Немного истории:
В конце 2014 года Роскосмос нескромно рассчитывал на 2,8 трлн. руб. до 2025 года. Весь год ходили разговоры то, о полете на Луну, то о собственной космической станции. К концу года нефть стала валиться вниз, народ стал закупаться холодильниками, а разговоры о полете на Луну постепенно затихали. Но еще теплилась идея строительства собственной космической станции.
К началу 2015 года экономическая и политическая ситуация усугубилась, в Роскосмосе сменилось руководство, прижало амбиции и в апреле выставило план на 2 трлн. Идеология нового руководства основывается на приоритете «народно-хозяйственного направления». Мол сначала обеспечим народ спутниковыми снимками, навигацией сантиметровой точности, и широкополосной связью, тогда можно и на Луну замахиваться.
В проекте, представленном примерно год назад, уже не было своей станции и не было сверхтяжелой ракеты, о которой поговаривала еще предыдущая администрация. Даже «Ангару-А7» отменили. Зато была озвучена идея пилотируемого достижения Луны четырехпусковой схемой «Ангарой-А5В». Отличие от обычной «пятерки», которая однажды слетала в конце 2014-го, в дополнительной водородной ступени. Пока нет «А5В» новый пилотируемый корабль «Федерация» если и будет летать, то низэнько — на низкой околоземной орбите. Цель сформулировали элегантно: «Обеспечить готовность полета к Луне к 2029 году». вроде как должны мочь, но еще подумаем, лететь ли.
К концу 2015 года стало ясно, что и двух триллионов у страны нет на космос. Есть только 1,4 трлн. , а если Роскосмос и курс нефти будут себя хорошо вести, то могут еще 0. 15 добавить сверху.
Почти полгода новое руководство пыталось разделить полтора триллиона на едоков, которым два было мало. Параллельно велась реорганизация Роскосмоса, перерождение его из Федерального космического агентства в Госкорпорацию, все это требовало времени. Наконец, 17 марта 2016 года Правительство РФ утвердило Федеральную космическую программу до 2025 года.
На удивление, срезали не так уж много проектов.
Как и обещали, много внимания уделено дистанционному зондированию Земли. К 2025-му году обещают ежегодно обновляемые карты России разрешением 0,5 м. Да, такое уже есть в Гугле и Яндексе, но то иностранные спутники наснимали, а будет свое.
Обещают вывод этих данных на мировой рынок, по выгодной цене и с высоким качеством — это правильно и давно пора, хотя на окупаемость спутников никто не рассчитывает.
По связи сказали не много, самое интересное — появится своя низкоорбитальная телекоммуникационная группировка для межмашинной связи: то что в бизнесе называется М2М телематика, а в СМИ — «Интернет вещей».
В метеорологии обещают 98% покрытие Земли, а это значит три геостационарных «Электро-Л», над Индийским, Тихим и Атлантическим океанами. К сожалению, отложен в будущее проект «Арктика» — это аналог «Электро-Л» на орбите «Молния» — эх красивые были бы ролики.
Подробно расписана пилотируемая программа. «Союзы» и «Прогрессы» летают как часы, расширяется российский сегмент Международной космической станции, и начинает полеты «Федерация». Тут виден вклад РКК «Энергия», новый руководитель которой Владимир Солнцев, регулярно и охотно дает интервью одно оптимистичнее другого. Впрочем тут он не сильно отличается от своих предшественников.
Но в любом случае видно, что РКК «Энергия» в ближайшую десятилетку будет жить хорошо. Наверно, лучше всех в отрасли, как в общем было всегда.
Ранее всплывала информация, что из ФКП выпал ключевой пункт программы МКС: российский Энергетический модуль. Без него немыслимы попытки отделить российский модуль и отправить станцию в самостоятельное плавание. На этом любят играть политики, и, к их радости, модуль в программе остался. Однако дата его пуска — 2018-й год выглядит ооочень оптимистично. С другой стороны, откладывать позднее его запуск практически нет смысла — в 2024-м программа МКС завершается целиком. Конечно, заманчива мысль не топить свою часть, а продолжить держать на орбите, но про это ни слова не было сказано на пресс-конференции. И правильно, ибо специалисты, в отличие от политиков, понимают, что ресурс нынешних модулей не безграничен. Некоторые уже летают дольше «Мира», и через десять лет они никак не смогут стать частью фактически новой станции.
Реально к тому времени проще будет строить новую станцию с нуля, и об этом уже шел разговор на встрече с прессой. При этом подчеркивалось, что новую станцию снова хотят делать в кооперации, говорили про NASA и ESA, тонко намекали на Индию. Упомянули новые подходы и технологии, читай: надувные модули и углепластиковые корпуса. Упоминали и станцию возле Луны, и лунную базу, но не в качестве планов, а скорее ориентиров для мировой космонавтики на будущее.
Расходы на научные исследования запланировали 146 млрд. руб. , т. около 10% от общего бюджета. В программу внесены практически все проекты, которые остались в наследство от прошлой программы. Добавились, наверно, только биоспутники, а отвалились исследования астероидов, даже Челябинский метеорит не помог.
Такой широкий парк проектов, при довольно скромном финансировании (меньше одного марсохода Curiosity) наводят на мысль, что не случайно в слайде не указаны даты запусков. здесь обозначено именно то, что вынесено в заголовок: «направления работ», а не «реализация». В таком случае можно честно продолжать работы десять и более лет. Я переспросил: «А точно все полетит до 2025?» и получил ответ: «Точно!», к сожалению в запись пресс-конференции этот вопрос не попал.
Позволю себе предположить, что главу Роскосмоса неверно информировали, когда пообещали полет всего этого изобилия в течение 10 лет. Ранее в прессе не раз упоминалось, что проекты «Спектр-М» и «Интергелиозонд» сдвинулись к 30-м годам. Это звучит убедительнее.
Самое большое сомнение, и по беспилотной и по пилотируемой программе — это выдерживание сроков. Прежний Роскосмос все их завалил. Сможет ли исправиться нынешний и будущий Роскосмос — большой вопрос. Если справится — я второй раз в жизни поверю в чудеса.
Интересная картина по ракетам.
Самое главное: Роскосмос определился со стратегией развития ракетного парка — это реально большое и важное дело. “Ангара” остается по умолчанию, а легендарные “Союзы” и “Протоны” должны заменяться на таинственный “Феникс” после 25-го года.
Фактически “Феникс” — это перерожденный “Зенит”, в котором не остается украинского участия. “Зениту” прочили большое будущее еще в 80-е, уже тогда он рассматривался как новый этап, замещающий “Союзы” и “Протоны”, и вот новая попытка. Одновременно с тем, что это должна быть современная ракета, она сможет в будущем стать частью проекта сверхтяжелой ракеты. Совсем как в 80-е “Зенит” был частью проекта “Энергия”.
Самое забавное, что это практически полная копия концепции развития Falcon-9 от SpaceX. Но тут уже сложно сказать кто у кого заимствовал, скорее это просто демонстрация самой оптимальной схемы развития ракетной техники. Что характерно, про многоразовость никто даже не заикнутся. Такого приоритета в российской десятилетней программе нет. Частной космонавтики, к слову, тоже не предусмотрено.
Единственный вопрос — кому пришло в голову название “Феникс”. Логика перерождения понятна, но слово противоречит вообще всей традиции наименований ракет в отечественной космонавтике. Назвали б тогда что ли “Финист”, хоть слово из русского языка.
После фразы Комарова: — Сейчас у военных нет таких нагрузок и я очень надеюсь, никогда в них не возникнет потребность. ” захотелось просто по-человечески пожать ему руку.
Дискуссия про сверхтяж на 1:23:45
В целом, в планах, у нас получается очень неплохая космонавтика. Без шапкозакидательных прожектов, прагматичная и сбалансированная. Всем фанатам космических гонок я просто напомню: десятилетний бюджет Роскосмоса — это столько, сколько NASA получает на год.
И у меня снова возникло ощущение, что Комаров — это лучшее, что случалось с Роскосмосом за последние 10 лет, а то и больше. На мой взгляд, человек попал на свое место, и пока он старается, за будущее Роскосмоса можно быть спокойным.
ТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОСКОСМОС»
730
Международные отношения и международное сотрудничество
Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 — 2020 годы»
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 — 2020 годы»
Основное мероприятие «Выполнение международных обязательств»
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Иные бюджетные ассигнования)
800
Прикладные научные исследования в области национальной обороны
Реализация функций иных федеральных органов государственной власти
Федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 — 2015 годы и на период до 2020 года»
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)
200
Другие вопросы в области национальной обороны
Основное мероприятие «Осуществление производственно-технологической деятельности в космической отрасли»
Субсидии на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса (Иные бюджетные ассигнования)
Иные непрограммные мероприятия
Исследование и использование космического пространства
Основное мероприятие «Выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки космонавтов»
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)
600
Основное мероприятие «Обеспечение страхования рисков и ответственности при запусках и летных испытаниях космических аппаратов»
Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы»
Федеральная космическая программа России на 2016 — 2025 годы
Прикладные научные исследования в области национальной экономики
Подпрограмма «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности»
Основное мероприятие «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса»
Другие вопросы в области национальной экономики
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
400
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Сибирские приборы и системы», г. Омск (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственный центр «Полюс», г. Томск (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Решетнёва», г. Железногорск, Красноярский край (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Геофизика-Космос», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Квант», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Особое конструкторское бюро Московского энергетического института», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А. Иосифьяна», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-исследовательский институт точных приборов», г. Москва (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Научно-производственное объединение измерительной техники», г. Королев, Московская область (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)
Паспорт госпрограммы
Новак Александр Валентинович
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Сроки реализации госпрограммы
Ответственный исполнитель программы
- Обеспечение устойчивого развития атомного энергопромышленного комплекса
- Поддержание геополитических интересов Российской Федерации в зоне ответственности атомной отрасли
- Комплексное обеспечение ядерной и радиационной безопасности и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации
Влияние на достижение Национальных целей Российской Федерации и их показателей
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство
- Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности
- Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года
Комфортная и безопасная среда для жизни
Возможности для самореализации и развития талантов
Показатели государственной программы
- Выработка электроэнергии на атомных электростанциях, (Миллиард киловатт-часов)
- Темп роста производительности труда в организациях атомного энергопромышленного комплекса к уровню 2020 года, (%)
- Темп роста объема реализации гражданской продукции атомного энергопромышленного комплекса (в сопостовимых ценах) к уровню 2011 года, (%)
- Темп роста выручки от зарубежных операций (в действующих мировых ценах) к уровню 2011 года, (%)
- Степень готовности объектов капитального строительства федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий, (%)
- Ввод в эксплуатацию первой очереди имущественного комплекса Национального центра физики и математики, (%)
- Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути, (Миллион тонн)
- Доля накопленных ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, переведенных в экологически безопасное состояние, (%)
- Количество отклонений в работе объектов использования атомной энергии по уровню выше 2 по международной шкале ядерных событий INES, (Единиц)
- Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, (Штука)
Комплексы процессных мероприятий
Финансовое обеспечение госпрограммы на 2022 – 2024 гг. (тыс. рублей)
202220232024Итого
Государственная программа (всего), в том числе:
17 458 323. 3017 342 838. 4017 342 838. 4052 144 000. 10
Федеральный бюджет
17 458 323. 3017 342 838. 4017 342 838. 4052 144 000. 10
в том числе: межбюджетные трансферты 0. 000. 000. 000. 00
Консолидированные бюджеты субъектов
0. 000. 000. 000. 00
Бюджеты государственных внебюджетных фондов
0. 000. 000. 000
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей
Развитие науки, промышленности и технологий
Сбалансированное региональное развитие