Государственные и муниципальные социально экономические программы цели структура проблемы реализации

Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.

Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении – это инструмент реализации государственной и муниципальной политики социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.

Региональные и муниципальные программы социально-экономического развития – это специальные инструменты внутренней политики государства в социально-экономической сфере, которые предполагают разработку и реализацию системы мероприятий, взаимоувязывающих ресурсы, направляемые на реализацию мероприятий, с целями и задачами социально-экономического развития, реализуемыми в определенные сроки ответственными субъектами.

Программа – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых путей и средства их достижения.

Виды социально-экономических программ: 1)сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны, субъектов федерации по основным показателям. (пример «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу») 2) гос программы по отдельным направлениям (инвестиц, космич. Прогр.). 3)федер и регион целевые программы по отдельным проблемам государственные программы по сдельным направлениям деятельности, федеральные целевые программы (ФЦП: «Жилище», «Культура России», «Социальное развитие села», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и др.). (соц., эколог.). 4) отраслевые программы, принимамемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе федеральных программ.

ВЫВОД: государство в области социально-экономической политики задекларировало очень много положительного в отношении социальной помощи населению, но в реальности не обеспечивая в полном объеме финансирование этих направлений, оно сводит огромные усилия в области социально-экономической политики и помощи населению РФ на нет.

Все программы соответствуют структуре гос. нужд: соц.-экономические, научно-технические, экологические и другие. Программа СЭР на среднесрочную перспективу разрабатывается Правительством исходя из положений Послания Президента. ФЗ от 20.06.95 «О гос. прогнозировании и программах СЭР РФ» дает порядок разработки программы и ее структуру (Программа – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планируемых путей и средств их достижения).

Программными методами решаются проблемы регионов с особыми условиями хозяйствования, особо нуждающихся в структурной перестройке, пограничных районов. Правительство вместе с проектом бюджета представляет Гос. Думе перечень Программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета, где указываются:

-характеристика программы (цели, этапы, сроки);

-результаты выполнения этапов;

-требуемые объемы финансирования (с указанием источников);

Социально-экономические программы подлежат мониторингу и контролю исполнения.

Контроль за формированием и реализацией программ проводится как при формировании, так и при их реализации.

В МО также разрабатываются соц.-экономические программы. В Екатеринбурге:

«Чистая вода», «Программа ликвидации ветхого жилищного фонда», «Модернизация лифтового хозяйства». Представительный ОМС осуществляет управление мун. собственностью через «Программы и планы управления и развития мун. собственности», и эти вопросы в соответствии с ФЗ относятся к вопросам местного значения – «исключительные полномочия» и финансируются за счет средств местного бюджета, кроме того, предусмотрена возможность поддержки со стороны SФ и его фондов (мун. развития, финансовых расходов) – нужно выиграть конкурс. Также могут быть разработаны межмуниципальные программы.

Прокопьев Евгений АлексеевичУральский федеральный университетстудент 3 курса, Факультет «Государственное и муниципальное управление

АннотацияВ статье рассматриваются проблемы реализации социально-экономических программ муниципального образования города Екатеринбург. Проанализировано распределение средств из местного бюджета на реализацию муниципальных программ.

Эффективность реализации и степень выполнения муниципальных программ социально-экономического развития г. Екатеринбург оказывает большое влияние на уровень жизни населения, экономическую и социальную стабильность муниципальных образований.

Программы реализуются строго в соответствии с действующим законодательством на всех уровнях власти. Порядок разработки, реализации, утверждения, контроля и оценки муниципальных программ регулируется Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 № 2880 об утверждении положения о муниципальных программах муниципального образования, с изменениями от 14 октября 2017 года.

Решением Коллегии Администрации города Екатеринбурга закреплено, что при разработке муниципальных программ необходимо соблюдать принципы взаимосвязи целей, задач и мероприятий, ожидаемых результатов и целевых показателей, закрепленных в Стратегическом плане развития Екатеринбурга, а также достижение показателей эффективности стратегических программ и проектов, которые реализуются через муниципальные программы.

Постановлением утверждено, что программы реализуются сроком от трех до шести лет, определяются сроками реализации мероприятий, включенных в ее состав, регламентируются Стратегическим планом развития Екатеринбурга или соответствуют срокам реализации государственной программы и другими государственными и региональным документам.

На 2017 год определено, что 18 программ рассчитаны на четырёхлетний срок. Это связано с тем, что муниципальные программы существуют строго во временных рамках стратегического плана, реализация которого закончится в 2020 году. В приложениях к программам определен список мероприятий, в которых указаны ответственные за выполнения и соисполнители, проектная мощность, срок выполнения и объем финансирования. Отдельным разделом утверждаются показатели эффективности реализации программы, на весь период реализации программы, а именно до 2020 года.

В качестве проектов в программе можно рассматривать мероприятия. Список мероприятий формируется исходя из направления программы, которые направлены на решения существующих проблем в муниципальном образовании.

Степень освоения средств на реализацию муниципальных программ за 2017 г. представлено на рисунке 1.

Государственные и муниципальные социально экономические программы цели структура проблемы реализации

В целом, утвержденные муниципальные программы в городе были направлены на решение проблем в сфере образования, на улучшение благосостояния города и повышение инвестиционной привлекательности. Таким образом, полностью невыполненные, а также не достигнутые в полном объеме показатели целей и задач реализации муниципальных программ, составили незначительный объем – всего 10,1% и 12,4% соответственно. Данное состояние отражает удовлетворительное качество планирования и высокую результативность выполнения муниципальных программ. Как видно из рисунка 1, степень выполнения муниципальных программ высокая, но механизм реализации муниципальных программ требует доработки.

Срок реализации муниципальных программ составляет от трех до шести лет, а срок реализации ведомственных программ до трех лет, при том, что срок может увеличиваться в случае если сроки реализации мероприятий, включенных в состав ведомственной целевой программы, превышают установленные.

Таким образом, некоторые мероприятия в рамках программ могут длиться более шести лет. В итоге, увеличение сроков реализации мероприятий, и как следствие увлечение сроков реализации программ, приводит к тому, что программы не считаются завершенными, когда большинство мероприятий были реализованы. Так как, некоторые мероприятия в ведомственных и муниципальных программах являются частью стратегических проектов, то, сроки реализации стратегических проектов увеличиваются. Так как мероприятия в рамках муниципальных и ведомственных программ повторяются ежегодно, можно утверждать, что существующая система неадаптивная. За срок реализации программ актуальность и потребность в мероприятиях может утратиться.

На данный момент в Российской Федерации не существует единого документа, регламентирующего типовую методику получения оценки экономической эффективности муниципальных программ, а также отсутствуют общие принципы и подходы к оценке эффективности муниципальных программ.

На законодательном уровне механизм оценки государственных программ регламентируется приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

Таким образом, для совершенствования муниципальных программ необходимым является мониторинг и совершенствование системы измерения результатов деятельности.

Все статьи автора «Прокопьев Евгений Алексеевич»

Государственные и муниципальные социально экономические программы цели структура проблемы реализации

Библиографическое описание

Главной задачей муниципальной целевой программы является достижение поставленных целей, которые помогут прогрессивному развитию муниципалитета. Хотелось бы отметить, что ожидаемые результаты муниципальной целевой программы — это идеал, который необходимо достичь, но всегда ли это удается и какие причины не достижения, являются наиболее существенными. На мой взгляд, можно выделить три причины.

Первой причиной является отсутствие достаточного количества денежных средств у муниципального образования. Паспорт программы содержит информацию об объемах и источниках финансирования, указывается общий объем средств, а также конкретные источники, которые финансируют данную программу и в каком объеме. Чем больше средств, тем больше будет эффективность данной программы.

Ну и наконец, третья причина, плохая информированность граждан, проживающих на территории муниципального образования, которое реализует муниципальную целевую программу. В настоящее время вся актуальная информация публикуется в сети «Интернет», а также в периодических печатных изданиях муниципального образования. Именно данный факт затрудняет ознакомление граждан в силу возраста, психического или физического развития и других факторов.

Для решения существующих причин необходимо искать наиболее эффективные пути решения. На мой взгляд, для решения первой причины необходимо создать благоприятные и привлекательные условия для привлечения инвестиций, как из государственных, так и негосударственных источников. Такими условиями может стать инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы и другие.

Для решения второй проблемы необходимо в паспорте программы указывать конкретный количественный показатель, например какое количество граждан, необходимо привлечь к данному мероприятию или на какой процент необходимо увеличить количество приобщенного населения муниципального района. Итоговый количественный показатель наиболее точно отразит, является ли муниципальная программа эффективной.

Решение третьей проблемы требует увеличения количества информации о реализуемой программе. Необходимо распространять информацию с помощью периодических изданий, баннеров, листовок, радио и телевидения. Распространение информации должно происходить всеми доступными способами, чтобы граждане с ограниченными возможностями не были ограждены от ознакомления. На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в отношении которых реализуется муниципальная программа. Например, действие муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодском муниципальном районе на 2016–2020 годы» направлено на молодые семьи муниципалитета, а это значит, что именно их необходимо информировать в первую очередь.

В заключении хотелось бы отметить, что муниципальная целевая программа является инструментом прогрессивного преобразования муниципального образования. Данный документ закрепляет в себе лишь цели и задачи, осуществление которых поможет муниципальному образованию развиваться и процветать.

  • Авакьян С. А. Муниципальное право России. М.- Учебник — 2009. — 544 с.;
  • Дуспаев Б. Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2;
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст.4398;
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822;
  • Чепурнова Н. М. Муниципальное право Российской Федерации. М. — Учебное пособие — 2007. — 295 с.;
  • Шевченко Н. В. Механизм реализации муниципальных программ социально-экономического развития // Вестник ЧелГУ. 2008. № 19;

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, муниципальная программа, муниципальная целевая программа, Вологодский муниципальный район, программа, мой взгляд, Российская Федерация, жилье молодых семей, муниципальный район, социальная сфера.

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и рекомендации по повышению эффективности их реализации.

Ключевые слова: государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет.

В современных условиях очень важно для государства выстроить стойкую конкурентоспособную экономическую модель. В настоящее время, разработка эффективной и действительно работающей модели осуществима при условии, если все сферы деятельности будут открыты и прозрачны. Данному направлению способствуют государственные программы, которые разрабатываются и реализуются во всех субъектах РФ. Актуальность исследования данного направления связано с наличием проблем в их реализации, а также для поиска оптимальных решений, с целью повышения эффективности и снижения рисков.

Анализ проблем в сфере эффективности и результативности государственных программ Новосибирской области указывает отклонение от системы выделенных индикаторов реализации программ. Это указывает на низкую эффективность в достижениях указанных целей и ожидаемых результатов в исполнении государственной программы и не дает адекватно и четко оценить эффективность реализации программы по ее завершению.

В разделе оценки эффективности государственных программ содержатся критерии оценки общего характера. Таким способом оценить реальный экономический эффект от реализации программ достаточно сложно. Отметим, что при исполнении обязательств по финансовому обеспечению программных мероприятий существуют факты неполного финансирования программ в текущем году, что приводит к планированию увеличения финансирования государственных программ в последующий период.

Изначально, законом об областном бюджете бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 111 241,7 млн. рублей были утверждены на реализацию мероприятий 12 государственных программ Новосибирской области и на другие направления деятельности органов государственной власти в объеме 5 001,5 млн рублей.

В заключении контрольно-счетной палаты Новосибирской области отмечается, что в ходе исполнения областного бюджета плановые показатели на 2017 год, направленные на финансирование программных мероприятий корректировались 5 раз соответствующими законами Новосибирской области. В результате корректировок, по фактическому финансированию расходы областного бюджета на 2017 год в редакциях последних изменений составили 114 182,3 млн рублей, в том числе на исполнение программ- 110 038,4 млн рублей.

В результате анализа видно, что законодательно утвержденные расходы областного бюджета на реализацию программ в 2017 году к первоначальному плану уменьшены на 2 060,9 млн рублей, или на 1,8 %. Сокращение бюджетных назначение на 2017 год коснулись всех 12 программ.

В ходе анализа изменений и корректировок в течение года в государственных программы были обнаружены исправления с разницей во времени (несколько дней), так же некоторые корректировки одного и того же мероприятия, что указывает на не эффективную работу ответственных исполнителей программных мероприятий.

Проблема оценки реализации государственных программ существует по сей день и требует внимания со стороны государства. Невысокое качество государственных программ неблагоприятным образом сказывается на эффективности осуществления государственной политики в Российской Федерации, соответственно, и на общем уровне жизни населения.

  • Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014.№ 2.С.7–11.
  • Постановление от 2 августа 2010 года N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  • Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области».
  • Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
  • Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2–2 (79–2). С. 885–888.
  • Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. Новосибирск: САФБД, 2013. — 234 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, государственная программа, программа, оценка эффективности, реализация, реализация программ, результативность программ, Российская Федерация.

Характеристика муниципальных программ социально-экономического развития

Для муниципальных образований сегодня имеет большое значение обеспечение собственной финансовой самостоятельности для решения вопросов местного значения, поскольку значительное число муниципалитетов по-прежнему достаточными финансовыми ресурсами не обладают. Реализация муниципальных программ социально-экономического развития должна позволить муниципалитетам обеспечить решение задач муниципального управления за счет собственных средств.

Разработка и реализация муниципальных программ социально-экономического развития должна строиться исходя из следующих требований:

  • программа должна быть ориентирована на социально-экономические цели развития территории муниципалитета в долгосрочной перспективе и определять индикаторы эффективного достижения таких целей;
  • программа должна охватывать все приоритетные направления экономического и социального развития территории и наиболее полно осваивать бюджетные средства, предусмотренные для решения таких задач;
  • наличие у субъектов, ответственных за реализацию программы полномочий, которые достаточны для решения предусмотренных программой задач и др.

Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению

Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
  • во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.

Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.

Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:

  • во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
  • во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
  • в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
  • в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.

Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:

  • во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
  • во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
  • в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
  • в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.

Значение региональных и муниципальных программ социально-экономического развития

Обеспечить прогрессивное социально-экономическое развитие страны и благосостояние российского населения возможно только посредством развития региональных и муниципальных территорий.

При этом значительная площадь Российского государства обусловливает значительную разницу в исторических, демографических, экономических, в том числе производственных, экологических, инвестиционных и иных характеристиках публично-правовых образований одного уровня, предопределяющих существенный разрыв в уровне социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий в рамках одного региона и в целом по стране.

Неоднородность региональных и муниципальных условий требует применения специальных инструментов для их развития, которые будут разрабатываться и реализовываться с учетом специфических черт конкретной территории.

Программа социально-экономического развития региональной территории или местной территории предполагают учет специфических характеристик конкретной территории, а именно:

  • при разработке программы социально-экономического развития конкретной территории осуществляется исследование внутренней и внешней среды, учитываются факторы, которые способны оказать существенное влияние на развитие территории;
  • при разработке программы определяется спектр и объем ресурсов, которыми территория обладает или которые территория может привлечь для решения конкретных задач социально-экономического развития в долгосрочной или среднесрочной перспективе;
  • при разработке программы устанавливается перечень целей и задач, достижение которых позволит повысить уровень социального и экономического развития конкретной территории в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
  • при разработке программы определяется перечень конкретных мероприятий, реализация которых позволит органам публичного управления или органам публичного управления на партнерских началах с представителями бизнеса и населением решить наиболее эффективно важнейшие социально-экономические задачи в конкретной сфере или в смежных сферах публичного управления;
  • при разработке программы определить субъектов, которые способны обеспечить наиболее эффективную реализацию мероприятий программы;
  • пи разработке программы устанавливаются целевые показатели, на достижение которых направлена реализация программы;
  • при разработке программы предусматриваются контрольные мероприятия эффективности реализации отдельной стадии и программы в целом.

Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению

Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.

Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.

Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:

  • Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
  • президентские указы;
  • правительственные постановления;
  • нормативные акты регионального уровня;
  • нормативные акты муниципального уровня.

Характеристика региональных программ социально-экономического развития

Региональная программа социально-экономического развития предусматривает систему мероприятий и инструментов, которые позволяют решить задачи экономического, социального, финансового, экологического и иного общественно значимого характера посредством согласования действий органов государственной власти федерального и регионального уровней и органов муниципальной власти, а также организаций, которые осуществляет свою деятельность за счет бюджетных ресурсов.

Региональная программа социально-экономического развития преследует стратегические цели. Ее разработка строится на основе требований специального законодательства, регулирующего вопросы стратегического планирования в России. Поскольку региональная территория существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими территориями и публичное управление реализуется здесь в соответствии с направлениями, принципами и требованиями, определяемыми федеральной властью, региональная целевая программа должна разрабатываться во взаимосвязи с теми целями и задачами, которые стоят в долгосрочной перспективе перед государством в целом.

В самом общем виде содержание региональной программы социально-экономического развития можно охарактеризовать следующим образом:

  • программа содержит исследование уровня социально-экономического развития территории на конкретный момент времени;
  • программа содержит приоритетные цели, задачи и векторы социально-экономического развития региональной территории;
  • программа содержит параметры, достижение которых будет демонстрировать необходимый уровень социально-экономического развития региональной территории, а также сроки и стадии осуществления мероприятий программы;
  • оценку привлекаемых для реализации программы ресурсов и др.

Классификация целевых программ государственного и муниципального управления

Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:

  • во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
  • во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
  • в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
  • в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
  • в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.

Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.

Особенности государственных программ

Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:

  • во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
  • во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
  • в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
  • в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.

Понятие и виды государственных программ

Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.

Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.

Государственные программы делятся на следующие виды:

  • Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
  • Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
  • Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
  • Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
  • Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.

Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.

В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:

  • во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
  • во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
  • в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
  • в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
  • в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
  • в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
  • в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *