети с домашнего компьютера, опережающими темпами — с 63 до 85 процентов в период 2023-2030 годов.
Осенью 2023 года пройдет новое голосование за подключение малых населенных пунктов к мобильному интернету в 2024 году, сообщается на госуслугах. Дату голосования объявят в СМИ и в интернете.
Проект Минцифры России «Устранение цифрового неравенства» реализуется поэтапно и должен привести к повышению привлекательности сельских территорий при выборе места проживания граждан, отмечают эксперты «РГ».
Развитие сельских территорий, в частности обеспечение доступа к высокоскоростному интернету — одна из приоритетных государственных задач, сопряженная как с высокими затратами, так и с длительным периодом возврата инвестиций. Однако в долгосрочной перспективе социально-экономический эффект будет значительным, отметил в разговоре с «РГ» Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ.
«В силу специфики развития сельских агломераций такая задача стоит перед правительствами всех развитых стран. К примеру, сегодня сельские территории Китая обеспечены доступом к интернету примерно на 60 процентов, а городское население — более чем на 90 процентов. И в развитых странах также действуют серьезные меры адресной господдержки развития информационной инфраструктуры», — говорит эксперт.
Между тем распространение интернета в нашей стране находится на достаточно высоком уровне. Сейчас 86 процентов домохозяйств имеют возможность широкополосного доступа к Сети. Россия заняла шестое место в мире по доступности домашнего и мобильного интернета в 2022 году.
«При этом нужно учитывать, что у России есть географические особенности, из-за которых обеспечение массового интернет-покрытия связано с большими затратами и усилиями. В стране — распределенная территория с труднодоступными зонами, зонами с вечной мерзлотой и т.д. Поэтому, конечно, в компактных странах обеспечить сплошное интернет-покрытие намного проще. Вместе с тем реализация программы по устранению цифрового неравенства позволила существенно сократить «цифровой разрыв» в последние годы», — рассказал «РГ» Сергей Гребенников, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, директор РАЭК.
Проведение интернета в сельские населенные пункты поможет ускорить цифровизацию агропромышленного комплекса. «Например, можно будет дистанционно управлять сельским хозяйством с помощью роботов и дронов, измерять показатели продуктивности с помощью датчиков интернета вещей и выполнять многие другие задачи», — сказал Сергей Гребенников.
Интересно, что сейчас уровень цифровизации сельского хозяйства в средней полосе России выше, чем на юге страны. «Предприятия в средней полосе вынуждены по максимуму вкладываться в автоматизацию и цифровизацию, чтобы держать маржинальность и рентабельность сельскохозяйственных культур. Благодаря своему географическому положению, более высокой урожайности и земельно-почвенному фонду предприятия в регионах Юга считают, что они могут получить больший прирост не за счет цифровых решений, а за счет оснащения техникой», — рассказала «РГ» Анастасия Кабаева, директор технологической практики компании «Технологии Доверия».
По словам эксперта, общий объем инвестиций в АПК-проекты в нашей стране пока составляет около одного процента от мирового. Причин для этого несколько: и большая территория, и сложности в оценке инвестиционной привлекательности, и низкое качество интернета в некоторых регионах. Программа по устранению цифрового неравенства должна повысить привлекательность инвестпроектов в АПК.
С учетом ожидаемого роста населения в мире до девяти миллиардов человек сельхозпроизводителям нужно нарастить производство на 40-60 процентов, отмечает в разговоре с «РГ» Виталий Волнянский, руководитель практики технологических решений компании «ЕАЕ-Консалт». В этом смысле важен сельскохозяйственный ресурс России, эффективно раскрыть который невозможно без современных средств связи.
Кроме того, продолжает Сергей Гребенников, проведение интернета повысит комфорт проживания граждан в селах и деревнях . У них появится больше возможностей: будет доступ к госуслугам, дистанционному образованию, телемедицине и другим сервисам.
В 2023 году на финансирование проекта по устранению цифрового неравенства планируется потратить на восемь миллиардов рублей больше, чем было заложено изначально. «Россия сейчас находится под санкционным давлением, которое в ближайшей перспективе может нарастать. Санкции отражаются на поставках оборудования для сетей связи. Сейчас стоит задача ускоренного импортозамещения, однако пока телеком-операторы зависят от зарубежного оборудования. Этот фактор может повлиять на стоимость проекта», — отмечает Сергей Гребенников.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Михаил Калмацкий
На территории Ростовской области реализуются мероприятия государственной программы Ростовской области «Комплексное развитие сельских территорий», которая утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 24.10.2019 № 748 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Комплексное развитие сельских территорий» (далее — программа).
В рамках программы предусмотрено предоставление социальных выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях и предоставление жилья по договору найма жилого помещения.
Порядок и условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2019 № 970 (далее – постановление).
В соответствии с постановлением предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, осуществляется из федерального, областного, местного бюджетов в размере 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Право на получение социальной выплаты имеет:
— Гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией по месту жительства в установленном порядке), и при этом:
осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий среднее профессиональное или высшее образование по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Ветеринария и зоотехния» или (если гражданин не старше 35 лет включительно) осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору в органах государственной власти, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, а также подведомственных им организациях (далее — организации лесного хозяйства). Трудовая или предпринимательская деятельность должна осуществляться гражданином непрерывно в организациях одной из сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, — получателей социальных выплат;
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, строительства (приобретения) жилья, не соответствующего установленным нормам. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. В качестве заемных средств не могут быть использованы средства жилищных (ипотечных) кредитов (займов), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ»;
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
— Гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях, и при этом:
осуществляющий на сельских территориях деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий среднее профессиональное или высшее образование по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Ветеринария и зоотехния» или (если гражданин не старше 35 лет включительно) осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору в организациях лесного хозяйства;
переехавший из другого муниципального района, городского поселения, муниципального округа, городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр субъекта Российской Федерации) на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, муниципального округа, городского округа) для работы или осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, среднее профессиональное или высшее образование по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки «Ветеринария и зоотехния» или осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору в организациях лесного хозяйства;
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, строительства (приобретения) жилья, не соответствующего установленным нормам. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. В качестве заемных средств не могут быть использованы средства жилищных (ипотечных) кредитов (займов), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ»;
проживающий на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), на которые гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства;
не имеющий в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского поселения, городского округа), на которые гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.
Условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты (далее — условие).
В случае несоблюдения гражданином данного условия минсельхозпрод области вправе требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты.
В случае расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) ранее пятилетнего срока, право гражданина на использование социальной выплаты сохраняется, если гражданин в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность в отношении сельскохозяйственных животных (основное место работы), или в организациях лесного хозяйства в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении гражданином обязательства, предусмотренного настоящим пунктом.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:
— Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
— Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
— Граждане, работающие по трудовым договорам на сельских территориях в организациях лесного хозяйства и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
— Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
— Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
— Граждане, работающие по трудовым договорам на сельских территориях в организациях лесного хозяйства и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
— гражданам, имеющим трех и более детей;
— гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты;
— гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств.
Получатель социальной выплаты вправе ее использовать:
на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому на сельских территориях, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) на сельских территориях;
на приобретение жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях.
Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения (жилого дома), в котором гражданин постоянно проживает (зарегистрирован по месту пребывания (месту жительства).
Жилое помещение (жилой дом), на строительство (приобретение) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:
— пригодным для постоянного проживания;
— обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
— не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования жилищного кредита, в том числе ипотечного, полученного в кредитной организации, и (или) займа, привлеченного у юридического лица, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.
Социальная выплата не может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ».
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, не являющимся ценной бумагой.
Срок действия свидетельства составляет:
один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве, — при принятии решения о направлении социальной выплаты на приобретение жилья;
два года с даты выдачи, указанной в свидетельстве, — при принятии решения о направлении социальной выплаты на строительство жилья.
Гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях.
Заявление подается с приложением:
1. Копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи.
2. Копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи.
3. Копий документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) гражданина и членов его семьи.
4. Копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств.
5. Документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
6. Копии трудовой книжки, копий трудовых договоров, или информации о трудовой деятельности.
7. При строительстве жилого дома исполнителем (подрядчиком), указанным в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты — копии договора подряда, копии документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, или копии договора аренды на земельный участок, копии разрешения на строительство жилого дома или копии уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, проектной документации и сводного сметного расчета, акта выполненных подрядчиком и оплаченных гражданином объемов строительно-монтажных работ (при завершении ранее начатого строительства жилого помещения), составленного органом местного самоуправления в процентном отношении к сметной стоимости строительства жилого дома, а также выписки из годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии за календарный год, предшествующий текущему году.
8. При участии в долевом строительстве жилых домов — договора о долевом участии в строительстве, документального подтверждения оплаты части стоимости жилого помещения за счет собственных средств, а также выписки из годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии за календарный год, предшествующий текущему году.
9. При приобретении готового жилья — копию предварительного договора купли-продажи или копию договора уступки права требования на жилое помещение, а также выписки из годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии за календарный год, предшествующий текущему году.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных гражданами документах, являющихся основанием для формирования списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, возлагается на указанных граждан.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок:
не более одного года и пяти месяцев с даты выдачи свидетельства — при принятии решения о направлении социальной выплаты на приобретение жилья;
не более двух лет с даты выдачи свидетельства — при принятии решения о направлении социальной выплаты на строительство жилья.
В случае реализации и (или) передачи гражданином в аренду третьим лицам жилого помещения (жилого дома) в течение 5 лет со дня оформления права собственности, средства в размере предоставленной социальной выплаты истребуются у получателя социальной выплаты в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилья по договору найма жилого помещения утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 11.05.2021 № 355.
Право на обеспечение жильем по договорам найма жилого помещения за счет средств субсидии имеет:
1. Гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства), при соблюдении им следующих условий:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее 1 года на дату включения в сводные списки граждан, проживающих на сельских территориях, — получателей жилья по договорам найма жилых помещений;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий или постоянное проживание совместно с родителями (в том числе усыновителями), и (или) полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками (бабушками) при отсутствии в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского округа), в котором гражданин постоянно проживает (зарегистрирован). Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства). Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
2. Гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях, при соблюдении им в совокупности следующих условий:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) на сельских территориях;
переезд на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), на которых гражданин работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность (основное место работы), из другого муниципального района, городского поселения или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр субъекта Российской Федерации);
проживание на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства;
отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского поселения, городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.
3. Гражданин, замещающий должность, включенную в штатное расписание, утверждаемое работодателем, при соблюдении следующих условий:
работа на сельских территориях по трудовому договору (основное место работы) у работодателя, подтвердившего наличие занимаемой должности в штатном расписании;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства). Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (для постоянно проживающих на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства);
переезд на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), на которых гражданин работает (основное место работы), из другого муниципального района, городского поселения, городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр субъекта Российской Федерации) (для изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях);
проживание на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), на которые гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (для изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях);
регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского поселения, городского округа), на которые гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства (для изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях);
отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского поселения, городского округа), на которые гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства (для изъявивших желание постоянно проживать на сельских территориях).
Предоставление жилья по договору найма жилого помещения предусматривает строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, в том числе участие в долевом строительстве жилых (домов) квартир и (или) участие в строительстве жилого помещения (жилого дома) на основании договора инвестирования, приобретения у юридического лица объекта индивидуального жилищного строительства, введенного в эксплуатацию не позднее чем за 3 года до заключения государственного (муниципального) контракта на его приобретение, предоставляемого по договору найма жилого помещения, осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, а также за счет обязательного вклада работодателя в различных формах, в том числе в форме денежных средств, трудового участия и предоставления технических средств (за исключением работодателей, являющихся государственными, муниципальными учреждениями в социальной сфере).
Доля средств муниципального образования и вклада работодателя устанавливается в размере 20 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Расчетная стоимость жилья, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра — для одиноких граждан, 42 кв. метра — на семью из 2 человек и по 18 кв. метров — на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Ростовской области, утвержденной министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Ростовской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
Очередность предоставления жилья по договору найма определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления о включении в состав участников мероприятия по строительству (приобретению) жилья на сельских территориях, предоставляемого по договору найма жилого помещения,
Граждане подают в орган местного самоуправления заявление с приложением:
копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
копий документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) гражданина и членов его семьи (за исключением членов семьи граждан;
документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
копии трудовой книжки (копии трудового договора) или информации о трудовой деятельности в соответствии со сведениями о трудовой деятельности, в распечатанном виде либо в электронной форме с цифровой подписью;
перечня штатных единиц, утвержденного работодателем (в том числе в случае, когда заявитель является индивидуальным предпринимателем);
согласия работодателя, оформленного в письменном виде, на участие в софинансировании строительства (приобретения) жилья (за исключением случая, когда в качестве работодателя выступает муниципальное образование).
Орган местного самоуправления:
— проверяет правильность оформления документов, представленных заявителем и достоверность содержащихся в них сведений;
— на основании документов, представленных гражданами, формирует список граждан — получателей жилья по договору найма жилого помещения;
— представляет в министерство список граждан — получателей жилья по договору найма жилого помещения одновременно с приложением:
— проектной документации, в отношении которой получено заключение государственной экспертизы проектной документации, заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;
— заверенных руководителем органа местного самоуправления сведений об общей площади жилого помещения (жилого дома) и стоимости жилого помещения (жилого дома), в том числе:
— копии выписки из решения о местном бюджете, подтверждающую наличие средств местного бюджета, составляющих 20 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
— документа, содержащего сведения о размере вклада работодателя;
— перечня штатных единиц, утвержденного работодателем.
Расчет размера субсидий определяется на гражданина и всех членов его семьи, указанных в заявлении в соответствии с перечнем штатных единиц, и исходя из расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Министерство формирует перечень муниципальных образований — получателей субсидий (далее — перечень), а также осуществляет расчет размера субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям с учетом объема субсидий, предусмотренных на реализацию государственной программы на очередной финансовый год и плановый период.
В перечень включаются муниципальные образования, представившие в министерство в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому, список граждан-получателей и соответствующие документы.
В соответствии со сводным списком министерство формирует и представляет в министерство финансов Ростовской области в установленном порядке предложения в проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При наличии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в областном бюджете министерство заключает с органом местного самоуправления соглашение о предоставлении субсидий.
После заключения соглашения орган местного самоуправления в целях осуществления закупки жилых помещений (жилых домов), работ по строительству (приобретению) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях, предоставляемых гражданам, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения, осуществляет процедуру определения поставщиков (подрядчиков), по результатам которой заключает (самостоятельно или совместно с работодателем, заключившим трудовой договор с гражданином) государственные (муниципальные) контракты на строительство жилых помещений (жилых домов), на участие в долевом строительстве жилых домов (жилых помещений), на приобретение у юридического лица объекта индивидуального жилищного строительства, введенного в эксплуатацию не позднее чем за 3 года до заключения государственного (муниципального) контракта на его приобретение, на сельских территориях.
Орган местного самоуправления и работодатель в срок не позднее 20 декабря года предоставления субсидии обращаются в органы регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по вопросу регистрации права собственности на жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств субсидии.
Жилое помещение (жилой дом), построенное (приобретенное) за счет средств субсидии, должно быть:
— пригодным для постоянного проживания;
— обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах — газоснабжение);
— не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
В отношении жилого помещения, построенного (приобретенного) органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или долевой собственности соответственно.
Жилые помещения (жилые дома), построенные (приобретенные) относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются гражданам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В договоре предусматривается право гражданина по истечении 5 лет работы по трудовому договору с работодателем на приобретение указанного жилого помещения в собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (далее — выкупная цена жилья), а по истечении 10 лет — по цене, не превышающей 1 процента выкупной цены жилья. Уплата средств в размере выкупной цены жилья может производиться по усмотрению нанимателей жилого помещения ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение указанных 5 или 10 лет без права досрочного внесения платежей.
Существенным условием договора найма является работа нанимателя жилого помещения у работодателя по трудовому договору (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности) в течение не менее 5 лет на сельских территориях, на которых предоставляется жилое помещение, со дня оформления договора найма жилого помещения.
В случае несоблюдения нанимателем жилого помещения указанных условий министерство и (или) орган местного самоуправления вправе требовать в судебном порядке от собственника жилого помещения возврата нанимателю жилого помещения средств, внесенных им в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья.
Близок Wi-Fi — да не поймаешь
Что такое, когда отправлять письмо приходится на улице в плохую погоду, показал весенний карантин, как и везде объявленный в сельских школах из-за коронавируса. Самые активные старшеклассники сами соорудили рядом с точками доступа невзыскательные беседки, заменившие и школу, и клуб. Самые дальновидные задумались о том, чтобы подвести интернет домой. Технические возможности для этого есть. А практические? «В поселке Кез провода по воздуху можно кинуть бесплатно, но только там, где уже есть столбы. Связисты жителям говорят: вкапывайте столбы сами. А это и дорого, и сложно: нужно получить разрешение от энергосети и водоканала, — приводит пример председатель Удмуртского отделения РССМ Данис Искандаров. — А в деревне Верхние Юри за подведение кабеля к дому возьмут 5000 рублей с каждого, и то только в случае, если заявку подадут не меньше 20 человек».
Цифровизация затягивается
В городах провайдеры сами бегают за клиентами: если есть базовая инфраструктура, подключение квартиры к интернету часто бесплатно. В селах бесплатен только публичный Wi-Fi от уличных точек доступа. Правильно было бы установить госсубсидии на интернет-подключение сельских домов, где живут малообеспеченные и многодетные семьи. Но это нереально в ситуации, когда кризис заставляет государство резать даже ранее утвержденные расходы. Судя по последним бюджетным проектировкам Минфина, в ближайшие три года госфинансирование универсальных услуг связи на селе может сократиться в два раза. А по уточнениям, внесенным недавно в нацпроект «Цифровая экономика», доведение охвата страны домашним интернетом до 97%, ранее намеченное на 2024 год, перенесено на 2030-й.
«Программа ликвидации цифрового неравенства и раньше буксовала из-за нестабильности финансирования. Если оно будет так сильно сокращено, как объявлено, интернет и сотовые сети в ближайшие годы не придут во многие деревни, — полагает Денис Кусков. — При этом хорошая связь — важнейшее условие для того, чтобы люди оставались жить на селе. Ведь это не только общение, но и доступ к огромному количеству дистанционных услуг, включая медицинские и образовательные. Это дополнительный шанс найти работу, устроившись удаленно в какую-нибудь городскую компанию. Цифровизация села не то направление, на котором нужно экономить сегодня».
Нажмите для увеличения
Есть 100 жителей — положен интернет
«Добро пожаловать в Китай!» — приветствуют жителей пограничных сел Забайкальского края связисты из соседней страны. Купить китайскую симку — единственный способ, позволяющий позвонить родным или друзьям. Стоит такой разговор дорого — больше 50 руб. за минуту. Но выбирать не приходится.
По данным Минкомсвязи, сотовой связи нет в 32 тыс. населенных пунктах России, а надежного высокоскоростного интернета — более чем в 25 тыс. небольших сел и поселков. С 2014 года реализуется государственная программа по устранению цифрового неравенства, по которой доступ в интернет должен быть организован везде, где проживает больше 250 человек. Хотя бы в виде одной уличной точки, через которую могут выйти в Сеть все, кому нужно. И одновременно в обязательном порядке интернет подводится в школы, медпункты и сельские администрации.
Отвечает за реализацию этой программы Ростелеком. Как сообщил «АиФ» его официальный представитель Валерий Костарев, к началу лета 2020 года она была выполнена на 81%. В эксплуатацию введено 11 286 точек с доступом в интернет по Wi-Fi. Чтобы организовать передачу данных, проложено 85 тыс. километров новых волоконно-оптических линий. Дошли они наконец и до забытых цивилизацией сел на российско-китайской границе. Однако организацию сотовых сетей госпрограмма до последнего времени не предусматривала.
«Для всех телекоммуникационных компаний мобильная связь — коммерческий проект. Они никогда не будут строить базовые станции в отделенных и малонаселенных деревнях за собственный счет: вложенные деньги им не вернутся, — рассказывает гендиректор информационного агентства „Телеком Дейли“ Денис Кусков. — При этом деревни без интернета и мобильной связи есть даже в европейской части страны — например, на стыке Ярославской, Тверской и Вологодской областей».
Ситуацию должны изменить поправки в закон «О связи», вступившие в силу прошлой весной. Они включили мобильную связь в перечень универсальных услуг, которые государство обязалось гарантировать гражданам. А круг населенных пунктов, на которые распространяются гарантии, теперь расширен: по обновленному закону, государство со временем обеспечит выход в интернет и подключение к сотовой сети в селах с населением хотя бы 100 человек. Но с одним исключением: если в населенном пункте работает мобильный интернет, тянуть туда оптоволоконный кабель не будут.