Государственная программа поддержки села в казахстане

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ — В апреле 2022 года Главой государства утверждена «Программа повышения доходов населения до 2025 года». Основная часть казахстанцев, нуждающаяся в повышении доходов, проживает в сельской местности. В рамках реализации программы запущен проект «Ауыл АМАНАТЫ», направленный на улучшение жизни людей, проживающих преимущественно в сельской местности. Какие проблемы выявил проект и как их будут решать разбирался аналитический обозреватель МИА «Казинформ».

Проект по повышению доходов сельского населения

На сегодня численность сельских граждан составляет 7,7 млн человек — это 41% от общей численности населения страны.

По данным 2021 года, разница между денежными доходами населения в сельской и городской местности составляет 38%. Таким образом, основная часть казахстанцев, нуждающаяся в повышении доходов, проживает в сельской местности.

Специально созданный проект «Ауыл АМАНАТЫ» направлен на повышение занятости населения в сельской местности, на помощь жителям в увеличении доходов, уровня благосостояния и качества жизни. Проект будет способствовать сокращению разрыва между доходами города и села.

Результаты пилотного проекта в Жамбылской области

Проект уже зарекомендовал себя в Жамбылской области, где был запущен в 2019 году. На его развитие выделили 7,2 млрд тенге из республиканского бюджета. Денежные средства предоставлялись по ставке 2,5%. К участию отобраны 11 сельских округов.

В результате количество получателей АСП сократилось в 3 раза, среднемесячный доход в селах увеличился в 1,7 раз, а количество безработных уменьшилось на 36%.

Программа реализовывалась по пяти направлениям: эффективное использование приусадебных земель, повышение продуктивности домашнего скота и птицы, рациональное использование паевых участков для решения проблем с кормами и пастбищами, оснащение кооперативов необходимой техникой, финансирование бизнес-проектов на селе.

Как отмечают сотрудники партии «AMANAT», на примере Жамбылской области стало видно, как формируется основа для новой экономической политики в сельской местности, которая позволит в других регионах страны создать постоянные рабочие места с гарантированным источником дохода для сельского населения; снизить отток населения, особенно молодежи из села; сократить уровень социального напряжения среди жителей и многое другое.

Какие проблемы выявило анкетирование

В этом году информационная работа по проекту стартовала 1 августа и продлится до 10 сентября. В течение этого 40-дневного марафона более 250 тыс. жителей сельских регионов ознакомятся с деталями программы. Информационной работой будет охвачено 394 населенных пункта в 179 районах Казахстана.

В рамках марафона жителям села разъясняют возможности для сельских предпринимателей и отвечают на насущные вопросы: «Как получить льготный кредит под 2,5% годовых?», «Зачем создавать кооператив?» и «Поможет ли государство с лизингом техники?».

Специальные мобильные группы проводят анкетирование и выявляют проблемы.

В каждом из регионов свои проблемы и нерешенные задачи, но общими для республиканских сел в большинстве случаев являются следующие вопросы:

Читать также:  Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ • Президент России

Государственная программа поддержки села в казахстане

Тренер мобильной группы Зульфия Кубеева отмечает, что акимы на местах зачастую не имеют всех необходимых полномочий, которые позволили бы решить самостоятельно ряд проблем сельского округа, отдельного населенного пункта. При отсутствии специализированной техники и за неимением возможности подачи воды в отдельные села из-за небольшого бюджета, ситуация по улучшению качества жизни отдельно взятого села становится сложной и ее решение отодвигается на неопределенное время.

Остро стоит вопрос приоритетов, которые отдаются предпринимателям других районов при подаче заявки на участие в местных тендерах по госзаказам (установка трансформаторов, уборка территорий и др.). Со стороны акимов поступают предложения о возможности выбора поставщиков услуг из списка местных бизнесменов. Если этот вопрос поднимается в конкретном округе, то было бы правильно рассмотреть предпринимателей на местах.

Следующий вопрос связан с отсутствием необходимого транспорта для передвижения. Некоторые акимы на обучение приезжали на мотоциклах и велосипедах, и как становилось известно позже, не имели служебного автомобиля. Вопрос не в личном комфорте, а в оперативном решении задач, новых возможностях и экономии времени.

При выборе акимов одним из условий является наличие стажа работы на госслужбе не менее двух лет. Как показывает практика, большая часть из них – бывшие сотрудники правоохранительных органов либо учителя. Не имея образования менеджера и не получая специальных знаний в госуправлении, многие учатся уже в процессе, получая соответствующие навыки на практике. Но проблема недостаточности знаний касается и других сотрудников акиматов, поэтому необходимо постоянно проводить обучение на местах и повышать квалификацию.

На сегодня в 119 районах и 309 селах тренеры мобильной группы обучили акимов сельских округов сбору микроданных, маркетинговому анализу, определению перспективных направлений для развития экономики села, специализациям села, навыкам запуска потенциально прибыльных бизнес-проектов.

Обучение акимов сельских округов организовано Академией политического менеджмента партии «AMANAT». Как отмечает директор академии Данияр Мукитанов, основной темой обучения в формате выездного семинара продолжительностью три дня стало повышение компетенций руководителя в области роста экономической активности населения с целью увеличения доходов. Всего обучено 2135 сельских акимов и исполнительных секретарей филиалов партии со 100% охватом всех регионов.

Как будут решать проблемы

В рамках проекта в каждом районе или селе проводится анкетирование. После получения статистической информации в результате анкетирования в селах будут собирать количественные показатели по географическим особенностям путем скрининга, уделяя внимание трудовым, финансовым и иным ресурсам каждого населенного пункта.

Анализом статистики будет заниматься проектный офис «Ауыл АМАНАТЫ», который определит специализацию села и направление потенциального предпринимательства, выявит, какая конкретно помощь должна быть оказана местным акиматам. Итоги исследования, к примеру, помогут определить, какие культуры подходят для выращивания в районах, какое производство можно открыть на их территории.

Читать также:  Государственная программа города москвы развитие транспортной системы до 2023 года

Возможно получение льготного кредита на разведение крупного рогатого скота, птицеводство, развитие хлебопекарного, кондитерского производства, туризм. Важно, что при отсутствии залогового имущества можно обратиться к родственникам или друзьям, нотариально оформив залог с согласия собственника.

«В зависимости от объема выделяемого бюджетного кредита региону и потребности в кредитовании сел, полученной по результатам скрининга, акиматы областей будут определять сельские округи, участвующие в проекте в очередном финансовом году. Претендентами на получение микрокредитов по проекту могут быть безработные и отдельные категории занятых лиц, например, начинающие предприниматели», – отмечает секретарь партии «AMANAT» Эльдар Жумагазиев.

Как сообщили в Институте экономических исследований ERI , с 2023 по 2025 годы в рамках программы повышения доходов населения ежегодно для всех областей республики предусматривается выделение бюджетных кредитов на реализацию проекта «Ауыл АМАНАТЫ».

Пакет поправок в законодательство, принятие которых значительно упрощает механизм получения средств и повышает эффективность реализации проекта, уже подготовлен.

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Премьер-Министр РК Аскар Мамин рассказал о мерах, направленных на развитие сел, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Меры государственной поддержки приграничных территорий предусмотрены в рамках Государственной программы развития регионов на 2020 – 2025 годы (ППРК от 27 декабря 2019 года № 990) и нацелены на улучшение качества жизни сельчан. Развитие сельских территорий будет осуществляться за счет развития сельских «точек роста» опорных и спутниковых (в т.ч. и приграничных) сел. На сегодня, в целом по республике местными исполнительными органами отобрано 3 561 село с потенциалом развития, из которых 1 173 опорных и 2 388 спутниковых. В перечень сел с потенциалом развития были включены более 900 приграничных сел, из них 700 являются опорными и спутниковыми селами, а 217 – стратегическими, которые находятся в непосредственной близости от Государственной границы (25 км). Их развитие предусматривается в проекте «Ауыл – Ел бесігі» и других государственных программах», — сообщил Аскар Мамин в своем ответе на депутатский запрос.

Он привел примеры.

«В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в 2019 году в приграничных районах реализовано 25 проектов на сумму 4,4 млрд тенге. В 2020 году реализуется 450 проектов на сумму 38,2 млрд тенге. Кроме того, акиматам приграничных областей рекомендовано максимально охватить приграничные территории мероприятиями в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» и других государственных программ. Наряду с этим, в целях развития приграничных территорий реализуется Комплекс мер по развитию приграничных районов Республики Казахстан на 2014 – 2020 годы (ППРК от 29 ноября 2013 года № 1289). В рамках Комплекса мер каждой приграничной областью утверждены Планы мероприятий по его реализации», — отметил Премьер.

Читать также:  Основная образовательная программа государственное и муниципальное управление

По итогам 2019 года в рамках реализации областных Планов мероприятий по развитию приграничных территорий из различных источников финансирования было направлено 263,7 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 111,6 млрд тенге, из местных бюджетов – 65,2 млрд тенге, из других источников – 86,9 млрд тенге.

«За счет указанных средств реализовано 1 407 мероприятий по диверсификации экономики приграничных районов, развитию малого и среднего бизнеса, социальной, инженерной, транспортно-логистической и туристической инфраструктур, обустройству мест пересечения Государственной границы и т.д. В целях повышения административной значимости и экономического потенциала отдельных приграничных территорий восстановлены Кегенский район Алматинской области, Жетысайский и Келесский районы Туркестанской области. В целом вышеуказанные мероприятия способствуют развитию и обустройству приграничных регионов», — заключил глава Правительства.

Государственная программа поддержки села в казахстане

МИИР РК разработало Правила субсидирования затрат работодателей, построивших арендное жилище в селе, поселке, сельском округе, сообщает Zakon.kz.

Списки сел, поселков, сельских округов, на территории которых работодателями планируется строительство жилищ, определяется акиматами и утверждаются маслихатами согласно закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

При этом не подлежат включению в списки, села, поселки, сельские округа районных центров и находящихся в непосредственной близости с областными центрами, моно и малыми городами или входящие в состав агломераций, функциональных городских районов.

Как отмечается, строительство жилья осуществляется работодателями на земельных участках обеспеченных инженерными сетями в установленном земельным законодательством порядке.

Основные условия субсидирования:

  • субсидирование затрат работодателей в размере не более 50% от стоимости введенного в эксплуатацию жилища (квартиры в блокированном жилом доме) с общей площадью до 100 квадратных метров и стоимостью 1 кв. метра не более 100 тысяч тенге (в случае превышения площади более 100 кв. метров жилья субсидированию будут подлежать только 50 кв. метров жилья);
  • наличие у работодателя трудового договора с работником на 5 летний период;
  • отсутствие обременений на введенное в эксплуатацию жилище.

Для рассмотрения вопроса выплаты субсидии, работодатели предоставляет в местный исполнительный орган указанные в  правилах документы.

После чего акимат в течение 5 рабочих дней принимает решение об одобрении заявлений или предоставляет мотивированный отказ в письменном виде.

Для получения субсидий между местным исполнительным органом и работодателем в течение 10 рабочих дней заключается Договор субсидирования затрат работодателей, построивших арендные жилища в селе, поселке, сельском округе.

После поступления бюджетных средств, местный исполнительный орган в течение 5 рабочих дней обеспечивает перечисление субсидий на банковский счет работодателя.

Указывается, что выплата субсидий осуществляется в пределах средств предусмотренных на соответствующий финансовый год согласно плану финансирования утвержденной бюджетной программы.

Документ размещен на сайте Открытые НПА до 11 апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *