Федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения
1. В целях обеспечения охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения принимаются федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения.
2. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок разработки и реализации региональных целевых программ в области здравоохранения.
3. Региональные целевые программы в области здравоохранения, в том числе направленные на выравнивание различий в уровне оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в различных административно — территориальных образованиях субъекта Российской Федерации, создаются на основе федеральных целевых программ в области здравоохранения в соответствии с заложенными в них обязательными государственными нормами и нормативами с учетом особенностей, потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации. Региональные целевые программы в области здравоохранения не могут ограничивать гарантированные государством нормы и нормативы, включенные в федеральные целевые программы в области здравоохранения.
4. Федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения формируются с учетом государственных социальных стандартов в области здравоохранения.
5. Органы местного самоуправления участвуют в выполнении федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения, в том числе по инвестиционной и кадровой политике. Финансирование конкретных программ в этом случае осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, иных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. В реализации федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения участвуют в соответствии с договорами (контрактами) организации здравоохранения независимо от форм собственности. Выбор организаций здравоохранения для реализации федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения осуществляется на конкурсной основе.
Информация размещена сайтом: www.chescrb.ru
Дети, независимо от возраста, имеют равные права в сфере охраны здоровья, как и их родители или иные граждане нашей страны. Государственная политика в интересах детей является приоритетной (ст. 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”).
Основными нормативными актами, регулирующими права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, являются:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан”;
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
- Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;
- приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 №366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”;
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 7 марта 2018 г. N 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» и т.д.
Особенности правового статуса детей в законодательстве РФ
Для начала стоит определиться, кто такие дети с точки зрения российского законодателя. Нормы Семейного кодекса РФ, в частности к ст. 54, которая говорят о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Понятие “ребенок” содержится и в статье 1 Закона №124-ФЗ: ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
ГК РФ в главе 3 (часть I) закрепляет права и обязанности любых физических лиц и, соответственно, поможет понять, кто относится к категории “дети” и могут ли быть не детьми граждане младше 18 лет.
Способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности признается в равной мере за всеми гражданами (правоспособность), которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью (ст. 17 ГК РФ). И как видно из данной нормы, гражданина нельзя лишить правоспособности, потому что нельзя отнять у него эту самую возможность иметь право или нести обязанность.
Итак, способность есть, но как её реализовать? Для этого анализируем нормы ГК РФ далее.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Как видно из указанных норм ГК РФ, возможность иметь право возникает с рождения, а способность их реализовать возникает с 18 лет. Таким образом возникает следующий вопрос, а как же гражданин в возрасте до 18 лет может реализовать свои права?
Если проанализировать и нормы Семейного кодекса РФ, регулирующего права семьи, детей и родителей, нормы ГК РФ, нормы Закона №323-ФЗ и нормы ряда других нормативных актов, то видно, что права ребенка реализуются посредством действий/бездействий его законного представителя.
Допускаются случаи, когда гражданин может быть признан дееспособным раньше возраста 18 лет. Это называется эмансипация (ст. 27 ГК РФ). В этом случае по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия — по решению суд несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным. Это возможно в случаях, когда он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Кроме того, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Вместе с тем, обращаем внимание на то, что статус ребенка в контексте Семейного кодекса РФ связан с возрастом до 18 лет, а не с дееспособностью.
Законные представители несовершеннолетних
При анализе норм законодательства можно отметить, что права и интересы несовершеннолетних представляют их законные представители. И как видно из толкования норм законодательства, нигде нет упоминания о том, что законным представителем являются только родители.
Кто является законным представителем ребенка
Все дети, как и взрослые, имеют все права в сфере охраны здоровья, предусмотренные законодателем.
Основными принципами охраны здоровья являются не только соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, но и приоритет охраны здоровья детей (например, ст. 4, 54 Закона №323-ФЗ).
Дети подлежат особой охране независимо от их семейного и социального благополучия (ст. 7 Закона №323-ФЗ).
Дети, как и каждый пациент, обладают правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (статья 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральным законом гарантируется оказание медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Детям гарантируется оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:
- Первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
- Специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
- Скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
- Паллиативной медицинской помощи.
Законодательство особо выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(ст. 1 Закона №124-ФЗ), к которым относятся:
- Дети, оставшиеся без попечения родителей;
- Дети-инвалиды;
- Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- Дети — жертвы насилия;
- Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
- Дети, проживающие в малоимущих семьях;
- Дети с отклонениями в поведении;
- Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семь.
Нормативно закреплены следующие обязанности граждан в сфере охраны здоровья (статья 27 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») заботиться о сохранении своего здоровья.
Следует отметить, что, несмотря на отсутствие в базовом Законе о медицинской деятельности, в ряде иных законодательных актов детализируются обязанности родителей в части заботы о сохранении здоровья детей. Так, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака.
Согласно статье 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей.
Пациент, обратившийся за медицинской помощью (услугами) в медицинскую организацию, обладает следующими правами
(ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):
Ст. 54 Закона №323-ФЗ закрепляет за ребенком право на прохождение медицинского осмотра, который представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Закона №323-ФЗ). Медицинский профилактический осмотр проводится и в связи с занятиями ребенка физической культурой и спортом.
Профилактический медицинский осмотр проводится также в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Диспансеризация – это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемый в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование детей в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации детей страдающих: хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями.
Диспансерное наблюдение проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение, в частности, устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:
— приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»;
— приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»,
— приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
— приказ Минздрава России от 16.05.2019 № 302н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях и других нормативных актов;
Законодатель предусматривает такое право в отношение каждого пациента (ст. 19 Закона №323-ФЗ) и, в частности, в отношение ребенка (ст. 54 Закона №323-ФЗ). Мероприятия по медицинской реабилитации могут относится и к первичной медико-санитарной помощи (ст. 33 Закона №323-ФЗ), и к специализированной медицинской помощи (ст. 34 Закона №323-ФЗ), и к медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 36.1. Закона №323-ФЗ).
Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на (ст. 40 Закона №323-ФЗ):
- Полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
- Поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме;
- На предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма;
- На предупреждение и снижение степени возможной инвалидности;
- На улучшение качества жизни;
- На сохранение работоспособности ребенка, если он работает, и его социальную интеграцию в общество.
Согласно ст. 1 Закона №323-ФЗ, отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.
Все мероприятия по оздоровлению детей должны проводиться с условием соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В период отдыха и оздоровления медицинская помощь несовершеннолетним оказывается в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 №363н “Об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха”.
Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме закреплено и для несовершеннолетних в статьях 22 и 54 Закона №323-ФЗ.
При этом информация о состоянии здоровья должна быть лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении доведена до сведения несовершеннолетнего таким образом, чтобы она была ему понятна с учетом его возраста.
Если несовершеннолетний не достиг 15 летнего возраста или 16 лет, при этом болен наркоманией, информация о состоянии его здоровья предоставляется законному представителю.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена несовершеннолетнему или его законному представителю против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме несовершеннолетнему, одному из близких родственников (родителям, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Ознакомление с медицинской документацией также относится к гарантированному праву на получение информации о состоянии здоровья. В случае здоровья детей, законный представитель вправе знакомиться с медицинской документацией ребенка (ч. 4 ст. 22 Закона №323-ФЗ). Для остальных граждан такая возможность законодателем не предусмотрена. Ознакомление законных представителей с медицинской документацией ребенка осуществляется на основании письменного обращения на имя руководителя медицинской организации.
Также следует отметить, что ст. 54 Закона №323-ФЗ предусмотрено такое право несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, как санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих его физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающее воздействие на них неблагоприятных факторов.
На сегодняшний день действуют Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58 (СанПиН 2.4.6.2553-09).
Ввиду того, что несовершеннолетние имеют право трудиться (при определенных условиях и с согласия родителей/законных представителей), такие дети имеют право на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сведения о факте обращения ребенка за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и предоставление таких сведений без согласия его законного представителя не допускается (ст. 13 Закона №323-ФЗ). Получать информацию, относящуюся к категории «врачебная тайна» не имеют право ни близкие родственники (бабушки, дедушки и т.д.), ни педагоги, если это не предусмотрено другими нормативными документами.
Ввиду того, что ребенок не в состоянии осмыслить и принять разумное решение в целях охраны своего собственного здоровья и учитывая, что ребенок не может совершать какие-либо сделки законодатель предусматривает, что наличие детского возраста не избавляет от необходимости получать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20, п. 6 ст. 36.1., п. 5 ст. 47, п.2 ст. 54 и иные статьи Закона №323-ФЗ). Такое согласие за ребенка подписывает его законный представитель.
Ввиду того, что согласно ст. 29 Закона №323-ФЗ, лекарственное обеспечение является одной из мер организации охраны здоровья, право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами имеют дети-инвалиды (ст. 6.1, 6.7 Закона №178-ФЗ) и дети до 3-х лет.
За исключением случаев пересадки костного мозга, изъятие органов и тканей у живого ребенка для трансплантации (пересадки) не допускается (ст. 47 Закона №323-ФЗ). В случае смерти ребенка изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8 ст. 47 Закона №323-ФЗ).
Законодатель не ограничивает права законных представителей на обращение за оказанием медицинской помощи ребенку в медицинские организации, оказывающие медицинские услуги на платной основе. Такие обращения допустимы одновременно и с обращениями в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям в рамках бесплатного оказания медицинской помощь гражданам РФ.
Права детей в сфере охраны здоровья
И Конституцией РФ, и Федеральным законом №323-ФЗ, и иными нормативными актами равные права в сфере охраны здоровья гарантированы всем гражданам, независимо от возраста. Поэтому и дети имеют точно такие же права в сфере охраны здоровья, как и их родители или иные граждане нашей страны. Государственная политика в интересах детей является приоритетной (ст. 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”).
Отметим нормативные акты, которыми регулируются права детей в сфере охраны здоровья:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ (далее – “ГК РФ”);
- Семейным кодексом РФ;
- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” (далее – “Закон №323-ФЗ”);
- Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (далее – Закон №124-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (далее – “Закон №178-ФЗ”);
- Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 №366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”;
- И прочими нормативными актами.
Для начала стоит определиться, кто такие дети с точки зрения российского законодателя. Обратимся к нормам Семейного кодекса РФ, в частности к ст. 54, которая говорит о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Понятие “ребенок” содержится и в статье 1 Закона №124-ФЗ: ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Также следует обратиться и к нормам ГК РФ, так как именно ГК РФ в главе 3 (часть I) закрепляет права и обязанности любых физических лиц и, соответственно, поможет понять, кто относится к категории “дети” и могут ли быть не детьми граждане младше 18 лет.
Способность гражданина своими действиями (!) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Как видно из указанных норм ГК РФ, возможность иметь право возникает с рождения, а способность их реализовать возникает с 18 лет. Таким образом возникает следующий вопрос, а как же гражданин в возрасте до 18 лет может реализовать свои права?
Допускаются случаи, когда гражданин может быть признан дееспособным раньше возраста 18 лет. Это называется эмансипация (ст. 27 ГК РФ). В этом случае по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия — по решению суд несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным. Это возможно в случаях, когда он:
- Работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или;
- С согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Естественно дети, как и взрослые, имеют все права в сфере охраны здоровья, предусмотренные законодателем. Основными принципами охраны здоровья являются не только соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, но и приоритет охраны здоровья детей (например, ст. 4, 54 Закона №323-ФЗ).
Формирование здорового образа жизни у граждан начинается с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом (ст. 30 Закона №323-ФЗ).
В целях охраны здоровья детей органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают (ст. 7 Закона №323-ФЗ):
- Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом:
Обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;Возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи; - Обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;
- Возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи;
- Социальную инфраструктуру, ориентированную на оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Законодательство особо выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 Закона №124-ФЗ), к которым относятся:
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (п. 3 ст. 54 Закона №323-ФЗ). На сегодняшний день порядок содержания таких детей утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 №343н.
Далее приведем информацию о том, кто является законным представителем ребенка (далее тексту “законный представитель”):
Рассмотрим некоторые права детей в сфере охраны здоровья, акцент на которых делает законодатель.
Право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризацию и диспансерное наблюдение
- Хроническими заболеваниями;
- Функциональными расстройствами;
- Иными состояниями.
- Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 №892, которое устанавливает порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;
- Приказом Минздрава России от 01.03.2016 №134н, который определяет порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом;
- Приказом Минздрава России от 21.12.2012 №1348н, который устанавливает порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
- Приказом Минздрава России от 06.10.2014 №581н, который устанавливает правила проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- Приказом Минздрава России от 15.02.2013 №72н, который устанавливает порядок диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- И прочими нормативными актами.
Медицинская реабилитация ребенка
Порядок организации медицинской реабилитации предусмотрен Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 №1705н “О порядке организации медицинской реабилитации”, который регулирует вопросы организации медицинской реабилитации детского населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Медицинская помощь в период обучения и воспитания в образовательных организациях
Такое право также предусмотрено ст. 54 Закона №323-ФЗ и осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 05.11.2013 №822н.
В период обучения и воспитания в образовательных организациях детям гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:
- Первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
- Специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
- Скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
- Паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Медицинская помощь в период оздоровления и организованного отдыха детей
Согласно ст. 1 Закона №323-ФЗ, отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на:
- Развитие творческого потенциала детей;
- Охрану и укрепление их здоровья;
- Профилактику заболеваний у детей;
- Их занятия физической культурой, спортом и туризмом;
- Формирование у детей навыков здорового образа жизни;
- Соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.
Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме и особенности ознакомления с медицинской документацией несовершеннолетнего
Санитарно-гигиеническое просвещение детей
Иные особенности реализации прав детей в сфере охраны здоровья
Состоянием здоровья ребенка или конкретным диагнозом ребенка у лечащего врача могут интересоваться не только его законные представители, но и близкие родственники, педагоги.
Нахождение в стационаре с законным представителем
Если ребенок находится в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка:
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Это допустимо в следующих случаях:
- До достижения ребенком возраста четырех лет;
- Старше данного возраста — при наличии медицинских показаний.
Указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях (п. 3 ст. 51 Закона №353-ФЗ, Информационное письмо Минздрав РФ от 21.06.2013 №15-1/10/1-2884).
Лекарственные средства для детей до 3-х лет
Трансплантация органов и тканей ребенка
Платные медицинские услуги для детей