Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики
Основные экономические инструменты — это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом само обеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально — экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.
Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача-комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
Виды и особенности государственных программ
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.
Понятие и виды государственных программ
Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.
Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.
Государственные программы делятся на следующие виды:
- Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
- Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
- Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
- Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
- Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
«Виды и особенности государственных программ» 👇
Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.
В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:
- во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
- во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
- в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
- в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
- в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
- в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
- в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.
Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:
- во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
- во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
- в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
- в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
3. Программы государственного регулирования.
3.1. Государственное экономическое программирование.
Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
3.2. Границы и эффективность государственного регулирования.
В процессе своего развития государственное регулирование прошло несколько этапов.
а) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
б) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
г) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
д) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.
е) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственного экономического программирования в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области государственного регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее — «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности государственного регулирования не безграничны. Экономической основой государственного регулирования является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственного экономического программирования при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.
Раздел: Экономическая теория Количество знаков с пробелами: 59383 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0
2.2. Государственное экономическое программирование.
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей.
Его задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно — стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства Государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и её элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах».
2.3. Бюджетно – налоговая система.
Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.
Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
· Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
· В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения..
ü налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
ü налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
ü налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
ü налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).
Раздел: Разное Количество знаков с пробелами: 48144 Количество таблиц: 2 Количество изображений: 0
Механизм государственного регулирования политики цен
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, -вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.