Госпрограммы. Беларусь

404 — Материал не найден.

Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:

  • Просроченная закладка/избранное
  • Кэш поисковой системы ссылается на устаревшую страницу сайта
  • Некорректный адрес страницы сайта
  • У вас нет доступа к странице сайта
  • Запрашиваемый ресурс не найден
  • В процессе обработки запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к администрации сайта и сообщите об ошибке ниже.

Постановлением Совета Министров от 28 декабря 2017 года №1015 предусмотрено внесение изменений и дополнений в Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы. Соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

В соответствии с документом, планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации госпрограммы снизится с Br594 млн до Br580,1 млн.

Также пересмотрена методика оценки эффективности госпрограммы.

Кроме того, утверждена новая редакций следующих приложений: мероприятия госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы; финансовое обеспечение реализации госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Госпрограммы. Беларусь

Работа по формированию и выполнению государственных программ, повышению их эффективности координируется в Республике Беларусь постоянной межведомственной комиссией по государственным программам, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2016 г. № 800, – коллегиальным органом, в который входят представители Минэкономики, Минфина, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и других государственных органов/1/ Официальное опубликование об утверждении Стратегии малого и среднего предпринимательства до 2030

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии будет достижение к 2030 году следующих показателей в секторе МСП:Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в валовой добавленной стоимости – 50 %; Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике – 52 %; Количество юридических лиц – субъектов МСП на 1 тыс. занятых в экономике – 39 единиц;

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. занятых в экономике – 60 единиц;

Количество созданных юридических лиц – субъектов МСП на 1 тыс. действующих юридических лиц — субъектов МСП – 85 единиц;

Удельный вес МСП в общем объеме экспорта товаров (без нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений) – 26 %;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 года № 149 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее — Государственная программа).

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство экономики;

заказчиками Государственной программы Министерство экономики, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Министерству финансов, Министерству экономики, облисполкомам и Минскому горисполкому при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Государственной программой.

Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь А. Кобяков

УТВЕРЖДЕНОПостановлениеСовета МинистровРеспублики Беларусь23. 2016 № 149

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее — Государственная программа) разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста.

Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.

Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год — 31,9 процента).

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

Развитие, в частности, малого предпринимательства является основой для возникновения и формирования условий интенсивного социально-экономического роста. Ввиду этого субъектам малого предпринимательства предоставлены широкие возможности для получения государственной финансовой поддержки (далее — господдержка). Кроме прочего, рассмотрим, кто вправе рассчитывать на такую поддержку и при каких условиях, а также кому и в каких случаях в ней будет отказано.

Субъекты, направления и инструменты оказания господдержки малому предпринимательству

Господдержка субъектам малого предпринимательства оказывается на основании:

— Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства;

— госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 — 2020 годы и иных нормативных правовых актов.

Такая поддержка может быть предоставлена:

— индивидуальным предпринимателям;

Читать также:  Приказ Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52953)

— микроорганизациям со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

— малым организациям со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно при условии создания ими новых рабочих мест.

Вышеуказанными документами предусмотрено оказание господдержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям <*>:

— создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

— организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

— производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

— внедрение новых технологий.

Господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления <*>:

1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

— финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

— имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

2) облисполкомами и Минским горисполкомом (по решению облисполкома, Минского горисполкома — гор-, райисполкомами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей в областях (г. Минске)):

— субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

— субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

— субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

3) банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами господдержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

4) Банком развития Республики Беларусь.

Ограничения оказания господдержки субъектам малого предпринимательства

Обратим внимание, что господдержка предоставляется не всем субъектам малого предпринимательства и не во всех случаях.

Так, господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого предпринимательства, если <*>:

— средняя численность их работников за календарный год на дату обращения за оказанием поддержки превышает установленные значения <*>;

— объем их выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения <*>;

— в их уставном фонде доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юрлиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юрлиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

— они являются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

— они являются участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами;

— они осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр.

Приведенные выше ограничения по оказанию господдержки являются абсолютными ограничениями. Иными словами, если хотя бы одно из них имеет место, то субъекту малого предпринимательства будет отказано в господдержке на любом этапе ее оказания без каких-либо исключений.

Однако кроме названных ограничений существуют еще и иные случаи, при которых господдержка не будет оказана субъекту малого предпринимательства <*>:

— он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

— им не представлены документы, необходимые для принятия решения об оказании господдержки <*>, или в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

— он нарушил условия оказания господдержки и со дня нарушения не прошло три года;

— у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— у него имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

— по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) снизились в два и более раза;

— у него имеется просроченная задолженность перед банками, подтверждаемая кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

— у него, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

— у него имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

— у него отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Таким образом, получение или неполучение субъектом малого предпринимательства господдержки зависит от многих факторов: количества работников такого субъекта, показателей его финансово-хозяйственной деятельности и т. Вместе с тем, исходя из приведенных выше причин для отказа в предоставлении господдержки, полагаем, что их можно отчасти избежать или нивелировать еще до обращения за ее получением.

Показатели деятельности белорусского малого бизнеса по итогам прошлого года несколько ухудшились, а его доля в экономике страны оказалась меньше, чем планировалось. Об этом свидетельствуют данные Белстата, опубликованные в июле.

Напомним, что субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в Беларуси классифицируются только по числу работников: микроорганизации – до 15 человек включительно, малые организации – от 16 до 100 человек, средние – от 101 до 250. Объем выручки и стоимость активов тут не имеют значения. Исходя из таких определений на 1 января 2021 года в нашей стране насчитывалось 111,4 тыс. организаций МСП. Это на 0,6%, или на 628, больше, чем год назад. Таким образом, за пять лет в республике число субъектов МСП выросло на 4 тыс. , или на 3,7%, тогда как в 2011 – 2015 годах их рост составлял 23,6%. При этом средних компаний и микроорганизаций за последние два года стало меньше, а малых – несколько больше (рис.

Читать также:  Форум Ассоциации юристов по ликвидации и банкротству

Госпрограммы. Беларусь

Доля организаций МСП в столице выросла за пять лет с 37,9 до 39,9% (табл. При этом в Минске, Минской и Гомельской областях за это время их стало на 10,6; 2,7 и 0,35% больше, то в Витебской, Гродненской, Могилевской и Брестской областях их число уменьшилось на 2,4; 1,84; 1,1 и 0,9% соответственно.

Ряды индивидуальных предпринимателей (ИП) за прошлый год пополнились на 4,9%, или на 12,5 тыс. А за пять лет численность этих субъектов выросла почти на 30 тыс. – до 269,5 тыс. (рис.

Госпрограммы. Беларусь

Из общего числа ИП около 30% работают в столице, причем здесь за пять лет их количество увеличилось на 18,4%. Выросли соответствующие цифры и по пяти областям: Минской – на 24,1%, Гомельской – на 10%, Могилевской – на 9,3%, Брестской – на 5,6%, Гродненской – на 2,1%. А вот в Витебской области ИП стало на 0,12% меньше.

В Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 – 2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23. 2016 № 149, одним из целевых показателей улучшения деловой среды определялось достижение уровня 31,2 юрлица – субъекта МСП и 56,6 ИП на 1 тыс. занятых в экономике. Фактически же получилось 25,8 компании и 62,6 ИП (в экономике республики в декабре 2020 года было занято 4303 тыс. человек).

Место в экономике

Удельный вес валовой добавленной стоимости субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет 26,4%, что гораздо меньше 40%, запланированных в программе (рис. При этом доля средних организаций в ВВП выросла за год с 6,9 до 7,3%, малых – с 9,1 до 10%, микроорганизаций – сократилась с 6,5 до 6%, а ИП – осталась на уровне 3,1%.

Госпрограммы. Беларусь

Не выполнен план и по росту удельного веса выручки субъектов МСП. Этот показатель составил всего 42,2 вместо предусмотренных программой 47,4%. Зато доля МСП в выпуске товаров и услуг за год увеличилась с 23,4 до 24,5%, в промышленном производстве – с 18,4 до 19,8%, а в инвестициях в основной капитал – с 39 до 40,1%.

Ухудшились позиции малого бизнеса в торговле. Так, доля МСП в розничном товарообороте сократилась с 33,1 до 30,8%, в товарообороте общественного питания – с 48,1 до 46,8% (рис. При этом розничный товарооборот субъектов МСП сократился на 0,4%, товарооборот общепита – на 17,2%, а объем платных услуг (без ИП) – на 12,9%. Кроме того, число розничных торговых объектов организаций МСП за прошлый год уменьшилось на 490 – до 24,6 тыс. , а количество магазинов сократилось на 567 – до 23 тыс. В целом торговая площадь магазинов субъектов МСП за год расширилась всего на 3,4% – до 3105,3 тыс. При этом число магазинов, принадлежащих ИП, увеличилось на 1152 – до 18,4 тыс. Количество же торговых мест и торговых объектов, отведенных ИП под торговлю на рынках и в торговых центрах, сократилось до 52,4 тысяч. Это на 4,9% меньше, чем в 2019 году, и на 16,7% меньше, чем 10 лет назад.

Госпрограммы. Беларусь

Неудачным был прошлый год и для внешней торговли, осуществляемой субъектами МСП. Экспорт товаров сократился на 21,1% – до 12,4 млрд долл. , а импорт уменьшился на 14,1% и составил 14,9 млрд. При этом удельный вес субъектов МСП в экспорте за год упал с 47,8 до 42,8%, но в импорте поднялся с 44,1 до 45,6%.

В прошлом году сектор МСП не избежал ухудшения финансовых показателей. В целом его выручка увеличилась в текущих ценах по сравнению с 2019 годом на 1,4% – до 158,1 млрд руб. При этом у организаций она выросла на 2,1%, а у ИП сократилась на 6,2%. Можно подсчитать, что в сопоставимых ценах выручка МСП снизилась на 7,9% (с учетом индекс-дефлятора ВВП 110,1%).

В то же время чистая прибыль организаций МСП в текущих ценах уменьшилась с 7,42 млрд до 5,29 млрд руб. – на 28,7% (в сопоставимых ценах на 35,2%). Правда, средние предприятия смогли увеличить прибыль на 10,2% (т. удержаться на уровне 2019 года в сопоставимых ценах), но у малых организаций она сократилась в текущих ценах на 19,5%, а у микроорганизаций обвалилась в 2,5 раза. В отдельных сферах деятельности результаты еще хуже. В частности, у строительных организаций чистая прибыль уменьшилась на 40%, торговых – на 30,9%, транспортных – в 1,9 раза (в том числе у микроорганизаций – в 3,4; 3,2 и 6,4 раза соответственно), в сфере профессиональной, научной и технической деятельности – на 30%, административных и вспомогательных услуг – в 4,3 раза, здравоохранения – в 2,7 раза. Операторы недвижимости, организации, оказывающие услуги по временному проживанию и питанию, в сумме понесли чистый убыток. Благополучнее других оказались IT-компании, у которых чистая прибыль выросла на 28%.

Читать также:  До 2020 года государство будет финансировать экономические инновации и развитие. Информацию о государственных программах можно найти в программе помощи государственному бюджету. Государственные программы. Официальный сайт государственных программ Российской Федерации

Удельный вес убыточных компаний МСП увеличился с 20,1% от общего числа в 2019 году до 22,3% в 2020-м, причем у малых организаций – с 19,1 до 23,5%, микроорганизаций – с 20,4 до 22,4%. Только в сегменте средних компаний доля убыточных сократилась с 14,5 до 14,4%.

Для сравнения: выручка крупных предприятий в прошлом году прибавила 7% в текущих ценах, чистая прибыль сократилась на 35,2%, а удельный вес убыточных организаций вырос с 13,6 до 15,1%. Но частники, которых большинство среди МСП, в условиях кризиса без колебаний оптимизируют свою деятельность, отказываются от невыгодных проектов и сокращают затраты. В результате рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг организаций МСП поднялась за год с 8,3 до 10,1%, а рентабельность продаж – с 6,9 до 8,2% (в целом по республике – с 8,7 до 9,6% и с 7 до 7,7% соответственно). В частности, рентабельность продаж средних организаций возросла с 6,9 до 7,9%, микроорганизаций – с 9,2 до 11,1%, малых – с 5,7 до 7,7%.

В приведенных данных не учитываются финансовые результаты малых организаций и микроорганизаций, применяющих упрощенную систему налогообложения без ведения бухучета.

Долговые проблемы решаются в сегменте МСП, судя по данным статистики, относительно успешно. Так, дебиторская задолженность организаций МСП сократилась за прошлый год с 33,3 млрд руб. до 31,5 млрд, кредиторская – с 40,04 млрд до 36,3 млрд. Выросла только задолженность по кредитам и займам – с 33,96 млрд руб. до 35,7 млрд. В то же время просроченная дебиторская задолженность МСП снизилась с 4,38 млрд до 3,8 млрд, кредиторская – с 4,53 млрд до 3,52 млрд, а просроченная задолженность по кредитам – с 1,77 млрд до 1,37 млрд руб.

По данным МНС, сектор МСП принес в прошлом году бюджету 7656 млн руб. – на 8,5% больше, чем в 2019-м. При этом удельный вес субъектов МСП в налоговых поступлениях казны за год вырос с 26,3 до 28,3%. Таким образом, налоговая нагрузка как отношение уплаченных налогов к выручке увеличилась за год с 3,7 до 4,8%. И если в 2019 году организации МСП отдали в бюджет 87% прибыли, то в прошлом – 132,8% (без учета отчислений в ФСЗН).

Для сравнения: налоговые поступления крупных плательщиков* за 2020 год меньше таковых за 2019-й на 7,3%, а их доля в доходах бюджета, контролируемых МНС, снизилась соответственно с 37,2 до 34,2%.

Средняя численность работников организаций МСП за прошлый год уменьшилась на 3,9% – до 1146,2 тыс. человек. Это пятилетний минимум. Всего в малом бизнесе за год сократилось 46,7 тысячи рабочих мест – в основном в микроорганизациях. В придачу количество внешних совместителей организаций МСП уменьшилось на 22,2%, или на 9,2 тыс. человек, а работающих по гражданско-правовым договорам стало всего на 1% больше – 900 человек. Отчасти этот спад был компенсирован ростом числа ИП – плюс 12,5 тыс. за год  и привлекаемых ими наемных работников – плюс 1,2 тыс. , или 1,7%. Но в целом удельный вес сотрудников организаций МСП, индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике республики достиг всего лишь 34,7% вместо запланированных в программе правительства 39,6%.

Таким образом, малый бизнес оказался не в состоянии ни поглощать высвобождаемый избыток работников из госсектора, ни наращивать предложение подработки для тех, у кого есть на нее время и желание. Хотя, возможно, такая задача больше не стоит. В целом списочная численность работников за год в республике уменьшилась на 1%, численность занятых в экономике – на 0,7%, а безработица, как сообщает Белстат, сокращается как по национальным критериям, так и по правилам МОТ. К тому же контролирующие органы подозревают, что тенденция увеличения количества ИП и уменьшения штатной численности работников в частном секторе связана, прежде всего, с применением схем уклонения от налогов.

Остается добавить, что номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников организаций МСП составила в прошлом году 1269 руб. Это на 17,7% больше, чем в 2019-м. Для сравнения: в среднем по республике зарплата за тот же период равнялась 1254,60 руб. (плюс 14,8%). При этом в малых организациях она достигла 1374 руб. (плюс 13,1% в текущих ценах), в средних – 1355 (плюс 18,2%), а в микроорганизациях – 990 руб. (плюс 22,7%). Получается, что в секторе МСП номинальная зарплата тоже растет гораздо быстрее выручки и производительности труда.

* К крупным плательщикам относятся организации, имеющие выручку за предыдущий год не менее 180 млн руб. , у которых сумма налогов за прошлый год или разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС по реализации превышает 14 млн руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *