Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493, с изменениями от 20 ноября 2018 г., и Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы

Общее представление о реализации программы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении ГБОУ СОШ с. Сырейка

Реализация проекта будет способствовать:

  • повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
  • совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
  • Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
  • Формирование у школьников готовности к защите Родины.
  • Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
  • Активизация творческого потенциала школьников.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию.

№п/псрокмероприятие1СентябрьКонкурс рисунков «Моё Отечество»2ОктябрьПраздничный концерт «День пожилого человека»Организация и проведение благотворительных акций «Свет в окне»3НоябрьУрок мужества «Поклонимся великим тем годам»  Тематический вечер «День народного единства»4ДекабрьВручение паспортовЛинейка «День конституции»Конкурс проектов «История  России»Конкурс рисунков «Символика государства»5ЯнварьМесячник культуры и традицийУрок мужества «Подвигу народа жить в веках» 6Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»: Рыцарский турнир, Военно-спортивная эстафета, Смотр песни и строя. Акция «Ветеран живет рядом»Встречи с участниками локальных войнКонкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»Конкурс художественных открыток к 23 февраляКруглый стол «День молодого избирателя»7МартУрок мужества «Жизнь замечательных людей»8МайМесячник Славы и Памяти:Акция «Поздравь ветерана на дому»,Конкурс патриотической песни,Праздничный митинг, посвященный Дню Победы,Конкурс газет «Наша память»9ИюньМитинг «День памяти и скорби»

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 — 2020 ГОДЫ»

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13. 2017 N 1245, от 20. 2018 N 1391)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (далее — Программа).

Функции координатора по реализации Программы возложить на Федеральное агентство по делам молодежи.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ патриотического воспитания граждан учитывать положения Программы.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 — 2020 ГОДЫ»

Основные исполнители Программы — Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по делам молодежи Соисполнители Программы — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство морского и речного транспорта; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13. 2017 N 1245, от 20. 2018 N 1391)Участники Программы — федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»; федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр)»; Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»; Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество»; Некоммерческая организация «Фонд поддержки российского флота»; войсковые казачьи общества; общественные и некоммерческие организации

Введение

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее — граждане). В 2001 — 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В 2013 — 2014 годах проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Основной задачей мониторинга стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы патриотического воспитания.

Наметилась положительная тенденция, отражающая увеличение количества образовательных организаций и клубов, которым были присвоены почетные наименования в честь Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации за достижения в области патриотического воспитания, что составило по стране 4780 организаций.

В 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе.

В целях совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, массового привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом ежегодно увеличивается количество школьников, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний. Так, в 2010/11 учебном году их число составило 7,5 млн. человек, в 2014/15 учебном году — 10,1 млн. человек. В соревнованиях по программе президентских состязаний приняли участие школьники из 37,2 тыс. общеобразовательных организаций.

Среди образовательных организаций, реализующих программы общего образования, наиболее эффективно реализуется подготовка обучающихся к военной службе в кадетских школах (кадетских школах-интернатах) и казачьих кадетских корпусах.

На начало 2014/15 учебного года в системе образования функционируют 177 кадетских учреждений (61846 обучающихся), из них 154 кадетских учреждения в городских поселениях (57873 обучающихся) и 23 кадетских учреждения в сельской местности (3973 обучающихся). В общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации функционируют более 7000 кадетских и казачьих классов.

Также увеличилось количество организаций дополнительного образования детей. Так, в 2012 году число этих организаций составило 8386, в 2013 году — 10462, в 2014 году — 11776.

Практически во всех субъектах Российской Федерации мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

По данным мониторинга, доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента общего количества молодых граждан в стране.

Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (далее — Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:

научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;

информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

Цель и задачи Программы

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Задачами Программы являются:

развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан включает в себя:

формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;

совершенствование методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;

развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;

подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан;

апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;

вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания;

совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, общественных и некоммерческих организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания;

содействие формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания граждан;

совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;

выработку мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы.

Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства включает в себя:

содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;

развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;

повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;

расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан;

популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;

повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству;

поддержку творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности;

взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в развитии основ патриотического воспитания;

развитие инновационных форм, методов и технологий координации и взаимодействия субъектов патриотической деятельности;

совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;

создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений.

Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями) включает в себя:

формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;

развитие и активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;

изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;

развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

обновление нормативно-правовой базы министерств и ведомств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями и общественными объединениями патриотической направленности в целях выполнения задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества;

развитие активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов шефской работы, создание условий для повышения ее эффективности в деле укрепления сотрудничества гражданских и военных, а также ветеранских организаций, повышения престижа воинской службы;

совершенствование научно-методической базы шефской работы;

оценку эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты.

Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, включает в себя:

формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику;

развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти;

внедрение единых регламентов работы волонтерских организаций в деятельность государственных и муниципальных организаций;

вовлечение граждан в процесс реализации Программы, в активное участие в мероприятиях Программы;

создание условий для развития и поддержки инициатив институтов гражданского общества, волонтерских и других социально ориентированных некоммерческих организаций, отдельных граждан и групп граждан, направленных на решение задач гражданско-патриотического воспитания;

активизацию экспертной деятельности по противодействию попыткам фальсификации истории.

Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации включает в себя:

формирование и обновление баз данных, анализ интернет-сайтов и блогосферы, информационно-аналитических материалов патриотической направленности;

повышение уровня использования новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;

создание условий для развития гражданской активности по формированию патриотической культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

содействие развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы;

создание условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений журналистов, писателей, деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, достижениями россиян в области науки, технологий и культуры;

создание условий для издания и распространения литературы, развития электронных и печатных средств массовой информации, специализирующихся на патриотической тематике;

создание условий для поддержки игровых и медиа-программ, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для работы с молодежной аудиторией.

III. Механизм реализации Программы

Координатором Программы выступает Федеральное агентство по делам молодежи.

Координатор Программы осуществляет следующие функции:

проводит мониторинг качества и эффективности реализации Программы;

разрабатывает и внедряет систему отчетности о выполнении мероприятий основными исполнителями и соисполнителями Программы;

осуществляет контроль за реализацией мероприятий Программы основными исполнителями и соисполнителями, а также за ходом подготовки и представления ими координатору Программы отчетов о реализации мероприятий Программы;

запрашивает у основных исполнителей, соисполнителей и участников Программы информацию, необходимую для подготовки отчета о реализации Программы;

совместно с основными исполнителями готовит ежегодный доклад о состоянии сферы патриотического воспитания в России;

представляет ежегодный доклад о состоянии сферы патриотического воспитания в России в Правительство Российской Федерации;

разрабатывает совместно с основными исполнителями и соисполнителями предложения о совершенствовании Программы.

Основными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи.

Основные исполнители осуществляют следующие функции:

разрабатывают ведомственные программы (планы) с указанием конкретных работ по выполнению программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования;

разрабатывают и утверждают с участием соисполнителей и по согласованию с координатором Программы порядок сбора информации и методику расчета показателей реализации Программы;

реализуют мероприятия Программы в соответствии с целями и задачами Программы, установленными показателями реализации Программы, а также сроками реализации этих мероприятий на основе тесного межведомственного взаимодействия и с участием соисполнителей Программы;

организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий ведомственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлекают к реализации мероприятий ведомственных программ общественные организации (объединения) и некоммерческие организации;

представляют ежегодный отчет координатору Программы о проведенных мероприятиях ведомственных программ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — соисполнители мероприятий Программы разрабатывают ведомственные (региональные) программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют работу по патриотическому воспитанию граждан на основе тесного межведомственного взаимодействия.

Реализация Программы не предполагает заключение и исполнение долгосрочных государственных контрактов.

Достижение показателей зависит от объемов финансового обеспечения Программы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На реализацию мероприятий Программы, а также программ субъектов Российской Федерации могут привлекаться внебюджетные средства.

Реализация полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно за счет соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение мероприятий для достижения значений показателей реализации предусматривается в бюджетах субъектов Российской Федерации.

В качестве механизмов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий используется мониторинг реализации региональных планов с учетом достижения соответствующих показателей.

Деятельность по патриотическому воспитанию в субъектах Российской Федерации осуществляется путем:

координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, общественных и общественно-профессиональных организаций;

привлечения к работе в этой сфере государственных, общественных и общественно-профессиональных организаций, некоммерческих и иных организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах патриотического воспитания граждан;

совершенствования содержания и способов организации работы в сфере патриотического воспитания для достижения соответствия результатов реализуемых региональных программ патриотической деятельности показателям реализации Программы;

мониторинга функционирования системы патриотического воспитания граждан в субъектах Российской Федерации.

Единственным распорядителем бюджетных ассигнований, которые предполагается потратить на реализацию мероприятий, указанных в приложении N 1 к Программе, является первый исполнитель, осуществляющий финансовое обеспечение соответствующих мероприятий в рамках реализации ведомственных программ.

Организация, являющаяся распорядителем бюджетных средств, определяет окончательный перечень соисполнителей с учетом специфики проведения конкретного мероприятия.

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы в 2016 — 2020 годах составит 1666556,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1574056,8 тыс. рублей, а также 92500 тыс. рублей за счет внебюджетных источников, в том числе:

на 2016 год — 290120,8 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 15500 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников;

на 2017 год — 324259 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 19250 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников;

на 2018 год — 331959 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 21050 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников;

на 2019 год — 306209 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 18350 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников;

на 2020 год — 321509 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 18350 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.

Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, включая:

увеличение количества научных исследований и новых методических разработок в сфере патриотического воспитания;

развитие и обобщение российского опыта в области патриотического воспитания с целью его практического использования;

совершенствование системы показателей оценки уровня и эффективности патриотического воспитания;

развитие нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан в системе образования, культуры, молодежной политики с учетом отраслевой специфики;

внедрение новых эффективных комплексов учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию;

формирование сообщества специалистов и наставников, ведущих работу в сфере патриотического воспитания, экспертов в этой сфере, производящих профессиональную оценку состояния этой сферы и проектов патриотической направленности.

Произойдет укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для:

активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

повышения интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства;

развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;

увеличения числа граждан, имеющих углубленные знания о событиях, ставших основой государственных праздников России;

повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе, к работе в различных отраслях российской промышленности и сфере услуг, а также в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности;

проведения всероссийских и региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России.

Ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации, а также повышение уровня социальных коммуникаций между российским обществом и Вооруженными Силами Российской Федерации, правоохранительными органами и организациями. Предполагаемый результат включает в себя:

обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) и ветеранских организаций в целях повышения эффективности формирования у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе;

совершенствование научно-методической базы шефской работы.

Произойдет значительное улучшение условий для развития волонтерского движения как важного элемента гражданско-патриотического воспитания, что будет способствовать повышению уровня консолидации и взаимного доверия граждан. Ожидаемый результат включает в себя:

достижение высокой вовлеченности граждан в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на всех уровнях;

значительное повышение уровня вовлеченности граждан в волонтерскую и социальную практику;

создание условий для улучшения показателей доверия граждан друг к другу, к государственным, общественным, в том числе социальным, институтам;

создание единой системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти;

внедрение волонтерской практики в деятельность государственных организаций и учреждений в сфере здравоохранения, культуры, спорта, образования и молодежной политики.

Предполагается увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Приложение N 1 к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 — 2020 ГОДЫ»

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13. 2017 N 1245)

<1> В графе «Исполнители» первой указана организация, являющаяся распорядителем бюджетных средств и определяющая окончательный перечень соисполнителей с учетом специфики проведения конкретного мероприятия.

<2> Размер бюджетных ассигнований из федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Приложение N 2 к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 — 2020 ГОДЫ»

Наименование показателя Единица измерения 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Количество подготовленных организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания, в том числе специалистов военно-патриотических клубов и объединений человек 48000 50000 52000 53000 55000 Доля участвующих в реализации Программы образовательных организаций всех типов в общей численности образовательных организаций процентов 100 120 130 140 150 Доля обучающихся в образовательных организациях всех типов, принимавших участие в конкурсных мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний истории и культуры России, своего города, региона, в общей численности обучающихся процентов 100 120 140 160 180 Доля граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принимавшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) процентов 30 40 50 60 70 Доля общеобразовательных, профессиональных и образовательных организаций высшего образования, над которыми шефствуют воинские части (корабли) процентов 100 115 130 140 150 Доля воинских частей (кораблей), над которыми шефствуют трудовые коллективы, бизнес-структуры, районы, города, области, края и республики процентов 100 115 130 140 150 Доля информированных о мероприятиях Программы граждан Российской Федерации в общей численности граждан Российской Федерации процентов 100 150 200 250 300 Доля субъектов Российской Федерации, в которых принята программа субъекта Российской Федерации в сфере патриотического воспитания, в общей численности субъектов Российской Федерации процентов 90 94 98 100 100 Количество субъектов Российской Федерации, в которых создан региональный центр патриотического воспитания единиц 80 85 85 85 85 Доля волонтерских организаций, осуществляющих свою деятельность на базе федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в общей численности федеральных государственных образовательных организаций высшего образования процентов 25 35 45 55 70

Пояснительная записка

Программа «Воспитание гражданина России» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».

Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования чувства патриотизма ,любви к Родине у учащихся.

Программа призвана реализовать основные положения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020».

Данная программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

В школьном здании ГБОУ СОШ с. Сырейка созданы необходимые условия для реализации воспитательной программы по патриотическому воспитанию.

Материально – техническая база — необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. В школе созданы оптимальные материально-технические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учащиеся начального общего образования обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, основного и среднего образования – по классно-кабинетной системе.

В школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, 2 спортивных зала с инвентарем и необходимым оборудованием, раздевалки, душевые, отдельные для девочек и мальчиков, спортивная площадка — стадион для активных игр и прогулок, настольный теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, актовый зал. В школе имеются кабинеты физики, химии, истории, психолога,учительская и другие, которые оборудованы мебелью. Кабинеты обеспечены необходимым учебным и компьютерным оборудованием,отвечающими гигиеническим требованиям. Школа подключена к сети Internet. Используется лицензионное программное обеспечение.

Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы. Организован доступ обучающихся и педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.

Функции различных категорий работников школы

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию;
  • организация работы классных руководителей по программе патриотического воспитания  и ее контроль;

Функции классного руководителя:

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по патриотическому воспитанию;
  • организация и проведение воспитательной работы с родителями в рамках реализации программы;
  • организация встреч родителей с представителями воено-патриотических клубов?
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы патриотического воспитания;

Сроки и этапы реализации программы

Реализация Программы рассчитана на 3 года.

I этап: проектный – 2018-2019 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Изучить нормативную базу.

Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2019-2020 учебные годы.

Цель: реализация программы патриотического воспитания

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Обогащать содержание патриотического воспитания.

Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.

Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.

Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг реализации программы.

Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический –2020-2021 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Обобщить результаты работы школы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.

Модель личности ученика.

Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на патриотическое воспитание учащихся. Ниже представлена предполагаемая модель ученика по итогам реализации настоящей программы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493, с изменениями от 20 ноября 2018 г., и Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы

Содержание программы.

Программа включает в себя следующие направления:

Связь поколений.

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

Формировать культуру проявления гражданской позиции.

Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник  дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Мой край родной.

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Изучать историю родного края.

Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».

Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и  часы общения.

План мероприятий по реализации программы

1 направление: Связь поколений

№п/пмероприятиясрокиответственные1Участие в акции «Вахта памяти»:-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;-линейки, посвященные памятным датам истории;-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы. 2018-2021г. Зам. директорапо ВР,классные руководители2Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. ежегодноЗам. директора по воспитательной работе,  учитель истории3Проведение памятных дней:- День Победы-День вывода войск из Афганистана- День защитников Отечества- День Героев-День единения и примирения. ежегодноЗам. директорапо ВР,классные руководители4Участие в акциях:·        «Солдатские письма»·         «Герои живут рядом»·         «От сердца к сердцу»ежегодноЗам. директорапо ВР,классные руководители 5Классные часы на тему «Герои и подвиги»ОктябрьДекабрьФевральМайежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители6Акция  «Ветеран живет рядом»ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители7200-летию со Дня Бородинского сражения русской армии под командованием М. Кутузова с французской армией 2018Зам. директора по ВР8100-летию создания Военно-воздушных сил2018 Зам. директора по ВР9 Проведение мероприятий, посвященных: 70-летию Сталинградской битве70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)2020учитель истории1070-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)2019учитель истории

2 направление: Растим патриота и гражданина России

№п/пмероприятиясрокиответственные1Участие в постоянно действующих всероссийских, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. 2018-2021г. Зам. директорапо ВР,классные руководители2Проведение внеклассных мероприятий, посвященные Конституции  РФ, дню единения и примирения, дню Героев. 2018-2021г. Зам. директорапо ВР3Подготовка и проведение месячника патриотического воспитанияФевральежегодноЗам. директорапо ВР,преподаватель ОБЖ 4Участие обучающихся  и педагогов в конкурсах проектов:- «Я – гражданин России»,-«Патриотическое воспитание обучающихся». ежегодноЗам. директора по воспитательной работе,  учитель истории, классные руководители5Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. ежегодноКлассные руководители6Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного  Дню ПобедыежегодноУчитель физкультуры7Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецовежегодноЗам. директорапо ВР,классные руководители 8Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»МайежегодноЗам. директорапо ВР10Конкурс чтецов «Дети о войне»ФевральежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители11Конкурс рисунков  «Война глазами детей»ежегодноЗам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО1230-летию вывода советских войск из Афганистана2019 годЗам. директора по ВР13Круглый стол «Патриотизм начинается с меня»2020Зам. директора по ВР16Встречи с работниками прокуратуры, ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правв течение года Зам. директора по ВР

3 направление: Мой край родной

№п/пмероприятиясрокиответственныеОрганизация встреч с представителями предприятий Самарской области. Экскурсии на предприятия Самарской областиежегодноЗам. директорапо ВР,учителя – предметники,классные руководителиОрганизация экскурсий в музей боевой славы ко Дню ПобедыежегодноЗам. директорапо ВРКраеведческий поиск «Живая летопись родного села»ежегодноЗам. директора по ВР, учитель истории Участие в днях экологической безопасностиАпрель-июньЗам. директора по ВР, классные руководителиОрганизация походов, экскурсий по родному краю. Лето Зам. директора по ВРКл. руководители Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения. в течение года Учитель географии, биологии, истории

4 направление: Я и семья

№п/пмероприятиясрокиответственные1Проведение общешкольного конкурса  «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детейежегодноЗам. директорапо ВР,учителя – предметники,классные руководители2Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»Майежегодноучитель ИЗО3Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войныАпрельежегодноучителя русского языка и литературы4Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»ежегодноУчителя физкультуры и ОБЖ5Создание презентаций «Профессии моих родителей»2020Кл. руководитель6Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»ФевральежегодноЗам. директора по ВР7Участие в конкурсе «Моя родословная»2020Зам. директора по ВР8Выставка  творчества «Крепка семья – крепка Россия»2020Зам. директора по ВР9Празднование Дня матери: организация выставок «Руками мамы», выставки рисунков «Профессия моей мамы», «Портрет моей мамы», фотоконкурса «Мамины глаза»ежегодноЗам. директора по ВРКл. руководитель10Празднование Дня семьиежегодноЗам. директора по ВРКл. руководитель11Организация семейных классных праздниковв течение годаЗам. директора по ВРКл. руководитель12Проведение классных родительских собраний. в течение годаЗам. директора по ВРКл. руководитель13Работа родительского комитета школы. в течение годаЗам. директора по ВРКл. руководитель14Работа родительского лекторияв течение годаЗам. директора по ВРКл. руководитель15День знаний1 сентябряЗам. директора по ВРКл. руководитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *