В соответствии с поручением Главы государства и антикризисной программой Правительства политика занятости в 2009 году будет направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости в строительстве и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.
Принимаются меры по систематическому мониторингу занятости, особенно на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.
В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.
Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).
Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда в соответствии с интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году сократится почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.
Одновременно с участием отраслевых министерств на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельности; составление генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности за повышение профессионализма персонала между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы «Н?рлы к?ш» будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.
Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными партнерами за формирование условий для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение (с 2010 года) новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.
Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.
Основные новации в миграционной политике связаны с реализацией программы «Н?рлы к?ш», которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся == в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования. Для оралманов также сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка.
Кроме того, в 2009 году планируется реализация трех пилотных проектов по расселению и обустройству 1051 семей мигрантов в ЮКО (микрорайоне «Асар»), в г. Курчатов (ВКО) и с. «Красный яр» Акмолинской области. Одновременно будут приняты меры по регулированию миграции из сопредельных стран. Для этого предполагается подписание ряда соглашений с приграничными государствами по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах) в целях легализации теневой занятости и уменьшения давления на внутренний рынок труда.
Одним из ключевых показателей реальной эффективности госполитики вообще и антикризисной программы Правительства, в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства не может быть допущено ухудшение социального положения наших граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению жизни в стране должны быть выполнены в полном объеме.
В рамках достижения поставленных целей в 2009 году размер базовой пенсионной выплаты увеличен на 12 процентов и составляет 5388 тенге, размеры солидарных пенсионных выплат выросли в среднем на 25 процентов. В результате с учетом базовых пенсионных выплат минимальная пенсия, которую получают около 38,5 тысяч человек, составляет 15263 тенге; средняя — 22493 тенге (её получает более 1 млн.300 тысяч пенсионеров) и максимальная (около 290000 получателей) — 32121 тенге.
Реализуется государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений. За счет средств республиканского бюджета Правительство выплачивает выходящим на пенсию пенсионерам разницу между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом индексирования на уровень инфляции, и суммой пенсионных накоплений на момент их выплаты.
Реализованы также планы повышения размеров государственных социальных выплат по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальных государственных пособий.
Для предотвращения снижения доходов населения ниже черты бедности совершенствуются условия и повышаются размеры соцпомощи и соцподдержки малообеспеченных граждан. Начата работа по совершенствованию минимальных стандартов. С учетом динамики и структуры потребительских расходов будут внесены изменения и увеличен размер прожиточного минимума, что послужит основанием для поэтапного пересмотра и повышения порогового уровня и критериев оказания социальной помощи.
Будут уточнены условия оказания адресной социальной помощи для безработных, самостоятельно занятых, работающих и лиц, занятых по уходу за детьми. Для стимулирования экономической активности трудоспособной части малообеспеченного населения право на получение соцпомощи будет соотноситься с определенными обязательствами (участие в общественных работах, обучение и переобучение, временная занятость по направлению уполномоченных органов).
Расширяется доступность уязвимых категорий населения к получению специальных социальных услуг. В рамках реформирования системы соцобслуживания в текущем году планируется внести изменения в систему оказания таких услуг детям с неврологическими патологиями. В этой связи разработаны соответствующие стандарты по условиям содержания больных в домах-интернатах стационарного типа, в реабилитационных центрах дневного пребывания и на дому. Что касается последнего, то речь идет о дополнительном охвате более 17 процентов детей-инвалидов.
Ряд важных мер предусмотрен на среднесрочную перспективу. В частности, намечена разработка долгосрочной стратегии повышения размеров пенсионных выплат, которая будет направлена на обеспечение адекватности размеров пенсий прежним трудовым доходам и современному жизненному уровню граждан Казахстана. Планируется принятие мер, направленных на стабилизацию накопительной пенсионной системы и обеспечение сохранности пенсионных вкладов; совершенствование системы обязательного соцстрахования и повышение уровня социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и наступления иных социально значимых обстоятельств; переход к электронному назначению пенсий и соцпособий для повышения качества государственных соцуслуг и снижения влияния человеческого фактора.
Все эти направления и новые подходы к социальной защите населения выступают реальным ответом на вызовы времени. Вместе с тем, нужно также помнить: сохранение социальной стабильности и повышение благосостояния населения во многом зависят не только от государства, но и от мобилизации усилий всех представителей общества и каждого гражданина страны.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Одним из ключевых результатов реформы системы управления общественными финансами 2000 — 2010 годов стало формирование бюджетной политики во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации. В рамках реформирования бюджетного процесса были сформированы новые принципы бюджетирования, ориентированного на результат, подразумевающие увязку государственных расходов с конкретными целями социально-экономического развития. Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятие Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепило роль государственных программ в качестве инструмента, обеспечивающего взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.
Растущая сложность задач, поиск наиболее рациональных и эффективных инструментов управления, способствовали вовлечению в процессы государственного управления новых инструментов, ключевым и системно значимым из которых стало проектное управление. Так, в числе поручений, направленных на обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на Минэкономразвития России, Минфин России и Федеральный проектный офис была возложена обязанность подготовки предложений по обеспечению интеграции национальных проектов и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Правительством Российской Федерации разработано и утверждено постановление от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», включающее положения об организации деятельности проектного офиса субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день активно осуществляется включение мероприятий национальных и федеральных проектов в государственные программы Российской Федерации субъектов Российской Федерации. Обеспечена возможность работы в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) уполномоченных лиц проектного офиса и заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов.
При этом, несмотря на «точечное» внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, общее состояние регулирования в этой сфере уже не соответствует фактической ситуации. Такой вывод обусловлен, в том числе:
Проект постановления предусматривает утверждение Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (далее — проект Положения), а также содержит перечень мер организационного характера, обеспечивающих переход к новой системе управления.
Рассмотрим основные параметры вышеуказанного проекта постановления и проекта Положения более детально.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Определение государственной программы, отраженное в проекте Положения, не претерпело изменений и соответствует определению, установленному Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Вместе с тем, особенностью нового документа является включение в его состав перечня принципов разработки и реализации государственных программ. Их сводный перечень приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 — Принципы разработки и реализации ГП РФ
Анализ вышеуказанных принципов свидетельствует о том, что во многом они отражают уже применяемые в настоящее время подходы. Однако выделяются и новые, обусловленные в основном новациями в части типизации и структурирования государственных программ Российской Федерации. Обзор этих изменений приведен ниже.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одним из основных новшеств, предусмотренных проектом Положения, является выделение типов государственных программ.
Предлагается выделить два типа государственных программ:
Определения ГП РФ и КП РФ приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Предлагаемые типы государственных программ Российской Федерации
В государственных программах, направленных на достижение приоритетов отдельной отрасли социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, подлежит отражению деятельность федеральных государственных органов в соответствующей сфере.
В комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению направления деятельности федеральных государственных органов, включенные в состав иных государственных программ и непрограммных направлений деятельности.
Планируется, что разделение госпрограмм на отраслевые и комплексные позволит в комплексных госпрограммах отражать аналитическую информацию о целях, мероприятиях и их финансовом обеспечении иных госпрограмм и непрограммных направлений деятельности, соответствующих определенным сферам. Таким образом, в комплексных программах будет содержаться информация о полном перечне мероприятий и объёмах расходов федерального бюджета, направляемых на развитие соответствующей сферы. Положение предусматривает, что, начиная с 2024 года, комплексные программы будут иметь исключительно аналитический характер.
Как и в настоящее время, предлагается выделить направления деятельности, не подлежащие включению в ГП РФ. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что перечень, содержащийся в проекте Положения, подвергся минимальной корректировке по сравнению с действующим вариантом. Так:
СОСТАВ ГП РФ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДПРОГРАММ ГП РФ
В настоящее время в соответствии с действующим Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588, государственная программа включает в себя подпрограммы, содержащие соответствующие структурные элементы, а также федеральные целевые программы. К числу структурных элементов подпрограмм отнесены:
Рассматриваемый проект Положения предлагает иной состав ГП РФ. Перечень структурных элементов ГП РФ также обновлен.
Проектом Положения также предусмотрены нормы, определяющие порядок формирования отдельных частей ГП РФ. Так:
И если положение о проектной деятельности уже разработано и утверждено, то разработка соответствующих методических рекомендаций еще предстоит.
Обновленный состав ГП РФ и перечень структурных элементов ГП РФ приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 — Новые структурные элементы ГП РФ
Согласно проекту Положения в состав ГП РФ предлагается включать только подпрограммы.
Из перечня структурных элементов подпрограмм исключены ВЦП. Предположительно, они будут заменены ведомственными проектами, однако это окончательно станет ясно после утверждения пакета соответствующих регулирующих документов.
Термин «основные мероприятия» также исключен. В предлагаемой редакции подпрограммы могут включать отдельные мероприятия по устанавливаемому перечню (мероприятия федеральных проектов, а также отдельные мероприятия, направленные на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году, обусловленные решениями Президента и (или) Правительства Российской Федерации).
Проект Положения предусматривает новый элемент подпрограммы — комплексы процессных мероприятий. Как уже упоминалось выше, их формирование будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минэкономразвития России и Минфином России.
Наш следующий материал будет посвящен анализу новаций, касающихся установления целей и показателей ГП РФ, содержания ГП РФ, управления реализацией и финансового обеспечения ГП РФ, а также мониторинга реализации ГП РФ и формирования отчетности по его результатам.
Социальная политика как приоритет государственной политики, законодательные основы в Республике Казахстан. Социальная защита всех слоев общества. Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защите населения.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1 Проблемы реализации социальной политики в РК
К сожалению, наряду с позитивными изменениями, имеется в социально-трудовой сфере и ряд острых проблем, первая из которых — высокая чувствительность национального рынка труда к внутренним и внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, как по количеству, так и по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой доле занятости в трудоемких и низко производительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2008 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 — со среднеспециальным, 35,5 имеют среднее общее образование). Основным инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступают коллективные договора. Основанные на партнерстве и взаимодоверии участников трудовых отношений, они позволяют четко определить обязательства сторон и привлечь работников к решению производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень медленно внедряется в сфере среднего и малого бизнеса. К настоящему времени колдоговора имеет лишь каждое пятое малое предприятие.Есть проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня лишь немногим более трех процентов предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Только в прошлом году госинспекторами труда в ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента — нарушения законодательства о труде, более 45 — нарушения требований по обеспечению безопасных условий труда. Относительно низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения сдерживает повышение индекса потребительских цен. Дальнейшего совершенствования требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных категорий населения. Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства на 2009-2011 годы. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств — традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия. Анализ текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении старости, нетрудоспособность, а также другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается ряд комплексных мер.3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
В соответствии с поручением Главы государства и антикризисной программой Правительства политика занятости в 2009 году будет направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости в строительстве и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение. Принимаются меры по систематическому мониторингу занятости, особенно на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов. В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда в соответствии с интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году сократится почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами. Одновременно с участием отраслевых министерств на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельности; составление генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности за повышение профессионализма персонала между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы «Н?рлы к?ш» будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными партнерами за формирование условий для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение (с 2010 года) новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере. Основные новации в миграционной политике связаны с реализацией программы «Н?рлы к?ш», которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся == в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования. Для оралманов также сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка. Кроме того, в 2009 году планируется реализация трех пилотных проектов по расселению и обустройству 1051 семей мигрантов в ЮКО (микрорайоне «Асар»), в г. Курчатов (ВКО) и с. «Красный яр» Акмолинской области. Одновременно будут приняты меры по регулированию миграции из сопредельных стран. Для этого предполагается подписание ряда соглашений с приграничными государствами по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах) в целях легализации теневой занятости и уменьшения давления на внутренний рынок труда.Одним из ключевых показателей реальной эффективности госполитики вообще и антикризисной программы Правительства, в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства не может быть допущено ухудшение социального положения наших граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению жизни в стране должны быть выполнены в полном объеме. В рамках достижения поставленных целей в 2009 году размер базовой пенсионной выплаты увеличен на 12 процентов и составляет 5388 тенге, размеры солидарных пенсионных выплат выросли в среднем на 25 процентов. В результате с учетом базовых пенсионных выплат минимальная пенсия, которую получают около 38,5 тысяч человек, составляет 15263 тенге; средняя — 22493 тенге (её получает более 1 млн.300 тысяч пенсионеров) и максимальная (около 290000 получателей) — 32121 тенге.Реализуется государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений. За счет средств республиканского бюджета Правительство выплачивает выходящим на пенсию пенсионерам разницу между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом индексирования на уровень инфляции, и суммой пенсионных накоплений на момент их выплаты.Реализованы также планы повышения размеров государственных социальных выплат по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальных государственных пособий.Для предотвращения снижения доходов населения ниже черты бедности совершенствуются условия и повышаются размеры соцпомощи и соцподдержки малообеспеченных граждан. Начата работа по совершенствованию минимальных стандартов. С учетом динамики и структуры потребительских расходов будут внесены изменения и увеличен размер прожиточного минимума, что послужит основанием для поэтапного пересмотра и повышения порогового уровня и критериев оказания социальной помощи. Будут уточнены условия оказания адресной социальной помощи для безработных, самостоятельно занятых, работающих и лиц, занятых по уходу за детьми. Для стимулирования экономической активности трудоспособной части малообеспеченного населения право на получение соцпомощи будет соотноситься с определенными обязательствами (участие в общественных работах, обучение и переобучение, временная занятость по направлению уполномоченных органов). Расширяется доступность уязвимых категорий населения к получению специальных социальных услуг. В рамках реформирования системы соцобслуживания в текущем году планируется внести изменения в систему оказания таких услуг детям с неврологическими патологиями. В этой связи разработаны соответствующие стандарты по условиям содержания больных в домах-интернатах стационарного типа, в реабилитационных центрах дневного пребывания и на дому. Что касается последнего, то речь идет о дополнительном охвате более 17 процентов детей-инвалидов. Ряд важных мер предусмотрен на среднесрочную перспективу. В частности, намечена разработка долгосрочной стратегии повышения размеров пенсионных выплат, которая будет направлена на обеспечение адекватности размеров пенсий прежним трудовым доходам и современному жизненному уровню граждан Казахстана. Планируется принятие мер, направленных на стабилизацию накопительной пенсионной системы и обеспечение сохранности пенсионных вкладов; совершенствование системы обязательного соцстрахования и повышение уровня социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и наступления иных социально значимых обстоятельств; переход к электронному назначению пенсий и соцпособий для повышения качества государственных соцуслуг и снижения влияния человеческого фактора.Все эти направления и новые подходы к социальной защите населения выступают реальным ответом на вызовы времени. Вместе с тем, нужно также помнить: сохранение социальной стабильности и повышение благосостояния населения во многом зависят не только от государства, но и от мобилизации усилий всех представителей общества и каждого гражданина страны. ЗАКЛЮЧЕНИЕПредставленный в предыдущих главах анализ государственной социальной политики в таких сферах, как здравоохранение, образование и социальной защиты населения показал недостатки и проблемы эффективности реализации социальной политики. На сегодняшний день все реформы, проводимые в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения не связаны со сменой приоритетов в государственной социальной политике, а направлены на повышение ее эффективности.Следует обратить внимание на такие основные аспекты государственной социальной политики, как нормативно-правовая обеспеченность, финансирование государственным бюджетом расходов на социальные сферы, развитие сети учреждений образования, здравоохранения и т.д.Анализ состояние нормативной правовой базы, позволил выделить две основные сферы приложения для анализа: базовые (законные) нормативные правовые акты и надстроечные (подзаконные) акты. И если в отношении первых можно говорить, что они достаточно проработаны и позволяют выстроить эффективно работающую государственную социальную политику, то касательно надстроечных документов этого утверждать нельзя. Исполнение государственных гарантий и реализация государственной социальной политики связана с значительными затруднениями, такими как недостаточностью финансирования социальных сфер, материально-техническим устареванием учреждений систем образования, здравоохранения и социальных служб и т.д.Острой проблемой остается проблема государственного финансирования социальных сфер, в частности недостаточность, неэффективность расходования средств на образование, здравоохранение и социальной зашиты, вызванной недостаточностью прозрачности и подотчетности как органов государственного управления, так и учреждениями представляющих социальные услуги и социальную помощь. При реализации государственной социальной политики центральные государственные органы и ведомства испытывают значительные проблемы, связанные с тем, что исполнение на местном уровне не эффективное. У государственных служащих даже есть поговорка: «Верхи (т.е. центральные ведомства) хотят, низы (местные исполнительные органы) не могут». Также и сами центральные органы не всегда взаимодействуют друг с другом.При этом стоит отметить и значительные достижения в государственной социальной политике, что связано с экономическим ростом, ростом уровня благосостояния. В первую очередь стоит отметить, что государству удалось удержать от развала функционирующими системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Во — вторых, реформы в социальных сферах в республике позволили образованию, здравоохранению и социальной защите достигнуть первенство функционирования их среди социальных систем стран СНГ. Стоит упомянуть слова Президента Республики Казахстан в послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана»: «Мы взяли курс на последовательную социальную модернизацию. И мы многого достигли». Рекомендации, выработанные в рамках данной курсовой работы могут быть применены на развитие приоритетов государственной социальной политики, повышение эффективности исполнения государственных гарантий в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана», 2007.2. Конституция Республики Казахстан, 1995.3. М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической теории — М.: “Норма”, 1996.4. Социальная политика государства в переходный период — Алматы.: “Билим”, 19975. Энциклопедический юридический словарь — М., 1997. 6. Под общ. ред. Н.К. Мамырова и Ф. Акчуры., Человеческое развитие в Казахстане: Учебник — Алматы: Экономика, 2003.- С. 184 -185.7. Financial Times. 1999. 5 October.8. Закон Республики Казахстан «Об образовании», от 7 июня 1999.9. Закон Республики Казахстан «О системе здравоохранения», от 4 июня 2003.10. Закон Республики Казахстан «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», от 16 апреля 1997.11. Закон Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи», от 11 июля 2002.12. Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», от 20 июня 1997.13. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года, от 24 февраля 2004.14. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 -2010 гг., октябрь 2004.15. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005 — 2010 гг, октябрь 200416. Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, от 12 мая 1997 года,17. Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, от 30 ноября 2004.18. Казахстан: обзор государственных расходов на образование и здравоохранение. Азиатский банк развития, 2003. 19. «Стратегия развития сектора образования». Министерство образования и науки и Азиатский банк развития. — Астана, 2004.20. Национальный Отчет о человеческом развитии ПРООН «Образование для всех: основная цель нового тысячелетия», 2004 21. Отчет ПРООН «Бедность в Казахстане: причины и пути преодоления», 2004.22. Материалы Агентства по статистике Республики Казахстан. Серия «Социальная сфера». — Алматы, 2002-2006. 23. Статистический сборник Агентства по статистике Республики Казахстан «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения» — Алматы, 2006.24. Статистический сборник Агентства по статистике Республики Казахстан «Образование в Республике Казахстан» — Алматы, 2006.25. Сайт Министерства финансов Республики Казахстан www.minfin.kz26. Сайт Министерства экономики и бюджетного планирования www.minplan.kz27. Сайт Министерства здравоохранения Республики Казахстан www.dari.kz28. Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан www.еdu.gov.kz 29. Сайт Парламента Республики Казахстан www.parlam.kz 30. Сайт Агентства по статистике Республики Казахстан www.stat.kz 31. Сайт Казахстанского информационного агентства www.kazinform.kz Размещено на Allbest.ru