2
Тенденции развития основных показателей государственного социального
прогнозирования и их оценка
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской
Федерации:
) государственные прогнозы социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную
перспективы;
) концепция социально-экономического развития страны — это
система представлений о стратегических целях и приоритетах
социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств
реализации указанных целей;
) программа социально-экономического развития страны — это
рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система
целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются
конкретные мероприятия и средства их достижения;
) федеральные целевые программы, направленные на преодоление
отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.
Разработке государственного прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим
блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного
национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка
внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка
состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития страны
разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс
количественных и качественных характеристик.
Первый раздел государственного прогноза
социально-экономического развития страны — макроэкономические показатели
(сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального
дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных
средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза — отраслевые прогнозы. Показатели
данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые
возможности по выпуску продукции.
Региональные прогнозы — следующий третий раздел. В нем
приводятся основные характеристики развития регионов России, которые
группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического
развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза
определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций —
следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и
выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность
их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости — обязательный элемент
государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы,
уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда
(среднего по стране).
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП
представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень
влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.
Прогноз экономического использования природных ресурсов —
предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов
природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз внешнеэкономических связей и условий — обязательный
структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели
товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели
платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи
патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июля 1995 года №115-ФЗ
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации
Принят Государственной Думой 23 июня 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Статья 1. Основные понятия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее — прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.
Полный текст доступен после авторизации.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Результаты государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально — экономической политики государства.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально — экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Статья 2. Система государственных прогнозов социально — экономического развития Российской Федерации
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно — технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально — экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.
Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
инвестиционная и структурная политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
В перечне федеральных целевых программ указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно — статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.
Статья 6. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по реализации настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
20 июля 1995 года.
1
Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим
развитием РФ
Корни возникновения прогнозирования уходят вглубь истории,
прогнозирования как элемента управления и экономического регулирования — к
концу XIX — началу XX века. Определенный толчок его развитию в зарубежных
странах был связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. В этот период
возникло планирование на макроуровне, которое явилось важным фактором
оздоровления экономики.
Государственное прогнозирование социально-экономического
развития в Российской Федерации осуществляется в соответствие с Федеральным
Законом «О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации». Названный закон
определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы
государственных прогнозов социально-экономического развития Российской
Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации,
программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных
планов.
В соответствии с законом, прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о
направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на
перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе
сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и
общества.
Прогнозирование как одна из форм государственного
регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ,
планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического
развития и т. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение
перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а
также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер.
Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества
объективных и субъективных факторов (внутренних и внешних), добиться, чтобы
предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему
научным и достоверным.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в
целом по Российской Федерации:
· по народнохозяйственным комплексам (в том числе в
территориальном разрезе);
· по отраслям экономики;
· по регионам (по экономическим районам).
Отдельно выделяются прогнозы развития государственного
сектора экономики. Прогнозы основываются на системе демографических, экологических,
научно-технических, инновационных, экономических, социальных, а также
отраслевых, региональных и других прогнозов общественно значимых сфер
деятельности.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом
вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических,
природных и других факторов. Они включают количественные и качественные
показатели развития макроэкономической ситуации, структуры экономики,
научно-технического и инновационного развития, внешнеэкономической деятельности,
динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической
обстановки, социальной структуры, а также образования, культуры,
здравоохранения и социального обеспечения населения.
При прогнозировании могут возникать различные ошибки,
наиболее существенными из которых являются следующие: ошибки в исходных данных;
неправильное использование инструментария прогнозирования; отсутствие должной
организации; не комплексное обоснование стратегии развития.
Приведу основные причины отклонения прогноза от реальности:
Неспособность предвидеть возможности и потребности из-за
узости взгляда на объект прогнозирования и недостаточности соответствующей
информации о прошлом и будущем.
Неточное предвидение процесса развития системы более
высокого порядка, чем объект прогнозирования.
Неточное выявление существенных связей и
взаимодействий.
Чрезмерная осторожность в оценках, заведомое
занижение прогностических оценок или сверхоптимистический подход.
Некритическое отношение к авторитетным мнениям
отдельных известных исследователей.
Неизбежная идеализация и упрощение при формализации
анализируемой проблемы.
Искажение экономической информации в процессе ее
сбора, передачи, обработки и хранения.
Сложность приведения экономических показателей к
сопоставимому виду, изменения в которых возникают искусственно — из-за инфляции
и изменения методик исчисления показателей.
Неполный учет качественных факторов при
формализации.
2
Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления
Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса
Результаты государственного прогнозирования
социально-экономического развития Российской Федерации используются при
принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации
конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Закон определяет состав системы государственных прогнозов
социально — экономического развития Российской Федерации, а также основные
принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную
перспективу.
Порядок разработки прогнозов социально-экономического
развития определяется Правительством Российской Федерации.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются
исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического
потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры,
внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и
перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и
программ его совершенствования.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в
целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по
институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям
экономики, по регионам.
Прогнозы социально-экономического развития включают
количественные показатели и качественные характеристики темпов развития
экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой
и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения,
внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и
услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки,
социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального
обеспечения населения.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную
перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе
прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
Правительство Российской Федерации организует разработку концепции
социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской
Федерации.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно
корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
Первое после вступления в должность Президента Российской
Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит
специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе
послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики
Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и
приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации
указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне,
приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие
социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации одновременно с
представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе
следующие документы и материалы:
· итоги социально-экономического развития
Российской Федерации за прошедший период текущего года;
· прогноз социально-экономического развития
на предстоящий год;
· проект сводного финансового баланса по
территории Российской Федерации;
· перечень основных социально-экономических
проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства
Российской Федерации в предстоящем году;
· перечень федеральных целевых программ,
намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий
год;
· перечень и объемы поставок продукции для
федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
Правительство Российской Федерации представляет при
необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации
задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем
году.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора
экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и
использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора
экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности
и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования
федеральной собственности.
1
Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования
социального развития
Главным организующим центром при подготовке и разработке
комплексных прогнозов и планов, федеральных и межгосударственных целевых
программ, как и во многих других государствах в настоящее время является
Министерство экономического развития и торговли. Оно, совместно с федеральными
и региональными органами исполнительной власти:
· разрабатывает комплексный прогноз
социально-экономического развития РФ, регионов, отраслей и секторов экономики;
· готовит и отрабатывает варианты сценарных
условий социально-экономического развития РФ, отраслей и субъектов РФ,
совместно с Министерством финансов разрабатывает сводный баланс страны;
· формирует перечень программ, финансируемых
за счет федерального бюджета;
По завершению формирования и согласования с министерствами,
ведомствами, отраслями и регионами комплексные прогнозы социально-экономического
развития, федеральные целевые программы, предложения по обоснованию
государственной социально-экономической политики и развитию экономических
реформ представляются Министерством экономики правительству РФ и после их
одобрения направляются всем органам федеральной и региональной исполнительной
власти (министерства, ведомства, отрасли, субъекты РФ, секторы экономики).
Прогноз социально-экономического развития страны на
долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний
период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную
перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции
социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического
развития Российской Федерации, определяются возможные цели
социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных
целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются
Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную
перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической
политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на
долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов
социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно
корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз
социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит
опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с
которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел,
посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную
перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны,
формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты
социально-экономической политики государства, направления реализации указанных
целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся
важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие
социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.
Правительство РФ разрабатывает программу
социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из
положений, содержащихся в послании Президента РФ.
Порядок разработки программы социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.
В программе социально-экономического развития РФ на
среднесрочную перспективу должны быть отражены:
) оценка итогов социально-экономического развития РФ за
предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;
) концепция программы социально-экономического развития РФ на
среднесрочную перспективу;
) институциональные преобразования;
) инвестиционная и структурная политика;
) аграрная политика;
) экологическая политика;
) социальная политика;
) региональная экономическая политика;
Программа социально-экономического развития РФ на
среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет
Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.
Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную
перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две 10)
внешнеэкономическая политика.
Основные цели его разработки:
предоставление оперативной информации Правительству для
принятия решений в области экономической и социальной политики;
параметры ежегодного прогноза используются для разработки
показателей проекта государственного бюджета.
Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к
Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу
выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную
перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий
года.
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта
Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и
материалы:
· итоги социально-экономического развития РФ за
прошедший период текущего года;
· прогноз социально-экономического развития
страны на предстоящий год;
· проект сводного финансового баланса по
территории РФ;
· перечень основных социально-экономического
проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в
предстоящем году;
· намечаемые проектировки развития
государственного сектора экономики.
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к
финансированию указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации
федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков
их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих
федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к
реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием
источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ
за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
Намечаемые проектировки развития государственного сектора
экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и
использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них
представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и
пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования
федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов
определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета
на предстоящий год.
Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают
ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют
информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.
Прогнозирование регионального развития строится в
соответствии с общими принципами прогностики и территориального
прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и
согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость
(достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при
разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния
регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных)
схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для
средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и
комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием
макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на рис.
прогнозирование экономический среднесрочный государственный
Рис. Структура комплексного прогноза развития региона
Анализ рис. 1 показывает, что прогнозирование применяется в
областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем
случае не может заменить планирование.
3
Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития
в РФ
При конструировании смешанной системы необходимо отметить,
что многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются на
территории нескольких регионов (макрорегиона), поэтому весьма актуально
создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе
прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных
округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого
таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В
соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей
Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ
социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку
прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа
программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития
федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо
(рис.
Рис. Система прогнозов Российской Федерации
Прогнозирование социально-экономического развития
федерального округа предполагает взаимодействие административно-территориальных
единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках
округа.
Кроме того, такое прогнозирование, как уже было сказано выше,
должно интегрировать отраслевые и территориальные прогнозы в рамках округа. Из
всего вышесказанного очевидна необходимость разработки системы комплексного
прогнозирования социально-экономического развития федерального округа. Система
комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального
округа (СПРФО) — это совокупность взаимодействующих между собой субъектов
прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых
направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития
федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных
направлений деятельности в рамках системы.
Информационное обеспечение СПРФО должно в себя включать:
· информационный фонд (базу данных);
· источники формирования информационного
фонда, потоки и способы поступления данных;
· методы накопления, хранения, обновления и
поиска данных, образующих информационный фонд;
· методы, принципы и правила циркуляции
данных в системе;
· методы обеспечения достоверности данных на
всех этапах их сбора и обработки;
· методы информационного анализа и синтеза;
· способы однозначного формализованного
описания экономических данных.
Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО
требуются следующие основные компоненты:
· источники внутренней информации (информация,
собираемая в рамках системы);
· источники внешней информации (информация,
получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников);
· специализированное программное
обеспечение, реализующее алгоритмы прогнозирования и анализ результатов.
Работа с информацией в процессе прогнозирования предполагает
определенные трудности. Необходимость совершенствования механизмов
информационного обеспечения СПРФО обусловлена рядом причин, в числе которых:
· рост объемов информации;
· большое количество часто противоречащих
друг другу источников информации;
· частая недоступность информации;
· сложность алгоритмов расчета и
интерпретации результатов;
· высокие требования к качеству прогнозов и
т.
Можно предложить следующую модель информационно-аналитической
системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического
развития федерального округа, позволяющая организовать единое информационное
пространство показателей социально-экономического развития федерального округа
и входящих в его состав субъектов, тем самым, повышая качество информационного
обеспечения деятельности в рамках СПРФО (рис.
Рис. Информационно-аналитическая система мониторинга,
анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа
Разработка прогнозов социально-экономического развития
федеральных округов будет способствовать:
· анализу социально-экономического положения в
федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению
динамики экономических межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;
· совместному формированию концепций,
стратегий регионального экономического развития, общих методологических
подходов;
· согласованию экономической политики
территорий по отраслевым, функциональным направлениям;
· организации, разработке и реализации
программ по решению наиболее важных, общих для территории федерального округа
региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;
· выработке предложений по рациональному
размещению производительных сил на территории федерального округа, по
установлению кооперированных связей между предприятиями; созданию совместных
межрегиональных производственных, рыночных структур;
· обмену опытом территорий по общим вопросам
социально-экономического развития, территориального управления, конкретным
направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;
· объединению интеллектуальных возможностей
для решения общих для территорий федерального округа экономических,
научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных
исследований;
· формированию на основе взаимных интересов
соглашений с другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих с
ними социально-экономических проблем.
Заключение
В современном мире знания стоят дорого, а знания о будущем
экономики составляют настоящий золотой фонд любого развитого государства. Очевидно, не имеет смысла долго объяснять, как важны знания о будущем для
выработки социально-экономической и иной политики государства, регионов,
крупных предприятий, развития домашнего хозяйства.
Изучив основные вопросы данной работы, можно сделать
следующие выводы:
) Разработка государственных прогнозов на долгосрочную,
среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую
ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние
природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При
этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по
России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации», определяет
цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития
Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и
программ.
) Система планирования в полной мере не сформирована ни на
одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее
«укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система
бюджетного планирования.
Практика традиционного планирования сегодня быстро
устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся
персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель
планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше,
ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг — больше, а реакция на
рост налогов — отрицательная.
Новая модель планирования требует оптимального использования
человеческих и финансовых ресурсов на местах.
Список
литературы
Митрофанова
И. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона //
Социально-гуманитарное знание. — 2006. — №2. — С. 36-50.
Найбороденко
Н. Прогнозирование и стратегия социального развития России. — 2-е изд. — М. :
Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. — 352 с.
Парсаданов
Г. Прогнозирование национальной экономики. — М. : Высшая школа, 2010. — 318 с.
Писарева
О. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник. — М. : Экономика,
2009. — 286 с.
Поздеева
О. Г, Новикова Н. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое
пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. — 306 с.
Поздняков
А. , Лавровский Б. , Масаков В. Политика регионального выравнивания в России //
Вопросы экономики. — 2009. — №10. — С. 20-28.
Прогнозирование
и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Морозовой, А. Пикулькина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 418 с.
Рохчин
В. Стратегическое планирование развития регионов России. — СПб. : Изд-во СПГУ,
2009. — 282 с.
Седелев
Б. Оценка параметров и структуры экономических процессов. — М. : Экономика,
2005. — 206 с.
Чичканова
В. Анализ и прогнозирование экономики региона. — М. : Наука, 2008. — 418 с.
Шниппер
Р. и др. Региональные программы и принципы их разработки. — Новосибирск:
Наука, 2006. — 218 с.