Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс
– социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке –
t. me/Roscongress, на английском языке –
t. me/RoscongressDirect, на
испанском языке –
t. me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс:
roscongress. org.
«Федеральный экологический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом») в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» начал строительство экотехнопарка «Щучье» в Курганской области. Об этом было объявлено 2 февраля на очередном заседании профильной рабочей группы Совета Федерации.
В заседании рабочей группы Совета Федерации приняли участие сенаторы, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Тетенькин, начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Черепанов, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев, представители ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ПАО «ЧМК», АО «Автомобильный завод «УРАЛ», ООО «Экологические стратегии Урала».
«Экотехнопарк «Щучье – это современное предприятие, оснащенное передовыми российскими и зарубежными технологиями. Новое предприятие встраивается в новую систему обращения с отходами I и II классов и позволит обеспечить надлежащую переработку отходов производства, тем самым предотвратив их накопление и вредное воздействие на природу и человека», – сказал Андрей Лебедев. Основной задачей предприятия станет переработка отходов промышленных предприятий региона во вторичные продукты.
Строительные работы в соответствии с контрактом осуществляет АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», которое сформировало под данную задачу отдельное подразделение – ОП «Щучье». Сотрудники ОП «Щучье» в Курганской области будут реконструировать склады твердых и жидких отходов, здание физико-химической переработки, административно-бытовой комплекс, лабораторный корпус, пункт слива цистерн и другие объекты комплекса. Также им предстоит построить корпус термического обезвреживания, площадку для твердых коммунальных отходов, стоянку для спецтехники, модульную комплектную трансформаторную подстанцию АТ05 и др. Закончить работы планируется к концу 2023 года.
Уральский федеральный округ, в состав которого входит Курганская область, является одним из ключевых промышленных регионов, предприятия которого образуют отходы I и II классов. Здесь есть как крупные промышленные компании, которые самостоятельно, на собственных мощностях, осуществляют обращение с отходами, так и те, которые не имеют возможности самостоятельно обеспечить их обезвреживание и утилизацию. Компании заинтересованы в эффективной переработке отходов во вторичные продукты (металлы, соли натрия и калия, хлорид и сульфат аммония и другие), которые можно будет вернуть в производство.
«Концентрация промышленного производства у нас на территории в 4 раза больше, чем в других регионах. Важно не только создание системы по учету и контролю за обращением с отходами, что первично, но и создание единой инфраструктуры для переработки этих отходов. В этом смысле выбор площадки для создания экотехнопарка в Курганской области закономерен и логичен. Там имеется необходимая инфраструктура, а самое главное – там имеются необходимые компетенции в части кадров и технологий», – отметил Владимир Черепанов.
Было отмечено, что региональные компании готовятся к взаимодействию с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов (ФГУП «Федеральный экологический оператор») и регистрируются в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), чтобы с 1 марта приступить к работе в новых реалиях. На данный момент в ФГИС ОПВК зарегистрировались уже около 3 тыс. пользователей.
Дмитрий Тетенькин отметил, что готовится к внесению на рассмотрение Правительства РФ законопроект, направленный на реализацию предложений отходообразователей, имеющих собственные мощности для утилизации отходов I-II классов, о предоставлении им права заниматься утилизацией генерируемых ими отходов самостоятельно. Данный законопроект прошел согласование с федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Росатом» и в ближайшее время будет размещен для общественного обсуждения.
Экотехнопарк «Щучье» создается на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия, который завершил свою работу. В январе 2021 года состоялась передача имущественного комплекса объекта в ведение Федерального экологического оператора. Экотехнопарк будет перерабатывать отходы промышленных предприятий Курганской области и близлежащих регионов.
Для переработки отходов будут применяться физико-химическая обработка отходов (для смесей неорганических солей, оксидов, гидроксидов, кислот), демеркуризация (для ртутьсодержащих отходов) и высокотемпературное обезвреживание (для отходов, содержащих органические компоненты). Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл: отходы от одних стадий будут являться сырьем для других, что позволяет исключить захоронение отходов на объекте.
1 марта 2022 года состоится запуск новой системы обращения с отходами I и II классов. Для организации системы сформирована необходимая законодательная и нормативная база, введена в эксплуатацию федеральная информационная система учета и контроля за обращением с данными отходами ФГИС ОПВК, определен администратор системы – федеральный оператор.
Информационная система ФГИС ОПВК успешно прошла тестовые испытания и была введена в эксплуатацию в декабре 2021 года.
Новая система обращения с отходами I и II классов позволит создать безопасные и комфортные для компаний условия работы с отходами I и II классов. Госкорпорация «Росатом» и ФГУП «Федеральный экологический оператор проводят регулярные консультации с участниками рынка, открыты к диалогу и взаимной настройке процессов, в том числе в части совершенствования и развития нормативно-правовой базы с учетом предложений рынка.
Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома
Сейчас воплощается в жизнь давняя идея, что отходам 1-го и 2-го классов опасности, которые оказывают наиболее негативное воздействие на жизнь и здоровье людей и наносят непоправимый урон окружающей среде, необходимо посвятить отдельную главу в сфере регулирования и законодательства. Система обращения с такими отходами должна быть предельно понятной, прозрачной и ответственной на всем жизненном цикле: их образования, транспортировки, обезвреживания, утилизации.
Сегодня данные об образовании таких отходов, предоставляемые отходообразующими организациями в Росприроднадзор, носят заявочный характер. При этом порой могут скрываться реальные объемы или предоставляться недостоверные данные по утилизации, захоронению. Кроме того, пока еще недостает современной инфраструктуры, которая гарантировала бы образователям отходов либо организациям, занимающимся их сбором, транспортированием и обезвреживанием, доступность полного технологического цикла обращения с отходами.
Почему сложилась такая картина, мы все прекрасно знаем: из-за несовершенств по нормированию и учету отходов. Поскольку образователи отходов и участники рынка (в основном операторы) подают сведения в заявительном порядке, а существующая форма статистической отчетности позволяет с ними работать только в ретроспективном режиме (по окончании истекшего периода) и не дает возможности реагировать на нарушения и принимать эффективные решения в режиме онлайн.
Отсутствует и та необходимая и достаточная инфраструктура, которая позволяла бы именно с учетом наилучших доступных технологий и максимальных требований к безопасности обращаться с такими отходами на всем жизненном цикле. Как следствие, постоянно растет накопленный экологический ущерб.
В рамках этого проекта решаются две комплексные задачи. Во-первых, соответствующее регулирование. Был принят федеральный закон, который выделяет обращение с отходами 1-го и 2-го классов и устанавливает федеральную схему обращения с такими отходами (225-ФЗ о внесении изменений в законы «Об отходах производства и потребления» и «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – «Ведомости»). Это было сделано, чтобы правила игры – и ценообразование, и планирование – были максимально прозрачными. Сегодня цены на операции по обращению с отходами 1-го и 2-го классов могут отличаться на порядок и даже на несколько порядков. Например, если взять 2-й класс, то ценовые предложения на рынке могут составлять от 6000 до 800 000 рублей (!). И это, конечно, совершенно несправедливый разброс. Поэтому жизненно необходимо иметь средний – понятный, а главное, экономически обоснованный – тариф, который позволяет отходообразователям спланировать свои расходы по утилизации образующихся у них отходов.
В 2019 году был определен федеральный оператор – им стало ФГУП «Федеральный экологический оператор», подведомственное предприятие Госкорпорации «Росатом». Это было обусловлено тем, что в процессе работы с другими, не менее сложными отходами силами Госкорпорации была выстроена система учета. И по сути, все задачи, которые мы сегодня решаем при работе с отходами 1-го и 2-го классов, – инвентаризация всех объектов, где образуются такие отходы, объектов их обезвреживания и утилизации, выстраивание оптимальных логистических моделей – уже были реализованы.
Новая схема обращения с отходами 1-го и 2-го классов вступает в силу с 1 марта 2022 года. В преддверии начала работы этой системы мы считаем своей задачей максимально отработать будущее взаимодействие со всеми участниками рынка: образователями отходов, транспортировщиками и переработчиками. А это порядка 40 000 отходоообразователей и 6000 операторов, в том числе транспортировщиков отходов, которые будут работать по единым принципам и по единой схеме. Мы в течение двух лет открыто, в формате круглых столов, дискуссий и вебинаров, рассказываем о том, как эта система будет работать. Сейчас мы предлагаем всем участникам рынка в конструктивном взаимодействии подготовиться к нововведениям.
Важно отметить, что введение новой системы никоим образом не ведет к монополизации рынка. Те предприятия, которые сегодня своими силами перерабатывают либо примут решение, что будут сами создавать мощности по переработке отходов 1-го и 2-го классов, продолжат делать это самостоятельно, но обязаны подавать все необходимые сведения в государственную информационную систему, чтобы полнота и прозрачность учета, а также нормирование и контроль этой деятельности были обеспечены. Те же, кто не планирует или уже не перерабатывает отходы самостоятельно, передают их федеральному оператору, который, по сути, является «единым окном» для всей отрасли, для всех участников рынка.
Если говорить отдельно про Федеральную государственную информационную систему (ФГИС ОПВК), то эта платформа позволяет организовать в режиме онлайн работу всех участников рынка. Здесь можно выбрать лучший, экономически обоснованный и прозрачный тариф, лучшую логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу. Важно, что ФГИС ОПВК интегрирована с другими информационными системами – Росприроднадзора и налоговой системы, поэтому в нее будет подтягиваться максимальное количество данных.
С запуском с 1 марта будущего года новой схемы отходообразователи получат возможность добросовестно утилизировать свои отходы, не переживая за дальнейшую их судьбу. Сегодня это особенно актуально с учетом целей устойчивого развития и развития зеленого финансирования. И здесь крупные промышленные предприятия получат дополнительные плюсы, показывая и обеспечивая прозрачность всей цепочки утилизации отходов, которые у них образуются.
9 декабря, Москва – Состоялось расширенное заседание Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатома», на котором подвели итоги реализации национального проекта «Экология»в 2021 году.
Открывая заседание, председатель Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации» Росатом» Александр Никитин отметил, что в состав комиссии входят представители всех регионов реализации национального проекта «Экология». «Госкорпорация «Росатом» работает сразу по трем федеральным проектам национального проекта «Экология»: «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистая страна» и «Сохранение озера Байкал», — напомнил он.
«Хочу подчеркнуть важность объединения усилий общественности, науки, бизнеса, органов власти при проведении этой работы. Только в тесной связи со всеми участниками сферы обращения с отходами производства и потребления мы можем решить сложные задачи по выстраиванию в России этой новой «экологической отрасли» и формированию «зеленой» экономики», — подчеркнул директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Было отмечено, что в составе федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» разработана Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. В декабре этого года началось подключение участников к ФГИС ОПВК. Порядка 500 участников зарегистрировались в системе с начала декабря. Система позволит в режиме «одного окна» вести учет и контролировать весь жизненный цикл отходов – с момента их образования до утилизации, поможет прогнозировать загрузку мощностей и оптимизировать логистику.
«ФГИС ОПВК — это своего рода маркетплейс, где все участники – образователи отходов, перевозчики, переработчики – получат прозрачную и понятную систему отношений. Работа в системе позволит исключить риски потери деловой репутации вследствие нарушения природоохранного законодательства и даст предприятиям возможность выйти на международный рынок или получить «зеленое» финансирование, — рассказал Андрей Лебедев, — Кроме того, система поможет предприятиям внести свой вклад в эффективную переработку отходов, обеспечивающую рециклинг и способствующую снижению углеродного следа. Сейчас мы ждем установления соответствующих тарифов и с 1 марта 2022 года федеральный оператор начнет свою работу».
Продолжается работа по созданию сети современных экотехнопарков по переработке отходов I и II классов во вторичные продукты, оснащенных лучшими российскими и зарубежными технологиями и отвечающих принципам экономики замкнутого цикла. Проектная документация первых четырех экотехнопарков в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Удмуртской Республике прошла все государственные экспертизы, получено разрешение на строительство.
На конкурсной основе отобраны подрядчики и заключены государственные контракты на строительство экотехнопарков в Саратовской и Курганской области. Еще три экотехнопарка будут построены в Иркутской, Томской и Нижегородской областях. Проектная документация экотехнопарков прошла процедуру общественных обсуждений, проходит государственные экспертизы. «Минприроды уделяет большое значение данному федеральному проекту и задачам, которые стоят перед Росатомом. В конце ноября министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов посетил будущий экотехнопарк в Кировской области. Надеемся на плодотворное и слаженное взаимодействие с Госкорпорацией, и Минприроды сделает все необходимое для запуска, функционирования и развития ФГИС ОПВК», — отметил Олег Вахтин, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России.
Госкорпорация «Росатом» реализует крупные проекты в сфере ликвидации накопленного экологического вреда в составе федеральных проектов «Чистая страна» и «Сохранение озера Байкал». В частности, в сентябре с опережением срока завершена рекультивация Челябинской городской свалки. Проект является ярким примером синтеза опыта и технологий. Впервые в России реализован полный комплекс мероприятий по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду от крупнейшей в стране городской свалки. При рекультивации Челябинской городской свалки внедрены самые передовые мировые технологии очистки выбросов и фильтрата. Он уже признан эталонным в сфере работы с такого рода объектами накопленного экологического вреда. Получен уникальный опыт, который необходимо применять и на других объектах.
Федеральный экологический оператор (предприятие Госкорпорации «Росатом») завершил первоочередные мероприятия по ликвидации наиболее сложных объектов на промышленной площадке бывшего предприятия. Параллельно с этим готовит проект рекультивации всей территории промплощадки в г. Усолье-Сибирское (Иркутская обл. К 2024 году площадка будет приведена в безопасное состояние для создания на ней новых производств.
Проект рекультивации полигона токсичных промышленных отходов «Красный Бор» под Санкт-Петербургом прошел государственную экологическую экспертизу. В следующем году стартуют работы. До конца 2024 года эти объекты будут приведены в безопасное состояние.
На территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области выполнены первоочередные мероприятия по понижению уровня надшламовых вод. Для этого установлены локальные очистные сооружения, смонтированы инженерные сети для забора надшламовых вод полигонов и сброса очищенной воды в централизованные сети водоотведения города Байкальска. Из «проблемных» карт-накопителей удалено 89 611 куб. метров надшламовой воды. Это позволило избежать потенциальной угрозы перелива карт и попадания грязной воды в Байкал.
Совместно с Росприроднадзором и Российской академией наук осуществляется отбор технологий, которые войдут в проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде на полигонах «Солзанский», «Бабхинский», территории КОС.
«ВООП с Комиссией по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом» регулярно встречаемся на круглых столах в регионах, на технических турах. Этот год был насыщенным: Федеральным экологическим оператором было проведено более 50 мероприятий с участием общественности. Кроме того, состоялось несколько общественных обсуждений, — отметила член Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Ольга Плямина. — Запрос на информирование со стороны общественности остается очень высоким. За год вышло более 8 400 публикаций по вопросам обращения с отходами I-II классов. Мы будем продолжать вести планомерную информационно-разъяснительную работу».
Андрей Лебедев: «Как Росатом участвует в реализации нацпроекта «Экология»
Наш журналист поговорила об этом с представителем Госкорпорации в открытой студии «Комсомольской правды» на II Международном форуме-выставке «Чистая страна».
— В Росатоме говорят, что экологическая безопасность – важная составляющая ДНК атомщика. И не поспоришь. Ведь атомщик производит одну из самых экологически чистых энергий в мире. Но вот еще один факт в копилку ДНК. В рамках нацпроекта «Экология» Госкорпорация взяла на себя тяжелую ношу. Директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев подробно рассказал, почему Росатом занимается созданием комплексной системы по обращению с отходами 1 и 2 классов.
— В 2017 году Минприроды выступило с инициативой и было дано соответствующее поручение Президента России о необходимости создания единой прозрачной системы и контроля по работе с такими отходами. Эта тема обсуждается уже не один год. Пусть объемы образования таких отходов не столь значительны по сравнению с коммунальными, но они наносят непоправимый урон окружающей среде. Мы в рамках работы со своими радиационными отходами, отработанным ядерным топливом имеем соответствующий опыт и мощный научно-технический потенциал для того, чтобы эти задачи решать. Это и эффективная логистика, и безопасное перемещение, и переработка таких отходов. Именно поэтому нам было поручено разработать систему, где тоже предстоит провести учет всех отходов, контролировать их в процессе транспортировки, контролировать их переработку, создать соответствующие мощности. Эти задачи легли в основу федерального проекта, за который отвечает Росатом в части создания безопасной инфраструктуры для обращения с отходами первого и второго классов уже в рамках нацпроекта «Экология».
— Давайте разъясним, что такое отходы 1 и 2 класса.
— Если отходы второго класса попадают в окружающую среду, то на восстановление экосистемы потребуется 30 лет. Если отходы первого класса попадают в окружающую среду, то экосистема не восстановится никогда. Ртутьсодержащие отходы – отходы первого класса. Различные батарейки, аккумуляторы – отходы второго класса. Сегодня в федеральном классификаторе 444 позиции таких отходов 1-2 классов. И нам предстоит выстроить комплексную систему для безопасной работы с ними.
— Да, а следом появился институт федерального оператора по обращению с отходами 1 и 2 классов. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации им стал Федеральный экологический оператор — ФГУП, подведомственное Росатому. И это единый оператор для тех, кто транспортирует такие отходы, и для тех, кто такие отходы перерабатывает. Для учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 классов мы создаем государственную информационную систему, которая уже находится в высокой степени готовности.
Мы открываем также семь крупных экотехнопарков, которые позволят переработать весь ежегодно образующийся в стране объем отходов первого и второго классов. Первые четыре экотехнопарка — на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия. И три создаем с нуля на новых площадках.
— Простите мою наивность. А зачем нужна государственная информационная система для обращения с отходами?
— В том числе, чтобы не увеличивался накопленный экологический ущерб, с которым мы сталкиваемся повсеместно на промышленных площадках. Государство вынуждено тратить значительные средства на ликвидацию накопленного ущерба. Государственная информационная система позволит формировать полные данные для переработки и не даст возможность накапливать отходы I и II класса долгие годы. Будут учтены все источники образования, виды, объемы. Система выстроит лучшую логистику для переработки с наименьшей ценой.
Накопленное экологическое наследие — настоящая беда для всей России. Масштабы-то впечатляют! В одной только Иркутской области «Росатом» ликвидирует последствия двух когда-то мощных, а ныне обанкротившихся предприятий. А еще есть полигон промышленных отходов в Ленинградской области, и городская свалка в Челябинске. Для наглядности каждый объект я выделила в отдельную главу, чтобы и вам было понятно, какую важную работу делает Росатом».
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. По БЦБК решение о привлечении Росатома в качестве единственного исполнителя работ было принято в конце прошлого года. Но за несколько месяцев специалисты уже провели на площадке большинство предпроектных изысканий. «Объект очень сложный. Там нет чистых отходов комбината, а есть то, что уже смешалось в шламонакопителях с осадками, отходами ТЭЦ, строительным, бытовым мусором. — Сейчас есть понимание в основных технологических подходах, — комментирует Андрей Лебедев. — Они связаны с переработкой шлам-лигнина в компост, что позволяет получать плодородный слой, использованием процессов литификации — различных сорбентов, чтобы получать безопасный техногрунт. Мы уже провели стендовые испытания, апробировали соответствующее оборудование для того, чтобы можно было надшламовые воды почистить. До 2024 года включительно планируем провести все необходимые работы».
«Усольехимпром». Росатом пришел сюда по поручению Президента РФ. Территория в 1600 гектаров находилась в сложнейшем состоянии. И это очевидно из тех работ, которые уже удалось сделать в прошлом году.
Первое. Совместно с Минобороны и МЧС были обезврежены аварийные цистерны. Токсичные вещества, которые потенциально могли дать залповые выбросы и отравить атмосферу, были перезатарены в безопасные емкости.
Второе. Началась ликвидация глубинных, некоторые более километра, скважин рассолопромысла, откуда добывали соль. В них были закачаны отходы производства. Много лет эти скважины находились без должного контроля и мониторинга. Две наиболее опасные уже ликвидированы. Остальные приведем в безопасное состояние в этом году.
Третье. На площадке был заброшенный цех ртутного электролиза, который являлся основным источником загрязнения ртутью не только для промышленной площадки, но и прилегающих территорий. Сегодня объект демонтирован и изолирован.
Четвертое. Нефтяная линза, которая в результате аварийного состояния одной из скважин образовалась вблизи реки Ангары. Был высокий риск прорыва этой линзы и нефтепродукты могли попасть в Ангару. Сейчас все вещества изолированы и не представляют опасности. «В рамках большого комплексного проекта, который примут в этом году, мы будем приводить всю территорию в порядок, — рассказывает Андрей Лебедев. — Там есть шламонакопители, свалки промышленных и коммунальных отходов. Очень много загрязненных зданий, которые нужно демонтировать».
Городская свалка в Челябинске. Площадь – 74,1 гектар, высота – более 40 метров. Это крупнейшая в Европе свалка, которая находится в черте города. Фильтрат, который стекал с этой свалки, попадал в близлежащий ручей и далее в реку Миасс.
«Для этого объекта было важно применить весь комплекс наилучших мировых решений, — поясняет Лебедев. — Это отвод фильтрата и его очистка. Плюс сложнейшая система сбора биогаза: 18,5 тысяч вертикальных дренов глубиной 17 метров, чтобы собрать весь газ. В этом году мы завершаем рекультивацию свалки. Готовность – 85 процентов. Это позволило уже на 30% снизить выбросы в городскую атмосферу».
Полигон «Красный бор». Объект уникальный не только для Ленинградской области, где он расположен, но и для всей страны. На площади в 67,7 гектар десятилетиями свозились промышленные отходы со всего Советского Союза. Там присутствует вся таблица Менделеева: хлорорганика, поражающая дыхательные пути, различные полихлорбифенилы, пестициды, жидкость из отработанных трансформаторов. Словом, весь утвержденный на сегодня классификатор отходов первого, второго и третьего классов. «Перед нами в прошлом году стояла задача по проектированию противофильтрационной защиты — стены в грунте, чтобы исключить попадание любых вредных веществ в окружающую среду, — говорит Андрей Лебедев. — Мы эти работы выполнили. В нынешнем году после прохождения экспертиз приступим к изоляции объекта. В этом году отработаем технологию очистки жидких отходов. Наша задача – привести полигон в безопасное состояние в 2024 году».
Андрей Лебедев директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом».
— Да, а следом появился институт федерального оператора по обращению с отходами 1 и 2 классов. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации им стал Федеральный экологический оператор — ФГУП, подведомственное Росатому. И это единый оператор для тех, кто транспортирует такие отходы, и для тех, кто такие отходы перерабатывает. Для учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 классов мы создаем государственную информационную систему, которая уже находится в высокой степени готовности. Мы открываем также семь крупных экотехнопарков, которые позволят переработать весь ежегодно образующийся в стране объем отходов первого и второго классов. Первые четыре экотехнопарка — на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия. И три создаем с нуля на новых площадках.
Алексей Лихачев заявил, что «экология вошла в глобальную повестку Росатома»
Экологическое направление вошло в глобальную повестку Госкорпорации «Росатом». Об этом генеральный директор Росатома Алексей Лихачев заявил на IX Невском международном экологическом конгрессе.
«За последние десятилетия наша планета подошла к некой точке невозврата. Совсем недавно тема экологии была факультативной, «на полях» больших форумов, но сейчас мы понимаем, что без участия крупных технологических игроков проблема накопления экологического вреда не может быть решена. В прошлом году мы не просто стали федеральным оператором по обращению с промышленными отходами, мы взяли эту тему в глобальную повестку Госкорпорации. В Росатоме создан экологический дивизион», – рассказал Алексей Лихачев.
«За 75 лет работы мы накопили большой опыт обращения с самыми опасными веществами, научились превращать отработавшее ядерное топливо в сырье. Эти технологии рециклинга, которые мы проповедуем в атомной промышленности, будут распространены на работу и с промышленными отходами. Сегодняшний конгресс – это свидетельство партнерства власти, бизнеса, ученых, общественных организаций. Важно, чтобы еще больше сил было сконцентрировано на экологическом направлении», – подчеркнул глава Росатома.
В первый день конгресса специалисты Госкорпорации «Росатом» рассказали о технологических решениях, применяемых при реализации экологических проектов, обеспечении экологической безопасности, формировании экономики замкнутого цикла, новой климатической политики и зеленой энергетики. Свои компетенции представили компании контура Росатома: ФГУП «Федеральный экологический оператор», АО «Русатом Инфраструктурные решения», АО «Русатом Гринвэй» и АО «НоваВинд».
Директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев рассказал о реализации национального проекта «Экология». «Федеральный экологический оператор будет отвечать за полный жизненный цикл обращения с отходами I и II класса. Он станет единым окном для образователей, переработчиков, транспортных компаний. В этом году мы вводим в эксплуатацию государственную информационную систему. Она позволит инвентаризировать все объемы образования отходов в привязке к субъектам и промышленным площадкам. Все участники смогут вести договорную работу в этой системе, анализировать и выстраивать логистику в режиме онлайн. Параллельно спроектированы уникальные комплексы для переработки таких отходов и получения товарной продукции», – отметил он.
«При реализации проектов водоподготовки и водоочистки Росатом работает в трех направлениях: модернизация существующей инфраструктуры, создание единого центра управления и обслуживания водной инфраструктуры, создание цифровой экосистемы. Важно, что Госкорпорация активно развивает международное сотрудничество в этой сфере, считая крайне важной такую синергию путем объединения практик», – подчеркнула генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина.
«Климатическое и экологическое воздействие есть неотъемлемая составляющая любого бизнеса. Для Росатома эти параметры являются важными при развитии продуктовой линейки – атомной и ветроэнергетики как низкоуглеродных видов генерации, экологических проектов, цифровых решений по развитию городской среды, технологиях водоочистки», – отметила директор департамента устойчивого развития Росатома Полина Лион.
Первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО» Максим Корольков поднял проблему рекультивации объектов накопленного вреда и выстраивания системы ответственного обращения с промышленными отходами, приведя пример самых печально известных площадок: полигон токсичных промышленных отходов «Красный Бор» в 30 км от Санкт-Петербурга, огромная свалка твердых коммунальных отходов в черте Челябинска, промышленная площадка бывшего усольского «Химпрома» и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области.
«В рамках деятельности Госкорпорации мы занимаемся реальным сектором экономики по возобновляемой энергетике. Одной из важнейших компонент в обеспечении реализации «зеленых» проектов в России является локализация. Наш завод в Волгодонске выпускает наиболее технологически сложные узлы ветроэнергетических установок. В настоящее время мы сформировали полный спектр компетенций как девелопер подобных проектов и готовы к углублению программы в России и выходу на международные рынки», – рассказал генеральный директор АО «НоваВинд» Александр Корчагин.