Государственная программа развития туризма в республике беларусь на 2011 2015 годы

Государственная программа развития туризма в республике беларусь на 2011 2015 годы

Государственная программа по развитию туризма в Республике Казахстан подразумевает всестороннюю поддержку туристских ресурсов. Государство берет на себя обязанность поддерживать и развивать транспортную доступность туристских объектов, повышать качество продуктов и услуг в этой сфере, что в целом выльется в создание благоприятного туристского климата и развитие туристского потенциала Казахстана для местных и иностранных гостей

Кроме непосредственно инвестиций (льготное финансирование и субсидирование, предоставление натурных грантов, таможенных послаблений), программа предусматривает полномасштабную информационную поддержку, а также организацию международных мероприятий, повышающих узнаваемость Казахстана как туристской дестинации в мире.

Подать заявку в государственный орган

Приложить соответствующие документы

Ожидание рассмотрения заявки

Правительство Республики Казахстан предлагает всестороннюю (инвестиционную, информационную и другую) помощь в поддержке туристских ресурсов страны. Это заключается в поддержке и развитии туристских объектов и их транспортной доступности, повышении качество продуктов и услуг этого сегмента рынка.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 мая 2019 года №360

Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 04.02.2020 г. №34)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы (далее — Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года №360

Государственные программы развития туризма Республики Беларусь.

Государственные программы развития туризма разрабатываются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов.

В 2011 году Министерством спорта и туризма Республики Беларусь была разработана и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 373 Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы (далее — Национальная программа).

Цель Государственной программы — создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Задачами Государственной программы являются:

· совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов;

· продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;

· развитие объектов туристической индустрии;

· повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам.

Государственная программа разработана для обеспечения вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач:

· создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии;

· повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны;

· рост конкурентоспособности белорусской экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления;

· обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте.

На сегодняшний день для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только туристической индустрии недостаточно. Необходима реализация комплекса маркетинговых мероприятий, который позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Республики Беларусь.

Государственная программа состоит из следующих подпрограмм:

· «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»;

· «Маркетинг туристических услуг»;

· «Развитие объектов туристической индустрии».

Подпрограмма «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма» направлена на:

· обеспечение качественного обслуживания в туристической индустрии;

· формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка с профессиональными управленческими и педагогическими кадрами;

· подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественного туризма;

· переподготовку, повышение квалификации кадров, получение последипломного образования.

Подпрограмма «Маркетинг туристических услуг» направлена на реализацию комплекса мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь, в том числе:

· повышение роли интернет-технологий в продвижении туристических услуг;

· развитие сети туристических информационных центров (на бюджетной и внебюджетной основе) как основы объединения в единую мировую туристическую услугопроводящую сеть;

· расширение сотрудничества на международной арене, в первую очередь, с международными организациями и межправительственными образованиями.

Подпрограмма «Развитие объектов туристической индустрии» направлена на эффективное использование имеющихся туристических ресурсов, модернизацию материальной базы туристической индустрии, применение неиспользуемых зданий и сооружений под объекты туристической индустрии, а также обустройство необходимой инфраструктурой водных ресурсов, национальных парков, зон отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, автомобильных дорог, а также строительство новых объектов.

Одной из приоритетных задач является привлечение инвестиций в туристическую индустрию, в том числе при строительстве объектов придорожного сервиса, а также коллективных и индивидуальных средств размещения в административных районах страны.

Особую актуальность приобретают виды туризма, основанные на природном потенциале страны, в том числе агроэкотуризм.

Развитие познавательного, оздоровительного, экологического, научного, событийного и других видов туризма будет тесно связано с формированием туров в малых городах и на особо охраняемых природных территориях.

Региональная туристическая политика в Республике Беларусь в 2011 — 2015 годах направлена на создание в регионах страны развитой туристической индустрии, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный комплекс туристических услуг.

Важную роль сыграет реализация:

Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010 — 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. N 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 80, 1/11503);

Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 — 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2010 г. N 514 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 237, 1/12005);

Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009 — 2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2009 г. N 407 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 94, 5/29562);

Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 — 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. N 146 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 57, 1/9532).

Местными исполнительными и распорядительными органами разрабатываются и утверждаются местные программы развития туризма отдельных территорий, а также видов туризма на определенных территориях (например, решение Витебского городского Совета депутатов от 24.03.2009 N 119 «Об утверждении Программы развития туризма в городе Витебске на 2009 — 2010 годы», решение Брестского областного Совета депутатов от 20.03.2009 N 180 «Об утверждении Программы развития агроэкотуризма Брестской области на 2009 — 2010 годы»).

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 03.07.2011)
  • Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 N 204-З (ред. от 15.07.2009)
  • О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З: (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 N 366-З) – Минск, 2011.
  • О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20 сен. 2009 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З). – Минск, 2011.
  • О туризме: Закон Респ. Беларусь от 25 нояб. 1999 г. № 326-З: (ред. от 16.06.2010). – Минск, 2011.
  • О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII (ред. от 15.07.2010). – Минск, 2011.
  • О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105
  • О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 02 фев. 2006, № 372. в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116, от 27.03.2008 N 185, от 09.03.2010 N 143, от 26.11.2010 N 614) – Минск, 2011.
  • О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 02 июн. 2006, № 371. (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 270, от 31.03.2009 N 167, от 12.05.2009 N 241, от 09.03.2010 N 143) – Минск, 2011.
  • О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 228)
  • Государственная программа развития туризма Республики Беларусь на 2011-2015 гг. утв. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. N 373
  • Об утверждении визовых правил Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь15 июля 2010 г. № 1065
  • Об утверждении типового договора на оказание туристических услуг: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 октября 2010 г., № 1431. – Минск, 2011.
Читать также:  Постановление ВС РФ от 11.06.1992 N 2980-1 (ред. от 01.07.1993)

18. Об утверждении Положения о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 963 (в ред. постановлений Совмина от 06.08.2011 N 1061) – Минск, 2011.

19. Об утверждении Положения о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 963 (в ред. постановлений Совмина от 06.08.2011 N 1061) – Минск, 2011.

Старший преподаватель кафедры

экономических основ в туризме Д.Н.Киселев

Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 — 2025 годы

1. Паспорт Программы

3. Анализ текущей ситуации

3.1. Развитие туристских ресурсов

3.1.1. Места размещения

3.1.2. Места развлечений

3.1.3. Культурно-событийные объекты

3.1.4. Особо охраняемые природные территории

3.1.5. Развитие ремесленничества

3.1.6. Основные приоритетные направления туризма: агротуризм, охотничье-трофейный туризм, экологический туризм, этнографический туризм, детско-юношеский туризм, медицинский туризм, MICE туризм

3.2. Транспортная доступность туристских дестинаций и объектов

3.2.1. Инфраструктура и повышение качества сервиса аэропортов

3.2.2. Инфраструктура автомобильных дорог, пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан

3.2.3. Инфраструктура автомобильного транспорта и перевозок

3.2.4. Инфраструктура железнодорожного транспорта и перевозок

3.3. Качество и доступность туристских продуктов и услуг

3.3.1. Развитие человеческих ресурсов в индустрии туризма

3.3.2. Система государственного регулирования деятельности туристских организаций

3.3.3. Уровень цифровой доступности услуг туроператоров и других туристских организаций

3.3.4. Доступность туристских продуктов и туристских услуг

3.4. Туристский климат

3.4.1. Либерализация визового и миграционного режимов

3.4.2. Развитие культуры гостеприимства

3.4.3. Обеспечение безопасности нахождения туристов в туристских объектах

3.5. Система продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках

3.5.1. Эффективность маркетинга и брендинга

3.5.2. Участие в международных выставках

3.5.3. Финансирование мероприятий по продвижению

3.5.4. Возможные источники финансирования

3.5.5. Цифровой маркетинг

3.6. Управление туристской отраслью Республики Казахстан

3.6.1. Система управления туристской отраслью Республики Казахстан

3.6.2. Государственная поддержка туристской отрасли Республики Казахстан

3.6.3. Государственная поддержка туризма за рубежом

3.6.4. Система статистического учета

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

4.1. Развитие туристских ресурсов

4.2. Обеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектов

4.3. Повышение качества и доступности туристских продуктов и услуг

4.4. Создание благоприятного туристского климата

4.5. Формирование эффективной системы продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках

4.6. Совершенствование системы управления и мониторинга развития туристской отрасли

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры

5.1. Развитие туристских ресурсов

5.2. Обеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектов

5.3. Повышение качества и доступности туристских продуктов и услуг

5.4. Создание благоприятного туристского климата

5.5. Формирование эффективной системы продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках

5.6. Совершенствование системы управления и мониторинга развития туристской отрасли

6. Необходимые ресурсы

Паспорт программы

Наименование программыГосударственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 — 2025 годы

Основание для разработкиПункт 19 Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»: «Разработка и принятие Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы»;Поручение Елбасы от 10 мая 2018 года по разработке Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан, предусматривающей, в том числе мероприятия по развитию охотничье-трофейного, экологического, этнографического и агротуризма на особо охраняемых природных территориях;План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», в частности по реализации институциональной реформы по индустриализации и экономическому росту в рамках привлечения стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристских кластеров

Ответственный за разработку Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

Ответственные за реализацию  1) Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента;2) В соответствии с проектным подходом Управляющим Советом Программы будет закреплена персональная ответственность политических должностных лиц Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и других ответственных государственных органов за реализацию проектов и мероприятий программы, в том числе в регионах.

Цель программы Обеспечение доли туризма в общем объеме ВВП Республики Казахстан не менее 8 % к 2025 году

ЗадачиРазвитие туристских ресурсовОбеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектовПовышение качества и доступности туристских продуктов и услугСоздание благоприятного туристского климата Формирование эффективной системы продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынкахСовершенствование системы управления и мониторинга развития туристской отрасли

Сроки реализации 2019-2025 годы

Источники и объемы финансирования Общие расходы, предусмотренные из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2019-2025 годах, составят 1 385 695,8 млн. тенге1 (республиканский бюджет-268 291,8 млн. тенге*, местный бюджет- 172 167,9 млн. тенге*, другие источники — 945 236,2 млн. тенге), в том числе:2019 год:всего — 58 748,7 млн. тенге;РБ — 49 639,1 млн. тенге;МБ — 3 403,6 млн. тенге;другие источники -5 706,0 млн. тенге;2020 год:всего — 216 890,2 млн. тенге;РБ — 37 142,6 млн. тенге;МБ — 17 783,2 млн. тенге;другие источники -161 964,4 млн. тенге;2021 год:всего — 293 248,6 млн. тенге;РБ — 54 830,3 млн. тенге;МБ — 45 556,7 млн. тенге;другие источники -192 861,6 млн. тенге;2022 год:всего — 325 273,6 млн. тенге;РБ — 51 637,7 млн. тенге;МБ — 37 863,7 млн. тенге;другие источники -235 772,2 млн. тенге;2023 год:всего — 240 787,5 млн. тенге;РБ — 33 609,0 млн. тенге;МБ — 28 635,3 млн. тенге;другие источники -178 543,2 млн. тенге;2024 год:всего — 157 236,6 млн. тенге;РБ — 22 115,4 млн. тенге;МБ — 19 939,6 млн. тенге;другие источники -115 181,6 млн. тенге;2025 год:всего — 93 510,6 млн. тенге;РБ — 19 317,6 млн. тенге;МБ — 18 985,8 млн. тенге;другие источники — 55 207,2 млн. тенге.

* суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год

Введение

Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы (далее — Программа) разработана во исполнение: пункта 19 Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»; поручения Елбасы, данного в ходе поездки в Алматинскую область 9-10 мая 2018 года; Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», в частности по реализации институциональной реформы по индустриализации и экономическому росту в рамках привлечения стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристских кластеров. Программа была также разработана в соответствии с ключевыми направлениями диверсификации экономики, обозначенными в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года, и стратегическими направлениями долгосрочного развития Казахстана до 2050 года согласно Указу Президента Республики Казахстан «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» от 13 января 2014 года №732.

Программа разработана с учетом основных принципов развития отрасли, отраженных в Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №406.

Читать также:  Государственная программа доступное жилье и доступные коммунальные услуги

В современных условиях развития мировой экономики туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей. Туризм вносит вклад в развитие ключевых секторов экономики (транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления) за счет налоговых поступлений в бюджет, увеличения числа рабочих мест, притока иностранной валюты.

Казахстан, занимая выгодное геополитическое положение, обладая значительными природно-рекреационными ресурсами и объектами мирового культурного и исторического наследия (в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включены 11 объектов), уникальным природным разнообразием, имеет потенциал развития новых туристских продуктов и все необходимые базовые предпосылки, чтобы стать крупным игроком на карте мирового туризма.

Однако, в настоящее время отрасль туризма развивается умеренным темпом с небольшим социально-экономическим эффектом в национальном масштабе. С целью увеличения туристских потоков в Республику Казахстан необходимо создать благоприятные условия для развития потенциала отрасли посредством снижения барьеров и стратегического планирования отрасли.

Настоящая Программа направлена на повышение доступности и качества туристских услуг и продуктов, а также качества жизни населения республики путем развития мест туристского интереса и массового вовлечения трудовых ресурсов в отрасль туризма, кардинального роста внешнего и внутреннего туристского потока, увеличения инвестиций в туристскую отрасль путем создания благоприятного туристского климата, популяризации туристского потенциала Казахстана на внутреннем и международном рынках, полноценной институциализации туристской отрасли страны.

При этом активная роль государства на первоначальном этапе реализации Программы обеспечит необходимую поддержку субъектам отрасли для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности.

Принятие Программы создаст необходимые условия для эффективного развития отечественной туристской отрасли и позволит достигнуть задачи по достижению 8 %-ной доли в структуре ВВП в 2025 году.

В ходе анализа текущей ситуации и разработки Программы выявлены основные проблемы отрасли и определены ключевые задачи, которые должна решить Программа.

Это следующие задачи:

1) развитие туристских ресурсов;

2) обеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектов;

3) повышение качества и доступности туристских продуктов и услуг;

4) создание благоприятного туристского климата в стране;

5) повышение инвестиционной привлекательности туристской отрасли;

6) повышение эффективности маркетинга и продвижения национального туристского бренда;

7) совершенствование системы управления туристской отрасли.

Анализ текущей ситуации

Туризм является не только крупнейшей, но и наиболее быстро развивающейся отраслью мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедобывающей промышленностью.

На сферу туризма приходится около 10 % мирового совокупного продукта, 30 % мирового экспорта услуг, 7 % мировых инвестиций, 10 % рабочих мест и 5 % всех налоговых поступлений.

В среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом, продажа сырья истощает энергоносители страны, а туризм работает на возобновление ресурсов. Каждый турист, въезжающий в страну, расходует в среднем около 20 долларов США каждый час, 30 туристов генерируют 1 рабочее место.

Туризм, выступая важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. В отличие от других отраслей экономики, продукция которых транспортируется к потребителю, он вызывает миграцию людей к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, а потребление этих ресурсов происходит в определенном месте.

В настоящее время туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Используя примерно 7 % мирового капитала, туризм прочно занял третье место после экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

По оценкам Всемирной туристской организации ООН (далее — UNWTO) к 2030 году ожидается, что путешествия по известным городам, на популярные курорты и к памятникам истории и культуры совершат 1,8 млрд. человек, доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн. долларов США, в сфере туризма будет создано 550 млн. рабочих мест.

Индустрия делового туризма (MICE) в современном его понимании стала одним из самых перспективных секторов экономики. Сегодня крупные зарубежные компании тратят на деловые поездки около 2 трлн. долларов США в год, а затраты на это предусмотрены в главных статьях расходов, после кадрового обеспечения, налогов, аренды, IT и связи.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (далее — WTTC) в 2015 году объем мирового рынка делового туризма превысил 1,106 трлн. долларов США. По итогам 2016 года расходы на бизнес-поездки выросли до 1,150 трлн. долларов США, а в 2017 году по оценочным данным увеличились на 3,7 % и достигли 1,192 трлн. долларов США.

К 2026 году глобальный рынок делового туризма будет оцениваться в 1,658 трлн. долларов США, ежегодный прирост составит в среднем 3,7 %.

Наиболее быстрый рост туризма отмечается также в трех странах — Китае, Индии и России. Казахстан, как ближайший сосед России и Китая может занять свое место в мире по деловому и событийному туризму.

Согласно прогнозам UNWTO, в следующие два десятилетия экотуризм будет расти стремительными темпами, а глобальные расходы на экотуризм будут расти более высокими темпами, чем вся индустрия туризма в целом.

Более того, на сегодняшний день количество ежегодных посещений особо охраняемых природных территорий в мире составляет 8 млрд. посещений, из которых 80 % приходится на Европу и Северную Америку. Данные посещения генерируют 600 млрд. долларов США в виде прямых расходов и дополнительных 250 млрд. долларов США в виде потребительских расходов. Наряду с этим, согласно оценкам Международного общества экотуризма, рынок демонстрирует ежегодный рост в размере 25 % и формирует доход в размере 470 млрд. долларов США.

Ожидается рост туризма за счет появления новых территорий для посещения, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационных возможностей.

Согласно прогнозам Азиатского мониторинга путешествий самыми динамично развивающимися туристскими рынками в 2050 году будут Бразилия, Россия, Индия, Китай, Мексика, Южная Корея, Малайзия, Таиланд.

В общем туристском потоке, исходя из материального положения, преобладают представители среднего класса. При этом, стоимость путешествий во всем мире продолжает снижаться в основном за счет распространения недорогих авиарейсов, сокращения сроков поездок (1-3 ночи), выбора альтернативных средств размещения и транспорта.

Особенности нового типа массового потребителя на рынке туристских услуг:

1) информированность, высокий уровень образованности;

2) высокая требовательность к качеству услуг, при этом без необходимости сверх комфортности;

3) индивидуализм и независимость;

4) экологизм сознания;

5) спонтанность решений;

7) физическая и умственная активность на отдыхе;

8) стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Таким образом, имеется четкая тенденция трансформации массового конвейерного туризма в массовый дифференцированный туризм, рождающий спрос на множественные узкоспециализированные сегменты, «гибкие» туристские продукты, новые туристские направления, онлайн-технологии бронирования и покупок.

В 2017 году совокупный вклад туризма в общем объеме ВВП Казахстана по методологии WTTC составил 6 %. Данный показатель складывается из трех составляющих: прямой вклад (1,9 %), косвенный (2,9 %) и производный (1,2 %). Прямой вклад включает в себя показатели по расходам внутренних и иностранных туристов, а также государственные расходы на содержание туристских объектов. Косвенный вклад включает в себя инвестиции в туризм, местное содержание закупок компаний туристской индустрии и государственные расходы на управление отраслью, обеспечение продвижения туристских объектов и безопасность туристов. И, наконец, производный эффект складывается из совокупных затрат на оплату труда сотрудников компаний туристской индустрии.

1 расчеты могут быть скорректированы с учетом новых данных

Структура формирования доли туризма в ВВП

Государственная программа развития туризма в республике беларусь на 2011 2015 годы

Для достижения стратегической цели Программы — достижения в 2025 году доли туризма в структуре ВВП 8 % вышеназванные три драйвера должны иметь среднегодовые темпы роста 7-8 % (рис.2).

Необходимые темпы роста основных показателей для достижения цели по вкладу туризма в ВВП

Государственная программа развития туризма в республике беларусь на 2011 2015 годы

Несмотря на то, что за последние годы имеется положительная динамика по многим показателям отрасли (таблица 1), она имеет нестабильный характер. Так, многие показатели за 2017 год выросли за счет проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО, а в 2018 году наблюдается небольшое снижение относительно высокой базы предыдущего года.

Таким образом, анализ текущей ситуации и прогнозные данные позволяют сделать вывод, что для прорывного развития отрасли и достижения целевых показателей Программы необходим более динамичный рост по всем показателям туризма.

Основные показатели развития туристской отрасли за 2013-2017 годы

Экспорт услуг, млн. долларов США, из них:5 384,76 618,16 476,06 309,76 436,60

Читать также:  Движение декабристов организации программы и тактика кратко

Международные поездки (объем услуг, предоставленный Казахстаном нерезидентам)1 522,01 467,301 533,61 548,51 780,50

объем услуг, предоставленный Казахстаном нерезидентам из стран СНГ1 164,601 094,31 132,11 161,001 368,00

объем услуг, предоставленный Казахстаном нерезидентам из остальных стран357,4373401,5387,5412,5

Импорт услуг, млн. долларов США, из них:12 458,412 916,211 582,211 062,810 849,5

Международные поездки (объем услуг, полученный Казахстаном от нерезидентов)1 843,31 932,001 979,01 657,81 790,60

объем услуг, полученный Казахстаном от нерезидентов из стран СНГ1 190,901 278,21 434,01 235,401 264,90

объем услуг, полученный Казахстаном от нерезидентов из остальных стран652,4653,8545422,3525,7

Количество посетителей по въездному туризму, чел:6 841 0856 332 7346 430 1586 509 3907 701 196

страны СНГ6 213 3905 655 2465 835 5925 935 6907 060 630

страны вне СНГ627 695677 488594 566573 700640 566

Численность работников, занятых в сфере туризма, тыс. человек (без учета самозанятых):

Деятельность туроператоров, турагентов и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма6,66,57,37,27,3

Услуги по организации проживания2225,725,326,527,6

Деятельность санаторно-курортных организаций10,810,310,5109,6

Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта61,565,868,270,271,8

Среднемесячная номинальная заработная плата, тенге (без учета самозанятых):

Деятельность туроператоров, турагентов и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма70 47571 23385 00294 465108 152

Услуги по организации проживания76 36086 272106 823112 582118 606

Деятельность санаторно-курортных организаций71 05976 88577 24583 38588 163

Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта57 61363 23867 32982 12486 208

В глобальном Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума (далее — ВЭФ) в2017 году Казахстан занял 81-е место из 136 стран, ненамного улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим индексом 2015 года — 85-е место (рейтинг публикуется один раз в 2 года).

Высокий потенциал для развития туризма в Казахстане отражен в следующих показателях рейтинга:

— по количеству культурных объектов всемирного наследия страна занимает — 61-е место;

— по количеству объектов устного и неосязаемого культурного наследия — 22-е место;

— по количеству природных объектов всемирного наследия — 30-е место.

При этом, по мнению ВЭФ, существенно ухудшают казахстанский рейтинг в сфере туризма следующие факторы:

— невысокое качество туристской инфраструктуры (отели, курорты, культурно-развлекательные объекты, и т.д.) — 121-е место;

— недостаточная открытость воздушного сообщения — 121-е место;

— сложности визового режима — 114-е место;

— низкое качество дорог — 106-е место;

— слабое присутствие компаний по аренде автомобилей — 113-е место;

— низкая эффективность маркетинга и брендинга-102-е место.

При этом данные направления являются одними из основных показателей, определяющих состояние развития отрасли туризма, и на которых необходимо сконцентрироваться для достижения цели по развитию отрасли.

Развитие туристских ресурсов

Туристские ресурсы формируют туристскую инфраструктуру. В составе туристской инфраструктуры выделено два основных элемента. Первый элемент — это непосредственно предприятия по оказанию услуг гостеприимства, предоставляющие услуги размещения и питания. Второй элемент — предприятия, участвующие в формировании туристского продукта. Это те сооружения, которые могут функционировать и без туристов, но их показатели экономической деятельности существенно повышаются при увеличении туристского потока в дестинацию. К таким объектам можно отнести места развлечений, культурно-событийные объекты, национальные парки и т.д. Это и есть туристские ресурсы дестинаций.

В достаточной мере развитые туристские ресурсы обеспечивают доступность туристской дестинации, комфортность пребывания туристов, приносят существенный доход государству и предпринимателям.

В формировании показателей статистики туризма Казахстана важную роль играют именно показатели деятельности объектов туристской инфраструктуры — количество объектов, количество обслуженных ими посетителей, объем оказанных услуг. Также показатели предприятий туристской инфраструктуры важны при подсчете вклада туризма, как отрасли, в ВВП страны.

Ежегодно количество предприятий туристской инфраструктуры Казахстана устойчиво растет. Однако, при увеличении количества гостиниц на 8,5 % в год, средний процент заполняемости остается на прежнем уровне (в среднем 22-25 % последние несколько лет).

При этом, туризм в регионах развивается бессистемно, отсутствует как региональная, так и страновая стратегия по развитию наиболее перспективных туристских дестинаций и туристского продукта.

Для обеспечения устойчивого туристского потока и переориентации части международных туристских потоков в Казахстан, необходимо решить одну из основных задач — повышение уровня развития туристских ресурсов. На развитие туристских ресурсов, как главного генератора спроса на посещение страны, должны быть направлены основные усилия государства и бизнеса.

Низкие показатели туристской отрасли Казахстана в международных рейтингах (81-е место по конкурентоспособности туризма, 99-е по эффективности использования природных ресурсов, 97-е по уровню сервиса туристских услуг и т.д.) позволяют сделать вывод, что прилагаемых государством в настоящее время усилий (93-е место по системной поддержке отрасли) недостаточно для существенного прорыва в сфере туризма.

Казахстан является «зарождающейся туристской дестинацией» с ограниченной инфраструктурой туризма, в которой не хватает туристских продуктов и услуг, и которая практически не существует на мировом рынке туризма. В таких условиях есть очевидная необходимость вмешательства государства в плане обеспечения базовой инфраструктуры туризма, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в разработку продуктов, формирования позитивного восприятия страны как туристской дестинации.

Опыт зарубежных стран на аналогичном этапе развития показывает эффективность первоочередных мер, направленных на обеспечение открытости (облегчение визового режима), доступности (удобное покрытие воздушным и наземным транспортом), инфраструктуры и мест размещений по международным стандартам.

Диагностика состояния туристских объектов показала, что в Республике Казахстан в настоящее время имеются более 100 известных туристских объектов, так называемых «туристских магнитов» и «точек туристского роста».

Вместе с тем, ввиду ограниченности ресурсов и необходимости вложения значительных инвестиций в развитие всех данных объектов, возникает необходимость приоритизации или отбора наиболее привлекательных объектов, как на республиканском, так и на региональном уровне.

В связи с этим, была проведена работа по отбору наиболее значимых туристских объектов в так называемую Карту туристификации Казахстана.

Критериями отбора стали уникальность объекта в качестве туристского магнита и потенциальный рост туристского потока. Также учитывалась их историко-культурная значимость. Например, памятники ЮНЕСКО или вошедшие в перечень объектов Великого Шелкового пути, а также Сакральные объекты по программе»Рухани Жангыру».

Принимая во внимание потенциал всех этих объектов, их прогнозируемый экономический эффект, а также необходимость первоочередного решения проблем на республиканском уровне, объекты Карты туристификации Казахстана были поделены на два уровня:

1) первый — это ТОП-10 приоритетных объектов республиканского уровня;

2) второй — это объекты регионального уровня.

Перечни объектов Карты туристификации Казахстана республиканского и регионального уровня прилагаются (приложения 2 и 3) к настоящей Программе.

Наиболее перспективными направлениями, вошедшими в ТОП-10, рассматриваются следующие 10 приоритетных туристских территорий в Казахстане:

1) озеро Алаколь — с потенциалом 2 500 000 туристов в год (текущий поток — 772 000 туристов в год);

2) горный кластер Алматинского региона — с потенциалом 2 500 000 туристов в год (текущий поток — 500 000);

3) Щучинско-Боровская курортная зона — с потенциалом 2 000 000 туристов в год (текущий поток — 750 000);

4) Баянаульская курортная зона — с потенциалом 450 000 туристов в год (текущий поток — 200 000);

5) Имантау-Шалкарская курортная зона — с потенциалом 400 000 туристов в год (текущий поток -130 000);

6) озеро Балхаш — с потенциалом 400 000 туристов в год (текущий поток — 130 000);

7) развитие историко-культурного туризма Туркестана — с потенциалом 1 500 000 туристов в год (текущий поток — 500 000);

8) развитие пляжного туризма Мангыстау — с потенциалом 750 000 туристов в год;

9) развитие MICE туризма в городе Нур-Султан — с потенциалом 1 000 000 туристов в год;

10) развитие туристской зоны «Байконур», как развлекательного туристского хаба — с потенциалом от 250 000 до 500 000 туристов в год.

Эти дестинации определены в качестве ключевых направлений развития туризма, каждая из которых имеет свою индивидуальность, характерную продукцию/потенциал развития рынка.

Для эффективного развития индустрии туризма одним из ключевых факторов успеха является надлежащее структурирование и позиционирование туристских продуктов, которое для целей планирования и развития туризма не обязательно соответствует административно-территориальному делению страны. Некоторые регионы (области) Казахстана могут иметь единый уникальный «опыт» и характеристики, которые могут быть преобразованы в один туристский кластер с уникальной доминирующей экспериментальной структурой, которая позднее может быть передана на внешние рынки туризма как уникальное торговое предложение.

Развитие выбранных 10 направлений является ключевым условием формирования современного высокоэффективного туристского комплекса и повышения вклада туризма в экономику Казахстана.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *