Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти


Илюхина Н.А.


Хмызова Е.А.


Орловский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

В статье изучается вопрос использования информационных технологий в деятельности государственных органов Российской Федерации. Информационные системы в государственном управлении повышают качество оказания государственных услуг и соответственно преобразовывают публичную власть в открытый канал взаимодействия гражданского общества с органами власти. В связи, с чем наиболее значимым является изучение направления формирования электронного правительства в сфере реализации полномочий по нормативному правовому регулированию. В данном контексте важной составляющей считается информационная деятельность по обеспечению своевременного и полного опубликования в сети Интернет разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов в электронном виде. Акцентируется внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующие действия информационных систем в структуре государственной власти.


1. Дрожжинов В. 2013 год: Электронное правительство России на перепутье // PCWEEK. Государство и ИТ URL: http://www.pcweek.ru (дата обращения 10.09.2015 г.).

2. Заика А.О. Информационные системы поддержки принятия решений в государственном и муниципальном управлении // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 10 (часть 2). – С. 86–87.

3. Матяш С.А. Информационные технологии управления // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8(часть 2). – С. 283–284.

4. Хмызова Е.А. Принципы служебного поведения государственных служащих: направления совершенствования механизмов контроля // Современные концепции научных исследований. – 2015. – № 4 (часть 13). – С. 79–81.

5. Экономика сегодня: новые вызовы – новые решения / Е.А. Боброва, И.А. Болдырева, Д.В. Бураков, Т.И. Бухтиярова, Е.В. Галкина, В.М. Головач, Д.Г. Демьянов, А.В. Дубынина , Н.А. Илюхина, Е.И. Киселева, Е.В. Марченко, И.Н. Турчаева, В.В. Прохоров, Е.А. Тюхова, М.Е. Ханенко, О.А. Шапорова / под ред. Н.С. Клунко. – Ставрополь, 2014.


В государственном управлении информационные технологии представляют собой новые возможности использования сети Интернет и в будущем могут быть популяризованы в массовом сознании, а значит, будет достигнута идея информационного общества в России. Программа «Электронное правительство» повышает эффективность работы государственного аппарата, совершенствует государственное управление и приводит к повышению производительности труда государственных структур в целом. Одним из элементов информационного общества является электронное правительство. Использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении позволит улучшить качество услуг гражданам и бизнесу со стороны государственных служб.

Автоматизированные государственные структуры предоставят свободный доступ граждан ко всей необходимой государственной информации, обеспечат регистрацию транспортных средств и патентов, сбор налогов, комфортную запись на прием к врачу и многие другие государственные услуги. Применение информационных систем в деятельности органов государственной власти сможет привести к их открытости и прозрачности. Электронное правительство включает:

– онлайн сервисы для граждан и бизнеса на едином портале;

– электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах;

– общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат;

– частно-закрытую специализированную информационную сеть (интернет) для внутриправительственных транзакций;

– разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

– системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных;

– цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты и другие средства санкционированного доступа к информации и операций с ней.

Электронное правительство тесно связано с такими компонентами информационного общества, как электронная коммерция, электронный бизнес, электронный банкинг, универсальный доступ, пожизненное образование, компьютеризация, компьютерная грамотность.

1. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Обеспечивает контроль над созданием информационных ресурсов в органах и организациях, их регистрацией, доступностью и порядком использования, а также контроль систем навигации и общую координацию работ по формированию и ведению государственных информационных ресурсов.

2. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. Реализуют контроль над защитой государственных информационных ресурсов от незаконного использования и разрушения.

3. Министерство имущественных отношений РФ. Осуществляет учет государственных информационных ресурсов как имущества, порядка их закрепления в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

4. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Производят учет информационных ресурсов как интеллектуальной собственности.

Идея внедрения информационных систем в государственное управление начала свое воплощение с принятия концепции формирования электронного правительства до 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Данная концепция основывалась на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, а также на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей внедрение информационных систем, являются правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, министерствами РФ, некоторые из них представлены на рис. 1.

На современном этапе в России имеется успешный опыт внедрения информационных технологий в государственном управлении. Но существует проблема выбора критерия оценки эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность государственных органов в процессе управления и принятия управленческих решений.

Причина невысоких показателей нашей страны заключается в разобщенности систем в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации информационных систем субъективен, продиктован современными реалиями, бюджетными средствами, а также рядом иных факторов. В ряде случаев принимаются за разработку собственных стандартов на обмен и управление информацией, так как базовые стандарты в федеральных законах и программах отсутствуют (рис. 3).

pic_38.tif

Рис. 1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение информационных систем в Российской Федерации

Государственные информационные ресурсы

pic_39.wmf

Рис. 2. Группы взаимодействия электронного правительства

pic_40.wmf

Рис. 3. Критерии оценки эффективности информационных систем. *Единая федеральная архитектура электронного правительства

Можно сделать вывод, что информационные системы в административном управлении повышают качество оказания государственных услуг, а также способствуют укреплению открытости и прозрачности институтов государства. На данный момент имеется положительный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти. Но в то же время государству необходимо акцентировать свое внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующей действия информационных систем в структуре государственной власти.


Библиографическая ссылка

Илюхина Н.А., Хмызова Е.А. ИНФОРМАЦИОННЫE СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9.
– С. 35-38;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35114 (дата обращения: 14.06.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет


Задать вопрос автору статьи

Информационная политика государственных органов власти Российской Федерации – это разрабатываемый и реализуемый органами публичного управления, в том числе специально сформированными подразделениями по связям с общественностью, комплекс мероприятий политического, правового, социально-экономического, организационного и культурного характера, которые опосредуют реализацию права населения в демократическом государстве на доступ к информации, в том числе на открытость и прозрачность деятельности органов публичного управления.

Значение информационной политики государственных органов власти Российской Федерации

Процессы глобализации и интеграции, которые происходят в мировом сообществе, оказывают существенное влияние на социально-экономические, политические отношения внутри государства, в том числе и на развитие общественных институтов контроля органов публичного управления.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!


Получить скидку 4 500 ₽

Современная конституция Российской Федерации в качестве основной характеристики Российского государства называет демократический характер политического устройства. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве достижений российской государственно-правовой действительности формирование в стране правового государства и гражданского общества. Указанное актуализирует задачи обеспечения открытости, прозрачности и доступности для населения процессов публичного управления.

При этом сегодня названные требования адекватно обеспечиваться могут только с применением информационных технологий. Для предоставления актуальной, достоверной и полной информации населению относительно состояния публичного управления, прогнозируемых изменений, используемых инструментов и реализуемых мероприятий публичного управления, а также принимаемых решений, должностными лицами и органами публичного управления должны использоваться современные информационные технологии, в частности, информация должна быть доступна на официальных порталах органов публичного управления. Кроме того, через такие порталы населению должна быть предоставлена возможность коммуникации с органами публичного управления или конкретными должностным лицом.

«Совершенствование информационной политики государственных органов власти Российской Федерации» 👇

Информационные технологии сегодня активно используются населением во всех сферах жизни общества и представляют собой наиболее эффективный инструмент обеспечения открытости и доступности информации в отношении принимаемых и реализуемых должностными лицами и органами публичного управления решений. Потому информационная политика органов государственной власти Российской Федерации в современных условиях должна быть направлена не только на обеспечение доступности информации относительно процессов публичного управления, происходящих в обществе, но и на эффективное внедрение информационных технологий для обеспечения открытости и доступности такой информации.

Содержание информационной политики органов государственной власти в Российской Федерации

Содержание информационной политики в государственных органах власти в современных условиях определяется следующими направлениями:

  • Информатизация публичного управления в Российской Федерации. Это процесс технологизации публичного управления и информационной политики в частности. Это направление информационной политики получило закрепление в многочисленных стратегических и программных документах, принимаемых высшими должностными лицами и органами публичного управления государством. Реализация стратегических и программных документов по этому направлению должна обеспечить технологическую поддержку становления в стране информационного общества посредством формирования технологий, инструментов и каналов связи с населением, в частности, для предоставления актуальной значимой информации относительно процессов публичного управления;
  • Взаимоотношения должностных лиц и органов публичного управления со СМИ. Это направление опосредуется формированием каналов связи между органами публичного управления и СМИ для доведения до населения позиции органов публичного управления относительно принимаемых управленческих решений и для реализации общественного контроля над управленческими процессами в обществе.

Основные направления совершенствования информационной политики органов государственной власти в Российской Федерации

В число наиболее приоритетных направлений развития информационной политики органов государственной власти Российской Федерации входят следующие:

  • Реализация информационной политики в стране обеспечивается принятием системы нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы информационной открытости и доступности процесса публичного управления для населения страны. При этом такая система не лишена недостатков: многие нормативно-правовые положения относительно информационной открытости носят формальный характер, для реализации других отсутствуют необходимые финансовые и материально-технические ресурсы. Кроме того, появление новых информационных технологий, в том числе распространение информации посредством Интернет-инструментов требует постоянного реформирования информационного законодательства;
  • Обеспечение всех структур публичного управления ресурсами для реализации информационной политики. Сегодня посредством специальных программ происходит техническое переоснащение органов публичного управления, однако по-прежнему остаются территории и отдельное направления публичного управления, в которых информатизация идет крайне медленно и права граждан на получение оперативной и достоверной информации не реализуются должным образом;
  • Участие в создании и финансировании СМИ. Сегодня органы публичного управления для представления собственной позиции активно участвуют в финансировании СМИ, имеющих социальное значение, а также определяющих новостную повестку в стране. При этом указанное направление совершенствования информационной политики неоднозначно воспринимается в обществе. Участие государства в финансировании СМИ нередко воспринимается общественностью и экспертами как попытка ограничения независимости СМИ для трансляции наиболее выгодной органам публичного управления позиции.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Автор статьи

Екатерина Олеговна Ларина

Эксперт по предмету «Связи с общественностью»


Задать вопрос автору статьи

Информационные ресурсы в органах власти

Информационные ресурсы в органах власти – это информация, централизованно формируемая и содержащаяся в документах органов государственной власти федерального и регионального уровня, также представленная в недокументированной форме в виде знаний, носителями которых являются специалисты.

Информация, используемая для осуществления целей государственного управления находится на хранении в архивах, банках данных, и других информационных системах на бумажных, электронных и других носителях.

Целью создания информационных ресурсов в органах власти, является обеспечение принятия управленческих решений в системе государственного управления страной, на основе информации содержащейся в регистрах, а также выявление проблем и обеспечение нормального протекания социально-экономических процессов.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!


Получить скидку 4 500 ₽

Классификация информационных ресурсов

По признаку формы представления или фиксации информации информационные ресурсы разделяются на два вида:

  • документированные;
  • недокументированные (индивидуальные и коллективные знания специалистов).

Документированные информационные ресурсы по признаку закрепления информации разделяются на: текстовые (письменные), графические (чертежи, схемы, графики, карты, диаграммы, картины), фото-, аудио (аудиокассеты), видео (кинофильмы, слайды) и электронные документы.

По признаку подлинности документы подразделяются на документы-оригиналы и копированные документы (ксерокопии, фотокопии, микрофильмы).

По признаку способа фиксации информации документированные информационные ресурсы можно подразделить на два класса: зафиксированные и хранящиеся на различного типа материальных носителях (бумага, фотопленка, кинопленка, магнитная лента) и преобразованные и зафиксированные в электронном виде (память компьютера, компакт-диск, флеш-накопитель).

Тенденции, наблюдаемые при формировании и использовании информационных ресурсов органов власти

«Информационные ресурсы в органах власти » 👇

В связи с накоплением значительных объемов информационных ресурсов в органах государственной власти федерального и регионального уровней выявлены следующие характерные тенденции их накопления и использования:

  • наблюдается повышение требований к информационной «прозрачности» действий органов власти;
  • для вскрытия причинно-следственных связей явлений и прогнозирования ситуаций, а также выработки вариантов решений, их оценки и контроля исполнения принятых решений недостаточно только сбора информации, эффективные управленческие решения могут приниматься только при использовании оперативно функционирующего аналитического аппарата;
  • своевременная, объективная и достоверная информация о реальном состоянии дел на предприятиях, в городах, регионах, в подведомственных и смежных отраслях необходима органам государственного управления в увеличенных объемах;
  • наблюдается интенсивное развитие и внедрение современных информационных технологий в работу органов государственного управления.

Информационные ресурсы, централизованно формируемые для использования в органах власти

Для достижения обозначенной цели необходимо решить проблемы консолидации информационных ресурсов органов власти. На примере Российской Федерации наблюдается разобщенность массивов информации по различным ведомствам, отсутствие совместного использования, оторванность результатов и их решений друг от друга для использования в качество основы для решения социально-экономических проблем.

Частое дублирование при сборе информации, тематическая близость баз данных которые, используют органы государственного управления, ведет к увеличению затрат. Коллективные информационные ресурсы имеют незначительный удельный вес в составе совокупного ресурса, так как большая часть данных дублируется на автономных персональных компьютерах или в ЛВС, то есть локальных вычислительных сетях.

Государственные регистры и кадастры

Государственные регистры и кадастры являются важной частью системы государственных информационных ресурсов.

Под государственным регистром понимают государственный информационный ресурс, используемый в оперативном режиме на межведомственном уровне для обеспечения сохранности и возможности актуализации ключевых информационных объектов.

Регистры обеспечивают совместный и одновременный доступ к информации на межведомственном уровне, используются в качестве источника данных об объектах государственного управления, созданных на основе единой методики сбора, стандартов, обработки и использования информации.

Создание регистров предусматривает решение следующих задач:

  • снятие излишних барьеров административного порядка, предоставление прямого доступа к информационным услугам и взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами, на межведомственном уровне, изменение организационной модели информационного обмена;
  • на основе общих каталогов, словарей, справочников, классификаторов и систем кодификации, объединенных едиными требованиями к организации учета и хранения данных создание информационных ресурсов различных органов государственной власти.

В качестве примеров регистров можно привести такие документы, как:
единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

В качестве примеров кадастров можно привести такие документы, как:

  • кадастр объектов градостроительной деятельности, который содержит информацию о характеристиках недвижимости, ее владельцах, способах ее использования;
  • государственный земельный кадастр, который содержит информацию о характеристиках земельных участков, владельцах, способах их использования;
  • комплекс государственных кадастров природных ресурсов, включающий кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, водный кадастр, лесной кадастр и кадастр природоохраняемых территорий. Эти кадастры содержат информацию обо всех аспектах, характеризующих природные ресурсы, владельцах лицензий на их использование, а также фиксируют способы их использования.

В настоящее время принимаются меры по дальнейшему упорядочиванию российских информационных ресурсов, предназначенных для использования органами государственного управления, созданию единого перечня видов информации, условий доступа к ним, нормативная база, установление мер ответственности за нарушение режимов доступа.

Размещение информации в сети Интернет наиболее перспективный путь для преодоления технологических препятствий к доступу внешних пользователей к значимой информации, содержащейся в накопленных информационных ресурсах органов государственного управления.

Постепенное, все более глубокое внедрение информационных технологий во все сферы жизни государства и регионов неизбежно ведет к созданию, так называемого «Электронного правительства». Запуск системы «Электронное правительство» позволяет наиболее полно осуществлять развитие в области государственного управления.

Как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне, обеспечивая равный доступ к наиболее полным источникам данных, такая платформа выступает в качестве связующего информационного звена единой информационной системы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет


Задать вопрос автору статьи

Сущность и значение информационно-аналитической работы в органах государственного управления

Информационно-аналитическая работа в органах государственного управления представляет собой особую отрасль деятельности государственных служащих, призванную обеспечить информационные потребности государственного управления и общества посредством применения аналитических технологий переработки исходных данных для получения качественного новых знаний.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!


Получить скидку 4 500 ₽

Информационно-аналитическая работа органов государственного управления является сложным, комплексным процессом, в основе которого находится не только естественный интеллект, но и применение информационных технологий в совокупности с методами математического моделирования.

Информационно-аналитическая работа органов государственного управления ориентирована на осуществление сбора, проверки, анализа и обработки информации для обеспечения процесса принятия государственных решений. Качество, адекватность, последствия принимаемых государственных решений напрямую зависят от информационного обеспечения. Информационно-аналитическая работа органов государственного управления обеспечивает возможность правильного прогнозирования результатов тех или иных решений.

Цель информационно-аналитической работы органов государственного управления заключается в предоставлении лицам, ответственным за принятие государственных решений, необходимого и достаточного для осуществления их профессиональной деятельности объема информации.

«Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти» 👇

Специфика информационно-аналитической работы в органах государственной власти

Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти – это особый вид интеллектуальной деятельности, предполагающий использование специфических методов, выработку особой цели и задач, отличающихся от методов, цели и задач общей аналитической работы.

Информационно-аналитическая работа органов государственной власти – это интеллектуальная деятельность, направленная на решение практических задач государственного управления.

Информационно-аналитическая работа органов государственной власти направлена на предоставление полезных сведений государственным служащим, ответственным за принятие государственных решений, в определенный момент времени.

В качестве субъекта информационно-аналитической работы органов государственного управления выступают аналитики, ответственные за обработку информационных данных, в качестве объекта – собственно информационные данные.

Информационно-аналитическая работа в органах государственного управления осуществляет функцию поддержки принятия государственных решений.

Осуществление информационно-аналитической работы в органах государственной власти подразумевает использование следующих методов: графического, структурного, ресурсного, ретроспективного, статистического, математического, логического, теоретико-вероятностного анализа.

Результатом информационно-аналитической работы органов государственного управления являются аналитические записки, отчеты, справки, обзоры, досье.

Уровни информационно-аналитической работы в органах государственного управления

Информационно-аналитическая работа органов государственного управления выстраивается в соответствии с уровнями принятия государственных решений:

  • Стратегический уровень государственного управления ориентирован на выявление проблем развития государства, анализ и прогноз тенденций его социально-экономического развития в долгосрочном периоде, выявление тенденций общественно-политического развития общества. Данный уровень подразумевает генерирование методов решения государственных проблем, разработку концептуальных подходов, оптимизацию моделей и сценариев развития государства.
  • Оперативный уровень принятия государственных решений ориентирован на проведение мониторинга и анализа текущего состояния элементов общественно-политической и социально-экономической сферы жизнедеятельности государства, формирование планов развития, концепций, сценариев и моделей развития государства.

Чрезвычайное государственное управление ориентировано на прогнозирование и предотвращение ситуаций экстремального и чрезвычайного характера, формирование сценариев, предусматривающих их возникновение и развитие, отслеживание показателей и характеристик природных и иных факторов, несущих потенциальную опасность для общества.

Информационно-аналитическая работа органов государственного управления предполагает необходимость поддержки межведомственного взаимодействия, применения каналов связи для обмена информацией с иными органами государственного управления, с региональными органами государственной власти, с муниципальными органами управления.

Прозрачность информационно-аналитической работы органов государственного управления

Информатизация общества привела к повышению интереса населения в отношении процесса и результатов государственного управления. В связи с этим органы государственного управления вышли на новый уровень информационного обеспечения и освещения своей деятельности. Каждый орган государственного управления обладает собственным сайтом, посредством которого освещает основные аспекты своей деятельности, проводит анализ достигнутых результатов, прогнозирует показатели будущей деятельности. Эти материалы в форме различных отчетов, аналитических записок и обзоров размещаются на сайтах органов государственного управления для ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.

Такое информационное сопровождение деятельности органов государственного управления обеспечивает рост прозрачности этой деятельности и повышает доверие граждан к государственной власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Библиографическое описание:


Радута, В. П. Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления / В. П. Радута. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52308/ (дата обращения: 14.06.2023).

Информационные технологии на современном этапе являются локомотивом роста и выступают необходимым условием развития сфер современного общества, и сфера государственного (муниципального) управления не является исключением. Если на государственном уровне присутствует понимание значимости работы по внедрению информационных технологий в практику управления, реализуются соответствующие государственные программы (например, программы «Электронная Россия», «Информационное общество»), расширяется практика предоставления государственных услуг (в том числе в электронной форме), то на муниципальном уровне такие технологии фактически не используются.

В связи с чем была разработана Государственная программа России «Информационное общество (2011–2020 годы)». К основным задачам программы относятся: предупреждение угроз, которые могут возникнуть в информационном обществе, развитие и поддержка технологической и технической основы становления информационного общества, и др. В качестве результата реализации программы планируется создать на территории России новой телекоммуникационной информационной инфраструктуры, которая существенно сократит транзакционные экономические издержки за счет стандартизации среды взаимодействия, процессов и достижения технологической независимости России в использовании информационных технологий.

Впереди России (показатель EGDI составил 0,7969) в исследовании E-Government Survey 2018 оказались такие страны, как Новая Зеландия (8-е место), Эстония(15-е), Люксембург (18-е), Исландия (19-е), Лихтенштейн (25-е), Бахрейн (26-е), Мальта (30-е) и Израиль (31-е). При этом Россия попала в число 11 стран, которые в 2018 году вошли в группу с «очень высоким» показателем EGDI наряду с Белоруссией, Грецией, Монако, Польшей, Португалией и др.

Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти

Рис. 1. Место России в международных рейтингах развития информационного общества

Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие). Здесь государства-участники ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ.

Кроме того, Россия укрепила позиции в рейтинге телекоммуникационной инфраструктуры, набрав в 2018 году 0,6219 балла против 0,6091 двумя годами ранее.

Указанные позиции в мировых рейтингах обусловлены повышением уровня развития информационного общества в Российской Федерации. Развитие ИКТ открывает новые возможности, потенциал использования которых растет. Это, в свою очередь, обусловливает потребность в системной оценке национального потенциала в сфере ИКТ, выявлении закономерностей и тенденций его развития. Повышается спрос на точные и международно-сопоставимые статистические данные, характеризующие доступ к ИКТ и масштабы их использования.

Далее представим результаты опросы ежегодного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты» (далее — Конкурс) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (далее — Аналитический центр), целью которого явился сбор и обобщение сведений об использовании информационно-аналитических инструментов (далее — ИАИ) в федеральных и региональных органах государственного управления.

В опросе приняли участие представители 707 органов исполнительной власти, в том числе 49 федеральных и 658 региональных органов из 77 субъектов Российской Федерации.

Анализ ответов на вопросы анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

  1. Информационно-аналитические инструменты используются для поддержки принятия управленческих решений в подавляющем большинстве органов государственной власти. На федеральном уровне процент использования информационно-аналитических инструментов выше, чем на региональном. Если в целом ИАИ не используют 16,5 % опрошенных, то на федеральном уровне их не используют только 8,2 %.

Результаты ответов на вопрос «В какой степени в органах управления используются информационно-аналитические инструменты для поддержания принятия управленческих решений?» представлены на рисунке 2.

Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти

Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти

  1. Наиболее распространенными информационно-аналитическими инструментами, которые используются для поддержки принятия управленческих решений в органах государственной власти, в настоящее время являются стандартные средства офисных приложений (MS Excel или аналоги), что отметили 79,9 % респондентов. Никаких других аналитических инструментов для принятия управленческих решений, кроме стандартных средств офисных приложений, не используют 28,6 % опрошенных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и почти половина (45,4 %) региональных органов исполнительной власти (РОИВ) (рис.3).
  2. В более чем половине ФОИВ (51 %) и почти в каждом пятом РОИВ (18,4 %) используются оригинальные информационно-аналитические инструменты собственной (заказной) разработки, не базирующиеся на популярных промышленных аналитических платформах. Более четверти (26,5 %) ФОИВ и 17,9 % РОИВ используют инструменты, базирующиеся на промышленных аналитических платформах иностранных производителей, таких как SAP, SAS, Qlik, Microsoft, IBM, Oracle,Tableau и др. Немного менее популярны промышленные аналитические платформы отечественных производителей — Прогноз, Visiology, BaseGroup Labs (Deductor) и др. Доля используемых ИАИ на их основе среди ФОИВ и РОИВ примерно одинакова и составляет 16,3 % и 14,7 % соответственно.

Информационно-аналитическая работа в органах государственной власти

  1. Наибольший интерес среди ФОИВ вызвала «ИАС комплексной поддержки контрольнонадзорной деятельности» (АО «Астерос»), ставшая победителем Конкурса в номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности». Интерес к данному продукту выразили почти четверть опрошенных ФОИВ. Среди РОИВ наиболее популярной по итогам опроса стала Система электронного документооборота «ДЕЛО» (ООО «ЭОС ПВ») — 24,2 %. Это обусловлено не столько уникальным аналитическим функционалом, сколько широким распространением и использованием данной СЭДплатформы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Сравнительно высокий интерес органов власти как на федеральном, так и на региональном уровнях вызвали «ИАС комплексной поддержки контрольно-надзорной деятельности» (9,1 %) и Сервис «Битрикс24».

Исследование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления показало, что в стране проводится работа по развития информационного общества, развивается инфраструктуру, сервисы электронного правительства, сектор ИКТ в целом. Для достижения целей по развитию информационного общества используется программно-целевой подход. Дальнейшее использование информационных технологий в государственном (муниципальном) управлении будет способствовать решению важнейших задач — повышению качества жизни в муниципальном образовании, обеспечению прозрачности деятельности государственной и муниципальной власти, повышению общественного контроля за расходованием бюджетных средств, что в результате ведет к повышению качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

1. Государственное и муниципальное управление Учебник и практикум / С. Г. Еремин, Н. Н. Мусинова, Е. Д. Богатырев, Л. А. Плотицына, Т. В. Бутова, Н. К. Попадюк, В. В. Воронов, М. Н. Прокофьев, К. Е. Лукичев, И. А. Рождественская, А. И. Кабалинский, Н. А. Барменкова, Л. В. Шубцова, В. Э. Комов, Л. В. Адамская, Г. М. Кадырова, А. М. Беляев, Т. М. Токмурзин, Н. Л. Красюкова, И. В. Биткина и др. // Муниципальное управление под ред. С. Е. Прокофьев, О. В. Панина — М.: Изд. Юрайт, 2017. — Ч.1. — 276 с.

2. Государственное и муниципальное управление Учебник и практикум / С. Г. Еремин, Н. Н. Мусинова, Е. Д. Богатырев, Л. А. Плотицына, Т. В. Бутова, Н. К. Попадюк, В. В. Воронов, М. Н. Прокофьев, К. Е. Лукичев, И. А. Рождественская, А. И. Кабалинский, Н. А. Барменкова, Л. В. Шубцова, В. Э. Комов, Л. В. Адамская, Г. М. Кадырова, А. М. Беляев, Т. М. Токмурзин, Н. Л. Красюкова, И. В. Биткина и др. // Муниципальное управление под ред. С. Е. Прокофьев, О. В. Панина — М.: Изд. Юрайт, 2017. — Ч.2. — 194 с.

3. Зотов В. Б., Бронников И. А. Информационно-коммуникационные технологии — лейтмотив городского управления /В. Б. Зотов, И. А. Бронников // Власть. — 2015. — № 11. — С. 94–100.

4. Зуденкова С. А. К вопросу об электронном муниципалитете / С. А. Зуденкова // Сборник: Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: материалы II Международной научно- практической конференции. Государственный университет управления. — М.: Издательский дом ГУУ, 2017. — 400 с.

5. Зуденкова С. А. Современные технологии организации предоставления государственных (муниципальных) услуг/ С. А. Зуденкова // Научный журнал Дискурс. — 2016. — № 1 (1). — С. 249–252.

6. Индикаторы информационного общества: 2018. Статистический сборник. — 2018.

7. Кириенко В. Е. «Электронный муниципалитет» как составная часть информационного общества в России» URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/2011/ 000393746/02/image/02–093.pdf.

8. Сайт Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации URL: http://ac.gov.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, Россия, EGDI, Российская Федерация, государственное управление, инструмент, исполнительная власть, орган, Аналитический центр, государственная власть.


В статье автор пытается определить роль и назначение информационных технологий в государственном управлении, а именно в области государственной службы.



Ключевые слова:



государственная служба, цифровизация, государственные служащие, информационно-справочные системы, информационные технологии.

В современном мире роль использования информационных технологий в различных сферах жизни неоспорима важна. Одной из таких сфер является система государственного управления. Применение на практике в России и в зарубежных странах таких технологий позволяет повысить уровень жизни граждан, усилить защиту данных и обеспечить.

Решение вопроса цифровизации населения и органов власти — первостепенная задача современного общества. Применение цифрового оборудования помогает оптимизировать процессы, сделать их легкими в исполнении и применении. Актуальность данной темы обусловлена важнейшей ролью информатизации в управленческих процессах. В современном мире роль использования информационных технологий в различных сферах жизни неоспорима важна. Одной из таких сфер является система государственного управления. Применение на практике в России и в зарубежных странах таких технологий позволяет повысить уровень жизни граждан, усилить защиту данных и обеспечить

Особое значение имеет использование таких технологий для государственных служащих, ведь от них зависит мобильность и уровень жизни остальных членов общества. Разработано огромное количество мероприятий по развитию данной сферы в экономике и политике, а также определены цели и задачи для достижения наилучший результатов в научно-технических исследованиях.

Понятие «информационные технологии» достаточно сложно определить из-за неоднозначности и относительности подходов к его пониманию. Так, например, в толковом словаре Ожегова термин «информационные технологии» трактуется как «использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни, включая рыночную».

Среди основных понятий в информационных технологиях большую роль играет термин многозадачность. Долгое время этот процесс представлял большую сложность в исполнении и реализации на практике.

Немаловажным является свойство гомеостатичности, которое отражает целостность системы при изменяющихся внешних факторах. Стоит пояснить, что главной чертой в системах является устойчивость от изменяющихся условий внешней среды. Возвращение в исходное состояние при возмущающих воздействиях — залог успешной стабильной информационной системы.

Рассмотренное ранее понятие информационных технологий дает понять, какими основными чертами они характеризуются. ИТ носит формализованный характер, ориентируется на эффективность результатов, является гибкой и меняющейся структурой. Из технических черт можно выделить объем памяти, время работы по заданному алгоритму, способность передавать информацию различными способами.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные технологии позволили обществу перейти на новый информационный этап, упростить и автоматизировать существующие системы, развить их. Упомянутые характеристики и подходы являются основными для понимания сущности ИТ.

Большое количество информации требует значительных ресурсов. Поэтому целесообразно использовать базы данных, которые удовлетворяют потребительским потребностям. Манипуляция большим количеством данных — основа работы любой СУБД. Доступ к данным осуществляется специальным языком — SQL.

Государственные системы используют специализированные СУБД, в которых применятся лучшие средства защиты. Такие средства опираются на сертифицированные ФСТЭК.

Отдельно стоит сказать про надёжную защиту данных. На современном этапе развития цифровых технологий выделяются такие технологии защиты как DLP-системы, Folder Lock и многие других способы защиты. Рассмотрим первую систему, она способна разделять и отличать конфиденциальную информацию от не конфиденциальной. Принцип работы строится на программном алгоритме, благодаря которому обнаруживается информация и делиться на категории.

До этого момента речь шла в основном о сущности понятия и роли технологий. Рассмотрим далее тему внедрения ИТ в служебную деятельность граждан РФ. Речь пойдет о государственной службе РФ.

В целом ИТ дают возможность повысить качество предоставления государственных услуг. Про перспективы использования информационных технологий на государственной службе рассуждали многие учёные, доктора и кандидаты. Так, например, кандидат юридических наук Антошина Н. М. в своей статье «Перспектива внедрения и использования информационных технологий на государственной службе» писала о сложности и единстве подхода к определению порядка обеспечения доступа граждан к информации.

По итогам 2020 года, на конференции 16 декабря, организованной Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Клубом ИТ-директоров 4CIO были отмечены следующие высказывания:

— стартовала серия проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти;

— в 2020 году вдвое (с 25 % до 48 %) выросло число госкомпаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию;

— В 2021–2025 годах эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов, активный перевод всех госуслуг в электронный вид, рост спроса на CDTO.

Эти и другие высказывания позволяют однозначно сделать вывод о постепенной цифровизации политической жизни общества.

Рассмотрим использование технологий на примере организации мероприятий в органах государственной службы занятости населения. Служба занятости своевременно информирует граждан о ситуациях на рынке труда. Сюда входят социальные выплаты, информация для безработных и тех, кто хочет устроится на работу. Граждане получают полную и доступную информацию через сетевые информационные носители.

Мнения госслужащий по поводу цифровизации разнятся, так, например, некоторые выражали несогласие в связи с низким качеством работы некоторых технологий. Данное мнение было описано в одной из глав научной-исследовательской работы «Цифровая трансформация государственного сектора» ведущими социологами Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Степанцова П. М. и ведущим аналитиком Боде М. М.

Главенствующую роль в государственных органах играют нормативно-правовые документы, на которые опираются большинство лиц в государственном управлении. К таким документам относятся: указы Президента Российской Федерации, доктрины, ГОСТ-ы, федеральные законы. Разберем некоторые термины и укажем их основные функции и предназначения.

Указы Президента РФ в общем случае представляют собой совокупность полномочий и дальнейшее реализация предписаний для решения вопросов государственной и общественной жизни. Указ определяет приоритеты в работе Правительства Российской Федерации, главными из которых являются снабжение устойчивости экономического роста.

Доктрины обеспечивают информационную безопасность и используются государственными служащими для предотвращения угрозы безопасности в будущем, принятие мер по повышению безопасности. Среди главных направлений доктрины в государственном управлении выделяют:

  1. Обеспечение полноценными информационными данными граждан, защита свобод и интересов человека.
  2. Развитие устойчивой электросвязи и формирование единой сети на территории Российской Федерации.
  3. Доведение доступной и достоверной информационной базы о государственной политике общественности.

Стратегия определяет основу для создания отраслевых документов в сфере научно-технического прогресса страны. Стратегия утверждается Указом Президента РФ с 2016 года. Стратегия необходима для создания целей, а также построение алгоритма, по которому она будет достигнута. Стратегия является важным звеном в политике страны, так как она ставит своей целью в общем случае достижение высоких результатов в области научно — технического развития Российской Федерации.

Помимо вышесказанного стоит упомянуть несколько государственных программ, таких как «Цифровая экономика», «Информационное общество» и другие. Эти программные документы обеспечивают платформу для решения проблем и вопросов касательно модернизации экономики, и общественных отношений. Цифровизация почти всех сфер общественной жизни — одна из задач современной России для надежной и точной работы со многими процессами и аппаратами.

Информационные технологии, как уже было сказано, учувствуют во многих сферах жизни уже сейчас. Они затронули такой важный аспект в жизни гражданина как документооборот. До сих пор, многие госслужащие недовольны качеством ИТ-утилит, так как этот процесс сопровождается бумажной волокитой, неполнотой представления информации и другими проблемами. Решения в области документооборота требуют постоянного обновления баз данных, достаточного количества времени и ресурсов.

Современные информационно-справочные системы позволяют решать множество проблем, связанных с формированием базы документов в единую систему. Среди множества полезных библиотек можно выделить библиотеку ITIL Она необходима государственным органам для выстраивания организационной структуры ИТ-департамента. Сейчас IТIL является общепризнанным фундаментом сферы управления использованием ИТ, и на ее основе такими гигантами индустрии, как Hewlett-Packard, IBM и Microsoft были разработаны собственные подходы к данному вопросу.

Ранее речь шла о базах данных и о цифровизации политической стороны жизни. Следует уточнить, что общество переходит на новым информационный этап, в котором индустриальные организации плавно начинают развиваться. Базы данных находятся в прямой зависимости от той или иной индустрии и поэтому закупки в сфере ИТ становятся многовариантными и многообразными. Примером использования ИТ — услуг может служить услуги по предоставлению базы данных по законодательству, а именно портал «Гарант». Официальный сайт портала — https://www.garant.ru/.

В системе реализованы разнообразные виды поиска и аналитические функции: отображение документов, имеющих редакции, по состоянию на заданную дату в прошлом или будущем; визуальное сравнение редакций документа. Популярность любых справочно-правовых систем объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией.

В целом можно сказать, что именно использование справочно-информационных систем позволяет стать ближе государству к информационным технологиям, а значит и всем её членам, включая госслужащих.

В процессе работы были даны определения понятию «информационные технологии», обозначены основные направления его развития и расписаны функции. Были рассмотрены структурные характеристики и методы для анализа данного понятия. Дополнительно рассмотрен вопрос безопасности и защиты данных. Далее изучена роль цифровых технологий для госслужащих, описаны некоторые правовые акты, которые применяются в государственном управлении. Для полноты раскрытия вопроса влияния информационных технологий для госслужащих приведены данные из статей, научных публикаций и новостей. Обозначена основная проблема на пути цифровизации политической системы. В качестве примера одной из важных информационных систем в политической жизни граждан приведен портал «Гарант».

В целом можно заключить, что роль информационных технологий неоспорима важна и применятся практически во всех областях жизни человечества.

  1. Гохберг Г. С. Информационные технологии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с.
  2. Хлебников А. А. Информационные технологии: учебник / А. А. Хлебников. — М.: КНОРУС, 2016. — 466 с. — (Бакалавриат).
  3. Абросимова, М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / М. А. Абросимова. — М.: КноРус, 2020. — 222 c.
  4. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И. А. Василенко. — М.: Юрайт, 2015. — 494 c.
  5. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В. А. Ершов. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. — 256 c.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Российская Федерация, государственная служба, система, баз данных, защита данных, общественная жизнь, информационный этап, общий случай, цифровая трансформация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *