Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации «Строительство».
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1730
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2023 г. — доклад о реализации в 2022 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»;
до 15 октября 2023 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:
формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;
финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальных программ обязательного медицинского страхования;
г) до 1 марта 2023 г.:
установить порядок организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядок предоставления пациенту медицинских изделий, а также порядок оплаты указанной помощи;
установить критерии оказания медицинской помощи больным с гепатитом С в условиях дневного стационара и стационарных условиях в соответствии с клиническими рекомендациями, оплата которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
3. Установить, что в 2023 году ежемесячное авансирование страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться по заявкам страховых медицинских организаций и медицинских организаций в пределах годового объема финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере более одной двенадцатой годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств обязательного медицинского страхования в 2022 году.
4. Установить, что в 2023 году ежемесячное авансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договору на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, может осуществляться по заявкам указанных медицинских организаций Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в пределах годового объема финансового обеспечения предоставления медицинской помощи на 2023 год, распределенного медицинской организации в порядке, предусмотренном частью 32 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в размере более одной двенадцатой распределенного годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств обязательного медицинского страхования в 2022 году.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2022 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Стратегические приоритеты и цели в сфере комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство»
Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии России, оказывая прямое влияние на экономический потенциал страны и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную,
сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития российской экономики.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составил порядка 10,8 трлн. рублей (прирост на 6 процентов к 2020 году, в сопоставимых ценах).
Строительная отрасль объединяет более 480 тыс. строительных организаций и формирует около 6 процентов совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом. Валовая добавленная стоимость строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году была на 1,9 процента выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для увеличения доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.
На примере 2020 года объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составил порядка 1 трлн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2020 — 2022 годах плановый объем инвестиций по федеральной адресной инвестиционной программе (далее — адресная программа) составил порядка 2370 млрд. рублей (без учета государственного оборонного заказа), из них в 2020 году — 739 млрд. рублей, в 2021 году — 746 млрд. рублей, в 2022 году — 885 млрд. рублей.
Указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме новых объектов капитального строительства, предлагаемых главными распорядителями бюджетных средств к включению в адресную программу, при одновременном включении в нее переходящих объектов капитального строительства.
В то же время за последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в адресную программу.
Так, по итогам реализации адресной программы в 2021 году было введено 148 объектов капитального строительства (63,5 процента объектов, предусмотренных к вводу в рамках адресной программы).
Кроме того, не стоит забывать о наличии большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, среди которых есть объекты социального назначения.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, сформированным на основе сведений об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в адресную программу, по итогам 2020 года не завершено строительство более 2094 объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Так, строительство 1724 объектов продолжается, в том числе 933 объектов в рамках адресной программы, строительство 256 объектов приостановлено или законсервировано и строительство 114 объектов окончательно прекращено.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой внешней инвестиционной активностью и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2020 — 2022 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
создана публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», к функциям которой относится обеспечение строительства, реконструкции за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
введена практика опережающего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прежде всего в рамках дорожной деятельности, что позволяет ускорить строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
запущен механизм финансирования инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
установлены правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (далее — Программа) сохраняются следующие основные проблемы:
дефицит финансирования ежегодно формируемой адресной программы;
низкий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
недостаточность принятых мер по обеспечению сбалансированности адресной программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;
длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года.
Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений.
Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Российской Федерации, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), а также с не включенными в состав государственных программ Российской Федерации направлениями деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующими сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащими дополнительному отражению в ней.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями сформированы с учетом целей и показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, в том числе в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.
Приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются: увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение долгосрочной сбалансированности адресной программы.
На достижение указанных приоритетов направлены следующие цели государственной политики, которые должны быть достигнуты при реализации Программы:
увеличение к 2027 году не менее чем в 1,5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в адресную программу, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году;
сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями, способы их эффективного решения
Основными задачами Программы являются:
обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры в рамках реализации адресной программы, в том числе необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах;
повышение уровня транспортной безопасности;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;
экологическое оздоровление водных объектов.
Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
переход к среднесрочному (пятилетнему) планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, путем формирования перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества;
сокращение сроков и оптимизация процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели;
сокращение инвестиционно-строительного цикла;
цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
создание и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.
Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется путем решения таких задач, как создание и развитие систем коммунальной инфраструктуры, создание и развитие транспортной, социальной и туристической инфраструктуры.
Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (включая сельские территории субъектов Российской Федерации), входящих в состав приоритетных территорий, являются создание и развитие современных систем коммунальной инфраструктуры, а также современной транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни граждан в указанных субъектах Российской Федерации.