«СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: РЕАЛИИ, ПРОЕКТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: образование, «столичное образование», Государственная программа «Столичное образование», образовательные проекты, человеческий капитал, современная Россия, Москва.
Keywords: education, «capital education», State program «Capital Education», educational projects, human capital, modern Russia, Moscow.
Интенсификация инновационных процессов, технологизация и цифровизация мирового образовательного пространства требуют скорейшего совершенствования системы формирования человеческого капитала, укрепления его интеллектуального потенциала и повышения компетентностно-квалификационного уровня. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин «глобальная конкуренция всё больше смещается в область науки, технологий, образования», поэтому «необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения», а «в государственных стандартах и программах важно отразить при-
оритеты научно-технологического развития страны».
Образовательный фактор в современных условиях предполагает тесную трехстороннюю взаимозависимость образования, экономического роста и инноваций3 и рассматривается как одна из фундаментальных основ общества знаний4, авангардом развития которого являются столичные города-мегаполисы, в частности, Москва.
Передовые позиции московского («столичного»5) образования в российском и, отчасти, зарубежном образовательном пространстве (в основном в странах постсоциалистического ареала) объясняются очевидными конкурентными преимуществами сферы образования города Москвы, в их числе6: высокий уровень образования и его качества; готовность граждан сотрудничать с образовательными организациями; развитая культурная и инфраструктурная среда; расположение ведущих вузов РФ. Учитывая, что образовательные услуги оцениваются как наиболее востребованный товар, поскольку на современном рынке труда «покупается не сотрудник, а его квалификация, знания и умения»7, существенным преимуществом московского образования является «самый развитый в Российской Федерации образовательный рынок, в том числе в секторе частного образования»8.
Особенности и тренды современного столичного образования намечены в рамках Московского международного форума «Город образования», на котором будут обсуждаться новейшие методики и образовательные практики, в
том числе1: оценка навыков, знаний и умений в XXI веке; роль педагога в современной образовательной системе; цифровые технологии в образовании; образовательная урбанистика. Особое место в ряду направлений работы Форума занимает тематика развития талантов путем обеспечения равенства возможностей, социальной адаптации и социализации одаренных детей2. По словам Президента РФ В. Путина, «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён», поэтому раскрытие талантов является важнейшей задачей и составляет «успех России»3. В этой связи в Москве для наиболее полного воплощения данного принципа создается высокотехнологичная образовательная среда, система взаимосвязанных образовательных программ на всех уровнях обучения, а также, в соответствии с московскими практиками и Государственной программой «Столичное образование», реализуется целый ряд проектов, в том числе Федеральных, в частности4:
— «Современная школа», в рамках которого к 2024 году во всех субъектах РФ должна быть обеспечена возможность всестороннего изучения предметной области «Технология» и других предметных областей на базе высокоосна-щенных организаций;
— «Молодые профессионалы», согласно которому планируется к концу 2023 года внедрение программ профессионального обучения по стандартам Ворлдскиллс (англ. WorldSkills)5,, к 2024 году проведение государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена для не менее чем 25% обучающихся, а также реализация ежегодного национального чемпионата «Абилимпикс» для людей с инвалидностью;
— «Успех каждого ребенка», итогом которого должны стать следующие результаты: к концу 2024 года 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет включены в сферу дополнительного образования, создано не менее 100 центров реализующих дополнительные общеобразовательные программы (с охватом не менее 40 тыс. детей ежегодно), не менее 900 тыс. детей обеспечены рекомендациями по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями;
— «Учитель будущего», который предполагает внедрение системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций с 1 июня 2020 года, а также системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников к 1 сентября 2024 года во всех субъектах РФ;
— «Цифровая образовательная среда», для которого разработана и утверждена целевая модель цифровой образовательной среды, разработаны и внедрены (к концу 2019 года) федеральная информационно-сервисная платформа и набор типовых информационных решений, запланировано к концу 2022 года обновление информационного наполнения и функциональных возможностей официальных сайтов всех образовательных организаций;
— «Московская электронная школа» (МЭШ), который обеспечивает информационную базу и высокотехнологичное оборудование для образовательной среды, так в число сервисов МЭШ входят: автоматизированная запись в московские (государственные) образовательные учреждения, электронный журнал и дневник, электронная библиотека, автоматизированные системы прохода и питания, видеонаблюдение, онлайн-сервис самопроверки «Мои достижения», автоматизированная подача заявлений на участие в ГИА, аттестация педагогов на основе электронных систем, автоматизация бухгалтерского и кадрового учета образовательных организаций Москвы;
— «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов», цель которого — формирование профессиональных навыков (в том числе для цифровой экономики) на базе объединения интеллектуальных ресурсов города и проведения «предпрофессионального экзамена», оценивающего практические навыки учащихся (в 2018 году успешно сдали более 2 тысяч московских выпускников).
В целом, специалисты высоко оценивают темпы развития московской системы образования, в том числе итоги реализации Государственной программы г. Москвы «Столичное образование». Так согласно отчету «О результатах реализации Государственной программы «Столичное образование» в 2018 году и планах на 2019 год» в Москве: в 2018/2019 учебном году 100% детей старше 2 лет 6 мес. (от количества подавших заявления) обеспечены местами в дошкольных группах образовательных организаций; более 90% семей первоклассников получили возможность выбрать школьное образовательное учреждение в районе проживания; в каждой школе-новостройке создается доступная безбарьерная среда (в 2018 году — 21 новое здание для дошкольников и 9 новых зданий для школьников); 100% детей с ОВЗ и инвалидностью, изъявивших соответствующее желание, инклюзивно обучаются в московских образовательных учреждениях; повсеместно внедряется обучение по стандартам Ворлдскиллс; совершенствуется и наполняется новыми материалами система МЭШ (на 26 февраля 2019 года доступны 348 учебников, 883 электронных учебных пособия, 42 549 интерактивных приложений) и т
Наконец, дальнейшее становление «столичного образования» должно осуществляться в соответствии с основными целями российской системы образования, а именно «обеспечение глобальной конкурентоспособности россий-
2 Там же.
ского образования» и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»1.
Успешное достижение поставленных целей со стороны Москвы зависит от своевременного решения приоритетных задач московской системы образования, а именно: обновление образования в соответствии с перспективными тенденциями рынка труда и цифровой экономики; формирование и развитие современной предпрофессиональной среды; реализация программ и проектов культурного просвещения и интеграции; создание инфраструктуры качественных образовательных услуг; эффективное использование модернизированной материально-технической базы образования; поддержка инициатив всех субъектов образования; расширение предложения образовательных услуг для
иностранных специалистов ; дальнейшая реализация столичных мегапроектов; развитие механизмов совершенствования профессионального мастерства учащихся; развитие МЭШ; усиление роли классного руководителя и поддержка педагогов, готовых создавать условия для раскрытия способностей и талантов обучаемых; воспитание в учениках ответственного поведения в социуме, уважительного отношения к отечественной истории и культуре; дальнейшая последовательная реализация направлений, предусмотренных НП «Образование»3.
В свою очередь, достижения «столичного образования» формируют надежную базу для развития, модернизации и адаптации к современным образовательным требованиям локально-образовательной среды всех регионов Российской Федерации4, что позволит российскому образованию занять передовые позиции в мировом образовательном пространстве XXI века.
DOI: 10. 18384/2310-6646-2018-3-76-86
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Зуева АН, Рябков ОА.
МИРЭА — Российский технологический университет
119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 78, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы и проблемы системы образования г. Москвы. Авторами проанализирован процесс развития и состояние системы образования на разных уровнях г. Москвы к 2018 г. Для аргументации изложенных положений использован большой современный статистический и аналитический материал. В заключении авторами сформулированы тенденции для будущего развития системы образования г. Москвы за счёт повышения качества столичного образования: обеспечения квалифицированными кадрами, современной ресурсной базой, качественными образовательными программами и соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Ключевые слова: система образования, концепция непрерывного образования, школы-комплексы, слияние вузов, ресурсное обеспечение вузов.
THE ANALYSIS OF THE SYSTEM OF GENERAL, SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN MOSCOW
Zuyeva, O. Ryabkov
MIREA — Russian Technological University
78, Vernadsky ave, Moscow, 119454, Russian Federation
Key word: education system, life-long education, school complexes, merger of universities, resource support of universities.
Системы образования по своей структуре являются динамичными системами: их относительная стабильность время от времени приводит к разной степени отставания от запросов общества. От правильности и своевременности реализации государственных программ и реформ в области образования зависит дальнейшее развитие страны (экономики, техники, культуры и т. Переход и постоянное непрерывное «погружение» страны (как и всего мира) в информаци-
онное общество, где ключевыми являются процессы создания и распространения новых знаний, неизбежно потребовали от российского образования существенных преобразований, которые продолжаются уже не первое десятилетие.
Программы подготовки специалистов среднего звена
(4 курса обучения)
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
; Общее образование
j Дошкольное образование
Уровни образования РФ
Доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение
Состав и качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных гипов и форм собственности
Кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования
Показатели для анализа
Рис. Уровни образования и параметры анализа системы непрерывного образования
в г. Москве
При анализе параметра доступности образовательных услуг в программе на 2012-2018 гг. было отмечено неравномерное распределение общеобразовательных школ по территории г. Москвы. В программе данный факт приводится как обоснование для реорганизации образовательных учреждений г. Москвы, одним из результатов которой стало повсеместное образование школ-комплексов.
Школы-комплексы предоставляют образовательные услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования, что позволяет обучающемуся более плавно переходить между уровнями дошкольного и школьного образования. Для более точной оценки проводимых изменений обратимся к официальной статистике (табл.
Число организаций, в том числе государственные, негосударственные 1 687 1 727 1 683 1 500 864 854 854
1 568 1 588 1 551 1 371 733 712 704
Численность обучающихся (очное обучение), тыс. чел. : в том числе 790,2 822,1 836,6 859,1 896,8 863,4 895,8
в государственных, в негосударственных 774,1 805,3 820,0 841,6 877,8 846,9 877,3
За период проведения государственной программы количество государственных общеобразовательных организаций сократилось почти вдвое. В то же время количество обучающихся в государственных школах возросло почти на 12%. Очевидно, что это стало возможно благодаря упомянутому «укрупнению» школ. Одновременно с сокращением численности государственных образовательных учреждений (ГОУ) уровня общего образования наблюдается рост негосударственных (НОУ) (частных) школ. Однако, как видно на рис. 2, несмотря на то, что частные школы составляют 18% от общего числа школ г. Москвы, обучается в них всего 2% от общего числа московских школьников. Численность обучающихся — не единственный фактор, отражающий реальное распределение «мощностей» образования между частными и государственными школами. Обратимся к другому фактору системы образования — кадровому составу работников общеобразовательных организаций (рис.
Соотношение ч ислен ности обучи ОЩИХС л Соотношение численности работников
основного ОО (5-9 классы) Иной персонал
начального ОО (1-4 классы) педагогические.
Численность обучающихся (очное обучение), чел. : руководящие работники —
i 1 1 1 Численность работников
0% 20% 40% 60% SC 1% 100% 1 1 1 1 1 1 0% 20% 40% СШ, 80% 100%
■ НОУ ИГОУ ■ НОУ вГОУ
Рис. Соотношение численности обучающихся и кадровый состав работников в ГОУ И НОУ г. Москвы (по данным на 2017 г
Необходимо отметить, что появление школ-комплексов привело к сокращению руководящего состава работников в несколько раз. Как данное обстоятельство может влиять на эффективность управления общеобразовательной организацией, с точки зрения менеджмента вызывает много вопросов и опасений. Различные опросы педагогических работников и статьи на эту тему выявляют одно очевидное последствие такого перераспределения «сил»: часть работы руководящего состава плавно «перетекла» к педагогам, что сказывается на соотношении времени «отчётность / педагогика». Данный момент, скорее, относится к вопросу значения и роли педагогического работника в области образования и культуры воспитания молодого поколения и не является предметом данной статьи. Одним из положительных эффектов укрупнения школ можно считать «вовлечение» всё большего спектра услуг дополнительного образования детей в деятельность школ. В каждом школьном комплексе предусмотрено не менее шести программ дополнительного образования, не входящего в состав основной общеобразовательной программы. Таким образом, также решается вопрос о равномерности распределения учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования, по территории г. Москвы. Перейдём к анализу структуры системы среднего профессионального образования (СПО) г. Москвы. Решение Правительства РФ о формировании Министерства просвещения во многом связано с потребностью уделить особое внимание решению вопросов в области СПО. По словам президента Всероссийского фонда образования профессора Сергея Комкова, наличие объединённого ведомства по всем уровням образования (Министерства образования и науки) привело «к снижению уровня подго-
Спрос на услуги СПО в ГОУ и НОУ города Москвы
Лицензия на осуществление обр. деят. (количество организаций) 150 44 137 44 125 39 125 36
Программы на базе основного общего образования
Подано заявлений, всего: 39 089 5 206 47 130 6 315 49 480 5 358 66 170 5 110
Принято всего, в том числе: 19 727 4 335 18 895 5 363 19 346 4 349 20 985 4 034
базовая подготовка 14 912 3 993 14 598 4 904 14 670 3 888 16 606 2 579
углублённая подготовка 4 815 342 4 297 459 4 676 461 4 379 1 457
Программы на базе среднего общего образования
Подано заявлений, всего: 12 819 1 851 17 578 3 727 23 479 3 832 30 007 3 410
Принято всего, в том числе 7 913 1 534 9 064 3 099 10 174 3 052 10 940 2 776
базовая подготовка, 5 889 1 510 7 366 3 067 8 048 2 978 9 114 2 625
углублённая подготовка 2 024 24 1 698 32 2 126 74 1 826 151
На рис. 3 наглядно видно, что за последние 4 года количество заявлений на поступление в колледжи возросло более чем в полтора раза, а количество принятых к обучению возросло незначительно.
• Подано заявлений на базе общего образования ■ Принято на базе общего образования
• Подано заявлений на базе среднего образования -Принято на базе среднего образования
Рис. Динамика спроса на услуги СПО в ГОУ и НОУ
При этом в 2017 г. число образовательных программ, реализуемых государственными организациями СПО, составило 1 058, негосударственными — 207. Характеристика уровня образования кадрового состава государственных образовательных учреждений СПО представлена в табл. Одной из особенностей структуры численного состава работников СПО является существенный перевес (72,6% от общей численности) сотрудников в пользу женщин.
Категории и уровень образования работников СПО
Категории работников СПО от общего числа сотрудников, (чел. ) высшее СПО по программе подготовки специалистов среднего звена СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих
всего из них педагогические
Численность работников, в том числе 17 536 82,2% 46,4% 8,9% 4,9%
мастера производственного обучения 3,4% 77,0% 37,3% 20,5% 2,0%
ся не только разнородные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, но и дополнительные программы обучения и направления спортивной и общественной деятельности (спортивные секции, творческие объединения, общественные студенческие организации). Таким образом, при поступлении абитуриентов в большой «объединённый» вуз повышается доступность дополнительных программ образования и развития молодёжи. Разница в доле сокращения вузов в регионах и столице вполне объяснима. Как любой большой город с большим потенциалом для дальнейшего трудоустройства, Москва имеет больший спрос на образовательные услуги. По некоторым оценкам, более половины студентов московских учебных заведений — это выпускники школ и колледжей из регионов. В связи с этим интересен для анализа вопрос обеспеченности московских вузов основными фондами, в частности учебными комплексами и общежитиями (табл. Несмотря на то, что итоги программы «Столичное образование 2012-2018 гг. » подводить рано (в настоящее время ведётся консолидация данных по форме ВПО-2 за 2017 г. , впереди ещё результаты двух последних лет программы), анализ прироста по показателям в табл. 4 наглядно отражает динамику состояния зданий государственных вузов за три года правительственной программы.
Анализ состояния общежитий и учебно-лабораторных зданий государственных вузов г. Москвы в 2013 и 2016 гг.
2013г. 2016 г. Д 2013 г. 2016 г
Количество зданий 342 328 4,1% 1 783 1 400 21,5%
Жилая площадь, кв. м 1 267 540 1 301 499 2,7% — — —
Площадь всего, кв. м, в том числе сданная в аренду или субаренду, находящаяся на капремонте, требующая капремонта, находящаяся в аварийном состоянии 2 254 022 2 290 049 1,6% 725 9083 751 2018 3,5%
26 464 16 349 38,2% 232 004 192 601 17,0%
63 312 63 487 0,3% 69 434 210 734 203,5%
643 995 552 274 14,2% 959 746 150 226 56,5%
17 687 39 026 120,6% 30 993 36 362 17,3%
Общее количество сотрудников профессорско-преподавательского состава московских вузов составляет 43 471 чел. (по данным на 2017 г. ), из них 19,1% имеют степень доктора наук, а 51,9% — степень кандидата наук. Возрастной состав педагогов высшей школы от 30 до 65 лет варьируется в пределах 8-10% на каждую возрастную группу (с шагом в пять лет), 5,7% сотрудников находятся в возрасте 25-29 лет, задействовано менее одного процента молодых людей в возрасте до 25 лет. Самая многочисленная возрастная группа в преподавательских
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Рейтинг укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по количеству принятых в вузы студентов за период 2014-2017 гг. Москвы)
Место в рейтинге Государственные вузы Негосударственные вузы
1 Экономика и управление (38. 00 и 38. 00) Экономика и управление (38. 00 и 38. 00)
2 Клиническая медицина (31. 00) Юриспруденция (40. 00 и 40. 00)
3 Информатика и вычислительная техника (09. 00) Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело (42. 00)
4 Юриспруденция (40. 00 и 40. 00) Изобразительное и прикладные виды искусств (54. 00 и 54. 00)
На основании представленных данных можно сформулировать общий перечень проблемных областей и тенденций развития системы образования г. Москвы:
— укрупнение московских школ позволяет повысить экономическую эффективность за счёт перераспределения соотношения численности руководящего и педагогического состава работников общего образования;
— одной из основных проблем в области ресурсного обеспечения государственных вузов в Москве остаётся потребность в капитальном ремонте учебно-лабораторных комплексов и общежитий;
— «слияние» московских вузов, вовлечение в учебный процесс в качестве преподавателей практиков привело к усилению конкуренции в рядах профессорско-преподавательского состава, что со временем должно привести к повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
— анализ возрастного состава московских преподавателей вузов выявил острую необходимость в формировании программ поддержки и привлечения в вузы молодых специалистов;
— несмотря на проводимую политику сокращения бюджетных мест в вузах по ряду направлений подготовки внутри укрупнённой группы «Экономика и управление», общее число выпускников Москвы в этой сфере на протяжении прошедших и следующих пяти лет будет существенно превышать количество выпускников по приоритетным направлениям развития отраслей экономики страны.
Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы
(«Столичное образование») на 2012-2018 годы». , 61 с.
Москва в 2010-2016 гг. : краткий статистический справочник. : Мосгорстат. , 2017.
70 с.
Образование в России — 2011: статистический бюллетень. : МГУПИ, 2011. 580 с.
Рябков О. Кластерный подход к управлению образовательными некоммерческими
организациями и оценка его эффективности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 4. 93-98.
Рябков О. Организационно-экономическое развитие некоммерческих организаций
в условиях реализации концепции непрерывного образования: автореф. дис. док. экон. наук. , 2013. 51 с.
Смирнова А. Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнау-
Статистические данные: сводные отчёты, основные показатели ВПО, СПО, ОО, ДО по
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Зуева Анна Николаевна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой прикладной и бизнес-информатики МИРЭА — Российского технологического института;
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Зуева А. , Рябков О. Анализ системы общего, среднего и высшего профессионального образования города Москвы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. 76-86. DOI: 10. 18384/2310-6646-2018-3-76-86
Zuyeva A. , Ryabkov O. The Analysis of the System of General, Secondary and Higher Professional Education in Moscow. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 3, рр. 76-86. DOI: 10. 18384/2310-6646-2018-3-76-86