содержание ..
1
2 ..
Сводный годовой доклад
о ходе реализации и оценке
эффективности государственных программ
Российской Федерации по итогам 201
8
года
2
Содержание
1.
Введение
…………………………………………………………………………………………………………………………..3
2.
Сводные данные о ходе реализации государственных программ (пилотных
государственных программ) за 2018 год
……………………………………………………………………………………5
2.1.
Государственные программы Российской Федерации, не включенные в перечень пилотных
государственных программ
……………………………………………………………………………………………………………………… 8
2.2.
Государственные программы Российской Федерации, включенные в перечень пилотных
государственных программ
……………………………………………………………………………………………………………………. 22
3
1.
Введение
В соответствии с Федеральным
законом
от 28 июня 2014
г. №
172-
ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон
№ 172
—
ФЗ) достижение стратегических целей и решение приоритетных задач
государственной политики в сфере социально
—
экономического развития и национальной
безопасности осуществляется на основе реализации
государственных программ
Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. №
1950-
р (далее
соответственно
–
Перечень
государственных программ, государственные программы).
Согласно указанному Перечню
государственных программ
ответственными
исполнителями должны быть разработаны 4
4
государственные программы
1
по пяти
направлениям: «Новое качество жизни»
(11
государственных программ), «Инновационное
развитие и модернизация экономики» (18 государственных программ), «Обеспечение
национальной безопасности» (
5
государственных программ), «Сбалансированное
региональное развитие» (6 государственных программ) и «Эффективное государство»
(4
государственные программы
).
Из них в настоящее время утверждены
42
государственных
программы
2
, в том числе
государственные
программы
«Обеспечение
обороноспособности страны»
и «Социально
—
экономическое развитие Республики Крым
и г. Севастополя», срок начала реализации которых –
1 января 20
19
года
.
Не утверждены
2
государственные программы
(
«Развитие пенсионной системы на 20
20-203
5 годы»
,
«Обеспечение защиты личности, общества и государства»
),
так как
сроки их разработки
установлены отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом
31 Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности
государственных
программ,
утвержденного
постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г.
№
588 (далее
–
Порядок),
ответственные
исполнители
государственных программ совместно с соисполнителями
и участниками направили
в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития
России
,
Минфин России и в федеральные органы исполнительной власти, ответственные
1
Решением
президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (абзац второй
пункта 2 раздела I протокола заседания от 22 марта 2017 г. № 3)
пять государственных программ («Развитие здравоохранения», «Развитие
образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие
транспортной системы», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013
—
2020 годы») включены в перечень пилотных государственных программ.
2
Во исполнение пункта 1 «а» перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2017 г. № Пр
-7
5 по итогам заседания Совета
по
науки и образованию, состоявшегося 23 ноября 2016 года
,
и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
2016 г. № 642 «О Стратегии научно
—
технологического развития Российской Федерации» с 2019 года предусмотрено утверждение государственной
программы «Научно
—
технологическое развитие Российской Федерации». Одновременно реализация государственной программы «Развитие науки
и технологий» будет прекращена.
4
за социально
—
экономическое развитие приоритетных территорий (за исключением
государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки
и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных
территориях)
,
уточненные годовые
отчеты
о ходе реализации и оценке эффективности
государственных
программ
за 201
8
год
(
далее
–
годовые
отчеты
).
На основе сведений ответственных исполнителей
государственных программ
,
представленных в установленном порядке по итогам реализации в отчетном году
действующих государственных программ
и уточненной
информации о кассовом
исполнении федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации) за 201
8
год, представленной Минфином России,
Минэкономразвития России согласно пункту 38 Порядка сформировало сводный годовой
доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ за 201
8
год
(далее
–
Сводный доклад)
3
.
В составе Сводного доклада в соответствии с
пунктом
50 Правил разработки,
реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 октября 2017 г. № 1242 (далее –
Правила),
представлен
сводный годовой доклад
о ходе реализации пилотных государственных программ и об оценке их эффективности,
подготовленный на основе годовых отчетов о ходе реализации пилотных государственных
программ и об оценке их эффективности.
3
Информация о государственных программах, включающих сведения ограниченного доступа, отражена в рамках отдельных приложений с учетом
ограничений на ее распространение. Информация о ходе реализации государственных программ, в части сведений, содержащих государственную
тайну, в Сводный доклад не включена
(соответствующие сведения представлены в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации)
.
5
2.
Сводные данные о ходе реализации государственных программ
(
пилотных
государственных программ
)
за
2018
год
На дату формирования Сводного доклада ответственными исполнителями должны
были быть представлены
годовые отчеты по 40 государственным программам
(пилотным
государственным программам), из которых 1
2
государственных программ, в том числе
содержат сведения, отнесенные к государственной тайне, и (или) сведения ограниченного
доступа
(
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие
оборонно
—
промышленного комплекса», «Развитие электронной и радиоэлектронной
промышленности на 2013
—
2025 годы», «Космическая деятельность России на 2013–
2020
годы», «Развитие атомного
энергопромышленного комплекса», «Информационное
общество (2011
—
2020 годы)», «Развитие внешнеэкономической деятельности»,
«Обеспечение
государственной безопасности», «Защита населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах», «Обеспечение общественного порядка и противодействие
преступности», «Управление федеральным имуществом»
,
«Внешнеполитическая
деятельность»).
В Минэкономразвития России поступили
все
40
годовых отчетов. Вместе с
тем
считаем необходимым обратить внимание на то, что годовой отчет по государственной
программе «Реализация государственной национальной политики» не был представлен
ФАДН России на бумажном носителе, а был размещен и удостоверен усиленной
квалифицированной электронной подписью на портале государственных программ.
Годовые отчеты по
10
государственным программам, ответственными
исполнителями
которых являются Минприроды
России
(«Охрана окружающей среды»
на 2012
—
2020 годы
,
«Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие лесного хозяйства»
на 2013
—
2020 годы
),
Минтруд России («Социальная поддержка граждан»), Минкультуры
России («Развитие культуры и туризма» на 2013 –
2020 годы
)
, Минобрнауки России
(«Развитие
науки и технологий» на 2013
—
2020 годы), ГК «Роскосмос» («Космическая
деятельность России на 2013
—
2020 годы»), Минтранс России («Развитие транспортной
системы») и Минфин России («Управление государственными финансами
и регулирование финансовых рынков»
),
были представлены на рассмотрение
в
Минэкономразвития России со значительным нарушением установленного срока
,
6
что затруднило проведение качественного анализа информации в рамках подготовки
Сводного доклада
4
.
Таким образом, Сводный доклад сформирован Минэкономразвития России
на основе
38
годовых отчетов, которые включают открытые сведения, а также сведения
ограниченного доступа
5
.
Одновременно считаем необходимым отметить, что сопоставительный анализ хода
реализации государственных программ (пилотных государственных программ) за 201
8
год
проведен на основе методики оценки эффективности реализации государственных
программ, разработанной Минэкономразвития России
(далее
–
Методика
;
подробная
информация представлена в приложении
№
14
к Сводному докладу
)
6
.
Методика позволяет
оценить ожидаемую (запланированную) и фактическую результативность работы
ответственных исполнителей по реализации государственных
программ (пилотных
государственных программ) и учитывает необходимость проведения оценок:
В
части государственных программ:
–
степени
достижения утвержденных значений целевых показателей (индикаторов)
уровня государственных программ в 201
8
году
(информация приведена в
разделе
2.1.
и в приложениях
№
2, 2.1, 10, 12
и
12.1
к Сводному докладу
);
–
степени
достижения утвержденных значений целевых показателей (индикаторов)
подпрограмм (федеральных целевых программ) государственных программ в 201
8
году
(информация приведена в
разделе
2.1.
и в приложениях
№
10, 12
и 1
2
.1 к Сводному
докладу
);
4
В соответствии с пунктом 31 Порядка и 42 Правил годовой отчет представляется ответственным исполнителем до 1 марта (уточненный годовой
отчет
—
до 25 апреля) года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфин России
и в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально
—
экономическое развитие приоритетных территорий (за исключением
государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность
их реализации на приоритетных территориях), на бумажном носителе и размещается в электронном виде на портале государственных программ
(за исключением государственных программ, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера).
Письма Минприроды России от 24 апреля 2019 г. № 02
-19-
53/9825 и от 25 апреля 2019 г. № 04
-16-
53/9833 поступили в Минэкономразвития России
29 апреля 2019 г., письмо
Минприроды России
от 24 апреля 2019 г. № 08
-12-53/9827 — 6
мая 201
9
года. Письма Минтруда России от 24 апреля
2019 г. № 12
—
4/10/П
-3604,
Минкультуры России от 2
4
апреля 201
9
г. №
6463-01.1-49-
СО, Минобрнауки России от 24 апреля 2019 г. № МН
—
925/ГТ,
ГК «Роскосмос» от 24 апреля 2019 г. № УЮ
—
4530дсп, Минтранса России от 25 апреля 2019 г. № ИА
—
Д12
-22/6414
и Минфина
России от 2
5
апреля
2019
г. №
25-06-06/30968
поступили в Минэкономразвития России
29
апреля
2019
года.
5
Информация о реализации государственных программ, в части сведений ограниченного доступа
,
представлена в рамках отдельных приложений
к Сводному докладу. Информация в части сведений, содержащих государственную тайну (в том числе по государственным программам «Развитие
оборонно
—
промышленного комплекса», «Обеспечение государственной безопасности»), в Сводный доклад не включена.
6
Во исполнение протоколов заседания
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018
г. № 13 (раздел VII, пункт 3),
заседания
Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения
эффективности бюджетных расходов от 29 января 2019 г. № 1 (раздел III,
пункт 2)
Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство Российской
Федерации проект постановления Правительства
Российской Федерации
«Об утверждении Порядка формирования сводного годового доклада о ходе реализации
и оценке эффективности
государственных программ Российской Федерации
и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
предполагающий
унификацию требований по формированию Сводного доклада, а также утверждение
Методики оценки эффективности реализации
государственных
программ Российской Федерации, включая пилотные государственные программы
.
Вместе с тем используемый при
формировании Сводного доклада подход к оценке эффективности реализации государственных программ был скорректирован с учетом
решений,
принятых на заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов 16 мая 2019
года.
7
–
уровня
эффективности реализации
основных мероприятий
государственных
программ
,
который определяется
исходя из
оценки исполнения в 201
8
году
запланированных контрольных событий (информация приведена в разделе
2.1.
и в приложениях
№
3, 3.1, 4, 10, 12
и
12.1
к Сводному докладу
);
–
уровня реализации (кассового исполнения) государственных
программ за счет
средств федерального бюджета, а также за счет
иных источников ресурсного обеспечения
(информация приведена в разделе
2.1.
и в приложениях
№
9, 10, 12
и
12.1
к Сводному
докладу
);
–
уровня эффективности деятельности ответственных исполнителей в части,
касающейся разработки и реализации государственных программ (информация приведена
в разделе
2.1.
и
в
приложениях
№
10, 12
и
12.1
к Сводному докладу
).
В части пилотных государственных программ
7
:
–
степени достижения целей пилотных государственных программ (информация
приведена в разделе
2.2
. и в приложениях №
5, 6, 10, 12
и 1
2
.1 к Сводному докладу
);
–
степени достижении показателей структурных элементов пилотных
государственных программ
(
информация приведена в разделе
2.2
. и в приложениях №
5,
10, 12
и 1
2
.1 к Сводному докладу
);
–
оценки
наступления
контрольных точек планов
мониторинга реализации
пилотных
государственных
программ, а также их
структурных элементов
(
информация
приведена в разделе
2.2
. и в приложениях №
7, 8, 10, 12
и 1
2
.1 к Сводному докладу
);
–
уровня выполнения
расходных обязательств Российской Федерации, связанных
с реализацией пилотных государственных программ (информация приведена в разделе
2.2.
и в приложениях №
9, 10, 12
и 1
2
.1 к Сводному докладу
);
–
оценки деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся
реализации пилотных государственных программ (менеджмент)
(
информация приведена
в разделе
2.2
. и в приложениях №
10, 12
и 1
2
.1 к
Сводному докладу
).
Такой подход позволяет провести комплексную оценку
эффективности
реализации
всех государственных программ (пилотных государственных программ) вне зависимости
от сферы их реализации
.
При этом по результатам анализа государственных программ
7
В соответствии с абзацем вторым пункта 49 Правил приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2019 г. № 178
утверждены
Методические
рекомендации по проведению оценки эффективности реализации пилотных государственных программ Российской Федерации
(далее –
Методические рекомендации). Вместе с тем используемый при формировании Сводного доклада подход к оценке эффективности реализации
пилотных государственных программ был скорректирован относительно подхода, отраженного в рамках Методических рекомендаций,
по результатам решений, принятых
на заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных
расходов 16 мая 2019 года.
8
(пилотных государственных программ) можно выявить приоритетные структурные
элементы, реализация которых оказывает наибольшее влияние на ход исполнения
государственной программы
(пилотных государственных программ)
,
а также
сформировать перечень структурных элементов, которые характеризуются недостаточной
эффективностью
(подробные сведения представлены в приложениях № 1
0, 12, 12.1).
2.1.
Государственные программы Российской Федерации, не включенные
в перечень пилотных государственных программ
Сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых
показателей (индикаторов) государственных программ за отчетный год
В соответствии с пунктом 79 Методических указаний по разработке и реализации
государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом
Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 (далее –
Методические
указания)
,
ответственные исполнители государственных программ направили в
Минэкономразвития России сведения о соответствии фактических значений показателей
государственных программ значениям, установленным при утверждении государственных
программ Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно представленным годовым отчетам в настоящее
время в государственные программы
8
включено более
2 350
показателей
(индикаторов)
,
количественно характеризующих ход их реализации.
Вместе с тем
плановые значения
на 201
8
год предусмотрены немногим более чем по
1 600
показателям
(68,5 %
от общего
числа показателей). Из них
на уровне государственных программ ответственными
исполнителями было запланировано достижение около 2
7
0 показателей (16,
4
% от общего
числа показателей, по которым предусмотрены плановые значения на отчетный год),
на уровне подпрограмм (федеральных целевых программ) –
более чем
1
300 показателей
(индикаторов
) (83,6
% соответственно).
Информация по направлениям Перечня государственных программ
отражена
в следующей таблице:
8
Здесь и далее сведения приводятся по государственным программам, содержащим открытые данные и сведения ограниченного доступа
,
по которым ответственными исполнителями в установленном
порядке
были представлены годовые отчеты.
9
Направление Перечня
государственных программ
(количество государственных
программ)
Количество показателей (индикаторов)
Всего
Плановые
значения
предусмотрены
на 201
8
год
Плановые значения
не предусмотрены на 201
8
год
исключены
запланированы
к достижению
в последующие
годы
1
2
3
4
5
«Новое качество жизни» (
7)
426
322
99
5
«Инновационное развитие
и модернизация экономики» (1
5)
1 205
865
323
12
«Обеспечение национальной
безопасности» (2)
170
94
76
0
«Сбалансированное
региональное развитие» (5)
350
167
165
18
«Эффективное государство» (
4)
204
165
39
0
Всего:
2 355
1 613
702
35
Обращаем внимание на то, что большая часть показателей (более
7
00, или
29,8 %
от общего числа показателей) исключена в 2018 году в рамках приведения
государственных программ в соответствие с Федеральным законом №
362-
ФЗ
9
и
отражается
в
государственных
программах
исключительно
в
аналитических
целях.
При этом основная доля
исключенных (аналитических) показателей относится
к
государственным программам
,
включенным
в направления Перечня государственных
программ: «Инновационное развитие и модернизация экономики» (4
6
,0 % от общего числа
исключенных показателей)
10
; «Сбалансированное региональное развитие» (
23,5 %
от общего числа исключенных показателей)
11
, «Новое качество жизни» (14,
1
% от общего
числа исключенных показателей
)
12
.
Ввиду наличия в государственных программах большого количества показателей
(индикаторов), отражающих ведомственные интересы ответственных исполнителей
и не характеризующих достижение целей социально
—
экономического развития страны,
9
Во исполнение абзаца 4 пункт 2 статьи 179 Бюджетного
кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению
в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
10
Например, из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности» было исключено 122 показателя
(61,0
% от общего числа показателей указанной государственной программы),
из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013
—
2020 годы было исключено
32 показателя
(40,5
% от общего числа показателей указанной государственной программы), из перечня показателей (индикаторов)
государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»
30
показателей (25,
6
% от общего числа показателей
указанной государственной программы) и так далее.
11
Например, из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие Северо
—
Кавказского федерального округа»
на период
до 2025 года
было исключено 124 показателя
(71,3
% от общего числа показателей указанной государственной программы),
из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Социально
—
экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского
региона»
было исключено 39 показателей
(38,6
% от общего числа показателей указанной государственной программы) и так далее.
12
Например, из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Содействие занятости населения» было исключено
18
показателей (
39,1
% от общего числа показателей указанной государственной программы), из перечня показателей (индикаторов)
государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013
—
2020 было исключено 3
9
показателей (
37,1
% от общего числа показателей
указанной государственной программы)
и так далее.
10
сокращение количества показателей государственных программ (при условии
обязательного соблюдения принципа необходимости и достаточности показателей
для оценки соответствующей сферы реализации) можно оценивать как фактор,
способствующий исполнению требований пункта 22 Методических указаний, согласно
которому используемые показатели государственных программ должны соответствовать,
в том числе требованиям адекватности, достоверности, своевременности и регулярности.
Вместе с тем до настоящего времени проблема, связанная с отсутствием
фактических значений показателей государственных программ к моменту составления
отчетности
об их реализации, решена не была
.
Так, в рамках годовых отчетов за 201
8
год,
по
160
показателям
13
(6,8
% от общего
числа показателей
)
14
дана предварительная оценка
их выполнения, либо фактические данные не приведены.
Из них на уровне
государственных программ фактические данные не приведены по
54
показателям
(индикаторам)
(
2,3
%
от общего числа показателей или 3,
3 %
от общего числа показателей, плановые значения
по которым предусмотрены на 2018 год
)
, на уровне подпрограмм (федеральных целевых
программ) –
по 10
6
показателям (индикаторам) (4,5 % от общего числа показателей или
6,6
% от общего числа показателей, плановые значения по которым предусмотрены
на 2018 год
).
Подробная
информация по направлениям Перечня государственных программ
отражена в таблице:
Направление Перечня
государственных программ
(количество
государственных программ)
Количество показателей (индикаторов)
Плановые
значения
предусмотрены
на 201
8
год
Фактические
значения
за 201
8
год
представлены
Фактические значения
за 201
8
год не представлены
Представлено
прогнозное
значение
Отсутствует
значение
1
2
3
4
5
«Новое качество жизни» (7)
322
257
46
19
«Инновационное развитие
и модернизация экономики»
(15)
865
787
63
15
«Обеспечение национальной
безопасности» (2)
94
94
0
0
«Сбалансированное
167
150
17
0
13
Для сравнения, в рамках предварительных годовых отчетов, представленных ответственными исполнителями государственных программ
в Минэкономразвития России к 1 марта 201
9
года, не были представлены фактические значения по
290
показателям.
14
В целях сопоставления соответствующих оценок с предыдущим отчетным годом расчет проводился от общего числа показателей (в том
числе
аналитических, а также показателей, запланированных к
достижению в последующие годы). При этом в случае проведения оценки от общего числа
показателей, плановые значения по которым предусмотрены на 201
8
год, доля соответствующих показателей достигла бы
9,9
процента
.
11
региональное развитие» (5)
«Эффективное государство»
(4)
165
165
0
0
Всего:
1 613
1 453
126
34
По отдельным государственным программам фактические значения показателей
к моменту представления уточненных годовых отчетов не сформированы
15
. В этой связи
при расчете оценки достижения показателей (индикаторов) государственных программ
в рамках
Методики было предложено
общую
оценку
достижения
показателей, по которым
ответственным исполнителем не представлено фактическое значение либо представлено
прогнозное (предварительное) значение, принимать
равной «0».
Указанный подход к
оценке
показателей (индикаторов)
считаем обоснованным ввиду того, что в соответствии с
пунктом 11 Порядка целевые индикаторы и показатели государственной программы
должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и
достижение целей государственной программы, а также отражать специфику развития
конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена
реализация государственной программы
.
Вместе с тем указанный подход в рамках
формирования Сводного доклада было решено не
применять.
Так,
с учетом того, что действующая технология сбора и обработки статистических
данных не позволяет сократить сроки формирования официальной статистической
информации, установленные Федеральным планом статистических работ, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671
—
р
(далее –
ФПСР)
,
которые ориентированы, в первую очередь, на возможности респондентов
предоставлять отчеты по формам федерального статистического наблюдения,
сроки
формирования данных, принятых международными организациями, а также сроки
формирования отдельных ведомственных показателей, по показателям государственных
программ (уровня государственных программ и уровня подпрограмм (федеральных
целевых программ)
)
прогнозные значения учитывались при проведении расчетов как
фактические
.
В случае
непредставления
данных за отчетный период –
при оценке достижения
показателей уровня государственной программы
,
определяемым на основе данных
15
По 8 из 38 государственных программ по итогам 2018 года доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей,
значения которых предусмотрены в отчетном году, превышает пороговое значение в 10 процентов.
При этом осуществление проверки информации,
отраженной в годовых отчетах, было затруднено, так как значительное число ответственных исполнителей государственных программ сведения
о сроках формирования фактических значений показателей (индикаторов) в Минэкономразвития России не представило.
12
государственного (федерального) статистического наблюдения
,
соответствующие
показатели не учитывались
.
В свою очередь, отмечаем, что ранее соответствующая оценка (используемые
понижающие коэффициенты при расчете оценки достижения показателей) являлась
стимулом для ответственного исполнителя к пересмотру состава показателей, а также
к усилению
работы
в части обеспечения возможности
расчета фактических значений
показателей к сроку формирования годового отчета.
Как результат
,
несмотря на то,
что до настоящего времени в полном объеме решить задачу формирования значений
показателей государственных программ в необходимые сроки не получилось,
соответствующая проблема не достигла
масштабов 2014
— 2017
годов:
по сравнению
с предыдущим отчетным годом количество показателей, по которым в годовых отчетах
не были представлены фактические значения, снизилось на
28,7
процента
16
.
Указанное
положительное изменение
,
является результатом
применения норм
действующей нормативной правовой базы по разработке и реализации государственных
программ (пункт 8(2) Порядка, пункт 22 Методических указаний), а также проработки
вопроса сокращения количества показателей государственных программ, представление
фактических значений по которым невозможно до времени представления отчетности
,
Минэкономразвития России и Росстатом
совместно с федеральными органами
исполнительной власти –
ответственными исполнителями государственных программ
.
Соответствующая
работа по актуализации перечня показателей с учетом необходимости
сокращения сроков их расчета продолжается.
Одновременно
считаем необходимым отметить, что сохраняется иная проблема
,
указанная в рамках Сводных
докладов
за предыдущие
отчетные
годы, которая
существенно снижает качество оценки достижения показателей. По ряду государственных
программ фактически достигнутые значения показателей значительно превышают
плановый уровень, что указывает на занижение прогнозной оценки значений показателей.
Подробная
информация в разрезе государственных программ, которую необходимо учесть
ответственным исполнителям при дальнейшем планировании реализации государственных
программ, приведена на диаграмме
.
16
По итогам реализации государственных программ в 201
7
году письмами
от 29 июня 2018 г. № 18002
—
МО/Д19и, от 29 июня 2018 г.
№ 18003
—
МО/Д19и (дсп)
в
Правительство Российской Федерации
был представлен сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке
эффективности государственных программ за 201
7
год (далее –
Сводный доклад за 201
7
год). В рамках Сводного доклада за 201
7
год было указано,
что по более
2
00 показателям (
7,9
% от общего числа показателей) была дана предварительная оценка их выполнения, либо фактические данные
не были приведены. Вместе с тем отмечаем, что обеспечить полную сопоставимость данных 201
7
и 201
8
года не представляется возможным
по причине формирования соответствующей информации на основе разного перечня государственных программ.
13
Так, несмотря на сокращение в 2018 году
числа перевыполненных
показателей
в 2,8 раза
(с 254 до 91 показателя), средняя степень перевыполнения возросла и составила
665,1 процента
(показатели перевыполнены более чем 6,7 раза)
.
Принимая во внимание, что в 201
8
году в государственные
программы были
внесены изменения
,
а ранее соответствующую информацию Минэкономразвития России
представляло в Правительство Российской Федерации
,
объяснить причины
столь
значительных отклонений плановых и фактических значений
не представляется
возможным
.
Подробные сведения
об основных
результатах
оценки достижения в 201
8
году
плановых значений показателей уровня государственных программ
и уровня подпрограмм
(федеральных
целевых
программ)
государственных
программ,
проведенной
Минэкономразвития России, отражены
в приложениях
№
10, 12
и 1
2.1
к Сводному
докладу.
Сведения о реализации основных мероприятий, определенные на основе
оценки исполнения контрольных событий государственных программ
Согласно пункту 18 Методических указаний при формировании набора основных
мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий государственной
программы (далее –
контрольные события) в рамках их реализации, позволяющих оценить
промежуточные (или окончательные результаты) выполнения основных мероприятий
в течение года. Основными характеристиками контрольных событий государственной
программы в соответствии с пунктом 35 Методических указаний
являются: общественная,
в том числе социально
—
экономическая, значимость (важность) для достижения результата
основного мероприятия (ведомственной целевой программы, мероприятия федеральной
целевой программы) и решения соответствующих задач подпрограммы (федеральной
целевой программы); нулевая длительность (определенная дата наступления);
254
91
в 5,6 раза
в 6,7 раза
2017 г.
2018 г.
Число
Процент
14
возможность однозначной оценки достижения (0 % или 100 %); документальное
подтверждение результата.
Таким образом, уровень эффективности реализации основных мероприятий
в
рамках методики предложено определять на основе сопоставления информации
утвержденных планов реализации и детальных планов
—
графиков государственных
программ со сведениями, отраженными в годовых отчетах, в части исполнения в 201
8
году
запланированных контрольных событий.
При этом при проведении анализа хода
реализации основных мероприятий
государственных программ
,
в случае неисполнения контрольного события (наступления
контрольного события не в установленный срок)
было
проанализировано представленное
ответственным исполнителем обоснование, а также оценена
степень влияния выявленных
отклонений на исполнение государственной программы (исходя из критериев
«высокая»
/
«средняя» или
«низкая»).
Обращаем внимание, что всего в утвержденные планы реализации государственных
программ
17
включено
1 454
контрольных события. Из них согласно данным,
представленным в рамках годовых отчетов, в 201
8
году наступило
1 282
контрольных
события
(88,2
процента
).
В утвержденных детальных планах
—
графиках, в свою очередь,
отражено
4 784
контрольных событий, из которых в отчетном году наступили
4
423
контрольных события
(92,5
процента
).
Направление
Перечня
государственных
программ
(количество
государственных
программ)
Планы реализации государственных
программ
Детальные планы графики реализации
государственных программ
Количество
запланированных
контрольных
событий
Количество
исполненных
контрольных
событий
Количество
запланированных
контрольных
событий
Количество
исполненных
контрольных
событий
1
2
3
4
5
«Новое качество
жизни» (7)
348
326
1 630
1 564
«Инновационное
развитие
и модернизация
экономики» (15)
713
620
1 707
1 512
«Обеспечение
национальной
безопасности» (2)
63
61
300
293
17
Здесь и далее сведения приводятся по государственным программам, содержащим открытые данные и сведения ограниченного доступа
,
по которым ответственными исполнителями в установленные Порядком сроки были представлены годовые отчеты.
15
Направление
Перечня
государственных
программ
(количество
государственных
программ)
Планы реализации государственных
программ
Детальные планы графики реализации
государственных программ
Количество
запланированных
контрольных
событий
Количество
исполненных
контрольных
событий
Количество
запланированных
контрольных
событий
Количество
исполненных
контрольных
событий
«Сбалансированное
региональное
развитие» (5)
238
189
434
375
«Эффективное
государство»
(4)
92
86
713
679
Всего:
1 454
1 282
4 784
4 423
При этом если рассматривать объем запланированных и исполненных контрольных
событий детальных планов
—
графиков по направлениям реализации Перечня
государственных программ, то большая часть контрольных событий реализуется в рамках
направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» (
35,7
% от общего
числа запланированных и
34,2
% от общего числа исполненных в 201
8
году контрольных
событий) и направления «Новое качество жизни»
(34,1
% и
35,4
% соответственно)
(подробные сведения в разрезе государственных программ указаны в рамках приложений
№
3, 3.1, 4, 12
и 1
2.1
к Сводному докладу).
Вместе с тем следует указать на неравномерность распределения контрольных
событий в течение года. Соответствующая информация за 201
8
год по направлениям
Перечня государственных программ отражена в следующей таблице:
16
По результатам оценки отметим, что
в
IV
квартале 201
8
года число
запланированных ответственными исполнителями в рамках детальных планов
—
графиков
реализации государственных программ контрольных событий составило
более
2900
(или
61,4
% от общего числа контрольных событий, запланированных к наступлению
в 201
8
году
).
Вместе с тем отмечаем, что ответственными исполнителями государственной
программы контрольные события по ряду
основных мероприятий не были запланированы
к наступлению в 201
8
году
.
В этой связи оценить ход их реализации на основе отчетных
данных не представлялось возможным.
Кроме того, проведенный анализ показал, что ряд требований нормативной
методологической базы при формировании контрольных событий ответственными
исполнителями не соблюдается. Так, Минэкономразвития России неоднократно
направляло в рамках своих заключений замечания на состав контрольных событий планов
реализации и детальных планов
—
графиков реализации государственных программ,
отмечая, что контрольные события не отвечают ряду установленных характеристик,
а также недостаточно связаны с ходом реализации государственной программы
(подпрограммы, основного мероприятия). Таким образом, несмотря на то, что результат
I.
Новое
качество
жизни
II.
Инноваци
онное
развитие и
модерниза
ция
экономики
III.
Обеспечен
ие
националь
ной
безопасно
сти
IV.
Сбаланси
рованное
региональ
ное
развитие
V.
Эффектив
ное
государств
о
I-II
кварталы 2018 года
478
353
83
67
134
I-III
кварталы 2018 года
757
505
120
227
237
2018 год
1630
1707
300
434
713
478
353
83
67
134
757
505
120
227
237
1630
1707
300
434
713
0
200
400
600
800
1000
1200
1400
1600
1800
К
ол
ич
ес
тво
к
он
тр
ол
ьн
ых
со
быт
ий
Д
ПГ
Сведения о контрольных событиях ДПГ, запланированных
на отчетный период
содержание ..
1
2 ..
///////////////////////////////////////
содержание ..
..