Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Субсидия на переселение из районов крайнего севера

Почему могут снять с учета?

1. При получении аналогичной социальной выплаты;

2. При выезде в другую местность на постоянное место жительства;

3. Если в документах будут выявлены ложные сведения;

4. Если должностное лицо, ответственное за этот процесс, осуществил до его неправомерно (как пример, очевидно — коррупция);

5. Если в других местностях будет приобретено жилое помещение;

6. При письменном отказе, а также действии или бездействии, дающие основание полагать отсутствие заинтересованности в субсидии;

7. При подаче заявления о снятии с учета;

8. В случае смерти гражданина (при этом право могут реализовать родственники);

9. В иных случаях, когда изменились условия, позволяющие гражданину реализовать право на получение выплаты;

Как зарегистрироваться в программе переселения из РКС

Чтобы подать заявление на участие в программе, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого подаются документы в администрацию по месту жительства. После постановки на учет семью внесут в реестр очередников. После этого можно подать заявление в произвольной форме на включение в очередь на получение жилищной субсидии или сертификата. В заявлении указывается:

  • состав семьи;
  • субъект РФ, выбранный для постоянного проживания после переселения;
  • подтверждение, что заявитель соответствует условиям программы, в том числе по стажу.

Регионы сами определяют органы и учреждения, которые принимают заявления на участие в программе. Обычно это можно сделать через местную администрацию, Министерство строительства и ЖКХ регионов.

В награду за труды

Программа переселения граждан из районов Крайнего Севера появилась в 1995 году как своеобразная компенсация за годы честного труда и потерянное в процессе адаптации к некомфортным условиям среды здоровье. В 2002 году она была оформлена в Федеральный закон №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Как гласят общие положения закона, актуальные на сегодняшний день, право на получение жилищной субсидии имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не получавшие субсидии на эти цели.

В первую очередь государственные жилищные сертификаты (ГЖС) предоставляются инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, во вторую очередь — пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; норматива общей площади жилого помещения (33 кв. м общей площади для одиноких, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи из трех и более человек).

Также размер субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ, определенного правительством (на первое полугодие 2019 г. Приказом Минстроя России от 19.12.2018 №821/пр норматив по стране составляет 43 374 руб./кв. м) и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как работает программа поддержки жителей Крайнего Севера?

Жители Крайнего Севера, переезжающие в более благоприятные условия, могут получить субсидию на приобретение или строительство жилья. Для этого необходимо оформить государственный жилищный сертификат.

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Часто задаваемые вопросы по программе переселения из районов Крайнего Севера

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. В настоящее время ни законодательного акта, ни нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего указанные вопросы не принято.

По данному вопросу имеется Письмо Роструда от 13.09.2006 №1597-6-0, в котором отмечено, что порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2. Согласно положениям пункта 5.1 данной Инструкции следует, что в стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия к месту работы и обратно. При этом период работы вахтовым методом приравнивается к календарным дням работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Имеет ли право на получение государственного жилищного сертификата гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у которого в ходе инвентаризации очереди было выявлено наличие жилья в собственности, приобретенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на собственные средства?

Порядок и условия обеспечения жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Основные условия, которым должен соответствовать гражданин при определении наличия у него права на получение государственного жилищного сертификата изложены в статье 1 указанного законодательного акта:

гражданин, должен прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.;

стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должен составлять не менее 15 лет;

у гражданина должно отсутствовать жилье для постоянного проживания за пределами субъекта Российской Федерации, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, либо гражданин при условии такого жилья должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

гражданин не получал каких-либо субсидий (социальных выплат) для решения своей жилищной проблемы.

В данном случае следует учитывать, что если приобретенное гражданином — участников подпрограммы на собственные средства жилое помещение имеет параметры общей площади, которые превышают учетные нормы жилья, установленные для местности, где оно находится, как пороговые значения, используемые при определении степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 г. № 879, гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилищной субсидии.

В противном случае вопрос о предоставлении ему государственного жилищного сертификата в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ может быть рассмотрен при условии представления им обязательства о передаче приобретенного жилья по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления.

О каком договоре мены идет речь в статье 6 Федерального закона от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Договор мены является одним из способов приобретения одной стороной права собственности, принадлежащего другой стороне, предусмотренных пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, регламентированные положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Является ли передача органам местного самоуправления субъектов РФ функций по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» передачей федеральных полномочий (полномочий региональных органов исполнительной власти) по данному вопросу?

Следует особенно отметить, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» о возможности передачи полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ, носит рекомендательный характер и не носит обязательного действия.

Делегирование федеральных или региональных полномочий в силу части 2 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно лишь путем принятия соответствующих законов. Поэтому положения иных нормативных правовых актов, закрепляющие возможность передачи на местный уровень полномочий подзаконными актами или непосредственно осуществляющие такую передачу, могут носить только рекомендательный характер.

В рассматриваемом случае нормы пункта 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002г. №879, предусматривающие, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера является ярким примером того, что имеются четкие правовые пробелы законодательного регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принимают региональных законов и, соответственно, не могут произвести какую-либо передачу государственных полномочий. Более того, есть правовые основания рассматривать функцию по предоставлению субсидий переселенцам из районов Крайнего Севера как федеральное полномочие, которое не должно самовольно передаваться субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления, раз этого не предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ.

Распространяются ли положения пункта 8 Правил на категорию граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Согласно положениям пункта 7 Правил установлено, что пункт 8 Правил, предусматривающий перечень оснований, дающих право применительно к условиям подпрограммы получить статус не имеющих жилых помещений для постоянного проживания и получить право первоочередного получения социальной выплаты для приобретения жилья, может быть применен только в отношении граждан — участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» — «д» и «ж» пункта 5 Правил.

Учитывая изложенное, в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (данная категория указана в подпункте «з» пункта 5 Правил), пункт 8 Правил применен быть не может.

О каких категориях граждан, имеющих десятилетний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, идет речь в статье 1 Федерального закона от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищной субсидии сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

До выхода Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ действовали другие законодательные акты, регулирующие вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых учитывался обязательный десятилетний стаж работы в указанных районах и местностях. В данном случае и имеются ввиду граждане, которые до выхода Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, в рамках более раннего законодательства, приобрели право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

Является ли обязательным условием при определении права инвалидов I и II групп, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, факт получения инвалидности только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Читать также:  Государственные программы российской федерации бизнес

Согласно нормам указанного Федерального закона для рассматриваемой категории граждан не устанавливается обязательное требование получения инвалидности только в районах Крайнего Севера. При этом в соответствии со статьей 1 данного законодательного акта установлено, что инвалидность должна наступить только по причине трудового увечья.

Согласно положениям пункта 6 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» установлено, что причина инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. При этом указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в порядке, предусмотренном Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России за №3999 от 05.12.2002 года), или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.

Субсидия на переселение из районов крайнего севера

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидия на переселение из районов крайнего севера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2022 по делу N 88-12904/2022Категория спора: 1) Защита прав на жилое помещение; 2) Социальная поддержка в получении жилья.Требования физического лица: 1) Об обязании установить факт совместного проживания; 2) О признании нуждающимся в жилом помещении, о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.Обстоятельства: Представленные истцом доказательства не подтверждают совместного и постоянного проживания истца с семьей, отсутствуют правовые основания для установления факта совместного проживания истца с семьей и возложения на ответчика обязанности по постановке истца и членов его семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, исходил из того, что представленные истцом доказательства не подтверждают совместного и постоянного проживания истца с семьей в городе Нефтеюганске после 2017 года и по настоящее время, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления факта совместного проживания истца с семьей в городе Нефтеюганске и возложении на ответчика обязанности по постановке истца и членов его семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики(«Официальный сайт КС РФ», 2022)Право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Заявителями по данному делу выступили лица, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет, однако в связи с изменением законодателем условий их предоставления (увеличение минимальных требований к стажу до 15 лет) не смогли реализовать его.

Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России(Афанасьев С.)(«Сравнительное конституционное обозрение», 2022, N 3)Недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а равно и перераспределение бюджетных средств для скорейшего обеспечения жилищными субсидиями других категорий граждан не могут служить оправданием в случае нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства (родившихся после 1 января 1992 года в таких районах и местностях), которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение инвалидов с детства, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это приводит к нарушению права на получение государственной поддержки при реализации права на жилище, противоречит конституционному принципу взаимного доверия государства и общества.

Нормативные акты

Сегодня правительство области видит еще один вариант ускорения процесса расселения.

— Мы продолжаем настаивать на увеличении финансирования государственной программы по расселению северян, но с возможностью выбора: уехать с территории Магаданской области либо остаться, но в более комфортных условиях — с переездом в Магадан или его окрестности, — поясняет министр экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Ирина Пеньевская. — Такое решение было бы как в интересах самих людей, так и в интересах северных и дальневосточных регионов, поскольку внутренняя миграция, с одной стороны, существенно уменьшила бы отток трудоспособного населения, а с другой, оживила бы ситуацию на местном рынке жилья и стала дополнительным стимулом в развитии жилищного строительства.

Возможность выбора места переселения (свой или другой регион), в отличие от 125-ФЗ, дает 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 07.07.2011.

Транспортный, им. Гастелло, Мадаун (еще один поселок Тенькинского района) — умирающие. Работавшие здесь некогда госпредприятия давно закрыты, социальная инфраструктура разрушена, жилфонд аварийный, транспортная доступность — понятие весьма относительное. Признать их закрывающимися и расселить, применив 211-ФЗ, — лучшее, что можно сделать для оставшихся жителей, а они уже сами выберут, покинуть регион или нет.

Как выделяется субсидия или сертификат

Субсидия и сертификат являются равнозначными понятиями. Оформление сертификата лишь подтверждает право на субсидию, которая будет перечислена из бюджета. Размеры субсидирования на каждый год утверждаются на федеральном уровне. В частности, в октябре 2020 года были утверждены изменения в программу переселения, предусматривающие перераспределение средств между регионами, в зависимости от количества очередников.

При оформлении сертификата все члены семьи дают обязательства об освобождении занимаемого жилья (при наличии). Освободить жилплощадь нужно не позже двух месяцев после приобретения новой квартиры за счет сертификата. Сроки на направление сертификата для приобретения жилья не установлены.

Кто может рассчитывать на получение жилищной субсидии?

Получить выплату на приобретение или строительство жилья может каждый выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если он соответствует следующим требованиям:

  • Проживание в районах Крайнего Севера до 1992 года;
  • Трудовой стаж на территории Крайнего Севера не менее 15 лет;
  • Отсутствие в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений;
  • Нахождение на учете имеющих право получить жилищную субсидию.

Также право на субсидию имеют лица, соответствующие требованиям, уже выехавшие за пределы районов Крайнего Севера до 1992 года.

Совещание по переселению северян

01.03.2021 г. в г. Инте прошло совещание по переселению северян под председательством заместителя председателя правительства Республики Коми Бахтиной И. С. В связи с тем, что предыдущим правительством республики не выполнено поручение президента РФ от 23.08.2019 г. № Пр-1707 (пункт 1 «б»), в соответствии с которым должен быть разработан План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта — нынешняя власть полна желания исправить это упущение.

Почему говорю, что появились? Имею немалый опыт общения с предшественниками. К примеру, поданное Гапликову на личном приеме письменное обращение о незамедлительном принятии мер по переселению воркутинцев было выброшено на помойку. Пришлось даже судиться с ним по этому поводу. Представитель Главы в суде заявила, что Жарук никакие бумаги Гапликову на личном приеме не вручал. Хотя доказательством служили сделанные пресс-службой Главы Коми замечательные фотографии, где можно было даже текст разобрать, тем не менее, суд я проиграл. А когда я обратился за подтверждением к присутствующим на личном приеме свидетелям, то все пошли в отказ под тем или иным соусом, за исключением одного достойного человека – О. Ф. Осиповой! Честь ей и хвала за порядочность и смелость.

С Гайзером тоже общение туго шло, с большим трудом удалось добиться лишь открытости списков на переселение. Однако никто из бывших руководителей республики не принимал региональных программ по переселению, сколько бы я не предлагал это сделать.

С 2002 года в России действует специальная программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Программа предусматривала выдачу жилищных субсидий на оплату стоимости приобретаемого жилья. С 2015 года субсидии выдаются в форме сертификата, которым можно оплатить квартиру на вторичном рынке или в новостройке. С 2020 года по жилищному сертификату можно приобрести право требования по ДДУ.

Напомнил о проблеме цивилизованного закрытия воркутинских поселков

Также в очередной раз напомнил о проблеме цивилизованного закрытия воркутинских поселков и переселении их жителей за пределы Крайнего Севера. Рассказал о том, как был шокирован бездействием коми властей, когда распоряжением Правительства РФ от 12.09.2020 г. N2339-р распределялись по субъектам Российской Федерации средства федерального бюджета на приобретение жилых помещений гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ, принятыми до 1 января 2012 г. При этом из 219 жилищных сертификатов Республике Коми достался всего 1 (один). Остальные ушли в Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ, где власти реально закрывают населенные пункты, а не «замораживают» нормативные акты. Как это произошло несколько лет назад с Постановлением правительства Коми от 24.05.2007 N96 «О Порядке и условиях признания закрывающимися отдельных населенных пунктов на территории Республики Коми.»

Присутствующий на совещании депутата Госсовета Коми Евгений Бейков защищал интересы своих избирателей, мол нельзя отдельно переселять Воркуту с Интой, на что я возразил, что условия проживания у нас самые экстремальные. К тому же имеется до сих пор неисполненное Поручение президента Российской Федерации от 23.08.2019 г. № Пр-1707 (пункт 1 «б») «План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта».

Также я был не согласен с предложением Бейкова о переселении только в пределах Коми Республики. Если его избиратели именно этого желают, то пожалуйста. А вот мои избиратели имеют право и желание переезжать в любую точку на всей территории РФ.

В необходимости принятия отдельной программы переселения для двух городов Воркута и Инта очень решительно высказался депутат Госсовета Коми от Инты Александр Попов.

Руководитель администрации Инты Владимир Киселёв выразил обеспокоенность защитой интересов 3-х тысяч интинских очередников.

Первый замминистра Минстроя Коми Якимов А. А. поддержал идею переселения в пределах республики (особенно), а также ликвидацию бесперспективных населенных пунктов. Как опытный производственник и управленец, он довольно аргументированно изложил свои доводы. Более того, предложил создать в республике отдельную юридическую структуру, которая будет заниматься решением проблемы переселения. Очень приятно, что первый заместитель министра так решительно настроен на результативную работу по решению проблем очередников.

После заседания отдельно общались с представителями шахтерских профсоюзов Инты, от которых в адрес Бахтиной И. С. поступило заявление с предложениями о переселении оставшихся без работы интинских горняков.

Пути решения проблемы

В связи с ограничением по времени я не стал подробно рассказывать присутствующим о всех 15 предлагаемых мной путях решения проблемы переселения. Остановился только на крайнем из них. В недавнем обращении к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Хуснуллину я предложил передавать воркутинским очередникам по договору социального найма выкупленные у застройщиков квартиры в разных городах РФ, в т. ч. и во вновь построенных домах в Сыктывкаре. Результатом станет взаимовыгодная сделка: государство убьет двух зайцев, в один прием разрешив проблемы застройщиков и переселенцев из районов Крайнего Севера.

Читать также:  ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Девелоперы будут довольны не только тем, что смогли достроить жилье в условиях кризиса и падения спроса, но и тем, что оно сразу же будет реализовано, что позволит избежать дополнительных расходов по его содержанию и охране. А как переселяющиеся в новые квартиры северяне будут довольны – словами выразить невозможно. Ведь квартира — это не сертификат, который еще надо реализовать. Более того, предоставлением готовых для проживания квартир будет восстановлена не только справедливость, но и законность, ведь одностороннее изменение государством обязательства по предоставлению социального жилья на получение жилищного сертификата незаконно, т. к. закон обратной силы не имеет (ст. 4 ГК РФ), а обязательство заканчивается надлежащим исполнением (ст. ст. 309–310 ГК РФ).

На этом фоне государство будет выглядеть весьма достойно – успешно решая проблемы бизнеса и граждан исполнением публично-правового обязательства в кризисной обстановке. А окончательное разрешение проблемы переселения северян после десятков лет волокиты действительно бы стало предметом национальной гордости.

После моего доклада Ирина Сергеевна озадачилась вопросом о том, смогут ли пенсионеры один раз заплатить 13% налог на собственность, чтобы получить квартиру. На что я сказал, что с удовольствием) Считаю, что даже кредит можно взять ради такого дела. Это же не ипотека. Или я может быть не прав?

Кто имеет право на переселение из районов Крайнего Севера

Основные положения программы переселения указаны в Федеральном законе № 125-ФЗ. Регистрация граждан и семей в программе осуществляется по Постановлению № 879. Отселиться по жилищному сертификату могут лица, соответствующие следующим условиям:

  • нужно подтвердить факт переезда в РКС или МКС на постоянное место жительства не позднее 1 января 1992 года;
  • нужно иметь общую продолжительность стажа в районах РКС и (или) МКС не менее 15 календарных лет;
  • необходимо подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Нуждаемость в улучшении жилищных условий подтверждается при полном отсутствии жилья в собственности, либо несоответствие по социальной норме. Эта норма в каждом регионе разная. Факт отсутствия жилья должен подтверждаться в отношении всех членов семьи.

Нельзя получить субсидию или сертификат, если гражданину или семье уже выделено жилье или денежные средства на него по другим программам. Например, получатели военной ипотеки не смогут оформить жилищный сертификат по программе переселения. Но использовать маткапитал для частичной оплаты жилого помещения допускается. Субсидия или сертификат дается только один раз.

Размер субсидии по переселению из районов Крайнего Севера

Размер жилищной субсидии по переселению определяется исходя из следующих показателей:

  • состав семьи гражданина, выезжающего из РКС или МКС;
  • норматив общей площади жилья — не более 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из двух человек, по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности три и более человека;
  • норматив стоимости одного квадратного метра по РФ на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматив предоставления субсидий в зависимости от стажа работы в РКС и МКС (определяется регионами).

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата и указывается в содержании документа. Впоследствии изменить размер субсидии нельзя, даже если изменяться показатели расчета.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья определяется ежеквартально Минстроем. На второе полугодие 2020 года он составлял 48 634 руб., а на третий квартал пока не утвержден. Если приобретать жилье с большей площадью, чем норматив, можно доплатить своими деньгами, кредитом или маткапиталом.

Как получить субсидию?

Согласно Статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее N 125-ФЗ):

Таком образом можно вывести порядок действий.

Для подается пакет документов в следующие органы:

-орган исполнительной власти субъекта;

-орган местного самоуправления, если орган субъекта наделил местные власти такими полномочиями;

При этом, подача документов производится по месту жительства гражданина.

Из закона нет прямого указания на органы исполнительной власти субъекта. Предполагается, что каждый субъект федерации уполномочивает на данные действия свои органы. Для примера можно взять Тюменскую область. В Постановление Правительства Тюменской области от 26 марта 2012 г. N 80-п мы можем найти такое положение:

В других субъектах действуют аналогичные органы исполнительной власти. Если Вы затрудняетесь в их определении можно обратиться на прямую в местную администрацию за разъяснениями своих прав в этой области.

2. Необходимые документы.

В Постановлении Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» можно найти список документов:

Отказ в регистрации и постановке на учет можно обжаловать.

Кто может реализовать право на переселение?

Здесь закон устанавливает обширный список условий. Попробуем разделить и описать их.

Граждане выделяются в четыре вида. Начнем с первого.

1. Общая категория граждан.

-прибыли в районы Крайнего и севера и приравненные к ним не позднее 1 января 1992 года.

-имеют общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных местностях не менее 15 лет (под «общей» очевидно имеется ввиду весь стаж работы в данном районе, независимо от перерывов для работы в иных местностях);

-не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего севера и приравненных местностей (из прямого толкования следует, что иметь жилую площадь в северных и подобных им районах можно);

2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Остаются в силе условия, относящиеся к первой категории, а также добавляются:

-не получают субсидии, связанные со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;

-состоят на учете в качестве нуждающихся;

3. Граждане, получившее право по ранее действующему законодательству.

-имеют стаж работы не менее 10 календарных лет в указанных районах;

-состоят на учете по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

4. Граждане, имеющие право в виде исключения из общих условий:

-инвалиды I и II группы, которые получили травму в связи с работой в подобных районах;

-инвалиды с детства, которые родились в районах Крайнего Севера и подобных местностях;

-инвалиды с детства, которые родились за пределами таких районов, но на момент рождения детей, местом жительства матерей являлись эти районы. При этом, прожившие в таких местностях не менее 15 календарных лет.

На юг через 150 лет

По информации министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, на данный момент общая очередь колымчан, желающих получить ГЖС, насчитывает 16,5 тыс. человек (7,9 тыс. семей).

Не все, конечно, находятся в таких невозможных условиях, как жители поселков Транспортный или Омчак, и тем не менее выдача 40–50 сертификатов при выделении денег в размере 170–190 млн рублей в год — этого слишком мало. Такими темпами расселять колымчан придется около 150 лет.

В августе 2018 года проблему недостаточного финансирования госпрограммы по расселению северян по многочисленным обращениям граждан поднимал руководитель региона, тогда еще врио губернатора Магаданской области Сергей Носов на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

— Жилищные сертификаты когда-то были или должны были стать одним из преимуществ, обеспечивающих привлекательность районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Но на данный момент сложилась следующая ситуация: задолженность по ним уже составляет 17 млрд рублей, — заявил Сергей Носов. — Ежегодно из федерального бюджета в область приходит меньше 1% от суммы. При этом стоимость квадратного метра жилья возрастает ежегодно примерно на 12%. И уже к 2025 году эта задолженность, по прогнозам, будет составлять 26 млрд рублей. После принятия поправок к закону о наследовании задолженности цифра переходит в бесконечность.

Поселок, которого нет

Наталья Якимчук из поселка Транспортный ждет получения ГЖС 21 год.

— Стою в очереди, наверное, посмертно, — говорит она. — То закрывают наш поселок, то не закрывают, то признают неперспективным и обещают за счет местного бюджета расселить, то говорят: ждите федеральных субсидий. Сколько еще ждать? Зимой по пояс в снегу, весной по пояс в грязи. Вид у поселка ужасающий, всё разбито.

Она рассказывает, что лет семь назад дорожники поднимали полотно участка региональной автодороги, которая проходит через поселок. Местные жители попросили их пустить дорогу в объезд, чтобы не дышать круглый год пылью. Вместо ответа им показали карту, на которой их поселка вообще нет. Даже на почте одно время не принимали посылки в Транспортный — говорили, что нет такого населенного пункта.

— Сдается нам, что по документам мы все давно отсюда выселены, — говорит она. — Но мы-то здесь, и мы живые! Нас 50 человек. Неужели для того, чтобы нас расселить, прекратить наши мытарства, у государства нет денег? Если бы власть доплачивала нам за всё, чего мы, здесь находясь, не видим, то, уверена, уже давно бы деньги на расселение нашли. Мы не против севера, мы против таких условий выживания. Хочется выехать в тепло, в цивилизацию, пока при памяти и при относительном здоровье.

Как приобрести жилье с помощью жилищной субсидии?

Для того чтобы получить выплату на приобретение жилья необходимо совершить следующие действия:

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Шаг 1. Встать на учет

Встать на учет можно, подав заявление в уполномоченный орган. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе – это Департамент строительства и жилищной политики.

К заявлению нужно приложить следующие копии документов:

  • паспорта всех членов семьи (свидетельства о рождении для детей до 14 лет);
  • свидетельство о браке;
  • документ подтверждающие трудовой стаж (трудовая книжка или сведения из СФР);
  • сведения о регистрации по месту жительства на территории Крайнего Севера.

В зависимости от жизненной ситуации может понадобиться пенсионное удостоверение, справка об инвалидности или справка из службы занятости;

Шаг 2. Получить государственный жилищный сертификат

Нужно дождаться своей очереди, после этого можно будет получить жилищный сертификат.

Заявление о выдаче сертификата также подается в уполномоченный орган с приложением следующих документов:

  • паспорта или свидетельства о рождении всех членов семьи
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (если в собственности или по договору социального найма уже есть жилое помещение)
  • документы, подтверждающие родство между членами семьи (например, свидетельства о браке, о рождении или справка из органов ЗАГС);

Шаг 3. Представить сертификат в банк

В течение 3 месяцев необходимо сдать сертификат в банк и открыть специальный банковский счет, на который будет перечислена выплата;

Шаг 4. Перевод средств на счет продавца

При приобретении жилья нужно предоставить в банк выписку из ЕГРН и договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве. Банк переведёт средства продавцу по реквизитам счета указанным в договоре.

Сертификат действует 7 месяцев с момента выдачи.

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Можно получить жилищную субсидию, если уже участвовал в других государственных программах?

Да, это возможно, если заявитель или члены его семьи не получали в качестве государственной поддержки бюджетных средств на приобретение или строительство жилья, жилого помещения или земельного участка для строительства дома за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Например, возможно участие в программе Дальневосточный гектар, если земельный участок по такой программе был получен в пределах районов Крайнего Севера.

Какова очередность предоставления жилищных субсидий?

Некоторые граждане, имеющие право на получение жилищной субсидии, могут получить ее в приоритетном порядке:

  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;

После получения льгот перечисленными категориями жилищную субсидию могут получить остальные работающие граждане.

Очередность предоставления субсидий и сертификатов

В Законе № 125-ФЗ указано, что при выделении жилищных субсидий и сертификатов действует принцип очередности. Всего предусмотрено четыре очереди:

  • первая — включает инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, родившихся на территории РКС или МКС;
  • вторая — пенсионеры;
  • третья — безработные граждане, поставленные на учет в ЦЗН;
  • четвертая — работающие граждане.
Читать также:  Программа государственных гарантий обеспечения граждан рф бесплатной медицинской помощью тест

При изменении статуса можно подать заявления для включения в более высокую очередь.

Можно ли продать жилье, приобретенное на жилищную субсидию?

Да, однако следует помнить, что при использовании средств жилищного сертификата необходимо выделить доли каждому члену семьи.

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

Возможно ли получение субсидии, если уже есть жилье в собственности или по договору социального найма?

Да, если заявитель и члены его семьи подпишут обязательство расторгнуть договор социального найма.

Если жилье находится в собственности, сертификат выдается только при условии передачи такого жилья в государственную или муниципальную собственность.

Это необходимо сделать в течение 2 месяцев с момента приобретения жилья с использованием жилищной субсидии.

Получение жилья и переселение из районов Крайнего Севера

Законодательством Российской Федерации установлена возможность переселения в связи с проживанием определенного количества времени в районах Крайнего Севера.

Куда можно переехать?

Сертификат можно получить в случае переезда за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть в регионы, которые не входят в эту категорию.

Также возможен переезд в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, с более благоприятными природно-климатическими условиями.

Необходимо создание рабочей группы

Резюмируя вышеизложенное, пришли к выводу о необходимости создания рабочей группы для сбора, обобщения предложений и выработки путей решения этой самой наболевшей в нашей республике проблемы. И. С. Бахтина подчеркнула, что в ближайшее время должны быть собраны все предложения и пожелания, которые лягут в основу новой республиканской программы по переселению северян. Лично я считаю, что в такой программе должно быть несколько подпрограмм, по максимуму удовлетворяющих запросы очередников.

Также я поддерживаю предложение первого замминистра Минстроя Коми Якимова А. А. о создании в нашей республике отдельной юридической структуры в виде фонда или агентства, которая будет заниматься решением проблемы переселения.

Кроме того, хочу отметить настрой заместителя председателя Правительства Коми И. С. Бахтиной на реальное выполнение поручения президента Российской Федерации от 23.08.2019 г. № Пр-1707 (пункт 1 «б»), в соответствии с которым должен быть разработан План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта, хотя сроки исполнения давно профуканы (до 31.12.2019 г.).

Я считаю, что такой редчайший шанс никак упускать нельзя. Только программа должна быть реальная, решающая самые наболевшие проблемы, а не эфемерная, как в той писульке, что пыталось впарить федералам прежнее руководство. Ну как можно не воспользоваться прямым указанием президента РФ на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указанным планом?

В очереди на переселение по Республике Коми по состоянию на 01.01.2021 г. состоят 25703 семьи, из них по г. Воркута 14019 семей, по г. Инта 2910 семей. Исходя из выделенного в 2021 г. 51 жилищного сертификата на 15907 семей очередников-пенсионеров республики, перспективы для пенсионеров ужасающие: 15907 / 51 ГЖС = 312 лет. Тем не менее надеюсь, что в результате наших совместных усилий мы сможем разрешить проблему переселения не только воркутинских заложников Крайнего Севера, но и очередников из других городов и сел Коми.

Хочу выразить Ирине Сергеевне Бахтиной благодарность за смелость, проявленную в начале пути к решению самой наболевшей проблемы нашей республики!

В чем суть переселения?

Для начала определимся, что переселение – это право на получение денежных средств. В законодательстве установлено, что граждане могут получить субсидию – единовременную социальную выплату.

Данная субвенция (или выплата) имеет цель – правила указывают на приобретение или строительство жилых помещений.

Ответственность.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 указано, что могут быть обжалованы:

1. Решение об отказе в регистрации и постановке на учет в качестве нуждающегося.

2. Решение о снятии с учета гражданина, желающего получить социальную выплату.

Происходит этот процесс на основе общего законодательства Российской Федерации. То есть путем подачи жалобы в орган, вынесший решение, правоохранительные органы, ведущие надзор за федеральным законодательством, вышестоящие органы по отношению к вынесшему решение органу. Кроме того, можно защищать свои права в суде, через исковое заявление.

Поддержка государством северян вытекает из Конституции

В начале совещания довел до сведения присутствующих, что несмотря на последние изменения законодательства, поддержка государством северян в форме приобретения жилья за пределами Крайнего Севера вытекает из Конституции Российской Федерации, в соответствии с частью 3 ст. 37 которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Так из преамбулы Закона РФ №4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что «настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера». Статьей 18 этого Закона предусматривалось, что гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 10 календарных лет, предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-строительный кооператив, либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ (в ред. до 01.01.2012 г.) гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшим субсидии на эти цели, предоставляются жилищные субсидии. Последними изменениями закона слово «предоставляются» заменено на «имеют право».

Несмотря на произведенные за эти годы изменения в названии – жилищная субсидия, реализуемая в виде государственного жилищного сертификата (ГЖС), не социальная помощь, а недоплаченная часть заработной платы за прошлый период (гарантированного государством вознаграждения за труд в экстремальных условиях).

С момента появления государственного жилищного сертификата согласие гражданина на его получение является добровольным, как бы суррогат с выдачей ГЖС не называли: подпрограмма (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153), основное мероприятие (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. N1710), ведомственная целевая программа (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 г. N858).

Следовательно, принятое государством в 1993 году публично-правовое обязательство о предоставлении бесплатного жилья северянам на условиях социального найма должно быть исполнено надлежащим образом, как это установлено общегражданскими принципами надлежащего и реального исполнения обязательств (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).

Расстановка приоритетов

Глава области считает, что нужны новые подходы к решению этой сложной ситуации. Соседи-северяне также озабочены данной проблемой. Так, депутат Госдумы от Чукотского автономного округа Валентина Рудченко для ускорения процесса переселения предложила исключить из очереди тех, кто уже, не дождавшись помощи от государства, уехал за пределы Крайнего Севера и фактически ждет компенсации личных затрат.

Кроме того, депутат считает целесообразным исключение из числа получателей ГЖС жителей приравненных к Крайнему Северу районов и территорий с наличием крупных промышленных предприятий, таких как Ямало-Ненецкий АО, способных за счет собственных средств вывозить граждан в места с более благоприятным климатом.

Колыма имеет свое мнение по этому вопросу. Регион уже направлял в Москву предложения — в частности, по наделению субъектов полномочиями пропорционально перераспределять поступающие финансовые средства по группам населения. Иначе получается так, что первоочередной группе — инвалидам — выдаются ГЖС в течение 2–3 лет, а очередь в наиболее многочисленной группе пенсионеров почти не движется. Также Магаданская область предлагала выделить в особую, приоритетную группу граждан в возрасте 80+, у которых нет времени ждать.

Три раза по три

Валентине Ермолиной из поселка им. Гастелло 67 лет, ее северный стаж 50 лет. Она стоит в очереди на получение ГЖС 20 лет.

Рейсовые автобусы в райцентр, до которого 107 км, не ходят, местным жителям приходится брать такси за 500 рублей. А чтобы доехать до Магадана, например, в больницу или за покупками, приходится платить 2 тыс. рублей.

— Я вообще не очень хочу с Колымы уезжать, — признается пенсионерка. — У меня дети, внуки в Магадане, куда я от них? Но и в таких диких условиях жить невозможно. С радостью переехала бы поближе к областному центру.

20 лет спустя

Благодаря действию закона переехать в регионы с более комфортным климатом и одновременно улучшить свои жилищные условия смогли десятки тысяч россиян. В последние годы, однако, финансирование госпрограммы по переселению северян неуклонно снижается. Если, к примеру, в 2010-м на эти цели из федерального бюджета было выделено 6,8 млрд рублей, то в текущем — 5,2 млрд. В результате очереди желающих получить ГЖС движутся намного медленнее, чем людям хотелось бы. В Магаданской области есть семьи, ожидающие сертификаты по 20 и более лет.

Людмиле Сидоровой из поселка Усть-Омчуг в июне исполнится 70 лет, ее северный стаж — 50 лет. С 2002 года она стоит в очереди на получение ГЖС как неработающий пенсионер.

— Тяжело одной, родственники все давно на материке. Помочь с переездом им не на что, а за свою двухкомнатную квартиру, даже если продам ее со всем, что в ней есть, выручу максимум 400 тыс. рублей, хоть у меня и хорошее жилье — теплое, с ремонтом. Не выехать мне никак без помощи государства.

Как выбраться из умирающего поселка

В Советском Союзе далеко не все ехали на Север «за туманом и за запахом тайги». Основным фактором в решении переселиться в холодные края, обживать и развивать их являлись востребованность на рынке труда и высокие заработки. В последние десятилетия ситуация изменилась: жить там стало дорого и непрестижно. Молодые, трудоспособные уезжают, пенсионеры, может, и хотели бы уехать, но некуда и не на что. В итоге за последние 25 лет местное население заметно постарело. В настоящее время государство декларирует курс на интенсивное развитие северных территорий, однако без обновления части населения и вливания свежей крови сделать это очень трудно. Одним из инструментов решения этой задачи, как ни парадоксально, может стать государственная программа переселения северян. Что может заставить трудоспособное население остаться в регионе и как помочь пенсионерам умирающих поселков — разбирались «Известия».

Как рассчитывается сумма жилищного сертификата?

При расчете суммы субсидии учитываются следующие факторы:

Государственная программа переселения из районов крайнего севера

  • состав семьи. Норма площади для одного человека составляет 33 кв. м; 42 кв. м – для семьи из двух человек; по 18 кв. м. на каждого члена семьи – для семей из трех и более человек;
  • норматив стоимости 1 кв. м жилой площади в РФ сейчас сейчас установлен в размере 88 737 рублей за 1 кв. м;
  • стаж работы в районах Крайнего Севера.

Например, размер жилищной субсидии для семьи с одним ребенком, проживавшей в районах Крайнего Севера 22 года, будет составлять 4 073 028 руб. (54 кв. м * 88 737 руб. * 0,85).

Куда исчезают сертификаты

У Марии Зайцевой из поселка Омчак северный стаж больше 40 лет, а в очереди на получение ГЖС она стоит с 1998 года.

— В Омчаке все жилье признано аварийным, кроме одного дома, построенного 10 лет назад, — рассказывает она. — Питьевая вода привозная, та, что из кранов, ужасного качества. Люди болеют, а участковую больницу закрыли. Поселок в пыли, грязи. От взрывов, которые золоторудная компания производит на карьерах поблизости, у нас стены трещат и содрогаются, того и гляди завалит. Сколько лет просим нас расселить! Это не жизнь, а мучение. Но субсидии не дают, последние несколько лет вообще никто из наших не получал.

По ее словам, в 2015 году на район дали 14 сертификатов, и по одному из них из Омчака уехала одна женщина. Куда делись остальные — неизвестно. Запросы жителей в райадминистрацию остаются без ответа.

— Даже какая я по счету в очереди, не знаю, — говорит она. — Люди руки опустили. Один вопрос остался: когда нам умирать?

Подведем итоги

1. Переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей производится на основе социальной субсидии.

2. Субсидию можно получить при соответствии ряду условий к ее получению.

4. Для реализации социальной выплаты необходимо получить государственный жилищный сертификат.

5. При несогласии с решением соответствующего органа – его можно обжаловать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *