Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 год

Вы находитесь: Нормативная база

Данные обновлены: 01. 2017г.

quot;Основы предпринимательской деятельности». К 2020 году доля специальностей ТиПО, обеспеченных образовательными программами, разработанными на основе профессиональных стандартов, достигнет 58 %. Также обеспечение качества подготовки кадров будут осуществляться через укомплектование библиотек колледжей современной учебной литературой и УМК. В этих целях будет переведена и адаптирована зарубежная учебная литература. В колледжах будет осуществляться подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики по направлениям прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат будет направлен на конкретную квалификацию с увеличением практико-ориентированной части образовательной программы. Для развития партнерства по подготовке кадров будет продолжена работа по внедрению дуального обучения в учебных заведениях ТиПО. Основные функции участников дуального обучения (учебного заведения, предприятий, обучаемого, наставника, МИО и другие) будут урегулированы правилами организации дуального обучения. Будет усилена работа по взаимодействию Национального, региональных и отраслевых советов по развитию ТиПО, укреплена связь с Национальной палатой предпринимателей в части привлечения предприятий для дуального обучения. Предоставление мест для прохождения практики и содействия трудоустройства выпускников будет осуществляться на основе заключенных меморандумов, соглашений между учебными заведениями и предприятиями. В результате к 2020 году доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения, достигнет до 80 %. Укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни. Продолжится совершенствование нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики. Реализация Концепции молодежной политики сыграет важную роль в воспитании у молодежи казахстанского патриотизма. В воспитательный процесс в организациях ТиПО будут внедрены ценности Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». В организациях ТиПО будет продолжена работа по созданию комитетов по делам молодежи, который будет интегрировать студентов в общественную деятельность, развитию патриотизма, социальной ответственности, пропаганде здорового образа жизни, развитию самоуправления. Студенты колледжей будут активно вовлекаться в волонтерскую деятельность. Ежегодно будут проводиться мероприятия по развитию патриотического воспитания, укреплению казахстанской идентичности и единства. Будет введен курс «Казахстанская идентичность» в учебный процесс организаций ТиПО через факультативные занятия. В учебных заведениях ТиПО будут функционировать школы волонтеров для оказания помощи детским домам, онкологическим больницам и домам инвалидов, ветеранам Великой отечественной войны, подготовки к крупным международным мероприятиям. Также будет проведен конкурс «Лучший Волонтер». Студенты учебных заведений ТиПО будут активно участвовать в деятельности трудовых отрядов «Жасыл ел». К 2020 году доля студентов, вовлеченных в общественно-полезную деятельность (волонтерство и другие), составит 60 %. В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде будет усилена государственная поддержка, укреплена и развита сеть кружков по физической культуре, в том числе спортивные секции, что даст возможность снижения количества правонарушений среди молодежи. К 2020 году доля студентов, охваченных спортивными секциями, составит 70 %. Будет проводиться работа по пропаганде здорового и качественного питания, формированию у обучающихся культуры питания, в том числе посредством потребления ими натуральных и свежих продуктов. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО. Продолжится трансляция опыта НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на всю систему ТиПО. Будет усилена деятельность попечительских и региональных советов. Руководители организаций ТиПО будут проходить курсы повышения квалификации, в том числе за счет внебюджетных средств. Будут проведены конкурсы с участием опытных и молодых инженерно-педагогических работников, также республиканский конкурс «Лучший педагог».

Высшее и послевузовское образование

Цели: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций. Целевые индикаторы:
      1) доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности;
      2) количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR

2017 год
 

2019 год
 

топ-200
 

0
 

2
 

топ-300
 

2
 

2
 

топ-500
 

2
 

3
 

топ-701+
 

7
 

9

Задачи:
      1. Обеспечить качественную подготовку конкурентоспособных кадров. Формирование государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием будет осуществляться в соответствии с потребностями рынка труда. С 2017 года объем государственного образовательного заказа будет определяться отраслевыми объединениями работодателей на основе потребностей государственных и отраслевых программ, в том числе карт индустриализации, размещения производительных сил, программы развития регионов до 2020 года, схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции и другие. Это позволит обеспечить востребованность выпускников вузов, следовательно, все отрасли экономики будут обеспечены квалифицированными кадрами. Подготовка высококвалифицированных кадров и развитие инновационной деятельности в 11 базовых вузах предусматривают размещение государственного образовательного заказа в профильную магистратуру с учетом потребностей приоритетных направлений и предприятий ГПИИР, создание современной образовательной среды как средствами внедрения инновационных технологий обучения и разработки новых практикоориентированных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами, так и оснащения лаборатории современным оборудованием, которое будет поддержано с помощью механизмов ГЧП и лизинга. При 11 базовых вузах будут функционировать 48 новые лаборатории по приоритетным направлениям ГПИИР, укомплектованные современным оборудованием. Совместно с зарубежными партнерами и работодателями будут разрабатываться образовательные программы по приоритетным отраслям ГПИИР в соответствии с отраслевыми квалификационными рамками и профессиональными стандартами. ППС 11 базовых вузов будут проходить повышение квалификации и стажировки по приоритетным направлениям индустриально-инновационного развития страны, в том числе на предприятиях ГПИИР. В дальнейшем опыт базовых вузов, осуществляющих подготовку кадров для предприятий ГПИИР, будет распространен на все остальные вузы страны. С 2016 года в вузах будут:
      1) разрабатываться образовательные программы совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами;
      2) проводиться на конкурсной основе научные исследования в приоритетных отраслях экономики для создания высокотехнологичных и наукоемких производств;
      3) осуществляться кооперация с университетами-партнерами и зарубежными научными центрами. В целях выявления удовлетворенности работодателей уровнем готовности выпускников к работе в рамках ГПИИР с 2017 года будут проводиться социологические исследования (опросы, анкетирование, интервью и др. В объеме государственного образовательного заказа на подготовку кадров увеличится доля магистратуры и докторантуры, в том числе для Назарбаев Университета. В целях обеспечения обновляющихся образовательных программ среднего образования будет увеличен государственный образовательный заказ на педагогические специальности на подготовку учителей в магистратуре. В рамках модернизации педагогического образования будет разработан механизм внедрения новых критериев поступления на педагогические специальности, в частности, при поступлении в вузы на педагогические специальности будет введен специальный экзамен на определение склонностей абитуриентов к педагогической деятельности. В целях развития профессиональных навыков будущих учителей в 2019 году будет проработан вопрос введения педагогической интернатуры. В рамках совершенствования правил приема в вузы в 2017 году будет проработан вопрос включения SAT, ACT тесты в альтернативный перечень процедур зачисления в вуз наравне с ЕНТ, участием в предметных олимпиадах. Будет совершенствоваться механизм приема и подготовки кадров в бакалавриате, магистратуре и докторантуре с рыночным регулированием объема государственного образовательного заказа в вузах независимо от формы собственности. С 2017 года будет проработан вопрос перехода на кредитно-подушевое финансирование высшего образования с выработкой предложений по финансированию государственного образовательного заказа с учетом осваиваемого объема академических кредитов с вовлечением работодателей. Прием в магистратуру и докторантуру будет осуществляться при наличии стажа практической работы для магистратуры – не менее 1 года, докторантуры – не менее 3 лет, на основе сертификатов IELTS, TOEFL, DELF, DALF, TestDaF, DSD II (с 2018 года), с предоставлением права выбора претендентом высшего учебного заведения (с 2019 года), а также усилятся требования к уровню научной компоненты программ послевузовского образования (с 2017 года). Подготовка кадров в докторантуре с 2017 года будет осуществляться в партнерстве государства и работодателей. В целях насыщения кадрами производства и предприятия трудодефицитных регионов будет продолжена реализация социального проекта «Мәңгілік ел жастары — индустрияға». Ежегодно будет предусмотрен государственный образовательный заказ для вузов трудодефицитных регионов на подготовку кадров из числа молодежи трудоизбыточных регионов с последующим их трудоустройством по месту обучения. Для трудоустройства выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, ежегодно будет разрабатываться Дорожная карта совместно с министерствами здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, сельского хозяйства и МИО. Это подразумевает координирование действий заинтересованных государственных и МИО в обеспечении местами трудоустройства выпускников вузов, в том числе в сельской местности, с учетом потребностей рынка труда. Будет проработан вопрос по отработке выпускников Назарбаев Университета на территории Республики Казахстан. Важными элементами данной задачи станут разработка модели конкурентоспособности национальных вузов (с 2016 года), усовершенствование правил приема в вузы для иностранных граждан на платной основе (с 2017 года), дальнейшее развитие академической мобильности, в том числе за счет прибытия иностранных студентов, а также разработка и внедрение образовательных программ на английском языке (2016-2019 годах), проведение постоянных форумов высшего образования совместно с зарубежными странами и вузами-партнерами. Будет продолжена работа по созданию равных условий и безбарьерного доступа для студентов с особыми образовательными потребностями (пандусы, подъемники, лифты, а также обеспечение информационными и библиотечными ресурсами и другие). Это также предусматривает дальнейшее расширение технологий дистанционного образования, открытие массовых онлайн курсов, разработку специальных образовательных программ и учебно-методических материалов, а также переподготовку ППС вузов для работы со студентами с особыми образовательными потребностями. К 2020 году доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов данной категории, составит 100 %. В 2017-2018 годах будет создана Единая информационная система образования и науки посредством привлечения инвестиций из внебюджетных источников, в том числе с применением механизмов ГЧП. Модернизировать содержание высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций. Уполномоченные государственные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться НПП. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45 % образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов. Необходимым условием востребованности выпускников вузов являются их компетенции, удовлетворяющие ожидания работодателей. Поэтому в образовательные программы бакалавриата будут включены новые дисциплины, отражающие инновационные технологии производства и дающие квалификации, пользующиеся спросом на рынке труда. Образовательные программы будут иметь практикоориентированный характер с привитием управленческих навыков. В целях подготовки кадров для инновационной экономики в содержание образовательных программ бакалавриата будет имплементировано предпринимательское образование, что подразумевает включение дисциплин (модулей), дающих предпринимательские компетенции студентам вузов. Будут организованы курсы повышения квалификации ППС по развитию навыков предпринимательства и предпринимательского мышления. В соответствии с проектом модернизации педагогического образования будет разработан профессиональный стандарт педагога, согласно которому будет обновлено содержание педагогического образования и укреплена материально-техническая база вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров при прохождении международной аккредитации. Это подразумевает разработку 47 новых образовательных программ бакалавриата и магистратуры по педагогическим специальностям, в том числе на английском языке. Начиная с 2017 года будет разрабатываться совместно с работодателями механизм независимой сертификации специалистов с высшим образованием. До 2019 года также будут проработаны вопросы независимой сертификации педагогических кадров и по ведению требований сдачи студентами педагогических специальностей TOEFL, IELTS, DELF, DALF, TestDaF, DSD II. Будет продолжена подготовка специалистов в Назарбаев Университете в соответствии с международными стандартами. Будет выстроена качественная система подготовки и повышения квалификации преподавателей. Для достижения мирового уровня обучение на педагогических специальностях будет вестись отечественными и иностранными специалистами на основе лучших международных стандартов в области менеджмента и в сфере подготовки педагогов. Структура высшего и послевузовского образования будет приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО 2013:
      1) 6-й уровень (МСКО 6) – бакалавриат и его эквивалент;
      2) 7-й уровень (МСКО 7) – магистратура и ее эквивалент;
       3) 8-й уровень (МСКО 8) – докторантура и ее эквивалент. На послевузовском уровне по опыту международной практики будут внедряться постдокторские программы, направленные на развитие научной карьеры ученых страны. Будет продолжена деятельность вузов по международной аккредитации образовательных программ в национальных или в зарубежных агентствах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования. Будут обеспечены реализация казахстанской высшей школой, как полноправно

шенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз, а также расширение использования тестов, ориентированных на определение способностей к дальнейшему обучению, уровня логического мышления, владение английским языком, а также базовых компетенций (функциональная грамотность). Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни. Воспитание высоконравственных граждан и патриотов своей Родины будет осуществляться с учетом ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Будет транслироваться опыт социального проекта НИШ «Шаңырақ», направленного на патриотическое воспитание и привитие национальных и общечеловеческих ценностей. С целью формирования конкурентных преимуществ личности в творческой компетентности, непрерывном образовании и воспитании, профессиональном самоопределении будет обновлено содержание дополнительного образования детей по основным направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, образовательно-оздоровительное и другие. Среднее образование будет направлено на укрепление нравственных ценностей, национально-культурных традиций и обеспечение преемственности поколений, а также становление личности, способной нести ответственность за свою Родину. В условиях ценностного образования школа обеспечит вклад в реализацию общенациональных идей, консолидирующих народ Казахстана, прививая патриотические чувства и способствуя воспитанию их открытыми, доброжелательными гражданами своей страны. Во все общеобязательные стандарты и учебные программы будут включены компоненты, способствующие формированию духовно-нравственных и интеллектуальных качеств личности. Будут разработаны и утверждены требования школьных принадлежностей, ориентированных на популяризацию и продвижение казахстанских ценностей, включая публикацию текстов на форзацах учебников и школьных тетрадей. Будет усовершенствована образовательная программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Получит развитие сеть организаций дополнительного образования за счет средств из местного бюджета и внедрения механизмов ГЧП. До 2020 года будет активизирована работа по открытию объектов системы дополнительного образования в рамках ГЧП. Кроме того, развитие сети планируется за счет:
      1) планирования при строительстве жилых домов помещений на 1-х этажах для функционирования детских досуговых центров;
      2) предоставления свободных помещений школ для функционирования детских досуговых центров. Будет расширяться сеть школьных спортивных секций за счет местных бюджетов через создание школьной спортивной лиги в каждой организации среднего образования. В целях обеспечения доступности спортивных объектов для занятий массовыми видами спорта для детей из малообеспеченных и многодетных семей, детям-сиротам, детям с девиантным поведением, а также посещения организаций культуры и спорта будет предусмотрено предоставление льгот (бесплатные абонементы) (за счет МИО, спонсоров, меценатов и т. Будет обеспечен рост количества кружков и секций в общеобразовательных школах республики, что позволит увеличить охват детей дополнительным образованием до 70 %. Для этого к работе в кружках будут привлечены родители. Между школами будут реализовано проведение регулярных спортивных соревнований. Будет усилена работа МИО по оснащению современным оборудованием спортивных залов школ и организаций дополнительного образования. Будет активизирована работа единой детско-юношеской организации (далее – ЕДЮОО) «Жас-Ұлан», подразделяющейся на два звена «Жас Қыран» (7–9 лет, 2–4 классы) и «Жас Ұлан» (9–16 лет, 5–9 классы), по проведению патриотических, волонтерских, гражданско-правовых мероприятий через телевидение, социальную рекламу, кино, концерты, массовые акции, экскурсии, походы. В 2016 — 2020 годах будут созданы и действовать ассоциации вожатых и координаторов ЕДЮОО «Жас Ұлан». Ежегодно будут проводиться мероприятия ЕДЮОО «Жас Ұлан» по формированию финансовых ресурсов в режиме фандрайзинга (поиск и сбор средств на осуществление проектов и программ). Ежегодно будут привлекаться волонтеры среди учащихся старших курсов и студентов к участию в организации:
      1) слетов, семинаров, тренингов для вожатых ЕДЮОО «Жас Ұлан» с целью повышения квалификации и профессиональных навыков;
      2) семинаров-тренингов и мастер-классов для активистов детско-юношеского движения «Школа лидерства»;
      3) республиканского Форума лидеров «Ұланымыз ұлы елдің». Школьники будут привлекаться к социальным акциям милосердия, доброй воли, социального равенства, межконфессиональной и этнической толерантности и др. , в том числе с использованием медиаресурсов. Будут приняты меры по формированию у школьников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования. Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании. До 2020 года в каждой полнокомплектной школе будут созданы попечительские советы по модели пилотных школ, апробируемых в рамках внедрения подушевого финансирования. В 2019 году будет завершен процесс внедрения подушевого финансирования во всех городских школах по итогам положительной апробации. Продолжатся общественные слушания (открытые доклады) в режиме онлайн перед родительской общественностью с участием представителей МИО областей, городов Астаны и Алматы (4 раза в год) по итогам каждой учебной четверти. Будут обновляться образовательные программы курсов повышения квалификации в области менеджмента с учетом инновационных форм управления, по которым будут проходить обучение ежегодно 20 % руководителей организаций общего среднего образования. Аттестация школ будет проводиться на основе внедрения системы ранжирования организаций среднего образования по уровням качества предоставляемых услуг. Школы будут оцениваться по критериям и дескрипторам (требованиям), состоящим из четырех уровней: образцовый, хороший, требующий улучшения и низкий. В целях мотивации организаций среднего образования к повышению качества обучения и результативности будут проработаны вопросы создания системы стимулирования успешных школ. К управлению школьным образованием будет привлечена широкая общественность через развитие попечительских советов в школах. Будет совершенствоваться процедура самооценки школ. К 2020 году результаты самооценки и госконтроля будут совпадать у 40% школ. Будет активизирована работа МИО по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (под опеку, попечительство, на патронат и усыновление). Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в предназначенных организациях, будет уменьшаться за счет комплекса мер по передаче детей в семьи.

Техническое и профессиональное образование

Цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования. Целевой индикатор: доля выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения. Задачи:
         1. Повышение престижа системы ТиПО. Подготовка кадров будет осуществляться на основе национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов. Система ТиПО станет эффективным инструментом управляемой учебной миграции. Для этого будет продолжена подготовка квалифицированных специалистов в рамках социального проекта «Мәңгілік ел жастары — индустрияға» с закреплением выпускников на новом месте жительства. Будет систематизирована работа по профориентации, которая будет нацеливать молодежь на прагматичный подход к жизни и мотивировать ее на обязательное получение рабочих навыков и умений. Будут предусмотрены профессиональные пробы для учащихся школ на базе колледжей, в школах будут создаваться кабинеты профориентации, в процессе профессионального самоопределения учащихся активно будут участвовать работодатели и родители. Для привлечения учащихся школ к получению рабочих квалификаций будет проработан вопрос о создании системы профориентационной работы, предусматривающий координацию деятельности всех заинтересованных структур: органов образования, занятости, работодателей, родительской общественности. Будет дан новый импульс престижу рабочих квалификаций путем проведения широкомасштабной информационной работы, создания и пропаганды образа человека труда. Ежегодно будут проводиться республиканские конкурсы «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, региональный и национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan. Проведение чемпионатов WorldSkills Kazakhstan позволит интегрироваться в международное движение, так как победители национального чемпионата WorldSkills Kazakhstan будут участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства World Skills. В средствах массовой информации будет размещен государственный информационный заказ по широкому освещению престижности ТИПО. В результате принятых мер к 2020 году охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием будет увеличен до 18 %. Обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров. Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью будет увеличено количество ученических мест в колледжах путем строительства организаций ТиПО за счет бюджета, а также с участием ГЧП. Будет изменена организационно-правовая форма учебных заведений ТиПО с целью расширения перечня услуг предоставляемых образовательными учебными заведениями на платной основе. После изменения организационно-правовой формы организаций образования будут проработаны вопросы предоставления финансовой самостоятельности с внедрением единой прозрачной бухгалтерии. Будут созданы центры по подготовке кадров совместно с ведущими зарубежными странами на базе действующих учебных заведений ТиПО. Данные центры будут транслировать и апробировать опыт НАО «Холдинг «Кәсіпқор» по внедрению образовательных программ по международным требованиям, повышению квалификации инженерно-педагогических работников, обновлению материально-технической базы с учетом передовых технологий. В целях систематизации подготовки кадров будет продолжена работа по профилизации учебных заведений ТиПО. С 2017 года для всех желающих будет предоставлена возможность получения бесплатного технического и профессионального образования по рабочим квалификациям. Это позволит создать социальный лифт для молодежи, обеспечивающий доступ к непрерывной профессиональной подготовке через получение бесплатной первой рабочей квалификации, прикладных компетенций в старшей ступени школы. Все желающие выпускники 9, 11 — классов, не имеющие рабочую квалификацию, будут обеспечены бесплатной первой рабочей квалификацией на базе колледжей. Количество обучающихся по рабочим специальностям будет увеличено до 40 %. Будет активизирована работа по профилизации подготовки кадров в соответствии с картой специализации регионов. Курсовой подготовкой будут охвачены все желающие из числа нетрудоустроенной молодежи на базе учебных центров и колледжей в рамках Дорожной карты занятости 2020, а также за счет работодателей. Будут выработаны новые подходы к предоставлению прикладных компетенций учащимся старших классов. Для этого совместно с МИО будут модернизированы образовательные программы действующих учебно-производственных комбинатов (далее – УПК). Для обеспечения востребованности сертификатов УПК будет прорабатываться вопрос с НПП по созданию центров сертификации для подтверждения навыков выпускников школ, обучившихся на базе УПК. В целом реализация проекта решит вопросы равного финансового, программного, территориального доступа молодежи к первой рабочей квалификации и обеспечит социальную интеграцию молодежи в сферу трудовой деятельности. В целях создания условий для лиц с особыми образовательными потребностями будут разработаны учебные планы по специальностям. Будет разработан перечень специальностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В целях обеспечения равного доступа к образованию в колледжах будет проведена апробация программы инклюзивного образования. К 2020 году доля учебных заведений ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями, составит 40 %. Продолжится работа по оснащению и переоборудованию учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов спецдисциплин государственных учебных заведений ТиПО за счет бюджета, за счет работодателей и социальных партнеров, займа Всемирного банка, а также за счет лизингового механизма. В системе ТиПО будут проработаны вопросы внедрения уровневой модели программы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, которая предусматривает 4-х уровневую программу повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения через НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в соответствии с международными требованиями. Для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения будет организована стажировка на предприятиях для актуализации знаний и передовых технологий, в том числе за счет социальных партнеров. Будут проработаны вопросы по внедрению подушевого финансирования системы технического, профессионального и послесреднего образования. Для повышения качества подготовки кадров и приведения образовательных программ в соответствие с требованиями международных стандартов с 2020 года будет введена международная аккредитация учебных заведений ТиПО. С целью стимулирования колледжей размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров и право выдачи документа государственного образца будут осуществлять аккредитованные учебные заведения ТиПО. Будет обеспечено качество подготовки квалифицированных кадров за счет полноценного внедрения в отраслях экономики независимой системы сертификации квалификаций специалистов на базе отраслевых ассоциаций. Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны. Будет пересмотрена Национальная система квалификаций в соответствии с международными требованиями и потребностями рынка труда. Для этого уполномоченным органам в области труда будет разработан Национальный классификатор профессий с учетом преемственности квалификационных уровней. Будет пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО в соответствии с требованиями Международного стандарта классификаций образования (далее – МСКО), введены новые специальности с учетом требований работодателей и международных стандартов. Будет проведена работа по совершенствованию профессиональных стандартов по приоритетным специальностям отраслей экономики, охватывающих все уровни национальной рамки квалификаций, в том числе по приоритетным для ГПИИР специальностям ТиПО. Разработка профессиональных стандартов будет осуществляться объединениями работодателей и утверждаться Национальной палатой предпринимателей. Гибкость ГОС ТиПО, послесреднего образования дает возможность учебным заведениям изменять содержание рабочих учебных планов с требованиями работодателей, внедрять модульное, кредитное, дуальное обучение. На основе профессиональных стандартов будут пересмотрены и обновлены образовательные программы ТиПО. Введение данных образовательных программ предоставить возможность построения индивидуальной траектории подготовки специалиста и повышения его профессиональной компетенции на рынке труда. Будет осуществлен поэтапный переход системы ТиПО к кредитно-модульной технологии обучения, что даст интеграцию уровней ТиПО, послесреднего и высшего образования. Обновление содержания среднего образования будет учтено при подготовке кадров с ТиПО, послесредним образованием. Будут пересмотрены образовательные программы по педагогическим специальностям на основе нового стандарта обновления содержания среднего образования. Разработка и трансляция образовательных программ, соответствующих международным и профессиональным стандартам в системе ТиПО, будут осуществлены НАО «Холдинг «Кәсіпқор». Обучающимся будет представлена возможность развивать предпринимательские навыки за счет внедрения в учебных заведениях ТиПО курсов &

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205

Подлежит опубликованию
      в Собрании актов Президента и
     Правительства Республики Казахстан
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа). Правительству Республики Казахстан:
     1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
     2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан». Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
 

Республики Казахстан
 

Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 1 марта 2016 года № 205

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан
на 2016 — 2019 годы
Астана, 2016 год
1. Паспорт Программы

Наименование Программы
 

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа)
 

Основание для разработки
 

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»;
План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»
 

Государственный орган, ответственный за разработку Программы
 

Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК)
 

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы
 

Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей
 

Цель Программы
 

Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики
 

Цели Программы
 

обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
 обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
 

Задачи Программы
 

улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;
увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;
обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;
обновление содержания среднего образования;
формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);
обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;
обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;
укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;
обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;
модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;
создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий;
вовлечение молодежи, высших учебных заведений (далее — ВУЗ) в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
укрепление научного потенциала и статуса ученого;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
 

Сроки реализации
 

2016 — 2019 годы
 

Целевые индикаторы
 

доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2016 году – 100 %, в 2019 году – 100 %;
доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %;
 доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 92 %, в 2019 году – 95 %; доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности, к 2017 году – 85 %, в 2019 году – 90 %; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR:
2017 год 2019 год
топ-200 0 2
топ-300 2 2
топ-500 2 3
топ-701+ 7 9
доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году – 17,5 %, в 2019 году – 20 %. Источники и объемы финансирования
 

На реализацию Программы в 2016 — 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ – 1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге)

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции. Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др. Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений. Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов. Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

Анализ текущей ситуации

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 — 2016 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг. Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования. Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира. Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 2000 — 2015 годов: достижения и вызовы». Значительно улучшены результаты казахстанских 15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в PISA-2012. Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей. В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkillsCompetitionв Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира. Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015. В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны. 2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования. Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны. Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки. Приоритетными направлениями в период 2011 — 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

Дошкольное воспитание и обучение

Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает. В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. В 2014 году ПРООН дополнил субфактор «Образование» индекса человеческого развития коэффициентом «Валовый охват дошкольным образованием», что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования. ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отделенные пункты. В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования. Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 — 2014 годы способствовала росту дошкольных организаций. По сравнению с 2013 годом в 2015 году сеть дошкольных организаций увеличилась на 965 единиц. На 1 октября 2015 года функционируют 8 834 дошкольные организации (2013 году – 7869, 2014 году – 8467). Активное развитие в этом секторе получило ГЧП. Только в 2013-2015 годы государственный образовательный заказ был размещен в 655-ти частных детских садах (2013 году – 898, 2014 году – 1261, 2015 году – 1553). Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением уве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *