Создание Доступной среды
- Даже без знания языка можно понять сообщение, которое с помощью рисунка предостерегает — впереди мокрый пол.
- В универсальной кабинке лифта кнопки должны быть объемными и расположенными на уровне, доступном для всех, в том числе для человека небольшого роста или в коляске. Необходимо чтобы информация на кнопках дублировалась шрифтом Брайля.
- Интуитивно понятная раскладка товаров в супермаркете, одежды в магазине или дома улучшает ориентирование на месте и экономит время для поиска необходимой вещи.
- Представление информации в виде символов, например пиктограмма или инфографика, способствуют ее быстрому пониманию и эффективному усвоению.
- Дизайн изделия, конструкции, услуги интуитивно понятный и соответствует ожиданиям пользователей (например, не нужно задумываться, за какой поручень взяться в автобусе, поскольку это происходит интуитивно).
- Фокусировка внимания пользователя на важнейшей информации.
- Различные виды пиктограмм.
- Простая и понятная инструкция по пользованию прибором.
- Карта местности, которая является максимально понятной для всех благодаря использованию пиктограмм, читабельного шрифта и интуитивному упорядочению информации.
- Четкие и интуитивно понятные кнопки управления на производстве, в отелях, на бытовых товарах и др.
- Оптимальная и удобная раскладка продуктов и товаров в супермаркете.
- Ценники, которые, кроме названия и цены (большими буквами), также содержат изображение товара.
Популярное то, что интуитивное
Мировые производители постоянно стремятся сделать смартфоны и другие средства связи простыми и интуитивными в использовании. Например, благодаря использованию красного и зеленого цветов понятно, как отклонить или принять звонок.
Глава 4. Городское пространство
В этом разделе мы приведем примеры отечественного и зарубежного обустройства городской среды по программе «Доступная среда», которое комфортно для всех жителей.
Городской транспорт
В предыдущих главах мы показывали, как создать архитектурную доступность, сейчас говорить о транспортной доступности. При обустройстве доступности нужно работать комплексно. Недоступность транспорта — один из самых серьезных барьеров, стоящих перед людьми с инвалидностью.
Транспорт должен быть оборудован внешними звуковыми информаторами номера маршрута и остановок маршрута, текстовыми и звуковыми системами в салоне для обязательного объявления остановок. Это касается как произведенного в России, так и завезенных из-за границы транспорта.
Адаптированный, низкопольный доступный общественный транспорт.
Современный транспорт делают с заниженной посадочной площадкой и без ступенек на входе. Это позволяет человеку с инвалидностью или временно травмированному свободно зайти в салон, не тратя дополнительные силы и без посторонней помощи, особенно если говорить о старых троллейбусах с несколькими ступеньками на входе.
Автобус
В троллейбусах и автобусах нового типа разработчики устанавливают откидную платформу для людей на инвалидных колясках и родителей с детскими колясками. Такие пандусы могут быть посередине салона или у водительской двери. Ширина откидной платформы должна быть не менее 800 мм, а наклон на тротуар высотой 150 мм не более 12%.
Для удобного ориентирования людей с нарушением зрения элементы в салоне выделяются контрастно. Также в обязательном порядке наличие отдельного места для пассажира с инвалидностью, где он может находится. Специальная зона должна быть шириной не менее 750 мм и длиной не менее 1300 мм для каждого пассажира в инвалидной коляске со специальным креплением.
В некоторых моделях откидной платформы нет, поэтому важно обозначать общественный транспорт пиктограммой — доступ для людей с инвалидностью, причем как изнутри, так и снаружи.
Городские автобусы удобны тем, что они, в отличие от троллейбусов, не зависят от электроснабжения.
Особенно важен низкопольный транспорт на междугородных сообщениях. В России сейчас действует несколько предприятий ЛИАЗ, КАМАЗ которые выпускают автобусы междугородного сообщения низкопольного исполнения.
Специально отведенное место располагается у средней двери автобуса.
Минимальная ширина всех дверей 900 мм, что обеспечит доступ к транспортному средству пассажиров на инвалидных колясках.
если таких пассажиров нет, то отбрасываются сложенные сидячие места для других пассажиров.
По заказу специализированные предприятия могут переоборудовать имеющиеся автобусы междугородных маршрутов.
Зарубежные модели автобусов комплектуются подъемными платформами.
Платформа подъемника должна быть шириной не менее 800 мм, а длиной — 1200 мм и должна поднимать груз весом не менее 300 кг.
Трамвай
Низкопольный трамвай серии «Витязь»
Широкие двери и низкий уровень пола по всей длине вагона создает удобство для посадки-высадки пассажиров, особенно детей и людей на инвалидных колясках.
Но каким бы ни был доступный транспорт, он будет бесполезным без доступных остановок. Они должны быть обозначены желтой тактильной плиткой и тактильными направляющими для людей с нарушением зрения за 80 см до края бордюрного камня.
В случае наличия препятствий, подход к остановке должен быть оснащен наклонными заездами для родителей с детскими
колясками и людей на инвалидных креслах.
Остановка общественного транспорта
На всех пешеходных переходах нужно обустроить понижение для полого съезда и пересечения дороги. А на всех регулируемых переходах обустроить звуковое сопровождение светофора.
Для ориентации людей с нарушением зрения устанавливаются мнемосхемы, что позволяет проще ориентироваться в пространстве. С помощью азбуки Брайля на карте прорисована схема местности с указанием названия остановок, адреса, пешеходного перехода. Также мнемосхема позволяет прослушать аудиоинформацию о местонахождении различных учреждений, о маршрутах общественного транспорта, об интервале движения трамваев и автобусов. Эта же информация дублируется и на информационном табло.
государственной программы «Доступная среда» остановки общественного транспорта обязательно должны быть обеспечены схемами маршрутов и расписаниями движения
Дополнительным средством передвижения для людей на инвалидных колясках может стать городская служба перевозки, которая работает в режиме доставки приезжает к самому дому.
Каждый человек должен получить возможность выбирать тот транспорт, который ей наиболее удобен. К примеру такси также могут быть доступными.
Метрополитен
Обеспечение доступности метро примере различных метрополитенов
Для велосипедов выделены отдельные части вагонов и специальные места с креплениями.
Ступеньки оборудованы одиночными рейками для подъема-спуска велосипедов.
Все подземные, эстакадные станции оборудованы лифтами и при необходимости оборудованы пандусами
Кроме стандартных эскалаторов, на выходе со станции установлены подвижные наклонные ленты типа траволаторов.
Выход из метро обустраивают подъемными платформами по ступенькам, а сами лестницы оборудованы нескользящими резиновыми накладками.
Также есть дублирование тактильной разметкой для слабовидящих или незрячих.
Кроме стандартных турникетов, на всех выходах есть хотя бы один расширенный.
В случае чрезвычайной ситуации для выхода из каждой станции метро предусмотрены специальные двери.
Ориентироваться помогают различные навигационные схемы.
Железная дорога
Сейчас появляются новые скоростные поезда типа «Сапсан» с современным оборудованием и курсируют традиционные составы, с привычными для нас вагонами. В этом разделе мы расскажем как быть в разных ситуациях. Стремимся к идеалу, поэтому опишем условия, которые позволяют человеку с инвалидностью путешествовать без посторонней помощи или использовать минимальную помощью с стороны персонала.
Края платформы должны быть обозначены тактильной и контрастной разметкой, которая должна быть предупреждением для людей с нарушением зрения.
Подземные и наземные переходы маркируются разметкой на начальной и последней ступеньках. Также для контраста (как на фото) выделяются перила.
Такие переходы должны обустраиваться пандусами или подъемниками, лифтами для перехода людей на инвалидных колясках и родителей с детскими колясками.
На каждой станции должны быть мнемосхемы плана помещения, дублированные шрифтом Брайля и выпуклыми надписями для людей с нарушением зрения. На выходе и входе в здание вокзала необходимо установить звуковые маяки для ориентирования людей с нарушением зрения.
И не забыть о турникетах. Должна быть установлена желтая тактильная разметка, направляющая человека на один из турникетов обязательно с широким проходом, для удобства лиц с детскими или инвалидными колясками и для пассажиров, которые имеют большой багаж.
По всей станции должен быть свободный доступ. От кассы к месту хранения вещей.
Билетная касса должна иметь заниженную стойку и индукционную петлю для слабослышащих и глухих пассажиров, это важно не только для того, чтобы кассир и пассажир видели друг друга, но и для того, чтобы пассажир с инвалидностью на мониторе заказа видел данные, которые вносит кассир.
Чтобы попасть в вагон используют дополнительное устройство. Если платформа на уровне входа в вагон , используют откидной или переносной пандус.
Если платформа гораздо выше входа в вагон, то применяют подвижные подъемные платформы или подъемники в вагонах поезда.
В середине вагона рядом с обычными местами должно быть место отведено для инвалидного кресла или детской коляски.
Или оборудовано специальное купе.
Санузел должен обеспечивать место для маневрирования инвалидной коляске и вспомогательные перила.
Аэропорт
Здание аэропорта имеет доступный туалет, выделенное место для пассажиров с инвалидностью и обученную группу сервиса. Для посадки на самолет используется рукав коридор или амбулифт
Зоны отдыха в городской среде
Продуманное городское пространство поможет привлекать к досугу максимально широкий круг жителей
Парковая зона рассчитана для пеших прогулок, на велосипеде, с детскими колясками или прогулок на
инвалидной коляске. Пространство удобный для каждого. Пространство, которое позволяет гулять, ходить, ездить
Места для пикника или дружеских посиделок, где есть место для человека в инвалидной коляске или такой
вариант функциональной лавочки.
Прекрасный пример пространства, ориентированного на всех — фонтанчики питья воды. Элементы Доступной среды для
людей с инвалидностью удобные для всех.
Общественные туалеты в парке или городе. Необходимая вещь для каждого.
Зоопарк, где родители с инвалидностью могут гулять с детьми.
Спортивная школа, или стадион, где проходят различные игры — везде необходимо создавать доступное
пространство по программе Доступная среда.
Детские площадки, в которые включены элементы доступности .
Рядом могут стоять информационные стенды с азбукой
Дактиль для понимания детей с нарушением слуха
Зоны у воды, на пляжах являются местом отдыха и для людей с инвалидностью. Примеры обустройства пандуса к пляжу и спуска к воде.
Для людей с нарушением зрения можно контрастно обозначить место входа в воду.
Ориентироваться в городе, помогут разнообразные карты (тактильные, визуальные, с голосовым оповещением)
Это может быть карта города или карта в парке отдыха
3D карта объектов с дублированием шрифтом Брайля
Система информационных пиктограмм
А подсветка пешеходного перехода удобное для человека с нарушением зрения и обычного пешехода, так же, как и голосовое оповещение светофора.
Отдельные элементы доступности для различных зданий.
Карта в музее с дублированием надписей шрифтом Брайля .
3D модель объекта для незрячих посетителей
Экспонат в музее. Информационный стенд с дублированием шрифтом Брайля и аудиоописанием экспоната
Информационный стенд с объемным планом объекта и дублированием надписей шрифтом Брайля
Меню дублированное шрифтом Брайля
Банкомат с функцией озвучивания действий для людей с нарушением зрения.
Раздел 5. Доступная среда
Опыт сотрудников нашей компании позволяет разработать проектную документацию, рассчитать стоимость, составить смету, правильно оценить потребности, разработать решения, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы.
Вам необходимо лишь ознакомиться с ассортиментом и ценами раздела Доступная среда: оборудование и связаться с нами любым удобным для Вас способом, всю остальную работу мы возьмем на себя.
Компания «Доступная Среда» ООО реализует комплексные проекты с учетом разумной стоимости и безопасности, в соответствии с требованиями ГОСТ и СанПиНа РФ.
ГБОУ Школа № 830, Москва, Россия
Проспект Паулиста, Бразилия
Baldwine Residence, Сиэтл, США
Egebakken, Нодебо, Дания
Siple House, Северный Ванкувер, Канада
Taubate House, Таубате, Бразилия
«Access Living» Чикаго, Иллинойс, США
Первое инклюзивное отделение Сбербанка, Киев
Здание администрации, Брумундал, Норвегия
Музей Тараса Шевченко, Киев
Центр драматического искусства, США
Центр Nalagaat, Израиль
Комплекс Casa del Jazz, Италия
Театр Mind the Gap, Великобритания
Скоростной трамвай в Бордо, Франция
Линия метрополитена «Нанакума», Япония
Копенгагенский метрополитен, Дания
Скоростной трамвай, Киев
Международный аэропорт, Киев
Аэропорты Оттава и Ванкувер, Канада
Сад больничного отделения, Англия
Сад больницы «Kansai Rosai», Осака, Япония
Школа сестер-фелицианок и Святого Сердца, США
Школа «Hazelwood», Глазго, Шотландия
Колледж Рэдклифф Кембридж, США
Школа «Forbush», Хант-Вэлли, США
Британский Совет, Киев
Детская площадка «Kids Together», США
Центр им. Одюбона, Велфлит, США
Раздел 3. Внутри здания
При обустройстве тамбуров, или коридоров, которые отгорожены стенками, следует учитывать площадь для маневрирования инвалидных кресел. Глубина тамбуров и тамбур шлюзов должна быть не менее 1,8 метра, а в жилых домах — не менее 1,5 метра, ширина — не менее 2,2 м.
Коридоры и проходы должны быть свободными от физических и визуальных барьеров и иметь ширину, котораяпозволяет прохождения двух инвалидных колясок бок о бок. И в случае необходимости следует обеспечить свободное движение к путям эвакуации людей из здания. Свободная ширина коридора должна быть не менее 1,50 метра (желательно 1,80 метра), что позволит свободно перемещаться одновременно двум людям в инвалидных колясках или сделать поворот на 180 ° в одной коляске.
В местах, которые мало используются, или в условиях ограниченного пространства, ширина коридора может быть до 1,50 м, но не менее 0,90 м для поворота инвалидного кресла на 90 °.
Ширина коридора должна позволять человеку в инвалидной коляске двигаться через все двери, расположенные вдоль коридора.
Коридоры должны изготавливаться из не скользящего покрытия, а если уложено ковровое покрытие, то оно должно плотно прилегать к поверхности, и быть закреплено по краям, чтобы не мешать движению. Толщина покрытия ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса. Любые изменения уровня поверхности, превышающих 25 мм, должны сочетаться пандусом или уклоном.
Важно обеспечить свободное движение во все помещения здания. Для этого нужно по возможности избегатьпорогов в дверных проемах. Если такой возможности нет, высота порога должна быть не выше 2,5 см.
Тактильная плитка и индикаторы
Перед ступеньками или лестницей в помещении укладываются тактильная плитка с конусообразными рифами, тактильные индикаторы и контрастные метки для людей с нарушением зрения.
Тактильные индикаторы, расположенные на полу, позволяют людям с нарушением зрения самостоятельно ориентироваться в помещении .Каждый указатель выполняет свою функцию и помогает выбрать направление движения или предупреждает обопасных объектах.Тактильная плитка обладает высокими эксплуатационными характеристиками:
- высокая степень влагозащищенности;
- обладает устойчивым противоскользящими свойствами даже при попадании жидкости на пол.
Возможные размеры модуля тактильной плитки:
- 300 x 300 миллиметра
- 500 х 500 миллиметра
- 2 миллиметра (Поливинилхлорид)
- 2 миллиметра (ТПУ)
Там, где применение тактильной плитки нерационально или невозможно, особенно внутриздания, тогда используются тактильные индикаторы — стальные полосы и конусы.Высота тактильного индикатора:
- 5 миллиметра (Поливинилхлорид)
- 7 миллиметра (ТПУ)
Внутренние двери
Требования к обустройству внутренних дверей такие же, как и к внешним:
Двери должны, открываться в сторону, противоположную от пандуса.
Ширина дверных полотен должна быть не менее 0,9 м.
Расстояние между дверями, которые идут друг за другом должно быть не менее 150 см.
Решетка, ячеистый коврик или щетка для вытирания ног перед входом в здание или в тамбуре перед входной дверью не должна создавать помехи.
Для защиты нижней части дверей следует установить противоударные защитные пластины высотой 0,30 — 0,40 метра (это особенно важно, если двери стеклянные).
Низкие окна в двери позволяют увидеть людей, которые приближаются с другой стороны, поэтому нижний край окна не должен располагаться выше 1 метра над уровнем пола.
Полностью стеклянные двери должны быть видимыми, для этого их необходимо маркировать желтой полосой на высоте 1,40 метра или 1,60 метра.
Вся дверная фурнитура, в частности дверные ручки и поручни, должны легко открываться одной рукой. Ручки следует размещать на высоте 0,90 — 1,20 метра над уровнем пола.
Чтобы дверь было удобно закрывать людям в инвалидных колясках, ее следует оборудовать специальной дополнительной ручкой, за которую можно тянуть и закрыть двери в любом положении. Ее следует размещать на уровне 0,90 — 1,20 метра над полом.
Внутреннее обустройство
Чтобы помочь посетителю или клиенту сориентироваться в пределах здания или помещения используют систему ориентиров и контрастность цветов. систему ориентиров обеспечивают по счет:
- пропорции символов в надписях;
- формата и дизайна.
Важно, чтобы буквы и символы обозначения / знака были контрастными, выделялись на общем фоне и легко различались.
Обозначения, информируют о назначении комнаты, кабинета или ее номера (в том числе международные символы) должны располагаться на уровне между 1,40 метра или 1,60 метра и дублироваться шрифтом Брайля для информирования людей с нарушением зрения.
Для того, чтобы табличку было видно даже при открытых дверях, ее следует размещать на дверной раме или прилегающей стене, но не на самих дверях .
Визуальная доступность
Использование контрастов поможет посетителю быстрее сориентироваться в помещении и понять направление движения.
Систему контрастов используют в помещениях, имеющих повороты, для того, чтобы указать направление к дверному проходу, местоположения включателей / выключателей, входные двери и тому подобное. Для облегчения определения маршрута на стыке напольных покрытий используют различные цвета или направляющие полосы вдоль стен, которые дополняют систему навигации.
Система информационных обозначений поможет сориентироваться как человеку с инвалидностью, так и посетителю, который не понимает языка, а также любому обычному человеку .
Световой маяк дверного проема:
Во всех объектах общественного назначения должна быть визуальная информация о расположении мест, приспособленных для людей с инвалидностью.
План помещения, расписания, графики работы и информационные панели должны располагаться на
высоте 0,90 — 1,80 метра и должны дублироваться шрифтом Брайля.
В бюджетных учреждениях план помещения, эвакуационный план должен быть визуально доступным, для этого используют мнемосхемы.
Также важно учитывать пределы досягаемости человека, который передвигается на инвалидной коляске. Зона досягаемости такого человека ограничена из-за его сидячего положения, а также из-за колеса и подножки коляски, ограничивая ей доступ к углам помещений, рабочих мест и выключателей. Поэтому важно учитывать досягаемость при обустройстве различного оборудования.
Регистрационные столы, стойки в кафе, информационные справочные столы в библиотеках и т.д. являются лицом учреждения и оставляют первое впечатление.
Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к регистрационной стойке для людей, которые передвигаются в инвалидных креслах, столешница регистрационной стойки должна возвышаться над уровнем пола не менее чем на 0,75 метра и не более 0,90 метра (нижний край должен располагаться на высоте минимум 0,70 метра).
Под регистрационной стойкой следует предусмотреть пространство для ног — не менее 0,60 метра в глубину.
Также в проекте нужно учесть пространство, необходимое для маневрирования посетителю на инвалидном кресле перед регистрационной стойкой / столом (1,50 х 1,50 метра).
Вся представленная в регистратуре информация должна быть доступна для незрячих и слабовидящих людей.
Для слабослышащих посетителей на стойках регистрации, в окнах касс метро, вокзалов, аэропорта должна быть установлена «Система информационная для слабослышащих»
Всем категориям людей необходимо обеспечивать комфортное получение информации / услуг посредством специализированных информационных терминалов для людей с ограниченными возможностями и специальным ПО для слабовидящих — программа экранного увеличения и контрастные цветовые режимы, слабослышащих — установлена индукционная петля.
Если в заведении есть места для ожидания, то нужно позаботиться о том, чтобы в зоне ожидания были сиденья со спинкой, поручнем и держателем для костылей.
Как долго может гореть зеленый свет светофора?
Есть разница между тем, как быстро переходит дорогу спортивный молодой человек, пожилой человек с тростью или мама с малолетним ребенком. Однако обычно продолжительность перехода улицы вычисляют по времени, которое тратит здоровый, сильный человек. Концепция Доступной среды предполагает учет того, что для перехода через дорогу требуется разное время разным группам людей (пожилым людям, родителям с маленькими детьми, людям на костылях и т.д.). Таким образом, отведенное время должно охватывать потребности всех.
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной Среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом
Оборудование и программное обеспечение
Из этой статьи вы узнаете, когда и почему появилась Государственная программа «Доступная среда», какие технологии существуют для доступа к информации, а значит к образованию и трудоустройству для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа доступная среда
Благодаря семи принципам программы вещи, пространство, услуги, взаимодействие между людьми становятся удобными, безопасными, доступными:
- Равенство и доступность использования
- Гибкость использования
- Простота и интуитивность использования
- Доступно изложенная информация
- Терпимость к ошибкам
- Малые физические усилия
- Наличие необходимого размера, места, пространства
Доступную среду для инвалидов также называют Безбарьерной или Инклюзивной Средой, средой для всех, а также средой на все случаи жизни. Это не определенный стиль окружающей среды, а ориентировка на все процессы, в основе которых лежит ответственность перед опытом пользователя. Она имеет сходные черты с движением «зеленой» среды, которая также предлагает принцип решения проблем проектирования на основе базовых ценностей экологической ответственности.
Доступная среда и универсальный дизайн можно легко назвать двумя сторонами одного процесса, но на разных стадиях развития. «зеленый» дизайн фокусирует внимание на экологической устойчивости, тогда как Доступная Среда – на социальной.
Вы можете купить товары и оборудование для реализации Доступной Среды для инвалидов и использовать примеры в сфере строительства и архитектуры. Представленные материалы подготовлены для широкой аудитории. Этот официальный сайт создан, в первую очередь, сотрудников бюджетных учреждений, преподавателей, для практиков — проектировщиков и других сторон, вовлеченных в проекты в строительной сфере, начиная от частных лиц и заканчивая государственными учреждениями.
Каждый пример использования Доступной среды включает в себя описания особенностей универсального дизайна проекта, оценки, фотографии, изображения и информацию о команде, которая его спроектировала и построила. Учимся жить вместе с доступной средой. Комплексно оборудуем учреждения здравоохранения, образования и культуры, общественные места, транспорт, коммерческие здания, жилье, общественные здания, заведения для охраны исторических объектов и религиозные учреждения. Богатые тематические примеры сопровождаем наглядными материалами. Сайт предоставляет несколько способов поиска тематических примеров и специализированного оборудования.
Каждый, кто планирует построить новую школу или купить оборудование для инвалидов в медицинский центр, восстановить исторический или культурный объект, установить поручень, подъемник или пандус для инвалида, сможет легко получить соответствующую информацию и готовые решения, спроектированные для потребностей всех людей.
Доступная Среда – это философия, которая предполагает проектирование продукции, оборудования, товаров и среды, заботясь о ее доступности и удобстве для как можно большего количества людей. Часто говорят, что Доступная Среда применяется для удобства маломобильных групп населения. В свою очередь, термин «маломобильные группы» часто употребляют как синоним понятию «люди с инвалидностью», что на самом деле не так, ведь люди с инвалидностью — лишь одна из категорий маломобильных групп.
Согласно официальному определению, которое содержится в Государственных строительных нормах «Здания и сооружения: доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» маломобильные группы населения — люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве”. Таким образом, под данную категорию подпадает довольно большая часть населения. По данным из различных источников составляет от 30 до 50% всего населения.
К маломобильным группам населения относятся:
- Беременные женщины;
- Дети до 7-ми лет;
- Лица, сопровождающие малолетних детей;
- Люди почтенного возраста;
- Люди с инвалидностью;
- Люди с постоянными и/или временными функциональными нарушениями (физическими, сенсорными, психическими, умственными);
- Люди, которые получили временную травму или заболевают;
- Люди с нестандартными размерами тела: значительно большей или меньшей средней массой тела, низкого или высокого роста;
- люди, которые в течение определенного времени могут быть невнимательными (например, под влиянием стресса).
Ограничение мобильности или функциональные ограничения могут быть связаны с физическими особенностями человека — инвалидностью, детским или пожилым возрастом, а могут быть связаны с временными состояниями — беременность, стресс, болезнь, травма. То есть могут быть постоянными (которые не будут меняться со временем) или временными (например, человек, который заболел, через некоторое время выздоровеет).
Так же, ограничение может быть вызвано отсутствием опыта или знания. Например, турист, в стране, в которой говорят на другом языке или имеют другие правила. Без посторонней помощи, если нет универсальных понятных отметок и указателей, человеку будет трудно сориентироваться в городе или воспользоваться общественным транспортом. «Где купить билет на автобус?», «Что означает эта надпись?», «Как добраться до метро?», — все эти вопросы будут возникать у человека, если городская среда не соответствует принципам Доступной среды и универсального дизайна.
Неудачно сконструированные помещения, или предметы могут создавать неудобства для определенных категорий и, тем самым, делать их маломобильными. Так дети и люди с малым весом часто не могут самостоятельно воспользоваться лифтом, ведь их веса недостаточно для того, чтобы лифт начал движение. Или людям, которые перемещаются с помощью инвалидного кресла и детям неудобно обращаться к людям за высокой регистрационной стойкой.
Чтобы лучше понять кто такие маломобильные группы населения, рассмотрим три их основные общие признаки:
Трудности при перемещении
Функциональные нарушения, в частности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, требующих применения вспомогательных средств, что затрудняет передвижение. Плохое самочувствие, болезненное состояние, стресс приводит к тому, что человек становится невнимательным. Также трудности в передвижении испытывают беременные женщины на последних месяцах беременности, те, кто сопровождает маленьких детей. Неудобная обувь, высокие и тонкие каблуки также могут быть причиной трудностей в перемещении.
Необходимость социальной поддержки
Маломобильные группы населения являются более уязвимыми по сравнению с другими людьми, ведь сложности, которые они испытывают в связи со своим состоянием и неприспособленной городской среды, очень часто делают их зависимыми от помощи или терпимости окружающих. Именно поэтому, все должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить условия для независимого пользования всеми.
Повышенный риск дискриминации
Часто в общественных местах можно стать свидетелем нетерпимости к людям с признаками маломобильности. Причинами этого в основном являются неприспособленность городской среды. Например, часто можно заметить раздражение, вызванное тем, что люди с ограниченной мобильностью задерживают транспорт или создают там неудобства, хотя, при правильном планировании, с учетом потребностей всех пользователей, а именно применении принципов Доступной Среды и универсального дизайна, все могут чувствовать себя комфортно.
Каждый из нас в определенные периоды жизни был или может быть маломобильным, поэтому Доступная Среда и универсальный дизайн — это необходимость и удобство для всех.
Доступная среда живем вместе
Универсальные решения в общественных пространствах:
- Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах облегчают преодоление больших расстояний, особенно для путешествующих с багажом.
- Выключатели на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка, также является примером Доступной среды.
- Двери имеют ручку, расположенную на удобной высоте для каждого человека (в том числе для ребенка или человека в инвалидной коляске), а также не являются тяжелыми для открытия, то есть не требуют больших физических усилий.
- Вокзал или аэропорт должны быть удобными и доступными, чтобы даже ребенок самостоятельно и беспрепятственно мог везти свой багаж используя специально расположенные рампы, пандусы и траволаторы.
Пользование устройством или конструкцией не должно требовать от человека больших усилий и не приводить к утомляемости.
- Пользователь максимально эффективно и комфортно пользуется предметом, прилагая минимум усилий.
- Человек остается в удобном для него положении, пользуясь прибором.
- Дизайн минимизирует действия, которые повторяются.
- Необходимость использования длительного физического усилия сведена к минимуму.
- Двери, которые легко открываются (например, человек с пакетами покупок легко может открыть их локтем).
- Включатель на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка.
- Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах, которые облегчают передвижение с багажом между терминалами или в зоне вылета.
- Скамейки в зонах ожидания в метро или на автобусных остановках, в парках, возле магазинов, аптек и т.д.
- Особая форма крышки пластиковой или стеклянной бутылки, которая делает открытие более удобным.
Раздел 1. Территория:
Раздел 2. Вход в здание:
Раздел 3. Внутри здания:
Раздел 4. Городское пространство
Раздел 5. Доступная среда: лучшие работы
Раздел 1. Территория
Собственник здания на всей прилегающей территории должен обеспечить беспрепятственное и безопасное передвижение всем категориям граждан независимо от того, это человек на коляске, с нарушениями зрения, слуха или другими нозологиями.
Тротуар
Ширина тротуара должна быть не менее 1,50 метра — это обеспечивает возможность разминуться человеку на коляске с пешеходом, или же развернуть коляску.
На тротуаре не должно быть лестниц, выбоин, а щели между тротуарных плит или решетками должны быть не более 1.3 х 1.3 см.
Необходимо следить, чтобы лотки для дождевой воды и места пересечения пешеходных путей / тротуары были закрыты решетками. Проходы во дворы, заезды на автостоянки во избежание травм пешеходов должны быть без бордюров, оснащены наклонными съездами, необходимо избежать опрокидывание инвалидной коляски.
Пример опасного водостока
Пешеходная зона
Если на территории или участке есть подземные или надземные переходы, то их необходимо оборудовать пандусами или подъемными устройствами, в противном случае — следует обеспечить наземный проход.
Чтобы обеспечить доступность для людей с нарушением зрения, применяют ориентационные подсказки указатели и контрастные знаки, благодаря чему они помогают незрячим и слабовидящим ориентироваться в пространстве. Рекомендуемые цвета: желтый — красный, белый — синий). Контрасты используют когда необходимо указать направление движения в учреждение, для предупреждения об опасных зонах.
Элементы благоустройства, которые могут оказаться препятствием для людей с нарушением зрения, следует размещать в одну линию вне пешеходной зоны. Рекомендуется использовать такие обозначения: черный и желтый — для обозначения препятствий (например столбов освещения, указательных и дорожных знаков). Для маркировки используются стойкие краски и рельефная тактильная плитка, на цвет которой не влияют погодные условия.
Подходы к зданию, пандус и территория у входа должны быть освобождены от рекламных стоек, мусорных баков и т.п. для свободного передвижения.
Пристройки и оборудование (почтовые ящики, таксофоны, банкоматы, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений, а также элементы зданий, которые выступают, не должны уменьшать пространство для прохода человека с ограниченными возможностями, проезда или маневрирования инвалидной коляски.
Примеры опасных углов. Формы и края подвесного оборудования должны быть закруглены
Вход на территорию или участок следует оборудовать элементами информации об объекте
Места для парковки автомобилей
На открытых автостоянках вблизи учреждений, заведений следует выделять не менее 10% мест (не менее одного места) для парковки транспорта инвалидов.
Размеры: минимальная ширина парковочного места для автомобиля человека с инвалидностью — 3,60 м;
для проезда инвалидной коляски между автомобилями на стоянке необходимо соблюдать интервал от 1.00 м. до 1,50 м.
Места для парковки следует обозначать дорожными знаками парковка для инвалидов, также необходимо нанести знак парковка на дорожное полотно с помощью трафарета и лакокрасочного покрытия повышенной износостойкости.
Во избежание блокировки пандусного съезда, рекомендуем установить ограничитель движения с учетом возможности проезда человека на инвалидной коляске.
Входная группа
Площадка перед входами в здание и сооружение (а также пандусы) должны быть защищены от атмосферных осадков.
Входная площадка должна иметь: навес, водоотвод, а также в зависимости от климатических условий — подогрев.
Важно позаботиться о комфортной входной группе, независимо от того является ли учреждение специализированным для людей с инвалидностью или нет. При обустройстве входной группы обратите внимание на создание достаточного уровня доступности подъездных путей к зданию для маломобильных групп населения.
Двери должны открываться в сторону противоположную от пандуса.
Размер площадки не менее 1,5 х 1,5 м.
Приведенные примеры показывают варианты исполнения
Если высота пандуса менее 15 см, поручни и ограждения можно не ставить.
Для безопасности рекомендуется устанавливать бортики на открытых краях ступеней и пандуса, чтобы костыль, палка или колесо коляски не соскользнули с пандуса или площадки.
Если же высота площадки входа более 15 см она должна быть ограждена, а лестница и пандус иметь перила.
Чтобы обеспечить комфортный подъем по лестнице, нужно придерживаться таких советов.
Ступени одного пролета должны быть одинаковыми.Высота ступеней должна быть не более 15 см, а глубина — не менее 30 см. Не следует использовать ступеньки без вертикальной грани, так как это может угрожать падением.Покрытие ступеней и лестничных площадок должно быть не скользящим, качественно нанесенным, а также простым в уходе.По меньшей мере через каждые 15 ступенек следует обеспечить площадки для людей, которым трудно преодолевать высокие лестничные пролеты. длина такой площадки должна быть не менее 1,50 м.Грани ступенек следует делать контрастными с целью облегчения ориентирования людей с ослабленным зрением.Ступеньки должны быть выделены контрастной ярко-желтой полосой.
Контрастность помогает людям с нарушением зрения ориентироваться, где начинаются ступеньки, а где заканчиваются. Визуально это выглядит так:Тактильная поверхность из рельефной плитки перед первой и последней ступенями поможет человеку с нарушениями зрения при помощи трости выявить препятствие на пути следования (например, бордюр или ступени).Тактильная плитка с конусообразными рифами перед лестничным маршем (сверху и снизу по всей ширине марша) укладывается так:Расстояние от тактильной полосы к краю первой ступеньки — 60 см- это один шаг, чтобы остановиться перед началом лестницы для человека с нарушениями зрения.
Возможность использования металлических тактильных индикаторов
Ширина тактильной полосы должна быть не менее 30 см.
Поручни у лестниц
Перила должны устанавливаться с обеих сторон лестничных пролетов и вдоль лестничных площадок, так как человеку с ослабленной функцией одной руки при подъеме необходим поручень с одной стороны лестницы, а при спуске — с другой.
Если ширина лестницы превышает 2,5 м, следует также установить разделительные поручни посередине.
Двухуровневые перила необходимо располагать на высоте 0.70 и 0.90 метра.
Перила должны быть минимум на 0,30 м длиннее самой лестницы в начале и конце, а также иметь закругленные концы.
Перила крепятся к стене кронштейнами, которые не должны мешать человеку непрерывно держаться за перила.
Все устройства лестничного марша — контрастные разметки, перила, тактильные обозначения — продемонстрированы на рисунке
Внимание! Обозначения первой и последней ступеньки делается с обеих сторон, на границе стыков ступенек.
Тактильные наклейки на поручень в начале и конце помогут ориентироваться человеку с нарушением зрения.
Пандусы
Если есть лестница, то должен быть и пандус или другой альтернативный способ подъема (лифт или вертикальный или гусеничный подъемник для инвалидов). Как минимум один вход в здание общественного использования должен всегда быть доступным, желательно, чтобы это был главный вход.
Существует три варианта проектирования пандусов:
С поворотом на 90 градусов
Двухъярусный пандус или с поворотом на 180 градусов.
Очень важно сделать правильный спуск, поскольку слишком крутой спуск может оказаться опасным и неприспособленным для человека, который самостоятельно передвигается в инвалидном кресле.
Желаемый наклон пандуса составляет 5% (1:20), максимально приемлемый угол наклона — 8% (1:12), опасный — 12% (1: 8).Минимальная ширина пандуса составляет 1,0 м, желательно ширина для зданий общего пользования 1,50 — 2,00 м.Примечание: Для жилых домов и помещений с ограниченной площадью достаточной является ширина пандуса 0,90 м.
Параметры площадки для разворота в начале и конце пандуса:
- 90 ° должны быть не менее 1,3 Х 1,3 метра;
- на 180 ° — не менее 1,3 Х 1,5 метра;
- на 360 ° требуется площадка не менее 1,5 Х 1,5 метра;
- размещается в начале и конце пандуса.
Материал, который используется для покрытие пандуса должен быть прочным, не скользящим и легким в уходе например Мастерфайбр.Контрастная по цветом текстурная маркировочная полоса с минимальной шириной 0,60 м должна размещаться в начале и конце пандуса для того, чтобы оповещать людей с нарушениями зрения о расположении пандуса.Необходимо также обеспечить эффективную дренажную систему с целью предотвращения подтопления площадки обильными атмосферными осадками.
Перила у пандуса
Поручни необходимо устанавливать на пандусах высота цоколя которого выше 15 см. Двухуровневые поручни устанавливаются параллельно поверхности пандуса на высоте 0,9 и 0,7 м, имеют в начале и в конце продолжения длиной не менее 30 см.
Поручни должны заканчиваться плавными закруглениями, их концы следует надежно прикреплять к полу, стене или к стойкам. Поверхность поручня должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса с учетом прилегающих к нему горизонтальных участков.
Подъемники для инвалидов
Ступеньки, которые превращаются в подъемную платформу.
Подъемные платформы внутреннего исполнения:
Лестничный подъемник для инвалидов:
Входные двери
Двери в здание и помещения не должны иметь порогов, а при их необходимости, высота порога не должна превышать 2,5 см;Ручки дверей должны иметь удобную форму, чтобы можно было легко схватить рукой, а также без труда открыть двери движением кисти руки или предплечья.
На входную дверь устанавливаются специализированные дверные ручки для инвалидов
Двери должны, как правило, открываться в сторону, противоположную пандусу. Решетка или резиновый ячеистый коврик для вытирания ног перед входом в здание или в тамбуре входной двери не должен создавать помехи движению.
- Для внешних дверей рекомендуемая ширина составляет 0,90 м.
- Для внутренних дверей такая ширина должна быть не менее, чем 0,85 м.
- Высота дверного проема 2,10 — 2,20 м рекомендована для всех дверей.
Если двери двустворчатые, по меньшей мере с одной из них должно быть 0,85 м для того, чтобы человек в инвалидном кресле смог проехать сквозь неё, не открывая вторую створку.
Панели управления должны иметь рельефные кнопки, а высота расположения кнопок 90 — 110 см, то есть в зоне доступности человека с инвалидностью. Задержка времени действия сигнала на открывание дверей не должна превышать 15 секунд.
Двери с автоматическим доводчиком должны иметь достаточный интервал открытия-закрытия для того, чтобы через них мог свободно переместиться человек с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Двери могут оснащаться системой автоматического открывания дверей и активироваться:
- контрастными кнопками вызова персонала, расположенными на удобной высоте 0,90-1,20 м;
- активизируются ковриками, которые также служат сигналом о приближении к двери;
- пультом дистанционного управления;
- устройством для ввода карточки, которые расположены за 2,5 метра до двери.
Освещение и другие сенсоры устанавливаются во избежание несчастных случаев.На дверях должен быть указатель, который будет информировать о функции автоматического открывания.
Примечание: Вращающиеся двери не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. При наличии вращающихся дверей, вход должен быть оборудован дополнительными дверями.
Контрастная маркировка (Наклейка желтый круг) для людей с нарушением зрения особенно важен для прозрачных дверей и поверхностей. Такие отметки позволяют понять, что перед вами не пространство, в которое можно идти, а двери.
Что следует знать о программе «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». В результате работ колоссального масштаба, проведенных в структуре нормативно-правового законодательства РФ, было переработано большое количество документов на международном, федеральном и региональном уровнях. В настоящее время система нормативно-правовых актов по организации доступной среды для всех категорий МГН (маломобильная группа населения) довольно обширна.
Важно понимать, что организация доступной среды представляет собой целый комплекс мероприятий. При этом необходимо учитывать потребности всех людей, входящих в маломобильную группу населения (МГН) уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространстве универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Маломобильные группы населения (МГН) — это не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и пожилые люди, беременные женщины, родители с детьми в колясках, сами дети до 7 лет, а также те граждане, которые получили травмы конечностей или имеют в руках тяжелую поклажу. Поэтому все мы в определенный период жизни можем стать маломобильной категорией населения, ведь никто не застрахован от переломов, нарушений функции зрения или наступления старости.
Основополагающими задачами государственной программы «Доступная среда» являются:
- Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество
- Повышение уровня их жизни.
Руководствуясь Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, программа «Доступная среда» реализует на практике основные цели устойчивого развития мирового общества. Эти цели направлены на общее развитие всех стран мира и каждого государства в отдельности.
Государственная программа Доступная среда
Независимо от возможностей восприятия или внешних условий пользователь получает необходимую информацию благодаря универсальному дизайну и правилам государственной программы Доступная среда.
- Благодаря графическим обозначениям в аэропорту каждый человек, даже без знания местного или иностранного языка, может понять, куда нужно двигаться на посадку, как пройти в туалет, кафе и т.д.
- Универсальные карты-схемы метро, информация на которых дублированная шрифтом Брайля, появляются на некоторых станциях метро.
- Буквы, которыми написаны названия улиц, станций метро и т.д., должны быть большого размера, чтобы каждый смог их прочитать.
- Дублирование информации на телевидении различными способами, например на языке жестов или в виде бегущей текстовой строки, расширяет круг зрителей.
- Тактильное покрытие контрастного цвета помогает пешеходам сориентироваться, в какую сторону следует двигаться.
- Информация подана разными способами — визуальный, вербальный, тактильный.
- Важная информация изложена лаконично и максимально понятно.
- Необходимая информация выделена (увеличенный шрифт, определенный цвет).
- Контрастные цвета стен и пола в помещении, которые могут одновременно упрощать ориентирование и указывать направление к входу или выходу.
- Бегущая строка на экране телевизора.
- Понятные пиктограммы в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в магазинах.
- Названия улиц в городах, указываются крупным шрифтом.
- Информация об остановках, которая дублируется — устно и на табло в транспорте (если человек не слышит или едет в наушниках).
- Информация на веб-сайтах, изложенная в доступных форматах (например, новостной портал может дублировать информацию в текстовом, аудио- и видео-форматах; веб-сайт может иметь опцию изменения размера шрифта, отключение цветов с сохранением черно-белого формата для создания контраста и т.п.).
- Доступная для восприятия информация на информационных табло, в объявлениях, на рекламных щитах и тому подобное.
Принципы Доступной среды
- Банкоматы должны быть расположены на разных уровнях и не иметь перед собой лестницы или других препятствий, чтобы быть доступными для всех групп клиентов, в том числе для тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
- Ручка рычажного типа на дверях является максимально удобной для большинства людей, несмотря на возможные функциональные ограничения рук. Двери при этом должны открываться на любую из сторон, и не быть тяжелыми при открытии.
- Наличие лестницы и плоского подъема позволяет выбрать наиболее удобный вариант входа в помещение.
- Наличие лифта рядом с лестницей позволяет человеку выбрать удобный способ подъема.
Доступная среда должна иметь возможность индивидуальных настроек и соответствовать различным вкусам и возможностям пользователей.
- Учитывать потребности и возможности различных пользователей.
- Пользователь самостоятельно выбирает, каким способом воспользоваться услугой или товаром.
- Учитывать, что изделием может пользоваться левша.
- Ручка рычажного типа на дверях, которая является максимально удобной для большинства людей, несмотря на возможные функциональные ограничения рук.
- Автобус с подъемником или выдвижным устройством для заезда.
- Оборудование офисных рабочих мест (например, стулья, столы, которые регулируются по высоте).
- Школьные парты, которые регулируются по высоте.
- Возможность корректировать высоту рабочего стола, стула и т.д.
- Различные варианты входа — лестницы, эскалатор, лифт.
- Возможность приобрести вещи (одежду, еду, билет, лекарства и т.п.) как в точке продажи, так и через Интернет.
Видео по теме
https://youtube.com/watch?v=8kFO_in-yFc%3Ffeature%3Doembed
Безбарьерная среда
Отсутствие лестницы и один плоский вход для всех соответствует концепции Доступной среды. Если сооружение уже построено и невозможно убрать лестницу у входа, то для обеспечения доступности строится пандус.
В доступном общественном транспорте поручни расположены на разных уровнях — для взрослых разного роста и детей. Откидные сиденья для увеличения или уменьшения пространства позволяют, разместиться пассажиру в инвалидной коляске, родителям с ребенком в коляске, людям с большими чемоданами.
Отсутствие лестниц, высоких бордюров и других препятствий в общественных местах создает пространство, доступное всем. Каждый гражданин, независимо от функциональных ограничений имеет право беспрепятственно прогуляться по городу, добраться на работу или к месту учебы.
- Доступная среда обеспечивает равные условия пользования для всех и всегда, когда это возможно. Если невозможно, то надо позаботиться о создании альтернативного варианта.
- Доступная среда избегает какого-либо выделения или «навешивания ярлыков».
- Доступная среда предусматривает безопасность, надежность и неприкосновенность личной жизни.
- Доступная среда является удобным и привлекательным для всех пользователей.
- Отсутствие лестницы к зданию — один плоский вход для всех.
- Вход с раздвижными дверьми в супермаркетах, аэропортах, больницах и других учреждениях коммерческого и общественного назначения.
- Учебные материалы, учитывающие возможности разных детей.
- Информация в доступных форматах на веб-сайтах компаний и организаций, которой смогут воспользоваться различные клиенты.
- Поручни различных уровней в транспорте.
- Стойки различной высоты для клиентов банка, расположение банкоматов на высоте, доступной для каждого человека, в том числе для тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
- Титрование или перевод на жестовый язык новостей и информационных сообщений.
- Возможность выбрать детское, вегетарианское или кошерное меню во время авиа-перелета, посещение конференции, семинара и др.