Федеральные государственные требования устанавливаются ко всем программам в области искусств

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 02.06.2021 № 754
«Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел»

I. Общие положения

1. Учебные планы дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств (далее – предпрофессиональные программы) разрабатываются ДШИ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ) и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

2. Учебные планы являются частью предпрофессиональных программ, должны отражать структуру этих программ, определять содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:

— обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

— сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

— индивидуального творческого развития детей;

— социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

3. Предпрофессиональная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.

4. Учебные планы разрабатываются с учетом графиков образовательного процесса по каждой из реализуемых предпрофессиональных программ и сроков обучения по этим программам.

5. В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.

6. Учебный план ДШИ отражает структуру предпрофессиональной программы, установленную ФГТ, в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

II. Структура учебного плана

7. Учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, план образовательного процесса, примечания и приложение к учебному плану с перечнем учебных аудиторий.

В титульной части учебного плана указываются: наименование ДШИ, наименование предпрофессиональной программы, срок обучения по предпрофессиональной программе, дата утверждения учебного плана с подписью руководителя ДШИ, заверенная печатью ДШИ.

В разделе «План образовательного процесса» в соответствии с ФГТ должны предусматриваться обязательная и вариативная части предпрофессиональной программы, с указанием в обязательной части предметных областей, а также разделы – консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Предметные области предпрофессиональных программ имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

8. При формировании учебного плана общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части, аудиторная нагрузка по предметным областям и учебным предметам, наименование предметов обязательной части, а также количество часов консультаций должны оставаться неизменными в соответствии с установленными ФГТ нормами.

9. Вариативная часть предпрофессиональной программы (перечень учебных предметов и часов по ним), а также часы, отводимые на самостоятельную работу обучающихся по всем учебным предметам, устанавливаются ДШИ самостоятельно в пределах установленных ФГТ объемов максимальной и аудиторной нагрузки обучающихся.

Согласно ФГТ объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях образовательного учреждения).

10. По каждой предпрофессиональной программе ФГТ устанавливают предельный объем времени вариативной части, предусматриваемый на аудиторные занятия. При формировании ДШИ вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области соответствующего вида искусств, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

11. В примерных учебных планах, рекомендованных Минкультуры России, предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (в соответствии с обозначенными в ФГТ знаниями, умениями и навыками) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой итогового контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» в примерных учебных планах обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий (групповой, мелкогрупповой, индивидуальной).

12. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебным предметам необходимо планировать с учетом исторических традиций и методической целесообразности, а также параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования. Ряд учебных предметов может не требовать затрат на самостоятельную работу обучающихся (например, учебный предмет «ритмика», предлагаемый в примерных учебных планах по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства).

13. В предпрофессиональной программе ФГТ предусмотрен раздел «консультации». Проведение консультаций может осуществляться в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено в течение учебного года или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей.

14. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

15. Согласно ФГТ оценка качества реализации предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Разделы по срокам и формам проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся должны быть отражены в учебном плане. Сроки и формы проведения текущего контроля знаний обучающихся отражаются в программах учебных предметов.

При разработке ДШИ учебного плана графу «контрольные уроки, зачеты», имеющуюся в примерном учебном плане, необходимо разделить на самостоятельные графы – «контрольные уроки» и «зачеты», с указанием по каждому учебному предмету того или иного вида промежуточной аттестации и учебного полугодия, в котором запланировано ДШИ проведение данной аттестации. Учебные полугодия целесообразно обозначать сквозной нумерацией, как предложено в примерном учебном плане.

III. Разработка учебных планов при реализации сокращенной

Разработка индивидуальных учебных планов

16. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу в сокращенные сроки при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.

Сокращение срока освоения предпрофессиональной программы допускается при условии разработки ДШИ сокращенной предпрофессиональной программы и готовности обучающегося к ее освоению. Учебный план сокращенной предпрофессиональной программы является ее частью.

17. В учебном плане сокращенной предпрофессиональной программы наименование предметных областей и разделов, а также учебных предметов должно быть идентичным учебному плану по данной предпрофессиональной программе, рассчитанному на нормативный срок обучения. Учебный план сокращенной предпрофессиональной программы может не предусматривать учебные предметы вариативной части.

18. Срок освоения сокращенных предпрофессиональных программ может быть сокращен за счет перезачета учебных предметов. Срок обучения по сокращенной предпрофессиональной программе рекомендуется устанавливать не менее четырех лет. При этом ФГТ предусмотрена возможность поступления в ДШИ на предшествующий выпускному классу год обучения. В данном случае срок обучения ребенка составит два года при условии наличия у него творческих, интеллектуальных способностей и, при необходимости, физических данных, позволяющих перезачесть учебный материал, например, с первого по шестой классы включительно при нормативном сроке обучения 8 лет.

19. Для детей, принятых на обучение по сокращенной предпрофессиональной программе, осуществляется перезачет учебных предметов по заявлению родителей (законных представителей) в порядке, установленном ДШИ самостоятельно.

Возможность перезачета учебных предметов должна быть подтверждена решением соответствующего отдела (отделения) и методического совета ДШИ.

Сроки перезачета учебных предметов устанавливаются руководителем ДШИ. Перезачет оформляется приказом, в котором указывается перечень перезачтенных учебных предметов с оценками по ним. Оценки по перезачтенным учебным предметам после прохождения обучающимся итоговой аттестации выставляются в свидетельство об освоении предпрофессиональной программы.

20. Для детей, принятых в ДШИ для обучения по предпрофессиональной программе с нормативным сроком обучения и проявивших в процессе обучения выдающиеся способности по всем учебным предметам, при наличии заявления родителей (законных представителей), согласия соответствующих отделов (отделений) и методического совета, руководитель ДШИ может издать приказ о переводе данных обучающихся на сокращенные предпрофессиональные программы.

Читать также:  Оценка потенциала региона является частью государственной программы Краснодарского края по развитию санаторно-курортного и туристического комплекса

21. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу по индивидуальным учебным планам.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основании реализуемой предпрофессиональной программы и предусматривает для обучающихся возможность иного режима посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием, а также иных сроков прохождения промежуточной аттестации, в том числе экзаменационной.

При обучении по индивидуальному учебному плану нормы ФГТ в части минимума содержания и структуры предпрофессиональной программы, а также сроков ее реализации должны быть выполнены в полном объеме.

1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств);

3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);

4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре).

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее — детские школы искусств). Детские школы искусств вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются также в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

4. Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

6. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

7. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

8. Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

9. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

10. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

11. В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.

12. В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.

13. Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

14. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

15. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.

16. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

17. Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

18. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.

19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

20. Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.

21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, а также определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.

Читать также:  Жилье молодым специалистам государственная программа в москве

22. Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Перечни таких образовательных организаций, специальностей высшего образования, на которые осуществляется прием, а также порядок приема указанных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ освоение дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональная программа) должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся. Форма и порядок проведения данной аттестации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

2. Целью итоговой аттестации является контроль (оценка) освоения выпускниками предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).

Итоговая аттестация проводится для всех выпускников детских школ искусств по видам искусств (далее по тексту – ДШИ), освоивших предпрофессиональные программы в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа руководителя ДШИ к итоговой аттестации.

3. Для обучающихся, осваивающих предпрофессиональные программы с дополнительным годом обучения, итоговая аттестация проводится по завершении полного срока обучения:

при сроке освоения предпрофессиональной программы в 8 лет с дополнительным годом обучения – по окончании 9 класса,

при сроке освоения предпрофессиональной программы в 5 лет с дополнительным годом обучения – по окончании 6 класса.

При реализации предпрофессиональной программы в сокращенные сроки или индивидуальным учебным планам итоговая аттестация проводится по завершении освоения указанной программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.

4. В соответствии с ФГТ ДШИ самостоятельно разрабатывает предпрофессиональную программу, в которой одним из разделов является «Система и критерии оценок итоговой аттестации».

Система и критерии оценок итоговой аттестации должны разрабатываться ДШИ с учетом не ниже установленного ФГТ уровня к минимуму содержания соответствующей предпрофессиональной программы. Результаты итоговой аттестации выставляются по пятибалльной шкале и заносятся в свидетельство об освоении предпрофессиональной программы.

5. ДШИ определяет объем времени на подготовку и проведение итоговой аттестации, сроки проведения итоговой аттестации, условия подготовки и процедуру проведения итоговой аттестации, разрабатывает необходимые экзаменационные материалы. При этом объем времени на проведение итоговой аттестации, а также сроки проведения итоговой аттестации должны быть отражены в графике образовательного процесса и учебном плане ДШИ.

6. Экзаменационные материалы и содержание по каждому выпускному экзамену (программы, темы, билеты, исполнительский репертуар и др.) должны ежегодно разрабатываться соответствующим отделом (отделением) ДШИ, рассматриваться на заседании методического совета и утверждаться руководителем ДШИ не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков, а также уровень творческого развития выпускника в соответствии с установленными ФГТ минимумом содержания.

Кроме регламентации процедуры, выявления уровня приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков итоговая аттестация выпускников ДШИ дает оценку многолетнему педагогическому труду, наивысший результат которого — воспитанная у ребенка любовь к искусству и потребность в творческой деятельности.

С целью обеспечения качества подготовки выпускников, преемственности предпрофессиональных программ с программами среднего профессионального образования и высшего образования соответствующего профиля, к разработке и обсуждению содержания выпускных экзаменов могут привлекаться педагогические работники ДШИ, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

8. Прохождение итоговой аттестации считается успешным в том случае, если выпускник продемонстрировал знания, умения и навыки не ниже установленного ФГТ уровня. Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой, полученной обучающимся по итогам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация проводится по завершении учебных занятий по всем учебным предметам в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки, письменного и (или) устного ответа. Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной предпрофессиональной программе устанавливаются ФГТ.

С целью подготовки к выпускным экзаменам и предоставления выпускникам консультаций необходимо в графике образовательного процесса предусмотреть перед выпускными экзаменами не менее одной недели (консультации можно проводить в счет резервной недели, предусмотренной ФГТ).

9. Для проведения итоговой аттестации в ДШИ или ее филиале должны быть сформированы экзаменационные комиссии по каждой предпрофессиональной программе. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной предпрофессиональной программы.

В своей деятельности экзаменационным комиссиям необходимо руководствоваться утвержденным Минкультуры России нормативным актом о форме и порядке проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших предпрофессиональные программы, а также учебно-методической документацией, разработанной непосредственно ДШИ на основании ФГТ.

10. В состав экзаменационных комиссий должно входить не менее пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии ведет протоколы выпускных экзаменов и в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.

Председатель экзаменационной комиссии назначается учредителем ДШИ из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области соответствующего вида искусства, и не являющихся работниками ДШИ, в которой создается экзаменационная комиссия. При выборе той или иной кандидатуры в качестве председателя экзаменационной комиссии весьма важно, чтобы приоритет отдавался педагогическим работникам профильных профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, в исключительных случаях, председателем экзаменационной комиссии может являться работник другой ДШИ, или работник учреждения культуры (театра, филармонии, концертной организации и др.). Назначать председателем экзаменационной комиссии работника учреждения дополнительного образования (кружков, студий, домов творчества и т.п.) не рекомендуется.

В случаях нахождения ДШИ вдали от профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования или учреждений культуры (театра, филармонии, концертной организации и др.) учредитель ДШИ может утверждать председателя экзаменационных комиссий по нескольким предпрофессиональным программам в области одного вида искусства (например, одна кандидатура председателя по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства).

11. С целью заблаговременного оповещения родителей (законных представителей) выпускников, самих выпускников и преподавателей о сроках и процедуре проведения итоговой аттестации выпускников председатель экзаменационной комиссии должен назначаться учредителем ДШИ не позднее 10 апреля текущего года. После выхода данного приказа издается приказ ДШИ о полном составе экзаменационной комиссии.

12. Основными функциями экзаменационных комиссий являются:

– проведение выпускных экзаменов по каждой предпрофессиональной программе по учебным предметам, установленным ФГТ;

– определение соответствия уровня подготовки выпускника объему знаний, умений и навыков, установленному ФГТ;

– разработка на основании результатов работы экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.

В обязанности председателя экзаменационной комиссии кроме оценки качества полученного выпускником образования входят организация и контроль за деятельностью экзаменационной комиссии, а также обеспечение единства требований, предъявляемых к выпускникам в процессе проведения выпускных экзаменов.

13. Порядок и форма проведения выпускных экзаменов должны доводиться до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за три месяца до начала итоговой аттестации.

Порядок проведения итоговой аттестации должен предусматривать:

– определение сроков проведения выпускных экзаменов, устанавливаемых приказом руководителя ДШИ (расписание проведения итоговой аттестации выпускников утверждается руководителем ДШИ по согласованию с председателем экзаменационной комиссии и доводится до сведения обучающихся заблаговременно, например не позднее, чем за две недели до начала работы экзаменационной комиссии);

– возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств при проведении выпускных экзаменов;

– наличие требований к выпускным экзаменам;

– наличие разработанных критериев оценки выпускных экзаменов;

– наличие правил подачи апелляции.

Между отдельными выпускными экзаменами должен быть предусмотрен перерыв не менее трех дней.

Читать также:  Основные методы выявления рисков и разработки моделей для государственных программ и проектов Альтернативные стратегии управления рисками

Для организации итоговой аттестации администрация ДШИ обязана:

– заблаговременно доводить до членов экзаменационных комиссий, выпускников и их родителей (законных представителей) содержание приказов;

– не менее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации, утверждать исполнительский репертуар, концертные программы, темы, содержание билетов выпускных экзаменов;

– проводить перед выпускными экзаменами консультации по вопросам проведения итоговой аттестации для выпускников и родителей (законных представителей).

14. Во время проведения выпускных экзаменов членам экзаменационной комиссии должно предоставляться право задавать выпускникам дополнительные вопросы в соответствии с ФГТ к минимуму содержания предпрофессиональной программы.

Присутствие посторонних лиц на выпускных экзаменах возможно с разрешения руководителя ДШИ. При этом с целью получения выпускниками опыта творческой деятельности присутствие посторонних лиц на экзаменах, проводимых в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки считается целесообразным.

С целью выявления лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств, и содействия в их дальнейшем профессиональном самоопределении на выпускных экзаменах вправе присутствовать представители профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования.

15. Решение экзаменационной комиссии должно приниматься на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Результаты выпускных экзаменов должны определяться оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и объявляться в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих экзаменационных комиссий, за исключением результатов выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме. Результаты экзаменов, проводимых в письменной форме, объявляются на следующий рабочий день после дня проведения выпускного экзамена.

16. Выпускники или их родители (законные представители) могут подать письменное заявление об апелляции по процедурным вопросам проведения итоговой аттестации в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после проведения выпускного экзамена.

17. Состав апелляционной комиссии должен заблаговременно (возможно одновременно с утверждением состава экзаменационной комиссии) утверждаться приказом руководителя ДШИ. С целью предотвращения конфликта интересов апелляционная комиссия должна формироваться в количестве не менее 3-х человек из числа работников ДШИ, не входящих в данном учебном году в состав экзаменационных комиссий, за исключением руководителя ДШИ, который может входить в состав экзаменационной комиссии и должен являться председателем апелляционной комиссии. Апелляция должна рассматриваться не позднее 1 рабочего дня со дня ее подачи только по вопросам процедуры проведения выпускного экзамена.

На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей экзаменационной комиссии, выпускник или его родители (законные представители), не согласные с ее решением.

Для рассмотрения процедурных вопросов по проведению выпускного экзамена секретарь экзаменационной комиссии должен направить в апелляционную комиссию протоколы по ведению выпускного экзамена, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении выпускного экзамена.

После рассмотрения апелляции апелляционной комиссией на основании проведенного голосования должно быть принято решение по вопросу о целесообразности повторной сдачи выпускного экзамена. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное председателем данной комиссии, необходимо довести до сведения подавшего апелляционное заявление выпускника или его родителей (законных представителей) под роспись, в течение одного рабочего дня со дня заседания апелляционной комиссии.

В случае принятия апелляционной комиссией решения о повторном проведении выпускного экзамена при его проведении необходимо присутствие одного из членов апелляционной комиссии. Повторное проведение выпускного экзамена должно быть в течение 7 рабочих дней.

18. Все заседания экзаменационных и апелляционных комиссий должны оформляться протоколами. В протоколы заседаний экзаменационных комиссий необходимо вносить мнения всех членов комиссии о выявленных знаниях, умениях и навыках выпускника, его творческих способностях, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них, прения, особые мнения и т.п. В протоколах экзаменационных комиссий может быть отмечено, какие недостатки имеются у выпускника в теоретической и практической подготовке.

Протоколы итоговой аттестации выпускников должны храниться в архиве ДШИ, копии протоколов – в личном деле выпускника.

Отчеты о работе экзаменационных и апелляционных комиссий должны заслушиваться на педагогическом совете ДШИ и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества образования в ДШИ представляться учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой аттестации.

19. Лицам, не проходившим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность прохождения итоговой аттестации без отчисления из ДШИ, но не позднее шести месяцев начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником или его родителями (законными представителями).

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, должны иметь право пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год после прохождения итоговой аттестации впервые. В этом случае выпускник должен быть отчислен из ДШИ и ему выдается справка.

Для прохождения повторной итоговой аттестации данное лицо должно быть восстановлено в ДШИ на период времени, не превышающий период, предусмотренный на итоговую аттестацию ФГТ к соответствующей предпрофессиональной программе. При этом прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.

Нормой Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ предусмотрено, что по окончании итоговой аттестации ДШИ должна выдавать выпускникам соответствующее свидетельство. Форма свидетельства устанавливается Минкультуры России и является единой на территории всей страны.

В случае, если обучающийся не завершил образование в ДШИ, не прошел итоговую аттестацию или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, ему должна выдаваться справка об обучении в ДШИ по форме, установленной ДШИ самостоятельно.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

Фортепиано. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 163 Открыть в КонсультантПлюс

Струнные инструменты. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 164 Открыть в КонсультантПлюс

Духовые и ударные инструменты. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 165 Открыть в КонсультантПлюс

Народные инструменты. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 162 Открыть в КонсультантПлюс

Хоровое пение. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 01 октября 2018 г. № 1685 Открыть в КонсультантПлюс

Музыкальный фольклор. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 166 Открыть в КонсультантПлюс

Инструменты эстрадного оркестра. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 09 августа 2012 г. № 854 Открыть в КонсультантПлюс

Изобразительное искусство и архитектура

Живопись. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156 (в ред. Приказа Минкультуры России от 26.03.2013 N 279) Открыть в КонсультантПлюс

Декоративно-прикладное творчество. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 159 Открыть в КонсультантПлюс

Дизайн. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 09 августа 2012 г. № 855 Открыть в КонсультантПлюс

Архитектура. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 14 августа 2013 г. № 1144 Открыть в КонсультантПлюс

Хореографическое творчество. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 158 (в ред. Приказа Минкультуры России от 26.03.2013 N 280) Открыть в КонсультантПлюс

Искусство театра. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 157 Открыть в КонсультантПлюс

Искусство цирка. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 12 марта 2012 г. № 160 Открыть в КонсультантПлюс

Санитарно-эпидемиологические заключения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Санитарно-эпидемиологические заключения Открыть pdf (973kb)

В этом файле находятся саниатрно-эпидемиологические заключения по направлениям:  Народные инструменты, Живопись, Декоративно-прикладное творчество, Искусство театра, Хоровое пение, Струнные инструменты, Фортепиано, Духовые и ударные инструменты, Искусство цирка, Хореографическое творчество, Музыкальный фольклор.  Санитарно-эпидемиологические заключения ФГТ  «Дизайн», «Инструменты народного оркестра» находятся в соответствующих файлах ФГТ

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Утв. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 998 Открыть в КонсультантПлюс

Приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков — главная цель дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, которые реализуются в школах искусств в соответствии с Федеральным законом № 145-ФЗ.

Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Содержание, структура и условия реализации образовательных программ, разрабатываемых учреждениями, а также сроки их реализации должны соответствовать федеральным государственным требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *