10 октября 2011
В целях развития образования города Москвы с учетом новых требований к качеству образовательного процесса и социально-экономической сферы города Москвы, и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-ПП «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы» Правительство Москвы постановляет:
Утвердить Государственную программу города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг. ) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (далее — Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
Возложить функции ответственного координатора Программы на Департамент образования города Москвы. Назначить персональным руководителем Программы руководителя Департамента образования города Москвы Калину И.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения Голодец О.
Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг. ) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»
Текст постановления официально опубликован не был
27 сентября 2011 г. на заседании Правительства Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
Возглавил работу над программой Экспертный совет под председательством О. Голодец – заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения. Программу представил И. Калина – министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы. Содокладчиками выступили Я. Кузьминов – российский экономист, общественный деятель, ректор НИУ «Высшая школа экономики» и А. Асмолов – действительный член Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Они поддержали программу и подчеркнули ее особую значимость для столицы. Ниже публикуется стенограмма их выступлений.
Исаак Калина
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы, кандидат педагогических наук, доцент
Департамент образования г. Москвы выносит на рассмотрение проект Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. № 23-ПП «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы», прошла одобрение Правительства Москвы 16 июня и последующее публичное обсуждение. За прошедшие три месяца программа благодаря предложениям и замечаниям экспертного сообщества и коллег – органов исполнительной власти г. Москвы, по нашему убеждению, стала более полной, точной и сбалансированной. Уточненная редакция размещена на официальном сайте Департамента образования и Интернет-портале Правительства Москвы. Несмотря на данные дополнения, основные характеристики программы остались неизменными, поэтому позволю себе остановиться только на ключевых вопросах. Цель программы – создание средствами образования условий для формирования личной успешности детей и молодежи в обществе. Фактически, Москва уже является городом образования. Назову некоторые цифры и факты. Образование – ключевой фактор формирования человеческого капитала города, обеспечения качества жизни москвичей и повышения конкурентоспособности столицы. В настоящее время в Москве функционирует более 5800 образовательных учреждений различных форм собственности и уровней образования. С 1 сентября текущего года:
- в различные формы дошкольного образования вовлечены более 390 тыс. детей;
- сели за парты более 780 тыс. школьников, в том числе 83 тыс. первоклассников;
- приступили к обучению более 110 тыс. учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе почти 90 тыс. обучающихся в колледжах, подведомственных Департаменту образования;
- более миллиона студентов высших учебных заведений учатся в 119 государственных и 179 негосударственных вузах.
Только в учреждениях, входящих в систему Департамента образования г. Москвы, трудятся более 150 тыс. москвичей. Нынешний 2011 г. , который предшествует реализации программы, характеризуется серьезными преобразованиями, связанными с введением новых Федеральных образовательных стандартов в начальную и основную общеобразовательную школы. Кроме того, образовательная инфраструктура нуждалась в приведении в соответствие с современными требованиями к качеству. Впереди у нас еще три напряженных месяца, но уже сейчас ясно, что объем работ в 2011 г. в сравнении с 2010 г. возрос: по капитальному ремонту – на 40%; по текущему ремонту – на 62%; по поставкам учебного оборудования – в 3 раза; по поставкам компьютерной техники – более чем в 8 раз. Дополнительно создано более 50 тыс. мест в дошкольных образовательных учреждениях. Достижение таких показателей стало возможным благодаря тому, что в текущем году Правительство Москвы выделило на нужды образования на 30% больше средств по сравнению с прошлым годом. Это позволило создать основательную базу для решения амбициозных задач, сформулированных в программе на 2012-й и последующие годы. Каждый год в нашу систему образования вливаются новые дети. Они другие: со своими потребностями, способностями, возможностями и ограничениями. Темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда формируют новую реальность, бросают новые вызовы и ставят новые задачи образованию. Для успешной реализации своих функций система образования должна пребывать в состоянии непрерывного обновления. Это позволит гибко и в опережающем режиме реагировать не только на изменяющиеся запросы населения и потребности динамично развивающейся экономики мегаполиса, но и на глобальные тренды развития общества. Программа разработана с учетом опыта реализации национального проекта «Образование», положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», плана действий по модернизации в Российской Федерации общего образования на 2011-2015 гг. В программе учтены результаты комплексного анализа текущего состояния сферы образования, сценарии социально-экономического развития Москвы на период 2012-2014 гг. , градостроительные перспективы, демографические тенденции. В сравнении с другими регионами России московское образование имеет свои особенности: во-первых, в столице очень разнообразны и высоки требования населения к качеству образования, население дифференцировано и по ценностным ориентирам, и по социальному положению, и по уровню благосостояния; во-вторых, очень неоднородна среда учеников и воспитанников – с каждым годом растет число приезжих, которые только адаптируются к столичной социокультурной среде и требуют особого подхода при обучении; в-третьих, в масштабах мегаполиса особенно важна территориальная доступность образовательных учреждений; в-четвертых, город обладает уникальным социокультурным потенциалом: музеями, театрами, научными центрами и т. Перечисление специфических образовательных условий можно продолжить. Они также учтены при разработке программы. Мероприятия программы нацелены на решение следующих приоритетных задач. Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания, материального благосостояния и состояния здоровья детей. Внедрение современных стандартов качества образования (московского стандарта качества образования), инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества. Московский стандарт призван обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов столицы в образовании, а также реализации потенциала образования в развитии г. Москвы. Обеспечение эффективности управления системой образования г. Москвы.
В результате реализации пяти подпрограмм будут достигнуты следующие важнейшие для населения и города результаты.
Подпрограмма «Дошкольное образование» обеспечит доступность качественного образования для детей дошкольного возраста.
Подпрограмма «Общее образование» обеспечит высокое качество общего образования во всех образовательных учреждениях в полном соответствии с требованиями федеральных стандартов и выше, с учетом столичной специфики.
III. Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» обеспечит подготовку высокопрофессиональных рабочих кадров и специалистов для экономики города по востребованным направлениям с необходимым комплексом и уровнем компетенций.
Подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» обеспечит повышение вклада работников и выпускников в социально-экономическое развитие города, включая инновационные отрасли экономики.
Подпрограмма «Управление качеством образования» обеспечит существенное повышение качества и эффективности управления образованием за счет рационального использования организационно-финансовых механизмов, широкого внедрения инновационных и современных информационных технологий, а также использования воспитательного потенциала родителей, социокультурной среды города, инструментов социального партнерства.
Финансовое обеспечение реализации программы в 2012-2016 гг. за счет ассигнований бюджета г. Москвы составляет более 1,5 трл. руб. Также предусмотрено привлечение средств федерального уровня и за счет механизмов государственно-частного партнерства. Остановлюсь на ключевых особенностях программы. Программа отличается от всех предыдущих программ в сфере образования не только по масштабу, но и по статусу.
Статус «Государственная программа города Москвы» означает, что мероприятия программы касаются всех структур и процессов, связанных с образованием, независимо тот уровня образования, формы собственности и ведомственной принадлежности образовательных учреждений. В программу включены предложения органов исполнительной власти г. Москвы, 16 из которых являются соисполнителями программы. Программа реализуется в условиях существенного прироста юного населения. В связи с продолжающимся (чему мы рады) ростом рождаемости наша система образования должна быть готова принять до конца 2016 г. дополнительно не менее 130 тыс. дошкольников и 150 тыс. школьников. Это обусловливает огромные масштабы развития действующей образовательной инфраструктуры. Поэтому доступность образования – один из ключевых постулатов программы. При этом доступность – это не только обеспечение наличия мест в образовательных учреждениях в территориальной близости от места проживания ребенка, но и высокое качество инфраструктуры, способной принять детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Доступность образования обеспечивается высоким уровнем профессионализма педагогов, которые в состоянии помочь всем детям, независимо от степени их социокультурной адаптации, особенностей развития и задатков, развивать свои способности. Москва всегда славилась школами-лидерами. Но впервые ставится задача повышения качества образования во всех образовательных учреждениях столицы. Это связано в том числе с объективной необходимостью индивидуализации образовательных траекторий. В нашей системе не должно быть слабых школ, все без исключения образовательные учреждения должны обеспечивать знания и условия обучения в полном соответствии с требованиями федеральных стандартов. Особые требования к результатам образования будут предусмотрены московским стандартом качества образования.
Программа касается почти каждого жителя столицы, поэтому и разработка ее осуществлялась, что называется, всем миром. Возглавил работу Экспертный совет под председательством Ольги Юрьевны Голодец, заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения. В состав совета вошли ведущие специалисты в образовании федерального и московского уровней, представители общественных организаций и родительских объединений.
Созданные рабочие группы глубоко прорабатывали вопросы по всем направлениям программы. Свод и обработку предложений специалисты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета и многих других учреждений.
С февраля 2011 г. основные положения программы были размещены в открытом доступе на сайте Департамента образования с возможностью обратной связи. Прошли педагогические советы во всех школах и колледжах Москвы. На этапе публичного обсуждения прошло более 60 мероприятий городского уровня, на которых состоялся принципиальный, порой критичный разговор по задачам, мероприятиям, показателям программы. Всего за время работы над программой поступило более 2000 предложений от экспертного и профессионального сообщества и более 8000 предложений от образовательных учреждений города. В ходе работы над программой учтены предложения и замечания соисполнителей – органов исполнительной власти г. Москвы, контрольно-счетной палаты, Общественной палаты и Общественного совета по образованию Москвы.
Не все предложения можно было учесть на этом этапе. Программа – это баланс между желаниями и возможностями. Ресурс, который выделяется Правительством Москвы на ее реализацию, беспрецедентен, однако абсолютно все вопросы одновременно решить не представляется возможным. В первую очередь это касается инфраструктуры образования.
В программе заложена возможность ежегодного уточнения механизмов и мероприятий с учетом новых выявленных потребностей и задач. После утверждения программы начнется работа по детализации мероприятий на 2012 г. в разрезе системы, округа, каждого образовательного учреждения. Все это будет публично, прозрачно, с учетом мнений педагогов, родителей и работодателей.
Выносим программу на утверждение. Прошу поддержать.
Ярослав Кузьминов
ректор Национального исследовательскогуниверситета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), кандидат экономических наук
Программа развития Москвы на 2012-2016 гг. – один из первых в России прецедентов по разработке государственных программ как на региональном, так и на федеральном уровнях. Напомню, что госпрограмма – это включение в целеполагание наряду с инвестиционным проектом, финансированием, а также текущим финансированием (это сделано в этой программе). Программа – это ответ на вызовы, которые стоят перед Москвой как столичным городом, как мегаполисом, как будущим мировым финансовым центром. В первую очередь это, конечно, высокий уровень образования москвичей и повышенная требовательность к качеству нашей системы образования; вместе с тем большинство вузов – это одновременно и ресурсы для развития образовательной системы. При создании программы Москва впервые продемонстрировала свои амбиции как лидер российского образования не только по расходам на образование, но и по инновационным идеям.
Главное достижение программы – это комплексный подход: здесь впервые сделан учет транспортных и градостроительных факторов системы образования, образовательных социализирующих возможностей сферы культуры, индустрии и досуга передовых предприятий и научных организаций. На мой взгляд, регионы России могут рассматривать программу как модельную для апробации передовых подходов в решении проблем образования.
Мне представляются важными несколько пунктов.
Первое, что сделано, — это обеспечение доступности дошкольного образования, ликвидация очередей не только за счет строительства детских садов, но и за счет развития вариативных форм дошкольного образования, стимулирования негосударственного сектора, частно-государственного партнерства в этой области; это общероссийская инновация.
Введение московского стандарта качества образования, который отвечает особенностям города, высоким запросам населения Москвы. Он предполагает, в частности, иностранный язык, креативный предмет, деятельность в младшей основной школе, экономику и право как обязательный предмет в старшей школе.
Целенаправленное установление и преобразование зон пониженного качества в образовании, прежде всего слабых школ, их в Москве около 10%, как и очень сильных.
Обеспечение эффективного контракта с педагогом. Москва первой из регионов России ближе других подошла к конкурентоспособному уровню заработной платы учителя. В этой программе предложены важные дополнительные инструменты эффективного контракта, потому что он не должен сводиться только к обязательствам по зарплате: это ипотека, система постоянного повышения профессионального уровня, меры по поддержке и формированию профессионального сообщества учителей как по каждому предмету, так и в целом.
Прозрачность для потребителя, обеспечение для него возможности выбора учебного заведения как в общем, так и в профессиональном образовании. Здесь московская программа идет дальше того, что сейчас реализуется в рамках всей страны, в ней содержатся предложения по обязательному пакету прозрачности в Интернете для каждого учебного заведения, что позволит потребителю осуществлять квалифицированный, эффективный выбор и видеть свою образовательную траекторию.
Решение одной из болезненных проблем – проблемы культурной интеграции детей из семей мигрантов. Это не только внедрение современных программ и методик преподавания русского языка, но и адресная поддержка проектов учреждений с повышенной концентрацией детей мигрантов.
Преодоление информационной закрытости детских садов и школ, вовлечение семьи в образование, создание управляющих советов с реальными полномочиями по вопросам согласования образовательных программ, вариативной части образовательной программы, финансово-хозяйственной деятельности, кадровой политики школ.
Использование уникальных социокультурных интеллектуальных ресурсов города, в том числе ресурсов вузов в системе общего образования, социализации молодежи. В первую очередь могу указать на включение в образовательные траектории старшей профильной школы занятий в вузах и на базе вузов, продолжение формирования сетей общеобразовательных учреждений, партнеров ведущих вузов и колледжей Москвы. Исключительно важным представляется то, чтобы не только 10-15% лучших, наиболее сильных и интересных для вузов школ были вовлечены в эту систему, но и, может быть, подавляющее большинство школ Москвы.
Обеспечение доступности базового пакета образовательных услуг, в том числе программ профильного обучения и дополнительного образования на уровне районов через формирование территориальных образовательных комплексов, создание сетей профильных общеобразовательных учреждений, что позволит снизить нынешнюю нагрузку на транспортную сеть. Сейчас до 20 % (а по некоторым оценкам и выше) детей возят в школы не тех районов, где они проживают, а совершенно других, от этого страдает здоровье школьников.
Впервые в программе увязываются задачи нескольких уровней исполнительной власти, предпринята серьезная попытка включить инструменты влияния города на федеральные вузы для обеспечения качества подготовки выпускников, их востребованности на рынке труда, развития креативной молодежной среды в городе. Вместе с тем не могу не отметить, что прорывные решения, предложенные в программе, пока полностью не обеспечены ресурсами и организационно-управленческими инструментами в части федеральной зоны ответственности, установление эффективного контакта с педагогами не распространяется пока на учреждения профобразования, между тем они охватывают ключевой для экономики города элемент московской образовательной системы, а конкурентоспособность Москвы напрямую зависит от качества ее высшего образования.
Решение задачи реструктуризации городских вузов позволит обеспечить необходимое качество профессионального образования. Его ресурсное обеспечение пока не прописано: не надо бояться, что это ресурсное обеспечение федеральных органов исполнительной власти. Задача этой программы – в первую очередь координация различных источников. Прикладной бакалавриат федеральных вузов выступил с инициативой такого рода (она есть в программе), но надо было бы обозначить и роль города в организации финансирования прикладной практической части обучения на базе передовых московских предприятий и организаций. Считаю, надо эти проблемы разработать в рамках работы по долгосрочной стратегии развития Москвы, потому что они объективно имеют более комплексный характер.
Сказанное не означает, что программа неуспешна. Главная проблема – это, конечно, реализация тех инновационных идей, которые в программе заложены. Программа существенно изменилась благодаря проведению серьезной аналитической работы и очень широкого общественного экспертного обсуждения. Оно было публичным, абсолютно прозрачным, были открыты все цифры: это позволяет считать, что сегодня в проекте программы учтены основные интересы московских семей, московских предприятий и основные болевые точки образования. Предлагаю охранить Экспертный совет программы и регулярно, ежегодно проводить анализ ее реализации, в том числе и социологический анализ удовлетворенности москвичей, а также публичные обсуждения хода реализации программы.
Александр Асмолов
директор ФИРО, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор
При обсуждении программы развития образования Москвы я хочу прежде всего вспомнить одно точное афористичное высказывание Вильгельма Гумбольдта: «Не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком». Несколько перефразируя его, я бы хотел сказать: «Не человек овладевает образованием, а образование овладевает человеком».
Подготовленная программа развития образования Москвы на 2012-2016 гг. , на мой взгляд, является такой программой, при осуществлении которой образование овладевает жизнью столицы, уменьшает многие социальные и личностные риски, способствует гармонизации отношений в жизни мегаполиса.
Остановлюсь на нескольких моментах, которые делают эту программу программой с неповторимым лицом.
Наши дошкольники сегодня иные. Они – дети информационной социализации. Чтобы проиллюстрировать это, приведу один пример. Когда недавно один ребенок при мне смотрел картинки в книге, он начал по этим картинкам водить рукой, пытаясь расширить их масштаб, словно перед ним не картинка в книге, а iPad. Когда же у него ничего не получилось, он отбросил книгу в сторону, думая, что в ней что-то сломалось. Ребенку было 2,5 года! Еще раз подчеркну, что наши дети – иные, это дети информационной социализации. Отрадно, что предложенная программа может стать шагом к преодолению такой драмы образования, как отставание учителей от детей, особенно в области информационной социализации.
Еще один важный момент этой программы – ее нацеленность на разные социальные эффекты образования: на формирование идентичности москвича, рост социальной консолидации общества, развитие установок толерантного поведения и преодоление рисков ксенофобии. В этом смысле программа учитывает поликультурность такого мегаполиса, как Москва, его «вавилонский» характер, требующий недюжинной коммуникативной компетентности при общении с мигрантами. Мне бы хотелось сделать акцент на том, что общение с мигрантами – это не дорога с движением в одну сторону. Оно должно основываться на принципе взаимной адаптации жителей Москвы, в том числе детей, и людей, приехавших в этот город с разных концов мира. Поэтому я от всей души поддерживаю то, что в программе заложен социальный эмбрион будущей школы толерантности, школы общения с непохожими людьми в поликультурном городе. Если этот эмбрион не разовьется полностью, то я могу с высокой вероятностью прогнозировать стремительное нарастание в городе различного рода конфликтов, социальной и межпоколенческой напряженности.
Специальное внимание целесообразно обратить также на то, что в программе идет речь о поддержке и развитии не только и не столько одаренных детей, сколько, и это важно, высокомотивированных детей. Мотивация к познанию, к творчеству является движущей силой развития способностей и талантов. Мотивационная среда создает атмосферу для взращивания будущих ломоносовых, сахаровых и бродских.
Необходимо также отметить, что московская программа развития образования как программа позитивной социализации должна компенсировать риски других институтов социализации: семьи, СМИ, Интернета, мира бизнеса и т. В связи с этим, отвечая логике социокультурной модернизации образования, в программе заложена возможность взращивания ростков социального партнерства ранее мало связанных между собой, а порой и конкурирующих друг с другом институтов социализации развития личности ребенка.
Когда мы говорим об успешности детей и подростков, нельзя забывать об успешности учителей. В программе немало говорится об учителях. Мф отчетливо понимаем, что успешный ученик начинается с успешного учителя. Это чрезвычайно важно. Необходимо сделать большой акцент на мотивации управленцев, директоров школ и заведующих дошкольными учреждениями как потенциальных агентов будущих изменений, ответственных за реализацию программы развития образования Москвы. Ведь именно от директоров во многом зависит успешность учителя и успешность школы. Поэтому предлагаю выделить как специальную проблему создание школы директора школы, школы, мотивирующей управленцев стать носителями инноваций, которые ведут к успеху. Тот, кто в управлении и в жизни обладает искусством создания мотивации, того впереди ждет победа.
Все мы помним замечательный фильм «Доживем до понедельника» и даже испытываем по нему ностальгию, фильм, в котором звучат слова: «Счастье – это когда тебя понимают». Москву называют городом образования. Мы начинаем называть ее креативным городом, инновационным городом. Но мне бы хотелось, чтобы программа развития образования Москвы помогла сделать Москву городом, который понимает детей и учителей. И тогда Москва будет не только инновационным и креативным городом. Мечтаю, хотя такое в жизни бывает крайне редко, чтобы благодаря этой программе Москва получила шанс стать счастливым городом, городом, в котором люди понимают и принимают друг друга.
Обзор документа
Государственная программа города «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» утверждена с целью развития сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования, внедрения современных стандартов качества образования, создания в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечения эффективности управления системой образования. В состав Программы включен 5 подпрограмм: дошкольное образование; общее образование; начальное и среднее профессиональное образование; высшее и непрерывное профессиональное образование; управление качеством образования.
Программа реализуется в один этап с 2012 по 2016 гг. Всего на нее планируется затратить 1,538 трлн руб. , в том числе из бюджета города — 1,501 трлн руб.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.