Программ по государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере

Приобрести недвижимость в настоящее время не каждая семья может позволить, а особенно в Москве. Несмотря на более высокие зарплаты. По этой причине в России действуют различные виды социальной поддержки на приобретение жилплощади. Одной из таких программ является «Молодая семья». Что включает в себя программа Простым языком, государство вносит за семью часть денежных средств на приобретение жилплощади. Такая финансовая помощь называется субсидией. Не путать с кредитом или другими заемными средствами (ипотека). Эти деньги возвращать никому не придётся. Принять участие может любая семья, но есть определенные ограничения, которые подробно разберём в этой статье. Следует лишь упомянуть, что тысячи семей получили государственную помощь. До какого года действует Данная государственная поддержка действует до 2025 года. Не исключено, что может быть продлена. По мнению специалистов этого срока мало. В средне на получение субсидии в регионах уходит около двух лет. В Москве срок может затянуться до десяти лет. Условия участия Зарегистрированный брак. При этом неважно когда он был зарегистрирован. Но также на финансовую поддержку могут рассчитывать и родители одиночки с детьми. В первом случае наличие детей не обязательно. Возрастные ограничения. Возраст обоих супругов не должен превышать 35 лет. Следует учесть, что времени с момента подачи документов и до получения субсидии может пройти немало. Если на момент одобрения у одного из супругов возраст перевалит за 35 лет, то рассчитывать на государственные деньги уже не получится. Признание нуждающимися в жилплощади. Необходимо доказать администрации, что размер жилой площади является ниже положенной нормы в вашем регионе. Данная норма устанавливается органами МСУ. В каждом регионе она может отличаться. Чаще всего она составляет 18 кв.м. на одного члена семьи. В Москве, кстати, положена именно такая норма. Для коммуналки или барачного дома — 20 кв.м. Доход позволяющий приобрести недвижимость. Особенно, если будут привлекаться заёмные средства. Определенную часть погасит государство, а большую часть придётся выплачивать самим. На какую сумму можно рассчитывать от государства Размер субсидии зависит от наличия детей. Если есть дети в семье, то можно рассчитывать на 35% от стоимости жилья. Бездетной паре покроют 30%. Стоит упомянуть, что государство покрывает часть расходов не от цены по которой приобретается жильё, а по расчетной стоимости. Как правило, сумма получается меньше. Расчет производится следующим образом. Расчетная площадь умножается на норматив стоимости квадратного метра. Чтобы высчитать более детально, необходимо зайти на официальный сайт администрации вашего города. Норматив стоимости определяется местным самоуправлением. Поэтому в регионах эта цифра будет разниться. Даже будут отличия в Москве и Московской области. В области, например, более доступное жилье. Какие документы нужны для участия в социальной поддержке: заявление (2 экз.); документы удостоверяющие личность (паспорта, свидетельства о рождении); свидетельство о заключении брака, это касается только полных семей; документ подтверждающий в улучшении жилищных условий; справка с БТИ; документ подтверждающий доход; документы подтверждающие регистрацию; банковские счета. Также можно воспользоваться государственными средствами, если жилплощадь уже приобретена. Для этого потребуются следующие документы: договор на недвижимость, либо выписка из ЕГРН; копия договора заёмных средств; справка об остаточном долге по кредиту. Через какое время можно получить деньги Ежегодно на поддержку молодых семей выделяется определенная сумма. На всех её хватает и поэтому срок получения может затянуться. Если вы подали документы после 1 июля, то деньги могут прийти только через год. В случае, если срок затянется, то нужно написать заявление на получение свидетельства. Этот документ и будет подтверждением права на финансовую помощь. Важно. В течение месяца предоставить это свидетельство в банк. Затем открыть счёт на который будут перечислены средства. Для этого лучше обратиться в Сбербанк. На руки деньги вы не получите. Они будут переведены продавцу. Чего ждать молодым семьям в 2021 году О каких-либо изменениях в программе «Молодая семья» в 2021 году на сегодняшний день неизвестно, а вот в Пермском крае рассматривается повышение региональной поддержки в 2021 году. Кроме этого местными органами было предложено увеличить предельный возраст участия в программе. На данный момент он составляет 35 лет. На сегодняшний день в Перми действует федеральная поддержка «Доступное жильё» с доплатой 30-35% и муниципальная — 10%. В общей сложности получается молодая семья может получить 40% — 45%. В текущем году с начала августа был расширен список возможности приобретения жилплощади. Теперь программа «Молодая семья» распространяется на долевое участие, строительство и уступку прав требования.

Жилищная программа «Молодая семья» в 2021 году

Программа «Молодая семья» в 2023 году и какие условия получения

В России огромное внимание уделяется оптимизации демографической ситуации и поддержке малообеспеченных слоев населения. Иногда понятия семьи с детьми и социально незащищенные категории совпадают по значению. Статистические исследования показывают, что люди стали откладывать деторождаемость из-за отсутствия жилья. Государственная программа Молодая семья 2023 года предусматривает определенные условия: это не бесплатное предоставление жилья, субсидия, помощь, которую возвращать не придется.

Основные сведения о программе «Молодая семья»

Продолжение истории после рекламы

Обеспокоенность сложившейся демографической ситуацией, необходимость ее оптимизации – факторы, которые привели к возникновению программы «Молодая семья», условия которой с момента разработки практически не изменились и продолжат действовать в 2023 году.

Многие семьи не успевают обзавестись собственной жилплощадью или живут в не самых подходящих помещениях к моменту начала совместной жизни, и это становится препятствием для обзаведения детьми.

В регионах и на общефедеральном уровне разработаны вариабельные меры поддержки, но их все еще недостаточно, и претендовать на такие меры поддержки может только ограниченное количество людей, отвечающих выставленным требованиям. Условия программы «Молодая семья» предусматривают ее действие до 2025, в 2023 году люди определенного возраста могут рассчитывать на помощь от государства в приобретении жилья. Из достоверных источников известно, что правительство намерено пролонгировать ее действие и указанный год не будет сроком окончания проекта.

Продолжение истории после рекламы

Однако это не означает, что жилплощадь будет выдаваться бесплатно. Просто предоставляется субсидия, возвращать которую не нужно, но большую часть стоимости родители детей и просто семейные пары должны будут выплатить самостоятельно. Критерии выбора участников программы

Претендовать на участие в программе могут строго определенные категории, соответствующие оговоренным в разработке требованиям:

возраст – до 35 лет (у жены и мужа); гражданство – российское, хотя бы у отца или матери, если дети уже есть; дети – с ними или без; одинокий родитель с одним ребенком; платежеспособность – государство спонсирует только треть от необходимой суммы, остальные средства придется выплачивать самостоятельно. В Ордынский, юрист: «Независимо от количества детей, нажитых совместно, пара не может претендовать на получение субсидии от государства, если она состоит в гражданском браке и их отношения не оформлены официально. Есть определенные общественные устои, соблюдение которых обязательно для получения субсидии. Новомодные веяния – это их игнорирование. Изменения по одиноким родителям внесены относительно недавно, для людей, которые вынужденно выполняют родительскую миссию без поддержки второй половины».

Продолжение истории после рекламы

Другие обстоятельства и условия программы

Соответствие вышеперечисленным требованиям по возрасту, платежеспособности и гражданству – только предпосылки, позволяющие претендовать на роль участников, но есть и другие, не менее важные условия программы «Молодая семья», и в 2023 году они не утратили своей актуальности. Это – нуждаемость в улучшении жилищных условий, которая устанавливается по правилам, принятым в региональном сообществе.

Отсюда многочисленные разъяснения по программе, публикуемые местной администрацией: в каждом субъекте федерации могут быть отдельные критерии для определения этого состояния.

Продолжение истории после рекламы

Основные причины, по которым молодая семья может претендовать на получение субсидии от государства, это:

несоответствие региональным нормам метража на одного человека (они могут быть разными в Москве или другом территориальном сообществе); квартира или дом, в котором живет семья, не отвечает гигиеническим и санитарным нормам; жилое помещение или дом находится в ветхом, аварийном состоянии, технические нормы безопасности не соблюдаются; один из членов семейства болен заразным заболеванием, представляющим опасность инфицирования других (список утвержден Министерством здравоохранения); есть ряд других факторов, перечисленных в статье 51 ЖК РФ.

Продолжение истории после рекламы

Последние новости 2023 года, размещая сведения о программе государственной поддержки, говорят о невозможности получения универсального ответа на вопрос, кто может претендовать на участие в ней.

В каждом регионе есть отдельные правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Навести справки, и получить точный ответ можно в административных органах, соцзащите, МФЦ. Учетная норма – критерий, который устанавливает муниципалитет. Она может отличаться в близко расположенных городах одного и того же субъекта федерации.

Продолжение истории после рекламы

Наличие детей не влияет на участие в программе «Молодая семья», но сохранившиеся в 2023 году условия предусматривают, что их количество может повлиять на размер выдаваемой субсидии.

На что можно потратить субсидию

При условии, что семья соответствует выдвинутым критериям и ей предоставлена субсидия в рамках госпрограммы, распоряжаться ею можно в разных направлениях. Можно приобрести жилье без ограничений, но потратить на другие цели не получится. В числе возможностей:

Продолжение истории после рекламы

строительство частного дома (если есть земельный участок); уплата взноса при получении жилищного кредита; покупка первичного и вторичного жилого фонда; погашение кредита или процентов по ипотеке; приобретение пая в долевом строительстве.

Есть определенные требования к покупке, но они не удивительны: региональная власть спонсирует приобретение жилища только на своей территории. Второе требование с целью предотвратить возможные махинации – покупку нельзя сделать у родственников. Условия и порядок предусматривают только однократное участие в программе. Известно, что в стране есть много людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и государство помогает одной семье только один раз.

Продолжение истории после рекламы

Список документов варьируется в зависимости от целевого предназначения потенциальной субсидии. Обратившись в органы местного самоуправления, нужно предоставить:

заявление на участие в программе (есть форма, которую должны предоставить); ксерокопии документов, удостоверяющие личность каждого члена семьи; справку о доходах или выписку со счета; свидетельство о заключении брака (копию, для полной семьи); бумаги, подтверждающие нуждаемость в улучшении условий проживания.

Читать также:  Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг

От семьи может потребоваться копия договора по ипотеке, справка об остатке задолженности, номера СНИЛС, и прочее. Заявление можно подать через портал Госуслуги, ответ будет получен через 10 дней. Условия программы «Молодая семья» 2023 года предусматривают, что региональные власти самостоятельно формируют списки участников, приоритетное внимание уделяется семьям с тремя и более детьми. Поэтому если планируется пополнение, нужно уточнить, как оформить изменение в семейном статусе, если они произойдут после момента вступления в госпрограмму.

Продолжение истории после рекламы

Размер субсидии составляет 30-35% от стоимости покупки, но она должна быть одобрена с точки зрения платежеспособности участников программы, их дохода, состояния банковского счета и прочего. Приобретение элитного жилья, с непосильной стоимостью людям с низким доходом никто не позволит, так как учитывается платежеспособность и размеры выплат.

Действие программы Молодая семья направлено на оказание помощи людям молодого возраста в улучшении условий проживания:

Государство заинтересовано в оптимизации демографической ситуации и помогает с выдачей субсидий. Разработаны критерии отбора для претендентов на участие и требования к приобретениям. В новом году не произошло существенных изменений в условиях. Размер субсидии зависит не только от стоимости намеченного приобретения, но и от платежеспособности молодых людей.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 546).

2. Признать утратившими силу:

подпункты «а» и «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 г. N 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5538);

пункт 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1331 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7256);

подпункты «а», «б» (в части, касающейся приложения N 1 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») и «п» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 62 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 5, ст. 404);

подпункт «а» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1012 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4722);

пункт 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1860 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 55);

пункты 1, 2 и 16 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 399 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 16, ст. 2582);

пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 439 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, Правил финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 13, ст. 2264);

пункты 1, 2 и 5 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 517 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 16, ст. 2764);

подпункт «а» пункта 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 672 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 20, ст. 3358).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 г. N 2570

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

1. После наименования Программы дополнить текстом следующего содержания:

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере

I. Оценка текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы

Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2020 год составил 767,4 млн. кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2015 году и составил 85,35 млн. кв. метров.

По итогам 2020 года объем ввода жилья составил 82,2 млн. кв. метров, из которых многоквартирные дома — 42,4 млн. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство — 39,8 млн. кв. метров.

Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в 2 раза и составила в 2020 году 92,4 процента в общем объеме жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 472 квартиры на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 26,9 кв. метра на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского союза.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в России сыграл единый институт развития в жилищной сфере — акционерное общество «ДОМ.РФ». Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

Ежегодно посредством ипотечного жилищного кредитования более 1,3 — 1,8 млн. семей приобретают жилье. По итогам 2020 года величина кредитных требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой и (или) залогом прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, а также поручительства по ипотечным ценным бумагам, обеспеченным закладными физических лиц, составляет около 10 процентов валового внутреннего продукта (возможен рост такой величины до 15 процентов валового внутреннего продукта, что в 1,5 раза ниже уровня такой величины в восточноевропейских странах с сопоставимой структурой собственности на жилье).

В 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.

В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам — участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.

Так, на конец 2020 года в единый реестр проблемных объектов включено порядка 2900 многоквартирных домов площадью более 17 млн. кв. метров.

В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан — участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2017 году создана публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». За период 2018 — 2020 годов публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» приняты обязательства по восстановлению прав более 71,3 тыс. граждан, вложивших денежные средства в строительство 720 объектов.

В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан — участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.

В конце 2020 года строилось более 48 млн. кв. метров жилья с использованием счетов эскроу, что составляет 51 процент всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читать также:  Государственные программы поддержки малоимущим семьям

В 2020 году был решен жилищный вопрос 28,3 тыс. семей (предоставлено из федерального бюджета 32,1 млрд. рублей).

В 2020 году (впервые после 2012 года) приняты меры по обеспечению жильем всех граждан, выезжающих из закрывающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей населенных пунктов, решение о закрытии которых принято до 2012 года.

По состоянию на 1 января 2021 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 854,3 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем, в том числе 31,51 тыс. инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляет 283,2 тыс. человек.

В целях принятия мер по единому учету граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет создана единая информационная система, позволяющая вести учет категорий граждан, обеспечение жильем которых осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Программа).

Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., реализуемых государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 2020 год включительно расселено 2,2 млн. кв. метров из 9 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено 136,4 тыс. человек из 500,08 тыс. человек, проживающих в таком жилье. Оставшиеся 6,8 млн. кв. метров аварийного жилья планируется расселить до 2024 года.

Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 2 млн. кв. метров в год).

В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.

Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды.

Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является разработка и внедрение индекса качества городской среды в целях ее оценки. В ходе создания комфортной городской среды детально проанализирована среда более сотни городов России, тщательным образом изучены данные государственной и муниципальной статистики.

Индекс качества городской среды за 2020 год по Российской Федерации составил 177 баллов (выше на 4 процента по сравнению с результатами 2019 года). Количество городов с благоприятной средой за 2020 год составило 375 (33,6 процента).

По данным субъектов Российской Федерации, на 1 января 2021 г. требуют благоустройства порядка 162 тыс. дворовых и 85 тыс. общественных территорий. В период 2017 — 2020 годов в рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие около 3 тыс. муниципальных образований, в которых уже благоустроено 83225 территорий, в том числе 19915 общественных территорий (набережные, площади, парки и др.) и 63310 дворовых территорий.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере

Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.

Приоритет в жилищной сфере — создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:

формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе посредством реализации акционерным обществом «ДОМ.РФ» своих функций;

развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;

содействие комплексному развитию территорий;

стимулирование малоэтажной застройки;

применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;

содействие в развитии государственно-частного партнерства;

совершенствование деятельности единого института развития в жилищной сфере в части обеспечения повышения доступности жилья;

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;

развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования).

Приоритет в жилищно-коммунальной сфере — обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:

создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;

содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;

модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.

В результате реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы, соответствующий мировым стандартам.

Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:

увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. кв. метров к 2030 году;

улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей;

расселение до 2024 года 8,9 млн. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2017 г.;

повышение в полтора раза комфортности городской среды к 2030 году;

обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.

Указанные цели Программы соответствуют показателям национальных целей развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 (далее — национальные цели), включающие следующие целевые показатели:

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;

улучшение качества городской среды в полтора раза;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, озера Байкал и Телецкое;

обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации.

Достижение национальных целей осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках:

федеральных проектов «Жилье», «Ипотека», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и «Формирование комфортной городской среды», входящих в состав национального проекта «Жилье и городская среда»;

федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография»;

федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Чистая вода», входящих в состав национального проекта «Экология»;

федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление», входящих в состав национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»;

федеральных проектов «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», «Новый ритм строительства», «Содействие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации», «Инфраструктурное меню» и «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения».

Основными задачами указанных федеральных проектов являются:

совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;

модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;

снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства;

обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;

создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;

внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в 3 раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в р. Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;

создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Реализация задач указанных федеральных проектов позволит достигнуть показателей национальных целей, а также окажет положительное влияние на целевые показатели национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474, в том числе на:

Читать также:  Государственная программа бесплатной медицинской помощи на 2020 год и плановые годы 2021 и 2022 должны включать

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

Решение задач указанных федеральных проектов и достижение целей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мероприятия Программы, реализуемые совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию жилищной и жилищно-коммунальной сферы.

Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу, приведен в приложении N 4.

III. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Достижение национальных целей осуществляется путем решения следующих задач:

совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств в долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;

снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;

обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;

создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

IV. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в жилищной и жилищно-коммунальной сфере

Задачами государственного управления в рамках комплекса процессных мероприятий «Обеспечение деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и реализации государственной политики в сфере строительства, жилищного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства» Программы являются:

обеспечение функций центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственных Министерству учреждений, а также публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства»;

развитие кадрового потенциала в строительной отрасли путем привлечения студенческих строительных отрядов.

Для реализации задачи по развитию кадрового потенциала в строительной отрасли Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» будет организовано проведение ежегодных конкурсов по определению лучшей организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, к деятельности которой привлечены студенческие строительные отряды. Положение об организации указанного ежегодного конкурса утверждается Министерством совместно с молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды».

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников. Размеры средств указанных бюджетов и внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению исходя из необходимости достижения целей Программы.

Способами эффективного решения указанных задач в рамках реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются:

предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств в соответствии с приложениями N 5, 6, 8 — 154, 17 — 19;

предоставление бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов в соответствии с Правилами отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;

возмещение кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, в соответствии с Правилами возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 629 «Об утверждении Правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, и Правил предоставления в 2020 году субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, для возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства», а также по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, в соответствии с Правилами возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2438 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, и Правил возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке»;

финансовое обеспечение (возмещение) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям в соответствии с Правилами финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 439 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, Правил финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710″;

предоставление молодым семьям и молодым ученым социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приложениями к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации государственных программ Российской Федерации, предметом которых является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого и (или) территориального характера, в том числе национальных целей, затрагивающих сферы реализации нескольких государственных программ

Реализация мероприятий Программы оказывает влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий — Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области.

В целях достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав указанных приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, в рамках Программы реализуются в том числе мероприятия:

по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, переселению из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, а также граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики;

по обеспечению жильем молодых семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;

по благоустройству общественных территорий (набережные, площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды;

по обеспечению качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения;

по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации.

Одновременно достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых выше среднего уровня по Российской Федерации, осуществляется за счет реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, предметом которых является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого и (или) территориального характера, в том числе национальных целей, затрагивающих сферы реализации нескольких государственных программ, в том числе:

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»;

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»;

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя»;

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области»;

государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».

Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий Программы, влияющие на достижение целей указанных государственных программ, осуществляются ответственными исполнителями таких государственных программ.».

2. Паспорт, приложения N 1, 3 и 16 к указанной Программе признать утратившими силу.

Скорректирована госпрограмма обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.

Дана оценка текущему состоянию жилищной и жилищно-коммунальной сферы, обозначены приоритеты и цели госполитики, поставлены задачи госуправления. В частности, к 2030 г. планируется:

— увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн кв. метров;

— обеспечение качества и доступности услуг ЖКХ не менее 50 процентам населения.

До 2024 г. предстоит расселить 8,9 млн кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2017 г.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *