N 298 об утверждении национальной программы содействия занятости населения Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 2014 г. N 298

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения».

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2149-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6736).

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Соисполнители Программы

Федеральная миграционная служба (2013 — 2016 годы),Министерство внутренних дел Российской Федерации (2016 год)

Участники Программы

Министерство финансов Российской Федерации (2013 — 2018 годы),Федеральная служба по труду и занятости,Министерство иностранных дел Российской Федерации (2015 — 2016 годы),Фонд социального страхования Российской Федерации (2016 год)

Подпрограммы Программы

подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» (2013 — 2016 годы);подпрограмма «Развитие институтов рынка труда»;подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (2015 — 2016 годы);подпрограмма «Безопасный труд»

Цель Программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи Программы

обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;внедрение культуры безопасного труда

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень безработицы;уровень регистрируемой безработицы;отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда;удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в общей численности работников

Срок реализации Программы

2013 — 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 927382719,5 тыс. рублей,в том числе:на 2013 год — 72237136,2 тыс. рублей;на 2014 год — 75756345,3 тыс. рублей;на 2015 год — 79857239,3 тыс. рублей;на 2016 год — 80450833,6 тыс. рублей;на 2017 год — 51904983,6 тыс. рублей;на 2018 год — 44735081 тыс. рублей;на 2019 год — 65510733,6 тыс. рублей;на 2020 год — 67836033 тыс. рублей;на 2021 год — 135624915,5 тыс. рублей;на 2022 год — 92506839 тыс. рублей;на 2023 год — 93312579,4 тыс. рублей;на 2024 год — 67650000 тыс. рублей,из них:объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет:на 2013 год — 72237136,2 тыс. рублей;на 2014 год — 75756345,3 тыс. рублей;на 2015 год — 79857239,3 тыс. рублей;на 2016 год — 79950833,6 тыс. рублей;на 2017 год — 51904983,6 тыс. рублей;на 2018 год — 44735081 тыс. рублей;на 2019 год — 65510733,6 тыс. рублей;на 2020 год — 67836033 тыс. рублей;на 2021 год — 135624915,5 тыс. рублей;на 2022 год — 92506839 тыс. рублей;на 2023 год — 93312579,4 тыс. рублей;на 2024 год — 67650000 тыс. рублей;объем бюджетных ассигнований за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год составляет 500000 тыс. рублей

Справочно:

объемы налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы отсутствуют

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда увеличится с 24 процентов в 2013 году до 30 процентов в 2024 году);абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 481;создание основы для формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции, а также основы разработки программ профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда путем утверждения и актуализации профессиональных стандартов;снижение к 2024 году удельного веса численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 39 процентов до 37,9 процента общей численности работников;обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;поддержание социальной стабильности в обществе

ПАСПОРТ подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Участники подпрограммы

Федеральная служба по труду и занятости,Министерство финансов Российской Федерации (2013 — 2018 годы)

Программно-целевые инструменты подпрограммы

отсутствуют

Цель подпрограммы

предотвращение роста напряженности на рынке труда

Задачи подпрограммы

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения;повышение эффективности содействия трудоустройству безработных граждан;совершенствование мер социальной поддержки безработных граждан;абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 481;развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций в целях поддержки уровня занятости населения;оказание целевой поддержки занятости лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в связи с увеличением предпенсионного возраста путем организации их профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста;организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;удельный вес безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;доля привлеченных работников, принятых на работу работодателями — участниками региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в отчетном периоде, в общей численности работников, предусмотренной соглашением;доля привлеченных работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец отчетного периода, в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках соглашения;удельный вес внутренних затрат на научные исследования и разработки в области активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, осуществляемые в рамках реализации Программы по государственным контрактам;отношение максимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;доля лиц в возрасте 16 лет и более, обратившихся в государственную службу занятости с целью поиска работы (в том числе временной), получения статуса безработного, профессионального обучения и зарегистрированных в государственной службе занятости после обращения, удовлетворенных государственными услугами в области содействия занятости;доля привлекаемых иностранных работников в общей численности рабочей силы (экономически активного населения);количество субъектов Российской Федерации — участников федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», в которых реализуются или реализованы проекты по модернизации центров занятости населения;доля работодателей — получателей услуг центров занятости населения, в которых реализованы проекты по модернизации, удовлетворенных полученными услугами;доля соискателей — получателей услуг центров занятости населения, в которых реализованы проекты по модернизации, удовлетворенных полученными услугами;доля граждан, завершивших обучение, из числа граждан отдельных категорий, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;удельный вес безработных граждан в возрасте 16 — 29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16 — 29 лет, зарегистрированных в органах службы занятости;уровень безработицы молодежи в возрасте 25 — 29 лет

Читать также:  43 Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"

Срок реализации подпрограммы

2013 — 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 772353843,3 тыс. рублей,в том числе:на 2013 год — 46368643,8 тыс. рублей;на 2014 год — 45287297,4 тыс. рублей;на 2015 год — 45849814,5 тыс. рублей;на 2016 год — 48055206,4 тыс. рублей;на 2017 год — 48057770,1 тыс. рублей;на 2018 год — 40823458,3 тыс. рублей;на 2019 год — 61251979,1 тыс. рублей;на 2020 год — 63887798,8 тыс. рублей;на 2021 год — 131551117,2 тыс. рублей;на 2022 год — 88423782,2 тыс. рублей;на 2023 год — 89154344,5 тыс. рублей;на 2024 год — 63642631 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

поддержание социальной стабильности в обществе;повышение уровня трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, до 70 процентов в 2024 году;развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;повышение мобильности трудовых ресурсов (увеличение доли работников, привлеченных работодателями — участниками региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в отчетном периоде, в общей численности работников, предусмотренной соглашениями, с 26,5 процента до 79 процентов к 2024 году);усиление адресности и повышение уровня социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам;непревышение к 2025 году доли привлекаемых иностранных работников в общей численности рабочей силы (экономически активного населения) более 2,4 процента;обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации;снижение уровня безработицы молодежи в возрасте от 25 до 29 лет до 5,5 процента в 2024 году;реализация проектов по модернизации центров занятости населения во всех субъектах Российской Федерации;организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» 543,7 тыс. граждан отдельных категорий;обеспечение занятости не менее 407,6 тыс. отдельных категорий граждан по окончании обучения в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»

ПАСПОРТ подпрограммы «Развитие институтов рынка труда» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Участники подпрограммы

Федеральная служба по труду и занятости,Фонд социального страхования Российской Федерации (2016 год)

Программно-целевые инструменты подпрограммы

отсутствуют

Цели подпрограммы

содействие поддержанию высокой квалификации работников;обеспечение защиты трудовых прав граждан

Задачи подпрограммы

создание условий для повышения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности;обеспечение соблюдения трудовых прав граждан

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество разработанных профессиональных стандартов в соответствии с требованиями экономики (нарастающим итогом);количество актуализированных профессиональных стандартов в соответствии с требованиями экономики (нарастающим итогом);темп роста размера реальной заработной платы (по отношению к 2011 году) (нарастающим итогом);абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 481;количество центров оценки квалификаций (с 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации») (нарастающим итогом);количество победителей конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» (нарастающим итогом);удельный вес выполненных Правительством Российской Федерации мероприятий генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации в общем количестве мероприятий, подлежащих выполнению Правительством Российской Федерации;отношение просроченной задолженности по заработной плате к месячному фонду заработной платы работников организаций наблюдаемых видов экономической деятельности;доля граждан, проинформированных о ведении работодателями сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, в общей численности опрошенных граждан

Срок реализации подпрограммы

2013 — 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 45364789,5 тыс. рублей,в том числе:на 2013 год — 3143911,7 тыс. рублей;на 2014 год — 3391856,5 тыс. рублей;на 2015 год — 3299473 тыс. рублей;на 2016 год — 3700717,7 тыс. рублей;на 2017 год — 3847213,5 тыс. рублей;на 2018 год — 3843166 тыс. рублей;на 2019 год — 4190254,5 тыс. рублей;на 2020 год — 3879734,2 тыс. рублей;на 2021 год — 4011966,1 тыс. рублей;на 2022 год — 4021224,6 тыс. рублей;на 2023 год — 4096402,7 тыс. рублей;на 2024 год — 3938869 тыс. рублей,из них:объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет:на 2013 год — 3143911,7 тыс. рублей;на 2014 год — 3391856,5 тыс. рублей;на 2015 год — 3299473 тыс. рублей;на 2016 год — 3200717,7 тыс. рублей;на 2017 год — 3847213,5 тыс. рублей;на 2018 год — 3843166 тыс. рублей;на 2019 год — 4190254,5 тыс. рублей;на 2020 год — 3879734,2 тыс. рублей;на 2021 год — 4011966,1 тыс. рублей;на 2022 год — 4021224,6 тыс. рублей;на 2023 год — 4096402,7 тыс. рублей;на 2024 год — 3938869 тыс. рублей;объем бюджетных ассигнований за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год составляет 500000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

развитие национальной системы квалификаций, включая разработку и актуализацию профессиональных стандартов, организацию работы базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, актуализацию государственного информационного ресурса, содержащего информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, ориентированного на широкий круг пользователей, внедрение системы оценки профессиональных квалификаций;поощрение лучших организаций и работников в рамках всероссийских конкурсов «Российская организация высокой социальной эффективности» и конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»;развитие профессиональной мобильности населения;привлечение в бюджетный сектор квалифицированных специалистов;снижение количества нарушений трудовых прав граждан;повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав граждан

ПАСПОРТ подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Участники подпрограммы

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

отсутствуют

Цели подпрограммы

создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Задачи подпрограммы

обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;улучшение условий труда

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;численность лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями);количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда (снижен класс (подкласс) условий труда) (нарастающим итогом)

Срок реализации подпрограммы

2018 — 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 459453,3 тыс. рублей, в том числе:на 2018 год — 68456,7 тыс. рублей;на 2019 год — 68500 тыс. рублей;на 2020 год — 68500 тыс. рублей;на 2021 год — 61832,2 тыс. рублей;на 2022 год — 61832,2 тыс. рублей;на 2023 год — 61832,2 тыс. рублей;на 2024 год — 68500 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

снижение значения показателя численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих к 2025 году до 1,09;снижение численности лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями) к 2025 году до 4050 человек;улучшение условий труда работников за счет увеличения количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда (снижен класс (подкласс) условий труда) к 2025 году до 6200 тыс. рабочих мест

Читать также:  Государственная программа по развитию сельскохозяйственного производства

Цели, задачи и направления Программы

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, а также прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

повышение гибкости рынка труда;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

внедрение культуры безопасного труда;

создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

С учетом Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 — 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. N 410-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, а также Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, повышение гибкости рынка труда предполагается достичь путем:

совершенствования нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибких форм, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

повышения эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной зависимости заработной платы от эффективности работы и качества предоставляемых услуг, сложности и объемов выполняемой работы, особенностей территориальных рынков труда, а также за счет улучшения условий труда на рабочих местах;

создания условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и др

расширения практики стажировок молодых специалистов в организациях в целях их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

стимулирования занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышения эффективности контроля и надзора за их исполнением;

развития социального партнерства.

Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности предполагает:

развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;

совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

совершенствование национальной системы квалификаций, обеспечение деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, формирование отраслевых советов, организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов, организацию и проведение работы по ведению и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий», организацию работы базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, а также создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации.

Развитие институтов рынка труда, обеспечение роста занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, осуществляется путем:

повышения качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения, частных агентств занятости, а также их взаимодействия;

реформирования системы государственной социальной поддержки безработных граждан в целях стимулирования их к активному поиску работы;

использования новых информационных возможностей и обеспечения доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения в целях совершенствования механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;

разработки новых направлений активной политики занятости населения;

осуществления комплекса мероприятий, направленных на содействие внутренней трудовой миграции, способствующей опережающему развитию субъектов Российской Федерации за счет привлечения квалифицированной рабочей силы, включающих совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, субсидирования затрат на переезд и обустройство.

Внедрение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:

разработку и реализацию с участием сторон социального партнерства мер экономического стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий труда в целях сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, а также снижение удельного веса численности работников, занятых во вредных условиях труда;

совершенствование процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, сближение и гармонизацию подходов к оценке условий труда с экономически развитыми странами;

внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда у всех работодателей, переход к риск-ориентированному подходу в надзорно-контрольной деятельности и на всех уровнях управления охраной труда;

разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризацию и пропаганду культуры безопасного труда.

Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров предполагает:

проведение работы по установлению допустимой доли иностранных работников в общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, в том числе по расширению видов экономической деятельности, в которых указанная допустимая доля установлена, а также по ежегодному снижению размеров установленной допустимой доли в отдельных видах экономической деятельности;

определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Одним из приоритетов политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития является развитие профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирование системы независимой оценки их профессионального уровня.

В целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда предусматриваются:

Читать также:  Программа развития образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области

актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований, предъявляемых рынком труда, в том числе путем организации разработки и актуализации профессиональных стандартов;

организация и проведение работы по ведению и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий»;

поддержка функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, ведение информационно-справочных ресурсов и обучение экспертов по оценке квалификации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), а также сформированы рабочие группы Национального совета по формированию профессиональных и отраслевых советов развития квалификаций, профессиональным стандартам и их применению в системе профессионального образования и обучения, независимой оценке квалификации работников и поддержке лучших практик развития квалификаций.

Для учета отраслевой специфики при разработке профессиональных стандартов при Национальном совете сформированы 34 совета по профессиональным квалификациям (далее — советы), в том числе в области финансового рынка, наноиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, индустрии гостеприимства, информационных технологий, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, сварки, здравоохранения, фармации, электроэнергетики, машиностроения, судостроения, нефтегазовой отрасли, атомной энергии, автомобилестроения, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, управления персоналом, ракетной техники и космической деятельности.

Участие советов, объединений работодателей в развитии национальной системы профессиональных квалификаций предусматривается активизировать, в том числе путем выделения субсидий некоммерческим организациям, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие цели.

В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти предусматривается повышение результативности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, направленной на соблюдение трудовых прав и государственных гарантий работников и работодателей, путем перенесения акцента в работе инспекций труда с реагирования на упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий.

С учетом реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы», и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», приоритетным направлением государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (далее — Программа) является в том числе обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации.

В связи с этим деятельность субъектов Российской Федерации должна быть направлена на совершенствование работы по замещению рабочих мест, на которые привлекаются иностранные граждане, работниками из числа граждан Российской Федерации, в том числе путем организации их профессиональной переподготовки, переезда и переселения в целях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации.

В области содействия развитию внутренней трудовой миграции граждан Российской Федерации приоритетами Программы являются:

развитие мер дифференцированной поддержки, стимулирующих трудовую миграцию из трудоизбыточных в трудонедостаточные субъекты Российской Федерации;

повышение информирования населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

сопровождение (ведение) федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства в целях повышения информированности граждан о возможностях и об условиях трудоустройства.

В связи с этим деятельность субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в части развития внутренней трудовой миграции должна быть направлена:

на установление мер дифференцированной поддержки граждан на переезд и обустройство, стимулирующих переезд граждан, обладающих профессиями (специальностями), по которым в принимающем регионе ощущается наибольший дефицит в трудовых ресурсах;

на обеспечение развития инфраструктуры для приема внутренних трудовых мигрантов (формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилого фонда);

на содействие местной внутренней трудовой миграции прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;

на развитие региональных информационных ресурсов, позволяющих информировать российских граждан о возможностях переезда в целях трудоустройства, возможностях жилищного обустройства, наличии социальной, транспортной и образовательной инфраструктуры;

на совершенствование работы по замещению рабочих мест, на которые привлекаются иностранные граждане, работниками из числа граждан Российской Федерации, в том числе путем организации их профессиональной подготовки, переезда и переселения в целях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации.

Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:

максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;

регулярность формирования отчетных данных (один раз в год);

применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

наличие объективных источников информации;

возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

В состав показателей Программы включены показатели, характеризующие результативность решения задач Программы, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение. Критерием отбора показателей является отражение качественной характеристики итогов реализации конкретной задачи.

Состав показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики и появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.

Планируемые значения показателей реализации задач Программы предусмотрены исходя из базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, в соответствии с которым состояние рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы. В условиях дальнейшего развития и модернизации экономики среди основных задач будет создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы и обновление структуры занятости.

Государственная политика в части содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость предполагает наличие единых общих требований к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая субъекты Российской Федерации, относящиеся к приоритетным территориям в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (далее — приоритетные территории).

Начиная с 2012 года в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов об осуществлении полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 7. 1-1) Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения, которые осуществляются в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в этой области.

При этом едиными общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения являются:

обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения предусмотренных Законом государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций;

недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, сложившихся по состоянию на 31 декабря 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *