Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Система управления базами данных «Ред База Данных»1С:Школа. Информатика, 11 класс1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Лексикология1С:Комплексная автоматизация 8Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «Е1 Евфрат»Альт Линукс СПТABBYY ScanDifFinder SDKABBYY PassportReader SDKABBYY FineReader БанкABBYY Screenshot ReaderABBYY Business Card ReaderABBYY Recognition ServerABBYY LingvoABBYY ComparatorABBYY PDF TransformerABBYY FineReader1С-Битрикс24 (Компания)1С-Битрикс24 (Проект+)1С-Битрикс24 (Команда)

Несколько дней назад на Хабре была опубликована статья вызвавшая определенный резонанс. Краткий пересказ статьи привело издание CNews, а оттуда тезис о запрете GPL и MPL в Едином реестре перекочевал в статью в Википедии (UPD: Правку уже откатили как сомнительную).

В исходной статье красноречиво рассказывалось о том, что методические рекомендации по подготовке заявок на включение ПО в Единый реестр несколько диссонируют с наполнением Единого реестра различными клонами Linux. Есть или нет противоречия между рекомендациями и тем, какое ПО включено в Единый реестр, пускай комментируют юристы, а я не юрист, поэтому просто поделюсь некоторыми фактами из этой же области. Моя статья призвана только изложить некоторые факты. Эти факты результат выборочного анализа записей в Реестре, а также беглого гугления. Более обстоятельный анализ Единого реестра, правда, совсем по другим параметрам, я делал здесь. Замечу, что никаких оценок или трактовок я давать не хочу, да и не могу, поскольку таких компетенций не имею.

Факт 1. Методические рекомендации (кстати говоря, на сайте ЦКИТ названы «Методические рекомендации по подготовке заявок на включение ПО в Единый реестр», а в протоколе, которым они утверждены — «Методические рекомендации по экспертизе заявок о включении сведений о ПО в Единый Реестр») были утверждены 26 декабря 2019 года, а уже 10 января 2020 года выходит приказ Минкомсвязи № 4, которым в Единый реестр включается Операционная система общего назначения «Стрелец».

Ну и что такого? Да ничего, просто в Технических условиях ОС «Стрелец» прямо написано, что «изделие разработано, как ОС семейства Debian Linux, функционирующее на аппаратной платформе с процессорной архитектурой x86-64. » Технические условия, между тем, лежат на странице, ссылка на которую приведена на странице ОС в Едином реестре.

Факт 2. Опять немного пробежимся по Реестру и найдем в нем операционную систему общего назначения «ОСнова» включенную в Реестр 19 ноября 2019 года. Официальные документы ОСнова в лице Руководства оператора не скрывают, что основа ОСНовы — Linux. Можно ли это списать на то, что ПО внесено в Реестр еще до утверждения Рекомендаций?

Факт 3. Символично, но под номером 1 в Реестр занесена Система управления базами данных «Ред База Данных», которая гордится тем, что ее ядро построено на основе Firebird. А Firebird, между прочим, выпускается под MPL. Куда ни ткни везде эти GPL да MPL. Подозрительно.

Факт 4. Крайне интересный экземпляр — Операционная система Лотос (редакция для серверов и рабочих станций). Интересна эта ОС тем, что на ее странице в Реестре в сведениях об исключительном праве приведен вот такой текст:

В спойлере производитель ОС Лотос раскрывает мысль, что ограничительные положения свободных лицензии типа GPL применимы только к производному в результате переработки произведению, за исключением разновидности переработки — адаптации

Обоснование наличия исключительного права на дистрибутив операционной системы Лотос Наличие исключительного права Общества с ограниченной ответственностью «Энстрим» (ИНН 7453207581) на дистрибутив операционной системы Лотос (Свидетельство о государственной регистрации № 2017615681, дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 22 мая 2017 г. ) основано на нижеследующих положениях Законодательства РФ и международного права.

Принимая во внимание, известную позицию по поводу того, что модификация и разработка собственных производных продуктов, созданных на основе распространяемых согласно ст. 1286. ГК РФ на условиях открытой лицензии типа GPL программ для ЭВМ, не влечет получения пользователем программы исключительных прав на программный продукт, создаваемый путем доработки исходного кода. Заявляем Вам, о наличии исключительного права Общества с ограниченной ответственностью «Энстрим» (далее ООО «Энстрим») на дистрибутив операционной системы Лотос (далее ОС Лотос) как составное произведение в соответствии с ч. 2 ст. 1260 ГК РФ. Согласно ч. 3 ст. 1260 ГК РФ составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания составного произведения. Согласно представленной статье ГК РФ, производные и составные произведение не отождествляются. Из представленной статьи также следует, что Российское законодательство не предполагает согласования с авторами использованных произведений вопроса создания составного произведения, условием является соблюдение их прав.

В гражданском кодексе в ч. 2 ст. 1270 ГК РФ не содержит соответствующее имущественное правомочия (способ использования исключительного права) на создание составных произведений. Для использования чужого произведения в собственном составном произведении по российскому праву необходимо решить вопрос только о таких способах использования как воспроизведение и распространение чужих произведений, а также соблюсти личные не имущественные права.

При создании нашего составного произведения ОС Лотос были использованы самостоятельно разработанные нами независимые программы ЭВМ, а также переработанные программы ЭВМ, открытый исходный код которых распространялся на основании свободных лицензий BSD, MIT, GPL и других. Поскольку в России процесс адаптации различных типов свободных лицензий к национальному законодательству до сих пор не завершен, применять их положения следует через соотношение с нормами четвертой части ГК РФ.

Свободные лицензии типа GPL не запрещают воспроизведение и распространение программ ЭВМ, в этом и суть свободных лицензий. Ограничения в «свободных» лицензиях предусмотрены для результатов переработки и составных произведений, они заключаются в том, что дальнейшее распространение результатов переработки, должно осуществляться на тех же условиях, т. свободно.

Однако из российского законодательства следует, что в отношении создания составного произведения данные ограничения ничтожны, так как выходят за пределы способов использования исключительного права автора. При заключении лицензионного договора ч. 1 и ч. 6 ст. 1235 Лицензиар предоставляет Лицензиату именно право использования результата интеллектуальной деятельности с указанием способов использования. Еще раз подчеркнем, что переработка произведения предусмотрена в п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ в качестве способа использования исключительного права, а создание составного произведения — нет. Следовательно, ограничительные положения свободных лицензии типа GPL применимы только к производному в результате переработки произведению, за исключением разновидности переработки — адаптации.

Дополнительно в подтверждение вышеизложенным обоснованиям приведем цитату из монографии «Интеллектуальная собственность в современном мире» подготовленной в 2017 году ФГБОУ ВО РГАИС под редакцией д-р юрид. наук, профессора И. Близнеца. В параграфе 5. Главы 5 Монографии, канд. юрид. наук Р. Евдокимов пишет по поводу «свободных лицензий» следующее: «Если пояснить «свободность» программы терминами, традиционными для ГК РФ, то в тексте лицензионного договора должно быть следующее: отсутствуют ограничения на область применения программы и разрешена модификация, адаптация, переработка программы, а также распространение программы в исходном или модифицированном виде без необходимости уведомлять кого-либо о таких изменениях или распространении. Лицензия должна быть безотзывной. Допускаются определенные условности и формальности, до тех пор, пока они не препятствуют нормальной реализации пользователем предоставленных ему прав».

Дистрибутив операционной системы является, с точки зрения ст. 1261 ГК РФ, программой ЭВМ, но это не исключает того, что ОС Лотос является составным произведением. Пакеты программ, из которых как мы указывали, состоит дистрибутив, содержат самостоятельные элементы, распространяемые под свободными лицензиями.

Вообще говоря, любая операционная система как составное произведение содержит множество компонентов, созданных не одним десятком авторов. В ОС Лотос содержатся, элементы, как собственного авторского труда работников нашей компании, так и распространяемые по открытым лицензиям путем присоединения к соответствующим условиям согласно ст. 1286. 1 ГК РФ (разрешительным BSD, MIT и лицензий GPL).

При этом все элементы исходного кода, которые модифицированы на основании лицензии GPL и GPL-подобных, являются относительно автономными модулями и распространяются исключительно на тех же условиях, что и лицензия исходной программы. Справедливо будет утверждать, что программы ЭВМ и их производные, на которые предположительно мы не располагаем исключительным правом можно использовать самостоятельно в других проектах, не нарушая условий GPL. Однако, нашей организации принадлежит исключительное право на использование всего комплекса программ ЭВМ и иных программных средств в едином целом в составе ОС Лотос. Такой принцип использования в бизнесе следует отнести к ОЕМ-сборке.

В результате создания составного программного продукта нами был существенно расширен функционал ранее существовавших программ, меняя представление пользователя о возможности его использования в лучшую сторону. Все программы объединены в единый внутренне согласованный «механизм», преимущества которого оценены пользователями нашего дистрибутива на практике. Данная схема работы известна в мире и получила название VAR (Value-added reseller).

Наше OEM-решение модифицирует и расширяет возможности известных элементов Linux подобных операционных систем, создавая тем самым добавочную стоимость для представления продукта конечным потребителям как нового и самостоятельного произведения, с соблюдением прав иных правообладателей на программы ЭВМ, вошедшие в его состав.

Следует вывод, что наша организация не претендует на возникновение исключительных прав на модули под лицензией GPL входящие в состав OEM-сборки программ ЭВМ. Наше исключительное право возникает на системный подбор, логическую увязку, расположение материалов, связи и программные средства, запускающие процесс адаптации программы ЭВМ на компьютере пользователя.

Наша ОС Лотос — это самостоятельный результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ), в составе которого следует представить следующие элементы творческого характера:

  • общая подборка состава пакетов дистрибутива;
  • наши авторские программы и библиотеки, компоновка программ, вошедших в каждый из пакетов;
  • функциональные изменения в настройке и подключении пакетов программ ЭВМ, связанные с удобством пользователя при адаптации ОС Лотос, а также работе с ней;
  • наличие собственных, юридически чистых программ ЭВМ, когда наше исключительное право обосновано следующим: модифицированные нами программы, на основании свободных лицензий BSD, MIT разрешающих приобретение исключительного права на результат переработки; независимые программы, самостоятельно созданные нашими сотрудниками как служебные произведения;
  • уникальная среда разработки, состоящая из двух частей: в составе дистрибутива популярные IDE интегрируемые с собственными репозиторием исходного кода и средой непрерывной интеграции; сайт с системой управления репозиториями кода для Git и системой непрерывной интеграции.
Читать также:  Государственная программа для молодой семьи в тюмени

Все разработано на основе практики непрерывной интеграции, которая позволяет пользователям сразу начинать пользоваться новыми функциями ОС Лотос, а нам как разработчикам — быстро получать отзывы на эти функции.

Юридическая чистота «Среды разработки», в части сайта, как программы ЭВМ заключается в том, что при ее создании не было использовано ни одного элемента, распространяемого под свободной лицензией GPL. Для функционирования этой важнейшей части системы, были использованы и модифицированы модули, распространяемые под лицензиями BSD и MIT: — организовано хранилище с собственной системой хранения файлов, — программа локализована (переведена на русский язык); — обеспечена возможность для пользователя собрать собственный удобный для него вариант операционной системы, а при обладании специальными познаниями и создать собственные прикладные программы.

На мой взгляд, крайне любопытный текст, больше всего он любопытен тем, что такое обоснование вполне устроило Экспертный совет.

Факт 5. Сами рекомендации советуют: «Подготовьте копии документов, подтверждающих, что исключительное право на заявляемое ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит вам, например Свидетельство Роспатента». Регистрация программы для ЭВМ осуществляется на основании статьи 1262 ГК РФ. При этом в составе заявки подаются «депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ», а согласно п. 6 все той же статьи 1262 ГК РФ «Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

У меня почему-то возникает аналогия между идентифицирующими программу для ЭВМ материалами и ключевыми компонентами ПО, которые «не должны распространяться на условиях таких лицензий, как GPL, MPL». Становится понятнее требование пункта 5 «а» Правил формирования и ведения единого реестра российского ПО в котором требуется «исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права».

Факт 6. В Ведомостях еще в 2017 году обсуждали проблемы российской операционной системы ОСь. Одной из причин невключения ОСи в Реестр было то, что «Ростех» предоставил только универсальную общественную лицензию (GPL) на разработанную операционную систему. Также указывалось на незначительный вклад разработчиков ОСи в ее доработку по сравнению с взятыми за основу CentOS и Fedora.

Не знаю, действительно ли Рекомендации запрещают любое использование GPL в ПО, подаваемом в Реестр, или вопрос актуален только для операционных систем на основе Linux. Точно так же не знаю, действительно ли эксперты годами включали в Реестр ПО с компонентами под лицензиями GPL и MPL, чтобы потом в один прекрасный момент выпустить рекомендации, на основании которых можно удалить это же ПО из Реестра.

Уверенно можно говорить, о том, что есть неточности, оставляющие поле для трактовок. Остается надеяться, что эти неточности со временем будут устранены.

Наконец, хочется надеяться, что на Хабре стартует неделя статей о Едином реестре и кто-нибудь профессионально осветит вопрос с юридической точки зрения

Как попасть в реестр российского ПО, и зачем это нужно

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Мы оценили на себе сложность проверок, которые проходит российское ПО. В этом посте расскажем, как со второй попытки попали в реестр, и что полезного можно вынести из этого опыта.

С момента появления в 2016 году реестр приобрел далеко не лучшую репутацию. Во многом справедливо. Похоже, что поначалу программы для реестра отбирались по чисто формальным критериям. На старте в список российского ПО можно было внести почти что угодно, включая плохо переупакованный open source. Ценность реестра в плане импортозамещения и повышения информационной безопасности госорганов стремилась к нулю.

Через несколько лет в высоких кабинетах, кажется, смекнули, что нечто пошло не так. Провели ревизию и даже исключили из списка несколько программ. Насколько эффективные это меры — вопрос открытый. В комментариях наверняка вспомнят сомнительные продукты, которые все еще находятся в реестре, но сейчас важно отметить тенденцию.

Минцифры усложнило процедуру подачи документов, добавило разделение программных продуктов на категории и ввело особые требования к отдельным их видам. Сейчас ведомство занимается изменением процедур в надежде «исключить риски попадания в реестр иностранного софта».

Все потому, что с 1 января 2021 года программы из реестра не только имеют преимущество при участии в госзакупках, но и получают льготу по НДС.

Компания-разработчик российского ПО не платит 20% налога с его продаж. Минфин анонсировал эти изменения в осенью 2020 года, и число заявок на включение в реестр сразу сильно возросло.

Отечественные решения успешно конкурируют с зарубежными и без подобных бонусов, за счет качества и технологий, но 20% есть 20%, особенно для молодой компании. Это дополнительные инвестиции в разработку, возможность снизить цены и привлечь больше клиентов.

На внутреннем рынке это значительное преимущество, и мы не могли его проигнорировать. Пришлось разбираться с тем, как зарегистрировать ПО в «Едином реестре российских программ».

Порядок подачи документов и рассмотрения заявки

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

К счастью, чтобы попасть в реестр не нужно стоять в очередях. Подача документов происходит через личный кабинет на сайте: reestr. digital. gov.

На первом этапе необходимо заполнить заявку, загрузить пакет сопровождающих документов и подписать их ЭЦП организации.

Заявка отправляется на проверку по формальным основаниям. Если необходимые документы на месте, в них нет ошибок, и информация правдива, — заявку регистрируют. Обычно это занимает 10 рабочих дней.

Затем в работу включаются эксперты Минцифры, которые изучают компанию, права на программу и ее дистрибутив.

Эксперты выносят окончательное решение не позднее 65 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если оно положительное, на электронную почту падает уведомление, и уже на следующий день программа получает регистрационный номер и оказывается в реестре.

Первая попытка

Прежде всего мы хотели зарегистрировать BSP — Bastion Security Platform. Об этой системе коллеги уже рассказывали на Хабре.

В первый раз подошли к делу спустя рукава. Собрали документы, «какие были», отправили заявку, стали ждать. И получили закономерный отказ с длинным перечнем замечаний от сотрудников Минцифры.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Однако, в отказе нет ничего страшного. Санкций не предусмотрено, даже госпошлину платить не нужно. Исключение составляют заявители, которые отправляют подложные документы. Для них предусмотрен кулдаун в 12 месяцев.

Подготовка документов

Успех затеи во многом зависит от заявления и сопутствующей документации. На портале реестра опубликована «Инструкция по подаче заявлений» на 27 страниц, но она написана юристами для юристов и поэтому разобраться в ней непросто.

На самом деле в процессе подготовки заявления нет ничего сложного. Он сводится к списку рекомендаций из 7 пунктов, который опубликован на сайте ЦКИТ.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Это простые и ясные правила, которые разжеваны до мелочей. Пускай они и названы рекомендациями, выполнить их нужно безоговорочно. На то, чтобы подготовить бумаги у нас ушло около недели.

Чаще всего заявки разворачивают из-за того, что разработчики не могут доказать свои права на программу. Для этого существуют авторские свидетельства, которые выдает Роспатент, но получить такой документ — это отдельный квест.

Куда проще подготовить для Минцифры нечто вроде юридической истории разработки программы — комплект бумаг, которые докажут, что она разрабатывалась в вашей компании. В него входят: приказ на разработку, служебные задания для сотрудников, счета, акт о приемке по результатам разработки и приказ о постановке ПО на баланс организации.

Заодно стоит убедиться в патентной чистоте программы. То есть в том, что ее модули и компоненты используются правомерно. Например, проверить, что вы не нарушаете правил открытых лицензий.

Рассмотрение заявления

После подачи документов можно просто сидеть и ждать ответа, какой бы он ни был, но лучше действовать проактивно. Сотрудники Минцифры не будут исправлять ваши ошибки, это не входит в их обязанности, но они готовы помочь.

Таким образом мы получили контакты эксперта, ответственного за заявку. Он выслал чек-лист, который в первый раз мы получили только вместе с отказом. Эксперт даже подсказал, где именно нашлись несоответствия в документах и какие сведения в них добавить.

Как-то непривычно хвалить государственные сервисы, но в данном случае это было корректное и прозрачное взаимодействие.

Новые ошибки

Во второй раз мы успешно доказали свои права на разработку, но прокололись на мелочах.

Так, Минцифры требует, чтобы у программы была интернет-страница с документацией: инструкциями по установке и эксплуатации, регламентом обслуживания. Достаточно простого лендинга, однако, важно доказать министерству, что сайт принадлежит вашей компании.

Читать также:  Программа итоговой государственной аттестации 2013г

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Так вышло, что наш домен зарегистрирован на физическое лицо. Чтобы не возиться с перерегистрацией, мы составили договор между владельцем домена и нашим юрлицом, по которому право на использование адреса переходит к компании Бастион на определенный срок. Этого оказалось достаточно.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Кроме того, оказалось, что в документации к программе нужно подробно расписать жизненный цикл продукта. Регулятору важно знать, кто будет задействован в выпуске обновлений, как они будут тестироваться и выпускаться.

Пришлось дополнить регламенты и расписать, что обновления готовятся силами штатных сотрудников, сначала попадают в тестовую среду и уже потом на прод.

Мы отправили обновленные документы эксперту, он прикрепил их к заявке, и процесс пошел дальше.

Тестирование

После проверки документов эксперты берут инструкции по установке и настройке программы, и пробуют развернуть экземпляр продукта, который отправлен вместе с заявкой.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Признаться, мы думали, что этот этап будет чистой формальностью и случайно приложили к заявке запароленный архив. Так вот, когда пришло время, эксперты запросили у нас пароль.

А еще, для доступа к некоторым функциям BSP нужен аккаунт администратора. Чуть позже выяснилось, что в релизной версии разработчики сменили пароль по умолчанию, а в документации остались старые креды. Сотрудники реестра заметили и это.

Похоже, они действительно тестируют программу, поэтому перед отправкой дистрибутива стоит убедиться, что его сможет запустить кто-то кроме разработчиков.

На этом этапе нам бы точно отказали в регистрации, но мы продолжали время от времени пинговать ответственного за заявку, вовремя узнали о проблемах и отправили нужные пароли.

В результате все прошло благополучно. BSP получила регистрационный номер и оказалась в реестре. Чуть позже мы еще раз прошли всю процедуру и с первой попытки внесли в реестр еще одну разработку — частное облачное хранилище.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи РФ (фрагмент). Класс, Название, Наименование правообладателя программного обеспечения.

Как внести разработанное отечественное ПО в единый реестр Минкомсвязи?Еще по теме:Информация других разделов:Также может быть полезно:Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP на базе 1С: Предприятие и 1С:ERP, OEBS (Oracle E-Business Suite), Microsoft Navision, для компаний от микро- до крупного масштаба (от 3 до 700 сотрудников),
  • внедрение ИТ решений с значительным количеством функциональных ролей и пользователей (до 250 personal ID) системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы инвестиционного планирования (СИП), графика документооборота (ЭДО) и системы электронного документооборота (СЭД);
  • консультационное сопровождение и разработка разной документации для УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России;
  • консультационная и информационная поддержка, сопровождение проекта заявителя в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь. Как выглядит реестрКлассы ПО реестра:

Название программного обеспечения (часть названия)Правообладатель программного обеспечения

  • Не выбран
  • российская коммерческая организация
  • российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц
  • российская некоммерческая организация
  • гражданин Российской Федерации
  • субъект Российской Федерации

Наименование правообладателя программного обеспеченияПримеры последних записей реестра октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Серверное и связующее программное обеспечение7 Октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Офисные приложения, Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, Системы управления процессами организации7 Октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Геоинформационные и навигационные системы (GIS), Системы управления процессами организации7 Октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Прикладное программное обеспечение общего назначения7 Октября 2020Средства обеспечения информационной безопасности7 Октября 2020Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных7 Октября 2020Геоинформационные и навигационные системы (GIS)7 Октября 2020Серверное и связующее программное обеспечение7 Октября 2020Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Серверное и связующее программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Системы мониторинга и управления, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Информационные системы для решения специфических отраслевых задач7 Октября 2020Системы управления процессами организации7 Октября 2020Серверное и связующее программное обеспечение12 Октября 2020Поисковые системы, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, Геоинформационные и навигационные системы (GIS)12 Октября 202012 Октября 2020

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога — для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Лицо российского софта. Или немного статистики из Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД

Многие из тех, кто работает с государственными заказчиками или непосредственно в государственных структурах, наверняка сталкивались с Единым реестром российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Реестр создан на основании широкого известного в узких кругах Постановления Правительства Российской Федерации от 16. 2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов. Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.

Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?

В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.

По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:

Классы ПО в Реестре

В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам таких данных в открытом доступе нет.

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.

В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:

Читать также:  Государственная целевая программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения лнр

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т. е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).

На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.

Присмотримся к причинам исключения из Реестра:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.

А вот причины отказов во включении:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы

Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.

Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.

Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:

Распределение по городам

Предупреждая вопрос о том, почему не сходятся цифры, скажу, что в 109 случаях город был неизвестен. Что же открытые данные несовершенны. 1 Москва 2 774
2 Санкт-Петербург 577
3 Саратов 254
4 Казань 149
5 Новосибирск 131
6 Долгопрудный 120
7 Екатеринбург 104
8 Чебоксары 73
9 Краснодар 71
10 Зеленоград 62
11 Пермь 59
12 Самара 57
13 Киров 50
14 Томск 48
15 Королев 47
16 Нижний Новгород 43
17 Пятигорск 42
18 Белгород 40
19 Магнитогорск 38
20 Коломна 34
21 Ростов-на-Дону 32
22 Калуга 29
23 Воронеж 29
24 Ставрополь 29
25 Тюмень 29
26 Миасс 27
27 Иннополис 25
28 Иваново 24
29 Красногорск 24
30 Уфа 24
31 Ярославль 22
32 Тула 22
33 Ижевск 21
34 Дубна 20
35 Красноярск 19
36 Челябинск 19
37 Бердск 19
38 Йошкар-Ола 17
39 Калининград 17
40 Солнечногорск 15
41 Пенза 15
42 Ухта 14
43 Тверь 14
44 Ногинск 14
45 Брянск 13
46 Петрозаводск 13
47 Иркутск 13
48 Тольятти 12
49 Ульяновск 12
50 Улан-Удэ 11
51 Омск 11
52 Черноголовка 10
53 Пушкин 9
54 Орёл 9
55 Сергиев Посад 9
56 Смоленск 9
57 Рязань 9
58 Владимир 8
59 Электросталь 8
60 Хабаровск 8
61 Обнинск 8
62 Саров 8
63 Мытищи 8
64 Саранск 7
65 Химки 7
66 Азов 7
67 Егорьевск 7
68 Рыбинск 6
69 Таганрог 6
70 Астрахань 6
71 Барнаул 6
72 Лыткарино 5
73 Белорецк 5
74 Липецк 5
75 Троицк 5
76 Волгоград 5
77 Кореновск 5
78 Владивосток 4
79 Набережные Челны 4
80 Одинцово 4
81 Нефтекамск 4
82 Подольск 4
83 Архангельск 4
84 Кемерово 4
85 Ханты-Мансийск 4
86 Новочеркасск 3
87 Сургут 3
88 Волжский 3
89 Павловск 3
90 Балашиха 3
91 Армавир 3
92 Сыктывкар 3
93 Жуковка 3
94 Псков 3
95 Фрязино 3
96 Стерлитамак 2
97 Люберцы 2
98 Новокузнецк 2
99 Лабинск 2
100 Краснотурьинск 2
101 Нижневартовск 2
102 Лысьва 2
103 Красноармейск 2
104 Видное 2
105 Чистополь 2
106 Сочи 2
107 Серпухов 2
108 Тамбов 2
109 Курск 2
110 Оренбург 2
111 Заречный 2
112 Каспийск 2
113 Колпино 2
114 Нижний Тагил 2
115 Владикавказ 2
116 Шахты 2
117 Новороссийск 2
118 Вологда 2
119 Северодвинск 1
120 Протвино 1
121 Наро-Фоминск 1
122 Мурманск 1
123 Димитровград 1
124 Конаково 1
125 Петропавловск-Камчатский 1
126 Курган 1
127 Глазов 1
128 Абакан 1
129 Ессентуки 1
130 Таруса 1
131 Волгодонск 1
132 Севастополь 1
133 Горячий Ключ 1
134 Пущино 1
135 Малаховка 1
136 Кингисепп 1
137 Муром 1
138 Московский 1
139 Апатиты 1
140 Жуковский 1
141 Южно-Сахалинск 1
142 Дзержинск 1
143 Луховицы 1
144 Кстово 1
145 Братск 1
146 Снежинск 1
147 Коммунар 1
148 Ковров 1
149 Раменское 1
150 Щелково 1
151 Курчатов 1
152 Воткинск 1
153 Кострома 1
154 Кропоткин 1
155 Новоалтайск 1
156 Симферополь 1
157 Великий Новгород 1

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.

Правообладатели

Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.

Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов. Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.

В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р. », «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.

Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:

Единый российский перечень программ для ЭВМ и реестровый номер сравниваются с идентификатором, указанным в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ. стоимость 5 центов

Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Вместо заключения

Каких-то выводов не будет. Да и вряд ли они возможны в данном случае. По крайней мере и я, и тот, кто дочитал статью до этого места стал знать чуть больше о том самом российском программном обеспечении.

Выводы

Как видите, процесс не такой уж и сложный. Сотрудники Минцифры не сделают всю работу за вас, но они идут на контакт и дают советы.

Существует много компаний-посредников, которые предлагают помощь с подачей заявлений в реестр, но такими услугами стоит пользоваться, только если внутри компании некому поручить эту задачу. Вы получите те же рекомендации, что и от специалистов Минцифры, только за деньги.

Кроме того, пакет документов, который требует регулятор, — хороший пример профессиональной юридической «упаковки» программного продукта. Он пригодится, даже если вы не собираетесь подавать заявление в реестр.

Документальная история разработки — доказательство прав на программу при разбирательствах в суде. Проверка на патентную чистоту избавляет от множества потенциальных проблем с правообладателями, а инструкции по установке и эксплуатации ПО регулярно просят заказчики.

По-хорошему, подготовку этих документов стоит включить в цикл разработки и обновлять их вместе с каждым релизом. Подача заявки в реестр — хороший повод перепроверить бизнес-процессы связанные с разработкой ПО и выстроить их оптимальным образом.

Рекомендации по подаче документов в реестр Российского ПО

  • Проверьте дистрибутив на ошибки. Важно, чтобы программа устанавливалась без проблем и работала как часы.
  • Выделите сотрудника, который будет сопровождать заявку.
  • Подготовьте пакет документов, следуя рекомендациям ЦКИТ.
  • Через две-три недели после подачи заявки напишите в реестр и узнайте, как идет рассмотрение.
  • Оперативно исправьте ошибки в документах, если таковые найдутся.
  • Не стесняйтесь спрашивать сотрудников реестра о том, как и что правильно делать.
  • Воспользуйтесь случаем, чтобы выстроить процесс подготовки документов для каждого релиза.
  • Если не получилось попасть в реестр с первого раза — пробуйте снова, за это никто не накажет.

Upd. Добавили в пост ссылку на лист проверки сведений о ПО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *