Государственные социальные программы национальные социальные проекты

Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 13 правок.

Государственная социальная политика в России постоянно совершенст­вуется. Существенное влияние на неё оказывают послания Президента РФ Фе­деральному Собранию России. В новейшей истории страны было определено четыре приоритетных национальных проекта, имеющих прямое влияние на со­циальное самочувствие общества: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Впервые применялся проектный подход к решению задач социальной сферы, определяя деятельность всех уровней и ветвей власти при реализации национальных проектов.

При осуществлении проектного подхода:

■ устанавливаются конкретные сроки реализации проекта;

■ определяются необходимые ресурсы;

■ подбираются участники и назначаются ответственные за реализацию;

■ разрабатывается и соблюдается согласованный план-график работ;

■ проводится стратегический и оперативный контроль за ходом реализа­ции проектных мероприятий;

■ обеспечивается информационная открытость.

Реализация любого проекта, а тем более нескольких проектов, приводит к системному эффекту:

• развитию других отраслей экономики;

• переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию;

• разработке долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий;

Для успешной реализации национальных проектов был создан Совет при Президенте РФ, в состав которого вошли представители федеральных органов государственной власти, регионов, органов местного самоуправления, общест­венных, научных и других организаций. Возглавил Совет Президент РФ.

Создание Совета позволило сосредоточить на высоком уровне организа­цию и управление всеми мероприятиями, проводимыми в рамках националы ных проектов, а также дало возможность на уровне субъектов РФ организовать подобные структуры, отвечающие за выполнение мероприятий на региональ­ном уровне.

Национальный проект «Здоровье»

1. развитие первичной медицинской помощи, включающее подготовку и переподготовку врачей; укрепление материально-технической базы первичной диагностики и скорой медицинской помощи; увеличение заработной платы ме­дицинских работников;

2. иммунизация, диспансеризация, профилактика инфекционных заболе­ваний;

3. улучшение оказания медицинской помощи матерям и детям;

4. обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, включающей строительство новых медицинских центров.

Проект реализуется на средства федерального бюджета и государствен­ных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами, регла­ментирующими бюджетный процесс.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ взаимодейст­вует с субъектами РФ в рамках договоров, в которых определены «встречные обязательства» территорий по финансированию здравоохранения, обеспечению целевого использования выделяемых средств, обеспечению взаимодействия при реализации данного проекта.

В 2006-2007 гг. из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Здоровье» было выделено 71,5 и 107,8 млрд рублей соответственно. Из бюджетов ФСС и ФОМС 25,8 и 23,5 млрд рублей.

Особое внимание было обращено на улучшение работы службы родо­вспоможения. Программой «Родовой сертификат» было охвачено 92% роже­ниц, оплачены услуги по оказанию медицинской помощи для 2,6 млн женщин и 300 тысяч детей, которые наблюдались в поликлиниках в течение первого года жизни.

Мероприятия в рамках национального проекта оказали положительное влияние на демографическую ситуацию в стране: за 2006-2007 гг. рождаемость увеличилась на 11%, смертность снизилась почти на 9%.

Приоритетным направлением в рамках национального проекта в 2008- 2010 гг.

Национальный проект «Здоровье» выполнил свою социальную функцию, определённую социальной политикой государства. Федеральная и региональная деятельность в сфере медицины продолжает развиваться и остаётся приоритет­ной.

Национальный проект «Образование»

Целью национального проекта «Образование» является продвижение ориентиров государственной образовательной политики, содействие становле­нию институтов гражданского общества, формирование современного менедж­мента в системе образования, поддержка инициативной, способной, талантли­вой молодёжи.

В связи с этим в стране сформирована сеть национальных исследова­тельских университетов (НИУ). НИУ — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на ос­нове принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительны­ми признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение ши­рокого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высо­коэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалифика­ции, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему науч­ному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологич­ных секторов экономики. Основной задачей государственной поддержки ин­ститута НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организа­ций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадро­вого потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.

В структуру отечественных НИУ входят:

♦ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономи­ки»;

♦ Казанский национальный исследовательский технический университет им.

♦ Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);

♦ Московский государственный технический университет имени Н.Э. Бау­мана;

♦ Московский физико-технический институт (государственный универси­тет);

♦ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского — национальный исследовательский университет;

♦ Новосибирский национальный исследовательский государственный уни­верситет;

♦ Пермский национальный исследовательский политехнический универси­тет;

♦ Самарский государственный аэрокосмический университет имени акаде­мика С.П. Королева — национальный исследовательский университет;

♦ Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»;

♦ Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ин­формационных технологий, механики и оптики;

♦ Национальный исследовательский Томский политехнический универси­тет;

♦ Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

♦ Национальный исследовательский технологический университет «МИ- СиС»;

♦ Белгородский государственный университет — национальный исследова­тельский университет;

♦ Национальный исследовательский Иркутский государственный техниче­ский университет;

♦ Казанский национальный исследовательский технологический универси­тет;

♦ Национальный исследовательский Мордовский государственный универ­ситет имени Н.П. Огарёва;

♦ Национальный исследовательский университет «МИЭТ»;

♦ Московский государственный строительный университет — национальный исследовательский университет «МГСУ»;

♦ Национальный исследовательский университет Московский энергетиче­ский институт;

♦ Пермский государственный национальный исследовательский универси­тет;

♦ Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова;

♦ Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.

♦ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;

♦ Национальный исследовательский Саратовский государственный универ­ситет им.Н.Г. Чернышевского;

♦ Национальный исследовательский Томский государственный универси­тет;

♦ Санкт-Петербургский академический университет — Научно­образовательный центр нанотехнологий РАН;

♦ Южно-Уральский государственный университет (национальный исследо­вательский университет).

На создание одного университета государство выделяет около 3 млрд рублей.

Важным направлением национального проекта являются инвестиции в качество образования. Речь идёт о создании структур, способных осуществлять высокое качество российского образования — так называемых «точек роста». Предусмотрена поддержка классных руководителей и учителей начальных классов. Большое место отводится стимулированию творческой активности мо­лодёжи: проекты развития городов, сёл, регионов, предпринимательская ини­циатива, достижения в спорте, учёбе, науке, искусстве.

В целях решения поставленных задач Министерством образования и нау­ки РФ разработаны нормативные акты, определяющие порядок и критерии кон­курсного отбора общеобразовательных учреждений и вузов для предоставления государственной поддержки из средств федерального бюджета и развития об­разовательных новаций. Среди вузов проводится отбор в области естественно­научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйст­венных наук, как наиболее ресурсоёмких. На основе разработанных критериев ежегодно отбирается не менее 20 из них, с последующим определением на кон­курсной основе 10 вузов для осуществления такой поддержки. В 2011 г. одним из таких российских лауреатов стал Нижегородский государственный техниче­ский университет.

Важным путём решения задач инвестирования в качество национального образования является поощрение лучших учителей. Согласно национальному проекту ежегодно путём конкурсного отбора определяются 10 000 учителей, достигших востребованного и признанного обществом качества профессио­нальной деятельности.

Критериями отбора для лучшего учителя являются: позитивная динами­ка достижений учащихся за последние три года, результаты внеурочной дея­тельности по преподаваемым предметам, использование современных образо­вательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, ре­зультаты деятельности в качестве классного руководителя, обобщение и рас­пространение лучшего опыта: мастер-классы, конференции, семинары, участие в профессиональных конкурсах, профессиональная переподготовка и повыше­ние квалификации.

Для государственной поддержки лучших общеобразовательных учрежде­ний предусмотрена ежегодная премия Президента РФ, критериями получения которой являются — эффективная деятельность органов школьного самоуправ­ления, демократический характер принятия школьных решений, достижения учащихся на конкурсах, фестивалях, смотрах; обеспечение доступности качест­венного образования, применение современных образовательных технологий.

За счёт дополнительных федеральных доходов выделено финансирова­ние:

• на реализацию социального проекта «Сельский школьный автобус» — 1 млрд руб.;

• на увеличение надбавок к должностным окладам профессорско- преподавательского состава за учёные степени кандидата и доктора наук только в 2006 г. было выделено 3,6 млрд рублей;

• на софинансирование с регионами строительства быстровозводимых ФОКов в учебных заведениях.

В целом национальный проект «Образования» сыграл свою положитель­ную роль в стране. Деятельность государства в этом направлении считается приоритетной и будет продолжаться далее.

Проблема жилья в России всегда носила острый характер. Это было свя­зано с низкими темпами жилищного строительства, административными и бю­рократическими барьерами его получения, монополизацией строительного рынка, малым объёмом финансирования, неразвитостью ипотечной структуры, низкими доходами населения, слабо развитой промышленной базой отечест­венных строительных материалов.

Согласно официальным опросам в настоящее время в России около 5 млн семей остро нуждаются в улучшении жилищных условий, 28 млн семей хотели бы изменить условия своего проживания — это 61% населения страны.

С 2004 г., после послания Президента РФ Федеральному Собранию, си­туация со строительством жилья постепенно стала изменяться. Были приняты законы, устанавливающие налоговые льготы, упрощающие процедуры приоб­ретения жилья, Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, другие докумен­ты.

Своё место на рынке жилищного кредитования заняла ипотека. Ежегод­ные объёмы ипотечного кредитования составляют десятки млрд рублей.

Однако проблема нехватки жилья в стране сохраняется.

Предоставление жилья гражданам России в 1992-2005 гг.

Государственные социальные программы национальные социальные проекты

Как видно из таблицы, в условиях нехватки жилья ситуация с обеспече­нием им населения ухудшалась в течение всех последних лет.

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам Рос­сии» связан с федеральной целевой программой (ФЦП) «Жилище» на 2002- 2010 годы.

Реализация национального проекта предусматривала на первом этапе — 2007-2007 гг. — четыре направления’. «Повышение доступности жилья», «Уве­личение объёмов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объё­мов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфра­структуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Реализация национального проекта позволила увеличить ввод жилья с 43,6 млн м2 в год по итогам 2005 г. до 80 млн м2 в 2010 г. и поддержание темпов ежегодного строительства на этом уровне и далее. Именно столько по прогно­зам специалистов необходимо строить в России жилья на протяжении полуто­ра-двух десятилетий, несмотря на внешние и внутренние сложности экономи­ческого развития.

К настоящему времени общий объём жилищного фонда Российской Фе­дерации составляет 2 912 млн м2 — это примерно 19 млн строений. При этом со­стояние жилищного фонда 30% граждан страны оценивается как неудовлетво­рительное. В среднем на одного жителя в стране приходится 21м2 общей жи­лой площади. Распределение жилищного фонда по регионам весьма неравно­мерное — от 11м2 на человека в Ингушетии до 30 м2 на человека на Чукотке. В результате отдельные регионы испытывают дефицит жилых площадей, но при этом в сельской местности дома зачастую пустуют.

Президент РФ В.В. Путин поставил цель строить жилья по 1 м2 в год на каждого жителя страны.

Национальный проект в области строительства жилья явился стимулом для развития жилищного строительства в регионах. В частности, в Санкт- Петербурге работает социальная программа «Молодёжи — доступное жильё»; в ряде регионов осуществляются социальные программы по предоставлению жи­лья в собственность молодым специалистам, пожелавшим работать в сельской местности.

Разработка и реализация приоритетных национальных проектов в соци­альной сфере — свидетельство того, что государство стало осознавать сущест­вующие в ней проблемы и предпринимает реальные меры по их решению.

  • Портал государственных программ Российской Федерации. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
  • Статья 28 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

КритикаПравить

  • «Наука» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (15 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Цифровая экономика» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Производительность труда и поддержка занятости» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • «Международная кооперация и экспорт» (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
  • Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *