Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050″Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»
С изменениями и дополнениями от
2 августа 2022 г.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Требованияк программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050)
1. Настоящие требования определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (далее — соответственно программа, объекты социальной инфраструктуры поселения, городского округа).
2. Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, заключенными до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий», а также договорами о комплексном развитии территории, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
3. Программа обеспечивает:
а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;
б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения поселения, городского округа в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;
в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения, городского округа;
г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;
д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
4. В случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.
Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
5. В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, то программа в отношении такого сельского поселения не подлежит разработке и утверждению.
6. Программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам.
Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам.
Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.
7. Программа включает в себя:
б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры;
в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей;
г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;
д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры);
е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;
ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
8. Паспорт программы содержит следующую информацию:
основание для разработки программы;
наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение;
цели и задачи программы;
целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры;
укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры;
срок и этапы реализации программы;
объемы и источники финансирования программы;
ожидаемые результаты реализации программы.
9. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры включает:
а) описание социально-экономического состояния поселения, городского округа, сведения о градостроительной деятельности на территории поселения, городского округа;
б) технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований;
в) прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры;
г) оценку нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
10. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа учитывает планируемые мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры федерального значения, регионального значения, местного значения муниципальных районов, а также мероприятий, реализация которых предусмотрена по иным основаниям за счет внебюджетных источников.
11. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает укрупненную оценку необходимых инвестиций с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы, источникам финансирования, включая средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства.
12. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает оценку социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа, в том числе с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы.
13. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются в целях обеспечения возможности реализации предлагаемых в составе программы мероприятий (инвестиционных проектов).
Органы местного самоуправления поселения, городского округа на основании генеральных планов поселения, городского округа разрабатывают и утверждают программы комплексного развития социальной инфраструктуры указанных муниципальных образований. Установлены требования к структуре и содержанию таких программ.
Программы должны включать комплекс мер по проектированию, строительству, реконструкции объектов социнфраструктуры местного значения в области образования, здравоохранения, физкультуры, массового спорта, культуры.
Программы должны обеспечивать безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социнфраструктуры, их доступность для жителей, достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в названных областях.
Программы разрабатываются минимум на 10 лет (но не более, чем на срок действия генпланов).
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 октября 2015 г. N 41 (часть III) ст. 5661
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2022 г. N 1371
Изменения вступают в силу с 13 августа 2022 г.
Стратегические приоритеты и цели в сфере комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство»
I. Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии России, оказывая прямое влияние на экономический потенциал страны и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития российской экономики.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составил порядка 10,8 трлн. рублей (прирост на 6 процентов к 2020 году, в сопоставимых ценах).
Строительная отрасль объединяет более 480 тыс. строительных организаций и формирует около 6 процентов совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом. Валовая добавленная стоимость строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году была на 1,9 процента выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для увеличения доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.
На примере 2020 года объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составил порядка 1 трлн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2020 — 2022 годах плановый объем инвестиций по федеральной адресной инвестиционной программе (далее — адресная программа) составил порядка 2370 млрд. рублей (без учета государственного оборонного заказа), из них в 2020 году — 739 млрд. рублей, в 2021 году — 746 млрд. рублей, в 2022 году — 885 млрд. рублей.
Указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме новых объектов капитального строительства, предлагаемых главными распорядителями бюджетных средств к включению в адресную программу, при одновременном включении в нее переходящих объектов капитального строительства.
В то же время за последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в адресную программу.
Так, по итогам реализации адресной программы в 2021 году было введено 148 объектов капитального строительства (63,5 процента объектов, предусмотренных к вводу в рамках адресной программы).
Кроме того, не стоит забывать о наличии большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, среди которых есть объекты социального назначения.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, сформированным на основе сведений об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в адресную программу, по итогам 2020 года не завершено строительство более 2094 объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Так, строительство 1724 объектов продолжается, в том числе 933 объектов в рамках адресной программы, строительство 256 объектов приостановлено или законсервировано и строительство 114 объектов окончательно прекращено.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой внешней инвестиционной активностью и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2020 — 2022 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
создана публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», к функциям которой относится обеспечение строительства, реконструкции за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
введена практика опережающего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прежде всего в рамках дорожной деятельности, что позволяет ускорить строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
запущен механизм финансирования инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
установлены правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (далее — Программа) сохраняются следующие основные проблемы:
дефицит финансирования ежегодно формируемой адресной программы;
низкий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
недостаточность принятых мер по обеспечению сбалансированности адресной программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;
длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений.
Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Российской Федерации, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), а также с не включенными в состав государственных программ Российской Федерации направлениями деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующими сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащими дополнительному отражению в ней.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями сформированы с учетом целей и показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, в том числе в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение долгосрочной сбалансированности адресной программы.
На достижение указанных приоритетов направлены следующие цели государственной политики, которые должны быть достигнуты при реализации Программы:
увеличение к 2027 году не менее чем в 1,5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в адресную программу, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году;
сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями, способы их эффективного решения
Основными задачами Программы являются:
обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры в рамках реализации адресной программы, в том числе необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах;
повышение уровня транспортной безопасности;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;
экологическое оздоровление водных объектов.
Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
переход к среднесрочному (пятилетнему) планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, путем формирования перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества;
сокращение сроков и оптимизация процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели;
сокращение инвестиционно-строительного цикла;
цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
создание и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется путем решения таких задач, как создание и развитие систем коммунальной инфраструктуры, создание и развитие транспортной, социальной и туристической инфраструктуры.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (включая сельские территории субъектов Российской Федерации), входящих в состав приоритетных территорий, являются создание и развитие современных систем коммунальной инфраструктуры, а также современной транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни граждан в указанных субъектах Российской Федерации.
1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации «Строительство».
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 сентября 2022 г. N 1730
Комплексная государственная программа Российской Федерации «Строительство»
В числе основных задач новой госпрограммы — дальнейшее развитие коммунальной, транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры, минимизация негативного воздействия строительной отрасли и ЖКХ на окружающую среду, экологическое оздоровление водных объектов.
Программа подразумевает переход к среднесрочному (пятилетнему) горизонту планирования государственных инвестиций в строительство объектов недвижимости. В ее основу положена Федеральная адресная инвестиционная программа, которая формировалась ежегодно.
Предусмотрены уменьшение сроков и оптимизация процедур принятия решений при осуществлении федеральных капвложений, сокращение инвестиционно-строительного цикла, расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов в эксплуатацию.
Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Государственная программа мо строительство объектов социальной инфраструктуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная программа мо строительство объектов социальной инфраструктуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты
Закон Московской области от 07.12.2022 N 220/2022-ОЗ(ред. от 21.02.2023)»О бюджете Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»(принят постановлением Мособлдумы от 24.11.2022 N 9/39-П)(вместе с «Дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов Московской области от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области из бюджета Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов; Нормативами отчислений в бюджет Московской области от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации», «Нормативами отчислений в бюджеты городских округов Московской области от доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, подлежащих распределению в консолидированный бюджет Московской области по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «Нормативами отчислений в бюджеты городских округов Московской области на 2023 год доходов от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному бюджетным кодексом Российской Федерации, и подлежащих распределению в бюджет Московской области по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете», «Нормативами распределения доходов бюджета Московской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и бюджетов городских округов Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «Перечнем субсидий бюджетам городских округов Московской области, предоставляемых из бюджета Московской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления городских округов Московской области по решению вопросов местного значения, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «Программой государственных внутренних заимствований Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «Программой государственных гарантий Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»)Государственная программа Московской области «Строительство объектов социальной инфраструктуры»