Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации – это масштабная и во многом уникальная Программа, которая реализуется в Российской Федерации с 1998 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»
Обучение ведется в соответствии с Государственным планом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 142 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 — 2024/25 учебных годах».
Целевой группой для подготовки являются специалисты с законченным высшим образованием, участвующие в реализации проекта развития своей организации, имеющие не менее 5 лет общего трудового стажа, опыт работы на управленческих должностях не менее 2 лет, и в возрасте до 50 лет. Участие в конкурсном отборе специалистов старше 50 лет допускается по ходатайству региональной комиссии в ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров».
Наличие диплома победителя Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» дает приоритетное право включения в региональную квоту (без прохождения конкурсных испытаний (общий и специальный конкурсы), при условии соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора).
Международная школа бизнеса (Институт) в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации реализует следующие программы:
Управление бизнес-проектами (тип А)
Финансовый менеджмент (тип В)
Программы направлены на приобретение системных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере проектного менеджмента, или управления финансами компании в качестве руководителя команды проекта или специалиста, способных на основе полученных знаний и практических навыков создавать бизнес-планы проектов в разных сферах деятельности, оценивать их эффективность и риски, управлять их развитием на всех этапах жизненного цикла проекта, а также руководить работой по управлению финансами исходя из стратегических целей экономического субъекта.
При успешном освоении программы слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Обучение специалистов в рамках данных программ ведется по очно-заочной форме с частичным отрывом от работы (модульный формат) и без отрыва (непрерывно в будни и выходные дни).
Программы содействуют профессиональному и карьерному росту молодых руководителей.
Направление подготовки (в рамках Государственного плана):
Более подробно о Президентской программе и порядке поступления на обучение см. на сайте: https://pprog.ru
Отзывы слушателей Президентской программы
«Я обучался в вузе в 80-е годы прошлого века, во времена плановой экономики, поэтому когда в 2004 году я стал слушателем президентской программы подготовки управленческих кадров, для меня было важно понять, как правильно действовать в рамках рыночной экономики, как руководить предприятием в новых условиях, — вспоминает генеральный директор компании «БрауМастер» Владимир Преловский. — И эта программа как раз оказалась в точку».
После обучения он выкупил обанкроченное пивоваренное производство в Архангельске и уже через два года вывел его на проектную мощность. Сегодня оно продолжает успешно функционировать.
«Предприятие постепенно развивалось, — вспоминает бизнесмен. — У нас появились партнеры, мы стали объединять вокруг себя коллег — производителей пива и создали небольшую региональную Ассоциацию производителей пива, а позднее вошли в Союз российских пивоваров. Благодаря этому мы можем решать более серьезные задачи нашей отрасли, в частности занимаемся совершенствованием законодательства в этой сфере».
Не замыкаться на узком круге задач, смотреть шире и получать знаний и информации больше, чем необходимо на первый взгляд, — еще одно качество, необходимое современному успешному руководителю. У Владимира Преловского любовь к истории вылилась в создание проекта, который уже громко заявил о себе, — развитие пивного туризма в Архангельске. А дальше — больше: у него появился пивной ресторан, а затем и целая сеть ресторанов, где подают блюда и напитки, приготовленные по старинным архангельским рецептам. Проект заметили и включили в туристический гид в рамках гастрономических туров.
«Наши блюда создаются по рецептам XVIII-XIX веков, — рассказывает бизнесмен. — Мы делаем это не просто так. Используя гастрономический язык, мы хотим рассказать гостям и жителям региона о самобытной архангельской культуре».
Президентская программа — трамплин, открывающий новые возможности и для карьерного роста в рамках своей компании. Об этом могут рассказать, например, на Ковровском электромеханическом заводе во Владимирской области. Целый ряд сотрудников здесь прошли соответствующее обучение. Это помогло им шагнуть вверх по карьерной лестнице, получить важнейшие знания и компетенции. А их предприятие получило ценных сотрудников, ведь, как известно, человеческий капитал — важнейший ресурс для любой компании.
«В том числе благодаря президентской программе подготовки управленческих кадров я получил предложение возглавить подразделение, которым сейчас руковожу, — рассказывает о своем опыте директор по станкостроению Ковровского электромеханического завода Алексей Безлихотнов. — Программа позволила добрать те необходимые знания, которые, на мой взгляд, нужны каждому руководителю. В первую очередь пришло более глубокое понимание производственных процессов, маркетинга. Все это помогло мне как руководителю понимать цели предприятия шире, чем в рамках каких-то конкретных краткосрочных задач. Есть и другие примеры. Со мной работала одна из выпускниц, была начальником участка шлифовки у нас на предприятии. После этой программы полученные знания и компетенции позволили ей занять позицию среди топ-менеджмента».
Любовь к истории вылилась в создание проекта — развитие пивного туризма в Архангельске
Многие выпускники президентской программы отмечают, что обучение стало для них своего рода новым стартом, позволило выйти на более высокий уровень, а вместе с этим импульс развития получили и регионы, в которых они работают.
«В рамках президентской программы, которую я закончил в 2001 году, я попал на стажировку за границу, где посетил разные производства, в том числе предприятие «Рехау», — вспоминает президент Новосибирской региональной общественной организации выпускников президентской программы «Лидер-Ресурс» Сергей Чесноков. — Сейчас эта компания хорошо известна по всей России, а тогда за Уралом про нее еще не слышали. Поэтому после стажировки мы с моим партнером приняли участие в продвижении этой компании в регионе. В 2003 году диверсифицировали бизнес и перешли к производству окон. Мне в этом очень помогла зарубежная стажировка».
Еще один ценный ресурс, который дает программа подготовки управленческих кадров, — это возможность познакомиться с единомышленниками. Многие бизнесмены считают, что полезные связи, взаимовыгодные партнерские отношения — половина успеха в любом деле.
Многие бизнесмены считают, что полезные связи — половина успеха в любом деле
«Я до сих пор поддерживаю связь с выпускниками президентской программы, мы все очень тепло общаемся, — признается Владимир Преловский. — Речь идет не только про сугубо дружеское общение. Коммуникация, связанная с бизнес-процессами, тоже имеет место. Есть такой очень важный момент в бизнесе — доверительная консультация, когда просто необходимо получить совет у коллеги, которому ты доверяешь, и который имеет опыт по интересующему тебя вопросу, чтобы иметь представление, а стоит ли вообще тебе заходить в тот или иной бизнес. И такая дружеская консультация порой существенно экономит и силы, и средства, и ресурсы».
35 регионов имеют ассоциации выпускников
Некоторые выпускники программы даже объединяются в региональные ассоциации. «После завершения обучения мы продолжали тесно общаться, — говорит Сергей Чесноков. — Чувствовалась какая-то взаимная симпатия. Поэтому неудивительно, что такое общение вылилось в создание региональной ассоциации выпускников, в рамках которой нам и по сей день интересно вместе делать какие-то проекты».
Новосибирская ассоциация, которую Сергей Чесноков возглавляет уже 20 лет, ведет активную общественную деятельность: укрепляет связи между предпринимателями, как из своего региона, так и из других и даже из-за рубежа. Сергей Чесноков считает, что такое деловое общение имеет свои позитивные плоды: люди кооперируются, создают совместные проекты и бизнес, развиваются сами и, как следствие, помогают развиваться своим регионам.
«Мы стараемся проводить форумы, создавать площадки, в рамках которых предприниматель может презентовать свой проект, бизнес и т.д., — говорит Сергей Чесноков. — И тогда оказывается, что чуть ли не вся страна, все бизнесы находятся в твоем телефоне — биржа контактов получается, что крайне полезно и взаимовыгодно».
Среди ее выпускников директора предприятий, успешные предприниматели, государственные служащие. Знания и опыт, полученные ими в ходе обучения, позволили запустить множество проектов и внести свой вклад в развитие экономики нашей страны. О том, как сегодня работает программа и какой она может стать в ближайшем будущем, «РГ» рассказала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Татьяна Александровна, в чем государство как заказчик программы обучения управленческих кадров видит ее цель?
Татьяна Илюшникова: В нашей стране 25 лет назад начал зарождаться класс бизнесменов и появилась предпринимательская инициатива. Тогда остро встал вопрос о новых компетенциях и знаниях, которыми управленцы того времени не обладали. Поэтому на начальном этапе основной задачей программы была подготовка принципиально новой когорты управленческих кадров в бизнесе для того, чтобы экономика развивалась на основе рыночных механизмов. Эту задачу решали и сама программа, сформированная на основе лучших мировых практик бизнес-образования, и международные стажировки. Дальше менялись условия ведения бизнеса, менялись сами участники, поэтому происходили изменения в наполнении программы при сохранении форматов. Сейчас президентская программа — это по-прежнему кузница талантливых управленцев для экономики России.
В чем уникальность программы и ее сильные стороны?
Татьяна Илюшникова: В том, что она и практико- и проектно-ориентированная. На программе обучаются люди, уже имеющие опыт ведения бизнеса и управления коллективами, в том числе крупными предприятиями. Это не вчерашние студенты с вузовской скамьи, им важно получить не теоретические знания, а научиться превращать идеи в проекты а проекты — в продукты, товары и услуги. Ведь основная цель бизнеса — быть коммерчески успешным, и мы учим этому наших слушателей.
Каждого участника программы делегирует его предприятие и он уже на старте имеет определенную прикладную цель участия. И далее все крутится вокруг этой бизнес-задачи, получая подкрепление и развитие.
Как вы оцениваете работу президентской программы, выполняет ли она поставленные перед ней задачи?
Татьяна Илюшникова: Можно посмотреть на цифры — выпускники программы создали более 85 тысяч новых рабочих мест. Из их дипломных работ выросло более двух тысяч новых проектов. Они также привлекли большой объем инвестиций. Но, помимо прочего, была создана определенная культура ведения бизнеса, сформировано серьезное сообщество управленцев, которые могут стать наставниками для других. Когда есть успехи в собственном бизнесе, возникает потребность делиться знаниями с начинающими предпринимателями, теми, кто делает лишь первые шаги.
Из дипломных работ выпускников программы выросло более двух тысяч новых проектов
Последние несколько лет были непростыми: сначала пандемия, затем санкции. Повлияло ли это на работу программы?
Татьяна Илюшникова: Ситуация действительно меняется: в период пандемии появились ограничения передвижения и дистанционные форматы, сейчас — санкционное давление, закрытие части рынков. Программа гибко отвечает на эти вызовы. Мы перенастраиваем как образовательные модули, так и структуру и направления программ стажировки.
Несмотря все на ограничения, важно сохранить и развивать общение бизнеса с бизнесом. В этом году мы запустили после перерыва международные стажировки, изменив их географию.
Важно отметить, что за последние 25 лет российский бизнес уже сам накопил уникальный опыт. Руководителям и собственникам предприятий из числа первых выпускников точно есть что рассказать и показать своим коллегам. Поэтому мы всерьез обсуждаем возможность организовывать не только международные стажировки, но и отправлять участников на российские предприятия, готовые поделиться своими наработками.
Сейчас президентская программа — не единственная в сфере бизнес-образования в России, есть и другие. Чувствуете конкуренцию?
Татьяна Илюшникова: 25 лет назад наша программа соответствовала принципам MBA, бизнес-образования, которое тогда в Россию еще не пришло. И многим вузам, которые включились в реализацию программы, разработку ее идеологии, этот опыт позволил выстроить собственные продукты по бизнес-образованию. Но мы, несмотря на все новшества времени, стараемся сохранять именно практико-ориентированный и проектно-ориентированный подход. И хотя сегодня конкуренция на этом рынке совершенно другая, наша программа живет и развивается. Это означает, что она занимает свою уникальную нишу в бизнес-образовании.
Не думали о том, что, возможно, программа уже выполнила свою задачу и может быть закрыта?
Татьяна Илюшникова: Это вопрос даже не к министерству экономического развития — куратору этой программы. Все определяет запрос от реального сектора. Программа нужна ему, нужна бизнесу. Когда я приезжаю в регионы и посещаю предприятия, всегда спрашиваю, есть ли у кого-то опыт обучения по президентской программе? И оказывается, что многие прошли эту школу. Они рассказывают, как после обучения родились новые направления работы или новые бизнесы.
В президентской программе могут появиться не только международные стажировки, но и возможность изучать опыт российского бизнеса
Как дальше будет развиваться президентская программа? Какой она должна быть с учетом текущих условий и новых вызовов?
Второй запрос связан с дистанционными форматами обучения. Обсуждаем, что какие-то модули могут преподаваться дистанционно, какие-то — в личном присутствии. Зачастую сейчас информация сжата, и человек может почерпнуть много теоретических знаний в интернете. Поэтому возможен модульный подход — более короткие программы по отдельным направлениям и темам. Тогда программа будет представлять не единый монолит, а даст человеку возможность набирать себе «в корзину» те элементы, которые его интересуют.
И третье — усиление практико-ориентированной составляющей. Я уже говорила, что могут появиться не только международные стажировки, но и возможность изучать опыт российского бизнеса.
25 лет — это рубеж взросления. Программа точно обретает новые форматы реализации при сохранении ключевых принципов — высокое качество образования, практико-ориентированный подход и доступность как географическая, так и финансовая.
Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Михаил Калмацкий
Большое внимание уделяется подготовке региональных специалистов, у которых не всегда есть возможность посещать столичные бизнес-школы. Вузы предоставляют им на выбор более 140 образовательных программ. Учебный процесс позволяет получить знания и навыки, которые помогут эффективно работать на разных должностях и в любых условиях.
Один из самых северных городов России, Архангельск, в октябре этого года набрал на юбилейный 25-й поток 21 слушателя. К следующему лету они пройдут запланированный курс и должны будут защищать свои проекты. Для многих из них президентская программа — отличный шанс проявить себя. Кто-то хочет найти себе применение на государственной службе, для других это шанс «прокачать» свои знания и навыки для руководящей работы в крупных компаниях или в собственном коммерческом проекте.
— За 24 года проведения президентской программы в нашем регионе подготовлено множество эффективных управленцев, которые сейчас занимают различные посты в бизнесе, на предприятиях, в органах власти. Мы заинтересованы, чтобы в регионе работали специалисты с высокими компетенциями, большим опытом и высокой гражданской активностью. И программа дает такие возможности, — отметил министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников.
По данным ФБУ «Федеральный ресурсный центр», за время работы программы профессиональную подготовку в регионе прошли 1154 специалиста, причем почти 200 из них еще и стажировались за границей. Для региона с населением чуть более миллиона человек это хороший результат. А в более крупных субъектах РФ счет идет уже на тысячи специалистов.
Как говорят опрошенные «РГ» эксперты, один из главных факторов успеха президентской программы — это ее лабильность: при имеющейся обязательной основе курсов, регионы имеют право и на самостоятельную работу. Вузы могут сами выбирать не только узкие темы для занятий, но также форматы подачи и даже перечень специалистов, необходимых, на их взгляд, для преподавания каждой конкретной темы. Такой подход явно идет на пользу всем участникам процесса.
В первую очередь это касается расписания. Участники — крайне занятые люди, поэтому учебу обычно переносят на выходные и вечерние часы по будням, после 19 часов. Но некоторые вузы делают и утренние, и дневные занятия. Все зависит от возможностей и пожеланий самих слушателей.
— Мы, например, выбрали для себя немного нестандартный формат работы, — рассказала начальник отдела международных программ Корпоративного университета Ульяновской области Елена Павлова. — Основная часть теории отводится под самостоятельное изучение, при этом в субботу занятия идут целый день. И периодически, обычно два-три раза в неделю вечерами по будням, у нас проходят онлайн-вебинары. Для наших участников такой формат оказался наиболее оптимальным.
— У вузов, работающих в рамках президентской программы, есть четкие требования курсов — обязательная программа в 550 часов, но при этом существенную часть содержания каждый вуз определяет самостоятельно. Мы сами выбираем название и основную мысль, а от общей концепции выстраивается и конкретный набор курсов, — отмечает руководитель программы «Управление устойчивым развитием организации в условиях глобальных вызовов», директор Центра делового образования Омского госуниверситета Елена Еременко. — Пользуясь этим «люфтом», мы можем вносить корректировки в соответствии с веяниями времени, учитывать пожелания наших слушателей. Это могут быть как частные вопросы, например, проблемы развития агроэкспорта, так и глобальные темы: где мы находимся сегодня на мировой экономической карте, каким образом работают современные международные рынки или как конкретное предприятие может грамотно вписаться в глобальную экономику.
Вузы могут сами выбирать не только темы для занятий, но также форматы подачи
По такой схеме работают практически все вузы. Что касается форматов, то их огромное множество. Интересен пример Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского — вуз активно использует в работе так называемые активные методы обучения: деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций из практической деятельности слушателей, экспертные консультации и т.д.
— Это дает возможность слушателям прямо на занятиях находить решения производственных задач тех компаний, которые направили их на обучение, — говорит руководитель программ «Менеджмент», «Маркетинг» и «Управление персоналом», директор Института развития профессиональных компетенций Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского Наталья Трутнева.
Омский госуниверситет активно использует в обучении так называемые форсайт-сессии (моделирование образа будущего).
— Каждый год у нас разные темы, но задача форсайт-сессий всегда одна — взгляд в будущее. Мы пытаемся ответить на вопрос, что конкретным бизнесам, отраслям или, скажем, нашему региону нужно делать, чтобы прийти к желаемому будущему, — отмечает Елена Еременко. — Тематика очень разнообразная: устойчивое развитие организаций, «зеленая» экономика, новые тренды в промышленности, — да что угодно, что востребовано сегодня участниками обучения.
А в Ульяновской области активно развивают межрегиональные стажировки, где участники обмениваются опытом с коллегами из других субъектов РФ.
— На такой формат нас натолкнули сами слушатели. Это опытные люди, которые, как правило, сами прекрасно знают ситуацию в своем регионе, знают людей своего круга. Их интересовали новые горизонтальные связи и опыт других субъектов РФ, — рассказала Елена Павлова. — Мы стали обращаться в Ресурсные центры других регионов (Нижний Новгород, Самарская область и т.д.) и везде увидели такую же заинтересованность. К сожалению, из-за пандемии такие встречи пока проходят в основном онлайн, но все равно это очень интересный и перспективный опыт.
Для преподавания вузы в первую очередь, конечно, привлекают своих специалистов. Но образовательная планка высока, и если в другом учреждении есть преподаватель более высокого ранга, то пригласить человека со стороны не считается зазорным.
— Мы привлекаем к обучению не только профессорско-преподавательский состав КГУ, но также сторонних экспертов-практиков, независимых консультантов, бизнес-тренеров ведущих бизнес-школ Москвы, — рассказала Наталья Трутнева.
В Омском госуниверситете привлекают к занятиям еще и выпускников программы, например, на форсайт-сессии. Приходят в вуз и чиновники самого высокого ранга.
Российская экономика адаптируется к новым условиям, а значит и обучение будущих руководителей может претерпеть изменения. Эксперты уверены в одном: это по-прежнему будет эффективный инструмент для подготовки управленцев.
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
— Президентская программа подготовки управленцев для нужд экономики — один из ярких примеров фундаментального подхода к кадровому вопросу. Уже четверть века в стране успешно работает система отбора и подготовки высококлассных специалистов для компаний и предприятий всех секторов экономики. На мой взгляд, особенно важно, что наряду с такими традиционными отраслевыми кластерами, как промышленность, финансы, сельское хозяйство, строительство, программа ставит задачу готовить профессионалов для нужд сервисной экономики, инновационного и венчурного бизнеса, IT-индустрии.
В университетах хорошо знают, что изменение международной ситуации внесло свои коррективы в планы международного сотрудничества, в реализацию программ академической мобильности, работу некоторых международных исследовательских проектов. Очевидно, должны быть внесены изменения и в конфигурацию международного блока президентской программы подготовки управленцев. Если экономика страны все более ориентируется на страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС, то и люди, двигающие ее вперед, должны получать более солидную подготовку в региональном и страновом разрезе.
Задачи президентской программы уже четверть века сохраняют свою актуальность. Главное — это обеспечение современными высокопрофессиональными кадрами реального сектора отечественной экономики как ключевого производителя национального продукта. Отрадно, что в программе заинтересован бизнес, часто в регионах спрос на учебные места превышает установленные квоты. Именно в этом вижу залог ее многолетней эффективности. Московский университет с самого старта программы участвует в ее реализации, в качестве ресурсного центра Российского союза ректоров активно вовлечен во взаимодействие с университетами, отобранными для подготовки кадров. Московский университет всегда был и остается гигантской кузницей кадров для экономики страны, поэтому с президентской программой подготовки управленцев у нас одинаковые приоритеты.