Постановление правительства Воронежской области от 07.09.2020 N 843 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 30.05.2019 N 540 «
Правительство Воронежской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от
07 сентября 2020 г. N 843
от 30.05.2019 N
540
В
целях приведения нормативных правовых актов Воронежской области в соответствие
действующему законодательству правительство Воронежской области п о с т а н
о в л я е т:
1. Внести
в Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего
предпринимательства в соответствии с государственной программой Воронежской области
«Развитие предпринимательства и торговли», осуществляющим деятельность в сфере
производства, на компенсацию части затрат, связанных с увеличением производства
продукции, объем заказов на которую превышает производственные мощности,
утвержденный постановлением правительства Воронежской области от
30.05.2019 N 540 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственной
программой Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли»,
осуществляющим деятельность в сфере производства, на компенсацию части затрат,
связанных с увеличением производства продукции, объем заказов на которую
превышает производственные мощности», следующие изменения:
1.1. В
абзаце четвертом пункта 1.6 раздела 1 слова «не менее 6%» исключить.
1.2.1. Пункты
2.2, 2.3 изложить в следующей редакции:
«2.2. Для
получения субсидии юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее —
заявители) представляют в Департамент следующие документы на бумажном и
электронном носителях:
1) заявление
по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее — заявка);
2) копии
учредительных документов (для юридических лиц);
3) аналитическую
справку с технико-экономическим обоснованием расширения (модернизации)
производства, для которого осуществляется строительство (реконструкция)
производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретено оборудование,
содержащую:
—
общее описание (цель и задачи модернизации, описание, отраслевая направленность
деятельности, значимость производимой продукции для Воронежской области);
—
производственный план (краткое описание технологического цикла производства
товаров, обеспеченность помещением, оборудованием и персоналом);
—
финансовый план (общая стоимость модернизации производства, источники его
финансирования, объем вложения собственных средств, объем запрашиваемой
поддержки, показатели экономической эффективности: прибыль, рентабельность);
4) копии
документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (счета на оплату,
договоры, платежные документы, подтверждающие полную оплату по договорам, акты
выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-передачи, счета-фактуры,
накладные, акты о приеме-передаче объекта основных средств и иные документы);
5) копии
паспортов приобретенного технологического оборудования (при
наличии)
или иные сведения, позволяющие идентифицировать данное оборудование (в случае
компенсации понесенных затрат на приобретение оборудования);
6) копии
документов, позволяющих идентифицировать здания, строения, сооружения (в случае
компенсации понесенных затрат на строительство (реконструкцию) производственных
зданий, строений, сооружений);
7) копию
уведомления кредитной организации или налогового органа, подтверждающего
открытие расчетного счета.
Все
представляемые в Департамент копии документов заверяются заявителем, сведения и
данные подписываются руководителем заявителя и заверяются печатью (при
наличии).
Ответственность
за достоверность сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней
документах, возлагается на заявителя.
2.3. Заявитель
вправе представить по собственной инициативе выписки из Единого
государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей, Единого государственного реестра недвижимости на
производственные здания, строения, сооружения, сведения о среднесписочной
численности работников за календарный год, предшествующий году подачи заявки, с
отметкой о получении сведений налоговыми органами, копию формы расчета по
начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма
4-ФСС).
В
случае если заявитель не представил по собственной инициативе выписку из
Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей, Департамент запрашивает их
самостоятельно посредством межведомственного запроса.».
1.2.2.1. Абзац
второй признать утратившим силу.
1.2.2.2. Абзац
четвертый изложить в следующей редакции:
«3) получатели
субсидий — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации,
в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателя
субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, а получатели субсидий — индивидуальные предприниматели не
должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;».
1.2.2.3. Абзац
девятый признать утратившим силу.
1.2.3. В
пункте 2.6 слова «частями 3 — 5» заменить словами «частями 3, 4».
1.2.4. Абзац
второй пункта 2.7 изложить в следующей редакции:
«-
несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям,
определенным пунктом 2.2 настоящего Порядка, или непредставление (представление
не в полном объеме) указанных документов;».
1.2.5. Пункт
2.9 изложить в следующей редакции:
«2.9. Результатом
предоставления субсидии является количество субъектов малого и среднего
предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках
мероприятий регионального проекта.
Показателем,
необходимым для достижения результата предоставления субсидии (далее –
показатель), является создание новых рабочих мест.
Значение
показателя устанавливается Департаментом в соглашении о предоставлении
субсидии.».
1.2.6. В
пункте 2.13 слова «в 2019 году в случаях, указанных в части 2 статьи 15 Закона
Воронежской области от 20.12.2018 N 165-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и
на плановый период 2020 и 2021 годов» заменить словами «в 2020 году в случаях,
указанных в части 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 20.12.2019 N 154-ОЗ
«Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
1.3. Разделы
3 и 4 изложить в следующей редакции:
3.1. Получатель
субсидии не позднее 12 месяцев со дня предоставления субсидии направляет в
Департамент отчет о достижении значения показателя, необходимого для достижения
результата предоставления субсидии, по форме согласно приложению N 2 к
настоящему Порядку.
Департамент
вправе устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем
субсидии дополнительной отчетности.
3.2. Получатель
субсидии несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в
отчетных документах.
4. Требования
об осуществлении контроля
за
соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий
и
ответственности за их нарушение
4.1. Департамент
и органы государственного финансового контроля осуществляют проверки соблюдения
получателями субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии.
4.2. В
случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии,
выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и (или) органами
государственного финансового контроля, средства субсидии подлежат возврату в
доход областного бюджета в полном объеме в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации.
При
выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидии,
Департамент принимает меры по возврату субсидии посредством направления
получателю субсидии требования о возврате субсидии в течение 10 рабочих дней с
даты выявления нарушения. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в
течение 30 календарных дней с даты получения требования.
4.3. В
случае если по состоянию на дату предоставления отчета о достижении значения
показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, не
обеспечено достижение значения показателя, то Департамент направляет получателю
субсидии требование об устранении выявленных нарушений в течение 10 рабочих
дней с даты получения Департаментом отчета о достижении значения показателя,
необходимого для достижения результата предоставления субсидии. Получатель
субсидии должен устранить выявленные нарушения в течение 30 календарных дней с
даты получения требования об устранении нарушений и представить в Департамент
отчет о достижении значения показателя, необходимого для достижения результата
предоставления субсидии.
В
случае если указанные нарушения не устранены и (или) отчет о достижении
значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления
субсидии, в Департамент не направлен, средства субсидии подлежат возврату в
бюджет Воронежской области в течение 30 календарных дней, следующих за датой
истечения срока, предоставленного для устранения нарушений, в размере
пропорционально доле недостижения значения показателя.
4.4. При
невозврате субсидии в срок, установленный пунктами 4.2 или 4.3 настоящего
Порядка, Департамент принимает меры по взысканию подлежащей возврату субсидии в
областной бюджет в судебном порядке.».
1.4. Приложение
изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.5. Дополнить
приложением N 2 согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль
за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя
правительства Воронежской области Верховцева А.Ю.
Воронежской области
А.В. Гусев
Приложение N 1
к постановлению правительства
от 07 сентября 2020 г. N 843
«Приложение N 1
к Порядку
предоставления субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства
в соответствии с
государственной программой
осуществляющим
деятельность в сфере
производства, на
компенсацию части затрат,
связанных
с увеличением производства
продукции,
объем заказов на которую
о предоставлении
субсидии на компенсацию части затрат,
связанных с
увеличением производства продукции
В соответствии с
Порядком предоставления субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственной программой
Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли»,
осуществляющим деятельность в сфере производства, на компенсацию части
затрат, связанных с увеличением производства продукции, объем заказов на
которую превышает производственные мощности,
(полное
наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя)
в лице
_________________________________________, действующего на основании
________________________________________________, направляет документы для
участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии на компенсацию части
затрат, связанных с увеличением производства продукции, объем заказов на
которую
превышает производственные мощности.
II. Основные
финансово-экономические показатели
подтверждает, что ___________________________________________________:
(наименование
юридического лица/индивидуального предпринимателя)
—
является субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с
положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
—
осуществляет производственную деятельность на территории Воронежской области;
—
не имеет просроченной задолженности по возврату в бюджет Воронежской области
субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с
иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом
Воронежской области;
—
не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена
процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации / не прекратил
деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; (ненужное вычеркнуть);
—
не получал средств из бюджета Воронежской области на основании иных нормативных
правовых актов Воронежской области на цели, указанные в пункте 1.3 Порядка
предоставления субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственной программой
Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли»,
осуществляющим деятельность в сфере производства, на компенсацию части
затрат, связанных с увеличением производства продукции, объем
заказов на которую превышает производственные мощности;
—
не является кредитной организацией, страховой организацией,
инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным
участником рынка ценных бумаг, ломбардом;
—
не является участником соглашений о разделе продукции;
—
не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
—
не является в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании и валютном
контроле, нерезидентом Российской Федерации;
—
не осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров.
Настоящим
подтверждаю, что вся информация, содержащаяся в
представленных документах или их копиях, является подлинной, и не возражаю
против доступа к ней лиц, участвующих
в рассмотрении документов на предоставление государственной
поддержки. Выплачиваемая в течение шести
месяцев, предшествующих подаче настоящего заявления о предоставлении
субсидии, заработная плата сотрудников выше величины прожиточного
минимума, установленной в Воронежской области для трудоспособного населения.
Даю
согласие на осуществление департаментом предпринимательства и торговли Воронежской
области и органами государственного финансового контроля проверок
соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
индивидуальный предприниматель
__________ ____________________
м.п. (при наличии)
Дата регистрации заявления «__»
_________ 20______ г.*
Регистрационный номер N
______________________________________*
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
*
Заполняется должностным лицом департамента предпринимательства и торговли
Воронежской области, принявшим заявление.».
Приложение N 2
к постановлению правительства
от 07 сентября 2020 г. N 843
«Приложение N 2
к Порядку
предоставления субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства
в соответствии с
государственной программой
осуществляющим
деятельность в сфере
производства, на
компенсацию части затрат,
связанных
с увеличением производства
продукции,
объем заказов на которую
о достижении значения показателя, необходимого для
достижения
результата предоставления субсидии
по состоянию на «____»____________20_____года
индивидуальный предприниматель
_____________ /_____________________
Утверждена
постановлением правительства Воронежской области
от 30 октября 2015
г. № 839
(В редакции Постановления правительства
Воронежской области от
08.04.2016 № 220)
Государственная программа Воронежской
области
«Развитие предпринимательства
и торговли»
ПАСПОРТ
государственной программы Воронежской
области
«Развитие предпринимательства и
торговли»
Ответственный |
Департамент |
Исполнители |
Департамент |
Основные |
Департамент |
Подпрограммы |
1. Развитие 2. Развитие торговли. 3. Обеспечение |
Цель |
1. Создание 2. Удовлетворение 3. Повышение эффективности государственного (регионального) |
Задачи |
1. Повышение 2. Развитие 3. Улучшение 4. Совершенствование системы защиты прав |
Целевые |
1. Оборот продукции (услуг), производимой 2. Совокупный объем хозяйственной деятельности 3. Оборот розничной торговли, млн. рублей |
Этапы |
2016-2021 |
Объемы |
Объем — — — — — — в 2016 год: всего — — — — — — 2017 год: всего — — — — — — 2018 год: всего — — — — — — 2019 год: всего — — — — — — 2020 год: всего — — — — — — 2021 год: всего — — — — (В редакции Постановления правительства Воронежской области от |
Ожидаемые |
В количественном выражении: — оборот — совокупный объем хозяйственной деятельности — оборот розничной торговли к 2021 году В -повышение |
1. Общая
характеристика сферы реализации
государственной программы
Динамичное развитие малого и среднего
предпринимательства оказывает доминирующее влияние на формирование среднего
класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества,
является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта.
Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное
малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения.
Значимость малого и среднего
предпринимательства для экономики страны и региона определяется следующими
факторами:
— способность обеспечивать оперативное
создание рабочих мест и самозанятость населения;
— влияние на увеличение доходной части
бюджетов всех уровней;
— формирование конкурентной среды,
насыщение рынков товарами и услугами;
— оперативное и эффективное решение
проблемы реструктуризации экономики без крупных вложений на старте;
Малые и средние предприятия играют
важную роль в экономике Воронежской области. Именно поэтому на протяжении последних
лет одним из приоритетных направлений
региональной политики
является обеспечение
благоприятных условий для развития предпринимательства.
Согласно результатам Национального рейтинга
состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по
итогам 2014 года Воронежская область
заняла 14 место, поучив статус «регион с комфортными условиями для ведения
бизнеса». По показателю «Оборот
продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями,
млн. рублей» Воронежская область по итогам 2014 года заняла 3 место по
Центральному федеральному округу и 16 по Российской Федерации в целом.
По состоянию на 01.01.2015 на территории региона
действует 76 267 субъектов малого и среднего
предпринимательства, занимающих серьезные позиции в таких видах деятельности,
как оптовая и розничная торговля, предоставление услуг в сфере транспорта,
связи и недвижимости. По степени вовлечения
населения в малый и средний бизнес его роль приобретает серьезную социальную
значимость.
Базовую систему организаций
инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства образуют: Государственный фонд поддержки малого
предпринимательства Воронежской области (микрофинансовая
организация второго уровня), Микрофинансовая
организация Фонд развития предпринимательства Воронежской области (микрофинансовая организация), Гарантийный фонд Воронежской
области, восемь муниципальных фондов, двадцать два районных центра поддержки
предпринимательства.
Важную роль в развитии малого и среднего
предпринимательства (МСП) играет институт Уполномоченного по защите прав
предпринимателей, а также деятельность некоммерческих организаций, выражающих
интересы предпринимательского сообщества по выявлению внутренних и
внешних факторов, влияющих на развитие предпринимательства
в регионе (союз
«Торгово-промышленная палата Воронежской области», Воронежское
областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»).
Основные целевые показатели, характеризующие состояние МСП
Воронежской области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование |
Значение на |
Значение на |
Значение на |
Значение на |
Темп роста, % |
Всего субъектов малого и среднего |
80718 |
79550 |
73997 |
76267 |
103,07 |
Количество средних предприятий, единиц |
355 |
320 |
305 |
324 |
106,2 |
Количество малых предприятий, единиц |
4327 |
3490 |
3822 |
3660 |
95,76 |
Количество микропредприятий, |
18575 |
18639 |
18864 |
19621 |
104,0 |
Количество индивидуальных |
57461 |
57101 |
51006 |
52662 |
103,25 |
Оборот продукции (услуг), производимой |
451691,51 |
484593,87 |
552501,1 |
602 359,7 |
109,02 |
Инвестиции в основной капитал малых |
8535,8 |
11873,3 |
14248,0 |
20 628,7 |
144,8 |
Среднемесячная заработная плата |
13967 |
15879 |
16990,53 |
16 362 |
96,3 |
Объем налоговых поступлений в |
2796,1 |
3502,8 |
3752,2 |
4018,8 |
107,1 |
Указанные
показатели развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
позволяют Воронежской области стабильно удерживать определенные позиции в его
развитии.
Вместе с тем, ныне
существующие реалии в экономике страны, в том числе влияние кризисных явлений,
требуют совершенствования имеющихся возможностей государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения их финансовыми,
имущественными и иными ресурсами, необходимыми для осуществления полноценной
хозяйственной деятельности. Уровень развития малого и среднего
предпринимательства в Воронежской области может быть оценен как недостаточный и
имеющий перспективы и по плотности размещения субъектов малого и среднего
предпринимательства, и по доле субъектов малого и среднего предпринимательства
в общем выпуске продукции и оказываемых услуг. Явно недостаточна роль малого и
среднего бизнеса и во внедрении инноваций.
Эти тенденции определяют
необходимость построения новой модели дальнейшего развития малого и среднего
предпринимательства исходя из приоритетов Министерства экономического развития
Российской Федерации, направленных на смещение акцентов с предоставления прямых
мер поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства на дальнейшее формирование и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
Как показывает зарубежный и
отечественный опыт, совершенствование инфраструктуры поддержки
предпринимательства на уровне региона способствует стабильному развитию
субъектов малого и среднего предпринимательства, росту их вклада в решение
социально-экономических задач как региона так и страны
в целом.
Последнее время
предпринимательство развивается довольно быстрыми темпами. Малому и среднему
бизнесу характерны множество видов деятельности. Наиболее прибыльным является
бизнес в торговле, сфере развлечений и обслуживания. При этом следует отметить
особое место торговли.
Торговля выступает важнейшим
элементом потребительского рынка и занимает центральное место в экономике
региона. Состояние и эффективность функционирования розничной торговли
непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие
производства потребительских товаров. Торговля стимулирует рост доходов,
обеспечивает высокую скорость оборота финансовых ресурсов, является сферой привлечения
трудовых ресурсов.
В торговле занято 198,7 тыс. человек,
или 18,1% от общей численности занятых в экономике Воронежской области. Оборот
розничной торговли за период с 2013 по 2014 гг. вырос в сопоставимой оценке и
составил 107,2% (в среднем по РФ за 2014 год – 102,7%). Динамика оборота
розничной торговли представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика оборота розничной торговли
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Оборот розничной торговли, млрд. |
184,9 |
215,5 |
264,4 |
324,3 |
368,6 |
422,9 |
Индекс физического объема оборота |
98,2 |
109,6 |
112,8 |
119,0 |
106,8 |
107,2 |
В 2014 году оборот оптовой торговли составил 469,3
млрд. рублей, что на 6% больше, чем за 2013 год. Информация об обороте оптовой
торговли всех видов экономической деятельности приведена в таблице 3.
Предприятиями оптовой торговли продано товаров на 378,6 млрд. рублей (106,1% к
2013 г.). Объем продаж продукции предприятиями, для которых оптовая торговля не
является основным видом деятельности, составил 90,7 млрд. рублей, или 19,3%
оборота оптовой торговли.
Таблица
3
Оборот оптовой торговли
Фактически, млн. рублей |
|||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Оборот |
140887,5 |
173954,0 |
250207,2 |
296225,5 |
388792,8 |
411945,4 |
469299,6 |
в |
113541,7 |
135071,1 |
173050,0 |
219228,8 |
308347,6 |
332004,0 |
378617,3 |
Развитию
и насыщению товарных рынков и удовлетворению потребностей населения в товарах,
внедрению новых форм обслуживания покупателей (обслуживание по дисконтным
картам, создание собственного производства полуфабрикатов, лотереи, система
накопительных скидок и карточек постоянного клиента и т.д.) способствует
высокая конкурентная среда на потребительском рынке области.
С целью выявления существующих сильных и
слабых сторон в развитии торговли Воронежской области проведен
SWOT-анализ (таблица 4).
Его результаты позволили определить
приоритетные направления и пути формирования условий для дальнейшего развития
торговли, повышения качества и доступности услуг торгового сектора экономики
для населения Воронежской области, сокращения разрыва в уровне
социально-экономического развития между муниципальными образованиями
Воронежской области, ее городскими и сельскими территориями.
Таблица 4
SWOT-анализ торгового сектора
экономики Воронежской области
Сильные стороны |
Возможности |
Является лидером в макрорегионе Широкая сеть торговых объектов. Значительное количество местных Наличие специализированных |
Благоприятный макроэкономический фон Применение передовых технологий, Рост товарооборота в расчете на душу |
Слабые стороны |
Угрозы |
Наличие территориальных диспропорций Трудности сбыта продукции местных Невысокий уровень официальной |
Отсутствие четкой государственной Низкая активизация процессов Значительное количество как |
Торговля является основной отраслью
хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Большая часть
материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации
используется в торговле.
Потребительская кооперация вносит значительный вклад
в экономическое развитие и продовольственное обеспечение области и является
важной составной частью социальной инфраструктуры села, а также играет существенную
роль в жизнеобеспечении сельского населения,
устойчивом развитии сельских территорий.
Потребительская
кооперация Воронежской области объединяет 49 потребительских кооперативов в 26
муниципальных районах и 1 городском
округе области, которые являются некоммерческими организациями и осуществляют
свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 19.06.1992 3
3089-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в
Российской Федерации».
Рисунок
1 – Потребительская кооперация в Воронежской области
Реализация
мероприятий по созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения
на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте по доступным
ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и
безопасности позволит обеспечить дальнейшее формирование устойчивой
конкурентной среды в сфере розничной торговли. Особая роль в этом процессе
принадлежит потребительской кооперации.
Потребительская кооперация, обладающая
многолетним опытом и большим трудовым потенциалом, органично интегрирована в
экономические, социальные, культурные и иные процессы, происходящие в сельской
местности.
Расширение и активизация деятельности
потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки
является наиболее реальным и наименее затратным вариантом решения накопившихся
проблем и обеспечения позитивных перемен в жизни села.
Расширение объемов закупок и переработки
сельскохозяйственной продукции сдерживается из-за отсутствия гарантированных
рынков сбыта, льготных кредитов на
закупку сельскохозяйственной продукции, модернизацию материально-технической
базы, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, а также из-за
значительных объемов поставок на потребительский рынок области продовольствия.
Наибольший удельный вес в структуре
промышленного производства потребительской кооперации занимает производство
хлеба и хлебобулочных изделий – 62%. Организации потребительской кооперации
являются основными поставщиками этой продукции жителям муниципальных районов
области.
Все производственные цехи нуждаются в
модернизации, реконструкции.
Ввиду отсутствия свободных финансовых
средств у организаций потребительской кооперации обновление производственных
фондов, внедрение новых энергосберегающих и инновационных технологий проводятся
медленными темпами. Модернизация и реконструкция производства проводятся за
счет собственных средств организаций потребительской кооперации в минимальных
объемах, так как кредиты недоступны.
Кроме того, низкая покупательная
способность сельского населения, отпуск товаров в кредит многодетным семьям и
пенсионерам, систематически образующаяся задолженность предприятий за
поставленные продукты и предоставленные услуги негативно сказываются на
финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. В
эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и
труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов,
бесплатные услуги, оказываемые населению.
Ограниченность доступа к инвестиционным
ресурсам, недостаточный объем собственных оборотных средств организаций
потребительской кооперации не позволяют проводить своевременное обновление и
модернизацию основных средств, приводят к снижению конкурентоспособности
продукции, ухудшению качества обслуживания населения, сдерживают развитие
закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяют обеспечить
оптимальную загрузку производственных мощностей.
Решение обозначенных проблем требует
комплексного подхода и целевой государственной поддержки потребительской
кооперации.
Развитие потребительской кооперации в
условиях целевой государственной поддержки обладает всеми предпосылками для
решения социальных и экономических проблем села и может стать действенным
элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития
сельскохозяйственного производства и возрождения села.
Выполнение потребительской кооперацией
социальной миссии в значительной степени зависит от состояния и развития
торговли, защиты прав потребителей.
Защита прав
потребителей, а также безопасность и качество поступающих и реализуемых товаров
(работ, услуг) на потребительском рынке является одним из важнейших социально
значимых направлений государственной политики. Защита прав потребителей, в том
числе и обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией – это,
прежде всего, защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи
нарушенные интересы могут быть эффективно восставлены только при должной
организации деятельности в этом направлении на региональном и местном уровне.
В последнее время обострились проблемы
качества и безопасности потребительских товаров. Многие из них не отвечают
санитарным нормам, требованиям качества, безопасности применяемого сырья,
материалов, компонентов, что представляет опасность для жизни и здоровья людей.
В связи с этим увеличилось количество
обращений жителей Воронежской области в органы контроля и надзора.
Контрольно-надзорные мероприятия,
проведенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Воронежской области, направлены на
защиту прав как конкретных граждан, так и
неопределенного круга потребителей. За 2014 год при проведении внеплановых
проверок и административных расследований по обращениям потребителей в 732
случаях из 947 (77,3%) факты, указанные в обращениях, подтвердились,
установлены нарушения требований действующего законодательства. В 2013 г.
обращения подтвердились в 93,9% случаях.
2. Приоритеты
государственной политики
в сфере реализации государственной программы,
цели, задачи
и целевые индикаторы достижения целей и
решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной
программы, сроков и этапов реализации государственной программы
2.1. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты
государственной политики в сфере реализации государственной программы
Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» определены на
основе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике», государственной программы Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, Прогноза долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030,
разработанного Министерством экономического развития
Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Воронежской
области до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от
30.06.2010 № 65-ОЗ.
В целях реализации системного стратегического
подхода к развитию малого и среднего предпринимательства Стратегией
социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года определены основные
приоритеты и направления развития в
указанной сфере:
— создание благоприятной
среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Воронежской
области, стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской
деятельности;
— обеспечение доступности
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— повышение доступности
финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— создание благоприятных
условий для инвестиционного развития малого и среднего предпринимательства за
счет минимизации финансовых и временных затрат на строительство инфраструктуры
на территории частных промышленных (индустриальных) парков.
Дополнительными приоритетами
и направлениями в сфере развития
предпринимательства в соответствии с разрабатываемой на федеральном уровне
Министерством экономического развития Российской Федерации стратегией развития
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации должны стать:
— вовлечение
граждан в легальную предпринимательскую деятельность;
— встраивание малых и средних предприятий в
технологические цепочки государственных компаний;
— обновление системы финансово-кредитной поддержки
малого и среднего предпринимательства;
— усиление межведомственного взаимодействия;
— формирование эффективной инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства.
2.2. Цели, задачи и
показатели (целевые индикаторы) достижения
целей и решения задач
С учетом положений стратегических документов и
приоритетных направлений государственной политики в области развития малого и
среднего предпринимательства и торговой деятельности целями Программы являются:
1. Создание благоприятного предпринимательского
климата и условий для ведения бизнеса.
2. Удовлетворение
потребностей населения Воронежской области в услугах торговли и обеспечение
качества реализуемой продукции.
3. Повышение эффективности государственного (регионального) управления в сферах развития и
поддержки малого и среднего предпринимательства и торговой деятельности.
В соответствии с
вышеуказанными целями Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Повышение
предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства
2.
Развитие деятельности потребительской кооперации по закупкам
сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах,
крестьянско-фермерских хозяйствах и их переработке, увеличение объемов
производства продукции.
3. Улучшение торгового обслуживания населения
Воронежской области, проживающего в сельской местности.
4. Совершенствование системы
защиты прав потребителей в Воронежской области, включая обеспечение качества
и безопасности пищевых продуктов.
Система целевых индикаторов и показателей Программы
сформирована с учетом обеспечения возможности решения задач и включает
взаимодополняющие друг друга целевые индикаторы (показатели) Программы и её
подпрограмм.
Для оценки эффективности реализации государственной программы в целом
используются следующие основные целевые
показатели и индикаторы:
1. Оборот продукции (услуг), производимой малыми
предприятиями, в том числе микропредприятиями и
индивидуальными предпринимателями, млн. рублей.
Оценка достижения
показателя производится исходя из официальных статистических данных (пункт 2.1.4. Федерального плана статистических
работ), а при их отсутствии — при помощи оценочных данных исполнительных
органов государственной власти Воронежской области.
2. Совокупный объем хозяйственной деятельности организаций
потребительской кооперации, млн. рублей.
Оценка достижения показателя производится на основании
официальных годовых отчетов организаций
потребительской кооперации – исполнителей основных мероприятий 1 и 2
подпрограммы 2 «Развитие торговли» государственной программы. Информационным
источником фактического значения показателя являются годовые отчеты организаций
потребительской кооперации — исполнителей основных мероприятий 1 и 2
подпрограммы 2.
Объем хозяйственной
деятельности организаций потребительской кооперации состоит из следующих
значений:
— оборот розничной торговли;
— оборот общественного питания;
— объем закупок
сельскохозяйственной продукции и сырья;
— объем производства
промышленной продукции;
— объем реализации платных
услуг населению.
3. Оборот розничной торговли, млн. рублей.
Показатель
рассчитывается и публикуется территориальным органам федеральной службы
государственной статистики по Воронежской области в ежемесячном статистическом
бюллетене «Оборот розничной торговли по районам Воронежской области» (шифр
0950).
Сведения о
показателях (целевых индикаторах) государственной программы в целом, подпрограмм и их значения представлены в
таблице 1 приложения 1 к настоящей
государственной программе.
2.3. Описание
основных ожидаемых конечных результатов
государственной программы
Основными
ожидаемыми результатами государственной
программы должны стать:
в
количественном выражении:
— увеличение оборота продукции и услуг, производимых
малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями
и индивидуальными предпринимателями, с 627 892, 66 млн. рублей в 2015 году до 915 000, 00
млн. рублей к 2021 году;
— увеличение совокупного
объема хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации к 2021
году составит 7 400,00 млн. рублей;
— увеличение оборота розничной торговли с
439 100,0 млн. рублей в 2015 году до 721 318,4 млн. рублей к 2021
году.
в
качественном выражении:
— повышение
позиций, занимаемых областью в рейтинге субъектов, входящих в состав
Центрального федерального округа, а также в целом по субъектам Российской
Федерации в сферах развития малого и среднего предпринимательства и торговой
деятельности.
Достижение
перечисленных конечных результатов должно явиться итогом согласованных действий
не только со стороны департамента предпринимательства и торговли Воронежской
области, но и других исполнительных органов государственной власти Воронежской
области, влияющих своей деятельностью на
развитие торговли, малого и среднего предпринимательства в регионе, а также
частного бизнеса и общества в целом. Непосредственным образом на степень
достижения поставленных в рамках настоящей государственной программы целей,
задач и результатов будут оказывать влияние итоги реализации иных
государственных программ Воронежской области.
2.4.
Сроки и этапы реализации государственной программы
Общий срок
реализации государственной программы рассчитан на период с 2016 года по 2021
год (в один этап).
3. Обоснование
выделения подпрограмм
Для достижения
заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей
государственной программы предусмотрена реализация трех подпрограмм:
1. Развитие и
поддержка малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие
торговли.
3. Обеспечение
реализации государственной программы.
Решение задачи
по повышению предпринимательской активности и развитию малого и среднего
предпринимательства будет осуществляться по подпрограмме 1
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства». Реализация
данного направления обозначена в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законе
Воронежской области от
12.03.2008 № 4-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Воронежской области».