Государственная программа экология и окружающая среда 2017 2021

О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов см. ФЗ от 05.12.2022 N 466-ФЗ.

Цель национального проекта «Экология» — улучшение экологической обстановки и повышение качества здоровья граждан России. О том, каких успехов удалось достичь при реализации проекта на сегодняшний день и какие вопросы предстоит решить в ближайшем будущем, в авторской колонке рассказывает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.

Цели и структура нацпроекта

Национальный проект «Экология» — это один из национальных проектов России на период с 2019 по 2024 годы. Он был сформирован в 2018 году в соответствии с указом Президента России. Тогда основной задачей стало объединение ключевых направлений реализации государственной политики в природоохранной сфере и обеспечение комплексного организационного подхода, который включил бы в себя методологический и управленческий подходы, бюджетирование и контроль. Все это было сведено в единый принцип проектного управления, поэтому в число нескольких национальных проектов — вошел и национальный проект «Экология».

По своей структуре проект достаточно живой и динамичный: его внутренние федеральные проекты естественным образом трансформируются, их количество меняется. На данный момент нацпроект включает несколько магистральных тем: отходы, вода, воздух и биоразнообразие. По этим направлениям реализуется 9 федеральных проектов:

  • «Чистый воздух»,
  • «Чистая страна»,
  • «Сохранение озера Байкал»,
  • «Оздоровление Волги»,
  • «Формирование комплексной системы обращения с ТКО»,
  • «Организация обращения с отходами I и II класса опасности»,
  • «Сохранение уникальных водных объектов»,
  • «Сохранение лесов»,
  • «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Расширит нацпроект дополнительный новый федеральный проект «Экомониторинг», который предполагает запуск глобальной, всероссийской информационной системы, которая будет собирать и консолидировать данные из государственных информационных ресурсов, многочисленных систем автоматического контроля вредных выбросов и сбросов, наборы открытых данных, что в комплексе позволит сформировать объективную картину состояния окружающей среды в нашей стране.

Работа по федеральным проектам

В рамках реализации экологической госполитики идет последовательная трансформация целей и задач, поэтому вокруг национального проекта создаются дополнительные направления. Например, федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Он направлен на вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. По своей сути федпроект является продолжением проекта «Создание комплексной системы обращения с ТКО»: создаются мощности по переработке ТКО, где отходы перерабатываются, сортируются, из них получают новые материалы, которые повторно используют в экономике страны. Также формируется и новая нормативная база.

В рамках национального проекта «Экология» произошла настоящая реформа природоохранного законодательства: многие акты требовали доработки, что-то создавалось с нуля. При работе над федеральным проектом «Чистый воздух», который имеет большое социальное значение, законодательство очень серьезно трансформировалось: был разработан и принят Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Читать также:  Государственная программа города Москвы на среднесрочную перспективу "Столичное образование" и постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы городского округа Москвы (2012-2020 годы) "Развитие образования в городе Москве (2012-2020 годы)". Развитие образования в городе Москве ("Столичное образование")", согласиться с распоряжением Мэра Москвы Сергея Собянина о выделении бюджетных средств и увеличении финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации

Говоря о постоянных изменениях в рамках нацпроекта «Экология», мы подразумеваем развитие и развитие каждого федерального проекта в частности. Если в начале реализации проекта «Чистый воздух» его география была представлена в 12 крупных промышленных центрах, то сейчас список расширен до 41 города, где будут проведены все мероприятия, необходимые для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Сейчас федпроект «Чистый воздух» работает в 12 городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В рамках программы в городах-участниках развивается экологичный общественный транспорт, модернизируется теплоэнергетическая сеть, проводится озеленение территории для создания естественного фильтра для вредных выбросов

В марте 2022 года действие проекта распространилось еще на 29 городов России.

«Формирование комплексной системы обращения с ТКО»

В рамках реализации федерального проекта по комплексному обращению с ТКО мы наблюдаем дефицит бюджета на строительство инфраструктуры. Одним из основных источников финансирования реформы чистоты является сбор средств за вывоз отходов с каждого из нас. То есть каждый из нас вносит свой вклад в очищение страны от мусора — в 2021 году таким образом было собрано более 180 млрд. рублей.

Вместе с тем, значительные сложности связаны с противостоянием с корпоративным сектором, которые всячески блокируют развитие нового института в России. Речь идет об институте расширенной ответственности производителя (РОП) — дополнительном источнике финансирования для создания системы обращения с отходами, для строительства новых мощностей.

Сегодня это первостепенная задача — обязать бизнес платить за утилизацию упаковки — в этом и состоит суть РОП.

Федеральный проект «Чистая страна» — это ликвидация объектов накопленного вреда. У нас, к сожалению, их огромное количество еще со времен Советского союза, когда активно развивалась промышленность. К таким объектам также можно отнести свалки коммунальных отходов в черте городов.
В рамках проекта все эти объекты выявляются, оцениваются, исследуются на предмет состава отходов, их опасности, и принимаются управленческие решения для ликвидации каждой такой горячей точки. Такая работа ведется достаточно успешно.

Стоит вновь вернуться к разговору о бизнесе. Сегодня на ликвидацию объектов накопленного вреда расходуется федеральный бюджет, который формируется из налоговых поступлений. Это ответственная позиция государства: мы тратим деньги сегодня на чистое и безопасное завтра. Но одного устранения опасных объектов недостаточно, важно избежать ситуаций, когда хозяйствующий субъект, бизнес, предприятие оставляет за собой накопленный вред. И здесь государство пошло на очень радикальный шаг, вписывающийся в идеологию экодиктатуры: сегодня законодательство не позволяет юридическим лицам осуществлять любые имущественные сделки со своими объектами, пока на этом активе будет хоть малейшее загрязнение.

Это достаточно жесткое требование, но именно оно позволит в будущем избежать ситуаций, когда мы будем вынуждены платить за ликвидацию накопленного вреда — накопленного не нами, не государством, а хозяйствующими субъектами.

Отдельный пласт представляют собой водные федеральные проекты, их всего 3: «Сохранение озера Байкал», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов». В рамках каждого реализуются очень схожие мероприятия:

  • прежде всего строительство очистных сооружений, которые позволяют снижать уровень загрязненности водных объектов;
  • укрепление берегов, береговой линии;
  • очистка прибрежных территорий.

В планах правительства после 2024 года вывести все водные объекты в единый проект, где будут решаться все эти вопросы.

Россия — страна номер один по объему лесных массивов. Но, даже несмотря на огромные запасы древесины, использование такого ценного ресурса приобрело угрожающие масштабы. Задача, которая стоит перед федеральным проектом по сохранению лесов, — компенсировать лесозатраты как минимум 1 к 1: одно дерево убыло из оборота — как минимум одно дерево должно быть посажено взамен. Такая работа сейчас ведется, целевые показатели выполняются.

Горизонт планирования экологических задач

Национальный проект «Экология» реализуется до 2024 года, но уже есть понимание, что многие федеральные проекты будут продолжать работу значительно дольше. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» речь уже идет о новом горизонте планирования экологических задач. В документе обозначены амбициозные целевые показатели, например, снижение полигонного захоронения на 50%, сортировка ТКО — 100%.

Помимо этого, появляются программы в результате накопленного опыта. Таким примером может служить федеральный проект «Генеральная уборка», который пока не входит в нацпроект «Экология».

Для страны это совершенно новый подход: поднятие судов, ликвидация заброшенных нефтяных скважин, ликвидация объектов накопленного вреда. По своей сути это расширение действий проекта «Чистая страна».

Открытость экологической информации

Получать достоверную информацию об окружающей среде — право каждого. Важным моментом в реализации нацпроекта является использование принципа открытости. Данные об окружающей среде должны быть доступны и достоверны для граждан. Тратятся значительные федеральные средства, реализуются проектные решения, управленческие решения — это все должно проходить экспертный фильтр и общественную верификацию.

Роль научно-экспертного и общественного сопровождения взяло на себя Российское экологическое сообщество. Давать независимую оценку всему, что происходит, — крайне важно. Потому что принимаются не только управленческие решения, но и технологические, а они должны быть оптимальными, эффективными с точки зрения затрат бюджетных средств и конкурентоспособности, а регулировать такие моменты — это задача экспертов.

При этом хочется обратить внимание региональных властей: не стоит бояться общественников, экспертов, а нужно, наоборот, привлекать их, ведь чем больше будет конструктивной критики и профессиональной экспертизы, тем эффективнее будет реализовываться нацпроект.

Существующая практика показывает, что это действительно идет на пользу: мы оцениваем решения, выезжаем на объекты, задаем вопросы, отвечая на которые, региональные команды повышают свой уровень компетенций. Наша основная общая задача — повышение эффективности реализации нацпроекта «Экология».

Государственная политика в природоохранной сфере направлена на повышение качества нашей жизни. Согласно 42 статье Конституции РФ мы имеем право не только на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии. Повышение информированности всего нацпроекта «Экология» сегодня выходит на качественно новый уровень. Есть множество организаций, которые профессионально этим занимаются, например, Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», их основная задача продвигать, популяризировать все нацпроекты, в том числе и нацпроект «Экология».

Новый федпроект «Экомониторинг» — это, в первую очередь, система информирования граждан. Мы с вами как потребители этой информации, как граждане, ради которых реализуются госполитика, должны понимать и знать, что происходит в нашей стране: чем мы дышим, какую воду пьем, сколько у нас образуется отходов, как государство с этим справляется, какие деньги тратятся, эффективно или неэффективно расходуется госбюджет — мы должны владеть всей этой информацией.

Глобальная цель — движение вперед

Цели, которые ставятся в рамках проекта, достаточно глобальны и амбициозны. Могут возникнуть сомнения, насколько они выполнимы и соизмеримы с текущей ситуацией в стране. И здесь стоит отметить, что большинство из них уже выполняется.

Мы пристально следим за рисками недостижения целевых показателей, и на данный момент по всем проектам таких рисков нет. В любом случае, управленческие команды Минприроды России и регионов достаточно эффективно справляются, если эти риски возникают. Но цели всегда должны быть высокие, амбициозные, чтобы была мотивация двигаться вперед.

По всем направлениям нацпроекта качественные изменения очевидны: во многих городах улучшается качество атмосферного воздуха, очищаются берега и водные объекты, восстанавливается экосистема Байкала, ликвидируются свалки в черте городов.

Все, что запланировано в реализации природоохранной политики, будет выполнено — других сценариев у нас нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *