Государственная программа нурлы жол это

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 6 апреля 2015 года № 1030

Государственная программа инфраструктурного развития
«Нурлы Жол» была презентована во время послания президента Казахстана
Нурсултана Назарбаева в ноябре 2014 года. Главная задача программы – создать
единый экономический рынок благодаря консолидации всех регионов страны через
развитие инфраструктуры.

Кроме того, она должна обеспечить долгосрочный экономический рост, а также стать эффективной антикризисной мерой по поддержке нескольких секторов: малого и среднего бизнеса, жилищного строительства и обрабатывающей промышленности. К 2019 году её вклад в ВВП страны должен составить 15,7% ВВП, а рынок труда должен пополниться 395,5 тыс. рабочих мест.

Одним из ключевых направлений «Нурлы Жол» является строительство жилья и необходимой для него инфраструктуры. На эти цели холдинг «Байтерек» получил более трети предусмотренных по программе средств. С помощью них «Байтерек» намерен ввести 1,4 млн. квадратных метров арендного и кредитного жилья. Благодаря этому Казахстан должен повысить уровень урбанизации до 70% с нынешних 55%. Вместе со строительством жилья холдинг планирует развивать коммунальную инфраструктуру. По планам «Байтерека», к 2019 году Казахстан должен занять 57 место в рейтинге Всемирного экономического форума по качеству базовой инфраструктуры.

Покупателями будущего арендного жилья, ставки которого колеблются от 923 до 1120 тенге – в зависимости от региона страны, смогут инвалиды I и II групп, государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, многодетные семьи, граждане Казахстана, единственное жилье которых признано аварийным, а также другие группы социально-уязвимых слоев населения.

Покупателями кредитного жилья, ставки которого ниже рыночных на 5-15%, смогут стать все граждане страны, открывшие вклад в «Жилстройсбербанке». Банк имеет две специализированные программы: «Жилье для всех категорий граждан» и «Жилье для молодых семей».

Государственная программа нурлы жол это

Инфографика дизайн-студии Вкус

Цель программы — содействие экономическому росту и повышению уровня жизни населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры.

Правительство Казахстана своим постановлением от 31 декабря 2019 года утвердило государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 — 2025 годы, передает zakon.kz.

Как отмечается, программа является комплексным межотраслевым программным документом, разработанным Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Ее разработка выполнена в увязке с целями и приоритетами Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года и направлена на содействие дальнейшему экономическому росту и повышению уровня жизни населения республики посредством развития эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, транзита и транспортных услуг, а также совершенствования технологической и институциональной среды функционирования транспортно-коммуникационного комплекса.

Программа будет способствовать реализации стратегического курса развития государства в целом через решение актуальных задач, стоящих перед отраслями транспортно-инфраструктурного комплекса.

Цель программы — содействие экономическому росту и повышению уровня жизни населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развития транзита и транспортных услуг, совершенствования технологической и институциональной среды.

1. Инфраструктурное обеспечение территорий и транспортных связей между ними.2. Содействие привлечению «Большого транзита» и реализации экспортной политики посредством развития эффективной транзитной, экспортной и логистической инфраструктуры.3. Повышение технологической, научно-методической и ресурсной обеспеченности инфраструктурного комплекса.4. Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.5. Повышение эксплуатационной и экологической безопасности транспортной инфраструктуры.

В результате реализации программы планируется достижение следующих целевых индикаторов:

— В 2025 году обеспечение роста ВДС «Транспорт и складирование» на 21,9% к 2019 году;- В 2025 году обеспечение роста производительности труда «Транспорт и складирование» на 39,9% к уровню 2016 года;- В 2025 году обеспечение роста инвестиций в основной капитал в сфере «Транспорт и складирование» на 308% к уровню 2016 года;- В течение 2020-2025 гг. в транспортной отрасли будет создано 550,7 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных.- В 2025 году доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, областного и районного значения — до 95%;- Место Казахстана в глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ по показателю «Инфраструктура» улучшится на 18 позиций;- Место Казахстана в рейтинге Всемирного банка по показателю «Эффективность логистики» (LPI) улучшится на 21 позицию.

Источниками финансирования реализации мероприятий и проектов Программы предусматриваются: республиканский и местные бюджеты, средства международных финансовых организаций, государственно-частное партнерство, а также частные инвестиции на общую индикативную сумму 5 559 439 млн тенге, в том числе:

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

Услуги транспортной отрасли необходимы
практически на каждом этапе производства и потребления продукции, начиная с
добычи и переработки сырья и ресурсов и заканчивая доставкой готовой
продукции ее конечному потребителю, в том числе на внешние рынки.

Транспорт вносит огромный вклад в
формирование цепочек добавленной стоимости и производственных издержек и,
таким образом, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность
продукции и экономики государства в целом. При этом функционирование
транспортной отрасли невозможно без обеспечения населения и бизнеса
эффективной и достаточной транспортной инфраструктурой общего пользования,
что является прямой обязанностью и функцией государства.

Государственная программа инфраструктурного
развития «Нұрлы Жол» на 2020-2025 гг. (далее — «Программа») является
комплексным межотраслевым программным документом, разработанным Министерством
индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее — «МИИР»)
во исполнение Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы
государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния
казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», утвержденного Указом
Президента Республики Казахстан от 11 октября 2018 года № 633.

Разработка Программы выполнена в увязке с
целями и приоритетами Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года
и направлена на содействие дальнейшему экономическому росту и повышению
уровня жизни населения Республики Казахстан посредством развития эффективной
и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, транзита и транспортных
услуг, а также совершенствования технологической и институциональной среды
функционирования транспортно-коммуникационного комплекса.

Программа будет способствовать реализации
стратегического курса развития государства в целом через решение актуальных
задач, стоящих перед отраслями транспортно-инфраструктурного комплекса.
Также, Программа призвана придать устойчивость достигнутым положительным
результатам реализации государственной программы инфраструктурного развития
на 2015-2019 гг.1 и обеспечить завершение переходящих
инфраструктурных проектов транспортной отрасли, инициированных в рамках ее
реализации.

1. Паспорт
Программы

3. Анализ текущей
ситуации

3.1. Общие
показатели и факторный анализ

3.2. Автодорожная
инфраструктура и автоперевозки

3.3.
Железнодорожная инфраструктура и перевозки

3.4.
Инфраструктура водного транспорта и перевозки морским и речным транспортом

3.5.
Инфраструктура воздушного транспорта и авиаперевозки

3.6. Транзит и
транспортно-логистическая инфраструктура

4. Цель, задачи,
целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

4.1. Задача 1.
Инфраструктурное обеспечение территорий и транспортных связей между ними

4.2. Задача 2.
Содействие привлечению «Большого транзита» и реализации экспортной политики
посредством развития эффективной транзитной, экспортной и логистической
инфраструктуры

4.3. Задача 3.
Повышение технологической, научно-методической и ресурсной обеспеченности
инфраструктурного комплекса

4.4. Задача 4.
Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности субъектов транспортной
инфраструктуры и перевозчиков

4.5. Задача 5.
Повышение эксплуатационной и экологической безопасности транспортной
инфраструктуры

5. Основные
направления, пути достижения цели и соответствующие им мер

5.1. Реализация
задачи 1. «Инфраструктурное обеспечение территорий и транспортных связей
между ними»

5.2. Реализация
задачи 2. «Содействие привлечению «Большого транзита» и реализации экспортной
политики посредством развития эффективной транзитной, экспортной и
логистической инфраструктуры»

5.3. Реализация
задачи 3. «Повышение технологической, научно-методической и ресурсной
обеспеченности инфраструктурного комплекса»

5.4. Реализация
задачи 4. Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности
субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков

5.5. Реализация
задачи 5. «Повышение эксплуатационной и экологической безопасности
транспортной инфраструктуры»

6. Необходимые
ресурсы

Содействие экономическому росту и повышению уровня жизни
населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной
транспортной инфраструктуры, развития транзита и транспортных услуг,
совершенствования технологической и институциональной среды.

1. Инфраструктурное обеспечение
территорий и транспортных связей между ними.

2. Содействие привлечению
«Большого транзита» и реализации экспортной политики посредством развития
эффективной транзитной, экспортной и логистической инфраструктуры.

3. Повышение технологической,
научно-методической и ресурсной обеспеченности инфраструктурного комплекса.

4. Повышение экономической
эффективности и конкурентоспособности субъектов транспортной инфраструктуры и
перевозчиков.

5. Повышение эксплуатационной и экологической безопасности
транспортной инфраструктуры.

В результате реализации
Программы планируется достижение следующих целевых индикаторов:

1) В 2025 году обеспечение
роста ВДС «Транспорт и складирование» на 21,9% к 2019 году;

2) В 2025 году обеспечение
роста производительности труда «Транспорт и складирование» на 39,9% к уровню
2016 года;

3) В 2025 году обеспечение
роста инвестиций в основной капитал в сфере «Транспорт и складирование» на
308% к уровню 2016 года;

4) В течение 2020-2025 гг. в
транспортной отрасли будет создано 550,7 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5
тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных.

5) В 2025 году доля
автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном
состоянии будет доведена до 100%, областного и районного значения — до 95%;

6) Место Казахстана в
глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ по показателю «Инфраструктура»
улучшится на 18 позиций;

7) Место Казахстана в рейтинге Всемирного банка по
показателю «Эффективность логистики» () улучшится
на 21 позицию.

Источники и объемы финансирования:

Источниками финансирования
реализации мероприятий и проектов Программы предусматриваются:
республиканский и местные бюджеты, средства международных финансовых
организаций, государственно-частное партнерство, а также частные инвестиции
на общую индикативную сумму 5 559 439 млн. тенге, в том числе:

постановление вводится в действие со дня
его подписания и подлежит официальному опубликованию.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В ноябре 2014 года Президент Нурсултан Назарбаев обратился к народу Казахстана с очередным Посланием, в котором объявил о Новой экономической политике — «Нұрлы жол». Эта новая экономическая политика, как заявил Глава государства, призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира.

«Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, как от сердца — артерии, как от солнца — лучи. Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество», — сказал Н. Назарбаев.

В исполнение пункта 4 Общенационального плана по реализации Послания была разработана государственная инфраструктурная программа «Нурлы жол», и утверждена Указом Президента в апреле 2015 года.

В рамках Госпрограммы «Нурлы Жол» предусмотрена реализация 15 проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общей протяженностью более 4,5 тысячи километров — по лучевому принципу соединяющих столицу с отдаленными областными центрами. В число этих проектов входят коридоры Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Центр-Север.

Кроме них, приоритетными являются международные коридоры и приграничные направления: Алматы-Усть-Каменогорск, Ушарал-Достык, Бейнеу-Акжигит, Калабатау-Майкапшагай, Уральск-Каменка-гр. РФ. По всем этим проектам подписаны договора подряда, произведены подготовительные и начаты строительные работы, по мере завершения которых будет открываться движение на реконструированных участках.

Реконструкция вышеуказанных автомобильных дорог позволит перевести их в более высокие категории. В результате, повысится безопасность дорожного движения, увеличится пропускная способность дорог и увеличится транзитный поток, что, в свою очередь, даст положительный импульс развитию экономики страны. При часовой интенсивности движения свыше 2400 единиц автотранспорта в час проектируемая дорога относится к I категории, от 1600 до 2400 единиц в час — ко II категории, и от 800 до 1600 единиц в час — к III категории.

Проекты Госпрограммы финансируются за счет бюджетных средств и внешних займов. В целях снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости содержания автодорог, в рамках Госпрограммы продолжается работа по внедрению системы взимания платы: ведутся пусконаладочные работы по устройству систем взимания платы на участках «Астана-Темиртау», «Алматы-Капшагай» и «Алматы-Хоргос», общей протяженностью 471 километр.

Их тестовый запуск состоялся в сентябре текущего года. Кроме того, завершается разработка проектно-сметной документации по устройству системы взимания платы на 13 участках общей протяженностью 5,5 тысячи километров, в том числе на международном транзитном коридоре «Западная Европа-Западный Китай». Планируется выполнить эти работы с использованием механизмов государственно-частного партнерства, также ведется поиск других источников финансирования.

К 2020 году планируется увеличить протяженность платных автодорог до 6,7 тысячи километров, а к 2025 году до 11,7 тысячи километров. При этом, ожидается, что сборы за проезд по платным дорогам составят до 40 миллиардов тенге. Этих средств будет достаточно для содержания не только платных, но и бесплатных автомобильных дорог республиканского значения.

Следует отметить, что при строительстве и реконструкции автодорог, особое внимание уделяется развитию сопутствующей инфраструктуры — объектов дорожного сервиса. В настоящее время на автодорогах страны функционируют 1859 сервисных объектов — АЗС, пункты торговли и питания. Из них 779, или 42 процента, соответствуют национальному стандарту СТ РК 2476-2014. На этих объектах трудятся более 25 000 работников.

Для полного обеспечения дорог республиканского значения услугами дорожного сервиса до конца 2018 года будут разработаны типовые проекты объектов дорожного сервиса для 39 площадок отдыха. Такие площадки расположатся в наиболее востребованных местах и будут предоставлять весь перечень услуг дорожного сервиса.

Также запланирована установка 68 павильонов сервиса KazWay. Сейчас 12 павильонов закуплены и 10 из них уже установлены на автодорогах «Астана-Темиртау», «Астана-Щучинск», «Дороги Боровской курортной зоны», «Обход города Астана», 2 единицы на автодороге «Алматы-Усть-Каменогорск».

Павильоны сервиса KazWay оснащены современным благоустроенным туалетом с вакуумной системой, для мужчин и женщин отдельно, предусмотрены также удобства для маломобильных граждан. Санузлы оснащены современной вакуумной системой, где расход воды в 18 раз меньше, чем в обычной. Из бытовых удобств для путников имеются также кофеварка, микроволновая печь, холодильник.

В 2018 году АО «НК «КазАвтоЖол» было разработано мобильное приложение KazWay, в которое внесены все объекты дорожного сервиса, населенные пункты и пункты медицинской помощи на дорогах республиканского значения. Данное приложение уже доступно для платформ iOS и Android.

В целом, наряду с внедрением платного проезда и развитием объектов сервиса, необходима модернизация всего дорожного хозяйства, которая должна отвечать современным требованиям и учитывать перспективы дальнейшего развития. В соответствии с большим вниманием к информационным технологиям, во многих странах внедряют концепцию «Умное шоссе» — это концепция развития транспортных магистралей следующего поколения, которые будут намного функциональнее, удобнее, безопаснее и экологичнее современных трасс.

В исполнение поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года, будет внедрена Интеллектуальная транспортная система (ИТС). «КазАвтоЖол» уже начал реализацию мероприятий, направленных на цифровизацию транспортно-логистического комплекса, в частности, мероприятия: по полному учету интенсивности движения; контролю и регулированию скорости передвижения; внедрению цифровой геолокации; видеомониторингу движения; автоматизированному весогабаритному контролю; метеоданным и прогнозу погоды на дорогах; автоматизации процессов планирования ремонта и эксплуатации дорог.

Для полноценной цифровой трансформации необходимо произвести интеграцию предлагаемой Интеллектуальной транспортной системы с такими системами, как система управления дорожными активами (СУДА), система специальных автоматизированных измерительных средств (САИС), система Экстренного Вызова при Авариях и Катастрофах (ЭВАК).

Реализация Госпрограммы «Нурлы жол» оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры, в целом. Ход реализации Госпрограммы находится на постоянном контроле Правительства.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — 11 ноября 2014 года Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана впервые упомянул о программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол», которая на сегодняшний день по праву считается основным локомотивом экономического роста страны.

За три года реализации программы стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры в целом. Об этом сообщает primeminister.kz.

Как все начиналось?

11 ноября 2014 года обращаясь к народу Казахстана с очередным Посланием на предстоящий год, Глава государства объявил о Новой экономической политике — «Нұрлы жол». Она призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Лейтмотивом Послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики.

В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к формированию экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период.

В качестве основных целей программы были обозначены создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны по всем регионам, развитие индустриальной, туристической и социальной инфраструктуры, а также укрепление энергетического сектора.

В ходе реализации в программу были внесены некоторые изменения: в 2017 году направление жилищного строительства перешло в новую госпрограмму «Нұрлы жер», геологоразведка нашла свое отражение в других нормативно-правовых актах. Таким образом «Нұрлы жол» осталась единой большой программой по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.

Итоги первого этапа (2015-2016 годы)

По данным Министерства по инвестициям и развитию, с начала исполнения госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015-2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тысячи км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тысячи км по параметрам I и II технических категорий. При этом в строительных работах было задействовано 75 тысяч человек. Использовано 93% дорожно-строительных материалов отечественного производства.

По проекту «Центр — Юг» в 2016 году завершена реконструкция участков «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км. По проекту «Центр — Восток» с начала реализации ввели в эксплуатацию 230 км. дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка».

В рамках госпрограммы реализованы важные проекты, способные внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом. Это — МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», северный проект по развитию порта Актау, новый порт Курык. В частности, в декабре 2016 года в порту Курык был запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Также произошли значимые институциональные преобразования. Один из примеров — наделение НК «ҚТЖ» новыми полномочиями, в результате чего компания превратилась в мультимодальный международный оператор. В управление компании были переданы аэропорты и порт Актау, созданы предприятия по судоходству, приобретены два сухогруза (в перспективе предполагается довести это количество до 14). Кроме того, в 2016 году был сдан в эксплуатацию крупный транспортно-логистический центр в столице.

В приоритете — строительство дорог

В январе 2017 года в своем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» Глава государства отметил, что за прошедшие два года программа «Нұрлы жол» себя полностью оправдала, и поставил задачу по ее дальнейшей реализации как полноценного драйвера экономики.

«В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности.

Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.

В связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык — автомобильного перехода», — говорится в Послании.

Направления программы остаются теми же — строительство дорог, подведение инфраструктуры к объектам образования и специальным экономическим зонам, улучшение инфраструктуры субъектов естественных монополий в рамках «Дорожной карты бизнеса — 2020», а также поддержка экспорта.

Сегодня реализация Государственной программы «Нұрлы жол» идет полным ходом, в текущем году из государственного бюджета на ее проекты выделено 484 млрд тенге. В основном это долгосрочные проекты — автомобильные и железные дороги, водоснабжение, инженерные коммуникации.

Ход реализации программы находится на постоянном контроле Правительства. Так, во время своих рабочих поездок по регионам республики Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев регулярно инспектирует ход реализации программы «Нұрлы жол».

В 2017 году в рамках программы при строительстве автодорог было создано на порядок больше рабочих мест. Так, если в 2016 году из 100 тысяч созданных рабочих мест 70% было направлено на строительство автодорог, то в 2017 году только на строительстве республиканских дорог создано почти 100 тысяч рабочих мест.

27 ноября 2017 года в селе Ельтай Карасайского района был дан символический старт движению поездов по двум путям в обоих направлениях на участке «Алматы — Шу». В Карасайском районе в рамках проекта также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Его пропускная способность составляет 17 тысяч автомобилей в сутки.

Проект имеет большое значение для всей нашей железнодорожной сети, так как участок «Алматы — Шу» один из напряженных. Запуск вторых путей в 4 раза повысит пропускную способность скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов. Это также облегчит эксплуатацию поездов согласно принятой в 2012 году программе скоростного движения пассажирских поездов.

В целом, в 2017 году на строительство автомобильных дорог направлено 255,6 млрд тенге, из которых на 1 декабря 2017 года освоено 193,5 млрд тенге. В текущем году по объектам реконструкции на автомобильных дорогах республиканского значения открыто движение на 602 км автодорог.

На модернизацию ЖКХ, сетей водо-, теплоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 51,7 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря 2017 года местным исполнительным органам перечислено 49,8 млрд тенге, что составляет 100% к плану финансирования.

В 2017 году из запланированных 700 км инженерных сетей построено и реконструировано 686,6 км, из них сетей теплоснабжения 17 км, сетей водоснабжения и водоотведения 669,6 км. В 2017 году из средств Нацфонда на строительство 109 школ выделено 68,1 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря текущего года в местные бюджеты перечислено 65,2 млрд тенге, из них МИО освоено 62,5 млрд тенге. К 1 декабрю 2017 года по отчетам акиматов введены в эксплуатацию 64 объекта образования. Также в 2017 году были открыты второй железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта в Астане.

О дальнейших планах

В будущем в рамках «Нұрлы жол» до 2020 года планируется внедрить 6,5 тысяч км платных дорог. В целом к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тысяч км дорог.

До 2020 года планируется завершить участок «Денисовка — Костанай» (114 км). Продолжается реализация по переходящим проектам «Капшагай — Талдыкорган», «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».

Вместе с тем будет увеличено количество транзитных контейнерных перевозок в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного пассажиропотока в 4 раза до 1,6 млн. Пропускная способность портов в 2020 году должна будет составить 24 млн тонн.

Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за три года реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня выступает гарантом деловой активности, производительности и социально-экономического развития страны, задает темпы и направления данного процесса.

Программа экономического развития «Нурлы Жол» была презентована во время послания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в ноябре 2014 года. По словам главы государства, строительство новой инфраструктуры в рамках неё поможет консолидировать все регионы страны и создать общий экономический рынок.

Одним из ключевых направлений «Нурлы Жол» является строительство жилья и требуемых для него коммуникаций. На эти цели холдинг «Байтерек» получил 251,2 млрд тенге – более трети предусмотренных программой средств. За счет них к 2020 году «Байтерек» намерен ввести 1,4 млн. квадратных метров арендного и кредитного жилья, что равно 29 тыс. новых квартир.

1 400 000 кв. м жилья = 29 тысяч новых квартир к 2020 году

Это поможет Казахстану повысить уровень урбанизации до 70% с нынешних 55%. Одновременно с этим холдинг будет развивать коммунальную инфраструктуру. По планам «Байтерека» к 2019 году Казахстан должен занять 57 место в рейтинге Всемирного экономического форума по качеству базовой инфраструктуры.

Важность этих задач и цифр на первый взгляд кажется относительной. Однако вопрос жилья остается одним из самых острых для казахстанцев. Только на начало 2016 года его дефицит по оценкам экспертов составлял от 23 до 25 млн. квадратных метров. При этом демографы ожидают увеличения населения до 19 млн. человек к 2020 году, что лишь увеличит потребность в строительстве жилья.

Государственная программа нурлы жол это

После двукратного падения цен на недвижимость многие казахстанцы стали интересоваться возможностью её приобретения. Часть населения понимает, что сейчас, вероятно, один из лучших моментов для совершения таких покупок. Рост экономики, который может начаться уже в 2017 году, будет подталкивать к росту и стоимость жилья. Однако из-за последних экономических потрясений финансовые возможности людей стали более скромными.

Традиционными способами приобретения жилья всегда были накопление и приобретение в кредит. В условиях стагнирующих зарплат и общей экономической неопределенности самым логичным вариантом кажется продолжать постепенное накопление – ставки по ипотеке, достигающие 16-20%, не сильно мотивируют брать её. Однако с валютными колебаниями, инфляцией и изменчивостью цен на недвижимость сложно прогнозировать сроки, к которым наберется нужная сумма.

Но с началом реализации «Нурлы Жол» появилась и третья возможность – получение жилья по госпрограммам. Казахстанцы могут получить доступное жилье сразу по нескольким направлениям, каждое из которых реализует определенная государственная структура: «Жилстройсбербанк», ФНБ «Самрук Казына», «Казахстанская Ипотечная Компания» и «Байтерек девелопмент».

Жилье по линии «Казахстанской Ипотечной Компании» и «Байтерек девелопмент» — социальное и предназначено для тех, кто встал в очередь на его получение в акимате. Претендовать на него могут многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; оралманы; государственные служащие; военнослужащие; работники бюджетных организаций; инвалиды 1 и 2 группы.

Для них эта программа работает следующим образом: если человек подтверждает свою платежеспособность, то операторы программы заключают с ним 20-летний договор аренды, по окончанию которого квартира становится его собственностью. Для тех, кто не может подтвердить платежеспособность, операторы предлагают арендовать квартиру без выкупа в течение 10 лет с возможностью дальнейшего продления.

Арендные ставки на такое жилье колеблются от 923 до 1120 тенге в зависимости от региона. Плата за аренду 2-комнатной квартиры в 50 кв. м. в городах с самой дорогой недвижимостью – Алматы и Астане – составляют порядка 56 тыс. тенге в месяц.

Государственная программа нурлы жол это

Тем же, кто не относится к социально уязвимым категориям граждан, доступны программы «Жилстройсбербанка». Покупателями кредитного жилья по ним могут стать все граждане страны, открывшие депозит в банке. У «Жилстройсбербанка» есть две специализированные программы: «Жилье для всех категорий граждан» и «Жилье для молодых семей». Привлекательность их в том, что они предлагают ставки на 5-15% ниже рыночных. Во-вторых, они позволяют вкладчикам приобрести жилье как на первичном, так и на вторичном рынке.

Строительством этого жилья занимается госструктура «Байтерек девелопмент» или частные подрядчики, которые согласовывают количество заявок с местными акиматами. «Жилстройсбербанк», в свою очередь, собирает заявки среди вкладчиков и распределяет построенные квартиры на конкурсной основе. Как скоро вкладчик сможет купить недвижимость, зависит от соответствия нескольким критериям, но главный из них – количество баллов, которое складывается из срока и суммы депозита.

Как можно принять участие в этих программах? Прежде всего, важно определиться под условия какой из них вы подходите. Если вы относитесь к группе социально-уязвимых граждан, вам необходимо встать в очередь на получение жилья в местном акимате. Все документы подаются через ЦОНы или портал электронного правительства egov.kz, где также приведен их детальный список. Сельские жители могут предоставить пакет документов напрямую в акимат.

Тем, кто подходит под условия программ «Жилстройсбербанка», необходимо посетить один из его филиалов и открыть специальный депозит. Затем вы будете пополнять его, пока размер вклада не достигнет гарантированного уровня, который требуется для получения займа. После этого вы можете подать заявку на участие в программе в самом банке.

Если вы нашли для себя выгодными финансовые условия этих программ, но сомневаетесь в качестве возводимых домов из-за коррупции в строительном секторе, то беспокойство может быть лишним. В конце сентября управляющий директор холдинга «Байтерек» Каирбек Ускенбаев заявлял, что холдинг проявляет нулевую терпимость ко всем коррупционным правонарушениям.

Топ-менеджер холдинга заверил, что для более эффективного и прозрачного сотрудничества со строительными компаниями в «Байтереке» собираются полностью исключить в нем влияние человеческого фактора. Весь процесс, начиная от выбора застройщика до сдачи готовых квартир, будет автоматизирован. Заявки для участия, акты выполненных работ и другие документы отныне любой желающий сможет увидеть на специально созданном ресурсе.

Если же вы остерегаетесь участвовать в госпрограммах из-за рисков остаться без денег и жилья, то и это напрасно. В октябре этого года в Казахстане начали действовать новые механизмы защиты граждан, участвующих в программах долевого строительства. Интересы дольщиков теперь находятся под защитой Фонда гарантирования жилищного строительства.

Сейчас в законодательстве закреплены три способа организации долевого строительства: через гарантирование долевых вкладов; проектное финансирование банком второго уровня; возведение «каркаса» жилого здания за счет собственных средств застройщика.

Первый способ предусматривает схему, когда застройщик создает уполномоченную компанию, в уставной капитал которой вносит земельный участок, проектно-сметную документацию, деньги или незавершенный строительный проект. Затем в обязательном порядке заключается договор гарантии между Фондом гарантирования, застройщиком и уполномоченной компанией. Только после этого разрешается привлекать деньги дольщиков.

Но даже если застройщик не выполнит обязательства по строительству жилого здания, Фонд гарантирования жилищного строительства при Национальном управляющем холдинге «Байтерек» гарантирует завершение строительства и передачу дольщикам квартир. Застройщиков обязали оплачивать взносы в фонд в размере 2-6% от проектной стоимости, которые и помогут завершить все начатые работы. При этом вопреки опасениям покупателей, на стоимости жилья размер этого взноса не отразится.

О том, что программа функционирует, свидетельствуют результаты прошлого года – за это время в эксплуатацию были сданы более семи тысяч квартир. Одну из них получила семья Камшат Кадировой из Алматы, которая ждала этой возможности 20 лет. Восемь лет назад, будучи работником бюджетной организации, она встала в очередь на социальное жилье. Но долгое время очередь все никак до них не доходила.

Государственная программа нурлы жол это

Когда началась программа «Нурлы Жол», дело сдвинулось с мертвой точки. После подачи документов каждые полгода Камшат ходила в акимат на прием к начальнику департамента жилья. В момент подачи они были на месте 2013 в списке на получение квартиры, но уже через некоторое время оказались на 74 месте и заселились 1 августа 2015 года.

Сначала её семья думала отказаться от квартиры по причине больших расходов, однако позже они пришли к выводу, что будут отдавать те же деньги за аренду чужой квартиры. Через 5 лет у Камшат с супругом получат возможность выкупить квартиру. Сейчас же они ежемесячно платят от 100 до 110 тыс. тенге за её аренду.

Квартиры получали семьи не только из крупных городов, но и из регионов. В мае 2016 года трехкомнатную квартиру получила семья кызылординца Бейбита Киянбекова, которая была построена по программе развития регионов, реализуемой АО «ИО Казахстанская ипотечная компания». Стоимость его квартиры составила 12 млн. тенге, которую он может постепенно погашать в течение 20 лет.

Государственная программа нурлы жол это

«Мы раньше снимали квартиры, по 40 тысяч тенге в месяц, за двухкомнатную, в хрущевке. Это считайте, деньги на ветер. Мы переезжали с квартиры на квартиру 6 лет. Первоначально я слышал, что это фальшь. Потом сам убедился, что это прозрачно. Мы пришли в акимат, сдали заявление, в нем написали, сколько детей, семейный бюджет. И дальше заявление идет на согласование. Это происходит быстро. У меня вышло 27 дней. Затем мне выдали направление в КИК (АО «ИО Казахстанская ипотечная компания» — V). Я прошел, мою заявку одобрили, и буквально за месяц я получил ключи», — рассказывал он корреспонденту Vласти.

История ожидания многодетной семьи музыкантов Мухамбета и Актоты Ешмухановых также закончилась благополучно. Долгое время они жили в арендованных квартирах, и с каждой сменой квартиры детям приходилось заново адаптироваться в новых школах. В 2010 году семья подала документы на получение квартиры по программе «Нурлы Жол» и спустя шесть лет получила квартиру, рядом с которой расположена вся необходимая социальная инфраструктура – детские сады и школы.

Государственная программа нурлы жол это

Во время аренды они сталкивались с массой неудобств, главное из которых – нежелание арендодателей сдавать квартиры семьям с детьми. Поэтому они были вынуждены арендовать частные дома, содержание которых требовало от семьи больших расходов. Сегодня семья Ешмухановых ежемесячно платит за четырехкомнатную квартиру 98 тыс. тенге. Её размер стал для них большим сюрпризом – обычно по госпрограммам выдается 2-х и 3-х комнатное жилье.

Единственным поводом сомневаться в целесообразности этой покупки может стать будущий ремонт. Однако Vласть совместтно с НУХ «Байтерек» проанализировала рынок стройматериалов и подсчитала примерную стоимость ремонта в двухкомнатной квартире, площадью 67 квадратных метров. Это средняя квадратура жилья, которое можно получить по госпрограммам.

Государственная программа нурлы жол это

Площадь стен для обоев в такой квартире составит 173 кв. м., площадь пола под ламинат – 61 кв. мм, площадь пола под кафель – 6 кв. м., а площадь стен под кафель 28,2 кв. м. Помимо этого вам понадобится купить плинтусы, галтели, эмульсию, провести электрику и установить двери. Средняя стоимость такого ремонта составит чуть больше 799 тыс. тенге.

Если вы заинтересованы в покупке жилья и убедились в том, что предложения госпрограмм для вас действительно выгодны, интернет-журнал Vласть предлагает вам пройти специальный тест. Программы содержат множество деталей, которые очень важно знать, но далеко не всегда получается удержать в голове. Игровая форма поможет вам запомнить все нюансы программы, чтобы принять одно из самых главных решений в вашей жизни.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы

Астана, 2015 год

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей и соответствующие меры
6. Этапы реализации Программы
7. Необходимые ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *