УДК 342. 5:796. 062
Бойкова, В. Марьясин, Н. Молчанова
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге: правовое регулирование
В статье исследуются организационно-правовые особенности правового регулирования физкультурно-спортивной политики на региональном уровне. Анализируются концептуальные вопросы формирования целей и задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъекте и их отражение в основных правовых актах, направленных на совершенствование физкультурно-спор-тивной системы.
The article examines the organizational and legal features of the legal regulation of physical culture and sports policy at the regional level. Analyzes the conceptual issues of the formation of goals and objectives of state policy in the field of physical culture and sports in the subject and their reflection in the basic legal acts aimed at improving the physical culture and sports system.
Ключевые слова: региональная физкультурно-спортивная политика, правовое регулирование, стратегическое планирование.
Key words: regional physical culture and sports policy, legal regulation, strategic planning.
— Конституция Российской Федерации, которая закрепляет общие социальные функции физической культуры и спорта (ст. 41), определяет принципы построения системы власти и основы формирования государственной политики (ст. 72);
— федеральные конституционные законы, правовые акты президента Российской Федерации, правительства, положения о государственных органах, которые отражают приоритеты, цели и функции сферы физической культуры и спорта (Указы Президента РФ: от 07. 2012 N° 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07. 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления от 21. 2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и др
— федеральные законы, постановления правительства РФ о целевых программах (Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3; О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3, постановления правительства Российской Федерации о целевых программах и др
— подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в сфере физической культуры и спорта; (постановления правительства, Министерства спорта РФ, Министерства просвещения и др
— государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;
— распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.
ональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. К числу полномочий, связанных с обеспечением проведения физкультурных и спортивных мероприятий, можно отнести: организацию, проведение региональных официальных физкультурных, спортивных, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий; утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ; установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ.
Необходимо отметить, что в ч. 2 ст. 38 вышеназванного закона определено соответствующее целям реализации полномочий субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта содержание расходных обязательств. Причем региональные органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и их участию в таких спортивных соревнованиях, если в них участвуют спортсмены этих субъектов РФ, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с деятельностью органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии со ст. 7 указанного закона.
Полномочия по организации и проведению региональных официальных физкультурных, спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий включают в себя: установление порядка их проведения; утверждение и реализацию соответствующих календарных планов; содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; информационное обеспечение.
Обозначение в отмеченном нормативном акте общих вопросов организации управления в исследуемой сфере подразумевает самостоятельное формирование субъектами Федерации органов, которые ответственны за реализацию данных положений на практике.
Государственная политика развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге формируется на основе совокупности правовых актов
разной юридической силы, которые содержат как общие, так и специальные меры физкультурно-спортивной политики субъекта.
В Санкт-Петербурге наряду с принятым вышеназванным законом действуют программные документы, которые с точки зрения правовой науки являются подзаконными актами и направлены на реализацию законодательных положений и решение долгосрочных и текущих проблем развития сферы физической культуры и спорта. Данный вид правовых актов является отправной точкой реализации региональной политики в сфере физической культуры и спорта.
Достижение поставленной стратегической цели развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге предполагает реализацию нижеследующих задач.
Во-первых, «популяризация занятий физической культурой и спортом», в образовательных организациях, по месту работы, жительства и отдыха населения за счет проведения информационно-просветительских кампаний, физкультурно-оздоровительных программ в средствах массовой информации, мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и формирование позитивного общественного мнения о занятиях физической культурой и спортом.
Во-вторых, «создание инфраструктуры для регулярных занятий физической культурой и спортом шаговой доступности». Для формирования
В-третьих, «развитие физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья». В рамках указанной задачи необходимо предусмотреть организацию физической культуры и спорта и спортивных сооружений для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, организацию курсов повышения квалификации для специалистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, приобретение необходимого спортивного инвентаря и оборудования для команд спортсменов-инвалидов. Необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.
В-четвертых, «создание инфраструктуры для развития спорта высших достижений и проведения межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий». Особое внимание следует уделять планированию, размещению и созданию объектов спорта для проведения физкультурных и спортивных мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня, включая тренировочные базы, а также решению задач их транспортного и инженерного обеспечения в документах территориального планирования.
В-пятых, «совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», которая предполагает повысить уровень доступности и востребованности детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, улучшить материально-техническую базу и систему управления процессом подготовки спортсменов высокого класса.
В целях подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации необходимо организовать открытие отделений по видам спорта в учреждениях физической культуры и спорта и обеспечение их деятельности. Очень важно развивать базовые виды спорта для подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, создавать и совершенствовать материальную базу отрасли, способствующую развитию
олимпийских и неолимпийских видов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для систематической, методически и финансово обеспеченной тренировочной работы.
В целях количественной оценки степени реализации физкультурно-спортивной политики в Санкт-Петербурге в Стратегии устанавливаются показатели достижения целей развития сферы физической культуры и спорта: доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся спортом в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет к 2035 г. должна составить 57 процентов; уровень удовлетворенности населения условиями для занятий физической культурой и спортом должен повыситься до 76 процентов.
На сегодняшний день существует объективная потребность в закреплении позиций по тем результатам, которые сложились в ходе уже проделанной работы в рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге.
Основными благоприятными факторами, способствующими развитию физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, могут стать:
— повышение уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом;
— повышение уровня обеспеченности населения спортивными объектами, в том числе шаговой доступности;
— повышение уровня развития детско-юношеского спорта;
— наличие развитой спортивной инфраструктуры для профессионального занятия различными видами спорта, в том числе паралимпийскими;
— повышение уровня квалификации тренерско-преподавательского состава, в том числе в спортивных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга;
— проведение в Санкт-Петербурге значительного количества спортивных мероприятий всероссийского и международного уровня.
Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, являются:
— территориальные диспропорции обеспеченности спортивной инфраструктурой;
— недостаточный уровень развития спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом инвалидами и другими маломобильными группами населения;
— низкий уровень материально-технической оснащенности отдельных объектов физической культуры и спорта.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации (ред. от 27. 2018): федер. закон от 04. 2007 № 329-Ф3 // СЗ РФ. — 10. 2007. — № 50. -Ст. 6242.
Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта: закон Санкт-Петербурга от 14. 2009 № 532-105 (ред. от 04. 2018) (принят ЗС СПб 11. 2009) // Вестн. Законодательного собрания Санкт-Петербурга. — № 33. — 28. 2009.
Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16. 2017 № 13 // СЗ РФ. — 23. 2017. — № 4. — Ст. 637.
Э01 10. 22394/1726-1139-2019-4-123-131
Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга
Попов Ф. , Палий К
В статье приведены данные о современном состоянии государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации и городе Санкт-Петербурге. Изучение современного состояния позволило выявить существующие проблемы и определить возможные направления их решения.
Ключевые слова: государственная политика, физическая культура, спорт, проблемы, перспективы
Problems and Prospects 0f Organization and Development of State Policy
in the Field of Physical Training and Sports at the Level of the Russian Federation
and Saint Petersburg
Philipp K. Popov, Kristina R. Paliy*
The article presents data on the modern state of state policy in the field of physical training and sports in the Russian Federation and the city of Saint Petersburg. The study of the modern state made it possible to identify existing problems and identify possible directions for their solution.
Keywords: state policy, physical training, sport, problems, prospects
Материалы и методы
Решение задачи распространения стандартов здорового образа жизни в нашей стране с успехом происходит посредством реализации федеральных и региональных государственных программ по развитию физической культуры и спорта (ФКиС). Применяется программно-целевой подход, в соответствии с которым устанавливаются подпрограммы развития и целевые ориентиры или показатели, к достижению которых необходимо стремиться. Программно-целевой подход в организации и развитии в ФКиС успешно зарекомендовал себя на протяжении ряда лет. В то же время, в реализации программ на местах отмечаются некоторые проблемы. Они заключаются как в недостижении целевых показателей, так и в неполном освоении средств финансирования, нетактичной установке целевых показателей, например, их занижении на уровне регионов и муниципалитетов, что требует проработки и решения. Все вышесказанное определило необходимость изучения состояния развития ФКиС в масштабах страны, а также выявления проблем и поиска путей их решения.
В работе использовались методы статистического наблюдения, сравнительный и аналитический методы.
В соответствии с целью данного исследования необходимо рассмотреть существующие состояние и проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и городе Санкт-Петербург. Для решения поставленных вопросов следует ознакомиться с опытом отечественного и зарубежного преодоления проблем в рассматриваемой сфере, выявить основные проблемы и пути их решения на уровне страны и региона.
Продолжением выполнения целевых ориентиров в сфере развития ФКиС после 2015 г. стало принятие Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.
Развитие физической культуры и спорта в городе Санкт-Петербург предусмотрено Государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие физической куль-
туры и спорта в Санкт-Петербурге»1 на 2017-2020 гг. (далее — Государственная программа). Рассмотрим основные ее положения.
Финансирование программы запланировано из бюджета г. Санкт-Петербург, федерального бюджета, внебюджетных источников. Объемы финансирования Государственной программы (согласно паспорту2) представлены на рис.
Общий объем финансирования государственной программы на период 2018-2023 гг. должен составить 111 545,091 млн руб. При этом за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга будет получено финансирование в размере 107 325, 974 млн руб.
По предварительным оценкам, к 2023 г. реализация программных мероприятий по сравнению с 2018 г. должна привести к изменениям, представленным на рис.
Кроме того, планируется увеличение уровня обеспеченности спортивными залами до 1,7 тыс. м2 на 10 тыс. населения; увеличение уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями до 8,7 тыс. м2 на 10 тыс. населения; увеличение уровня обеспеченности плавательными бассейнами до 161,0 м2 зеркала воды на 10 тыс. населения.
Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. , утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13. 2014 № 355, установлены следующие целевые показатели:
• доля лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в структуре общей численности населения с ОВЗ, должна достигнуть значения 20%. Реализация программных мероприятий по развитию ФКиС в Санкт-Петербурге
в 2014-2017 гг. позволила получить следующие позитивные изменения основных показателей развития отрасли:
• увеличение численности петербуржцев, систематически занимающихся ФКиС;
• увеличение количества спортивных сооружений;
• отремонтированы и оснащены оборудованием внутридворовые спортивные площадки;
• на базе общеобразовательных учреждений открыты школьные спортивные клубы (ШСК).
Развитие отрасли ФКиС в Санкт-Петербурге осуществляется программно-целевым методом. Стратегическими направлениями отраслевых программ являются:
• развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением;
• развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;
• развитие инфраструктуры физической культуры и спорта.
Несмотря на позитивную динамику развития ФКиС в Санкт-Петербурге, одной из основных проблем остается недостаточное обеспечение населения объектами спортивной инфраструктуры, в том числе лицам с ОВЗ, инвалидам.
Основными проблемами развития ФКиС в Санкт-Петербурге разработчики программы называют:
1) низкую укомплектованность бюджетных учреждений (районных Центров ФКиС) кадрами;
30 ООО 25 000 20 ООО 15 000 10 000 5000 О
Рис. Объемы финансирования Государственной программы Fig. Amounts of financing of the State program
П Общий объем финансирования
■ Объем финансирования из бюджета г. Санкт-Петербург
Увеличение доли спортсменов, зачисленных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации
Увеличение доли детей и подростков, занимающихся в спортивных организациях
Увеличение охвата населения города спортивно-массовыми и физкультурными мероприятиями
Увеличение доли лиц с ОВЗ, систематически занимающихся
Увеличение доли населения, систематически занимающегося
0 10 20 30 40 50 60
Рис. Ожидаемые результаты реализации государственной программы, % Fig. The expected results of implementation of the state program, %
2) недостаточное количество рекреационных зон в местах массового отдыха, предназначенных для занятий физической культурой;
3) недостаточную материальную базу учреждений ФКиС, которые осуществляют подготовку спортивного резерва;
4) необходимость решения организационных моментов, при переходе учреждений ФКиС на новые федеральные стандарты спортивной подготовки;
5) в развитии спортивной инфраструктуры Санкт-Петербурга замедленные темпы ввода в эксплуатацию новых и реконструкции существующих спортивных объектов. Опыт реализации ФЦП по развитию ФКиС в нашей стране позволил некоторым
исследователям выделить административные и финансовые проблемы в реализации таких программ:
• влияние инфляционных процессов на объемы финансирования;
• срыв сроков ввода объектов ФКиС в эксплуатацию;
Таким образом, можно сделать вывод, что применение программно-целевого подхода в развитии ФКиС на протяжении ряда лет доказало свою эффективность. Позитивная динамика наблюдается в увеличении количества объектов спортивной инфраструктуры, удельного веса лиц, занимающихся ФКиС, в общем количестве населения, росте доступности объектов для занятий лиц с ОВЗ. В то же время, можно отметить неравномерность финансирования по источникам поступления средств для строительства объектов спортивной инфраструктуры по федеральным округам, резкие диспропорции в финансировании приводят к различному уровню реализации и достижения целевых показателей, при котором в некоторых федеральных округах большая часть нагрузки ложится на бюджеты субъектов, что не является верным. Следует усиливать государственное участие в финансировании развития объектов инфраструктуры ФКиС, с одновременной разработкой работающих механизмов привлечения частного капитала. Огромным потенциалом в качестве привлечения инвестиций, обслуживания объектов спортивной инфраструктуры обладает государственно-частное партнерство.
Агеевец В. К вопросу о национальной идее России // Ученые записки университета им. □ П. Лесгафта. 2015. W 5. 9-13. <
Андросова Г. , Мяконьков В. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2018. W У. 14-18.
Баранов В. , Шустин Б. Разработка организационных проблем управления физической культурой и спортом в России // Вестник спортивной науки. 2014. W 5. 3-6.
Березанцева-Низяева Т. Экономические и правовые аспекты физической культуры и спорта // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. W 1. 346-355.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Бобровский Е. Модернизация спортивно-технологического оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов в разрезе федеральных округов // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 192-194.
Бобровский Е. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 101-104.
Воронина В. Динамика развития и финансирование спортивных сооружений в России // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.
Григорьев В. , Филиппов С. Перспективы развития физической культуры, спорта и туризма России на основе государственно-частного партнерства // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2014. W 2. 60-66.
Зюкин Д. , Пожидаева Н. , Матушанская Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.
Иванова Ю. Реализация проектов в сфере физкультуры и спорта с применением механизмов государственно-частного партнерства // Образовательные ресурсы и технологии. 201У. W 2. 14-1У.
Корольков Е. Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2018. W 5. 138-142.
Котов А. Стратегия Санкт-Петербурга: курс на экономику знаний // Инновации. 2014. W 6. 28-33.
Круглов В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 201У. W 4. 165-1У6.
Мануйленко Э. Финансирование физической культуры и спорта в России // Инновации в науке, образовании и бизнесе : Труды XII Международной научной конференции. Калининград, 2014. 24У-249.
Мельник Т. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2016. W 12. 133-141.
Перькова Е. Создание спортивной инфраструктуры как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 154-15У.
Перькова Е. Структура финансирования спортивной инфраструктуры, созданной в субъектах Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. W 1. 215-218.
Перькова Е. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.
Сергеев А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука. 2016. W 10. 150-153.
Филонов В. , Юдина А. Политический фактор в сфере большого спорта: теоретико-методологические аспекты // Вестник Поволжского института управления. 2018. Том 18. W 1. 106-112.
Черепов Е. , Ненашева А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования // Человек. Спорт. Медицина. 2014. W 3. 5-18.
Jung Woo L. , Maguire J. Global festivals through a national prism // int. rev. for the sociology of sport. 2009. N 44/1. 5-24.
< 24. Kidane F. Sport and Politics. Diplomacy of an Olympic Truce // Olympic Review. 1999. Vol. z N 28. 48-52.
-J 25. Tomlinson A. Olympic spectacle: opening ceremonies and some Paradoxes of Globalization // London, Media, culture and society. 1996. Vol. N 4. 583-602.
Manuylenko E. Financing of physical culture and sport in Russia // Innovations in science, education and business: Works of the XII International scientific conference. Kaliningrad, 2014. 247-249. (In rus)
Kidane F. Sport and Politics. Diplomacy of an Olympic Truce // Olympic Review. 1999. Vol. N 28. 48-52.