О Государственной программе Республики Беларусь «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы

Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь

По данным Национального статистического комитета (по состоянию на 2020 г.) количество субъектов МСП составило 380 906 единиц (111 405 микро-, малых и средних организаций и 269 501 индивидуальный предприниматель).

Субъектами МСП – юридическими лицами обеспечено:

19,8% промышленного производства;

30,8% розничного товарооборота организаций торговли;

46,8%товарооборота общественного питания;

41,5% экспорта товаров;

43,4% экспорта услуг;

40,1% инвестиций в основной капитал.

Справочно: к субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Общесистемные меры поддержки

1. Меры имущественной поддержки субъектов МСП:

— снижение начальной цены продажи объектов на аукционах вплоть до одной базовой величины( указы Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» и от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»);

— предоставление льгот по приобретению арендованного имущества без проведения аукционов;

— предоставление рассрочки при продаже государственного имущества;

— предоставление государственного имущества в безвозмездное пользование либо в аренду с применением понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2012 г. № 590).

Справочно: на сайте Госкомимущества (http://gki.gov.by/ru/auction) размещена в свободном доступе Единая информационная база неиспользуемого государственного имущества, предназначенного для продажи и сдачи
в аренду.

2. Налогообложение. Специальные налоговые режимы

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З
«Об изменении законов по вопросам налогообложения» скорректированы базовые подходы к налогообложению самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена упрощенная система налогообложения.

Справочно: сумма налога определяется как произведение валовой выручки и ставки в размере 6%. На 1 января 2022 г. УСН применяли 69 496 организаций и 198 739 индивидуальных предпринимателей, что составляет 59,4% всех плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.

Индивидуальные предприниматели могут использовать общую систему налогообложения, предусматривающую уплату подоходного налога с физических лиц (ставка подоходного налога установлена в размере 16%).

МСП могут воспользоваться единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции, который характеризуется низкой налоговой ставкой (1%).

Для индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими розничной торговли отдельными товарами, оказании потребителям услуг (выполнении работ) действует особый режим налогообложения в виде уплаты единого налога с ИП и иных физических лиц. Уплата единого налога заменяет уплату подоходного налога с физических лиц, НДС, экологического налога, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, местных налогов и сборов.

Справочно: на 1 января 2022 г. плательщиками единого налога являлись 55 678 ИП, что составляет 20,4 % общего числа плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.

Налоговые стимулы предусмотрены для развития производства
и рынка услуг в сельской местности, малых и средних городах (Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“).

Юридическим лицам и ИП, осуществляющим на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание, микроорганизациям и ИП, осуществляющим на территории малых городских поселений общественное питание и бытовое обслуживание предоставлены налоговые льготы: пониженные ставки по налогу на прибыль (для юридических лиц) и по подоходному налогу (для ИП) в размере 6 %; для ИП – плательщиков единого налога ставка в размере 1 базовой величины в месяц; освобождение оборотов от НДС; освобождение от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и используемые под размещение торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания»).

3. Доступ к государственному заказу

Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З
«О государственных закупках товаров (работ, услуг)» закреплена гарантия для субъектов МСП участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) по перечню товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов МСП.

Справочно: для субъектов МСП может быть сформирована часть (лот) предмета государственной закупки в размере не более 10 % объема (количества) этого предмета. В такой части (лоте) конкурируют между собой только субъекты МСП.

4. Снижение административных барьеров

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» провозглашён уведомительный порядок начала ведения бизнеса, когда без предварительных согласований, включения в реестры, регистры, получения заключений экспертиз предприниматель вправе начать любой из 19 самых популярных видов деятельности. Начиная с 2018 года этим правом воспользовались на 1 января 2022 г. 21 900 субъектов хозяйствования.

Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, составляющих их работ, услуг.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 365 «О формировании и функционировании Единого реестра лицензий» создана государственная информационная система Единый реестр лицензий (далее – ЕРЛ).

В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур издан Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования». В развитие данного Указа приняты соответствующие постановления Совета Министров Республики Беларусь.

5. Доступ к технологической инфраструктуре (к газовой инфраструктуре, к электрическим сетям)

6. Поддержка субъектов МСП на стадии начала бизнеса (развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства)

Поддержка субъектов МСП на стадии становления и развития бизнеса

Поддержка лизинга субъектов МСП

Государственная финансовая поддержка путем предоставления субъектам малого предпринимательства имущества на условиях финансовой аренды (лизинга) оказывается Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей в рамках Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы.

Оказание государственной финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих производственных мощностей, осуществляется в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь
от 15 сентября 2021 г. № 348 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021 — 2025 годы».

Справочно: Государственная финансовая поддержка осуществляется в виде финансирования за счет средств инновационных фондов (республиканский централизованный инновационный фонд, инновационные фонды областных исполнительных комитетов и г. Минска) проектов, предусматривающих обновление технологической базы производств, снижение их энергоемкости, создание наукоемкой конкурентоспособной продукции, наращивание экспорта.

Создание микрофинансовых организаций

Основным нормативным правовым актом в сфере регулирования микрофинансовой деятельности является Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов».

Некоммерческая микрофинансовая организация создается физическими лицами, а также субъектами малого и (или) среднего предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств своих членов и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания членам этого кооператива финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов.

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

В Республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельность котрой регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

К субъектам инфраструктуры относятся центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

Создание и развитие научно-технологических парков

В Республике Беларусь научно-технологические парки (далее – технопарки) имеют статус субъектов инновационной инфраструктуры. Технопарки функционируют на территории всех областей страны, а также в г. Минске. На данный момент в Беларуси действует 16 технопарков (в 2016 г. их было 10). Регулирует деятельность технопарков Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике
и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры».

Справочно: в число указанных технопарков входят: Государственное предприятие ”НТПВГТУ“; Государственное предприятие ”НТППГУ“; Государственное предприятие ”Учебно-научно-производственный центр ”Технолаб“; ООО ”Технопарк ”Горки“; Государственное предприятие ”Научно-технологический парк БНТУ ”Политехник“; УП ”УНИТЕХПРОМ БГУ“; ООО ”Технопарк Полесье“.

Читать также:  Когда можно получить льготный кредит для малого бизнеса

Белорусские технопарки развивают сотрудничество с такими международными организациями как ПРООН, ЮНИДО, Всемирный банк. Ключевым партерном белорусских технопарков в Российской Федерации выступает Инновационный центр «Сколково». Вместе с тем ведутся работы по активизации сотрудничества с университетом и инновационным центром Иннополис. Также технопарками активно развивается сотрудничество с КНР, Узбекистаном и некоторыми другими странами.

Система гарантийного кредитования

С мая 2019 года реализуется пилотный проект
по предоставлению гарантий (поручительств) субъектам малого предпринимательства; заключены соглашения с 7 банками – партнерами
(ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”Банк Дабрабыт“, ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ЗАО ”МТБанк“, ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белинвестбанк“, ЗАО ”Банк ”Решение“) о принятии поручительств фонда в качестве обеспечения при кредитовании банками субъектов малого предпринимательства и совершении банками с данными субъектами сделок финансовой аренды (лизинга).

Финансовая поддержка субъектов МСП

В рамках Государственной программы ”Малое и среднее предпринимательство“ на 2021 – 2025 годы финансовая поддержка субъектам МСП оказывается облисполкомами и Минским горисполком, БФФПП, Банком развития Республики Беларусь и иными банками Республики Беларусь посредством предоставления льготных кредитов (через банки-партнеры), займов, имущества на условиях финансовой аренды (лизинг) и т.д.

Банком развития Республики Беларусь оптимизирована продуктовая линейка поддержки МСП в части расширения круга потенциальных кредитополучателей (по продуктам «Поддержка субъектов МСП в связи
с пандемией COVID-19» и «Поддержка экологических проектов»), а также внедрен новый кредитный продукт «Поддержка экспорта».

Финансирование субъектов МСП является одним из важных
и перспективных направлений деятельности банков Республики Беларусь.
На кредиты, выданные субъектам МСП в 2021 году, приходится 39,2%
от общего объема выданных кредитов субъектам хозяйствования.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков, выданным субъектам МСП за декабрь 2021 года в национальной валюте составила 14,26% годовых, в иностранной валюте – 7,4% годовых.

Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП

В Республике Беларусь создана система поддержки экспорта
и функционируют специализированные институты – Банк развития, ОАО ”Промагролизинг“, БРУПЭИС ”Белэксимгарант“, ИРУП ”Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен“ (НЦМиКЦ), Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП), ОАО ”Агенство внешнеэкономической деятельности“.

Финансовые механизмы поддержки экспорта

Предоставление экспортных кредитов и страхование экспортных рисков с поддержкой государства (Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»).

Компенсация части процентов по кредитам и лизинговым платежам потребителям белорусской продукции с использованием ресурсной и клиентской базы иностранных банков (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»).

Компенсация экспортерам до 50% расходов по участию в международных специализированных выставках (ярмарках) и проведению оценки соответствия продукции в иностранных государствах (Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта»).

Финансирование за счет бюджетных средств части расходов
по организации национальных выставок (экспозиций) Республики Беларусь за рубежом (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2012 г. № 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности»).

БелТПП и НЦМиКЦ оказывают белорусским экспортерам комплексную информационно-маркетинговую и организационную поддержку, включая организацию бизнес-форумов, конференций, семинаров, визитов деловых кругов, переговоров в формате B2B, обеспечение участия в международных специализированных выставках, содействие в поиске иностранных партнеров и установлении бизнес-контактов.

БелТПП также осуществляет следующие функции:

— координация выставочно-ярмарочной деятельности в иностранных государствах и распоряжение бюджетными средствами на финансирование организации национальных выставок (экспозиций) в иностранных государствах;

— проведение страновых маркетинговых исследований для национальных экспонентов, принимающих участие в международных выставках;

— регистрация в системе зарегистрированных экспортеров, применяемой Норвегией и Швейцарией;

— выдача сертификата свободной продажи;

— выдача во всех областных центрах карнетов АТА – международного таможенного документа, позволяющего осуществлять упрощенное
и ускоренное оформление временного ввоза/вывоза товаров;

— ведение Реестра добросовестных партнеров;

— национальная координация проекта Международного торгового центра «The Eastern Partnership Trade Helpdesk» (проект направлен
на повышение квалификации специалистов в сфере анализа рынков
и предполагает создание онлайн-портала, где можно будет оценивать региональные рынки, торговую статистику, наличие или возникновение торговых препятствий);

— организация на безвозмездной основе для предприятий
и индивидуальных предпринимателей бизнес-курса «Академия экспорта»;

— бесплатное консультирование малых и средних предприятий
по вопросам ведения бизнеса в иностранных государствах, отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности (поиск потенциальных партнеров, доступ на рынки зарубежных стран, поиск статистической информации о внешней торговле отдельными товарами и другое).

— содействие в составлении проектов договоров, коммерческих предложений и иных документов, необходимых для ведения внешнеэкономической деятельности;

— формирование е-платформы бизнес-контактов, на которой размещаются визитные карточки предприятий с отражением рекламной, описательной и контактной информации;

В функции НЦМиКЦ входят:

— формирование и обеспечение поддержки информационного портала Export.by (витрина белорусских товаров и услуг, аналитические обзоры зарубежных рынков, on-line база коммерческих предложений);

— осуществление маркетинговых исследований по товарам и услугам
и всем странам (350-400 исследований в год, экспортеры покрывают
60-70% затрат);

— проведение на бесплатной основе совместно с загранучреждениями Республики Беларусь страновых семинаров в формате видеоконференций;

— издание информационно-аналитических журналов «Конъюнктура рынков» и «Export of Belarus», рекламных журналов для регионов, отраслей промышленности и сельского хозяйства, образовательных и медицинских учреждений (экспортеры оплачивают 50% затрат на подготовку и печать);

— предоставление информации о закупках, проводимых в иностранных государствах и по линии ООН, выдача сертификатов открытого ключа электронной цифровой подписи для работы на электронных торговых площадках.

Всестороннее содействие экспортерам по выходу и закреплению позиций на внешних рынках оказывают Министерство иностранных дел
и загранучреждения Республики Беларусь.

Поддержка инновационного предпринимательства

На сегодняшний день в целом сформирована нормативная правовая база, предусматривающая инструменты государственной поддержки инновационного предпринимательства:

— оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого инновационного предпринимательства на ранних стадиях реализации инновационных проектов в форме инновационных ваучеров и грантов (Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2014 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов»);

— финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов (Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357
«О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»);

— предоставление Белорусским инновационным фондом займов
под 0,5% ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь для реализации инновационных проектов, работ по освоению и организации производства (Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»);

— венчурное финансирование высокорискованных инновационных проектов Российско-Белорусским фондом венчурных инвестиций;

— предоставление государственной поддержки в виде льготы по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь производителям высокотехнологичных товаров, продукция которых содержится в перечне высокотехнологичных товаров (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2013 г. № 574).

Кроме того, в целях создания благоприятной инвестиционной среды для инновационных проектов утвержден Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 года № 348 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы». Указом предусмотрен ряд льгот и преференций для реализации в Республике Беларусь инновационных проектов, включенных в Государственную программу, в том числе:

— отнесение проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, к инвестиционным;

— освобождение от ввозных таможенных пошлин и налога
на добавленную стоимость технологического оборудования, ввозимых для реализации инновационных проектов программы (без заключения инвестиционного договора);

— внедрение для проектов программы механизма налогового инвестиционного вычета в размере до 150 процентов от объема капитальных затрат по проекту;

— освобождение от земельного налога или арендной платы за земельные участки, используемые для строительства объектов в рамках реализации проектов программы, до полного завершения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию.

В целях поддержки и развития инновационного предпринимательства в стране, вовлечении молодежи в инновационную активность ежегодно проводится республиканский конкурс инновационных проектов. В рамках конкурса рассматриваются социально значимые инновационные проекты
с детально проработанной стратегией реализации (коммерциализации), соответствующие приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Конкурс проводится по двум номинациям «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект». Участниками конкурса могут быть юридические и физические лица. Победителям и призерам конкурса вручаются дипломы и премии. Среди победителей и призеров Совет конкурса отбирает проекты для дальнейшей коммерциализации их результатов, которые получат сертификат на получение денежных средств в размере 571 базовой величины (18 272,00 рублей).

Отечественный малый бизнес в прошлом году несколько улучшил свои экономические и финансовые показатели. При этом его численность почти не росла, а в этом году начала заметно сокращаться.

Читать также:  Утверждение программы государственных внутренних заимствований рф относится к предмету чтения

На 1 января 2022 г. в нашей стране насчитывалось 111,9 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства (МСП) – на 503 единицы больше, чем год назад, свидетельствуют данные Белстата. Таким образом, за 5 лет в республике число организаций МСП выросло всего на 1,8%, тогда как в 2011-2015 гг. – на 23,6%. При этом число малых и средних компаний в прошлом году несколько сократилось, а микроорганизаций – выросло.

Напомним, что компании МСП в Беларуси классифицируются только по числу работников: микроорганизации – до 15 человек включительно, малые – от 16 до 100, средние – от 101 до 250 человек. Объем выручки и стоимость активов тут не имеют значения.

Индивидуальные предприниматели (ИП) за прошлый год увеличили свои ряды на 3,6 тыс. Между тем, по данным Белстата, в 2021 г. было зарегистрировано 29 тыс. ИП, а прекратили свою деятельность – 27,1 тысяч.

Из общего числа более 40% организаций МСП и около 30% ИП работают в столице.

О Государственной программе Республики Беларусь «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы

Источник — https://ru.freepik.com/

В Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2021 – 2025 годы, утв. постановлением Совмина от 29.01.2021 № 56, одним из целевых показателей улучшения деловой среды значится достижение 24,9 юридических лиц – субъектов МСП на 1 тыс. занятых в экономике. Фактически получилось 26,3% (в декабре 2021 г. было занято 4 257,2 тыс. человек). Так что задание перевыполнено – отчасти благодаря совпадению скромного роста числа компаний МСП на 0,5% с сокращением количества занятых в экономике на 1,2%.

В 2022 году ряды субъектов МСП заметно поредели. Так, по сведениям МНС (по данным налоговых деклараций), за 5 месяцев в республике стало почти на 4 тыс. меньше организаций МСП (в основном за счет микроорганизаций), а ИП – на 2154. При этом сокращение распределяется по регионам почти равномерно. В значительной мере это связано с ограничениями на применение упрощенной системы налогообложения, но начинают сказываться и общие экономические факторы.

Роль в экономике

Удельный вес валовой добавленной стоимости субъектов МСП в ВВП страны составил в прошлом году 26,6%, что гораздо меньше 29%, запланированных в программе.

Удельный вес выручки субъектов МСП сократился за год с 42,2 до 41,6%, вместо предусмотренных программой 43,3%, в объеме промышленного производства – с 19,8 до 19,2%, а в инвестициях в основной капитал – с 40,1 до 35,6%. В то же время доля организаций МСП в розничном товарообороте сократилась с 30,8% до 29,3%, в оптовом – увеличилась с 81,5 до 82,5%, а в товарообороте общественного питания – с 46,8 до 47,3%.

Оптовый товарооборот субъектов МСП по сравнению с 2020 годом вырос на 27,2%. В то же время их розничный товарооборот вырос на 6,1%, а объем платных услуг (без ИП) – на 40%. Тем не менее, число магазинов организаций МСП за прошлый год сократилось на 4% до 22,1 тыс. Правда, ИП увеличили число своих магазинов на 3,8% – до 19,1 тыс., но в целом торговая площадь магазинов субъектов МСП за год уменьшилась на 100 тыс. кв. м – до 3 млн. кв.м. В придачу число торговых мест и торговых объектов, отведенных ИП под торговлю на рынках и в торговых центрах, сократилось до 49,4 тысяч – на 5,7% меньше, чем в 2020 г. и на 21,5% меньше, чем 10 лет назад.

Товарооборот общественного питания увеличился за год на 35,5%, хотя число объектов общепита выросло всего на 4%, а число посадочных мест даже сократилось на 5%.

Вполне удачным был прошлый год для внешней торговли. Экспорт товаров субъектов МСП вырос на 38,9% до $ 17,3 млрд, а импорт – на 22% до $ 18,2 млрд. При этом удельный вес субъектов МСП в экспорте вырос за год с 42,8% до 43,3%, но в импорте сократился с 45,6 до 43,3%. Отметим, что число организаций МСП, занимающихся внешнеторговой деятельностью, за год сократилось c 20 808 до 19882 – самое низкое значение за последние 10 лет. Традиционно большая часть экспорта и импорта приходится на малые организации.

В прошлом году инвестиции в основной капитал организаций МСП сократились на 7% в текущих ценах до 11,1 млрд. рублей, тогда как в целом по республике спад составил всего 5,6%. Можно назвать целый ряд причин такого сокращения. Одна из них – ухудшение условий кредитования. Так, в прошлом году объем долгосрочных кредитов, выданных субъектам МСП, сократился на 14,4%, хотя краткосрочных — увеличился на 34,5%. В результате доля долгосрочного кредитования МСП уменьшилась за год с 23,5 до 16,4%. Эта тенденция продолжается и в текущем году: за 5 месяцев субъекты МСП получили всего на 9,7% больше кредитов, чем в январе-мае 2020 г., причем доля долгосрочных заимствований сократилась до 10,5%. Таким образом, не приходится особо рассчитывать на рост капиталовложений малого бизнеса.

Совершенно иная ситуация с иностранными инвестициями. Их в прошлом году поступило более 4,1 млрд., – на 23,6% больше, что отчасти компенсировало 30-процентный обвал в 2020 г. Однако объем поступлений иностранного капитала остался существенно меньше, чем в 2017-2019 гг.

В прошлом году сектор МСП несколько улучшил свои финансовые показатели. В целом его выручка увеличилась в текущих ценах по сравнению с 2020 г. на 20,1%, до 189,9 млрд. рублей, в т.ч. у организаций она выросла на 19,9%, а у ИП – на 22,3%. Правда и себестоимость организаций МСП увеличилась на 20,3%, так что прибыль от реализации продукции, работ и услуг выросла на 22,3%, зато чистая прибыль – в 1,7 раза: с 5,3 млрд до 9,1 млрд. рублей.

В результате рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг организаций МСП выросла за год с 10,1% до 10,2%, а рентабельность продаж – с 8,2 до 8,4% (в целом по республике – с 9,7 до 10,4% и с 7,7 до 8,3% соответственно). Удельный вес убыточных компаний МСП сократился с 20,1% от общего числа в 2020 г. до 19,1%, причем у средних организаций – с 14,4 до 12,1%, малых – с 23,5 до 19,1%, микроорганизаций – с 22,4 до 20%.

Может показаться, что сектор МСП не так уж эффективен по сравнению с другими форматами. Ведь выручка крупных предприятий в прошлом году увеличилась на 23,4% в текущих ценах, чистая прибыль – в 2,78 раз, а удельный вес убыточных организаций уменьшился с 15,1 до 12,4%. Но следует иметь в виду, что показатели прибыльности относятся лишь к тем организациям МСП, которые отражают свои финансовые результаты. Между тем в прошлом году около 69 тыс. компаний применяли упрощенную систему налогообложения, причем значительная часть из них – без ведения бухучета. Кроме того, у частников, которых большинство среди МСП, обычно колебания валютных курсов, амортизация и проценты по кредитам меньше влияют на финансовые результаты.

Тем не менее, сектор МСП принес в прошлом году бюджету 8,9 млрд рублей налогов– на 16,9% больше, чем в 2020-м, а его доля в налоговых поступлениях казны сократилась с 28,3 до 26,7%.

Впрочем, здесь ситуация тоже меняется. По итогам 5 месяцев 2022 г. субъекты МСП уплатили более 3,94 млрд рублей налогов – на 12,1% больше, чем в январе-мае 2020 г., их доля в бюджетных поступлениях составила 27,2%.

Кадровый состав малого бизнеса не избежал общей тенденции уменьшения. Средняя численность работников организаций МСП за прошлый год снизилась на 2,1% до 1121,8 тыс. человек, а среднесписочная численность – на 2% до 879,7 тыс. Таким образом, за год малый бизнес потерял более 20 тыс. рабочих мест, что, впрочем, в 2,3 раза меньше, чем в 2020-м. В придачу, число внешних совместителей и работников по гражданско-правовым договорам организаций МСП сократилось на 6,7 тыс. человек, что отчасти компенсировалось увеличением наемных работников, привлекаемых ИП, на 3,8 тыс. В итоге удельный вес сотрудников организаций МСП, индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике республики остался, как и годом ранее, на уровне 34,7%.

Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом  запрещено правообладателем.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 утверждена Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 годы (далее – Государственная программа).

Государственная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение практической реализации основных положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года. То есть фактически является «дорожной картой»
по достижению приоритетов государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в среднесрочный период.

Читать также:  Государственная программа обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан россии

Целями Государственной программы определены формирование благоприятной деловой среды для роста предпринимательской активности и стимулирование субъектов МСП к развитию высокопроизводительной, экспортоориентированной и инновационной деятельности.

Мероприятия Государственной программы взаимоувязаны по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и направлены на удовлетворение реальных потребностей и запросов субъектов МСП.

Решение задачи по укреплению институциональной базы предусматривает усиление потенциала действующих субъектов инфраструктуры поддержки МСП, создание новых институтов развития и защиты интересов бизнеса.

Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов направлено на устранение барьеров и ограничений, с которыми сталкиваются предприниматели на различных этапах развития, включая стартапы, поступательное (не менее 10 процентов в год) снижение административной нагрузки на субъектов МСП.

Укрепление потенциала субъектов МСП является одной из ключевых задач Государственной программы, которая предусматривает меры нормативно-правового регулирования по расширению инструментов прямого инвестиционного финансирования субъектов МСП (венчурное финансирование, инвестиции бизнес-ангелов, гибридное (мезонинное), коллективное (через сервисы онлайн-заимствования) финансирование и другие. Отличительной особенностью данной Государственной программы является вовлечение коммерческих банков, дочерних предприятий коммерческих банков, других организаций финансового сектора к оказанию услуг субъектам МСП в части диагностики финансовых потребностей, возможностей привлечения финансирования из всех возможных источников, содействия в поиске и идентификации финансирующих сторон. Важным аспектом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является точечная финансовая поддержка инновационных, технологичных, ориентированных на экспорт микро- и малых предприятий, имеющих наибольший потенциал роста. Целенаправленная идентификация таких субъектов и оказание им поддержки будет способствовать их ускоренному развитию, вплоть до выхода в сегмент среднего и крупного бизнеса. Государственная программа является основным инструментом оказания прямой финансовой поддержки из республиканского и местных бюджетов, регламентирует источники финансовых ресурсов и порядок их предоставления субъектам МСП.

Выполнение мероприятий Государственной программы по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации предпринимательской деятельности будет способствовать формированию базовых знаний и навыков в сфере предпринимательской деятельности на уровне базового, среднего, среднего специального или высшего образования, повышение уровня профессиональной компетентности управленческих кадров субъектов хозяйствования и органов управления.

Государственной программой предусмотрено достижение к 2025 году следующих сводных целевых показателей:

Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в общем объеме валовой добавленной стоимости
(33,0 процента).

Удельный вес экспорта товаров субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли товарами) в общем объеме экспорта товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений) (35,0 процентов)

Удельный вес экспорта услуг субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли услугами) в общем объеме экспорта услуг (45,0 процентов).

Координация деятельности заказчиков Государственной программы по ее реализации и освоению запланированных ресурсов возложена на Министерство экономики Республики Беларусь.

Развитие, в частности, малого предпринимательства является основой для возникновения и формирования условий интенсивного социально-экономического роста. Ввиду этого субъектам малого предпринимательства предоставлены широкие возможности для получения государственной финансовой поддержки (далее — господдержка). Кроме прочего, рассмотрим, кто вправе рассчитывать на такую поддержку и при каких условиях, а также кому и в каких случаях в ней будет отказано.

Субъекты, направления и инструменты оказания господдержки малому предпринимательству

Господдержка субъектам малого предпринимательства оказывается на основании:

— Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства;

— госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 — 2020 годы и иных нормативных правовых актов.

Такая поддержка может быть предоставлена:

— индивидуальным предпринимателям;

— микроорганизациям со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

— малым организациям со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно при условии создания ими новых рабочих мест.

Вышеуказанными документами предусмотрено оказание господдержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям :

— создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

— организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

— производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

— внедрение новых технологий.

Господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления :

1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

— финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

— имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

2) облисполкомами и Минским горисполкомом (по решению облисполкома, Минского горисполкома — гор-, райисполкомами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей в областях (г. Минске)):

— субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

— субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

— субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

3) банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами господдержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

4) Банком развития Республики Беларусь.

Ограничения оказания господдержки субъектам малого предпринимательства

Обратим внимание, что господдержка предоставляется не всем субъектам малого предпринимательства и не во всех случаях.

Так, господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого предпринимательства, если :

— средняя численность их работников за календарный год на дату обращения за оказанием поддержки превышает установленные значения ;

— объем их выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения ;

— в их уставном фонде доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юрлиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юрлиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

— они являются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

— они являются участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами;

— они осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр.

Приведенные выше ограничения по оказанию господдержки являются абсолютными ограничениями. Иными словами, если хотя бы одно из них имеет место, то субъекту малого предпринимательства будет отказано в господдержке на любом этапе ее оказания без каких-либо исключений.

Однако кроме названных ограничений существуют еще и иные случаи, при которых господдержка не будет оказана субъекту малого предпринимательства :

— он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

— им не представлены документы, необходимые для принятия решения об оказании господдержки , или в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

— он нарушил условия оказания господдержки и со дня нарушения не прошло три года;

— у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— у него имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

— по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) снизились в два и более раза;

— у него имеется просроченная задолженность перед банками, подтверждаемая кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

— у него, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

— у него имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

— у него отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Таким образом, получение или неполучение субъектом малого предпринимательства господдержки зависит от многих факторов: количества работников такого субъекта, показателей его финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Вместе с тем, исходя из приведенных выше причин для отказа в предоставлении господдержки, полагаем, что их можно отчасти избежать или нивелировать еще до обращения за ее получением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *