Государственные программы, направленные на молодежь
Я попробую проследить возникновения, развитие и результаты программ, принятых государством по отношению в молодежи. Существует
4 января 2000 года распоряжением правительства Российской Федерации была принята программа «молодежь России 2001-2005».
Она ставила своей целью «создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества» Постановление от 27 декабря 2000г. Москва О федеральной целевой программе»Молодежь России (2001-2005 годы)». В основных мероприятих программы прописаны, такие как воспитание гражданственности и патриотизма; подготовка молодых людей к военной службе; подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти» Постановление от 27 декабря 2000г. Москва О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)».
Конечно, все это очень высокие и благородные цели. Но хотелось проследить за тем как выполнялась эта программа и каких результатов удалось достичь. Например, Александра Брутаева, член профильного комитета Государственный Думы и лидер « молодежного единства» но вопрос на кого же все-таки рассчитана эта программа , с уверенностью ответила : «На молодежь в возрасте от 14 до 30 лет» А. Брутаева : Основные направления работы ФЦП «Молодежь России 2001-2005» (www.kremle.org.ru).Это еще раз подверждает, ранее приведенной мною тезис о том, что понимания что молодежь многолика нет ни у партий, ни у государства, ни у тех кто должен в этом разбираться. А ведь это была на тот момент единственная программа , которая являлась государственной и была направлена на воспитание молодежи в сфере политики. Попробуем проследить за тем как же она все-таки реализовывалась. Отслеживать и осуществлять программу должны были органы исполнительной власти непосредственно в регионах, но под контролем федеральных органов.
Для этого выясним как проводится эта программа непосредственно в регионах, например В Нижнем Новгороде. Вот как говорит о ней Михаил Бударагин, активист различных молодежных движений : «Одна из первых причин, мешающих реализации любой, даже самой умной и четкой областной программы- большое количество кабинетов, в которых «вершатся судьбы» молодежи. Городской комитет по делам молодежи, Дом молодежи, центр «Сам»,студенческий союз, городской и областной комитеты образования. В кабинетах сидят люди. И чем больше становится этих людей, тем запутаннее становится система, тем труднее с кем бы то ни было о чем бы то ни было договориться. Не всегда в одном кабинете знают чем именно занимаются в другом. И, конечно же, все пишут отчеты. За месяц, за квартал, за полгода, за год. Куда уж тут заниматься молодежной политикой?» М.Бударагин « отечественные записки» № 3 2006 а теперь приведу для сравнения слова Отара Маиева, Председателя комитета по делам молодежи администрации Новосибирской области 6 « На сегодняшний день реализуется проект общественного совета по молодежной политике на уровне администрации области . Функции совета- общественная экспертиза деятельности администрации в плане реализации молодежной политики. Комитет по делам молодежи создан для того , чтобы молодежь сама стала участником социальных и экономических процессов. Уже третий год работает областной молодежный парламент»
В этих двух высказываниях мы можем найти много общего, но основное различие в том, что лидер движений, молодой человек видит проблему обилие кабинетов и бумажной волокиты, в то время как чиновник ставит себе это в плюс. И ведь. На мой , взгляд прав именно молодой человек. Ведь именно эти комитеты с их бюрократией убивают само понятие « молодежная политика». Ведь если посмотреть, что же реального сделал комитет в Новосибирске, то результат окажется неутешителен. По словам Макиева они проводят « молодежные концерты, соревнования и другие культурно-массовые мероприятия». Однако это не является основным направлением. Основное, оказывается -это развитее молодежного предпринимательства. « Правда , пока это сельское предпринимательство, Мы совместно изучаем район, в котором определяются приоритетные направления и экономически выгодные проекты. Ситуацию анализируют в администрациях города и области. И потом мы уже запускаем проект, в котором задействовано молодое поколение россиян»-отмечает Макиев. Хотя простой вопрос, чем же молодежное предпринимательство отличается от взрослого. ставит в тупик любого. Хотя Новосибирская область -одна из лучших по организации « молодежной политики». Что тогда творится в других регионах и представить сложно. Соответственно Глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. Отказав Александре Буратаевой в продлении ФДЦ «Молодежь России» поступил, на мой взгляд, правильно. Ведь впустую расходовать деньги бессмысленно. Но и без финансовой поддержки этой программы, такие движения, Как « Молодежное единство, «Наши» не умрут. Ведь они и раньше имели множество источников дохода.
Еще действовала программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2001- 2005». Ее продлили. То есть сейчас задействована программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» Как видно уже из названия она заключает в себе постановления и направление по поднятию патриотических настроений в рядах молодежи. Она была утверждена 11 июля 2005 года правительством РФ при поддержке Министерства Финансов. Первая и вторая программы во многом похожи, у них схожие цели и задачи. Но ,что не может не радовать, во втором варианте программы все-таки говорится о том. Что необходимо совершенствовать механизмы и институты реализации: Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА»ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 — 2010 ГОДЫ»
Еще очень важен такой момент как осознание правительством, что «Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство». На мой взгляд, это является ключевым моментом, так никто кроме государственных органов подобной деятельностью заниматься не будет.
Эта программа была, я думаю, более успешна в своей реализации, чем программа « Молодежь России 2001-2005». Может быть, потому что имела более конкретные и узкие цели. Реализация Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан. Именно во взаимодействии со многим государственными структурами можно достичь такой высокой цели как патриотическое воспитание. И опять же то важно, в программе указывается то, что воспитывать надо не только молодежь, но всех граждан в целом, так как молодежь не может развиваться отдельно от всего общества. И, действительно, было проведено множество акций, которые, на мой взгляд должны были поднять патриотический дух. Львиная доля этих мероприятий так или иначе касалась Второй Мировой Войны. Были проведены такие мероприятия как : Всероссийская научная конференция «Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, искусство и культура страны в 1941 — 1945 годах» (с проведением докумен-тальной выставки в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, Всероссийский слет юных патриотов России «Равнение на Победу, создание фильмов Отечественная войа в рисунках, сочинениях и письмах детей( кинофильм, основанный на подлинных рисунках, письмах и сочинениях, созданных детьми в 1941-1945 годы), Организация поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, выявление, реставрация и передача боевой техники времен войны в музеи Российской Федерации. В этих акциях, что меня очень порадовало, немалая доля задействована творчества молодежи, а так же я нашла много примеров выездных акций, связанных не просто с митингами, шествиями, а с конкретными трудовыми действиями. Такие акции служат хорошей основой для социализации молодежи. Остальные акции( не касающиеся ВМВ) взаимосвязаны с другими военными конфликтами , такими как война в Афганистане, Крымская война и другие. Так же множество акций созданы при поддержке министерства культуры, что говорит о широкой творческой подоплеке проводимых акций. Множество мероприятий для организаторов и исполнителей так же было проведено или еще только планируется, что говорит о стремлении к повышению качества исполнения данной программы.
Существует еще множество программ косвенно касающихся молодежи, такие как национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», программы по ипотеке для молодой семьи и так далее. Но они, повторюсь, лишь косвенным образом воздействую на молодежь, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.
Но, на мой взгляд, на молодежь, как в плане воспитания, так и в плане организации деятельности больше влияют, к сожалению не государственные программы, а различные молодежные движения о которых я подробнее расскажу в следующей главе.
Анализ программ государственной молодежной политики в Российской Федерации
Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:
Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:
Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы (далее — Программа) рассматривает в качестве ключевых проблем:
Принципиальная особенность Программы заключается в постановке и решении задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в жизнь страны, что требует применения новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.
Программа разработана с учетом направлений, предлагаемых в основных стратегических документах страны, и включает в себя в качестве основных направлений:
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011-2015 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по созданию эффективных инструментов и инфраструктуры государственной молодежной политики — мероприятия последовательно выполняются на протяжении всего срока действия Программы, без привязки к календарным годам, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Предполагаемый срок получения значимых результатов Программы — период экономической активности представителей целевой группы (при ее текущем возрасте от 14 до 30 лет этот период составит 25-50 лет). Непосредственные результаты Программы — создание благоприятных условий для проявления и развития потенциала молодых людей, для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, а также для использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны — будут получены к 2015 году.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Объемы ежегодного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками Программы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Вклад субъектов Российской Федерации в разработку и реализацию скоординированных региональных программ реализации молодежной политики составит около 50 процентов затрат Программы за счет средств региональных бюджетов.
Финансирование капитального строительства и закупки материально-технических средств в субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Внебюджетные средства будут привлекаться за счет средств общественных организаций и спонсорских средств.
В целом, в результате выполнения Программы у каждого молодого человека должны появиться возможности, условия и стимулы к раскрытию своего инновационного потенциала.
Основной общественно значимый результат настоящей Программы — наращивание «человеческого капитала». Таким образом, выполнение мероприятий настоящей Программы позволит реализовать идею, заложенную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года о том, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Реализация Программы приведет к росту потребления качественных государственных услуг в области молодежной политики, стабилизирующих общественные отношения, что является значимым социальным результатом.
В 2015 году в результате выполнения Программы будут получены следующие результаты, определяющие ее социально-экономическую эффективность:
Кроме того, для оценки ожидаемых конечных результатов выполнения Программы будет использован Индекс развития молодежи (ИРМ). В 2010 году будет проведен пилотный расчет значения ИРМ для Российской Федерации, а с 2011 года Росмолодежь России ежегодно использует ИРМ при оценке деятельности органов исполнительной власти по делам молодежи.
Оценка эффективности Программы проводится путем сопоставления целевых и фактических значений показателей результативности. Результаты оценки обеспечивают государственных заказчиков Программы информацией для принятия оперативных управленческих решений.
Федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию Программы, являются:
Государственные заказчики Программы формируют предложения в проект Программы, привлекая к разработке мероприятий Программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные, общественные и другие заинтересованные организации.
Государственные заказчики представляют предложения в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации для формирования перечня мероприятий Программы.
Система мероприятий Программы строится на сочетании целевого финансового обеспечения в рамках конкретных мероприятий, направленных на развитие потенциала молодежи в целом, и адресного финансового обеспечения программ продвижения талантливой молодежи и поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а также на формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактику этнического и религиозно политического экстремизма в молодежной среде.
Мероприятия Программы объединяются по 5 направлениям и формируются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с государственными заказчиками.
Направление 1. Формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи
Реализация мероприятий в рамках данного направления направлена на решение задачи Программы «Создание механизмов стимулирования инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей». Реализация мероприятий по данному направлению позволит достичь целевых значений показателя «Доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической направленности, в общем количестве молодежи».
Направление 2. Вовлечение молодежи в социальную практику
Реализация мероприятий в рамках данного направления направлена на решение задачи Программы «Обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность». Реализация мероприятий по данному направлению позволит достичь целевых значений показателей «Доля молодых людей, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации, в общем количестве молодежи» и «Доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи».
Направление 3. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации
Реализация мероприятий в рамках данного направления направлена на решение задачи Программы «Формирование механизмов поддержки и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». Реализация мероприятий по данному направлению позволит достичь целевых значений показателя «Количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения»
Направление 4. Формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде
Реализация мероприятий в рамках данного направления направлена на решение задачи Программы «Создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности». Реализация мероприятий по данному направлению позволит достичь целевых значений показателя «Доля молодых граждан Российской Федерации, считающих себя «россиянами» и ассоциирующих себя с российской нацией».
Направление 5. Создание инфраструктуры государственной молодежной политики
О мерах социальной поддержки молодежи
в Российской Федерации
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, закреплены приоритетные задачи реализации государственной молодежной политики по развитию комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности.
Реализуются меры помощи молодым гражданам в решении их конкретных социальных проблем.
В сфере жилищного обеспечения.
Минстроем России реализуется целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в Программе является добровольным и имеет заявительный характер.
В трудовой сфере, в том числе поиске первого рабочего места.
Содействие занятости молодежи является одной из ключевых задач государства, в частности органов службы занятости, обеспечивающих профилирование молодых людей на обоснованный выбор профессии или вид трудовой деятельности, получение профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.
В целях организации прямого взаимодействия работодателей и выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, органами службы занятости регулярно организуются и проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.
Проведение ярмарок вакансий способствует развитию партнерских отношений с работодателями, расширению и обновлению банка вакансий, в том числе временных, сезонных, общественных работ. Особенностью ярмарок вакансий является то, что в них могут участвовать не только выпускники, состоящие на регистрационном учете в органах службы занятости, но и все выпускники, заинтересованные в трудоустройстве.
В Российской Федерации действует постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076», которым закрепляются обязательства федерального государственного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – заказчик):
по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы.
В свою очередь гражданин, заключивший договор о целевом обучении, обязуется:
освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком);
осуществить трудовую деятельность в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором о целевом обучении.
Трудовым законодательством Российской Федерации закрепляется минимально допустимый возраст, с которого возможно заключение трудового договора и особенности регулирования работников в возрасте до 18 лет.
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются полномочия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298, включающая в том числе вопросы занятости молодежи 25-29 лет.
Также в целях оказания помощи в трудоустройстве молодым специалистам на базе образовательных организаций высшего образования функционируют центры содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают комплексную поддержку карьерного развития студентам и выпускникам образовательных организаций.
В области молодежного предпринимательства.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики на рынке труда является создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства, расширения возможностей для молодых людей реализовывать свои инициативы в создании собственного дела.
Трудности для молодых людей при открытии собственного дела связаны с отсутствием свободных финансовых средств для стартового этапа реализации бизнес-проекта, а также с отсутствием необходимых знаний, навыков и компетенций для ведения предпринимательской деятельности.
Государственная услуга по самозанятости направлена на создание условий для открытия собственного дела безработными гражданами, имеющими соответствующий личностный и профессиональный потенциал. Так, ежегодно за предоставлением государственной услуги по самозанятости обращаются около 18 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет.
В настоящее время доступен ряд проектов разработанных для помощи и поддержки молодых предпринимателей, а именно:
федеральный портал малого и среднего предпринимательства (smb.gov.ru), на котором собрана информация о курсах для предпринимателей и полезных ресурсах по поддержке малого и среднего предпринимательства в России;
программа «Бизнес класс» (business-class.pro) – бесплатная образовательная программа развития бизнеса в реальном секторе экономики, совместно созданная компаниями Google и ПАО «Сбербанк»;
портал «Бизнес-навигатора МСП» (new.smbn.ru), разработанный
АО «Корпорация «МСП» и содержащий перечень сервисов для развития малого и среднего бизнеса;
платформа «Деловая среда» (dasreda.ru), являющаяся совместным проектом Минэкономразвития России и ПАО «Сбербанк», где собраны актуальные знания и сервисы для начинающих предпринимателей.
В субъектах Российской Федерации активно расширяется сеть центров оказания услуг «Мой бизнес» (мойбизнес.рф), приоритетной задачей которых является комплексная консультация и практическая поддержка предпринимателей в регионе присутствия.
На регулярной основе проводятся исследования потребностей молодежного предпринимательства в области создания дополнительных мер государственной кредитной поддержки.
Прорабатывается возможность о создании дополнительных мер государственной кредитной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), относящихся к категории «молодежное предпринимательство», а именно:
отсрочка основного долга, при условии оплаты процентов по займу (наиболее востребовано СМСП, занимающихся сезонными видами деятельности);
льготная процентная ставка при приобретении франшизы;
льготные условия по бизнес-картам;
возможность использования в виде залога приобретаемого оборудования и (или) транспортного средства;
возможность получения заемных средств на исполнение контакта в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В целях популяризации предпринимательской деятельности
в молодежной среде и поощрения успешных молодых предпринимателей (от 14 до 30 лет) Росмолодежью с 2010 года проводится Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России», в региональном этапе которого принимают участие свыше 2 тысяч молодых предпринимателей из более чем 50 субъектов Российской Федерации.
Поддержка сельской молодежи.
Одним из направлений деятельности Российской Федерации в части поддержки сельской молодежи является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных профессионально осуществлять производственную и научную деятельность в сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслях. Решение этой задачи начинается с привлечения в образовательные организации высшего образования профессионально ориентированных, подготовленных к получению высшего образования молодых людей, проживающих в сельской местности. На это нацелена профориентационная работа с выпускниками сельских школ.
Для формирования будущего специалиста сельскохозяйственного производства при активной поддержке Минсельхоза России образовательные организации проводят различные мероприятия, направленные на развитие профессиональных и моральных качеств выпускников.
В частности, такие качества вырабатываются во время прохождения производственной практики в рамках студенческих отрядов.
Всероссийский студенческий отряд подведомственных образовательных организаций Минсельхоза России, в который в 2018 году вошли более 1000 отрядов из 54 образовательных организаций общей численностью более 52 000 бойцов, был создан в 2007 году. Ежегодно стройотрядовцы активно работают в сельском хозяйстве.
Отряды выполняют различные виды работ в соответствии с характером их сезонности. Сельхозорганизации России предоставляют возможность студентам образовательных организаций пройти стажировку на различных участках.
Помимо производственной деятельности, практически все студотрядовцы занимаются спортивной и культурно-массовой работой среди местного населения. Студотрядовцы посещают детские сады, детские дома, дома престарелых, ветеранов Великой Отечественной войны, проводят субботники по очистке территории.
В 2004 году на базе Ассоциации «Агрообразование» создан Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений в целях представления, защиты и реализации профессиональных, интеллектуальных, юридических и социальных интересов и прав молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений.
Не меньшее внимание в Российской Федерации уделяется развитию физкультуры и спорта в сельских территориях и подведомственных образовательных организациях, способствуют формированию здорового образа жизни обучающихся в системе высшего образования, привлечению студентов и аспирантов к систематическим занятиям физкультурой и спортом, совершенствованию форм организации спортивной работы в образовательных организациях.
Поддержка молодых семей и репродуктивного здоровья.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная поддержка семей с детьми относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки семей с детьми, предусмотренные на федеральном уровне, в виде государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», и дополнительных мерах государственной поддержки в виде материнского капитала.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к числу которых относится социальная поддержка семей, имеющих детей.
По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2019 года меры социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей предоставляются молодым семьям в 5 субъектах Российской Федерации. В Республике Саха (Якутия) право на единовременное пособие предоставляется молодой семье при условии рождения первого ребенка в течение 2 лет со дня регистрации брака между родителями.
В Сахалинской области молодым семьям, в которых родители
не достигли возраста 35 лет, при рождении ребенка после 31 декабря 2016 года предоставляется единовременная выплата на приобретение товаров для ребенка и коляски.
Кроме того, в 7 субъектах Российской Федерации предусмотрены выплаты на детей родителей-студентов.
В 8 субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Камчатский, Пермский края, Архангельская, Ивановская, Мурманская, Тамбовская области, Санкт-Петербург) в целях стимулирования рождаемости предусмотрено предоставление выплат в связи с рождением и воспитанием детей, право на которые ограничено возрастом матери.
Право на ежемесячные денежные выплаты предоставляются в Ивановской области женщинам в возрасте до 24 лет, осуществляющим уход за первым ребенком в возрасте до 1,5 лет, в Мурманской области – женщинам в возрасте до 26 лет, родившим первого ребенка в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2021 года, до достижения им возраста 1,5 лет, в Тамбовской области – женщинам в возрасте до 25 лет, осуществляющим уход за первым ребенком в возрасте 1,5-3 лет.
В 4 субъектах Российской Федерации (Вологодская, Магаданская, Сахалинская, Тульская области) выплаты в связи с рождением и воспитанием детей предоставляются как студенческим семьям, так и с учетом возраста матери.
Социальная поддержка молодых мигрантов.
По данным МВД России, в целях создания более благоприятных условий для осуществление трудовой деятельности иностранными студентами в настоящее время разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанным законопроектом предполагается отменить необходимость получения разрешения на работу всем иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в образовательных организациях высшего образования по основной образовательной программе, имеющих государственную аккредитацию.
Социальная поддержка других уязвимых групп молодежи, реализуемая в государстве.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 4 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В соответствии с указанным Федеральным законом высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссии).
Комиссии в рамках установленной компетенции Федеральным законом обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
На государственном уровне предпринимается ряд мер, направленных на повышение эффективности работы по трудоустройству инвалидов, так:
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность работодателей принимать на работу инвалидов в рамках установленных квот;
органами службы занятости проводятся мероприятия в различных форматах:
ярмарки вакансий, встречи с работодателями, круглые столы с участием инвалидов, работодателей и некоммерческих организаций;
развивается Общероссийский портал базы вакансий «Работа в России», где создан отдельный раздел о трудоустройстве инвалидов.
С целью оказания помощи инвалидам молодого возраста при трудоустройстве и в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № Пр-1067 субъекты Российской Федерации реализуют мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Для обеспечения единообразного и системного подхода при разработке и реализации региональных программ Минтрудом России в 2017 году утверждена типовая программа по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве (далее – Типовая программа).
Региональные программы разрабатываются с учетом Типовой программы и предусматривают в том числе реализацию таких мероприятий, как:
организация межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных органов службы занятости, социально-ориентированных некоммерческих организаций;
персонифицированный учет и взаимодействие с инвалидом для уточнения его пожеланий, выявления барьеров, подбора вакансий, организации возможной стажировки;
проведение консультаций с работодателями для подбора предложений по трудоустройству;
привлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций к сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
информирование инвалидов о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах службы занятости.
Показатели Типовой программы позволяют оценивать долю трудоустроенных выпускников-инвалидов молодого возраста, отслеживать длительность поиска работы выпускником-инвалидом, оценивать вклад некоммерческих организаций, учреждений служб занятости и др.
Результаты мониторинга показателей региональных программ по итогам 2018 года показали, что уровень трудоустройства выпускников-инвалидов как после обучения среднего профессионального, так и высшего образования составляет порядка 60 % трудоустроенных из числа выпускников-инвалидов 2017 и 2018 годов.
Одновременно порядка 15 % выпускников-инвалидов продолжают обучение по другим уровням профессионального образования.
Для решения проблем, возникающих при реализации региональных программ, а также с целью оказания помощи в преодолении барьеров, возникающих у инвалидов при выполнении трудовой деятельности, с 1 января 2019 года вступил в действие Федеральный закон, направленный на организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Во исполнение указанного Федерального закона утвержден Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, где прописан пошаговый механизм для органов служб занятости.
Федеральный проект «Молодежь России»
Федеральный проект «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь
России»)» направлен на создание условий для эффективной самореализации
молодежи, в том числе развитие инфраструктуры. В рамках проекта предусмотрены
мероприятия для повышения охвата молодежными проектами и программами и
информирования молодежи о возможностях, механизмах и путях ее самореализации в
России.
Мероприятия, проводимые Роспатриотцентром в рамках реализации Федерального проекта «Молодежь России»:
Образовательная программа молодежного управленческого резерва
Образовательная программа, направленная на развитие профессиональных компетенций участников по осуществлению модерации мероприятий для молодежи, а также их координации
Образовательная программа, направленная на повышение профессиональных компетенций специалистов по работе с молодежью
и специалистов, ответственных за реализацию государственной молодежной политики при органах государственной и муниципальной власти, в вопросах проведения исследований в сфере молодежной политики посредством изучения основ дизайн-мышления
Образовательная программа, направленная на развитие некоммерческих организаций и студенческих движений (объединений), реализующих программы для молодежи, а также выявление и продвижение лучших практик в их работе
Образовательная программа, направленная на формирование знаний, умений и навыков в вопросах развития молодежной политики в регионах Российской Федерации