Муниципальное управление отраслями городского хозяйства как вид социального управления

Создан заказ №348943128 декабря 2018

Государственные и муниципальные программы по развитию социальной сферы городского хозяйства

Как заказчик описал требования к работе:

Необходимо написать реферат по государственному и муниципальному управлению. Обращаюсь к авторам, у которых много работ по этой дисциплина. Прикрепляю пример и оформление доклада. Срок — 3 дня. 12 страниц печатного текста шрифт 14

Фрагмент выполненной работы:Введение

Актуальность проблемы. Социальная инфраструктура является одним из эффективных факторов повышения качества жизни населения. Вкладывая сегодня в развитие объектов социальной инфраструктуры, благодаря которым население получает необходимые материальные и социальные блага, набор социальных прав и гарантий, государство готовит фундамент для своего социально-экономического благополучия в будущем. Для этого необходимо найти и проанализировать механизмы социального-ориентированного инвестирования посредством государственных и муниципальных программ по развитию социальной сферы городского хозяйства, выявить положительные и отрицательные стороны, выбрать наиболее рациональные решения. Объект исследования: государственные и муниципальные программы по развитию сферы городского хозяйства. Предмет исследования: социально-экономические процессы, возникающие в процессе разработки и реализации государственных и муниципальных программ по развитию социальной сферы городского хозяйства. Исходя из этого, поставлена цель исследования — анализ такого инструмента развития социальной инфраструктуры, как государственные и муниципальные программы. В связи с заданной целью поставлены следующие задачи:
проанализировать организационное и правовое регулирование деятельности современных органов местного самоуправления в области социальной инфраструктуры. определить роль социальной инфраструктуры в жизнедеятельности населения. провести анализ проблем обеспечения социальной инфраструктурой. предложить к рассмотрению варианты улучшения механизма комплексного развития территории. Исходя из заданной цели и задач, работа состоит из введения, основной части, заключения, а также списка использованных источников и литературыПосмотреть предложения по расчету стоимости

Заказчик не использовал рассрочкуЗаказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя

29 декабря 2018Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой

Последний отзыв студента о бирже Автор24

Муниципальное управление отраслями городского хозяйства как вид социального управления

Отличный автор, оперативно и четко сделал все по теме, поправки тоже внесли быстро! 5 баллов

Тебя также могут заинтересовать

по этому предмету
по этому типу и предмету

Читай полезные статьи в нашем

Демографическая политика Европы

Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах. В западноевропейских странах сфор.

Демографическая ситуация и ее показатели

Знание демографических процессов, протекающих в стране, напрямую влияет на правильность принимаемых правительством решений в области экономики, политики. Изучение сложившейся демографической ситуации в стране сложно представить без рассмотрения теоретических основ данной проблемы. Демографическая ситуация – это совокупная и объемная характеристика демографических и общественных процессов, описывае.

Муниципальное имущество в оперативном и доверительном управлении

Муниципальное имущество может выступать в качестве объекта оперативного управления. Муниципальные казенные предприятия могут осуществлять самостоятельную реализацию товаров и продукции с распоряжением полученными от этого доходами в соответствии с порядком, установленным собственником муниципального имущества. На практике это выражается в распределении части доходов на финансирование производствен.

Этика государственного и муниципального управления

Этические основы деятельности имеют существенное значение в любом виде профессиональной деятельности, однако в условиях государственного и муниципального управления их роль особенно возрастает в связи с общественной значимостью, масштабностью и возможностями такого управления. Основные этические принципы государственного и муниципального управления сводятся к следующему перечню:Этические принципы.

УДК 35. 071

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СПОСОБ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты муниципальных программ. Рассматривается роль программно-целевого метода в муниципальных образованиях. Показаны погрешности и ценности программно-целевого метода.

Ключевые слова: муниципальная программа, целевые программы, программно-целевой метод.

MUNICIPAL SOCIAL PROGRAMS AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THE

Summary: in article considers theoretical aspects of municipal programs. Examines the role of program-target method in the municipalities. Shows the errors and the values of program-target method.

Keywords: municipal program, target programs, program-target method.

Муниципальная программа развития — это звено механизма, который позволяет реализовывать стратегию устойчивого развития региона в муниципальном образовании. На сегодняшний день наиболее популярным суждением считается то, что программно-целевой метод является главным средством для реализации государственной социально — экономической политики служащей развитию страны, региональных и муниципальных учреждений совместно с такими методами как: прогнозирование, индикативное планирование.

особенностью считается выявление рациональности структуры более значимых ориентиров и порядок их исполнения, учитывая возможность финансирования мероприятий программы на федеральном, региональном и местных уровнях. Учитывая опыт можно сделать следующий вывод: использование целевых программ будет эффективным, если их применять в целях управления социальными, экологическими, экономическими, институциональными процессами в муниципальном учреждении.

Программно-целевой метод позволяет достичь цели, которая предполагает кардинальные изменения в процессе развития некоторых сфер: социальная, экологическая, экономическая и перерастания в новые состояния социально — эколого — экономических систем, которых невозможно достичь в процессе выполнения личных целей по развитию определенных отраслей и элементов муниципальных учреждений. В этих целях необходимо обеспечение интеграции деятельности или объединить материальные и финансовые ресурсы независимых субъектов (участники программы). Программно — целевой метод характеризуется обеспечением реализации в одно и тоже время двух видов интеграции: социально — эколого -экономической и научно-технической.

Использование данного не очень простого организационно-хозяйственного средства, как целевая программа, оправдано для решения не для каждой проблемы, которые возникают во время функционирования хозяйственных систем.

Основной ценностью программно-целевого метода управления развития муниципальных учреждений можно охарактеризовать следующими признаками:

— индикативный характер программы, срок исполнения которой зависит от обеспечения программы необходимыми ресурсами для ее реализации (материальные и финансовые);

— системных характер главных целей и задач программы для разрешения непростых комплексных проблем развития экономики, социальной сферы и экологии муниципального образования различных уровней;

— обеспечение сочетания методологического и методического подхода к разрешению задачи развития муниципального учреждения различных уровней;

— зарубежные инвесторы, гарантирующие возврат кредитных ресурсов;

— возможность осуществления общественного надзора для формирования цели и задачи программного развития и использование финансовых ресурсов и др.

Для решения проблемы служащей программной обработке для начала необходимо задействовать ресурсы того уровня, где возникла эта проблема. Ресурсы следующих уровней привлекаются по восходящей или по нисходящей линии.

Необходимо подчеркнуть то, что отечественные экономисты до сих пор рассматривают административно — правовые и рыночные методы для развития экономики и социальной сферы, как несопоставимые между собой.

На сегодняшний день, мало контролируемый государством процесс

социально-экономического развития, муниципальные программы играют роль инструмента, который обеспечивает скоординированние в развитии различных подсистем (экономическая, социально-демографическая, экологическая). При этом возможно множество подходов. Например, за рубежом разработчиками выполняется гораздо больше, чем у нас, акцент на проблему по развитию инфраструктуры, землепользования и экологии.

Если характеризовать состояние создания и исполнения муниципальной программы, стоит подчеркнуть практику, имеющую повсеместный характер: разработка программ как комплексной, которая охватывает все отрасли территориального хозяйства, так и отраслевые, которые посвящены определенной отрасли. Существуют программы, которые посвящены проблеме целому ряду отраслей и программы, которые нацелены на разрешения проблем внутри муниципальных поселений.

По результатам отчетов и проведенных контрольных проверок комитет по экономике готовит и отправляет главе администрации отчет об исполнении муниципальной целевой программы за прошедший год.

Самые распространенные погрешности в практике по использованию программно-целевого метода считаются:

— неполное обоснование о необходимости использования программно-целевого метода для разрешения определенной социально-эколого-экономической проблемы;

— недостаток действенности системы по управлению программы с позиции главного разработчика программы, а так же системы надзора и анализа

воздействия программ на развитие муниципального учреждения со стороны муниципального заказчика программы.

Межотраслевой региональный институт
подготовки кадров

Кафедра  «Экономическая теория, национальная
и мировая экономика»

Допущен к защите:

«____»   2013 г. _______________________

, доц. Осодоева

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДС. 2507. 080504. 835)

на тему: Совершенствование управление
социальной сферой в муниципальном 
образовании

специальности  «Государственное
и муниципальное управление»

Тарбаев В. ___________________________«____»______________2013
г.

Найданова____________________________«____»_____________2013
г.

Галданова____________________________«____» _____________2013
г

Варнакова___________________________«____» _____________2013
г.

2 Анализ социально-экономического
развития и системы управления социальной
сферой муниципального образования железнодорожного
района

1 Организация деятельности
Администрации Железнодорожного района

3 Рекомендации по совершенствованию
системы управления социальной сферой
на уровне муниципального образования

Во введении необходимо отметить,
что деятельность местных администраций
должна способствовать удовлетворению
социальных потребностей населения в
образовании, культуре, здравоохранении,
физкультуре и спорте и др. Недостаточная
эффективность решения важных вопросов
местного значения, использование не в
полной мере организационно-управленческого
потенциала, противоречия между целевыми
ориентирами в муниципальных программах
и реальными потребностями местного населения
могут вызвать неудовлетворенность населения
решением многих жизненных проблем. Таким
образом, ключевую роль в системе органов
местного самоуправления играет местная
администрация, деятельность которой
в значительной мере определяет эффективность
функционирования социальной системы
города.

Муниципальным образованиям
приходится решать все более широкий 
круг социальных и экономических 
задач, задач рационального землепользования
и распоряжения муниципальной собственностью,
рассмотрение вопросов тепло – водоснабжения,
образования, здравоохранения, социальной
защиты населения, культуры населения
и так далее. Безусловно, основной целью
деятельности администрации, является
обеспечение социальной поддержки населения. Таким образом, исследование путей совершенствования
системы управления социальной сферой
на уровне муниципального образования
на примере деятельности администрации
города является весьма актуальным. В
целом же, можно отметить, что социальных
функций у администрации множество: начиная
с функции охраны общественного порядка,
оперативно-исполнительной функции, заканчивая
функцией защиты прав и свобод граждан.

Необходимо отметить, что 
практика построения организационных 
структур администраций городов 
основывается, чаще всего, на эмпирических
подходах. Локальные изменения в организационных
структурах администраций происходят
довольно часто. Тем не менее, в настоящее
время, организационным структурам большинства
администраций городов присущи крупные
недостатки. Отраслевые подразделения
администраций являются, своего рода,
ведомственными монополистами, занимающимися
лоббированием интересов собственных
муниципальных предприятий и учреждений
и препятствующим формированию конкурентной
среды при оказании муниципальных услуг. Во многих городах отсутствуют программно-функциональные
структурные подразделения, что свидетельствует
о невнимании к решению долгосрочных задач
социального развития города и поддержке
населения.

Одна из основных задач 
социальной работы администраций в 
настоящее время – дальнейшее
развитие и совершенствование имеющихся 
форм, методов, способов и приемов 
деятельности, используемых для решения 
социальных проблем населения, изменения 
неблагоприятной жизненной ситуации. Основная цель администраций в социальной
сфере – повышение качества жизни 
населения, обеспечение всестороннего 
развития личности на основе образования,
культуры, здравоохранения, здорового 
образа жизни, соответствующих условий 
труда, заботы о малообеспеченных и так
далее. Значимость социальной сферы трудно
переоценить. Выполнение социальных функций,
возложенных на местное самоуправление,
осуществляется через систему законодательных
и исполнительных органов власти. Только
с помощью исследований и создания системы
управления, возможно, обеспечить удовлетворение
социальных потребностей общества. Именно
четкая стратегия управления социальной
сферой и социальными процессами обеспечивает
решение экономических и социальных задач
развития общества.

Таким образом, социальная помощь
населению, со стороны администраций,
в широком смысле – это совокупность
социально-экономических мероприятий,
проводимых государством и обществом 
и обеспечивающих предоставление оптимальных 
условий жизни, удовлетворение потребностей,
поддержание жизнеобеспечения и деятельного
существования личности, различных социальных
категорий и групп; совокупность мер, направленных
против ситуации риска, в жизни граждан,
таких, как болезнь, безработица, старость,
смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального
уровня материальной поддержки социально
уязвимых слоев населения в период экономических
преобразований и связанного с этим снижения
их уровня жизни. Необходимость совершенствования
системы социальной поддержки населения,
вызвана переходом к рыночном отношениям
в обществе. Основными предпосылками ее
развития является: изменение форм собственности;
изменение системы, распределения, материальных
благ и услуг и формирования новых отношений
между членами общества; потребность в
решении целого ряда социальных проблем
(безработицы, гарантии социальной зашиты
в старости, медицинского обслуживания)
социальное расслоение общества; обеспечение
законодательной основы защиты прав и
свобод человека.

Отметим, что совершенствовать
деятельность органов местного самоуправления
в сфере социальной поддержки 
населения, необходимо многим муниципальным 
образованиям. Основные требования к 
реализации социальной поддержки населения 
наиболее уязвимых слоев населения 
состоят, по мнению автора, в следующем:

первостепенная и превалирующая 
роль местного самоуправления в осуществлении 
этой защиты;

перенос центра тяжести, в 
работе с материальной защиты на социальную
заботу о людях;

необходимость организации 
социальной защиты населения, прежде всего,
через помощь семье;

усиление вклада предпринимателей
в социальную защиту нуждающихся 
граждан, ликвидацию бедности, создание
рабочих мест.

обеспечение различных форм
социальной защиты и разработки точно 
адресованных мер помощи, рассчитанных
на определённый контингент нуждающихся;

максимальный учет принципа
социальной справедливости и так 
далее.

Таким образом, каждый гражданин 
имеет право на поддержку. Законодательство
возлагает обязанность на местное 
самоуправление создавать все необходимые 
условия для осуществления этого 
права.

Объектом исследования являются
администрация города (г. Улан-Удэ).

Предмет исследования – 
особенности совершенствования 
системы управления социальной сферой
на уровне муниципального образования 
на примере деятельности администрации 
г. Улан-Удэ

Цель дипломной работы
– исследование путей совершенствования 
системы управления социальной сферой
на уровне муниципального образования 
на примере деятельности администрации 
г. Улан-Удэ

определить роль муниципального
образования в управлении социальной
сферой;

охарактеризовать муниципальное 
управление основными отраслями 
социальной сферы;

выявить проблемы структуры 
и организации деятельности местных 
администраций;

провести анализ направлений 
деятельности администрации города
Улан-Удэ по управлению социальной
сферой за 2010-2012 г. : успехи и проблемы;

дать общие рекомендации
по совершенствованию работы администраций 
муниципальных образований и 
выполнению ими своих функций;

предложить систему управления
социальной сферой на примере муниципального
образования город Улан-Удэ;

спроектировать программу 
по социальной поддержке населения 
и развитию муниципального образования.

Практическая значимость
работы заключается в том, что 
сформулированы и обоснованы принципы,
требования, системные решения, которые 
позволят успешно применять предлагаемые
направления совершенствования 
деятельности местных администраций 
по управлению социальной сферой, и 
с целью решения задач социального 
развития муниципального образования 
в рамках предметов ведения, определяемых
нормативно-правовыми актами. Необходимо
отметить, что в работе представлен 
проект программы по социальной поддержке 
населения и развитию муниципального
образования.

Эмпирическая база исследования:
информационные данные, сводки, статистические
данные о деятельности администрации 
города Улан-Удэ

Для реализации поставленных
цели и задач в исследовании были использованы
следующие методы: метод теоретического
анализа специальной литературы, аналитический
метод, анализ статистических показателей
и данных, предоставленных администрациями,
также научный метод.

Структура работы: введение,
три раздела, заключение, список литературы,
приложения. Таким образом, дипломный 
проект носит теоретико-практический
характер.

1 Роль муниципального образования
в управлении социальной сферы

Социальная политика в 
Российской Федерации исходит из
конституционного определения России
как социального государства, политика
которого направлена на создания условий,
обеспечивающих достойную жизнь 
и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается 
гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная 
поддержка семьи, материнства, отцовства 
и детства, инвалидов и пожилых 
граждан, развивается система социальных;
служб, устанавливаются государственные 
пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты.

Конституция гарантирует 
каждому социальное обеспечение 
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потере кормильца, для воспитания детей 
и в иных случаях, установленных 
законом.

В этих целях в РФ развивается 
система государственных и муниципальных
служб.

Российская система социальной
политики базируется на принципах «кто
ты есть» (наличие социальных пенсий
и развитой системы категориальных
льгот) и «что ты сделал» (система 
трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» 
используется частично, например, при 
определении жилищных субсидий и 
выплате детских пособий.

Муниципальное управление в 
РФ строится на основе Конституции 
РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих
построение структуры муниципальных 
органов и их компетенции, а также 
распределение государственных 
финансовых фондов и иных ресурсов
между органами государственной 
власти и муниципального управления.

Программа – это 
научно обоснованное представление 
о состоянии какого-либо отдельного,
локального объекта управления через 
определенный период времени (5, 10 лет 
или более) на основании реализации
поставленной цели и выполнения комплекса 
мероприятий, согласованных по ресурсам,
срокам и исполнителям.

Целевые программы 
разрабатываются для масштабного 
решения наиболее значительных проблем 
и задач.

Муниципальная целевая программа 
представляет собой увязанный по
ресурсам, исполнителям и срокам комплекс
социально-экономических, организационно-хозяйственных 
и других мероприятий, обеспечивающих
эффективное решение экономических,
экологических, социальных и иных проблем 
развития муниципальных образований.

Муниципальные целевые программы 
могут быть текущими
и перспективными
и являются составными частями соответствующих
планов. Расходы на реализацию целевых
программ формируют бюджет развития муниципального
образования.

Проблемы социально-экономического
развития муниципальных образований могут
решаться целевыми программами разных
уровней. Поэтому органы местного самоуправления
должны одинаково хорошо владеть технологией
разработки, утверждения и реализации
целевых программ, имеющих различный статус.

Муниципальная целевая программа 
в общем случае должна включать следующие 
разделы:

— описание проблемы, на 
решение которой направлена целевая 
программа;

— цели, задачи, сроки и 
этапы реализации программы, а 
также целевые индикаторы и 
показатели, характеризующие достижение 
ее результатов;

— организация управления 
программой и контроль хода 
ее реализации.

Муниципальная целевая программа 
должна иметь паспорт, составляемый
по специальной форме. Важнейшей 
ее составляющей является система целевых 
индикаторов и показателей, характеризующих 
ее эффективность. Это требование связано 
с необходимостью повышения результативности
бюджетных расходов.

Проблемные муниципальные 
целевые программы могут разрабатываться 
по разным направлениям:

— развитие инфраструктуры 
транспорта, связи и обеспечение 
бесперебойной работы жилищно-коммунального 
хозяйства;

— развитие межрегиональных 
и международных связей муниципального 
образования и т.

Программа создания
благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата
предполагает проведение институциональных
преобразований, направленных на развитие
финансовой инфраструктуры: создание
муниципальных или привлечение на территорию
филиалов бизнес-центров, консалтинговых
фирм, страховых компаний, залоговых фондов;
упрощение процедуры регистрации и лицензирования
(реализация принципа одного окна, создание
условий для развития малых и средних
предприятий).

Программы нормативно-правовых
преобразований подразумевают урегулирование
специфики трудовых отношений, создание
прозрачных и стабильных правил осуществления
экономической деятельности, стимулирующих
развитие предпринимательской инициативы,
дебюрократизацию экономики – упорядочение
регулирующих, контрольно-ревизионных
функций органов местного самоуправления,
сокращение административного вмешательства
в предпринимательскую деятельность,
повышение эффективности управления муниципальной
собственностью.

Социальные 
программы могут включать: развитие и
техническое переоснащение объектов здравоохранения;
развитие службы охраны материнства и
детства; проведение мероприятий по борьбе
с социально опасными заболеваниями; развитие
материальной базы объектов образования;
строительство и техническое переоснащение
объектов культуры, физкультуры и спорта
и т.

Экологические
программы могут предусматривать проведение
мероприятий по оздоровлению окружающей
среды и предупреждению чрезвычайных
ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния,
оценку экологического состояния территории
и его влияния на здоровье населения, стимулирование
инвестиций, направленных на снижение
негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия
реформированию промышленности включают разработку мер содействия
техническому перевооружению и модернизации
предприятий, находящихся на территории
муниципального образования. Программы
развития инфраструктуры предусматривают
мероприятия по развитию городского транспорта,
связи, обеспечению бесперебойной работы
жилищно-коммунального хозяйства, внедрению
энергосберегающих технологий, повышению
эффективности работы систем жизнеобеспечения,
предотвращению аварий техногенного характера.

Программы развития
межмуниципальных, межрегиональных 
и международных связей муниципального образования.

При разработке муниципальных 
целевых программ необходимо оценивать 
каждое программное мероприятие 
по ряду критериев: цель и решаемая
проблема, планируемые объемы производства
продукции или услуг (для инвестиционных
проектов), сроки реализации, объемы и
источники финансирования, показатели
эффективности (платежи в бюджеты всех
уровней, сроки окупаемости, количество
новых рабочих мест) и т.

Механизмы реализации
муниципальных целевых программ. Поскольку в большинстве муниципальных
целевых программ принимают участие организации
различных форм собственности, базовым
принципом построения механизма их реализации
является принцип баланса интересов, подразумевающий
обеспечение соблюдения интересов всех
участников.

Важнейшей составляющей механизма 
реализации программы является определение 
возможных источников и способов
финансирования мероприятий. При реализации
муниципальных целевых программ
могут использоваться:

-собственные источники финансирования
заявителя проекта (нераспределенная
прибыль, амортизационные отчисления,
акционерный капитал, работы, выполненные
собственными силами в рамках реализации
проекта и т

— средства российского 
Банка развития, российских и 
иностранных кредитных учреждений,
привлекаемые под гарантии Правительства 
РФ, а также под гарантии бюджета 
субъекта РФ и местного бюджета;

— другие внебюджетные 
источники финансирования.

Участие в разработке и 
реализации целевых программ многих
муниципальных структур требует 
наделения каждой из них определенными 
правами и обязанностями и 
четкой координации работы. Возможная 
схема такого распределения обязанностей
внутри местной администрации может 
быть следующей.

Экономическая служба вносит
предложения по перечню целевых 
программ, предлагаемых к финансированию
из местного бюджета на очередной финансовый
год с прогнозом на 2 последующих года,
определению приоритетности программ,
контролирует исполнение федеральных,
региональных и муниципальных целевых
программ на территории муниципального
образования.

Отраслевые структурные 
подразделения осуществляют планирование
разработки, разработку, текущее управление
отраслевыми целевыми программами,
составляют бюджетные заявки на финансирование
из средств местного бюджета, а также 
из средств региональных и федеральных 
программ.

Ответственный руководитель
— директор программы определяет формы 
и методы управления программой, вносит
при необходимости коррективы в 
распределение средств между 
мероприятиями в течение финансового 
года, отвечает за целевое использование 
бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает
за финансирование муниципальных программ,
контроль хода финансирования федеральных 
и региональных программ.

Коллегия (коллективный совещательный 
орган) администрации одобряет целевые 
программы и изменения к ним 
по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы 
вносятся главой администрации на утверждение 
представительного органа муниципального
образования.

Представительный орган 
рассматривает и утверждает целевые 
программы, а также санкционирует 
в случае необходимости гарантии
местного бюджета по кредитам коммерческих
банков для предприятий и организаций,
участвующих в реализации целевых 
программ.

Такая система управления
целевыми программами имеет ряд 
преимуществ:

— контроль перераспределения 
средств между программными мероприятиями, 
введения дополнительных программных 
мероприятий в течение финансового 
года.

— нехватка квалифицированных 
кадров, занимающихся разработкой 
целевых программ, в структурных 
подразделениях администраций;

— ориентация большинства 
руководителей и разработчиков 
программ на бюджетное финансирование 
как основной источник получения 
средств на реализацию программных 
мероприятий, недоучет внутренних 
возможностей и резервов. Качество 
и эффективность программ при 
этом снижаются.

Для устранения вышеперечисленных 
недостатков при реализации крупных 
муниципальных целевых программ
может создаваться специальный 
временный орган — дирекция программы
— из квалифицированных представителей
органов местного самоуправления и 
исполнителей основных мероприятий. Дирекция
может создаваться как с образованием,
так и без образования юридического
лица. Она действует на основании 
положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся:
координация исполнения программных 
мероприятий, включая мониторинг их
реализации, оценка результативности,
содействие решению спорных (конфликтных)
ситуаций, непосредственный контроль
хода реализации мероприятий и подготовка
отчетов о реализации программы. Функции руководителя такой программы 
могут быть возложены на соответствующего
заместителя главы администрации.

По завершении каждого 
этапа и программы в целом 
представляются количественные и качественные
результаты ее выполнения согласно изложенным
выше критериям.

Следует отметить, что технология
разработки и организации исполнения
целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых 
требований к государственному заказчику
(координатору) федеральной целевой 
программы — представление специальных 
докладов о ходе работ и использовании 
финансовых средств, размещение информации
о выполнении в сети Интернет, обязательное
проведение конкурсов на участие 
в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть
предъявлены к муниципальным 
целевым программам.

5) комплексность и пропорциональность
развития подотраслей сферы муниципального
хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо
жизненно важных коммунальных услуг способно
резко снизить качество и удобство жизни
населения города. Строительство жилых
домов необходимо вести одновременно
со строительством дорог, благоустройством,
формированием транспортной, социальной,
торговой инфраструктуры, то есть осуществлять
комплексную застройку территорий;

6) зависимость размера предприятий муниципального
хозяйства и их размещения от местных
условий. Планировка городов и их размер
непосредственно влияет на уровень развития
муниципального хозяйства и определяет
наличие или отсутствие тех или иных видов
услуг. Например, в компактно расположенном
городе с небольшой территорией может
отсутствовать внутригородской пассажирский
транспорт, что не оказывает существенного
влияния на нормальное функционирование
комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации 
муниципального хозяйства имеют 
специфические черты своей производственной деятельности, которые
определяют особенности организации производственной
структуры и управления:

Продукция предприятий 
как правило не имеет овеществленного 
характера и выступает в форме 
услуги. Например, услуги теплоснабжения
заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского
транспорта – в предоставлении услуг
по перевозке пассажиров и т.

Целью деятельности предприятий 
муниципального хозяйства является
удовлетворение потребностей населения 
в предоставляемых услугах, постоянное
повышение уровня обслуживания и качества
услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий,
извлечение прибыли (дохода) не должно
являться основной задачей и главным критерием
эффективности их деятельности.

Переменный режим работы
в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий
муниципального хозяйства имеет ярко
выраженную неравномерность как по сезонам
года, так по часам суток (часы с максимальными
«пиковыми» нагрузками), и предоставление
этих услуг должно быть согласовано с
режимами потребления.

Наличие на предприятиях
муниципального хозяйства достаточно
значительных резервных мощностей
(до 30% оборудования), необходимых для 
покрытия максимальных сезонных и пиковых 
нагрузок. Последствием этого является
снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования
оборудования и повышение себестоимости
услуг.

Невозможность компенсировать
невыполнение производственной программы 
муниципального предприятия без 
ущерба для потребителей ни ее последующим 
перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости 
между численностью работников предприятия 
муниципального хозяйства и объемом 
оказываемых услуг. На предприятиях
широко применяются нормы обслуживания,
нормативы трудоемкости работ и 
численности персонала, распространена повременная
система оплаты труда.

Большинство предприятий 
муниципального хозяйства производят
однородную продукцию, то есть предоставляют 
один вид услуг, который на территории
города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального
образования является естественными локальными
монополистами в производстве и предоставлении
услуг (предприятия коммунальной энергетики,
водоснабжения и отведения и т. ), или
занимают олигопольное положение (организации
жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства
и т. ), что затрудняет развитие конкурентных
отношений в сфере муниципального хозяйства.

Структура городского
хозяйства

Основные подсистемы
городского хозяйства представим ниже.

– наука.

– отрасли не материального производства
города;

– общественное питание;

– системы здравоохранения, спорта, культуры
материально-технического оснащения.

– профессионально-квалификационная структура;

– наличие рабочих специалистов и уровень
их квалификации;

– социально-демографическая структура.

– комплекс местных, государственных и
общественных организаций.

– торговые места;

– коммунально-складские комплексы и др

– природные ресурсы.

Таким образом, городское хозяйство отличается от государственного
достаточно широкими правами в области
производственной деятельности и, прежде
всего, в области распоряжения собственными
ресурсами, а от частного хозяйства –
общественным характером использования
результатов деятельности.

В настоящее время 
существует ряд факторов, оказывающих 
влияние на специфику организации городского хозяйства. Наиболее характерные
из них следующие.

Во-первых, природный 
и географический факторы. Природные условия оказывают сильное
влияние на формирование систем хозяйственной
жизни и образ жизни населения данной
территории. Так, условия жизни в разных
частях Российской Федерации сильно отличаются,
и во многом в силу того, что в зависимости
от природных условий в значительной степени
определяются основные занятия населения
и условия их жизни, характер поселений
и способы хозяйствования (от кочевий
Севера и казачьих станиц Юга до индустриальных
городов-мегаполисов, сформировавшихся
на месторождениях полезных ископаемых
или на перекрестье торговых путей.

Во-вторых, фактор внутренних и внешних
воздействий на политико-хозяйственную
систему. Внутренние факторы связаны с
особенностью соотношения влияния различных
групп населения на процесс становления
государственной власти. Система управления
не может не испытывать воздействия на
свое формирование и развитие со стороны
внутренних и внешних условий самого ее
существования.

Формирование системы управления муниципальным
хозяйством должно опираться как на анализ
общих характеристик экономического цикла,
так и ни особенности (скорость развития
экономических отношений, природные условия,
определяющие особенности хозяйствования
и др. ) прохождения данного цикла в конкретной
стране, регионе страны.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКОГОХОЗЯЙСТВА

Понятие комплексного
социально-экономического развития  
городского хозяйства

Понятие «социально-экономическое 
развитие» не может быть применено  
(в строгом смысле этих слов) к каждому
муниципальному образованию. Под строгим
смыслом слов здесь понимается то, что
экономические законы и законы развития
общества (социальные законы) не являются
проявлениями чьей-либо субъективной
воли, а отражают объективные экономические
и социальные связи. В этом смысле говорится о том, что не каждое
муниципальное образование может реально
осуществлять самостоятельное социально-экономическое
развитие.

Конечно, даже не все города,
не говоря уже о сельских поселениях, в настоящее время могут осуществить
самостоятельное развитие своих территорий,
так как история их формирования и развития
в условиях административной экономики
не создавала соответствующих предпосылок
для формирования финансово-экономических
основ осуществления собственных программ
социально-экономического развития. В
недавнем прошлом такое понятие как «комплексное
социально-экономическое развитие» в
отношении поселений вообще не применялось
(генеральные планы развития поселений
не являлись социально-экономическими
планами).

Ярчайшим примером внеэкономического 
и внесоциального развития могут 
служить города с преимущественным
развитием научно-технического комплекса,
получивших закрепившееся за ними название – «наукограды». Вообще в настоящее время в России очень
многие малые города формировались в связи
со строительством крупных промышленных
объектов, и в результате стали заложниками
экономического состояния соответствующих
отраслей промышленности.

Таким образом, учитывая
вышесказанное, вопрос комплексного социально-экономического развития
в большей мере нужно отнести к муниципальным
образованиям, которые являются самостоятельными
поселениями. Для остальных муниципальных
образований вопрос их самостоятельности
в смысле осуществления собственных планов
социально-экономического развития должен
быть дополнительно исследован в каждом
отдельном случае.

Для поселений, и особенно
для городов, постановка задачи самостоятельного
комплексного социально-экономического
развития является исторической неизбежностью. Другими словами, города и другие компактные
поселения, являющиеся муниципальными
образованиями, «обречены» на развитие,
и поэтому органы местного самоуправления
этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной
точки зрения – закон обязывает) ставить
задачу комплексного социально-экономического
развития и под свою ответственность осуществлять
ее решение.

Закон предоставил населению 
право самим решить судьбу города
и обустроить свою жизнь в городе
по тем критериям качества, которых 
они могут достичь сами.

Понятие «развитие» в 
отношении поселения вызывает много 
дискуссий, особенно в последнее 
время. Дискуссии осложняются еще и тем, что стороны,
обсуждающие тему развития, наполняют
этот термин разным содержанием.

Существо расхождений 
по этому вопросу (если очистить их
от терминологической путаницы) сводится
к выражению своего отношения 
к трем принципиальным вопросам.

Вопрос первый связан
с принципиальным отношением к пониманию 
этого термина.

По этим вопросам, как 
практикующие мэры, так и теоретики 
высказывают часто ровно противоположные 
взгляды. Одни утверждают, что вопрос о развитии города как целостного социально-экономического
образования вообще и ставить не надо. По мнению сторонников такого подхода,
муниципальное образование и так само
найдет свой путь – ему не надо мешать. Надо только развивать инфраструктуру,
решать возникающие проблемы, а остальное
само собой разовьется и разовьется как
раз то, что наиболее органично для данного
города и региона.

Целевой подход предполагает
наличие нескольких реальных «сценариев» 
развития, из которых выбирается наилучший, которому в дальнейшем и следуют. В противоположность целевому подходу
к развитию (при отказе в постановке целей)
на практике реализуется одновременно
несколько реальных «сценариев», но из-за
ограниченности ресурсов ни один из них
не реализуется полностью.

Второй вопрос связан
с пониманием самого понятия комплексного
социально-экономического развития (его 
масштаб и направления). Здесь 
принципиальные сторонники целевого подхода 
к пониманию развития расходятся
во мнении относительно того, что относить
к объектам развития и каковы масштабы этого
явления. Мнения по этому вопросу можно
свести к трем основным позициям.

Первая позиция заключается 
в том, что под комплексным 
социально-экономическим развитием 
представители этой позиции понимают
развитие инфраструктуры муниципального образования. К представителям
этого направления принципиально можно
отнести и тех, кто под комплексным социально-экономическим
развитием понимает не только развитие
городской инфраструктуры, но и развитие
хозяйственной деятельности органов местного
самоуправления посредством управления
муниципальной собственностью и ведением
хозяйственной деятельности.

Эти позиции объединены
на основе того, что развитие города
как целостного социально-экономического
образования представителями этого 
направления не рассматривается как главная
задача развития. Как бы широко ни ставился
вопрос о ведении хозяйственной деятельности
органами местного самоуправления, эта
деятельность не может обеспечить всех
направлений жизнедеятельности муниципального
образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *