Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.

Главная /
Объявления03. 2020
Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годыПринята государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы. Основной целью недавно утвержденной программы является:- Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;- В процессе обучения и воспитания личности особое внимание уделяется общечеловеческим ценностям;- Увеличение вклада науки в экономику страны. Для достижения этой цели определены пять приоритетных направлений и 11 масштабных нагрузок. Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы 11006

Вернуться назад
 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

Государственныесимволы РК

БЛОГ РЕКТОРА

Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

  • Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
  • Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
  • Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
  • Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
  • Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
  • Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
  • Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
  • Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
  • Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
  • Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
  • Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 12 октября 2021 года № 726

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа).

Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

Ответственным центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) представлять информацию в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-МинистрРеспублики Казахстан А. Мамин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование Программы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

  • Специализированные школы
  • Государственные символы
  • Таланты столицы
  • Реестр Дипломов
  • ГОД ДЕТЕЙ

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В РК одобрили новую госпрограмму образования

По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, в рамках новой госпрограммы планируется акцентировать внимание «на повышении глобальной конкурентоспособности образования и науки, воспитании и обучении личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличении вклада науки в экономику», сообщает Интерфакс-Казахстан. В рамках программы также планируется полностью решить вопросы со специальной охраной школьных учреждений, видеонаблюдением, безопасной перевозкой. Также будут пересмотрены нормы и рацион питания, внедрен поэтапный переход к безналичным расчетам в столовых, подушевое финансирование госзаказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Вместе с этим, как отметил глава минобразования, в целях снижения образовательного разрыва между регионами и организациями планируется перевести управление и финансирование образования на уровень области. — Назначение по новой системе заведующих детскими садами, директоров школ, колледжей; ротация; корпоративное управление организациями образования через попечительские и наблюдательные советы, советы директоров; оценка деятельности руководителей организаций образования по KPI; внедрение подушевого финансирования на всех уровнях будут направлены на эффективное управление образовательной сферой, — информировал Аймагамбетов. Данные меры также будут способствовать сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами и учебными заведениями. В школах планируется внедрить пилотные проекты «Мобильный учитель», «Временная семья», направленные на поддержку одаренных детей из сельских школ, оснащение сельских общеобразовательных учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В рамках новой госпрограммы планируется расширить сети организаций образования, что позволит ликвидировать трехсменные школы, снизить дефицит ученических мест и сократить число аварийных школ, заверил министр. — В этой связи планируется строительство новых школ на более 650 тысяч мест за счет средств государственного бюджета и частных инвестиций. Кроме того, в поддержку сельских школ предусматривается строительство 114 интернатов для опорных школ, улучшение состояния действующих интернатов. Планируется строительство 724 спортивных залов в школах с контингентом более 150 учащихся, — сказал Аймагамбетов. В среднем образовании для решения нехватки мастеров производственного обучения, по словам министра, будут приняты меры по стимулированию привлечения специалистов с производства для организации курсового обучения. Им предполагается доплачивать за квалификационный разряд и учитывать производственный стаж при установлении заработной платы. По его словам, также планируется пересмотреть механизмы оплаты труда и доплаты руководителям организаций технического и профессионального образования с учетом контингента обучающихся и квалификационной категории.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.

Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2019 года утверждена государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, передает zakon.

Как отмечается, в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира.

Так, по результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36).

Таким образом, результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

В связи с чем необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.

Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей.

В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

— выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;- обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;- профессиональное развитие и высокий статус педагогов;- вовлечение работодателей в подготовку кадров;- оценка системы образования и организаций образования;- построение эффективной структуры управления;- выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;- эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

Как отмечается в документе, с учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд тг. ) увеличится финансирование науки.

Цель программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Задачи:1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Предполагается, что:- охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет составит 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %; — результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов; индекс благополучия детей в РК составит 0,73 балла. — доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля расходов на науку от внутреннего валового продукта — 1%;- прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед. ) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %- качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд тенге (из республиканского бюджета — 9 565 млрд тенге, местного бюджета — 716 млрд тенге, Всемирного банка — 13 млрд тг. , частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

2020 — 1 161 млрд тенге2021 — 1 336 млрд тенге2022 — 1 708 млрд тенге2023 — 2 311 млрд тенге2024 — 2 383 млрд тенге2025 — 2 679 млрд тенгеа также другие средства, незапрещенные законодательством РК.

В Казахстане реализуется комплекс системных
мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя
обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации
объединенных наций до 2030 года, в т. 4-й Цели, которая предполагает
обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения
возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения
определены основные направления развития образования в мире: обеспечение
предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у
учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и
высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для
казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух
профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по
научной и технологической политике, что свидетельствует о международном
признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования
и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня
грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном
отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной
оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е
место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и
32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из
36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц
ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по
математической грамотности). При неизменности этого положения в системе
образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение
качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и
снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему
развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными
и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и
партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной
государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1)
равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение
организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в
зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках
указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне
зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков
выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус
педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку
кадров;

оценка системы образования и организаций
образования;

построение эффективной структуры
управления;

выстраивание коммуникаций с
заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых
ресурсов.

Основными вопросами политики в области
науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass,
считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы
PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик,
взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в
ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и
науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых
идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для
повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран
ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению
качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет
дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 %
обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для
занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических
мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100
% обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами,
в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358
млрд. ) увеличится финансирование науки.

Повышение глобальной
конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и
обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

Увеличение вклада науки в
социально-экономическое развитие страны.

Обеспечить высокий статус профессии
педагога, модернизировать педагогическое образование.

Сократить разрыв в качестве образования
между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями,
обучающимися.

Обеспечить безопасную и комфортную среду
обучения.

Внедрить обновленную систему оценки
качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших
практик.

Обеспечить преемственность и
непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с
потребностями экономики и региональными особенностями.

Обеспечить интеллектуальное,
духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

Оснастить организации образования
цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.

Внедрить вертикаль системы управления и
финансирования образованием.

Укрепить интеллектуальный потенциал
науки. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.

Повысить результативность научных
разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Охват дошкольным воспитанием и обучением
детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %.

Результаты 15-летних казахстанских
учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического
сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение —
450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов.

Индекс благополучия детей в Республике
Казахстан — 0,73 балла.

Прирост казахстанских публикаций в
рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед. )
по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate
Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %

Качество научно-исследовательских
организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного
экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.

Источники и объемы финансирования:

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах
будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге
(республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета
(далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг. ,
частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

а также другие средства, незапрещенные
законодательством Республики Казахстан.

Постановление вводится в действие со дня
его подписания.

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд. ) увеличится финансирование науки.

Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %.

Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов.

Индекс благополучия детей в Республике Казахстан — 0,73 балла.

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета (далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг. , частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.

В ходе очередного заседания Правительства рассмотрены вопросы реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и проекта до 2025 года. Об итогах работы за прошедший период и основных направлениях новой госпрограммы доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

По его словам, в госпрограмме на 2016-2019 годы предусмотрена реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Исполнение госпрограммы составило 92%, мероприятий 98,8%.

В целом реализация госпрограммы позволила решить многие вопросы:

школы страны перешли на обновленное содержание,

в колледжах ведется реализация проекта бесплатное ТиПО для всех,

университетам предоставлена академическая и финансовая самостоятельность,

возросла публикационная активность отечественных ученых в самых престижных журналах в 2,5 раза.

Как отметил министр, в настоящее время перед системой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру», Предвыборная платформа Главы государства, в полной мере учтены поручения, данные на августовском совещании и в Послании народу Казахстана.

«Проект Программы обсужден в педагогических коллективах с учителями, представителями Национального совета при Президенте, экспертами, депутатами Парламента. Особенность данного проекта заключается в том, что результаты 5 международных исследований как PISA, TALIS, PIAAC, PIRLS, ISILS позволили выявить основные проблемы и обозначить пути решения. В целом, в проекте новой Государственной программы предусмотрены 2 цели, 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей», — сказал А. Аймагамбетов.

Согласно новой госпрограмме определены основные цели:

Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;

Для достижения целей предусмотрены 5 направлений, 11 задач.

Первое место — статус педагога

В соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение заработной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.

По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.

Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.

«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.

Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики буллинга и суицида.

Как подчеркнул А. Аймагамбетов, планируется новый формат школьного и родительского общения, реализация «образования, основанного на ценностях», дебатное движение, приобщение к театру, дальнейшее развитие движения «Жас қыран», «Жас ұлан» на всех уровнях образования. Запланировано создание спортивной лиги школьников и студентов. Сегодня этот показатель составляет 30%.

Повышение качества среднего образования в селах

Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.

Еще одна важная задача — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.

Строительство 800 новых школ решит проблему дефицита

По прогнозам, к 2025 году дефицит мест составит около 500 тыс. мест. Для решения данной проблемы школы будут строится за счет государства и частного сектора.

В частности, планируется строительство 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест за счет государственного бюджета и привлечения частных инвестиций.

«Для этого будет выделено 876 млрд тг. В результате будет решен вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится», — сообщил министр.

Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется выделение 53 млрд тг на строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.

В рамках новой программы на полное обеспечение всех школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM будут выделены 100 млрд тг, для 100% охвата предметных кабинетов компьютерами 50 млрд тг.

100 тыс. студентов ежегодно бесплатно учатся в колледжах

В рамках проекта «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей, для чего из бюджета предусмотрено 58 млрд тг.

«Программой бесплатного профессионально-технического образования ежегодно будут охвачены 100 тыс. студентов. А количество студентов, охваченных дуальным обучением, достигнет 35%. Уровень трудоустройства выпускников колледжа увеличится с 63% до 75%», — отметил Глава ведомства.

ЕНТ переводится в электронный формат

Здесь стоит задача 100% обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Количество иностранных студентов будет составлять 10% от общего контингента.

Как проинформировал министр, предусматривается повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, улучшение материальной базы университетов путем увеличения образовательных грантов в среднем с 340-420 тыс. до 900 тыс.

«Это долгожданная новость, с 2011 года в целом стоимость гранта не менялась. На это из бюджета будет выделено 244 млрд тг. Для создания в 10 университетах центров академического превосходства будет выделено 21 млрд тг. 10 университетов войдут в 500 лучших университетов мира», — сообщил А. Аймагамбетов.

Кроме того, порядок сдачи ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов, обеспечивается доступность, прозрачность высшего образования.

До 2025 года будут построены общежития на 90 тыс. мест.

Ротация кадров в системе образования

В этой связи, с 2021 года управление районными отделами образования переходит на уровень области.

«Финансирование также поднимется на уровень области. Он будет направлен на снижение образовательного разрыва между регионами и учреждениями», — сказал министр.

По словам А. Аймагамбетова, в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Например, руководители ряда организаций работают на одном месте более 20 лет.

«Поэтому мы будем назначать директоров детских садов, школ, колледжей по новой системе. Кроме того, в дальнейшем систему замены будем использовать через ротацию. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить от автономного управления к корпоративному», — отметил он.

Укрепление потенциала науки

Во-первых, если финансирование науки в 2019 году составляет 43 млрд тг, то в 2025 году достигнет 400 млрд тг.

Во-вторых, в соответствии с поручением Главы государства для поддержки молодых ученых ежегодно будет выделяться более 3 млрд тг.

В-третьих, если ранее конкурсы на гранты проводились один раз в три года, то со следующего года будет выделяться ежегодно.

В-четвертых, для укрепления материально-технической базы научных институтов будет создана отдельная бюджетная программа.

По модернизации и цифровизации научной инфраструктуры будут проработаны вопросы развития цифровых навыков ученых, реализации программ переподготовки кадрового и руководящего состава научных организаций.

В целом в рамках программы объем финансирования образования возрос в 6 раз, а финансирование науки – в 7 раз.

Как сообщил министр образования и науки, для реализации Программы предусмотрены средства в размере 11 трлн 578 млрд тг. В том числе увеличилась доля частных инвестиций и составила 1 трлн 284 млрд тг.

Следует отметить, что на заседание Правительства от лица педагогической общественности была приглашена директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева. Она в своем выступлении отметила, что в новой госпрограмме особое внимание уделяется статусу педагога, тогда как уже в реализованной программе такой акцент не ставился. Внедрение новой системы переподготовки учителей и повышение заработной платы, по словам А. Балташевой,  будет способствовать повышению статуса школьных педагогов и обеспечит новый приток молодых специалистов.

Также директор учебного заведения подчеркнула, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.

Обещания и их исполнение

1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.

В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.

3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.

Вердикт: исполнено.

В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259).

Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы.

4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%).

5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения.

Вердикт: не исполнено.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).

6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед. , в том числе за счет: строительства

60 детских садов (РБ — 39, МБ — 21).

7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году.

8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.

9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.

10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.

Вердикт: исполнено частично

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.

В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).

11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).

12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.

Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.

13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу.

Как называется национальная программа Казахстана по развитию науки и образования на период с 2020 по 2025 годы?

В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *